Все те, которые видят только телесными очами и только этот чувственный свет, слепы суть; и им ни о чём другом не должно заботиться, кроме как о том, чтоб отверзти умные очи души своей и увидеть невечерний Божественный свет.
Ибо как слепой не может видеть никаких вещей мира сего, ни различать золота, например, от серебра или меди, хоть они пред ним находятся, он не видит, и многоценные камни и маргариты, если они брошены на пол, попирает, как прах; и самого себя не видит и не знает, какая на нём одежда: белая или чёрная, чистая или измаранная – так и тот, кто слеп умными очами, не может знать самого себя, ни состояния своего; тем более невозможно ему увидеть и познать Бога.
Открываются же умные очи и прогоняется духовная слепота благодатию Святого Духа.
И никто из святых, от века бывших, не делался святым, не познавал Бога, не становился рабом и другом Его, если прежде ум его не бывал просвещён от Святого Духа, если не получал от Него ведения, слова и силы и не был Им доведён до познания хотений и велений Божиих.
Кто не просвещён Духом Святым, тот не только не знает себя самого и ближних своих, но и заповеди Божии, кои суть как маргариты, и веления Божии, кои суть как камни многоценные, и живодательные словеса Его, кои суть как монеты, имеющие на себе пречистый образ Его – всё это попирает ногами, как ненужный прах, нимало не чувствуя ни их, ни того, как относится к ним, потому что не может чувствовать.
Никто убо, братия мои, да не прельщает вас, говоря, что видит то, о чём я сказал, тогда как очи души его не просвещены Божественным светом...
Слушай, что говорит апостол Павел: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9).
Видишь, что тому, кто не имеет Духа Святого, не только непозволительно учить других, но что ему невозможно даже быть от части Христовой.
Ибо со Христом соединяет благодать Святого Духа; и кто не имеет Духа Святого обитающим в себе, заведомо тому невозможно иметь общения со Христом или видеть славу Христа сознательно...
Без благодати Святого Духа невозможно ни освободиться от страстей и безсловесных похотей, ни соделаться сыном Божиим, ни освятиться, и что те, которые сподобляются таких даров Духа, не только освобождаются от всех похотей, страстей и непотребных помыслов, но бывают и богами по благодати, пребывают близ Бога и бывают вне плоти и мiра; и не только они сами святы бывают и как бы безтелесны в мiре, но и всех других верных видят как святых, и не только как святых, но и как во Христа облечённых и соделавшихся христами; и что кто не стяжал ещё таких душевных очей, тот явно не достиг ещё света Христова и не просветился от него, ибо свет Христов даруется, да видим бывает тем, кои сподобились покаянием внити в него.
Кто достигнет в меру сию, тот всех любит и почитает их, как Христа, не презирает никого из тех, кои кажутся нам низкими и ничтожными, но и другого никого не ненавидит, не поносит, не осуждает и не терпит слышать, как другие осуждают кого.
Такими да будем и мы с вами (говорю к этим осуждающим), братия. Ибо если не сделаемся такими, то невозможно нам будет внити в Царство Небесное.