Концепция взаимодействия спортивного туризма с боевой подготовкой Вооруженных Сил Российской Федерации

КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА С БОЕВОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ширяев Владимир Николаевич – мастер спорта СССР по туризму, заслуженный путешественник России, военный исследователь.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Предлагаемая Концепция взаимодействия спортивного туризма с боевой подготовкой ВС РФ (далее – Концепция) представляет собой систему современных взглядов на подготовку и формирование специальных войск, повышение уровня военно-профессиональных знаний, физической, морально-волевой и психологической готовности военнослужащих и граждан к военной службе, обеспечение военно-патриотического воспитания и укрепление здоровья населения. Концепция призвана консолидировать усилия туристско-спортивного движения России и Министерства обороны в достижении высокой боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации, повышении их боеготовности.
Концепция является составной частью государственной политики в области обороны – военной науки, строительства Вооруженных Сил, физической культуры и спорта в Российской Федерации – и отвечает требованиям Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в области военно-патриотического воспитания населения и подготовки граждан Российской Федерации к военной службе.
Реализация Концепции достигается путем Рамочного соглашения и договоров о сотрудничестве Министерства обороны Российской Федерации с Общероссийской спортивной общественной организацией «Туристско-спортивный союз России» и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации и Министерства обороны.
Принимая во внимание значительную протяженность горных территорий вдоль южной и дальневосточной границ России, и многовекторный характер международной напряженности, сместившейся к югу, откуда исходит военная угроза России и странам СНГ от сопредельных государств, назрела необходимость в создании особых группировок специальных войск. Не являются исключением и труднодоступные районы российского сектора Арктики с богатейшими запасами углеводородов, что требует надежной защиты национальных интересов России. В этом плане Концепция предусматривает тесное взаимодействие Министерства обороны с Туристско-спортивным союзом России (ТССР), направленное на решение актуальных задач – широкого охвата населения спортивным туризмом, накопления мобилизационных людских ресурсов для создания стратегического специализированного резерва военной организации России, внедрение в военную практику передовых технологий обучения войск действиям в сложных физико-географических условиях.

2. ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА И ЕГО РОЛЬ В ПОДГОТОВКЕ МОБИЛИЗАЦИОННЫХ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ

2.1. Состояние вопроса

В Концепции «Федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года», утвержденной Правительством РФ (Распоряжение от 3 февраля 2010 г. №134-р) обозначены серьезные проблемы состояния здоровья, физической и морально-психологической подготовки граждан к военной службе, предложены пути решения этих проблем. Среди предлагаемых мер – военно-патриотическое воспитание граждан, повышение качества подготовки к военной службе, восстановление системы массовых видов спорта, но почему-то только из числа тех, что признаны в установленном порядке в Российской Федерации в целях обеспечения подготовки граждан к военной службе. А как быть с другими видами спорта, в том числе спортивным туризмом? Анализ Интернет – сайтов показывает, что в перечне военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта спортивный туризм не значится, не значится он как вид спорта и в системе Министерства спорта, туризма и молодежной политики. Массовый в советский период вид спорта «Спортивный туризм», являющийся основополагающим горной, водно-десантной и других видов подготовки, оказался не у дел и был выброшен из обоймы необходимых направлений в обучении войск преодолению естественных препятствий в природной среде, использованию тактических свойств местности при передвижении вне дорог, другим действиям.
Вместе с тем, Министерство обороны РФ стало считать спортивный туризм спортом, необходимым для подготовки граждан к военной службе и включило в перечень видов спорта, направленных на обеспечение физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Такое решение было принято в соответствии с частью 6 статьи 29 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В связи с этим, министр обороны А.Э. Сердюков направил соответствующее письмо (N205/11094 от 10 августа 2009 г.) министру спорта, туризма и молодежной политики В.Л. Мутко. Вполне возможно, что признание необходимости спортивного туризма в подготовке граждан к военной службе произошло после того, как в начале 2009 г. автор направил в силовые ведомства и их структурные подразделения сборник научных материалов «Сплавы по горным рекам в военной практике» (военно-научное исследование - методики, обоснования, расчеты, теоретические статьи; 308 стр.).
Положительные взгляды Министерства обороны РФ на значимость спортивного туризма в подготовке мобилизационных людских ресурсов создают предпосылки не только для оздоровления граждан допризывного и призывного возрастов, но и создания стратегического специализированного резерва военной организации Российской Федерации.
Достижение этой цели требует коренного пересмотра отношения к спортивному туризму федеральных органов исполнительной власти. За 20 лет после распада СССР не вышло ни одного постановления «О мерах по развитию туризма в стране» как это было в советское время. Если в постсоветской России и были нормативно-правовые акты, то они отражали проблемы коммерческого туризма и не рассматривали вопросы массового туристского движения. В той же самой Концепции, о которой упоминается выше, туризму отведено чуть больше одной строки из 13 листов текста: «…разработка региональных туристских маршрутов для молодежи по местам боевой славы…». Это, конечно, очень важно для проведения военно-патриотической работы, но явно недостаточно, чтобы обозначить всю важность спортивного туризма в обеспечении обороноспособности и мобилизационной готовности людских ресурсов. В документе отражены только общие направления подготовки граждан России к военной службе без конкретизации отдельных видов спорта.
Учитывая изложенное, автором разработана Концепция взаимодействия спортивного туризма с боевой подготовкой Вооруженных Сил Российской Федерации, в которой рассматриваются задачи, решаемые спортивным туризмом в интересах ВС РФ, предлагается проведение организационных мероприятий, направленных на достижение цели Концепции.

2.2. Задачи, решаемые спортивным туризмом в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации

Основными компонентами военно-прикладной составляющей спортивного туризма являются знания, навыки и умения, приобретаемые при организации и проведении спортивных походов и необходимые для взаимодействия с боевой подготовкой ВС РФ:
– изучение (составление описаний) проходимости местности в отдаленных и труднодоступных районах: наличие и состояние троп, бродов для пеших и вьючно-транспортных подразделений, выявление условий сплава и составление лоций горных рек в интересах боевых действий и снабжения войск, выдача рекомендаций по преодолению маршрутов в зимних условиях;
– определение категорий трудности перевалов, затрат времени на их преодоление, необходимого снаряжения, его веса и качества;
– освоение спортивными туристами заполярных районов и Центрального Арктического бассейна, многочисленных пещер в различных регионах России;
– выявление удобных и безопасных мест для размещения войск с целью их защиты от природных явлений – обвалов, камнепадов, снежных лавин, оползней, селевых потоков, паводковых вод;
– определение возможности использования горных и несудоходных рек в качестве транспортных коммуникаций в целях передвижения войск вне дорог, тактических перегруппировок подразделений, ведения разведки, захвата мостов и переправ для обеспечения действий главных сил, подвоза материальных средств и эвакуации, выполнение других боевых и транспортных задач;
– использование в ходе боевой подготовки всех транспортных возможностей плавсредств, применяемых в спортивных сплавах по горным рекам;
– определение возможности проведения автономных походов большой протяженности, продолжительности и повышенной сложности, опыт которых необходим при организации рейдовых и боевых действий в отрыве от главных сил;
– владение приемами выживания в природной среде, обеспечения безопасности на маршрутах, проведения спасательных работ своими силами;
– умение работать с топографическими картами, аэрокосмическими снимками, приборами навигационных спутниковых систем, ориентироваться на незнакомой местности, предсказывать приближение непогоды;
– составление письменных отчетов с фото- и видеоматериалами о прохождении перевалов, рек и других спортивных маршрутов для накопления банка данных в соответствующих управлениях Генштаба и штабах военных округов.

2.3. Основные проблемы развития спортивного туризма в Российской Федерации

Вместе с тем, при всей значимости спортивного туризма в решении актуальных задач боевой подготовки специальных войск, следует отметить серьезные проблемы в его развитии на современном этапе, удручающие по своим масштабам. Основными проблемами развития спортивного туризма в России являются:
– упразднение Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС – головного государственного органа и его подразделений в краях и областях, которые в советский период отвечали за состояние и развитие туризма (в том числе спортивного) и экскурсионного дела в стране;
– отсутствие федеральных нормативно-правовых актов по развитию спортивного туризма в Российской Федерации и Вооруженных Силах РФ;
– отсутствие финансирования спортивного туризма, поскольку нет государственной программы по его развитию и, как следствие, прекращение работы многих туристских клубов и их закрытие, а те клубы, где ведется еще работа, находятся в стадии выживания;
– экспроприация помещений туристских клубов различными структурами;
– ликвидация отлаженной многоуровневой системы подготовки туристско-спортивных кадров, которая существовала до 1991 г. включительно; нарушение устойчивой преемственности поколений в спортивном туризме;
– недооценка руководящими структурами Российской Федерации роли и значения спортивного туризма в обучении войск, совершенствовании военно-прикладных навыков, воспитании у населения любви к Родине, стремления к познанию родного края, в пропаганде здорового образа жизни, борьбе с пьянством, наркоманией, экстремизмом;
– игнорирование спортивного туризма как вида спорта – дошло до того, что на сайтах государственных спортивных организаций в перечне видов спорта туризму не нашлось места;
– упразднение Министерством спорта, туризма и молодежной политики высоких спортивных званий по туризму в классе спортивных походов: разряда «Кандидат в мастера спорта», званий «Мастер спорта России», «Мастер спорта России международного класса», «Заслуженный мастер спорта России»;
– отсутствие международного сотрудничества на государственном уровне – проводимая в настоящее время работа поддерживается только общественными туристско-спортивными движениями некоторых стран СНГ.
Перечисленные выше факторы негативно влияют на развитие спортивного туризма в России, приводят к оттоку молодежи из организованного спорта и переходу в «дикий», неорганизованный туризм без соблюдения Правил организации и проведения спортивных походов и обеспечения их безопасности. Кроме того, наносится значительный ущерб подготовке мобилизационных ресурсов, поскольку недостаточно ведется подготовка туристско-спортивных кадров: инструкторов, разрядников, руководителей сложных походов, судей и организаторов соревнований, то есть тех категорий специалистов, которые нужны войскам для обучения приемам выживания и действиям в природной среде.
3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Цель:
Обеспечение на основе взаимодействия со спортивным туризмом специальной подготовки войск для действий в горных и арктических районах, выполнения боевых, транспортных и других задач.
Задачи:
– обосновать необходимость спортивного туризма как вида спорта в повышении уровня боевой подготовки военнослужащих, в воспитании готовности к преодолению больших физических и морально-психологических нагрузок в сложных природных условиях, совершенствовании военно-прикладных навыков допризывной молодежи;
– создать нормативно-правовую базу, обеспечивающую эффективное взаимодействие спортивного туризма с боевой подготовкой Вооруженных Сил;
– разработать и ввести в практику боевой подготовки соединений и воинских частей постоянной готовности, специальных войск, мотострелковых и других формирований специальные программы на базе спортивного туризма;
– повысить уровень индивидуального технико-тактического мастерства военнослужащих в преодолении естественных препятствий в природной среде;
– обучать войска максимальному использованию тактических свойств местности для: передвижения вне дорог (преодоление перевалов, сплавы по горным и несудоходным рекам, на лыжах, конях, горных велосипедах), защиты подразделений и органов управления войсками от ОМП (освоение пещер) и угрозы опасных природных явлений.
– создать, поддерживать и совершенствовать учебную и материально-техническую базу для обеспечения взаимодействия спортивного туризма с боевой подготовкой Вооруженных Сил.

4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ

Для достижения цели и выполнения задач по реализации Концепции необходимы нормативно-правовые механизмы – постановления Правительства Российской Федерации, обеспечивающие поступательное движение в развитии спортивного туризма в стране, а также приказы и директивы Министра обороны РФ, которые отражали бы проблемы армейского спортивного туризма, указывали пути их решения. Приказы Министра обороны СССР от 1979 г. № 143, Заместителя Министра обороны – начальника Тыла Вооруженных Сил СССР от 1979 г. № 56 устарели, не отвечают реалиям сегодняшнего дня и требуют пересмотра. Восстановление престижа спортивного туризма как фактора повышения боевой выучки войск требует проведения организационных мероприятий:
– создать в Министерстве спорта, туризма и молодежной политики управление спортивного туризма (как это было в ЦСТЭ), решить вопрос о восстановлении в спортивном туризме разряда «Кандидат в мастера спорта», званий «Мастер спорта России», «Мастер спорта России международного класса», «Заслуженный мастер спорта России»;
– создать в Управлении физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации Главный отдел спортивного туризма, а в штабах оперативно-стратегических направлений (военных округах) – аналогичные отделы или группы или отделы (группы) физической подготовки, включив в них сектор спортивного туризма как важный компонент боевой подготовки;
восстановить при УФП ВС РФ федерацию армейского спортивного туризма – общественный орган с комитетами и комиссиями по видам туризма и разделам работы;
– осуществлять координацию работы созданных отделов (групп) спортивного туризма с Федерацией армейского спортивного туризма, туристскими клубами военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей, придав им статус учебно-методических центров для повышения походного мастерства военнослужащих, гражданского персонала, молодежи допризывного и призывного возрастов;
– организовать тесное взаимодействие армейского спортивного туризма с Туристско-спортивным союзом России и его региональными подразделениями, располагающими квалифицированными кадрами;
– обеспечить стабильный приток в войска, где введена горная подготовка, соединения и воинские части постоянной готовности, специального назначения дипломированных инструкторов комплексной горной подготовки, для чего создать в Военном институте физической культуры факультет горных видов подготовки (спорта) по направлениям: горное (преодоление перевалов), лыжное, водно-десантное (транспортное), спелеологическое.
– считать необходимым введение Главным организационно-мобилизационным управлением Генштаба ВС РФ новых военно-учетных специальностей (ВУС), отражающих специализацию спортивного туризма (горный, водный, лыжный, конный и др.) для создания специальных соединений и воинских частей смешанного состава;
– обеспечить взаимодействие Туристско-спортивного союза России с ГОМУ Генштаба ВС РФ по планированию и выполнению государственного оборонного заказа на подготовку мобилизационных людских ресурсов для формирования стратегического специализированного (горного) резерва военной организации России;
- возобновить проведение окружных и всеармейских комплексных соревнований по спортивному туризму в классе «Дистанция»; предусмотреть организацию международных армейских соревнований стран СНГ;
– ввести в состав Общественного Совета Министерства обороны РФ представителей Туристско-спортивного Союза России и Федерации армейского спортивного туризма для выработки конкретных предложений по реализации предлагаемой Концепции.

5. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

5.1. Создание материально-технической базы

Реализация военно-прикладных аспектов спортивного туризма в практике повышения профессиональной выучки военнослужащих, подготовки граждан к военной службе и военно-патриотического воспитания потребует создания материально-технической базы для проведения мероприятий на всех этапах взаимодействия спортивного туризма с боевой подготовкой ВС РФ. С этой целью необходимо:
– восстановление, развитие и материально-техническое обеспечение региональных, городских и районных туристских клубов как учебно-методических центров подготовки туристско-спортивного актива – разрядников, инструкторов, судей соревнований;
– создание туристских клубов в кадетских корпусах, суворовских и Санкт-Петербургском нахимовском военных училищах с выделением помещений для их работы, предусмотрев для этих целей материально-техническое, квалификационное и информационно-методическое обеспечение;
– совершенствование работы и условий содержания армейских туристских клубов всех уровней, обеспечение их необходимым снаряжением по видам туризма для проведения учебных мероприятий;
– обеспечение отделов (групп) спортивного туризма УФП ВС РФ и штабов военных округов соответствующим снаряжением для проведения туристско-спортивных мероприятий (учебных сборов и соревнований) всеармейского и окружного масштабов;
– создание на операционных направлениях комплексных учебных центров оперативных объединений для подготовки специальных воинских частей и подразделений, применяющих нестандартные действия в труднодоступной местности и районах с суровыми климатическими условиями (Север Дальнего Востока, Заполярье, арктические широты);
– развитие и совершенствование учебной и тренировочной базы детско-юношеского и армейского спортивного туризма с обустройством горных (скальных) городков, водных полигонов (слаломных трасс), других учебных площадок.

5.2. Учебно-методическое обеспечение

Повышение военно-профессиональной готовности войск на основе спортивного туризма, подготовка граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации потребует выполнения ряда мероприятий. Основными из них являются:
– оснащение туристских клубов независимо от их ведомственной принадлежности стендами, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, учебной и методической литературой по организации и безопасности спортивных походов и соревнований, работе комитетов и комиссий по видам туризма и разделам работы;
– возобновление выпуска методических рекомендаций по видам спортивного туризма и рассылки их на места (отделам армейского туризма, туристским клубам всех уровней по ведомствам) по примеру ранее действовавшего Рекламно-издательского бюро Центрального Совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС;
– издание, в том числе в Воениздате МО РФ, научной (монографии) и методической литературы по технике и тактике действий малых мобильных групп в различных природных условиях, использованию тактических свойств местности при выполнении боевых, транспортных и других задач, подключив для этих целей соответствующие управления МО РФ;
– определение организаций для издания и рассылки учебной и методической литературы по спортивному туризму по образовательным учреждениям, библиотекам и туристским клубам;
– разработка и реализация программ для проведения тактико-специальных занятий с подразделениями по водно-десантной (транспортной) подготовке в целях использования горных и несудоходных рек в качестве транспортных коммуникаций в труднодоступных районах;
– создание в Министерстве обороны РФ всероссийского банка данных инструкторов-методистов спортивного туризма для сотрудничества в подготовке военных кадров и разработке учебников, учебных пособий и методических рекомендаций; получение от Туристско-спортивного союза России сведений о подготовленных методистах;
– восстановление в полном объеме территориального принципа подготовки туристско-спортивных кадров, повышения их квалификации: инструкторов спортивного туризма, руководителей и участников спортивных походов, судей туристских соревнований и других категорий кадров спортивного туризма;
– применение эффективных средств подготовки допризывников, призывников и военнослужащих Вооруженных Сил к физическим, морально-волевым и психологическим нагрузкам, освоение новейших педагогических технологий в военно-патриотическом воспитании, выработке навыков выживания в условиях природной среды и их аттестации;
– введение военно-прикладной составляющей в обучение допризывной молодежи, занимающейся в центрах детско-юношеского туризма и на станциях юных туристов с проведением в туристских соревнованиях военизированных игр и эстафет на разных по сложности трассах и видов спортивного туризма. В подготовке мобилизационного ресурса необходимо содействие штабов оперативных объединений, командиров соединений и воинских частей при организации спортивных мероприятий – выделение автотранспорта, лагерных палаток, а в некоторых случаях, по опыту ТуркВО – организация связи, полевых кухонь, поваров, котлового довольствия;
– разработка региональных туристских маршрутов для детей и молодежи по местам боевой славы и историческим местам России;

5.3. Информационное обеспечение

Выполнение задач Концепции сопровождается освещением средствами массовой информации проводимых в стране мероприятий по развитию спортивного туризма, его значения в укреплении здоровья всех категорий граждан, военно-патриотическом воспитании населения как прикладного вида спорта. С этой целью необходимо:
– обеспечение информационной поддержкой мероприятий по боевой подготовке с элементами спортивного туризма в центральной и окружной армейской печати (газетах и журналах), на региональном и центральном телевидении, на телеканале «Звезда», в том числе в программе «Служу России»;
– создание и тиражирование киностудией МО РФ военно-учебных фильмов по методике организации тактико-специальных занятий по технике и тактике преодоления различных естественных препятствий, а также по другим темам спортивного туризма как средства обучения многомиллионной аудитории военнослужащих, молодежи допризывного и призывного возрастов;
– включение в программы фестивалей военно-учебных кинофильмов лент, показывающих взаимодействие спортивного туризма с боевой подготовкой; участие армейских фильмов в ежегодном кинофестивале «Вертикаль», проводимом Федерацией альпинизма России.

5.4. Научное обеспечение

Выполнение задач и достижение цели Концепции требуют надежного научного обеспечения и сопровождения на всех этапах взаимодействия спортивного туризма с боевой подготовкой военной организации Российской Федерации. С этой целью необходимо:
1. Совершенствование законодательной базы РФ в области военной науки и военного строительства, оказывающих непосредственное влияние на повышение боеспособности Вооруженных Сил и готовности их к боевому применению. Комитету Государственной Думы по обороне целесообразно подготовить и внести на обсуждение законопроект, допускающий возможность защиты открытых диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора военных наук независимо от профессиональной деятельности соискателя, его социального положения, места жительства и гражданства. Такие военно-научные труды, не содержащие государственной тайны, но имеющие большое теоретическое и практическое значение для военной науки и войск, вносили бы определенный вклад в строительство и боевую выучку Вооруженных Сил. Защита таких открытых диссертаций и монографий в специализированных советах Военной академии тыла и транспорта, Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ, Военно-техническом университете Спецстроя РФ и других военных вузах позволила бы обогатить военную науку новыми взглядами на развитие и боевое применение Вооруженных Сил Российской Федерации.
При разработке и принятии вышеуказанного законопроекта необходимо исключить возможность проявления бюрократических барьеров, делающих невозможным защиту диссертаций российскими соотечественниками в специализированных диссертационных советах военных вузов Министерства обороны РФ. Если предлагаемая соискателем научная работа выполнялась самостоятельно и независимо от каких-либо организаций и ведомств (а такие случаи имеют место) и если она представляет научную и практическую значимость для Вооруженных Сил России, то такие военно-научные труды должны приниматься к защите без всяких бюрократических проволочек. Соискатель самостоятельно заключает контракт с военным вузом на защиту и оплачивает расходы на ее проведение. Отпадает надобность в переписке и многочисленных согласованиях с военными ведомствами других стран.
Современное российское законодательство требует, чтобы допуск к защите диссертационных работ граждан СНГ в российских военных вузах проводился через национальные правительства и вооруженные силы этих стран и Главное управление международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ, что ставит непреодолимые барьеры перед самостоятельными исследователями (соискателями). Какой резон национальным республикам бывшего СССР заботиться о военно-научных трудах, отвечающих интересам Вооруженных Сил Российской Федерации, ее растущем военно-техническом потенциале!
Изложенное свидетельствует, что в российском законодательстве имеют место недоработки в области оборонной политики, которые препятствуют практической реализации перспективных научных разработок в области боевой подготовки войск.
2. С целью большего охвата потенциальных авторов с перспективными идеями и рекомендациями расширить перечень ведущих рецензируемых научных журналов Министерства обороны РФ. Решить вопрос о включении научно-практического журнала «Армейский Сборник» и других аналогичных печатных органов МО РФ – в вышеуказанный перечень.

5.5. Финансовое обеспечение

Решение задач, обозначенных в предлагаемой Концепции, требует финансирования проводимых мероприятий. Основными статьями расходов могут быть:
– совершенствование организационно-штатных структур в связи с введением военно-прикладных аспектов спортивного туризма в практику войск;
– разработка и выпуск научной, учебной и методической литературы по практическому применению в войсках способов, приемов, военно-прикладных навыков на основе спортивного туризма;
– обеспечение туристских клубов помещениями, наглядными пособиями, учебной и методической литературой, техническими средствами обучения;
– разработка специальных программ по комплексной горной подготовке (горной, водно-десантной, конной, спелео и др.), практическое внедрение их в военно-профессиональную деятельность войск;
– подготовка и повышение квалификации туристско-спортивных кадров по видам туризма: разрядников, мастеров спорта, инструкторов спортивного туризма всех уровней, руководителей сложных походов;
– проведение соревнований по тактико-технической подготовке спортивных туристов вплоть до международного уровня (чемпионаты всероссийские, всеармейские, зональные, краевые, областные, муниципальные, ведомственные);
– проведение спортивных экспедиционных маршрутов в отдаленных и труднодоступных районах с целью проведения медико-биологических и других научных исследований по работоспособности и выживанию в природной среде, проходимости местности, испытанию новых образцов экипировки (снаряжения, одежды, обуви).
Финансовое обеспечение проводимых мероприятий осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов Министерства обороны и других силовых ведомств, выделяемых на физическую и боевую подготовку, бюджетов субъектов Российской Федерации и гражданских ведомств, бюджетов муниципальных образований и других организаций.

6. РИСКИ

Факторами риска при реализации Концепции могут быть:
– отсутствие федеральных и ведомственных нормативно-правовых актов по развитию спортивного туризма в Российской Федерации, ее Вооруженных Силах, других силовых структурах;
– отсутствие государственного органа управления туристско-спортивным движением в России – требуется коренной пересмотр работы Министерства спорта, туризма и молодежной политики в отношении спортивного туризма;
– невозможность выполнения мероприятий, обозначенных в Концепции, по причинам экономического характера, проявления консервативных тенденций, недооценки роли спортивного туризма в боевой подготовке Вооруженных Сил, негативного отношения к спортивному туризму как виду спорта;
– недостаток в инструкторских кадрах и других специалистах спортивного туризма в обучении войск;
– недостаточное финансирование проводимых мероприятий или полное его отсутствие;
– причины, из-за которых система сотрудничества Министерства обороны с Туристско-спортивным союзом России может не работать или работать не в полную силу (отсутствие договоров или прекращение их действия, изменения оргштатных структур, служебные перемещения военных кадров и др.).

7. НЕОБХОДИМОСТЬ ОСВОЕНИЯ УНИКАЛЬНОГО ОПЫТА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА С БОЕВОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВОЙСК ТуркВО

При выполнении задач Концепции следует считать полезным изучение уникального опыта исследовательской и практической работы Отдела по туризму и экскурсиям ТуркВО (в том числе автора) по внедрению спортивного туризма в боевую подготовку войск Туркестанского военного округа в период всей афганской кампании и после нее. Освоение передовых технологий взаимодействия спортивного туризма с боевой выучкой войск нашло отражение в Постановлении Военного Совета ТуркВО № 014 от 30 декабря 1985 года и Директивах командования округа, в которых в качестве основных мероприятий рассматривались:
– подготовка инструкторов для последующего обучения войск техническим приемам, необходимым при выполнении боевых задач в горной местности;
– использование горных рек в качестве военно-транспортных коммуникаций с целью ведения разведки, боевого применения водных тактических десантов, подвоза материальных средств и эвакуации;
– проведение в формате туристских соревнований ротных тактических учений с боевым сплавом подразделений по горным рекам, преодолением мобильными группами сложного горного рельефа, выходом во фланг и тыл противника, захватом («ликвидацией») его опорных пунктов и переправ;
– обучение на тактико-специальных занятиях наведению наплавных мостов из катамаранов и плотов, маскировке сплавляемых отрядов, в том числе с постановкой дымовых завес с катамаранов и плотов боевого обеспечения сплава;
- проведение сплавов по горным рекам в ночных условиях, полигонных испытаний по выявлению военно-транспортных возможностей разных типов плавсредств (грузоподъемности, десантовместимости, маневренности и др.), применяемых в спортивных сплавах по горным рекам;
– создание в воинских частях, военно-учебных заведениях и Домах офицеров туристских клубов и координация их работы Отделом по туризму и экскурсиям ТуркВО, обеспечение методической литературой;
- организация военно-спортивных походов по видам туризма в горной местности на разных операционных направлениях.
– освещение проводимой работы по взаимодействию спортивного туризма с боевой подготовкой в средствах массовой информации – окружной и центральной армейской печати, журнале «Турист», республиканским и Центральным телевидением в программе «Служу Советскому Союзу», а также создание киностудией МО СССР документального фильма «Спортивный туризм в Вооруженных Силах СССР».

Опыт взаимодействия спортивного туризма и боевой подготовки, приобретенный в ТуркВО, должен быть востребован в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этот опыт ценен тем, что в ходе такого взаимодействия апробировались и внедрялись в практику войск новые элементы военного искусства – возможность боевого применения водных тактических десантов на горных реках в любое время года и суток. Впервые в мировой практике военного дела научно обосновано и практически доказано возможность использования горных рек в качестве военно-транспортных коммуникаций, что с учетом горной и лыжно-походной подготовки войска способны действовать в любых условиях и на любой местности.


Ключевые слова для работы в поисковых системах: горная подготовка, боевой сплав, водно-десантная подготовка, спортивный туризм, армейский туризм, допризывная подготовка, специальные войска, специализированный резерв, мобилизационные ресурсы, Армейский сборник, Туристско-спортивный союз России, водно-десантные занятия, сплавы по горным рекам в военной практике.

Ценность авторского текста особенно высока. Это не просто изложение фактов, не пересказ того, что освещалось уже многими ресурсами, а совершенно новая, уникальная информация. В данном тексте копирайтинг соблюден. Ценность копирайтинга в том, что, вопреки расхожему мнению, копирайтером не может быть любой, кто выучил русский алфавит и умеет складывать буквы в слова.

Владимир Ширяев Туристская фирма "Азия Рафт" тел/факс 8-10-99871-2670918 asiaraft@sarkor.uz


19.11.2011
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU