Молитвы к Николаю Божьему Угоднику

помолимся вместе

Молитвы
Николай Чудотворец относится к величайшим христианским святым и самым почитаемым на Руси Божиим угодникам.

Православные верующие отмечают дни его памяти 22 мая и 19 декабря по новому стилю. Акафист этого святого содержит слова: «Како бо кто от человек  возможет твоея святыни величия проповедати»?! Но «мы, любовию твоею побеждаеми» святой Николай. О жизни и чудесах великого Божия угодника пойдет речь на этом сайте.

Биография

Православная Церковь говорит, что рождение святителя Николая произошло примерно в 270 году, а из земной жизни он ушел приблизительно в 345 году. Согласно предположениям современных ученых, святитель умер в 334 или 335 году.

Время и место рождения будущего святого, знакомство с его родителями

 

Николай Чудотворец появился на свет примерно в 270 году от Рождества Христова в Патаре (Ликия, Малая Азия) в семье греков Феофана и Нонны – знатных и богатых людей, милосердных и благочестивых христиан, которые помогали нуждающимся. Они назвали своего сына Николаем, что значит «победитель народов».

Когда ребенок был маленьким, Господь послал чудесные предзнаменования его будущего величия. Крещение младенца было отмечено его трехчасовым стоянием в купели. У мамы он брал лишь правую грудь, чтобы выпить молоко, что стало знаком его стояния рядом со Спасителем. По средам и пятницам ребенок питался только после наступления темноты.

После того как Николай появился на свет, Господь стал его прославлять:

«Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Послание к Римлянам).

С юных лет Бог предопределил святителю Николаю «быть подобным образу Сына Своего». По словам псалмопевца, пророка и царя Давида: «Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля» (Псалтырь). Так указывается важность для падших, грешных людей двух свойств Божиих – милосердия и праведности Господа. Первое означает дарование Богом своих милостей, а второе говорит о правосудии Мздовоздаятеля над праведными и грешными людьми.

В Синодальном переводе Послания к Римлянам говорится о подобности образа святителя Николая Сыну Божию. Чудотворец был милосердным, но в нем присутствовала и необычайная ревность о Спасителе и Его правде, так как он безраздельно любил Бога и ближнего, творя милостыню и ревнуя о Нем. Из-за великой любви появляются большие ревности.

Это православное учение часто не выполняется христианами, живущими в сегодняшний развращенный век. Человек греховен, поэтому хочет, чтобы Господь и святые угодники его миловали. Он говорит лишь о любви Божией, забывая, что существует правосудие Господа.

По словам некоторых лжеучителей церковных, в раю можно встретить некрещенных умерших младенцев и всех людей (даже таких, как Иуда, Ирод, Гитлер и тому подобные злодеи), которых ждет спасение. Они считают, что загробным мучениям грешных людей однажды приходит конец по милости Божией, так как Господь сам является любовью. Но в главе 25 стихе 46 Евангелия от Матфея приведены совсем другие слова Христа.

Не только лжеучителя стали распространителями этой ереси. Она также исходит от самих бесов, желающих, чтобы у людей пропал страх Божий и они грешили. Поэтому верующим следует помнить, как о милосердном, так и о праведном, правосудном Господе. Но бесы часто обманывают людей, выдавая им лжеучения за правду, в которой есть только половина истины. Это худшая ложь, используемая пронырами для погибели человека.

Блудная страсть была изобличена преподобным Иоанном Лествичником:

«Бесчеловечный наш враг и наставник блуда внушает, что Бог человеколюбив, и что Он скорое прощение подает сей страсти, как естественной. Но если станем наблюдать за коварством бесов, то найдем, что по совершении греха они представляют нам Бога праведным и неумолимым Судиею. Первое они говорят, чтобы вовлечь нас в грех; а второе, чтобы погрузить нас в отчаяние».

Бесовское заблуждение считать, что Николай Угодник – лишь милостивый святой. Следует помнить, что он может проявить свою необычайную ревность о Господе и Его правде.

 

Рукоположение в священники

 

Благочестивые родители Николая хорошо воспитали своего сына. Об этом стоит вспомнить слова из Евангелия от Луки: «преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков», что стало заметно дяде Николая, патарскому епископу, которого звали также как и племянника. Он рукоположил будущего святителя в пресвитеры. Хоть по возрасту Николай еще не подходил для этого сана, но был таким же добродетельным, как праведные старцы.

По этому поводу приведем свидетельство премудрого Соломона: «Не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей и беспорочная жизнь – возраст старости».

Юный старец пресвитер Николай был мудрым и непорочным христианином. Он показал себя способным управленцем Церкви. Патарская епархия много лет находилась под его добродетельным началом. Николай заменил на епископской кафедре собственного дядю, решившего, как паломник, побывать в Палестине.

 

Прижизненные милосердные дела святителя

 

Когда умерли родители святителя, Николай получил по наследству их огромное имение, потраченное им впоследствии на совершение милосердных дел. Из них отдельно стоит рассказать о следующем. В Патаре произошло разорение ранее очень богатого человека, который в итоге стал полностью нищим. Ему очень были нужны деньги для насущной жизни. В состоянии глубокого уныния бывший богач уже не верил, что все наладится. Он был готов на совершение самых отчаянных поступков.

Этот человек воспитал трех юных и красивых дочерей, которых он очень любил, но от безнадеги в его голове рождались греховные мысли, сравнимые с содомскими. Разорившийся богач решил открыть в своем доме подобие блудилища, в котором его дочери принимали бы мужчин. Удивительно, но такой окаянный грешник получил помощь от святителя Николая, который не погнушался с ним связаться.

Святой был мудрым человеком. Разорившийся богач и его три дочери были не моментально облагодетельствованы Николаем Угодником. Он три раза подходил к окну их дома, чтобы бросить в него узелок (мешок), в котором лежало золото. Чем можно объяснить такое поведение святителя? Во-первых, он хотел защитить эту семью от того, чтобы девушки стали блудницами. Также Николай Чудотворец позаботился об искоренении страстей этих людей, из которых особо следует выделить уныние и отчаяние.

Последовательное получение помощи несчастным отцом привело к тому, что он смог постепенно найти каждой своей дочери достойного мужа, что привело к искоренению отчаяния в его душе и появлению надежды на помощь Господа и незнакомого благотворителя. Позже этот человек узнал, что ему помогал святитель Николай, и его благодарности не было предела.

Милосердные поступки Божия Угодника связаны с заповедью Иисуса Христа, которую можно найти в Евангелии от Матфея:

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтоб они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Кроме того, святитель не имел желания явными подаяниями обидеть разорившегося человека, ведь такие люди стыдятся милостыни.

Чем также интересна эта история? По ходу знакомства с ней возникают сомнения: бывший богач ранее мог жить с молодыми и красивыми рабынями, которые бы по его желанию превратились в блудниц, а родные дочери тогда избежали такой участи. На самом деле объяснить намерения разорившегося богача можно. Римская Империя жила по своим законам, в одном из которых было сказано, что рабыня не может быть продана своим господином для «работы» в лупанарии (непотребном доме), а с собственной дочерью он мог так поступить.

В древности родители имели большую власть над своими чадами, а рабы пользовались определенными правами, ведь они, чаще всего, не были кровными родственниками собственных хозяев, а дети входили в семью. Купленному рабу приходилось отрабатывать потраченные на него господином деньги, а своих детей родители содержат часто до совершеннолетия, материальную пользу они не приносят. По этой причине, если не считать «лупанарный» и другие перегибы, римские законодатели указали, что дети не могут ничего требовать от своих родителей, которые полностью ими распоряжаются.

Вспомним западную ювенальную юстицию, лишенную здравого смысла, так как в данном случае у отцов и матерей отняли их естественные права, которыми теперь обладают дети, что ненормально, так как они могут себе навредить, воспользовавшись подобной возможностью.

Западную юстицию мы можем обсуждать еще долго, но автор и так уже сильно уклонился от основной темы статьи, хотя на один момент все же следует обратить внимание. По мнению наивных людей, такая «юстиция» существует, чтобы дети чувствовали себя защищенными. Но это не так. Суть обыкновенного, типичного для Запада сатанинско-масонского изобретения заключается в противоестественной, противозаконной, произвольной передаче естественных, законных прав одной группы людей другим.

Льстивые фарисеи, «защитники детей» применяют двойные стандарты. По сути, они – отъявленные лицемеры. Еще не родившиеся дети, которых вынашивают беременные женщины, по мнению этих фарисеев в защите не нуждаются, поэтому они являются сторонниками абортов. Если же ребенок родился, то получает невероятные права и «власть» над собственными родителями, которых угнетает эта «юстиция», из-за чего рождаемость в западных странах снижается, чему способствуют и разрешенные аборты. Происходит истребление еще не родившихся детей, что является прямым последствием сатанинско-льстивой ювенальной юстиции.

 

Укрощенная морская буря

 

Святитель Николай в своей земной жизни совершил очень много благих и милосердных дел в Патаре, но однажды Божий Угодник ушел из этого города, чтобы побывать в Палестине. Николай Чудотворец хотел увидеть святые места, где проходила земная жизнь и наступила крестная смерть Иисуса Христа. По дороге произошло явление других добродетелей святителя, дарованных Божьему Угоднику Спасителем. Речь идет о чудотворениях, прозорливости и милосердии Николая.

Во время морского путешествия им была предсказана буря, но когда он стал читать богоугодную молитву, то стихия перестала бушевать. Большим чудом, сотворенным святителем, можно назвать воскрешение моряка, который вылез на мачту, свалился с нее и погиб. Прибыв в Александрию, Николай проявил себя как целитель. Приходящие к нему бесноватые и больные люди выздоравливали.

В Иерусалиме святой Угодник почувствовал настоящую Божию любовь, пройдя по всем святым местам, побывав на Голгофе, где произошла крестная смерть Господа. В то время в этом языческом городе находилась единственная христианская церковь, двери которой самостоятельно отворились, когда к ней подошел сей великий молитвенник. Тем самым он показал, что его обращения к Господу преодолевают все преграды и достигают цели.

Позже святителю захотелось уединиться в египетской или палестинской пустыне, где в то время стали жить первые подвижники-монахи. Николай Угодник собирался взять с них пример и совершить великие подвиги, умерщвляя свою плоть. Господь не одобрил его планы.

В этом случае следует привести слова Спасителя, записанные в Евангелии от Матфея:
«Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

 

Возвращение домой

 

Господь повелел святителю отправиться обратно в Ликию, но из-за лукавых корабельщиков Николай Угодник не сразу попал домой. Святой Угодник понял их коварный обман уже на судне. Он молился, чтобы моряки повернули корабль в ранее объявленном направлении, но те собирались в другие края.

Из-за возникшей внезапно морской бури произошла смена направления ветра. Судно стало плыть к Патаре. Там святитель мог сделать так, чтобы обманщики были наказаны, но он был незлобивым и милосердным человеком, поэтому простил корабельщиков и даже благословил их.

Дома Божий угодник присоединился к братии монастыря, который основал его дядя-епископ. Преподобному отцу хотелось посвятить остаток своей жизни монашеству, но у Спасителя на Николая были другие планы. Господь намеревался сделать его великим светильником мира, который служит Ему и людям. Когда святитель молился, то с ним говорил Бог: «Николай, если ты желаешь удостоиться от Меня венца, иди и подвизайся на благо миру». Житие Николая Чудотворца гласит: «Святой пришел в ужас и стал размышлять о том, чего желает и требует от него глас сей».

Божий Угодник действительно ужаснулся. Почти все подвижники слышали от Господа повеление спасать душу, забыв о мирской жизни, а Николаю Глас повелел возвращаться к людям. Это говорит об особой избранности святого Чудотворца.

Чтобы Угодник удостоверился в правильности своего дальнейшего пути, Господь ясно повелел ему оставаться среди людей: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе имя Мое».

 

Архиепископ Мир Ликийских

 

Чтобы исполнить волю Божию, святитель покинул Патару, смиренно приняв предначертанную ему Господом судьбу, хотя дома он уже был известен, как Чудотворец. Так Николай оказался в Мирах – главном городе Ликии. Там о нем никому ничего не было известно. На новом месте святитель вел нищенскую жизнь. Постоянное пристанище в Мирах у него отсутствовало. Николая утешали только молитвы в церкви, где святой проводил большую часть дня.

После смерти местного архиепископа, возглавлявшего городскую епархию и всю митрополию, не сразу нашлась достойная замена ему, так как ликийские епископы долго не приходили к согласию. В итоге церковные отцы приняли решение отдать этот вопрос на волю Божию и вскоре его решили.

Во время молитвы старейшему епископу было явление Самого Господа, который «повелел  ночью отправиться  к дверям церковным и наблюдать, кто прежде всех войдет в церковь. Сей и есть Мой избранник; примите его с честью и поставьте во архиепископы; имя мужу сему Николай».

Дальнейшие события разворачивались в соответствии с Божиим замыслом. Епископы и все христиане наконец-то возрадовались, когда к ним явился святитель Николай. Они сразу поняли, что это добродетельный пастырь. У смиренного преподобного отца поначалу были сомнения, достоин ли он этого священного сана, но воля Божия принималась им, как приказ для безоговорочного исполнения, поэтому в итоге святитель Николай занял архиепископскую кафедру.

В своем более раннем видении Божий Угодник общался с Господом, который наградил его драгоценным Евангелием, а от Богородицы он получил подарок в виде святительского омофора.

Мечта смиренного подвижника о самой простой жизни не сбылась. Господь выбрал для него путь архиепископа Мир Ликийских. Как написано в Евангелии от Луки: «Всяк… смиряй же себе вознесется»!

Высокое положение святителя не стало причиной для изменения жизненных приоритетов. Николай Угодник продолжил совершение подвигов, но не скрытно, как когда-то. Его добродетельность проявлялась на глазах всей паствы. Святитель стал жить, как заповедал апостол Павел: «Будьте подражателями мне, как и я Христу». Архиепископ Мир Ликийских рассчитывал, что прихожане пойдут за своим пастырем и тоже станут добродетельными людьми.

Все вышесказанное является свидетельством того, что Николай Чудотворец был бесстрастным человеком, а его житие – открытая книга. Тщеславие и гордость ему были не свойственны. Он продолжал вести аскетическую жизнь и выслушивал всех, кто нуждался в его помощи, утешении и совете.

 

Исповедник

 

Во времена нечестивых царей Диоклетиана и Максимиана начались лютые гонения на христиан. Святителю Николаю пришлось проявить свою мужественность. Он не отрекся от Господа, за что оказался в темнице, где задержался надолго. При этом его вера не ослабевала, а дух лишь укреплялся. Божий Угодник молился за всех сидящих в темницах христиан и давал верующим во Христа людям архипастырские поучения.

Такие святые известны в качестве Исповедников, но святой Николай официально по церковным канонам к ним не относится. Приведем цитату из статьи об акафисте святителя:

«Почему же Церковь не называет его сим славным именем, хотя именно так назвала многих святых, явивших сию великую добродетель? Думается, этим церковное учение нисколько не умаляет славу святителя Николая Исповедника, но, наоборот, подчеркивает ее, окружает ее особым ореолом. Это подобно тому, как свечение даже очень яркого земного светильника меркнет, растворяется в свете солнца — так даже великий его подвиг исповедания Христа перед язычниками меркнет в свете других, величайших добродетелей святителя!».

В 1950-х годах антропологи исследовали мощи Николая Чудотворца, после чего они сделали вывод, что святителя можно назвать строгим постником. Мясо в его рационе, состоявшем исключительно из растительной пищи, отсутствовало. Николай Угодник болел, как и другие люди, находящиеся подолгу в местах заключения. После изучения мощей святого антропологи заявили об его поврежденных суставах и позвоночнике. Грудная клетка тоже была повреждена во время тюремных истязаний, одним из которых стала дыба. После радиологического исследования черепа Николая Чудотворца ученые заявили об его обширном внутреннем костном уплотнении. Это говорит о том, что святитель годами сидел в сырых и холодных тюремных помещениях.

 

Святитель Николай защищал чистоту Православной веры

 

При святом равноапостольном царе Константине Великом гонения на христиан закончились. Их выпустили из темниц. Служба святителя Николая во имя Господа продолжилась на его архиепископской кафедре. Он занимался не только церковным управлением и благотворительностью, но и стал разрушать языческие храмы, поставив перед собой цель - изгнать бесов из этих мест. Крики падших духов святителя Николая не пугали, так как он находился под защитой Самого Господа.

Новым злокозненным оружием изгнанного и посрамленного сатаны стал ересиарх Арий, которым завладела дьявольская гордость. Имея ограниченный ум, он пытался рассуждать о том, что такое Пресвятая Троица: «Если Бог Отец рождает Сына, значит, было время, когда Сына не было; то есть рождение Сына есть переход им из небытия в бытие, следовательно, Сын Божий – это тварь, творение Божие».

Арий совершил очевидную богословскую ошибку. Как написано в Синодальном переводе Послания к Римлянам: «называя себя мудрым, он обезумел», что и было сказано Арию святыми отцами в период проведения Первого Вселенского собора.

В Бытии говорится о времени, как о творении, твари. Ее произвольное введение в Бога невозможно. Сущий Всевышний – это вневременная категория. Всякая тварь находится ниже него. Не временем, а вечностью следует объяснять рождение Сына Божьего.

В житии святителя Николая и акафисте ему можно найти воспоминание и восхваление известного поступка Чудотворца. Нечестивый богохульник Арий получил от него пощечину и таким способом был посрамлен. Попытаемся разъяснить это событие, чтобы о нем сложилось правильное понимание.

В заповеди апостола Павла, которую записал его ученик Тимофей, сказано: «Епископ должен быть… не бийца».

По церковным правилам и канонам существует категорический запрет на применения рукоприкладства священнослужителями. По этой причине на Первом Вселенском соборе пощечина Николая Мирликийского, которую он дал Арию, стала поводом, чтобы Божий Угодник был лишен архиепископской кафедры. Гражданская власть пошла дальше. Чудотворец снова оказался в темнице, которую можно увидеть и сегодня. Это бойница в Никее.

Какова же истинная причина такого поступка святителя Николая? Дело в том, что ересиарх Арий вел себя, как богохульный нечестивец. Согласно его лжеучению: «Господь наш Иисус Христос не Бог, а лишь одно из самых совершенных творений Божиих; то есть всего лишь совершенный человек». Что же можно принять за хулу в этих словах?

Слово «осел» или «собака» в отношении человека – это большое оскорбление, так как животные от природы находятся на более низкой ступени развития по сравнению с человеком. Поэтому такие слова, произнесенные в адрес людей, унизительны.

Природа Бога выше любого Его творения, включая представителей человеческого рода. По этой причине Всевышний и любая тварь, в т. ч. человек, не могут быть сопоставимы, так же как нельзя ставить на один уровень людей и животных, но в вышеозначенном случае превосходство Творца над человеком просто несоизмеримо. Поэтому Бог – это точно не совершенная тварь или идеальный человек. Такое утверждение подобно чудовищной хуле, что было свойственно Арию.

Николай Угодник – великий ревнитель о Всевышнем. Он не стерпел богохульства и на глазах всех участников собора дал ересиарху пощечину. Святитель любил Господа всей душой, а значит, ревновал Его и был готов к совершению такого дерзновенного поступка, который в данном случае нельзя назвать бесчинством.

В 1-м Послании к Коринфянам сказано: «любовь… не бесчинствует».

Можно согласиться, что поступок архиепископа Мир Ликийских не был законным. Но давайте вспомним первую, главную заповедь из Евангелия Матфея – любовь Божию. Человеческие законы на нее не распространяются, так как это духовное понятие. Святитель Николай пытался угодить Спасителю и Богородице, а они в очередной раз наградили его за это. От Господа Божий Угодник получил Евангелие, а от Девы Марии – омофор. Сюжеты об этих благодатных событиях запечатлены на многочисленных иконах святителя. В своих видениях узрели их и некоторые отцы, посетившие собор. Николай Угодник был оправдан, что подтверждено отменой приговора.

В Псалтыре сказано: «Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля». Наличие суда Божия говорит о даровании милости Всевышнего. Вышеуказанная ревность Николая Угодника и поступок архиепископа Мир Ликийских из того же разряда. Как же можно приравнять пощечину к милости?

На соборе Арий услышал от святых отцов доступное и пространное объяснение его богословских ошибок, чего ересиарху не хотелось. Существует описание ереси, как не самого заблуждения, а упорства в нем. Некоторые не опираются на умозаключения в принятии православных истин, тогда можно прибегнуть к другому действенному способу внушения – телесному. Существует народная пословица: «От дурной головы – ногам больно» и тому, из чего эти ноги растут.

Николаю Угоднику пришлось прибегнуть к применению такого, телесного подхода, чтобы перевоспитать Ария. Будь ересиарх умным человеком, то предугадал бы все последующие события и понял, что его ересь пагубна. А так ему пришлось отделаться малым телесным наказанием, полученным от архиепископа Мир Ликийских, который таким способом угодил Спасителю и Богородице. Если же упорно стоять на своем и отстаивать лжеучение, то кара Божия может быть гораздо большая.

В случае правильного принятия Арием этого малого наказания (то есть вразумления, как милости), полученного от архиепископа Мир Ликийских, он должен был показать свое искреннее раскаяние и сказать, что заблуждался во время проведения собора. Так он предотвратил бы более серьезные беды в своей жизни. В итоге нераскаявшийся ересиарх лишился сана и оказался в ссылке, а вернувшись, лукавый Арий пришел к царю и обольстил его. Правитель требовал, чтобы церковь вернула ему сан и предоставила епископскую кафедру в Константинополе.

Однажды, находясь в храме, Арий захотел в туалет. Там ересиарх погиб, как Иуда, с рассеченным чревом. От острословов в то время можно было услышать: «Арий восхотел воссесть на престоле Константинопольской Церкви, но воссел на другом «троне», более его достойном».

Загробная жизнь Ария в видениях некоторых святых представлялась адской. Он корчился в страшных мучениях, как другие лжеучителя и ересиархи. Судьба его могла быть иной в случае принятия малого, милостивого наказания Божия, полученного от архиепископа Мир Ликийских, желавшего прекратить распространение ереси.

Первый Вселенский собор стал одним из поворотных событий в житии святителя Николая, который после него прилагал огромные усилия для воспитания своей паствы, прививая ей правую веру и добрую нравственность. Божий Угодник занимался обличением лжеучения Ария, защищая от него свою паству. Святителя Николая интересовали как душевное здравие, так и телесное пропитание прихожан.

 

Избавитель от голода

 

Во время голода в Мирах некий купец увидел сон с Николаем Чудотворцем. У того человека было судно, в которое Божий Угодник повелел погрузить зерно и после получения задатка отправить его в Ликию. Утром купец проснулся с золотом, которое он сжимал в ладони. Этот чудесный сон произвел на судовладельца сильное впечатление. Он выполнил повеление святителя Николая. Его корабль направился в Миры, где купец продал зерно, что привело к утолению голода жителей Ликии.

 

Место смерти и погребения святителя Николая

 

Город Миры стал второй родиной Божьего Угодника. Здесь сияла его Божественная доброта. В конце земной жизни Николай Чудотворец был глубоким стариком. В итоге человеческая природа взяла свое. Он недолго болел и тихо скончался.

Переход святителя к вечной блаженной жизни сопровождался Ангельским пением псалмов. На небесах его встретили другие святые угодники. Похороны Николая Чудотворца прошли в присутствии ликийских епископов, всего клира, монашеской братии и многочисленных людей. Его честные мощи 6 декабря перенесли в соборную церковь города Миры. У них неоднократно происходили чудеса. Источающимся из мощей святителя Николая благовонным и целебным миром помазывали больных, которые потом исцелялись. Сюда постоянно приезжали многочисленные паломника из разных стран, чтобы вылечить свои болезни целебным миром, которое помогало избавиться от телесных и душевных недугов, а также от лукавых духов. Святителя Николая знали, как гонителя нечистой силы. Таким он остался и после окончания своей земной жизни.

Как-то некие паломники собирались направиться к гробу Чудотворца, но из-за проделок завистливого и злобного беса, которого святитель до этого заставил покинуть свое капище, не могли этого сделать. К ним подошла какая-то больная женщина с сосудом, в котором находился елей. Так лукавый бес пытался обмануть паломников. Довольно долго эти люди добирались до Мир. У них это получилось с помощью святителя Николая, явление которого они увидели и узнали, что все дело в полученном ими от демона сосуде (мине). По велению Божьего Угодника они выбросили его за борт.

Житие Николая Чудотворца гласит: «Услышав сие, мужи бросили бесовский сосуд в пучину морскую. Тотчас  из него вышел черный дым и пламя, воздух наполнился великим смрадом, море разверзлось, вода закипела и заклокотала до самого дна, и водяные брызги были подобны огненным искрам.

Находившиеся на корабле люди пришли в великий ужас и от страха кричали, но явившийся  им помощник, повелев им мужаться и не страшиться, укротил бушующую бурю и, избавив  путников от страха, сделал путь их в Ликию безопасным».

Такую бесовскую мину по взрывной волне можно сравнить с маленькой атомной бомбой или похожим разрушительным снарядом. Демоны в очередной раз были побеждены Николаем Чудотворцем, которого они сильно боялись, раз устроили такой сильный взрыв.

 

Перенесение мощей святителя Николая и место их нынешнего нахождения

 

Перенесение мощей Николая Чудотворца – загадочное событие. Об этом можно судить по тому, что они в итоге оказались не на православном Востоке, а на Западе. Что интересно, это произошло во второй половине XI века - периоде зарождения католичества. Агаряне собирались напасть на Ликию и мощи могли бы храниться в Константинополе. Такие мысли возникли у императора Василия I Македонянина, правившего во второй половине IX века, но какое-то чудо их удержало.

Перенесение мощей святителя Николая было совершено 9 (22) мая 1087 года православными жителями города Бари, расположенного в Италии, при небесном покровительстве самого Божьего Угодника. Сразу же у них произошли многочисленные исцеления. В течение первого дня после прибытия святыни 111 человек выздоровели у мощей Николая Чудотворца, меньшая (оставшаяся) частица которых в конце XI века оказалась в Венеции.

Объяснение этого события святителем Дмитрием Ростовским звучит так:

«Угодно же было Господу сделать это, чтобы мощи такого светильника миру, душа которого  в  светлостях небесных приемлет достойную себе честь, и на земле не были без почитания и под спудом, и чтобы обильный источник чудесных исцелений не был без почерпающих из него, а также чтобы и Западу не лишиться благодеяний Божиих, получаемых благодаря ходатайству великого архиерея».

Святитель Николай до сих пор милостив к верующим. При этом в нем присутствует и ревность. Его милость к Западу соединяется с ревностным обличением заблуждающихся людей, выбравших католичество, что привело к возникновению антихристианства.

Поклониться мощам великого Божьего Угодника верующие и сейчас приходят в католическую базилику Святого Николая, расположенную в итальянском городе Бари.

 

Дни памяти

 

Празднование дней памяти святого Николая происходит:

  • 19 декабря;
  • 22 мая — перенесение мощей;
  • 11 августа — рождество святого Николая.

 

Иконы святого Николая Чудотворца

 

Представляем вам несколько самых прославленных чудотворных икон святого Николая Угодника:

  • Икону, написанную в Бари, можно увидеть в Москве, если посетить храм Христа Спасителя.
  • В храме Рождества Иоанна Предтечи, расположенном в Пресненском районе Москвы, верующие приходят поклониться Николе, изображенному в житии. Такую же святыню можно увидеть в московском храме Спаса Преображения на Песках.
  • В кафедральном соборе города Елохов хранится икона с изображением Николы, Варвары и Василия Великого.
  • Петербургский Свято-Троицкий собор прославился благодаря Колпинскому лику.

 

Почитание святого Николая Чудотворца в России

 

Каждая русская православная церковь имеет иконы святого Николая. Образы Чудотворца верующие держат у себя дома. Ему посвящены многочисленные храмы. Почти в каждом городе России есть Никольская церковь, как и в большом количестве селений. Верующие устраивают паломничество к святым источникам, названным в честь этого Божьего Угодника.

До революции рождались многие мальчики, которых называли Николаями. Это имя было в тройке наиболее распространенных в то время. Например, писателя Гоголя родители назвали в честь великого Божьего Угодника.

Поиск по сайту

Например, О здравии

Закрыть