Архимандрит Христодул, игумен афонского монастыря Кутлумуш. Каков наш истинный возраст?
Архимандрит Христодул, игумен афонского монастыря Кутлумуш, является одним из уважаемых старцев Святой Горы. Он многие годы знал Паисия Сятогорца, некоторые его поучения переведены на русский язык. Это поучение мы публикуем впервые - (Святая Гора Афон).
Возраст зависит не столько от биологических, сколько от духовных и психических факторов. Часы времени, которое воздействует на функционирование наших телесных органов и постепенно их разрушает, идут параллельно с другими часами - измеряющими иное, бытийное время.
Оно не подчиняется законам объективного времени, но отражает динамику и опыт души и духа. В этом времени не действует та закономерность, согласно которой старость естественным образом приходит на смену юности. Здесь существуют одновременно и закон тления, и закон обновления. Обновится яко орля юность твоя", - говорит псалмопевец.
Есть люди, которые, несмотря на свой преклонный возраст, молоды. А есть и молодёжь с характерными чертами стариков. Следует также указать, что относящееся к отдельным лицам может характеризовать и сообщество людей, и народы, и ту или иную поместную Церковь. Определённные свойства социума или поместной Церкви позволяют говорить об их старости.
В устремлённости человека к детскости проявляется не что иное как жажда Вечности. Условием вхождения в Вечную жизнь, в Царство Божие Христос ставит простоту и незлобие нерастленного детства. Но, увы, современный человек, вместо того чтобы выбрать для себя ориентиром простоту и незлобие и с их помощью пытаться достичь вечной молодости, взыскует вечности для своего биологического существования, возлагая надежды на научные методы омоложения клеток тела и забывая, что молодость - это, прежде всего, духовное состояние.
Рассмотрим теперь некоторые общие характеристики юного возраста, известные нам из нашего повседневного житейского опыта. Каковы характерные особенности устроения души молодого человека?
Это, во-первых, революционность молодости. Молодой человек не легко соглашается с общераспространёнными житейскими воззрениями, не принимает того, что ему предлагается, без тщательного исследования его подлинности, истинности, надёжности Если социальное окружение предлагает ему ценности, не имеющие никакого отношения к его жизни, или предлагает ему жизнь без на-стоящих ценностей, то тем хуже для этого окружения - «стоячего болота», которое он должен взбаламутить.
Этот революционный порыв, критическое отношение как к социальным и этическим нормам, так и к самому себе, берёт своё начало в самых глубинах самосознания молодого человека и может вылиться, конечно, в поведение разрушительного характера. Но всё-таки, мы видим, что в основе здесь лежит стремление выстроить иерархическую шкалу приоритетов, определить, что имеет первостепенное значение, а что менее значимо, где истина, а где фальшь.
Дело это не простое и не безболезненное, особенно в наше время, когда общество отказывается от своих вековых ценностей. Революция, восстание требует от человека подвига, искренности, горения сердца, стремления открыть своё подлинное «я» и сокровенную суть вещей. Вот почему истинный повстанец строг не столько по отношению к своему окружению, сколько к самому себе.
Поэтому, несмотря на порой экстремальное поведение, молодой человек имеет достаточно смиренномудрия, чтобы учиться, быть открытым и восприимчивым к духовному воспитанию и образованию. Не случайно Святые Отцы призывают нас принуждать себя к ученичеству, быть всегдашними учениками, учиться всю жизнь, не строя иллюзий по поводу своей образованности.
В тесной связи со сказанным выше находится такое характерное свойство юных, как непримиримое отношение ко лжи и бескомпромиссное стремление к истине. Как уже было отмечено, юность чуждается искусственной правды и проявляет особую чувствительность к той неправде, которая проявляется в непоследовательности и лицемерии. Она всегда жаждет истины, руководствуясь самыми благородными чувствами и искренними побуждениями.
Жаждет не только подлинности отдельных вещей в своём окружении, оказывающих влияние на жизнь, но истины самой жизни. Истины, прежде всего, не как интеллектуального знания, но как опыта, дающего свободу.
Здесь мы подходим к третьей характерной особенности юного возраста, которая есть стремление к свободе. Человеческая душа развивается, расцветает и обновляется только в атмосфере свободы. Без неё человек не может жить. Свобода приемлет только одни узы — те, которые рождает истинное общение с другими свободными личностями.
Вместе с тем, истинное общение не ограничивает свободу, но, напротив, даёт ей простор, создавая возможности для активной деятельности и творчества. Именно потому, что свобода неразрывно связана с истинным межличностным общением, то есть с любовью, потому, что она,прежде всего, духовна и имеет отношение к внутреннему миру человека,— именно поэтому она может подвигнуть его к незаурядному героизму и мужественному самопожертвованию.
Отечественная история даёт немало тому примеров. Из истории Церкви нам известны подвиги молодых мучеников и их стойкость в вере в страшных условиях турецкого ига. Вспомним о той решающей роли, которую сыграло в греческой революции самопожертвование юных бойцов Священной роты (Это небольшой отряд очень мужественных юношей воевал против турок - Святая Гора Афон).
Подлинно юные имеют неподдельную веру и глубинное ощущение того, что биологическое существование не является высшей ценностью человеческой жизни.
Завязывание межличностных отношений, стремление к искренней дружбе, любви и преданности является четвёртой характерной особенностью молодости.
И хотя современное воспитание, образование, социальное окружение делают все чтобы сокрыть от него вторую, трансцендентальную сторону жизни, он продолжает стремиться к идеалу, к высшей красоте. И находит её в лучезарном великолепии образа Господа. Отцы Церкви именуют Бога любовью и эросом, призывающим к ответной любви. Божественная любовь во всей полноте обнаруживает себя в лице Иисуса Христа, пришедшего в мир, дабы всякий, верующий в Него, имел жизнь вечную (Ин. 3, 15). После Своего Воскресения Иисус пребывает вечно молодым в сиянии нетленной красоты. И человек пребывает юным и вечно юным в той мере, в какой он находится в общении со Христом.
Устремлённый горе, он выражает свою любовь ко Христу в молитве. Тогда жизнь и мир, пространство и время снова обретают утраченную святость. Одухотворяются, становятся местом обитания Бога. Вечная жизнь это не просто бесконечное время.
Это вечное настоящее отношений любви. Тем самым настоящее соединяется с Вечностью. Каждое сверхмалое мгновение нашего земного бытия может стать окном, прорывом в Вечность. В каждый миг нас может осиять свет, в котором мы увидим своё подлинное «я». Молодой человек, поскольку он любит жизнь и всё, что её наполняет, то есть всё творение, готов идти самыми нелёгкими и долгими путями, которые перед ним открываются. И, напротив, как говорит один философ, «тот, кто не влюблён, устаёт от любой дороги».
Утомление — состояние духовное и душевное — это, воистину, главный враг юности. Утомление начинается с привыкания к чему-либо и ощущения однообразия. Данное ощущение обусловлено, в основном, внутренними причинами и нерадением о своём духовном состоянии.
Когда человек оказывается изолированным от Источника свободы и радости и превращается в стоячее болото, когда перестаёт черпать жизнь из Родника жизни, тогда его бытие становится «жизнью к смерти». Это плод и признак греха результат того, что человек скатился в яму эгоцентризма и самолюбия: хватай, душа, ешь, пей и ни о чём не беспокойся! Это не телесная усталость, вызванная трудом, но постоянное и всё возрастающее нежелание участвовать ни в какой созидательной деятельности. Такой человек является стариком, даже будучи весьма юным физиологически.
Духовная порча приводит к оскудению внутренних сил и дряхлости. Понять, что ты пришёл в такое состояние, можно замечая за собой всегдашнюю готовность идти на компромисс, когда мир требует поступиться нравственными принципами и высшими ценностями, угрожая в противном случае выбросить тебя на задворки общества. Мы часто говорим: «Нет сил».
Скоро это превращается в «не хочу», а затем — в «не могу хотеть».
Это рабство, которым человек расплачивается за эфемерное земное благополучие
Жизнь человека, находящегося в подобном состоянии, есть «жизнь к смерти», и он, взыскуя обновления, не может вырваться из некоего замкнутого круга. Всё, что происходит с ним в настоящий момент, угнетает его и приводит в отчаяние. Он боится мира и самого себя. Он мучает других и мучается сам. И посему не живёт никогда. Он может поменять профессию и даже семью, может путешествовать, чтобы хоть чем-то наполнить свою жизнь, но та всё равно продолжает тяготить его, потому что он —старик.
Как говорит святитель Иоанн Златоуст, можно быть старцем по возрасту тела и юным — по расцвету благодати. И наоборот. молодым телесно и старым — по множеству своих грехов.
Если мы хотим определить свой возраст, оценим себя по тем критериям, о которых говорилось выше. 3адумаемся, в какой мере мы являемся повстанцами, насколько мы непримиримы ко лжи и взыскуем истину? Насколько жаждем свободы и чем готовы пожертвовать, защищая её? Открыты ли мы для общения любви? Бодрствуем ли или погружены в спячку равнодушия?
((.....молодость - это, прежде всего, духовное состояние.
Ну, если за духовное состояние принимать наличие знаний и способность использовать их во благо, то молодость можно считать таким состоянием, когда низкий уровень знаний сопровождается высокой активностью по их использованию, а старость - это высокий уровень знаний и их рациональное использование.
Не зря же сказано не быть умом как дети?
(( Скоро это превращается в «не хочу», а затем — в «не могу хотеть».
Способность что-то хотеть связана с уровнем развития того или иного органа, который определяет соответствующее хотение, в тч. мозга.
(( .... в какой мере мы являемся повстанцами, насколько мы непримиримы ко лжи и взыскуем истину?
Да - это очень ценный критерий!!... и не только для определения возраста,но и совести - честному человеку нужно обличать ложь в любом возрасте!... НО чтобы обличать ложь,нужно знать правду, а не то, что на нее принимается вопреки истине..