Может ли причаститься больной после приема лекарства?

причастие больного
Может ли причаститься больной после приема лекарства?
Ответы на вопросы журнала Сербской Православной Церкви «Гласник»

ВОПРОС: Может ли причаститься тяжело больной человек, если он что-то съел либо принял лекарство, или с причащением следует подождать до завтра, чтобы он мог причаститься натощак, до приема лекарства и пищи?

ОТВЕТ: О необходимости для духовной жизни как можно чаще приступать к Святому Причастию с постоянной подготовкой своей души к этой самой близкой встрече и единению с Господом в таинстве тела и крови Его уже излагалось ( «Гласник», 1978. № 2. С.41-46 ). Основные принципы, разумеется, имеют отношение ко всем верующим. Но отдельные установления, связанные с приготовлением (пост, молитва келейная и общая, милостыня), а также с епитимиями, запретами причащаться более или менее длительное время из-за определенных грехов, в основном касаются верующих людей при нормальном состоянии здоровья. На тяжело больных, когда предполагается и смертельный исход, эти предписания всегда и полностью исполняться не могут. На основании 13 канона 1 Вселенского Собора Церковь определяет иметь снисхождение, принимая во внимание их телесную и духовную немощь: «К тем, кто при смерти и ныне будет сохраняться древнее каноническое правило, так чтобы тот, кто умирает не лишался последней и самой нужной пищи на дорогу (греческое: ефодиу )… Вообще, по отношению к каждому, кто при смерти, а желает причаститься, пусть ему епископ, после испытания, даст от приношения» 1 . Этот принцип изложен еще ранее – в 6 правиле Анкирского Собора 314 года 2 , а затем во 2 правиле Неокесарийского, 7 правиле Карфагенского, 73 правиле святого Василия Великого и 5 правиле святого Григория Нисского. Церковь всегда старалась, чтобы тяжело больной верующий, наряду с покаянием и исповедью, принял Святое Причастие и таким образом по-христиански завершил свою земную жизнь и очищенным предстал пред Судиею Праведным. Поэтому, по словам Н.Милаша: «В древние времена Церкви епископы и своими указаниями, которые давали пресвитерам, в ряду важнейшего их наставляли, чтобы никто у них в приходе не умер без причастия» 3 .

Тяжело больной человек, несмотря на грех, возможно, им совершенный, если в нем искренно раскаивается, после исповеди причащается – даже если он под запретом причастия, который наложен иным священником-духовником 4 . Так же причащается и женщина, если у нее во время тяжелой болезни, случилось месячное очищение или послеродовое очищение, что вообще, при нормальном состоянии здоровья, согласно 2 канону святого Дионисия и 7 канону святого Тимофея Александрийского, не допускается 5 . О больных женщинах в этом состоянии говорит Матия Властар в «Азбучной синтагме»: «Но постигнет ли их какая болезнь, которая бы грозила прекращению жизни, тогда их следует сразу удостоить Святых Таин» 6 . О причащении рожениц-христианок и крещении «оглашенных» нехристианок император Лев Мудрый в 17 послании говорит, что следует подождать 40 дней, «но если их постигнет какая-то болезнь, которая по опасности своей угрожает жизни, тогда любым способом да будут удостоены некрещеные крещения, а крещеные Святого Причастия» 7 .

Также и тяжело больные могут причаститься, если они и приняли что-то из пищи, в соответствии с 9 каноном святого Никифора Исповедника: «Надо, чтобы священник причастил того, кто в смертельной опасности, хотя он и ел»8 .

В «Номоканоне» при «Требнике» приводится то же самое правило (под номером 163) 9 . Аналогично этому предписанию Причастие может быть им дано и после приема лекарств 1 0 :.Правило 163.

Аще умирает человек, аще и яде да причастится, точию исповесться, по девятому правилу святаго Никифора Цареградскаго. беснуяися егда изтрезвится от беса при смерти то да причастится.


Беснующимся, которые в этом состоянии возводят хулу на Бога или Святое Причастие, согласно 3 канону святого Тимофея Александрийского, не следует давать Святого Причастия, пока они не придут в себя и не ус мирятся. Так же и тем, которые без сознания или в обмороке, не могут глотать или постоянно отрыгивают, пока это состояние не пройдет, хотя бы на короткое время 1 1 .

На протяжении тяжелой болезни больной может причаститься несколько раз. Никольский об этом говорит так:
«Нет ограничений времени, после которого больной может снова причаститься во время одной и той же болезни» 1 2 .

Таким образом, не нужно колебаться, давать ли Причастие больному из-за принятой пищи либо лекарства, откладывая это до следующего дня. По причине возможности, что до следующего дня больной умрет, отложить Причастие – означало бы поставить на карту как совесть и ответственность священника, так и потребность больного в «наиболее нужной дорожной пище». Предписание 29 канона Шестого Вселенского Собора о приятии Святого Причастия натощак относится к здоровым верующим, а не к тяжело больным.

Ноябрь 1978 г.

Перевод с сербского Ивана Чароты

1 Пидалион. Атина: изд. Астир. 1970. С. 141; Милаш Н. Правила Православнее цркве с тумаче њ има. I . Н. Сад, 1895. С. 215.

2 Вероятно, под «древними каноническими правилами», которые упоминает это правило Первого Вселенского Собора, имеется в виду решение Анкирского собора, как это считает Н.Милаш (Указ. соч. С.216).

3 Милаш Н. Црквено право. Београд, 1926. С. 728.

4 Но, если он выздоровеет, должен наложенную на него епитимию исполнить до конца, в соответствии с 5 правилом св. Григория Нисского: «Ежели кто окажется на краю жизни, а не выдержал все время, которое правилами установлено, человеколюбие Отцов налагает (????), чтобы удостоился причащения Святынь… Если же вновь вернется к жизни, поскольку удостоен был причащения Святынь, пусть встретит установленное время, оставаясь на той ступени, на которой находился до того, как ему по необходимости даровано было общение» (Милаш. Правила. II . С.464; Пидалион . C . 658) . А то же говорится и в указанном 13 каноне Первого Вселенского Собора.

5 Милаш Н. Указ. соч. II . С. 306, 445; Пидалион. С. 547, 669; Ср.: Никольский К. Пособие… С.Пбг, 1900. С.693; Булгаков С. Настольная книга. Харьков, 1990. С. 1056, 1061; еп. Миленти ј е. Правилник. II . За ј ечар, 1907. С. 150; Миркови ћ Л. Литургика II . Београд, 1967. С.72.

6 Никола ј еви ћ В. Практични свештеник II . Земун, 1910. С.27.

7 Там же. С.30. Помимо Николаевича подобное указывают Никольский, Булгаков, еп. Милентий, профессор Миркович.

8 Пидалион. С. 727, 244; Милаш. Указ. соч. II . С.523.

9 Его приводят также Никольский (Указ. соч. С.693), Булгаков (Указ. соч. С.1060), Л.миркович (Указ. соч. С. 72), профессор И.Фундулис (Апантисис ис литургикас апорисас. Атина, 1967. С.112).

10 Еп. Милентий. Указ. соч. II .С.149.

11 Учит. Известное. О подаянии, приятии, хранении же и поклонении Божественных Таин; Никола1еви1 В. Указ. соч. С. 30, 32, 54..

12 Указ соч. С. 692; Булгаков. Указ соч. С.1059. Удивительно, что у профессора Л.Мирковича, в обширном разделе «Чин причащения больных» его «Литургики», кроме приведенных и еще некоторых, нет этих вторых, столь нужных, объяснений о причащении больных.

Святейший Патриарх Сербский Павел http://www.voskres.ru/bogoslovie/pavel2.htm

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU