Почему необходим Страшный Суд?

Проповедь свящ. Павла Адельгейма в храме свв.Жён-мироносиц г. Пскова
Па́вел Анато́льевич Адельге́йм — священник Русской православной церкви, протоиерей, клирик Псковской епархии, церковный публицист. Известен своими публичными выступлениями по проблемным вопросам внутрицерковной жизни.

За две недели начала Великого Поста Церковь напоминает нам о Страшном суде и в Евангелие Господь рассказывает нам притчу об этом суде. Что это за суд, когда он будет и почему он называется Страшным Судом?

Почему вообще нужен этот суд?
Человеческая история совершается во времени, а что совершается в истории, имеет конец. Человеческая история тоже имеет конец. Христианское понятие о человеческой истории как раз и принимает Страшный суд как завершение этой истории.

Почему необходим этот суд?
В нашей жизни перемешаны и добро и зло, и любовь и ненависть, и смерть и жизнь, и свет и тьма. Но возможно ли их согласить между собой, можно ли найти компромисс между жизнью и смертью? Даже тяжёлая и мучительная болезнь - это не компромисс между жизнью и смертью. Это - жизнь. Если мы говорим о добре и зле, то их сочетать между собою и согласовать невозможно, потому что всякий компромисс добра со злом всегда - зло, измена добру.

Господь Иисус Христос говорит: разве может быть согласие между Богом и Велиаром, т.е. сатаной. Между ними не может быть ни союза, ни согласия, ни компромисса. Они должны быть разделены. Именно это разделение, о котором постоянно говорит Евангелие, и притча о Страшном суде (одни по правую сторону, другие по левую) есть семя пшеницы. А есть семя плевелы. Пшеница должна быть отделена от плевелов, а плевелы сожжены.
Вот почему неизбежен суд, неизбежен потому, что между Богом и сатаной не может быть согласия.
Нам не ведомы сроки этого суда, нам не ведомы сроки окончания человеческой истории и нам запрещено в Евангелие угадывать эти сроки. Мы только знаем, что этот срок придёт.

И вот сегодня мы с вами слышим притчу, в которой открывается сам принцип, по которому может произойти такое разделение. Когда придёт Сын Человеческий и все святые ангелы с Ним, тогда перед лицом Его соберутся все народы со всех концов земли и Он отделит овец от козлищ: овец поставит по правую сторону, а козлищ - по левую. Он скажет тем, кто по правую сторону: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира, ибо Я был голоден - вы накормили Меня, жаждал - и Вы напоили Меня, был наг - и вы одели Меня, в темнице был и вы посетили Меня, был болен - и вы пришли ко Мне. Праведники спросят: Господи, когда же это было, что мы видели Тебя голодным, жаждущим, обнажённым, в темнице или в больнице, и посетили Тебя. И Господь ответит: истинно говорю вам, вы сделали это братьям Моим - потому сделали Мне.
Потом обратится к тем, кто по левую сторону, и скажет им: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его. Не человеку уготован этот огонь, этот огонь уготован дьяволу и ангелам его. Только те, кто сочетал его с ним, с дьяволом и его ангелами, те, кто отреклись от Бога, те разделят с ними и вечную жизнь. И снова Господь повторяет: Я был голоден, и вы не накормили Меня, жаждал и не напоили, был наг и вы не одели Меня, в темнице был и вы не посетили Меня, болен был и вы не пришли ко Мне. Снова спросят его: когда же это было: мы не видели Тебя ни голодным, ни жаждущим, ни больным, ни в темнице, ни в больнице. И скажет Господь: истинно говорю вам - вы не сделали этого братьям Моим меньшим - не сделали и Мне.
Так Господь отождествляет Себя со всем нуждающимся, страждующимся грешным человечеством, с каждым человеком, не с абстрактным человеком человечества, а с каждым конкретным человеком, который нуждается в милости и заботе.

Вот принцип, по которому возможен суд между людьми, принцип, по которому можно различить всех людей, ведь у нас столько разных различий настроено - и социальные различия, и различия в рождении и в положении, в образовании, имущественном состоянии и прочее и прочее, но есть подлинное различие. это человечность: был ли ты, живя здесь на земле, ЧЕЛОВЕКОМ, пробуждалось ли в сердце твоём МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, обыкновенная человеческая жалость к чужой нужде, осознавал ли ты, что рядом с тобой находится другой человек, который также нуждается во всём, в чём нуждаешься и ты. Вот принцип, который может определить непреложность разделения.

Мы не знаем, когда состоится этот последний приговор, но мы знаем, что уже в нашей судьбе, в нашей совести этот суд идёт и каждый наш поступок, каждое наше желание, каждое наше чувство нас отводит или по правую или по левую сторону. Мы постоянно совершаем этот выбор, и наступит день, когда этот выбор станет окончательным.

Вот почему этот суд страшен, страшен потому, что этот будет суд любви, который будет произнесён в нашей совести и мы осознаем себя осуждёнными потому что отверглись.

Нас судит любовь Божия и именно потому, что суд прозвучит в совести, он окажется непреложным и окончательным. Тогда у человека остаётся одно отчаяние, отчаяние от того, что ничего изменить нельзя.
Когда мы умираем, мы тоже приходим на суд к Богу, но это суд частный и временный. Частный и временный потому, что на суд приходит не полный человек, а лишь один его духовный состав - его дух, и потому суд о нём не может быть полным.

У нас есть надежда, потому что Церковь молится о каждом из своих чад, молится и просит, чтобы Господь нашёл пути и коими весть путями спас ещё до дня Страшного суда заблудшую душу, а Страшный суд наступит тогда, когда мы воскреснем, и вновь соединится наше тело с нашим духом и мы станем опять в своей цельности перед Богом, и вот тогда будет произнесён этот Страшный суд.

На что же нам можно надеяться? Можно надеяться лишь на милость Божию предстательство Богоматери и святых.

В грозный час, когда над нами
Над забытыми гробами
Прозвучит труба,
В час, когда вся плоть проснется,
Чрево смерти содрогнется
И как книга развернется
Небо надвое,
И разверзнется пучина,
И раздастся голос Сына:
- “О, племя упрямое!
Я стучал - вы не открыли,
Жаждал - вы не напоили,
Я алкал - не накормили,
Я был наг - вы не одели...”
И тогда ответишь Ты:
- “Я одела, Я кормила,
Чресла Богу растворила,
Плотью нищий дух покрыла,
Солнце мира приютила,
В чреве темноты...”
В час последний в тьме кромешной
Надо всей землею грешной
Ты расстелишь плат:
Надо всеми, кто ошую,
Кто во славе одесную,
Агнцу предстоят.
Чтоб не сгинул ни единый
Ком пронзенной духом глины,
Без изъятья, - навсегда,
И удержишь руку Сына
От последнего проклятья
Безвозвратного Суда.
Радуйся, о Благодатная,
Ты молитвы влага росная
Живоносная вода.

Аминь.


Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU