Собор на глазах теряет свою «вселенскость»

Раскол

Собор на глазах теряет свою «вселенскость»

Интервью с историком церкви Юрием Воробьевским.

«Народный политолог»:
- Юрий Юрьевич! Совсем недавно мы с вами говорили о результатах «исторической встречи» в Гаване предстоятеля Русской Православной Церкви и главы католического мира епископа Римского. Ситуация, к сожалению, получила развитие, и сегодня простых верующих волнует даже не общение наших церковных иерархов с католиками, а предстоящий Всеправославный собор на Крите, и главное – непрозрачность подготавливаемых к нему решений. Чего, по вашему мнению, можно ждать от этой встречи?
Юрий Воробьевский:
- В самом вопросе кроется невозможность ответить конкретно. Скорее, можно ответить «по-еврейски», вопросом на вопрос. Если подготовка к «исторической встрече» довольно долго велась неким секретным «Гавана-клабом» в тайне, то правомерны такие вопросы: что является от нас тайной номер два, тайной номер три и так далее...
На глазах церковные дела, - не дела аппарата патриархии, а наши с вами, народа Божиего дела, - превращаются в какой-то предмет конспирологии.

А для задающих неудобные вопросы подготовлен «убийственный» контраргумент: вы что, умнее патриарха? Могу сказать о себе: я – глупее. Но святые, давно объяснившие нам, что такое латинство, что такое экуменизм – умнее.
Предвижу и такой ответ: познай себя и будет с тебя... Слова правильные. Но они всё чаще произносятся с такой интонацией, что их можно перевести так: заткнись, положи свою сотенку в свечной ящик и проваливай, не мешай серьёзным господам...
К сожалению, часть епископата задаёт такой стиль общения с паствой. И стиль этот перенимается семинаристами. Меня порой оторопь берет, когда вижу, кто в скором времени станет пастырями. К ним уже сейчас на козе не подъедешь...
Я вспоминаю слова святителя Игнатия Брянчанинова о том, что современный ему епископат сложился в замкнутую касту, люто ненавидимую народом. Это XIX век, правит царь-батюшка! Мне кажется, некоторые клирики сегодня, кроме всего прочего, утрачивают инстинкт самосохранения...
Так вот, всё сказанное – не попытка уйти от конкретного вопроса. Результатом будущего собора (если он состоится, хотя немало людей молятся, чтобы его не было) может быть не только большая война, как говорит, например, схиигумен Сергий (Романов), но и нечто позитивное – осознание своих внутренних болезней. А это уже предпосылка для самоисцеления церкви.

«Народный политолог»: - Как вы оцениваете резко возросшее в последнее время число «непоминальщиков» патриарха Кирилла? Ведь целые епархии на Украине, многочисленные приходы в Молдавии перестали поминать его имя на литургии? Такого не было в истории РПЦ, пожалуй, с момента восстановления литургического единства с Русской Православной Церковью за рубежом? Может ли это как-либо повлиять на позицию нашего священноначалия?
Юрий Воробьевский: - Честно скажу: не знаю, сколько мягких подушек отделяет слух священноначалия от звука голосов простых верующих людей. В любом случае, такая глухота исцеляется только духовно. Не полными ненависти и раздражения восклицаниями, а нашей молитвой о прозрении и прослышании епископата.
В свое время вселенский патриарх Афинагор снял с католиков древние анафемы. Это привело к тому, что на Афоне многие перестали поминать его. Одним из первых, кто начал поминать, был старец Паисий Святогорец. Когда его просили разъяснить, он отвечал: я не просто поминаю его, я прошу Господа, чтобы он отнял годы моей жизни и отдал их Афинагору для того, чтобы тот успел покаяться.
Одному Богу известно, как на самом деле умирал этот патриарх, но на Святой горе мне рассказывали, что, вопреки древней традиции захоронения в сидящем положении, хоронили его лёжа, в запаянном гробу – больно уж скоро стало разлагаться тело. И всё же подход старца Паисия представляется мне правильным. В этом, кстати, и ответ на ваш вопрос о «поминальщиках» и «непоминальщиках».
Вообще сейчас кто-то создает целые общественные протестные группы, кто-то богословствует... Мне вспоминаются давние, ожесточённые споры на Афоне об имени Божием. А на какой стороне был тогда будущий святой старец Силуан? В сохранившихся документах «имябожники» включили его в число монахов, которые хулят имя Божие. Это за то, что он не был в их партии. Когда другие до остервенения спорили об Иисусовой молитве, он просто молился. Что касается меня, то я не сторонник движений, я сторонник стояния. Стояния в истине
.
«Народный политолог»: - К сожалению, многие уже сегодня заговорили о расколе в нашей церкви. Появился даже лидер этого движения, некий «отец» Дмитрий Ненароков, который открыто обвиняет патриарха Кирилла в ереси и к которому в последнее время примкнуло немало сторонников. Даже поминается в числе его сторонников известнейшая специалистка по католичеству, профессор МГИМО Ольга Четверикова, чьи труды в последнее время методично раскрывали тайную и неприглядную изнанку политики Ватикана. Может ли это движение стать серьёзной угрозой церковному единству?
Юрий Воробьевский: - Угрозу церковному единству представляют те, кто провоцирует людей на импульсивные и необдуманные шаги. В том числе на создание различных «истинных» православных групп или на поиски в других юрисдикциях. Могу сказать одно: я остаюсь здесь, в Русской Православной Церкви.
Один знакомый мне исследователь высказал предположение, что окатоличивание Московской патриархии является объективным результатом раскола XVII века, в том числе результатом правки текстов по киево-могилянским, полонизированно-латинизированным образцам. О результатах этой правки в свое время убедительно написал Б.Кутузов. Не призываю никого записываться в старообрядцы, но подумать здесь есть над чём...
«Народный политолог»: - Можно ли по-прежнему называть предстоящий Всеправославный собор «всеправославным», когда Синоды Грузинской и Болгарской Православных Церквей однозначно высказались против участия в нём?
Юрий Воробьевский: - С Божией помощью Собор на глазах теряет свою «вселенскость». Нечто подобное происходило на Всеправославном совещании 1923 года, который оказался не таким представительным, как хотел того его организатор, вселенский патриарх-масон Мелетий. Кстати, последствия того мероприятия мы расхлёбываем до сих пор. Именно тогда, помимо всего прочего, было положено начало расколам в ряде Поместных Церквей по календарному вопросу.

«Народный политолог»: - И, напоследок: какие пророчества о наших временах и нынешней, уже охватывающей умы, смуте вы хотели бы привести?
Юрий Воробьевский: - Чаю, что собор все-таки не состоится. И в этой связи вспоминаю слова преподобного старца Паисия Святогорца: «Знаю, что что-то давно готовится, но откладывается; не Господь ли откладывает эти сроки?! Конечно, Господь. творец, который пребывает в вечности, а потому никак не связан с условностями человеческих временных (с ударением на последний слог) зарубок. Именно поэтому я скептически отношусь к предсказаниям. Особенно когда называются даты будущих грандиозных потрясений.
Очевидно другое. Господь реагирует на молитву верующих людей. Звучание молитвы каждого из нас – это, в лучшем случае, комариный писк. Но когда появляется рой комаров, то они уже гудят и их слышно. Так что давайте пищать. Если бы Господь потерял терпение, ангелы на наших глазах уже свернули бы небо в свиток. Если этого не происходит, он еще надеется на нас.
Конструкция нынешнего мира явно неустойчива. Может быть, всего одной молитвы, как веса крыла бабочки, не хватает для позитивного разрешения ситуации.

Беседовал Алексей Шорохов

Комментарии (12)

Всего: 12 комментариев
#1 | Леонид Д »» | 25.05.2016 11:01
  
-1
Занятно что «вселенскость» обсуждает политолог
#2 | Синезия »» | 25.05.2016 12:25 | ответ на: #1 ( Леонид Д ) »»
  
1
Думаю,если человек истинно православный ,то для него не может быть границ между различными сферами нашей жизни,так как за всем стоит именно духовное.Вот как например в моей последней теме Сатанинский парад предшествующей катастрофе на Чернобельской АЭС ,кто то смотрит на проблему с научной стороны,кто то с политической,но на самом деле корень беды именно в духовной проблеме общества.И пока мы этого не усвоим,то и дальше будем повторять ошибки наших предков и при этом добавлять свои,а это к спасению нас не приведет..
#3 | Леонид Д »» | 25.05.2016 15:19 | ответ на: #2 ( Синезия ) »»
  
0
Но тогда и нет границ между монашеством и мирской жизнью.
#4 | Дмитрий Л.А. »» | 25.05.2016 21:56
  
0
Насколько я знаю, старец Паисий не служил Литургию ( да ещё, как можно понять из текста, в одиночку ) и, как следствие, не мог в ней поминать Патриарха. В сугубой молитве - это да. И всем бы не мешало в ней поминать господина Гундяева, что бы Господь так или иначе его вразумил. Раскол, по факту, уже есть и инициировал его г.Г., перейдя Рубикон в Гаване. После Собора, думается, всё пойдё ещё резче, если Господь попустит по грехам нашим.
#5 | Борис Дубов »» | 25.05.2016 23:34
  
0
собственно весь раскол сегодня пока сводится к поминанию или не поминанию п. кирила, далее он будет усугублен различного рода прещениями. с догматической точки зрения это не раскол. скорей это захват административных ресурсов а также внедрение папиской идеологии. со стороны п. кирила и его стороников, и естественное сопротивление этим явлениям. п. кирил в своих действиях кроме всего прочего пользуется гос. ресурсом со всеми вытекающими отсюда последствиями.
#6 | Дмитрий Л.А. »» | 26.05.2016 00:03 | ответ на: #5 ( Борис Дубов ) »»
  
0
Всё так, но я думаю, что на данный момент главный раскол проходит по воцерковлённым мирянам, которые и так то далеко не сильны в вере, а сейчас и вообще могут вернуться к советским корням. Мол, разберитесь господа священники сначала между собой, а мы, попозже, к кому нибудь прилепимся. Можно, конечно, сказать, что не велика потеря ( я, кстати, и сам так думаю ), но хочет ли этого Господь - естественно, не знаю. Что касается догматов - то, по моему, раскол есть и здесь. Получается, что "поминающие" согласны с определением разделения церквей, с определением частичной благодати у инославных, а "непоминающие" считают, что никакого разделения Истинной Православной Церкви не было. Просто часть христиан откололась от Истинной Церкви, введя ряд недопустимых введений, на которые указал ещё Свт.Марк Ефесский. И что только в Православии сохранилась благодать Святого Духа. Да и не только это. Впрочем, по моему, очень хорошо,что эта встреча состоялась, и многие поимели возможность определиться с кем они, кто они и вообще зачем им всё это надо.
#7 | Борис Дубов »» | 26.05.2016 00:08 | ответ на: #6 ( Дмитрий Л.А. ) »»
  
0
раскол с догматической точки зрения будет после собора, когда начнут внедрять решения собора, собственно по этому и говорится что после собора и в церковь ходить нельзя будет, то есть туда где будут внедрятся изменения на уровне догматики. и эти изменения каждый православный поймет, так как изменения затронут символ веры. а кто как себя поведет, это выбор каждого. лично мой выбор с непоминальщиками, просто по тому что они придерживаются православной догматики, то есть вероучительных истин.
#8 | Дмитрий Л.А. »» | 26.05.2016 01:02 | ответ на: #7 ( Борис Дубов ) »»
  
0
То, что нечто является ересью - это, конечно, закрепляется постановлением Собора. Но разве понятие раскола вводится Соборным постановлением? Тем более, что по большому счёту, июньское собрание патриархов с их креатурой и Собором то назвать нельзя. МП РПЦ - не есть вся Православная Церковь, как тело Христово. Ну а если проследить эволюцию Никонианского раскола, то на сегодняшний день, возможно, РПСЦ ( святость которой признана и РПЦ и РПЦЗ, последние ещё и прощения попросили у староверов ), более православна ( права в вере ), чем МП РПЦ.
#9 | И. Анатолий »» | 26.05.2016 13:48
  
1
Леонид Д.,монашество такая удобная форма кто не крепок в вере.
Да будут все едино..Вот, на все случаи жизни,правомерность исповедания доказали "монахи при советской власти, боровшейся с верующими, не носящими внешних признаков христианства,разве креста, но житием давшими образец христианина.
Соотношу свой взгляд на проблему патриарха с Г.Воробьевским. Волк в некой сказке просил кузнеца перековать ему голос, он выдаёт человека как жестокого, так и не имеющего духа, и некоторые речи режут слух. Все крайности губительны для души- и "сахарность и жесткость.
И Встреча нужна была- что-то прорывается из-за завесы тайн. Народ вобще держут за смутьянов, а случись, к кому и обращаться- не к "железкам" же. Народ вообще заканчивает существование, к этому привело многое, в т.ч. надмение.
Сверхприродное уничтожается в угоду цивилизационному.
#10 | Леонид Д »» | 26.05.2016 20:02 | ответ на: #9 ( И. Анатолий ) »»
  
0
Сложно изъясняетесь. Половины не понял. Изложу свою позицию
Пироги должны печь пирожники, а сапоги точать - сапожники. То бишь, уместность встреч, уместность тех или иных введений должны решать те, кто на это поставлен. Откуда кстати ноги растут в "изменениях в догматике"? Слухи. А это уже можно рассматривать как грех. В Церкви ставятся учителя и руководства что бы им внимал народ. Но народ не хочет внимать, он готов и Патриарха осуждать. А всякого рода политологи рассуждают об политических целях как Собора так и самого Патриарха. Зачем всё усложнять домыслами?
#11 | Дмитрий Л.А. »» | 26.05.2016 22:22 | ответ на: #10 ( Леонид Д ) »»
  
0
Простите,но тоже изложу свою позицию. В идеале согласен, что "...Пироги должны печь пирожники, а сапоги точать - сапожники...", но, и это не голословно, если врач вместо аппендицита вырезает почку или учитель биологии, допустим, ставит двойку за несогласие с теорией Дарвина, то это уже не внутреннее дело медицины или образования. Это в первом случае преступление, а во втором служебное несоответствие. Если служители культа, такие как господа Гундяев, Алфеев и т.д. не только в зданиях Церкви, но и в медийном пространстве, на центральных, бюджетных каналах призывают людей в Церковь, а там им предлагают таинства ( крещения, венчания, отпевания... ) под этакий ненавязчивый прейскурантик, втолковывают о пользе и более того, спасительности внутрицерковных обрядов ( молебен заказать, свечку за кого то или чего то поставить ) и это тоже не задаром, но за этим нет Бога, нет спасения и все их слова - обман, то не внимать таким надо, а шить статью за мошенничество. Люди, под их увещевания, идут в Храм, искренне надеясь на Божью помощь, а её там не может быть. Поскольку в подобных служителях поселилась ересь, то есть хула на Бога и благодать, думаю, в приходах таких священников не задержится. И они ( архиереи ), зная это получше всех нас, тем не менее упорствуют в ней. Говорю об ереси экуменизма. Раскрывать тему полнее, по моему, не стоит. Она на этом сайте общеизвестна. Все ереси и расколы в Церкви шли не от мирян и рядовых священников, а от епископов и даже патриархов. Ну а "...Откуда кстати ноги растут в "изменениях в догматике"?..." - так из Евангелия, Соборных постановлений, писаний Святых Отцов... Если для Вас это слухи - то это Ваша позиция, на которую Вы, безусловно, имеете право.
#12 | Борис Дубов »» | 27.05.2016 00:11 | ответ на: #10 ( Леонид Д ) »»
  
2
"Откуда кстати ноги растут в "изменениях в догматике"? Слухи."
это из разряда - удивительное рядом.
вы вообще читали что собираются обсуждать и принимать на соборе? это не слухи а документы.
лень человеческая всегда найдет себе оправдание, и одно из классических оправданий - Жираф большой, ему видней...

для особо ленивых
официальный сайт московской патриархии, раздел всеправославный собор документы
http://www.patriarchia.ru/db/document/4361821/
конкретный документ - Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром
http://www.patriarchia.ru/db/text/4361154.html
пункт шестой:
"6. Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом. "

это уже искажение девятого символа веры:
По-церковнославянски - Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
По-русски - В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
откуда следует что других христианских церквей нет!!!
признание на соборе других христианских церквей, это и есть изменение догматики, пока, на протяжении тысячелетия была единая и одна христианская церковь, все остальные еретические церкви, на соборе будет принято признание других христианских церквей.
этот документ будет принят, соответственно, автоматически изменяется символ веры, то есть православная догматика.

ноги растут из документов а не от слухов, правда это для тех кто не ленится и читает документы.

кстати если признаётся существование еще других христианских церквей, то тут же попадаем в ловушку, сразу возникает вопрос а какую именно церковь создал наш Господь Бог Иисус Христос, 2000 лет назад была создана одна церковь, так сегодня какая церковь та которую создал Бог???
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites