Ум воздержного (воскресший ум) храм есть Святого Духа

10
24 марта 2020 в 07:52 2306 просмотров 12 комментариев
Природа в своем многообразии

Ум воздержного (воскресший ум) «храм есть Святого Духа» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.306).

В этом состоянии чистый ум озаряется (Св. Никита Стифат. Φιλοκαλία T.Г'. Σ330, ιη᾿) и подвергается восхищению. Он услаждается созерцанием Бога и беседует с Господом. Разумеется, святые отцы, говорящие о восхищении и исступлении ума, имеют в виду не то, что ум покидает тело, как это происходило с Пифией (жрица храма языч. бога Аполлона в Дельфах, дававшая ответы просившим прорицания – Ред.), но что он освобождается от мирского и плотского мудрования и приносится Богу, не теряя при этом связи с миром. Человек, обладающий непрестанной молитвой, испытывает исступление ума. Это исступление называется восхищением и является одним из видов созерцания Бога.

Комментарии (12)

Всего: 12 комментариев
  
2
"Ум даёт нам Свет, он - наше внутреннее око, но он холоден.
А доброта тёплая, но слепая.
Вот и установить бы равновесие в развитии ума и доброты, в этом всё дело.
Иначе ум без Доброты переходит в злобу, а Доброта без ума - в глупость" -
/Патриарх Павел Сербский/

Установить бы равновесие в развитии ума и доброты.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 24.03.2020 09:41 | ответ на: #1 ( Леночка Борисовна ) »»
  
1
Если Отец холоден, то как Он возлюбил Сына. Ум это Отец.
#3 | Леночка Борисовна »» | 24.03.2020 09:54 | ответ на: #2 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Андрей, предполагаю, что патриарх не об Отце и Сыне говорил, а о людях.
  
#4 | Андрей Рыбак »» | 24.03.2020 10:08 | ответ на: #3 ( Леночка Борисовна ) »»
  
0
У людей должно быть, как у Отца. Ум в Отца помещаем и любим, как Он Любит Своё творение.
#5 | Леночка Борисовна »» | 24.03.2020 11:34 | ответ на: #4 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
А доброту где поместить? Вы о ней не упомянули.
Простите.
  
#6 | Андрей Рыбак »» | 24.03.2020 11:57 | ответ на: #5 ( Леночка Борисовна ) »»
  
2
Доброта подразумевает доброделание - добрая работа. А делание добра и есть Сама Любовь, то есть Святой Дух, Который от Отца (Ума) исходит.
  
#7 | Фокин Сергей »» | 25.03.2020 10:21
  
4
«Ум есть орган мудрости, а логос (разум) — орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос отмечает только качества.» прп. Максим Исповедник

Афонский Старец Гавриил

Большой ум.

Восхождение ума начинается с его отрешении от предметом внешнего мира, с освобождения от гедонической чувственности и фантастического рассеяния, с возвращением ума к самому себе, и завершается в аскетической интроверзии, с восхождением ума к Богу. В древнецерковной умной молитве (медитации) ум собирается и направляется в сердце, как в свой центр и свое отечество. Здесь он становится вновь сильным, духовным, созерцательным умом, и разыскав в сердце внутреннее сокровище, становится наследником Царства Небесного внутри. Он становится вновь «большим умом» (μέγας νους) по Авве Талассию и Авве Дорофею. Большой ум является достоянием избранников, но и у них он требует для своего развития длительных аскетических усилий. Раскрытие большого ума составляло основную задачу аскезы всех времен и народов. Большой ум светил в древности целым народам, освещал целую эпоху. Кем был Моисей для Израиля, тем были: Орфей для Эллады, Гермес Трисмегист для Египта, Зороастр для Ирана, Рама для Индии, Лао-Тсе для Китая, Пифагор, Сократ, Платон и Аристотель — для всего Запада.

Большой ум становится господином всей тримерии, пройдя весь Христов «путь», о котором Ηикодим Агиорит говорит:

«Прекращением телесных наслаждений ум освобождается от чувств, сам подчиняет их себе, возвращаясь к первоначальной своей умственной пище, каковая есть чтение Св. Писания и построение добродетелей» [27].

Начинается интегрирующая и одухотворяющая деятельность ума в теле.

«Ум старается вернуть телесные чувства к наслаждению умственными наслаждениями и таким образом чувства понемногу смягчаются. Как тело посредством чувств старалось сделать ум и дух плотью, так теперь ум посредством своих нематериальных наслаждений делает плоть нематериальной и некоторым образом делает его духом. Так, по Максиму Исповеднику, душа, подвигаясь к Богу, делает плоть священною» [28]. Авраам Позов

"Кто хочет чисто молиться, тот не должен знать никаких газетных новостей, не должен читать плохих книг или любопытно знать что-либо из жизни других. Все это приносит в ум много нечистых мыслей, и когда человек хочет в них разобраться, то они все больше и больше запутывают и томят душу." прп. Силуан Афонский

"Яко тело без души, мёртво есть, так и душа без ума праздна есть, и Царствия Божьего наследовать не может.
НЕЧУВСТВУЮЩИЙ Божьего Промысла, безумный суть душою.
Ум в душе ЯВЛЯЕТСЯ, а естество в теле, и УМ душевный ОБОЖЕНИЕ есть, естество же тела, разлитие есть. Во всяком теле естество есть, но не во всякой душе ум есть. Тем же, и не всякая душа спасается" Преподобный Антоний Великий IV векцветник, Добротолюбие.
  
#8 | Андрей Рыбак »» | 25.03.2020 15:33
  
4
Исцелившись, ум удостаивается и созерцания Бога. Разумеется, он видит не сущность Бога, но Его энергию. Святые видят свет, когда «получают боготворящее причастие Духа», то есть, соединяясь с Богом, всякий раз видят одежды своего обожения, потому что «благодать Слова наполняет их ум славой и прекраснейшим сиянием» (Свт. Григорий Палама. Триады... С.63). Так бывает прославлен ум.

Тогда в уме возрастает духовное наслаждение, поскольку «ум, устремляясь к созерцанию духовных предметов, имеет от того неотступную сладость» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.299. Гл.46). Соединяясь с Богом, ум «бывает мудр, благ, силен, человеколюбив, милостив, великодушен и, просто сказать, почти все божественные свойства в себе носит. А удаляющийся от Него и с вещественными предметами сдружающийся, предавшись сластолюбию, бывает или скотен, или зверек, воюя с людьми из-за этого» (Св. Максим Исповедник. Добр. Т.3. С.197).
  
#9 | Андрей Рыбак »» | 26.03.2020 08:30
  
2
Исихий Пресвитер уделяет огромное внимание молитве Иисусовой, поскольку она очищает ум от вредных помыслов. Когда человек страдает от вредоносной пищи, он принимает рвотное средство и извергает ее. Такое же значение имеет молитва для оскверненного ума. «Так и ум... поглотив принятые им порочные помыслы и почувствовав душевредную горечь их, поспешит молитвою Иисусовою, из глубин сердца возглашаемою, извергнуть их вон и далеко отбросить их от себя» (Добр. Т.2. С.199).
  
#10 | Андрей Рыбак »» | 26.03.2020 08:36
  
1
В сочинениях святых отцов много говорится об обращении ума на сердце, энергии – к сущности. Хорошо известно высказывание Василия Великого, содержащееся в письме к его другу Григорию: «Ибо ум, который не рассеивается по внешним вещам и не растекается по миру через органы чувств, обращается на себя, а через себя восходит к мысли о Боге. Озаряемый и осияваемый тою красотой, он забывает и о самом естестве и не отвлекает душу ни к заботе о пище, ни к помышлению о внешнем, но, отдыхая от земных забот, отдает все свое усердие приобретению вечных благ» (М. Βασιλείου έργα // ЕПЕ. Т.А́. Σ.64). Я привел это место целиком, поскольку оно весьма выразительно и потому что его использовал Григорий Палама в своем споре с Варлаамом.

Обращение на сердце ума, прежде рассеянного, то есть обращение энергии к сущности, – это исцеление ума, ибо именно там он обретает свое подлинное место. В ходе этого обращения ум сначала находит плотское сердце, а затем – вышеестественное, духовное. «Сходя умом в сердце свое, сначала вот это – плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием» (Старец Силуан. М., 1994 С.47). Это обращение ума на сердце есть не что иное, как его объединение, то есть союз ума и сердца. Свидетельством такого союза служат слезы умиления и сладкое чувство божественной любви. «Плач умиления при молитве есть верный показатель того, что ум соединился с сердцем и что настоящая молитва нашла свое первое место, первую степень восхождения к Богу; вот почему он так ценится всеми подвижниками» (там же, с.124). Погружаясь в сердце, ум «совлекается всякого образа, не только видимого, но мысленного» (там же, с.140). Двери сердца затворяются для всего чуждого, «и тогда душа входит во «мрак» совершенно особого порядка и затем удостаивается неизреченного предстояния Богу чистым умом» (там же, с.134).
  
#11 | Андрей Рыбак »» | 26.03.2020 08:51
  
0
обращение ума достигается с помощью молитвы, и главным образом так называемой умной молитвы, когда ум, чистый от всякого помысла и представления, не отвлекаясь, молится Богу. Поэтому Нил Подвижник ублажает ум, молящийся невещественно и без рассеяния: «Блажен ум, который во время молитвы хранит совершенное безмолвие. Блажен ум, который, молясь без развлечения, восприемлет все большее и большее вожделение Бога. Блажен ум, который во время молитвы бывает невещественен и нестяжателен. Блажен ум, который во время молитвы держит совершенное ко всему нечувствие». (Добр. Т.2. С.221—222)
  
#12 | Андрей Рыбак »» | 26.03.2020 12:51
  
1
Бесстрастный ум «видит тонкие помышления и когда бодрствует тело, и когда в сон погружается» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.54). Если совесть чиста, то страстные помыслы не беспокоят ее во время сна, когда бездействует мысль.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites