Пять разделений, пять сфер бытия

Христианское учение о человеке


1. Пять разделений, пять сфер бытия

Все существующее создано Богом, все живет Богом. Но Бог - не только Творец и Промыслитель: конечные судьбы мира тоже во власти и замысле Божием [1]. Божественное откровение о "начале, середине и конце" существующего помогает понять место человека в мироздании и смысл человеческого существования.

Прп. Максим Исповедник, основываясь на некоем древнем трактате, говорит о том, что весь сотворенный мир основан на пяти разделениях и состоит из пяти "концентрических сфер бытия". Первым разделением весь сотворенный мир отделен от Природы нетварной (Бога). Бог принципиально отличен от твари: "Он - Бог, а она - не Бог, Он - Господь, а она - раба; Он - Творец, а она - тварь; Он - Создатель, а она - создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством" [2].

Эти слова сказаны прп. Макарием о человеческой душе, однако без ограничения их можно распространить на все сотворенное Богом. Разница между Богом и тварным миром столь категорична, что нет родового понятия, выражающего одновременно и бытие божественное и бытие тварное, так что если под словом "сущность" или "бытие" понимать сущность и бытие Бога, тогда это слово, строго говоря, неприложимо к твари, и наоборот: "Если Бог - природа, то все остальное - не природа: если же то, что не Бог, является природой, то Бог - не природа. И даже Он не есть, если другие существа суть" [3].

Тварная природа делится на мир невидимый, "умопостигаемый", и мир материальный, "чувственный" - т.е. постигаемый посредством внешних чувств (υοητά κάι αισθετά) - это второе разделение. В контексте этого разделения Символ веры говорит о Боге как Творце "видимого и невидимого" и фактически утверждает наличие в сотворенном мире двух видов субстанций: вещественных и невещественных. Вещественные сложны (т.е. состоят из элементов), не имеют сознания, разума и свободы. Они образуют "видимый", т.е. вещественный, материальный, мир. Естества же невещественные - просты, одарены сознанием, разумом и свободой, это - ангелы [4]. Они образуют мир невидимый, открывающийся лишь одному уму без посредства телесных чувств. Различение двух этих видов творений основано во многом на понятии простоты. Совершенная простота предполагает: отсутствие элементарного состава, т.е. каких бы то ни было частей, на которые можно разделить простую сущность; невозможность даже мысленного деления (как, например, деление геометрической фигуры); отсутствие пространственной протяженности, объема и формы (поскольку любую протяженную вещь можно, хотя бы мысленно, разделить); независимость от условий пространства; отсутствие в простой сущности противоположных сторон, тенденций и т.п., так как это тоже вносит сложность; отсутствие, вследствие этого, каких-либо перемен и изменений, т.е. независимость от условий времени. Иначе говоря, простота - это совершенная внутренняя целостность и единство. Следует, однако, помнить, что невидимый мир не является абсолютно простым, а лишь занимает промежуточное положение между совершенной Божественной простотой и сложностью вещественного творения.

Третьим разделением видимый мир поделен на небо и землю (όυρανόξ κάι γή). Сила земного притяжения сковывает, ограничивает человека и всю земную тварь. Все на земле было "добро зело", но Господь выделяет еще на земле рай - блаженное жилище человека, прекрасный сад. Это - четвертое разделение (παράδεισοζ κάι οικουμένη). Человек был поставлен возделывать и хранить рай, он был также владыкой всех существ, находящихся на земле. Но в его естестве было, наконец, последнее - пятое - разделение: разделение на мужеский и женский пол. Последние разделение заслуживает особого внимания. Человек сотворен по образу Бога, но разделение на два пола - "не по образу". Это со всей определенностью подчеркивает свт. Григорий Нисский в своем трактате "Об устроении человека". Мужское и женское "разумеется вне прототипа: Ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Но Слово говорит, что человек разделен на мужеский пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием... Потому думаю я, что в говоримом божественным Писанием преподается некое великое и возвышенное учение. И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, - природой божественной и бесплотной и жизнью бессловесной и животной. Ведь в человеческом составе можно частично усматривать и то, и другое из названного: от божественного - словесное и разумевательное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от бессловесного - телесное устроение и расположение, расчлененное на женское и мужское" [5].

Это различие не носит "тотального" характера и не проявляется на всех уровнях человеческой жизни. "Словесное и разумевательное", т.е. дух и мыслительная сила души, в одинаковой степени присущи всем людям, независимо от пола [6]. Надо полагать, что особенности проявляются в эмоционально-волевой сфере, но святитель подчеркивает в данном случае только анатомические различия - "телесное устроение и расположение". И все же Адам и Ева были совсем разными. Адам, сотворенный первым, нуждался в помощнике (Быт. 2, 18), но Господь не творит второго Адама, а приводит в бытие женщину, которая хоть и единосущна Адаму ("из его ребра"), но все же - иное существо.

Д.В. Новиков

http://www.pagez.ru/olb/093_1.php#01

Комментарии (127)

Всего: 127 комментариев
#1 | Георгий Петров Христианин »» | 06.07.2011 21:35
  
-1
Человек способен исповедовать ТУЖЕ Истину (Бог есть Любовь), что и Бог и дух человеческий ПРИЧАСТЕН Духу Божиему иначе Заповедь Новая теряет всякий смысл.
Так что НЕТ отделения Бога от человека в сфере духовной ... Царствии Божием.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 06.07.2011 22:00 | ответ на: #1 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Заповедь относительно новая для человека. Она всегда существовала изначально, до сотворения.
#3 | Георгий Петров Христианин »» | 06.07.2011 22:46
  
0
До сотворения человека?
  
#4 | Андрей Рыбак »» | 06.07.2011 22:57 | ответ на: #3 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Разумеется. Бог все предвидит.
#5 | Георгий Петров Христианин »» | 07.07.2011 08:07 | ответ на: #4 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Разумеется, что ты понимаешь, что "предвидение" отличается от САМОГО Воплощения?
  
#6 | Андрей Рыбак »» | 07.07.2011 09:27 | ответ на: #5 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Бог всегда один и тот же и Закон у Него один Любовь. И до и сейчас и после Он неизменен.
#7 | Игорь Мезенин »» | 07.07.2011 11:43 | ответ на: #1 ( Георгий Петров ) »»
  
1
Человек способен исповедовать ТУЖЕ Истину (Бог есть Любовь), что и Бог №№№

Бог не исповедает Истину.Он сам Истина.
  
#8 | Андрей Рыбак »» | 07.07.2011 12:59 | ответ на: #7 ( Игорь Мезенин ) »»
  
0
И это верно.
#9 | Георгий Петров Христианин »» | 07.07.2011 14:59 | ответ на: #7 ( Игорь Мезенин ) »»
  
0
Вы хотите сказать, что у Бога Истины НЕТ?
А что тогда есть Сын (СЛОВО), Рождённое Отцом (Разумом)?
  
#10 | Андрей Рыбак »» | 07.07.2011 15:17 | ответ на: #9 ( Георгий Петров ) »»
  
0
Истина Сам Христос Сын Человеческий.
#11 | Георгий Петров Христианин »» | 07.07.2011 18:42 | ответ на: #10 ( Андрей Рыбак ) »»
  
-1
Истина - ЧТО? = Бог есть Любовь.
Бог - КТО? - Иисус Христос - Воплощённая Истина ...
#12 | Георгий Петров Христианин »» | 07.07.2011 19:48
  
0
Мой Бог (в Коем полнота Божества) Иисус Христос - Триединая Личность, суть которой - Любовь.
Свою Любовь Бог проявляет:
как Отец - в творении,
как Сын - в Воплощении, Кресте и Воскресении,
как Дух Святой - в "действии" Светом нетварным в душе верующего в Него.
Бог Вочеловечился Словом Своим, которое суть Истина = Бог есть Любовь.
Исповедуя Истину = Бог есть Любовь мы становимся причастниками Божественного естества, сынами Его по Рождении от Духа Святого, наследуем Жизнь вечную в Царствии Его.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites