Житие прп. Нила Сорского

Житие прп. Нила


Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., принадлежал к крестьянскому роду; прозванье его было Майков. До поступления в монашество Нил занимался списыванием книг, был "скорописцем". Более точный сведения застают Нил уже иноком. Постригся Нил в Кирилло-белозерском монастыре, где со времен самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества. Препод. Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивы мирянами; те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками ("заволжские старцы").

Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и Афон, Нил особенно долго пробыл на Афоне, и едва ли не Афону был больше всего обязан созерцательным направлением своих идей. По возвращении в Россию (между 1473 и 89 гг.) Нил основывает скит, собирает около себя немногочисленных последователей, "которые были его нрава", и отдается замкнутой, уединённой жизни, интересуясь в особенности книжными занятиями. Все действия свои он старается обосновать на непосредственных указаниях "божественного писания", как единственного источника познания нравственных и религиозных обязанностей человека. Продолжая заниматься перепиской книг, он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике. Он списывает "с разных списков, тщася обрести правый", делает свод наиболее верного: сличая списки и находя в них "много неисправленна", старается исправить, "елико возможно его худому разуму". Если иное место ему кажется "неправым", а исправить, не почему, он оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях: "от зде в списках не право", или: "аще где в ином переводе обрящется известнейшие (правильнее) сего, тамо да чтется", - и оставляет так пустыми иногда целые страницы. Вообще он списывает только то, что "по возможному согласно разуму и истине...".

Все эти черты, резко отличающие характер книжных занятий Н. Сорского и самый взгляд его на "писания" от обычных, господствовавших в его время, не могли пройти для него даром. Несмотря на свои книжные занятия и любовь к замкнутой, уединенной жизни, Нил Сорский принял участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так называемым "новгородским еретикам" и о монастырских имениях.
В первом случае его влияние (вместе с учителем его Паисием Ярославовым) мы можем только предполагать; во втором случае, напротив, он выступил инициатором. В деле о нoвгopoдских еретиках и Паисий Ярославов, и Н. Сорский держались, по-видимому, более веротерпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе. В 1489 г. новгородский архиерей Геннадий, вступая в борьбу с ересью и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учеными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хочет поговорить с учеными старцами и приглашает их даже к себе.

Неизвестны результаты стараний Геннадия: кажется, они были не совсем таковы, как он желал. По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Н.; к ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоколамский. Между тем, оба старца не относились к ереси безучастно: оба они присутствуют на соборе 1490 г., разбиравшем дело еретиков, и едва ли не влияют на самое решение собора.

Первоначально все иерархи "стали крепко" и единогласно заявили, что "вся (всех еретиков) сожещи достоит" - а в конце собор ограничивается тем, что проклинает двух-трех попов-еретиков, лишает их сана в отсылает обратно к Геннадию. Важнейшим фактом жизни Hила Сорского был его протест против землевладельческих прав монастырей, на соборе 1603 г. в Москве. Когда собор уже близился к концу, Hил Сорский, поддерживаемый другими кириллобелозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества.

Ревностным борцом за идею Hила Сорского выступил его ближайший "ученик", кн.-инок Вассиан Патрикеев. Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 г. Перед кончиною Hил написал "Завещание". прося своих учеников "повергнуть тело его в пустыне, да изъедят е зверие и птица, понеже согрешило к Богу много и недостойно погребения". Ученики не исполнили этой просьбы: они с честью похоронили его.

Неизвестно, был ли Hил Copский канонизован; в рукописях изредка встречаются следы службы ему (тропарь, кондак, икос), но, кажется, это было лишь местной попыткой, да и то не утвердившеюся. Зато на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским, в заглавиях его немногочисленных сочинений, осталось имя "великого старца".

Литературные произведения Hила Сорского состоят из ряда посланий к ученикам и вообще близким людям, небольшого Предания ученикам, кратких отрывочных Заметок, более обширного Устава, в II главах, и предсмертного Завещания. Дошли они в списках XVI - XVIII вв. и все изданы (большинство и важнейшее - крайне неисправно). Главным сочинением Нила является монастырский устав, в II главах; все остальные служат как бы дополнением к нему. Общее направление мыслей Hила Copcкогo - строго аскетическое, но в более внутреннем, духовном смысле. чем понимался аскетизм большинством тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Нила, должно быть не телесным, а духовными, и требует не внешнего умерщвления плоти, а внутреннего, духовного самосовершенствования.

Почва монашеских подвигов - не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело "по потребе без мала", даже "успокаивать его в мале", снисходя к физическим слабостям, болезни, старости. Непомерному прощению Нил не сочувствует. Он враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви: еще ни один человек не осужден Богом за то, что он не украшал храмов. Церкви должны быть чужды всякого великолепия; в них нужно иметь только необходимое, "повсюду обретаемое и удобь покупаемое". Чем жертвовать в церкви, лучше раздать нищим.

Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть pазумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и предписаний, а "с рассмотрением" и "вся с рассуждением творити". Нил требует от инока не механического послушания, а сознательности в подвига. Резко восставая против "самочинников" и "самопретыкателей", он не уничтожает личной свободы. Личная воля инока (а равно и каждого человека) должна подчиняться, по взгляду Нил, только одному авторитету - "божественных писаний". "Испытание" божественных писаний, изучение их - главная обязанность инока. Недостойная жизнь инока, да и вообще человека, исключительно зависит, по мнению Нил, "от еже не ведети нам святая писания...".

С изучением божественных писаний должна быть, однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного материала; "писания многа, но не вся божественна". Эта мысль о критике была одной из самых характерных в воззрениях и самого Нила, и всех "заволжских старцев" - и для тогдашнего большинства грамотников совершенно необычной. В глазах последних всякая вообще "книга" являлась чем-то непререкаемым и боговдохновенным. И книги Св. Писаний в строгом смысле, и творения отцов церкви, и жития святых, и правила св. апостолов и соборов, и толкования на эти правила, и добавления к толкованиям, явившиеся впоследствии, наконец, даже и разного рода греческие "градстии законы", т. е. указы и распоряжения византийских императоров, и другие дополнительные статьи, вошедшие в Кормчую - все это в глазах древнерусского читателя являлось одинаково неизменным, одинаково авторитетным.

Иосиф Волоколамский, один из ученейших людей своего времени, прямо, напр., доказывал, что упомянутые "градстии законы" "подобии суть пророческим и апостольским и св. отцов писаниям", а сборник Никона Черногорца смело называл "боговдохновенными писаниями". Понятны, поэтому, укоры со стороны Иосифа Нилу Сорскому и его ученикам, что они "похулиша в русской земле чудотворцев", а также тех, "иже в древняя лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев, чудесем их не вероваша, и от писания изметаша чудеса их".

Одна попытка сколько-нибудь критического отношения к списываемому материалу казалась, таким образом, ересью. Стремясь к евангельскому идеалу, Нил Сорский - как и все направление, во главе которого он стоял - не скрывает своего осуждения тем настроениям, которые он видел в большинстве современного русского монашества. Из общего взгляда на сущность и цели иноческого обета, непосредственно вытекал энергичный протест Нила против монастырских имуществ.

Всякую собственность, не только богатство, Нил считает противоречащей иноческим обетам. Инок отрицается от миpa и всего, "яже в нем" - как же он может после этого тратить время на заботы о мирских имуществах, землях, богатствах? Иноки должны питаться исключительно своими трудами, и даже подаяния могут принимать только в крайних случаях. Они не должны "не точию не имети имения, но ни желати то стяжавати"...

Обязательное для инока столь же обязательно и для монастыря: монастырь есть лишь собрание людей с одинаковыми целями и стремлениями, и предосудительное иноку предосудительно и для монастыря. К отмеченным чертам присоединялась, по-видимому, уже у самого Нила религиозная терпимость, столь резко выступившая в писаниях его ближайших учеников. Литературным источником сочинений Нила Сорского был целый ряд патриотических писателей, с творениями которых он познакомился особенно во время пребывания своего на Афоне; ближайшее влияние на него имели сочинения Иоанна Kaccиaнa Римлянина, Нила Синайского, Иоанна Лествичника, Василия Великого, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита. На некоторых из этих писателей Н. Сорский особенно часто ссылается; некоторые сочинения их и по внешней форме, и по изложению особенно близко подходят, напр., к главному сочинению Нила Сорского - "Монастырскому уставу".

Ни одному из своих источников Нил, однако, не подчиняется безусловно; нигде, напр., он не доходит до тех крайностей созерцания, которыми отличаются сочинения Симеона Нового Богослова или Григория Синаита. Монастырский устав Нила Сорского, с присоединением в начале "Предания ученикам", издан Оптиной пустынью в книге "Преподобного отца нашего Нила Сорского предание учеником своим о жительстве скитском. М., 1849. 208 с.; послания напечатаны в приложение к книжке: "Преп. Нил Сорский, первооснователь скитского жития в России и его устав о жительстве скитском в переводе на русский язык, с приложением всех других писаний его, извлеченных из рукописей" (СПб., 1864; 2 изд. М., 1869; за исключением "Приложений", все остальное в этой книжке не имеет ни малейшего научного значения).

Литература о Н. Сорском подробно изложена в предисловии к исследованию А. С. Архангельского: "Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (СПб., 1882).

http://www.nilsorskiy.ru/?id=60

Комментарии (76)

Всего: 76 комментариев
#1 | Валерий »» | 21.05.2011 03:58
  
0
Русский филолог и специалист по позднеантичной и раннехристианской эпохам Сергей Серге́евич Аве́ринцев отмечал, вспоминая о позиции нестяжателей в их споре с иосифлянами:
«Мы знаем, что в средние века не всякий, кого не привлекало занятие охотника на еретиков, непременно сам был еретиком или хотя бы сочувствовал еретической доктрине; встречались, хотя бы в меньшинстве, люди, искренне принимавшие догматы церкви как истину, но не принимавшие насилия как метода борьбы за эту истину и советовавшие оставлять спорные вопросы до суда Божия. Еще Исаак Ниневийский, сирийский отшельник VII века, учил иметь «сердце милующее», которое «не может вынести или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию», а потому со слезами молится, между прочим, и «о врагах истины», то есть о неверных и еретиках; такое расположение сердца, приближающее, по словам Исаака, к Богу, явно препятствует тому, чтобы с легким чувством предавать инакомыслящих проклятию. И позднее некоторые учители полагали, что проклинать заблуждающихся - занятие не совсем христианское («...не достоит никого же ненавидети, или осужати, ниже невернаго, ниже еретика»); другие подчеркивали, что это дело, во всяком случае, не монашеское («...аще и подобает судити или осужати еретики или отступники, но царем, и князем, и святителем, и судиям земским, а не иноком, иже отрекошась мира и всех яже в мире, и подобает им точию себе внимати, и никого же не осужати...»)»

Как известно, в начале XVI века на Святой Руси, впервые в ее истории, запылали костры инквизиции, т.е. в русском православии восторжествовало силовое начало. Вполне возможно, что страх за устои православия, которому якобы угрожала кучка
инаковерующих, был искренним. Вспоминая Нила Сорского и Вассиана Патрикеева, нельзя думается, забывать о том, что церковь, которая дала кесарю огромные права сама стала жертвой кесаря.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 21.05.2011 08:56 | ответ на: #1 ( Валерий ) »»
  
0
ДА, похоже что крепко от Христа отступили в законничество. Так сказать номинальными иудеями стали. Заповедь о Любви потому что отринули церковным клиром.
#3 | Валерий »» | 21.05.2011 12:16
  
0
Хотя нестяжатели потерпели поражение, их идеи не исчезли бесследно. В дальнейшем, как показало время, идеи нестяжательства нашли самое яркое свое отражение в идеологии русского общества. Так, А.И.Герцен в книге «Былое и думы» рассказывает о крестьянине, который категорически отказался взять с него лишнее. В избе, где Герцен остановился ночевать по пути в ссылку, крестьянин накормил его ужином. Когда утром надо было рассчитываться за трапезу, хозяин запросил со ссыльного пять копеек, а у того самой мелкой монетой оказался двугривенный. Крестьянин отказался принять эту монету, потому что считал великим грехом взять за ужин больше, чем он того стоит.
Без идей нестяжателей не мог возникнуть такой феномен как русское меценатство. В русской истории остались благие дела Третьяковых, Щукиных, Мамонтова, Морозовых и др. Перечень имен российских меценатов очень широк, поэтому невозможно упомянуть всех русских купцов и промышленников, дворян, тративших личные средства на науку, искусство, благотворительность, не думая о прибыли. Нам остается только удивляться, как только «бизнесмены» рубежа конца XIX – начала ХХ вв. могли и успевали заниматься делами фирмы и меценатством.
#4 | Валерий »» | 22.05.2011 21:00
  
0
«Но старая Русь не сдалась Московии без борьбы. Большая часть XVI столетия заполнена шумными спорами и залита кровью побежденных. «Заволжские старцы» и княжее боярство пытались защищать духовную и аристократическую свободу против православного ханства. Русская Церковь раскололась между служителями Царства Божия и строителями Московского царства. Победили осифляне и опричники. Торжество партии Иосифа Волоцкого над учениками Нила Сорского привело к окостенению духовной жизни. Победа опричнины, нового «демократического» служилого класса над родовой знатью означало варваризацию правящего слоя, рост холопского самосознания в его среде и даже усиление эксплуатации трудового населения.»
Г.П.Федотов «Россия и свобода»

Анализируя нынешнее положение, то напрашивается вывод, что в очередной раз "иосифляне" восторжествовали над "нестяжателями"….
  
#5 | Андрей Рыбак »» | 22.05.2011 23:05 | ответ на: #4 ( Валерий ) »»
  
0
Так и антихриста к власти привести можно, такими методами. Не находишь?
#6 | Валерий »» | 23.05.2011 05:07 | ответ на: #5 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Ленин в борьбе за власть не стеснялся в выборе средств и не скрывал свою ненависть к христианству...
Он не подходит на роль антихриста?
***
Вспоминаются стихи Александра Блока:
«Кольцо существованья тесно:
Как все пути приводят в Рим,
Так нам заранее известно,
Что все мы рабски повторим».


Вспоминаются еще слова Макса Вебера, который сказал:
«….достигшая господства свита борца за веру особенно легко вырождается обычно в совершенно заурядный слой обладателей теплых мест.»
#7 | Георгий О. »» | 23.05.2011 15:39 | ответ на: #5 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
К тому все и идет! Не за "бугром", а в самом сердце православия. Ведут и приведут, вопрос только во времени. На время это только чистые молитвенники повлиять могут, да покаяние... Нестяжание и в те времена было делом неподъемным, а сейчас, когда разврат нравов отовсюду, и совсем гиблое - для СИЛЬНЫХ! И сильны они не деньгами или силушкой, а ДУХОМ. И эту силу всякий в себе отыскать сможет - каждый!Вспомнить только требуется, что ЦАРСТВО БОЖЬЕ силой берется.

А огляделся - и нет никого, и сам ты ничтожен! - и испугался - буду как все! Даже АПОСТОЛ возопил! Выходит - чаши сей не миновать, а час тот каждый по-своему встретит. И будет, - много званых, да мало избранных.

Укрепи нас, грешных, ГОСПОДИ!
#8 | брате Андрей »» | 25.05.2011 12:00
  
1
Так, да не так, братья! В одной из бесед с братьями меня поправили, и я бы хотел этим поделиться с теми кому это надо. В споре "стяжателей" и "нестяжателей" есть тонкость, Святой Нил Сорский не был "нестяжателем", а был мистиком, внутренним делателем, нестяжательство не было целью его жизни, а лишь приложением к практике внутреннего делание. Батюшка Нил ни с кем не вступал в споры, удаляясь от них в непрерывающуюся молитву и духопрактику. Другое дело некоторые ставшие известными "его последователи", которые отчасти, а может кто и полностью выпали из практики внутреннего делания (стоянии в духовной вертикали, Любви, Радости, Милости), и втянулись в социальную борьбу-спор - которая стала их целью, то есть втянулись в мирскую горизонталь. Вот тут и начался спор "стяжателей" и "нестяжателей", по другому "иосифлян" и "нестяжателей" (и заметьте "нестяжатели" не имеют в своём наименовании приложения к имени св. Нила Сорского, в отличии от "иосифляне" ведущих наименование от имени Иосифа Волоцкого). Одни "нестяжатели" были обвинены в ереси, и умерщвлены, другие - бежали в Литву, некоторые из сбежавших монахов отказались от обетов и стали протестанскими проповедниками. Одним из радетелей "нестяжательсвта" был князь Андрей Курбский. Он вроде бы цели благие и благородные декларировал - борьбу с тираном, да только своим предательством сознательно повёл поляков в обход русских войск, от наступления которых погибал не тиран, а рядовые воины и мирное население. В "смутное время" он пришёл на Русь с поляками чтобы посадить на русский трон королевича Владислава. Кстати, в польском геральдическом именнике Андрей Курбский, писался Крупским, узнаёте линию... и того большивика на бронивике. "Стяжатели" и "нестяжатели" - это две стороны одной монеты, одно пространство, одна деревня, только концы разные. Батюшка Нил Сорский и "нестяжатели" это не одно и то же - у него Отец другой.

http://www.nilsorskiy.ru/
  
#9 | Андрей Рыбак »» | 25.05.2011 13:21 | ответ на: #8 ( брате Андрей ) »»
  
0
Эко все как развернуто. Ясно однако что он не был и последователем иосифлян и что он держался афонских традиций в своей духопрактике, в то время, как иосифлянская практика была повернута на ветхий путь, ибо с такими методами связывать их духопрактику с Христом весьма сложно.
#10 | брате Андрей »» | 25.05.2011 14:33
  
0
Верно брат Андрей (Рыбак). Большивики наследовали цели "нестяжателей", и методы "иосифлян". Цели последних были во вне. Батюшка Нил Сорский был стяжателем, но иного рода, не внешнего, а внутреннего - стяжателем Духа Святого и делателем в Промысле Божьем :)
#11 | брате Андрей »» | 25.05.2011 14:44
  
0
Чтобы не путать подтверждаю своё согласие, св. Нил Сорский не был последователем иосифлян, так как иосифлянская практика была повернута на ветхий путь. Он так же был в стороне и не принадлежал к группировкам "нестяжателей" и "иосифлян" практика которых была направлена вовне, "нестяжатели" стали "нестяжателями" когда схватились со "стяжателями", стали с ними бороться, и те вытянули их в горизонталь. :)
  
#12 | Андрей Рыбак »» | 25.05.2011 14:51 | ответ на: #10 ( брате Андрей ) »»
  
0
Ну это уже игра слов пошла. =)

Ну стяжателем так стяжателем. Суть в другом. Любовь Христова должна стоять во главе всего и это безусловная Истина. Любовь не судит. Вот и отличи кто есть кто с двух раз.

Преподобный Анастасий Синаит: "Тот, кто судит до Пришествия Христова, и есть антихрист, потому что он похищает право Христа!"
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
Просьба о помощи
© LogoSlovo.ru 2000 - 2017, создание портала - Vinchi Group & MySites