Новая жизнь - новая мораль

протоиерей Александр Мень

ХРИСТИАНСТВО.
Последняя лекция Александра Меня.
(часть 1)

Итак, мы с вами идем к завершению нашего путешествия по эпохам, по кругам миросозерцаний. И мы подошли к вершине, к тому сверкающему горному леднику, в котором отражается солнце и который называется — христианством.
Конечно, христианство бросило вызов многим философским и религиозным системам. Но одновременно оно ответило на чаяния большинства из них. И самое сильное в христианской духовности — именно не отрицание, а утверждение, охват и полнота.
Если буддизм был пронизан страстным стремлением к избавлению от зла, стремлением к спасению (Будда говорил, что как воды морские пропитаны солью, так и его учение — дхарма — проникнуто идеей спасения), то эта жажда спасения, обетование спасения присущи и христианству, Новому Завету.
Если в исламе есть абсолютная преданность человека Богу, который является суверенным властелином космоса и человеческой судьбы, то это самое мы находим и в христианстве.
Если в китайском миросозерцании небо — Цянь — является чем-то ориентирующим человека в жизненных вещах, даже в мелочах, в различных оттенках традиций, то и это есть в христианстве.
Если брахманизм (современный индуизм) говорит нам о многообразных проявлениях Божественного, то и это есть в христианстве.
Если, наконец, пантеизм утверждает, что Бог во всем, что он, как некая таинственная сила, пронизывает каплю, каждый атом мироздания, — то христианство и с этим согласно, хотя оно не ограничивает воздействие бога только этим пантеистическим всеприсутствием.
Но мы бы ошиблись с вами, если бы считали, что христианство явилось как некая эклектика, которая просто собрала в себе все элементы предшествующих верований. В нем проявилась колоссальная сила чего-то нового. И это новое было не столько в доктрине, сколько в прорыве иной жизни в нашу обыденную жизнь. Великие учителя человечества — авторы «Упанишад», Лао-цзы, Конфуций, Будда, Мохаммед, Сократ, Платон и другие — воспринимали истину как вершину горы, на которую они поднимаются с величайшим трудом.
И это справедливо. Потому что истина — не та вещь, которая дается легко в руки, она действительно похожа на высокую гору, куда надо восходить: тяжело дыша, карабкаясь по уступам, порой оглядываясь назад, на пройденный путь, и чувствуя, что впереди еще крутой подъем.
Я никогда не забуду замечательных слов, которые сказал простой гималайский горец, шерп по национальности, по имени Тэн-синг, который восходил на Эверест вместе с англичанином Хиллари. Он говорил, что к горам надо приближаться с благоговением. Так же — и к Богу. Действительно, горы требуют особого настроя душевного, чтобы понять их величие и красоту. Истина закрывается от тех людей, которые идут к ней без благоговения, без готовности идти вперед, несмотря на опасности, пропасти и расселины. Восхождение — такова история человечества.
Вы легко мне возразите: а сколько было ступеней, ведущих вниз? Да, конечно. И на первый взгляд, ступеней, ведущих вниз, больше. Людей, которые падали и катились вниз, в бездну, больше. Но для нас важно, что человек все-таки поднимался в эти надоблачные вершины. И он тем и велик, человек, что он способен был подняться туда, где, как говорил Пушкин, «соседство Бога», в горы умственных и духовных созерцаний. Человек имеет две родины, два отечества.
Одно отечество — это наша земля. И та точка земли, где ты родился и вырос. А второе — это тот сокровенный мир духа, который око не может увидеть и ухо не может услышать, но которому мы принадлежим по природе своей. Мы дети земли — и в то же время гости в этом мире.
Человек в своих религиозных исканиях бесконечно больше осуществляет свою высшую природу, чем когда он воюет, пашет, сеет, сорит. И термиты строят, и обезьяны воюют по-своему (правда, не так ожесточенно, как люди). И муравьи сеют, есть у них такие виды. Но никто их живых существ, кроме человека, никогда не задумывался над смыслом бытия, никогда не поднимался выше природных физических потребностей. Ни одно живое существо, кроме человека, не способно пойти на риск — и даже на смертельный риск — во имя истины, во имя того, что нельзя взять в руки. И тысячи мучеников всех времен и народов являют собой уникальный феномен в истории всей нашей Солнечной системы.
Но когда мы обращаемся к Евангелию, мы попадаем в иной мир. Не в тот мир, который дает нам картину волнующих поисков, порыва к небу, — а мы оказываемся перед тайной ответа.
Двадцать пять лет принц Гаутама, будущий Тадхагатта Будда, проводил в аскетических усилиях, чтобы достигнуть созерцания. Так же трудились — умственно, духовно и психофизически — йоги, философы, подвижники. Но Иисус Христос приходит из простой деревни, где он вел жизнь рядового человека. В нем все было готово, он никуда не поднимался. Он, наоборот, спускался к людям.
Каждый великий мудрец сознавал свое неведение. Сократ говорил: «Я знаю, что я ничего не знаю». Величайшие святые всех времен и народов ощущали себя грешниками гораздо более остро, чем мы с вами, потому что они были ближе к свету, и каждое пятно на жизни и совести им было видней, чем в нашей серой жизни.
У Христа нет сознания греховности. И у него нет сознания того, что он чего-то достиг, — он приходит к людям, неся им то, что в нем самом есть изначала, от природы.
Я должен сразу обратить ваше внимание на то, что Иисус Христос не начал проповедовать «христианство», как некую концепцию. То, что он возвестил людям, он назвал «бесора», по-гречески «ευαγγελιον», что значит «радостная весть», «радостное известие».
В чем же заключалось это радостное известие?
Человек имеет право не доверять мирозданию. Человек имеет право чувствовать себя в чужом и враждебном мире. Такие современные писатели, как Альбер Камю, Жан-Поль Сартр и другие часто говорили о страшной абсурдности бытия. Нас обступает нечто грозное, бесчеловечное, бессмысленное, абсурдное, и доверять ему невозможно. Холодный, мертвый или мертвящий мир. Правда, я здесь оговорюсь: эти писатели, романисты, драматурги, философы выступали с позиции атеистического мировоззрения — экзистенциализм у Сартра и Камю — атеистический.
Они как-то не заметили одну вещь.
Когда они говорят, что мир абсурден, то есть бессмыслен, они это знают только потому, что в человека заложено противоположное понятие: смысла. Тот, кто не знает, что такое смысл, не чувствует, никогда не поймет, что такое абсурд. Он никогда не возмутится против абсурда, никогда не восстанет против него, он будет с ним жить как рыба в воде. Именно то, что человек восстает против абсурда, против бессмыслицы бытия, и говорит в пользу того, что этот смысл существует.
Древнее библейское провозвестие говорит нам о том, что мы можем совершить внутренний переворот и сказать бытию — да, довериться тому, что кажется страшным и грозным. И тогда через хаос, через абсурдность, через чудовищность жизни, как солнце через тучи, глянет око Божье. Бога, который имеет личность — и личность, отображенную в каждой человеческой личности. И контакт с ним возможен — как союз между подобными существами. Весь фокус человечества — это удивительная его аналогия с Тем, Кто создал мир.
Чарлз Дарвин говорил, что, хотя он воспринимает мир не механически, как процесс, — все же, задумываясь над его сложностью, он не может понять: неужели слепая случайность смогла все это породить, и не следует ли нам за всем этим видеть некий разум, в чем-то аналогичный нашему? (Можно к этому добавить: не просто аналогичный, но безмерно превосходящий наш разум.)
И в ветхозаветной библейской религии, о которой мы с вами говорили уже, возникло вот это понятие о вере-доверии. Не вере как некоем теоретическом, философском или религиозном убеждении, а вере как акте порыва через мертвящую, абсурдную действительность, когда человек говорит Богу: да, я принимаю и внимаю. Так возник древний завет между Богом и человеком, древний союз.
Но, конечно, союз между примитивным, древним человеком и божественным не мог быть окончательным и совершенным. Это было воспитание человеческого рода, детство человеческого рода, потом юность… И в седьмом веке до нашей эры пророк Иеремия сказал: «Так говорит Господь. Я заключу с народом Новый Завет, «брит ха хадаша», новый союз, который будет не такой, как прежний. Он будет начертан в сердцах».
И вот — ночью совершается жертва…
Через семьсот лет после пророка Иеремии в маленькой комнате собираются двенадцать человек, и совершается жертва. Обычно жертва совершалась с употреблением крови. Кровь была символом жизни. А жизнь принадлежит только Богу. И вот члены собравшегося общества были окропляемы кровью жертвенного животного. Так было издавна у всех народов, вплоть до глубоко первобытных времен, до палеолита. И Моисей, когда заключал завет с народом Бога, окропил всех кровью жертвенного агнца.
А вот в эту ночь, о которой я говорю, которая произошла весной 30-го года первого столетия нашей эры, Иисус Назарянин в окружении двенадцати совершает обряд воспоминания о свободе, которую дарует Бог. И крови здесь нет, а есть чаша с вином и хлебом. И он разламывает этот хлеб и раздает всем и говорит: «Это мое тело». Как жертвенный агнец за людей. И он обносит чашу среди учеников и говорит: «Это Моя кровь, которую Я проливая за вас, это Новый Завет в Моей крови».
Таким образом, в этой священной трапезе, о которой мы с вами говорили, когда касались литургии, Бог и человек соединяются уже не в реальной физической крови, но в символической крови земли, ибо виноградный сок, вино — это есть кровь земли, а хлеб — это есть плод земли, это природа, которая нас кормит, это Бог, который отдает себя людям в жертву. И вот Иисус Назарянин совершает эту жертву.
И с того мгновения, с той священной ночи чаша не перестает возноситься и совершается евхаристия. Во всех направлениях христианства, во всех церквах и даже сектах, всюду этот знак присутствует.
Иногда говорят, что Христос возвестил новую мораль. Да, он сказал: «Заповедь новую даю вам — любите друг друга, как Я возлюбил вас».
И раньше существовала заповедь о любви, и слова «люби ближнего как самого себя» принадлежат Моисею. А Христос придал ей совершенно особое звучание — «как Я возлюбил вас», потому что ради любви к человечеству он остался с нами на грязной, кровавой и грешной земле — только чтобы быть с нами рядом. То есть его любовь стала любовью самоотдающей, и поэтому он говорит: «Кто хочет за мной идти, тот пусть отвергнет себя». То есть своей самости, — не своей личности, отнюдь, личность — святое, а своего ложного самоутверждения, самости. Отдаст себя, возьмет свой крест, то есть свое служение, в страдании и в радости, — и тогда за мной идет.
Христос призывает человека к осуществлению божественного идеала. Только близорукие люди могут воображать, что христианство уже было, что оно состоялось — в тринадцатом ли веке, в четвертом ли веке или еще когда-то. Оно сделало лишь первые, я бы сказал, робкие шаги в истории человеческого рода. Многие слова Христа нам до сих пор непостижимы, потому что мы еще неандертальцы духа и нравственности, потому что евангельская стрела нацелена в вечность, потому что история христианства только начинается, и то, что было раньше, то, что мы сейчас исторически называем историей христианства, — это наполовину неумелые и неудачные попытки реализовать его.
Вы скажете: ну а как же — у нас были такие великие мастера, как неведомые иконописцы, Андрей Рублев, и т.д.!
Да, конечно, были и великие святые. Это были предтечи. Они шли на фоне черного моря грязи, крови и слез. Очевидно, это главное, что хотел (а может, и не хотел, невольно так получилось) показать Тарковский в своем фильме «Андрей Рублев». Вы подумаете, на каком фоне создалось это нежнейшее, феерическое, божественное видение Троицы! То, что изображено в этом фильме, было правдой. Война, пытки, предательства, насилие, пожары, дикость. На этом фоне человек, не просвещенный Богом, мог создавать только «Капричос», какие создавал Гойя. А Рублев создал божественное видение. Значит, он черпал это не из действительности, которая была вокруг него, а из духовного мира.

#христианство , #Мень

Комментарии (86)

Всего: 86 комментариев
#1 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 02:15
  
1
Сплошной ЭКУМЕНИЗМ читать противно, до конца не дочитал и так всё понятно. Лучше напишите что говорят святые отцы о прославлении и восхвалении чужой веры, а это здесь я и вижу.

#2 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 02:17
  
2
> > Если буддизм был пронизан страстным стремлением к избавлению от зла, стремлением к спасению (Будда говорил, что как воды морские пропитаны солью, так и его учение — дхарма — проникнуто идеей спасения), то эта жажда спасения, обетование спасения присущи и христианству, Новому Завету.


Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?

Вы вообще в курсе что такое будизм? Сначало разберитесь, а потом сравнивайте. Господи помилуй.
#3 | Александр Сидоров »» | 02.08.2017 04:23 | ответ на: #1 ( М.И. Александр ) »»
  
0
Что общего у света с тьмою?
+++

Между божественным Светом и божественной Тьмою есть общее - божественная "мембрана", и так у меня получается, что библейское имя ей - ночь.
#4 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 04:58 | ответ на: #3 ( Александр Сидоров ) »»
  
0
По какому вероисповеданию это учение, о мембране?
#5 | Александр Сидоров »» | 02.08.2017 05:06 | ответ на: #4 ( М.И. Александр ) »»
  
0
По Библии - Первый и Второй дни творения.
#6 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 05:24 | ответ на: #5 ( Александр Сидоров ) »»
  
0
Не о какой мембране там не говорится. Если думаете о тверди небесной, то ошибочно ваше мышление. Предназначение тверди отделять воду отводы. Вот знаменитое фото купола над землей у края антарктического пояса.

https://i.ytimg.com/vi/wzXVsSLQKnQ/hqdefault.jpg
#7 | Александр Сидоров »» | 02.08.2017 05:57 | ответ на: #6 ( М.И. Александр ) »»
  
0
Давайте так: Ваше мнение - против моего.
Впрочем - это не мое мнение: Авдеенко Евгений Андреевич. Беседы по Книге Бытия. Первые три дня творения.

На том свете разберемся. )
#8 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 06:22
  
1
«Вы не понимаете, что можно быть атеистом, можно не знать, есть ли Бог и для чего он, и в то же время знать, что человек живет не в природе, а в истории, и что в нынешнем понимании она основана Христом, что Евангелие есть ее обоснование. А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению. Для этого открывают математическую бесконечность и электромагнитные волны, для этого пишут симфонии. Двигаться вперед в этом направлении нельзя без некоторого подъема. Для этих открытий требуется духовное оборудование. Данные для него содержатся в Евангелии. Вот они. Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющей сердце человека и требующей выхода и расточения, и затем это главные составные части современного человека, без которых он немыслим, а именно идея свободной личности и идея жизни как жертвы. Имейте в виду, что это до сих пор чрезвычайно ново».
#9 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 09:00 | ответ на: #8 ( Елена Логочёва ) »»
  
0
Винегрет, сами то хоть поняли о чём вы?

> > А что такое история?

история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Коротко перевод с греческого. История - следствие, расследование, исследование.

Вы занимаетесь философией, но не православной, это точно.
Не помню кто, но сказано хорошо: Философия - это наука о заблуждении мысли человеческой.
#10 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 10:35 | ответ на: #9 ( М.И. Александр ) »»
  
3
Уважаемый, М. И., то что Вы изволили назвать "винегретом"- цитата Бориса Пастернака ... я отлично понимаю его мысль и то, что он хочет до нас донести. Если Вы этого не понимаете, то это не моя проблема ... простите!
#11 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 11:08 | ответ на: #9 ( М.И. Александр ) »»
  
3
я не философ и не психолог. Чтобы понять Пастернака, не надо иметь восемь высших образований. Достаточно знать историю на уровне средней школы и Закона Божия ...
#12 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 11:12 | ответ на: #9 ( М.И. Александр ) »»
  
2
Вы написали выше, что Вам противно читать это. Простите, но я не могу понять Вашей логики - если Вам противно, то почему Вы здесь (в данной теме)? Вы случайно не мазохист? Мне если неприятна или скучна книга, то я её закрываю и переключаюсь на другое.
#13 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 11:54
  
1
" ... Христос призывает человека к осуществлению божественного идеала. Только близорукие люди могут воображать, что христианство уже было, что оно состоялось — в тринадцатом ли веке, в четвертом ли веке или еще когда-то. Оно сделало лишь первые, я бы сказал, робкие шаги в истории человеческого рода. Многие слова Христа нам до сих пор непостижимы, потому что мы еще неандертальцы духа и нравственности, потому что евангельская стрела нацелена в вечность, потому что история христианства только начинается, и то, что было раньше, то, что мы сейчас исторически называем историей христианства, — это наполовину неумелые и неудачные попытки реализовать его ..." ...
#14 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 12:34 | ответ на: #12 ( Елена Логочёва ) »»
  
2
Ну вот чего и требовалось доказать, начались оскорбления. Я вам показываю, что вы распространяете ересь ( экуменизм) и всякую ложную мысль которая противоречит православному учению, а это грех. Вам же перед Богом отвечать за свои грехи, а вот совративши с пути ложным учением, об этом вообще в Евангелие сказано, лучше ему на шею жернов да в море, так Господь говорит. Люди совсем Бога перестали бояться вот и несут всякую чушь. За Пастернака простите, думал вы от себя, но значит он явно не в моём вкусе. Мне больше нравится читать святого Паисия Святогорца, вот где мудрость от Бога. Рекомендую.
http://royallib.com/author/svyatogorets_paisiy.html
#15 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 12:51 | ответ на: #14 ( М.И. Александр ) »»
  
2
Уважаемый, а какими конкретно словами Вы оскорбились? Мне не понятно. Простите. И где конкретно здесь Вы увидели мысль об экуменизме? Я лично не вижу ничего подобного.
#16 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 12:56 | ответ на: #14 ( М.И. Александр ) »»
  
1
Я люблю и Паисия, и Пастернака. И не вижу в этом ничего плохого и осудительного. Ваши дети не учатся в школе? В каком классе?
#17 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 15:21 | ответ на: #16 ( Елена Логочёва ) »»
  
0
Школа конечно по гум-наукам детей калечит, приходится дома исправлять, наследство совка. С лозунгом свобода, равенство и братство бесы захватили умы русских людей и разные лирики по своему лепты в это дело внесли. Вот маленький тест, ответьте на него просто:
1)Как вы относитесь к папе римскому? а)как христианину. б)как сатанисту.
2)На сегодня иудей кто вы считаете? а) богоизбранный народ б) богоубийцы, сатанисты.
3)Есть ли спасение для человека в не православия?
#18 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 16:17 | ответ на: #17 ( М.И. Александр ) »»
  
2
Уважаемый М. И., Вы мне хотите ЭГЕ православное устроить? Не стОит. я не буду отвечать на Ваши вопросы. Простите. Интернет для меня - это терабайты информации, которую я иногда сохраняю себе на страницы, если вижу в ней что-то интересное для меня. А разговаривать на такие темы, какие Вы затрагиваете, предпочитаю только в реальности, когда душа с душою говорит; но не человек с ноутбуком. Простите ещё раз. Всего Вам доброго ...
#19 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 16:33 | ответ на: #17 ( М.И. Александр ) »»
  
3
Знаю, что меня закидают "тухлыми помидорами", но всё-таки напишу (скажу) : мне очень нравится Мария Скобцова и в случае общения с иноверцами буду стараться поступать так, как она - от Православия никогда не откажусь, но помогать буду всем ... хоть буддистам, хоть мусульманам, хоть католикам, хоть евреям ... такое моё вИдение Христианства ...
#20 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 16:50 | ответ на: #19 ( Елена Логочёва ) »»
  
0
Я тоже когда плыть в лодке буду и видеть, что тонет человек тоже не буду спрашивать какой он веры, а просто спасу. Я не об этом вас спрашивал. Это тест на вшивость, иными словами насколько ваше видение православное или же вы заразились этой страшной современной болезнью ЭКУМЕНОЙ. У меня два года назад почил батюшка, протоиерей отец Леонид, вот на проповедях он говорил о двух грехах поражающих души православных это грех - РАБОЛЕПСТВО ДУХУ ВРЕМЕНИ и ПРИТВОРНАЯ НАБОЖНОСТЬ. Как часто вы причащаетесь? На исповедь ходите вообще или так в церковь только свечки ставите.
#21 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 16:58 | ответ на: #20 ( М.И. Александр ) »»
  
1
#22 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 17:00 | ответ на: #20 ( М.И. Александр ) »»
  
-1
я - вшивая. Не молюсь, не причашаюсь и вообще я буддистка иудейского происхождения.
#23 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 17:01 | ответ на: #18 ( Елена Логочёва ) »»
  
-1
Это в вас страх апостола Петра перед тем как петух прокричал. Не отвечаете иудейского страха ради. Понимаю сам себя на этом много где ловлю. Бывает ни чего страшного. Если по 12 земных поклонов в день с Иисусовой молитвой будете делать дух в вас укрепится и через 40 дней понимание православное начнет проявляться.
Вот кого надо сегодня слушать. Спаси вас Господи.

#24 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 17:08 | ответ на: #21 ( Елена Логочёва ) »»
  
-2
Всё понятно. Вы экуменистка, так бы сразу и сказали, идеи талерантности вот ваша вера. Это серьёзный диагноз.
#25 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 17:12 | ответ на: #22 ( Елена Логочёва ) »»
  
-1
Да уж заметил.

а на счет блох это вы перегнули, это ведь афоризм (на вшивость), а в остальном как скажете сами о себе.
#26 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 17:12 | ответ на: #24 ( М.И. Александр ) »»
  
2
Да и с Вами все понятно. Вы - ясновидящий. При чем через интернет. Не зная меня в реальности, выносите вердикт - высочайшее заключение.
#27 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 17:16 | ответ на: #23 ( М.И. Александр ) »»
  
1
Мне неоднократно говорили, что Сергий Романов - ЛЖЕстарец. Верить этому или нет - моё личное дело. Но мнение такое в народе присутствует. То что для Вас хорошо - для других не очень.
#28 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 17:16 | ответ на: #26 ( Елена Логочёва ) »»
  
0
Это вы сами о себе говорите, я лишь с ваших слов константирую факт ваших мыслей не более. Да я не толерантен, этой заразной болезнью не болею.
#29 | М.И. Александр »» | 02.08.2017 17:21 | ответ на: #27 ( Елена Логочёва ) »»
  
1
Зато я лично видел как бесы перед ним трепещют. А вы знаете кто духовник у него был? И я слухи всякие про него слышал, а вот съездил и увидел своими глазами. К кому сегодня со всей России в таком количестве едут ещё?
#30 | Елена Логочёва »» | 02.08.2017 17:23 | ответ на: #23 ( М.И. Александр ) »»
  
2
Вы хотите стать моим духовным интернет-отцом?
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU