7 июля. Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских.Преподобного Антония Дымского.

24 июня по старому стилю / 7 июля по новому стилю
пятница
Седмица 5-я по Пятидесятнице. Глас 3.
Петров пост.
Пища с растительным маслом.

Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Прп. Антония Дымского (ок. 1224). Правв. отроков Иакова и Иоанна Меню́жских (1566–1569). Мчч. семи братий: Оре́нтия, Фарна́кия, Еро́са, Фи́рмоса, Фирми́на, Кириа́ка и Ло́нгина (IV).


Утр. – Лк., 3 зач., I, 24–25, 57–68, 76, 80. Лит. – Предтечи: Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Лк., 1 зач., I, 1–25, 57–68, 76, 80.

На утрене величание: «Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и чтим е́же от непло́дове преславное рождество твое».

Тропарь Предтечи, глас 4:
Проро́че и Предте́че прише́ствия Христо́ва,/ досто́йно восхвали́ти тя недоуме́ем мы, любо́вию чту́щии тя:/ непло́дство бо ро́ждшия и о́тчее безгла́сие разреши́ся/ сла́вным и честны́м твои́м рождество́м,// и воплоще́ние Сы́на Бо́жия ми́рови пропове́дуется.

Кондак Предтечи, глас 3:
Пре́жде непло́ды днесь Христо́ва Предте́чу ражда́ет,/ и той есть исполне́ние вся́каго проро́чества:/ Его́же бо проро́цы пропове́даша,/ на Сего́ во Иорда́не ру́ку положи́в,/ яви́ся Бо́жия Сло́ва проро́к, пропове́дник,// вку́пе и Предте́ча.

Величание:
Велича́ем тя,/ Предте́че Спа́сов Иоа́нне,/ и чтим е́же от непло́дове// пресла́вное рождество́ твое́.

Мысли свт. Феофана Затворника
(Рим.16:1–16; Мф.13:4–9)
Притча о сеятеле изображает разные отношения душ к слову Божию.
На первом месте стоят те, которые совсем не внимают слову. Слышат, но слышанное не входит в душу, а ложится поверх ее, как семя при дороге. Слово не вмещается в них, потому что у них другой образ мыслей, другие правила, другие вкусы. Оттого оно скоро исчезает из памяти, забывается, как будто вовсе не было слышано.
На втором – те, которые слышат слово охотно и принимают его скоро, но никаких трудов по исполнению его нести не хотят. Поэтому, пока не требуется никакой жертвы, они услаждаются словом и особенно его обетованиями, а как скоро окажется необходимость пожертвовать чем-либо для верности слову, они изменяют ему, отказываются и от слова, и от обетований его в угоду своих привязанностей.
На третьем – те, которые принимают слово и начинают жить по нему, но потом слишком предаются заботам и печалям века, попечениям земным, которые подавляют все благие начинания, образовавшияся было под действием слова Божия.
На четвертом – те, которые принимают слово с полною верою и решаются жить по требованию его с готовностью на все пожертвования и труды и не допускают сердца своего быть связанным с чем-либо земным. Сядь и рассуди всяк, к какому классу принадлежишь.


Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Празд­ник уста­нов­лен в па­мять рож­де­ния Иоан­на Пред­те­чи от пра­вед­ных ро­ди­те­лей – иудей­ско­го свя­щен­ни­ка За­ха­рии и его же­ны Ели­са­ве­ты. Этим Иоанн яв­но вы­де­лен из сон­ма мно­го­чис­лен­ных вет­хо­за­вет­ных и хри­сти­ан­ских свя­тых, по­то­му что кро­ме его дня рож­де­ния мы празд­ну­ем лишь День Рож­де­ния (Рож­де­ство) Иису­са Хри­ста и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри!

За­ха­рия и Ели­са­ве­та про­ис­хо­ди­ли из ро­да Ааро­на; при этом Ели­са­ве­та бы­ла сест­рой Ан­ны, ма­те­ри Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Пра­вед­ные су­пру­ги стра­да­ли непло­ди­ем, а это счи­та­лось в вет­хо­за­вет­ные вре­ме­на Бо­жи­им на­ка­за­ни­ем. Од­на­жды во вре­мя каж­де­ния в Свя­ти­ли­ще Иеру­са­лим­ско­го хра­ма За­ха­рия по­лу­чил весть от ан­ге­ла, что его пре­ста­ре­лая же­на ро­дит ему сы­на, и он "бу­дет ве­лик пред Гос­по­дом". За­ха­рия усо­мнил­ся, и был за ма­ло­ве­рие на­ка­зан немо­той. Ко­гда у них дей­стви­тель­но ро­дил­ся сын, то мла­ден­ца на­зва­ли Йо­ха­нан, что в пе­ре­во­де с ев­рей­ско­го зна­чит "Бла­го­дать Бо­жия". (От­сю­да и про­ис­хо­дит од­но из са­мых рас­про­стра­нен­ных хри­сти­ан­ских имен – Иоанн, Йо­ган, Ху­ан, Жан, Иван и т. д. – в за­ви­си­мо­сти от стра­ны и язы­ка.)
По­сле рож­де­ния Иоан­на к За­ха­рии воз­вра­тил­ся дар ре­чи и он стал про­ро­че­ство­вать о сво­ем сыне как о Пред­те­че (Пред­ше­ствен­ни­ке) Гос­по­да.
Со­глас­но пре­да­нию (не во­шед­ше­му в Еван­гель­ское по­вест­во­ва­ние), Ирод узнал о рож­де­нии Иоан­на и на вся­кий слу­чай хо­тел убить и его (вме­сте с Виф­ле­ем­ски­ми мла­ден­ца­ми). Но Ели­са­ве­та укры­лась с мла­ден­цем в го­рах. Уви­дев пре­сле­до­ва­те­лей, она со сле­за­ми мо­ли­ла Бо­га о спа­се­нии, и рас­сту­пив­ша­я­ся го­ра скры­ла их. А За­ха­рия про­дол­жал слу­же­ние в Хра­ме. Во­и­ны Иро­да тщет­но пы­та­лись вы­ве­дать у него ме­сто­на­хож­де­ние сы­на. То­гда они уби­ли За­ха­рию меж­ду жерт­вен­ни­ком и ал­та­рем (воз­мож­но, имен­но он упо­мя­нут в Мат­фей 23:35). Ели­са­ве­та скон­ча­лась через 40 дней по­сле сво­е­го су­пру­га, а свя­той Иоанн, хра­ни­мый Гос­по­дом, пре­бы­вал в пу­стыне до дня сво­е­го яв­ле­ния из­ра­иль­ско­му на­ро­ду.

Преподобный Антоний Дымский
Преподобный Антоний Дымский родился в Новгороде около 1157 года. Услышав однажды в церкви слова Христовы «Аще кто хочет по Мне итти, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24), он решился оставить мир и принял монашеский постриг от святого Варлаама Хутынского (память 6 ноября) в его обители. Умирая, преподобный Варлаам поставил святого Антония настоятелем вместо себя, но Антоний, избегая славы, удалился из обители и поселился на берегу Дымного озера, в окрестностях города Тихвина. Здесь он основал монастырь и подвизался в нем до конца жизни. По преданию, преподобный Антоний совершил путешествие в Константинополь и по Святым местам. Скончался преподобный Антоний в 1224 году 24 июня. В 1330 году его мощи обретены были нетленными, и с того времени прославлены многими чудесами.

Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские были братьями по плоти, дети благочестивых супругов Исидора и Варвары. Иаков в трехлетнем возрасте, а Иоанн – в пятилетнем были умерщвлены злодеями. Между 1682–1689 гг. обретены их нетленные мощи и положены под спудом в Троицкой церкви села Менюж, на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря.

Свя­тые му­че­ни­ки семь бра­тьев – Орен­тий, Фар­на­кий, Ерос, Фир­мос, Фир­мин, Ки­ри­ак и Лон­гин бы­ли рим­ски­ми во­и­на­ми. В цар­ство­ва­ние Мак­си­ми­а­на (284–305) на гре­ков на­па­ли ски­фы. На по­еди­нок со скиф­ским во­ждем Ма­ро­фом, от­ли­чав­шим­ся необык­но­вен­ной те­лес­ной си­лой, по­ве­ле­но бы­ло вый­ти свя­то­му Орен­тию, то­же силь­но­му и храб­ро­му во­и­ну. Орен­тий был хри­сти­а­нин, так же как и шесть его бра­тьев, то­же слу­жив­ших в им­пе­ра­тор­ских вой­сках. При­зы­вая на по­мощь Гос­по­да, свя­той Орен­тий по­бе­дил Ма­ро­фа и та­ким об­ра­зом оста­но­вил на­ше­ствие ски­фов. Им­пе­ра­тор воз­на­ме­рил­ся при­не­сти за эту по­бе­ду жерт­ву язы­че­ским бо­же­ствам и при­гла­сил при­нять уча­стие и по­бе­ди­те­ля – свя­то­го Орен­тия. Свя­той от­ка­зал­ся, объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном и ска­зал, что по­бе­дил вра­га си­лой Ис­тин­но­го Бо­га Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ни обе­ща­ние по­че­стей и бо­гат­ства, ни угро­зы не смог­ли скло­нить свя­то­го к от­ре­че­нию от Хри­ста. Же­сто­кий и небла­го­дар­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал со­слать свя­то­го и ше­сте­рых его бра­тьев, свя­тых Фар­на­кия, Еро­са, Фир­мо­са, Фир­ми­на, Ки­ри­а­ка и Лон­ги­на на Кав­каз. Во вре­мя пу­ти все семь бра­тьев скон­ча­лись. Пер­вым умер свя­той Ерос – 22 июня в Па­рем­во­ле: за ним му­че­ни­че­ски скон­чал­ся свя­той Орен­тий: его бро­си­ли в мо­ре, при­вя­зав ему ка­мень на шею. Ар­хан­гел Гос­по­день Ра­фа­ил вы­нес его на су­шу из во­ды в Ри­зе, на юж­ном бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря, где свя­той му­че­ник и умер: свя­той Фар­на­кий умер 3 июля в Кор­ди­ле; свя­тые Фир­мос и Фир­мин – 7 июля в Ас­па­ре, на во­сточ­ном бе­ре­гу Чер­но­го мо­ря, свя­той Ки­ри­ак – в Зи­га­нии 14 июля, а свя­той Лон­гин скон­чал­ся на ко­раб­ле 28 июля. Раз­ра­зив­шей­ся бу­рей ко­рабль был вы­не­сен на бе­рег в Пи­т­ин­де (Пи­цун­де), где те­ло свя­то­го му­че­ни­ка по­гре­бе­но.
Ещё по теме:
1. 7 июля. Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Праведных отроков Иакова и Иоанна. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших Антония Дымского.
2. 7 июля. Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преподобного Антония Дымского.
3. 7 июля. Рождество честно́го славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Преподобного Антония Дымского.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU