30 июня по старому стилю / 13 июля по новому стилю
четверг
Седмица 6-я по Пятидесятнице. Глас 4.
Поста нет.
Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота и Матфия.
Прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290). Прославление свт. Софрония, еп. Иркутского (1918). Собор святых Биробиджанской епархии.
Сщмч. Тимофея Петропавловского пресвитера, прмч. Никандра Прусака (1918); прмч. Феогена Козырева (1939); мч. Иоанна Демидова (1944).
Балыкинской (1711) и Горбаневской (1786) икон Божией Матери.
1 Кор., 129 зач., III, 18–23. Мф., 54 зач., XIII, 36–43. Апп.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мк., 12 зач., III, 13–19.
Тропарь апостолов, глас 4:
Апо́столов первопресто́льницы/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак апостолов, глас 2:
Ка́мень Христо́с ка́меня ве́ры прославля́ет све́тло,/ ученико́в преизря́дна,/ и с Па́влом весь дванадесяточи́сленный собо́р днесь,/ и́хже па́мять соверша́юще ве́рно,// сих Просла́вльшаго прославля́ем.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года (1 Кор. З, 18-23; Мф. 13, 36-43). "И ввергнут их" (творящих соблазны и беззакония) "в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их". Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь течет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре через борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности с свободою внутри, и в соприкосновении с человеком во вне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобожается от одного искушения, и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы уразуметь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому уразумению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печалей и болезней во вне, и где они извнутри, как ангелы Божии, становятся чистыми без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое во всей славе своей откроется в последний день мира.
Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых
Собор святых славных и всехвальных 12-ти Апостолов Христовых является древним праздником. Святая Церковь, чествуя каждого из 12-ти апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование им на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла († ок. 67). Сведения о каждом апостоле в день его сугубой памяти: апостол Петр († ок. 67; память 29 июня); апостол Андрей Первозванный († 62; память 30 ноября); апостол Иаков Зеведеев († 44; память 30 апреля); апостол и Евангелист Иоанн Богослов († нач. II в.; память 26 сентября); апостол Филипп (I; память 14 ноября); апостол Варфоломей (I; память 11 июня); апостол Фома (I; память 6 октября); апостол и Евангелист Матфей († 60; память 16 ноября); апостол Иаков Алфеев (I; память 9 октября); апостол Иуда, брат Господень († ок. 80; память 19 июня); апостол Симон Зилот (I; память 10 мая); апостол Матфий († ок. 63; память 9 августа).
Святой благоверный царь Константин Великий (306–337) построил в Царьграде храм во имя святых Двенадцати апостолов. Указания на совершение этого празднования встречаются в IV
Прп. Петр Ордынский. Икона кон. XVII - нач. XVIII в., из храма Похвалы Пресвятой Богородицы Ростовского Петровского монастыря.
Петр Ордынский, Ростовский (+ 1290), царевич, преподобный. Был племянником хана Золотой Орды Беркая, правнуком Чингисхана.
В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский ходил в Орду для ходатайства о церковных нуждах своей епархии и рассказывал хану о чудесах, совершавшихся при мощах святителя Леонтия Ростовского. В числе слушателей был и юный племянник хана, на которого рассказ святителя произвел очень сильное впечатление. Через некоторое время у Беркая заболел сын. Вспомнив рассказ русского епископа об исцелениях, он вызвал святителя Кирилла. Тот перед отъездом из Ростова отпел молебен у раки святого Леонтия и, освятив воду, взял ее с собой в Орду. Окропив святой водой ханского сына и прочтя молитву, епископ, обратившись к хану, сказал: «Выживет твой сын и станет таким же сильным, как ты». Хан богато одарил святителя Кирилла и отпустил в епархию. Ребенок выздоровел, а Беркай с той поры распорядился, чтобы вся дань, собираемая с Ростова, шла в Ростовский Успенский собор.
Свидетелем чудесного исцеления двоюродного брата стал племянник хана, который буквально по пятам ходил за епископом во время его визита в Орду; он внимательно следил за всем происходящим и часто слушал беседы своего дяди с епископом Кириллом. После певого отъезда владыки Кирилла мальчик стал часто искать одиночества. Уединяясь, он размышлял о вопросах веры. От людей, сопровождавших епископа Кирилла, он слышал о прекрасных храмах и чудесных иконах и о том, как красиво звучат православные молитвы, и ему сильно захотелось самому убедиться в этом. Раздав своё имение нищим, после второго посещения святителем Кириллом Орды, юноша догнал епископа в пути и умолил взять его с собой в Ростов.
Молодой человек, придя в Ростов, вошел в храм Успения Богоматери. И именно тут сердце юноши наполнилось верой, и, как писал о нем летописец, «новая луна взошла в сердце царевича», взамен той которой он ранее был научен поклоняться как божеству. Юноша попросил епископа Кирилла окрестить его. Но сделать это сразу епископ не мог: он боялся мести хана Беркая русскому народу. Когда хан умер и в Орде прекратились разговоры о пропавшем царевиче, епископ окрестил его. При крещении царевич Ордынский получил имя Петр.
Царевич Петр жил в доме епископа Кирилла, а после его смерти - в доме епископа Игнатия. Петр изучал русский язык, знакомился с христианскими обычаями.
Петр часто охотился на берегу озера Неро. Однажды, по кончине святителя Кирилла, царевичу Петру, заснувшему на берегу озера Неро после охоты, приснился удивительный сон: два человека, от которых исходил неземной свет, разбудили его, сказав: "Петр, твоя молитва услышана, и милостыня твоя взошла перед Богом..." Петр сначала испугался - мужчины были намного выше человеческого роста, и их окружало яркое сияние. "Не бойся, Петр, мы посланы к тебе от Бога. Возьми вот эти два мешка от нас, один с серебром, а другой с золотом, утром иди в город и купи иконы - Пречистой Богоматери с Предвечным Младенцем и святых," - сказали посланцы. "Кто же вы?" - спросил царевич. "Петр и Павел - апостолы Христовы," - ответили они и тут же исчезли. А далее услышал царевич голос, который указал ему идти к епископу со словами: "Апостолы Петр и Павел послали меня к тебе, чтобы ты построил церковь, названную их именами, на том месте, где я заснул." В ту же ночь апостолы предстали и самому епископу Игнатию, прося устроить церковь во имя апостолов Петра и Павла через царевича Ордынского, которому они вручили много денег для вклада в Ростовскую кафедру. В удивлении проснувшись, епископ призвал князя и рассказал ему свой сон. В это время появился на церковном дворе царевич, несший три иконы, сияющие у него в руках. Так было положено начало храму первоверховных апостолов Петра и Павла, при котором вскоре устроилась обитель иноков - Петровский монастырь "на поле".
Владетельный князь Ростовский и епископ, почитая блаженного Петра, и боясь, как бы он не возвратился в свое отечество, принудили его, по многом увещании, сочетаться законным браком. Венчание Петра на дочери ордынского вельможи, поселившегося в Ростове, было совершено в Ростовской соборной церкви. Супруги имели многочисленное потомство. Петр Ордынский навсегда остался в России и до самой смерти находился в Ростове, пережив и святителя Игнатия, и князя Ростовского Бориса Васильковича, с которым он побратался.
Только в глубокой старости Петр, после кончины супруги, он принял постриг в монастыре, который сам когда-то основал на берегу Неро. Скончался преподобный Петр в глубокой старости в 1290 году. Тело его погребено в созданной им обители, в соборном Петропавловском храме, где мощи его почивали под спудом и в начале XX века.
Почитание преподобного царевича Петра началось с XIV века. Сохранилось несколько списков житий ("сказаний") о "блаженном" Петре, древнейший из которых, по мнению В. О. Ключевского, относится к началу XIV века. Одно время местная память святому Петру творилась 29 июня, но затем закрепилась память 30 июня.
Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири, преставился к Богу 30 марта 1771 года, на второй день Святой Пасхи. Пока ожидали решения Святейшего Синода о погребении, шесть месяцев его тело оставалось не преданным земле и за это время не подверглось тлению. Уже тогда, ввиду этого обстоятельства, а также зная строгую подвижническую жизнь святителя Софрония, паства стала почитать его как угодника Божия. Многократно (в 1833, 1854, 1870, 1909 гг.) его мощи свидетельствовались как нетленные и источающие благодатные чудотворения. Случившийся 18 апреля 1917 года пожар в Богоявленском соборе Иркутска оставил только кости святителя, но не умалял, а, наоборот, увеличил благоговейное почитание святителя верующим народом.
Поместный Собор Русской Православной Церкви в определении от 10/23 апреля 1918 года постановил совершить прославление святителя Софрония, причислив его к лику святых угодников Божиих. Само торжество причисления святителя Софрония к лику святых было совершено 30 июня. На второй сессии этого же Собора под председательством Святейшего Патриарха Тихона была утверждена Служба святителю Софронию с тропарем, составленным управлявшим в то время Иркутской епархией архиепископом Иоанном, чтобы все верующие имели возможность присоединить молитву святому угоднику к голосу церквей сибирских, высоко чтущих память своего светильника и молитвенника.
И в настоящее время верующие обращаются за помощью к святителю Софронию. Об этом свидетельствуют молитва, составленная в день празднования 40-летия прославления святителя 13 июля 1958 года митрополитом Нестором (Анисимовым), тогда митрополитом Новосибирским и Барнаульским, торжественное празднование в 1971 году 200-летия со дня преставления святителя Софрония в Золотоношской Красногорской женской обители Покрова Божией Матери и в Иркутской епархии («Журнал Московской Патриархии». 1971. № 9) и благоговейное почитание его памяти всеми верующими Русской Православной Церкви.
Собор святых Биробиджанской епархии (Собор новомучеников Известковских). Икона
Собор святых Биробиджанской епархии, празднование Русской Православной Церкви
Празднование 30 июня
Установлен 7 июля 2018 года патриархом Московским и всея Руси Кириллом по представлению архиепископа Биробиджанского Ефрема (Просянка). В то время сонм святых был назван "Собором святых Биробиджанской епархии", но на представленной тогда же иконе стояла надпись: "Собор новых мучеников Церкве Русския в Известковом за Христа пострадавших", т. к. последний этап мученического пути всех причтённых к Собору был связан с лагерным посёлком Известковым (ныне - в Облученском районе Еврейской автономной области). День празднования - 30 июня (13 июля н. ст.) - был приурочен к памяти новомученика Иоанна Демидова, первого по времени прославления в лике святых из пострадавших и погребенных на территории Биробиджанской епархии.
В Собор вошли:
Прмч. Косма (Магда), иером. (+ 1937, память 2 декабря)
Сщмч. Димитрий Розанов, свящ. (+ 1938, память 18 марта)
Сщмч. Нил Смирнов, прот. (+ 1938, память 19 сентября)
Мц. Параскева Кочнева (+ 1939, память 26 марта)
Сщмч. Александр Цицеров, прот. (+ 1939, память 27 августа)
Сщмч. Григорий Самарин, диакон (+ 1940, память 28 июня)
Мч. Димитрий Вдовин (+ 1942, память 10 апреля)
Мч. Иоанн Демидов (+ 1944, память 30 июня)
Священномученик Тимофей – Тимофей Александрович Петропавловский – был рукоположен во священника в 1913 году ко храму в честь Рождества Богородицы в селе Золотоношки Стерлитамакского уезда Уфимской губернии.
30 июня 1918 года он отслужил литургию, а затем молебен апостолу Тимофею и мученице Софии с акафистом. Читая Евангелие, приуроченное к чтениям мученикам, он с каким-то особенным чувством, обратившим на себя внимание многих молящихся, прочел слова Господа: «не бойтесь убивающих тело...», восприняв их в тот момент как напутствие и укрепление для себя самого в грядущих страданиях.
В этот день в село Золотоношки прибыл отряд красногвардейцев во главе с уроженцем этого села по фамилии Гарбуз и с ними несколько плененных ими жителей соседнего села. Часть местных жителей встретила отряд с хлебом-солью, иные, стоя даже на коленях, надеясь умилостивить этим жестоких карателей, так как жителями села незадолго до этого была послана дружественная делегация к войскам чехословаков, противостоявшим тогда большевикам. Отец Тимофей не пошел встречать отряд красногвардейцев и не позволил жене унижаться перед карателями.
Спустя час после прибытия красногвардейцев в село, он лицом к лицу столкнулся с Гарбузом, который тут же ему объявил, что он его арестовывает и приговаривает к повешению. Готовый к мученическому концу, священник попросил, чтобы повешение было заменено расстрелом. Каратель согласился, и отца Тимофея поставили к стене амбара и расстреляли, а вместе с ним расстреляли арестованных ранее в соседнем селе четырех мужчин и женщину. Торжественные похороны каратели запретили устраивать и даже супруге священника не разрешили проводить тело с гробом на кладбище. Погребение пастыря-мученика и всех с ним убитых совершил иеромонах Алексеевского монастыря.
Преподобномученик Никандр родился в 1865 году в Каменец-Подольской губернии в семье крестьянина Дмитрия Прусака и в крещении был наречен Никифором. Образование Никифор получил дома. Избрав монашеский путь, он подвизался в Александро-Афонской Зеленчукской пустыни; 7 марта 1896 года он был пострижен в монашество и наречен Никандром. 8 июня 1896 года монах Никандр был рукоположен во иеродиакона, а 30 ноября 1897 года – во иеромонаха. Монастырское начальство характеризовало его как монаха весьма способного и трудолюбивого. В 1901 году он был направлен в Кавказский Николаевский миссионерский монастырь, а в 1908 году возвратился в Зеленчукскую пустынь. В 1913 году иеромонах Никандр был переведен в Болховский Троицкий Оптин монастырь Орловской епархии и назначен исполняющим должность казначея; в 1916 году – переведен в Толгский монастырь Ярославской епархии.
Иеромонах Никандр (Прусак) был расстрелян 30 июня (13 июля) 1918 года захватившими в стране власть безбожниками-большевиками и погребен в безвестной могиле.
Явление Балыкинской иконы Божией Матери произошло в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской губернии 30 июня 1711 года. История чудотворной иконы была изложена в утерянном ныне рукописном «Сказании», хранившемся в храме святителя Николая в селе Балыкине.
Балыкинская икона Божией Матери
Предание гласит: икона Пресвятой Богородицы находилась в доме Тимофея Дульского, офицера Стародубского полка. Во время войны со шведами, когда вражеские войска шли мимо г. Стародуба, на иконе стали заметны слезы из глаз Божией Матери. Увидев это, Дульский дал обет поставить святую икону в храм, который где-нибудь тогда строился. В скором времени он узнал, что в селе Балыкине именно в это время возводилась церковь, и, убедившись в бедности Балыкинского прихода, обещал передать святую икону Божией Матери именно туда, но медлил с исполнением своего обета. Тогда во сне ему явилась Пресвятая Богородица и приказала немедленно передать икону в Балыкинскую церковь. Однако и после этого Дульский все еще медлил. Второй раз явилась ему во сне Пресвятая Богородица и под угрозой наказания вновь приказала отдать икону в Балыкинский храм, после чего Тимофей Дульский поспешил исполнить свое обещание и передал икону в новопостроенную деревянную церковь во имя святителя Николая в селе Балыкине.
Образ прославился многочисленными исцелениями больных, которые стекались для поклонения ей не только из Черниговской, но и из соседних губерний. Незадолго до Октябрьской революции образ был сильно поврежден в результате самовозгорания, но огонь не коснулся лика Божией Матери.
Балыкинская икона написана на холсте, приклеенном на доску, малороссийским письмом, закрыта стеклом и металлическим окладом с покрытием, имитирующим золочение. На голове Божией Матери вместо покрова украшение, напоминающее диадему. На иконе Богородица изображена с молитвенно сложенными руками, взирающей на Предвечного Младенца, Который лежит на Ее коленях. Икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с надписью: «1811 г., июня 24, коштом графини Анны Ивановны Безбородко переделана и вызлащена».
Иконография Балыкинской иконы восходит к западным образцам, иконам «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов» (Богородица нередко изображалась коленопреклоненной, с прижатыми к груди руками, перед лежащим в яслях Богомладенцем).
Точный список с чудотворной Балыкинской иконы находится в орловском Введенском женском монастыре. На иконе Богородица изображена в венце, вокруг нимба – 12 звезд. Как гласит предание, чудотворный образ попал в обитель в 1712 году, как благословение святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Черниговского, и не раз являл заступничество Божией Матери обращающимся к ней за помощью. Эта икона также прославилась исцелениями младенцев и бесноватой женщины в 1858 году. Чудеса, происходившие от списка иконы Богоматери, записывались в монастыре. Чудотворная Балыкинская икона Пресвятой Богородицы, находящаяся в г. Орле, более известна, чем первообраз из села Балыкина.
Горбаневская икона Божией Матери представляет собой копию с Корсунской иконы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой и принесенной великим князем Владимиром из Корсуня в Киев в 988 г.
Горбаневская икона Божией Матери
Наименование «Горбаневская» происходит от фамилии казака Горбаня, которому чудотворная икона явилась в XVIII веке. Однажды на покосе его коса сломалась, наткнувшись на что-то в траве. Наклонившись, казак увидел на земле икону Божией Матери со следами пореза от лезвия косы на лике (на образе так и остался виден этот след).
Находилась святая икона в Богородице-Рождественской церкви села Горбаневки, рядом с г. Полтавой (Украина). Неподалеку от храма забил целебный источник, над которым была выстроена часовня. Икона прославилась многими исцелениями и почиталась не только на Полтавщине, но и в других местностях южного края. Множество богомольцев стекалось со всех сторон для поклонения Пресвятой Богородице.
Начиная с 1850 года, ежегодно 30 июня Горбаневская икона в сопровождении многотысячной толпы верующих переносилась в Полтаву и оставалась в местном Успенском соборе в течение 40 дней, т. е. до 10-го августа, когда снова крестным ходом возвращалась в горбаневскую церковь. В годы богоборчества ХХ века Горбаневский храм был разрушен, но крестные ходы продолжали совершаться и тогда, но только в пределах города. С 1962 года чудотворный образ пребывал в Свято-Макариевском кафедральном соборе г. Полтавы.
Икона написана на железном листе и украшена серебряной позолоченной ризой с драгоценными камнями.