Сегодняшний праздник называется Похвала Божией Матери или Суббота Акафиста. Евангельское чтение в этот день повествует о том, как некая женщина, слушая проповедь Господа нашего Иисуса Христа, от избытка чувств воскликнула: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! (Лк.11:27), восхвалив тем самым Божию Матерь. И сама Пресвятая Дева, исполненная Духом Святым, еще прежде Рождества Христова пророчески воскликнула: Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк.1:48).
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)
Мы видим, что слова эти сбываются, несмотря на противление всевозможных еретиков, в разные времена хульно учивших о Пресвятой Деве. И Несторий, и иконоборцы, и нынешние протестанты, и бесчисленные сектанты оказываются посрамленными, поскольку сама жизнь, история древнейших времен и наших дней учат нас тому, как славна Божия Матерь. Она имеет великое дерзновение перед Богом не только молиться о том или ином человеке, искренно к Ней прибегающем, но и помогать целым народам и государствам.
Вот примеры тому из новейшей истории. Сила заступничества Божией Матери за нашу страну в Великой Отечественной войне по молитвам перед Казанским Ее образом была необыкновенной. А в XIX веке во время Крымско-турецкой войны после молитв народа перед Касперовской чудотворной иконой Божией Матери, находящейся в Одессе, Пресвятая Богородица спасла этот, беззащитный тогда, город от неминуемой гибели.
Во время той же войны наши российские полководцы, уже зараженные духом атеизма и вольнодумством, не захотели внести чудотворную икону Божией Матери в осажденный Севастополь. Только после долгих, унизительных переговоров святителя Иннокентия Херсонского с командующим лишь на одном бастионе было разрешено отслужить молебен перед Ее образом. Севастополь был позорно сдан, и только этот бастион не был взят врагами.
Нынешний же праздник установлен в честь события, бывшего в древности, в 626 году по Рождестве Христовом, когда персы, вечные противники греков, вместе со скифами осадили Константинополь. У Византии, могучего в то время государства, по разным историческим обстоятельствам не было возможности дать военный отпор.
Хотя стены Константинополя славились своей неприступностью, но опасность падения города, тем не менее, была велика. Патриарх Сергий призвал народ все упование возложить на Бога и Пречистую Его Матерь. По его приказанию на воротах стен города был написан образ Богоматери с Предвечным Младенцем. Совершались всенародные моления и всенощные бдения. Патриарх, взяв чудотворную икону Владычицы, Животворящий Крест Господень и ризу Пресвятой Богородицы, по стенам обошел с этими святынями Константинополь. И Матерь Божия явила чудное Свое заступничество. На море внезапно поднялась буря и потопила вражеский флот. Осада Константинополя была снята.
В честь этого события был впервые составлен акафист, что в переводе с греческого означает «неседален», то есть песнопение, во время которого нужно молиться стоя. Этот акафист долгое время был единственным в своем роде, и до сих пор многие греки считают, что составлять акафисты – как это делается, например, у нас в России, – неуместно. Особенным торжественным чином акафист Божией Матери читается в пятую субботу Великого поста.
Однако не нужно думать, что Божия Матерь станет помогать нам всегда, так сказать, автоматически, и что мы, однажды стяжав Ее небесное заступничество, никакими собственными греховными поступками не можем уже его лишиться – что бы мы ни делали, как бы мы себя ни вели.
Знаменитый князь Андрей Боголюбский, правивший в Суздальской земле, 1 августа 1164 года, после того как от иконы Божией Матери исшел дивный свет и облистал русское войско, чудесным образом одержал победу над камскими болгарами. В тот же день подобное чудо произошло и в Византии, где император Мануил с Божией помощью также одержал победу над врагами империи. В честь этих двух событий был установлен праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.
И вот прошло несколько лет, наступил 1170 год. Те же самые победоносные суздальцы, которые, быть может, уже отмечали праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, празднуя прежнюю свою победу, теперь подошли к Великому Новгороду. Они осадили своих православных соотечественников, подняли оружие на единоверных братьев. Видимо, суздальцам казалось, что после чуда 1164 года Божия Матерь пребудет с ними всегда, во всем будет им помогать, и все, что бы они ни делали, угодно Богу. Но благочестивые новгородцы, находясь в беде, в осаде, отслужили молебен перед иконой Божией Матери «Знамение» и вынесли ее на городскую стену. Может быть, они желали пристыдить врагов и показать, что Божия Матерь, Которую суздальцы почитают, является заступницей и новгородцев. Но суздальцы в своем упорстве и гордости продолжали штурм, и кто-то из них дерзновенной рукой даже пустил стрелу в святой лик. След от стрелы можно было видеть еще в конце XIX – в начале XX века (когда же к власти пришли большевики, многие чудотворные иконы, в том числе и образ «Знамение», а также многие святые мощи были изъяты, уничтожены, и неизвестно, где они теперь находятся и сохранились ли вообще).
И вот произошло чудо: икона сама собой отвратилась от суздальцев и обратила свой лик к новгородцам. На суздальцев, которых еще недавно вдохновляло бывшее несколько лет назад от иконы Божией Матери чудо, теперь напал страшный, панический ужас. Они потерпели сокрушительное поражение и бежали, преследуемые новгородцами.
Вот урок из истории: мы не должны надеяться на непрестанное заступничество Божией Матери. Если мы делаем что-то доброе, благородное, как суздальцы, когда они защищали отечество от кочевников, – тогда Пресвятая Дева будет нам помогать. Если же мы обращаемся ко греху, поддаемся гневу, раздражительности, осуждению, враждуем с ближними, – как суздальцы, направившие оружие против братьев по крови и единоверцев, – тогда Божия Матерь отвратит Свой лик от нас и поможет тем, кого мы обижаем.
Почитая Пресвятую Деву, мы должны наше почитание и благоговение перед Ней соединять с очищением совести, угождением Пречистой Богородице. Не только будем чтить Ее на словах в своих, может быть, искренних молитвах, но и задумаемся о наших делах: одобрит их или будет порицать нас за них Божия Матерь.
Когда женщина из народа, восхищенная необыкновенной проповедью Спасителя, воскликнула: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие, – Господь сказал ей в ответ: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (Лк.11:28).
Итак, необходимо принимать слово Божие и не только хранить его в уме, но и соблюдать в делах, во всей своей жизни. Вот тогда мы будем блаженны, поскольку станем почитать Пресвятую Деву истинно, справедливо, богоугодно, – так, что это будет Ей приятно, то есть будет принято Ею. Если же мы чтим Ее иначе: одним умом, без дел, – то благочестие наше суетно и напрасно. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Аминь.