Беседы с Афонскими старцами о острых проблемах в современной жизни.


Наставления и поучения Афонских старцев о проблемах в современной жизни.

Что может помешать монаху достигнуть цели его жизни?


О современных технологиях, обновлении Церкви и социальном служении


Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с архимандритом Парфением (Мурелатосом).

Старец Парфений, более 56 лет подвизающийся на Святой Афонской горе, – один из наиболее почитаемых в греческом мире духовников.


- Что может помешать монаху достигнуть цели его жизни?

Сейчас всё большее распространение получают новые средства коммуникации и информации (интернет, мобильные телефоны, телевизор). Насколько уместны такие вещи в современных обителях?

Что вы думаете о проблеме обмирщения?

- Современные технологии, которые гонятся за нами по пятам, оказывают негативное влияние на духовную жизнь монаха. Мы знаем из нашего Предания, как жили древние иноки, как они подвизались в пещерах, пустынях, монастырях… Главное для посвятившего себя Богу монаха – жить простой, мирной, нестяжательной жизнью. Именно нестяжательство оживотворяет монаха и придает ему духовные силы.

В современных условиях произошла путаница. Причем и в жизни мирян и в жизни монахов. На нас всех без исключение оказывает воздействие сложившееся положение.

Интернет сам по себе – вещь хорошая. Но пользу он приносит немногим, а вред – огромному числу людей.

Современные технологии застали нас врасплох, поработили и мы стали похожи на птичье перо, которое ветер носит куда ему заблагорассудится.

По большому счету ни стационарные, ни мобильные телефоны, ни интернет не полезны для монахов.

В основе иноческой жизни должны лежать нестяжание, послушание и терпение. Только с их помощью монах сможет достичь своей цели. Со смирением и страхом Божиим сможет стать совершенным.

- Сейчас можно часто слышать разговоры о необходимости обновления Церкви. О том что «мы живём в другое время, чем Святые отцы», «их советы уже не актуальны», «для нашего времени необходимо новое понимание христианства», «Предание устарело». Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Это неправильно. Предание живо и актуально всегда. «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки»[1]. Не Господь меняет Церковное предание, а сами люди хотят это сделать, чтобы им было легче оправдывать свои грехи. Мы не хотим жить по Писанию и придумываем для этого своё собственное мирское «евангелие».

Когда я пришел на Святую Гору Афон, в нашем монастыре не было телефона. Я писал один-два раза в год письма родителям и они писали мне в ответ. Это было живое общение и его было вполне достаточно.

- Расскажите о роли духовного отца в жизни христианина. Многие православные сегодня не имеют постоянного духовного руководителя и стараются строить своё спасение только основываясь на духовной литературе.

Исповедаться все время у разных священников неправильно и вредно. Конечно, духовники могут отличаться друг от друга: один может быть мягче – другой строже. Но осуждать их (говорить, что подход одного правильный, а другого нет) мы не имеем права.

Святые отцы оставили нам свод соборных канонических установлений. Эти каноны были актуальны во времена, когда были написаны, актуальны сейчас и будут актуальными до скончания века.

Но в то же время Церковь оставила духовникам определенную свободу в определении меры наказания для грешника и смягчении того наказания, которое он должен был бы понести согласно Священным Канонам.

Каждый христианин должен иметь постоянного духовного руководителя. Нельзя ходить то к одному, то к другому священнику, говорить одному – одно, другому – другое. Если по каким-то причинам человек хочет посетить какого-то другого старца или духовника, он сперва должен взять на это благословение у своего духовного руководителя. Иначе наступит хаос и возникнет реальная опасность для духовной жизни.

- В какой мере монастыри должны помогать миру материально? Расскажите, в какой пропорции социальное служение должно сочетаться с духовным приношением миру?

- На территории монастыря ни в коем случае не должно быть ни детских приютов, ни школ. Невозможно, чтобы под одной крышей находились дети и монахи, давшие обет безраздельно посвятить себя Богу. Подобные вещи запрещены Святыми Отцами.

Да, при монастыре может быть школа. Но находиться она должна не на территории самой обители.

Монастырь предназначен для монахов. Не должно быть в нём ни детей, ни стариков, ни женщин.

Когда монах приходит в обитель он поступает в послушание своему игумену. Он не должен покидать монастырь и разъезжать по миру. Существуют только две уважительные причины на основании которых монах может уйти из своей обители: если игумен еретик или в нём проживают малые дети.

В идеале во всех монастырях должен быть аватон[2]. В мужских обителях не должны проживать и работать женщины.


- Как спасаться, если жизнь в монастыре далека от святоотеческих идеалов?

- Когда человек имеет страх Божий – он может спастись и в таких условиях. Достаточно будет, если он найдёт в себе силы не осуждать. «Не судите да не судимы будете»[3]. Эти евангельские слова обращены к нам всем: и к монахам и к мирянам.

Неосуждение – это наивысшая добродетель.

Человек, который судит патриархов, епископов, ближних, целые народы – демонстрирует этим свой внутренний духовный беспорядок и поврежденное состояние.

Суд нужно оставить Богу. Только он может воздать каждому по-справедливости.

Продолжение следует.



[1] Евр. 13, 8.
[2]Аватон [греч. ἄβατον - место, куда нет прохода], термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц в монастырь во избежание соблазна (см. 1 Кор 10. 32-33; VII Всел. 18, 20). Этот запрет берет начало от устроителя монашеской жизни прп. Антония Великого, предписывавшего монахам в 10-м прав.: «Не позволяй, чтобы к тебе приближалась женщина, и не допускай, чтобы она ступала в твое жилище, так как вслед за ней идет гнев». В наше время аватон сохранился в некоторых православных монастырях, в том числе и во всех обителях на Святой Горе Афон. В более мягкой форме аватон действует во многих современных православных мужских монастырях, на территории которых запрещается проживание женщин и их работа на кухне и других монастырских послушаниях.

[3] Евангелие от Матфея. 7,1-5.


http://www.agionoros.ru/docs/341.html






Иисусова молитва. Послушание. Женские монастыри. Восточная медицина

Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами.

Сегодня мы публикуем очередную часть беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой.


- Отец Лука, расскажите нам ещё об Иисусовой молитве.

- Эта тема очень важна и актуальна. Монахи нашей обители часто затрагивают ее в беседах с паломниками.

О каждой нашей жизненной проблеме мы должны рассказывать Господу. Беседовать о том, что нас беспокоит, со Христом. И делать это надо через молитву. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, подскажи как мне поступить? Просвети меня. Даруй Свою Благодать». «Господи Иисусе Христе, просвети моего коллегу (мою жену, моего сына, мою маму, моего начальника и т.д.)» «Господи Иисусе Христе, помоги этому больному». И так далее…

Это очень действенный путь к творению «умной молитвы» в миру. Наш ум всегда и в любой ситуации должен быть обращен ко Господу. Будем во всех жизненных обстоятельствах просить у Христа благословения, Благодати и Божественного просвещения.

Мне вспомнились замечательные слова Святителя Григория Паламы, обращенные к христианам, подвизающимся в миру. Он подчеркивает, что если они будут благоговейно внимать словам Божественной Литургии и других церковных служб они близки к тому, чтобы достигнуть бесстрастия.

То есть то, к чему монах стремиться всю свою жизнь, миряне могут добиться таким простым способом: регулярно посещая богослужение и глубоко погружаясь и переживая слова церковной молитвы. Тем более если и в остальное время будут стремиться мыслями и делами быть со Христом.

Очень препятствует в этом телевизор и другие подобные ему развлечения, отвлекающие и рассеивающие ум. Если миряне смогут их ограничить – творение непрестанной молитвы станет для них еще более доступным и достижимым делом.

- Расскажите о послушании. Какие ошибки могут сопутствовать реализации этой добродетели?

- Если говорить о монашеском послушании – здесь все просто. Святые отцы высказались по этому вопросу ясно и недвусмысленно. Послушание инока своему старцу должно быть полным. А в общежительных монастырях старец – это игумен обители.
Если монах задумывается, размышляет, сомневается над тем, что сказал ему старец – такое послушание является ущербным. Если же ради Христа, ради любви ко Господу не будет сомневаться, а окажет послушание – Бог его не оставит.

Послушание монаха – это великое таинство: чем больше ты оказываешь послушание своему старцу – тем больше освобождаешься от своих страстей.

Однажды будучи новоначальным монахом я спросил своего старца: «как же я буду избавляться от своих страстей?». На что он ответил мне: «через послушание». Сейчас, по прошествии многих лет, я убедился в справедливости этих слов.

Оказывая послушание человек не замыкается на своей воле, не следует своему «я», препятствуя тем самым получению Божественной благодати. Он открывает себя для Бога и для Его Воли. Смиряясь, очищается от страстей.

Жизнь инока имеет разные этапы. Поначалу оказывать послушание будет легче, но по прошествии лет монаху станет казаться, что он повзрослел и приобрел опыт, тут-то и необходима осторожность: сходить с пути послушания нельзя.

У нас в обители был один монах который вплоть до своей кончины (в 92 года) оказывал удивительно простое и беспрекословное послушание игумену. Вот настоящий пример для подражания!

Может ли быть вред от послушания?

Для монаха, который любит Христа – нет. Если даже он сделает что-нибудь неправильно – Господь исправит эту ошибку.

В книге «Афонские подвижники XIX столетия» есть рассказ о болгарском послушнике, который отправился в Кавсокаливский скит Афона. На корабле он дал обет, что поступит в послушание первому монаху, которого встретит на Святой Горе.

Монах который стал его духовником не был ни добродетельным ни благочестивым, он изнурял своего кроткого ученика тяжелыми работами, истязал его и не давал заснуть. Через послушание своему жестокому старцу благочестивый юноша достиг святости. Когда обрели его мощи, они благоухали, а голова его мироточила.

- Как быть иноку в следующих ситуациях: если игумен побуждает его к продолжению образования (пусть даже и в духовном учебном заведении) после пострига, или если молодого иеромонаха направляют в женский монастырь в качестве духовника?

- И то и другое является серьезной проблемой. В таких случаях можно обратиться за советом к опытному старцу.

Здесь, на Святой Горе Афон, в соответствии с многовековой традицией принято следующее правило: любые знания полученные до пострига только приветствуются, но учеба монаха после принятия пострига не благословляется. Нет ничего более ценного и высшего чем путь иноческой жизни.

Второй упомянутый вами случай еще более серьезный. Из древних Патериков хорошо видно, сколь осторожны были отцы при выборе священников, направляемых в женские обители. Еще в монастырях преподобного Пахомия предпочтение отдавалось пожилым и опытным иеромонахам, да и те отбирались с большой осторожностью.

Служение молодых священнослужителей в женских обителях не только неправильно, но и недопустимо.

- Мне вспомнились слова афонского святого равноапостольного Космы Этолийского: «если случится тебе встретить на узкой дороге с одной стороны женщину, а с другой диавола, пройди с той стороны, где диавол, а не женщина.

Ведь лишь только сотворишь крестное знамение, так диавол убежит, а женщина не убежит от этого. И как трудно овце пастись с волками и не пострадать от них, или хворосту лежать с углями и не сгореть, так и монаху оказаться с женщинами, а монахине – с мужчинами без вреда невозможно»[1].

- Так и есть. Надо быть осторожными. Предположим монах учится в Духовной академии в большом городе. Даже если он не подвергнется самой страшной опасности, те сцены и образы, которые посредством глаз будут входить в его ум и сердце, принесут ему огромный духовный вред. Мы не должны потерять исихастский характер православного монашества[2].

Будем молиться, чтобы Господь просветил священноначалие нашей Святой Церкви и оно в полной мере следовало Священным Канонам, не ставя под угрозу спасение монахов и монахинь.

- Допустимо ли лечение средствами альтернативной медицины (гомеопатия, иглоукалывание и т.д.)?

- На этот вопрос существует вполне однозначный ответ. Непонятно, почему до сих пор у кого-то есть сомнения относительно допустимости подобного лечения. Оно совершенно неприемлемо.

Даже если взглянуть на проблему через призму медицины, мы не сможем, опираясь на известные данные о физиологии человека, объяснить благодаря чему происходит излечение в иглоукалывании, гомеопатии и других практиках альтернативной медицины.
Но у этой проблемы есть и другая сторона.

Нельзя забывать о философии, которая скрывается за альтернативным лечением, в основе которой лежат восточные религии и учения. Например, иглоукалывание это часть китайской философии: воздействие на активные точки организма призвано разблокировать и наладить правильное течение жизненной энергии. Тоже самое и гомеопатия: она основывается на психосоматическом учении, описанном в философии индуизма.

Не думаю, что православные люди могут основываться на подобных началах.

________________________________________
[1] http://www.agionoros.ru/docs/59.html

[2] Подробнее об этом в первой и второй части беседы с отцом Лукой: http://www.agionoros.ru/docs/251.html http://www.agionoros.ru/docs/253.html



http://www.agionoros.ru/docs/267.html


Бесцельное путешествие по просторам интернета чрезвычайно опасно


Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами.

Сегодня мы публикуем начало беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой.



Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг.

Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».



- Какова цель жизни монаха?

- Цель жизни не только монаха но и любого человека – это обожение. Об этом свидетельствует святитель Афанасий Великий: «Бог стал человеком – чтобы человек стал Богом». Об этом же в Священном Писании говорит Сам Господь: «Будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть»[1].

«Будьте святы, яко свят есмь Аз Господь Бог ваш»[2]. Множество мест в Евангелии, Апостольских Деяниях и Посланиях говорят нам, что цель жизни человека – это обожение. Именно для того чтобы эта цель стала достижимой воплотился Спаситель.

Через Таинство Святого Крещения человек становится частью Тела Христова, а через Евхаристию может достигнуть обожения.

Монашество в наибольшей степени благоприятствует достижению цели человеческой жизни. Это связано с тем, что жизнь инока – это жизнь в покаянии. Это таинство покаяния.

С того момента как мы приносим монашеские обеты – наша жизнь становится непрестанной жертвой Богу. Мы призваны посвятить Господу все свои силы, отдать всего себя без остатка. Единственное желание и стремление монаха – быть всегда вместе со Христом.

- Что может помешать в достижении этой цели?

- Главная причина отталкивающая молодых людей от подвижнической жизни – это дух обмирщения. Этот дух не даёт полюбить Господа всеми силами своей души, захотеть быть вместе с Богом во чтобы то ни стало.

Раньше, когда дух «мира сего» не проник ещё так глубоко, христиане растили своих детей в обстановке благочестия. Дети видели как их родители посещают богослужения, молятся, творят земные поклоны, исповедаются… Воспитывающимся в такой духовной атмосфере детям было гораздо проще встать на путь христианской жизни.

Посмотрим на жития святых: большинство подвижников воспитывалось благочестивыми родителями. На меня особенное впечатление произвело житие преподобного Серафима Саровского. В детстве когда святой Серафим болел, его мать Агафия вынесла больного мальчика на двор, приложила к чудотворной иконе Знамения Божией Матери и поднесла под её осенение. У людей была искренняя и чистая вера!

- Может ли монах пользоваться современными технологическими достижениями (мобильными телефонами и интернетом)?

- Единственная и непременная предпосылка для этого – благословение его духовника. Без этого благословения использование интернета, мобильных телефонов и других современных технических средств – опасно.

Из древних Патериков и Отечников ясно видно, что может быть вредным и опасным использование монахом без благословения даже, казалось бы, самых невинных и безобидных предметов.

Корень зла даже не сама вещь или техническое средство, а отсутствие послушания. Можно привести великое множество примеров иноков, которые самочинно использовали те или иные предметы и из-за этого потерпели настоящую духовную катастрофу.

Мобильные телефоны и интернет не случайно особенно опасны для монахов. Именно эти технические достижения часто приводят к рассеянности ума. А подобное состояние совершенно несовместимо с целями иноческой жизни. Ведь согласно учению Святых отцов, монах через молитву и подвижническую жизнь призван стяжать свой ум в сердце.

Про интернет я не могу сказать ничего конкретного, так как у нас в монастыре его нет. Но очевидно, что погружение во «всемирную паутину» приводит к рассеянности ума. Прежде всего опасно многочасовое путешествие по пространствам интернета без какой-то конкретной цели.

Но если есть благословение игумена и осторожность самого монаха, которому поручено послушание что-то найти или сделать в интернете – работа в сети возможна.

Но в нашем монастыре интернета нет. Наш игумен [архимандрит Георгий (Капсанис)] не благословил его использование. Слишком велика опасность, которой подвергается каждый пользователь сети.

Много монахов не смогли противостоять этому искушению.
Что касается мирян, то и для них вредно многочасовое праздное бесцельное блуждание по просторам интернета. Прежде чемначать работу в сети, надо поставить себе конкретные задачи, которые необходимо решить и не отклоняться от них в ту или иную сторону.
- Насколько целесообразна для монастырей благотворительная деятельность?

- Из истории Церкви мы знаем примеры монахов, которые занимались филантропией. Например, преподобный Сампсон Странноприимец[3]. Или святитель Василий Великий. Ведя монашескую жизнь он сочетал подвижничество с огромным социальным служением.

Но эти примеры не отменяют сути православного монашества, которое в отличие от западного является исихастским, а не активистским (общественническим).

Задача монаха – контролировать свои помыслы, стремится очиститься от страстей и стать сосудом Благодати. Если какое бы то ни было социальное служение мешает в осуществление этой главной цели – оно не принесёт монаху пользы (в итоге его постигнет духовная неудача). Нас спасут не внешние (пусть и благие) дела, а наша любовь ко Христу, которая проявляется в стремлении к чистоте и главной цели нашей жизни – достижению обожения.

Социальное служение сочетаемое с забвением главной цели монашеской жизни не приличествуют Православному Востоку. Иноки вставшие на путь активного служения людям спаслись не благодаря своей благотворительности, а благодаря тому, что своё служение ближнему сделали частью своего приношения Господу. Основой их жизни было трезвение, очищение сердца, стремление к достижению к обожения.

По словам преподобного Исаака Сирина: «если ты накормил тысячи людей, но не очистил от страстей своей души – ты ничего не добился». Какой смысл расточать себя на множество попечений, оставляя при этом свою душу духовно бедной?

Православное монашество – это монашество исихастское. Обществиннического монашество в нашей Церкви не бывает.



Иеромонах Лука Григориатский
________________________________________

Прп. Сампсон Странноприимец

[1] Мф. 3:48.
[2] Лев. 11:44.
[3] После смерти родителей святой Сампсон раздал все оставшиеся ему по наследству имения, исполняя на деле совет о совершенстве, данный Спасителем богатому юноше (Мф. 19, 21). Преподобный избрал подвижнический образ жизни, отпустил всех рабов на свободу и, желая стяжать себе духовное сокровище, отправился в пустыню с намерением проводить строгую жизнь аскета. По Промыслу Божию святой Сампсон прибыл в Константинополь. Здесь он поселился в небольшом доме и стал принимать странников, больных, нищих и с усердием служил им. Преподобный с любовью относился к людям, творил дела милосердия, и это стало для него глубокой потребностью.

http://www.agionoros.ru/docs/251.html


Гомеопатия. Обмирщение. Монах и ряса. Исихастская традиция. Главное в духовной жизни.

Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами.

Сегодня мы публикуем начало беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой.



Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».
________________________________________


- Допустимо ли лечение средствами альтернативной медицины (гомеопатия, иглоукалывание и т.д.)?

- На этот вопрос существует вполне однозначный ответ. Непонятно, почему до сих пор у кого-то есть сомнения относительно допустимости подобного лечения. Оно совершенно неприемлемо.

Даже если взглянуть на проблему через призму медицины, мы не сможем, опираясь на известные данные о физиологии человека, объяснить благодаря чему происходит излечение в иглоукалывании, гомеопатии и других практиках альтернативной медицины.

Но у этой проблемы есть и другая сторона. Нельзя забывать о философии, которая скрывается за альтернативным лечением, в основе которой лежат восточные религии и учения. Например, иглоукалывание это часть китайской философии: воздействие на активные точки организма призвано разблокировать и наладить правильное течение жизненной энергии. Тоже самое и гомеопатия: она основывается на психосоматическом учении, описанном в философии индуизма.

Не думаю, что православные люди могут основываться на подобных началах.

- Отец Лука вы сказали, что гомеопатическое лечение неприемлемо для православных людей. Но вам могут возразить, что современная европейская медицина пичкает нас лекарствами и химией…

- Да, это действительно недостаток современной медицины, который нельзя не признать. Но на то нам и дан разум, чтобы не глотать все подряд, а подходить к приему лекарств с умом и осторожностью.

В случае с «альтернативной медициной» мы не в состоянии понять каким образом и за счет чего происходит излечение больного. Нажимают на те или иные места на ладони человека и лечат гипофиз, щитовидную железу… Эти вещи с научной точки зрения не объяснимы. Не существует нервных окончаний или кровеносных путей связывающих пальцы на руке или ноге и гипофиз.

- Некоторые монахи снимают рясу за пределами монастыря. Даже уйдя в обитель продолжают владеть личным имуществом (автотранспортом, квартирой). Вписывается ли это в рамки Православного Предания?

Беда нашего времени – обмирщение. Это угроза и для монахов и для мирян. Явления о которых вы спросили можно принять как допустимые только в случае потери и искажения ориентиров в нашей духовной жизни. Нельзя забывать что исихазм – это основа Православия, фундамент монашества и христианского подвига в миру.

Мы не осуждаем конкретных людей, но не можем не сказать о том, что явления, которые вы упомянули в своем вопросе, несовместимы с духом и традициями православного монашества.

Одеяние, которое мы [монахи] носим, по словам равноапостольного Космы Этолийского, символизирует наш гроб, напоминает нам о смерти. Наша ряса – это одеяние нашего покаяния. Возможно ли быть монахом и не жить покаянием? Нет. Разве допустимо в таком случае снимать с себя рясу?

Вспомним святителя Луку Войно-Ясенецкого. Его ревность по Бозе была такова, что он не захотел снимать свою рясу даже во время международной научной конференции и подвергся за это гонениям!

Подобные примеры наших святых являются для нас ориентиром и не дают нам поступить вопреки Преданию нашей Церкви.

- Существует ли угроза нашему спасению, когда мы теряем связь с нашим Православным преданием?

- Конечно, такая угроза существует.

Спасение было возможно всегда. Даже в те периоды церковной истории, когда имело место удаление верующих от исихастской традиции (подчеркну еще раз, что именно она является краеугольным камнем и фундаментом Православия) и наблюдалось заимствование в церковную жизнь западных (протестантских, пиетистских) идеалов.

Но люди спасаются не по тому, что идут на поводу нововведений и «заимствованного благочестия», а вопреки этому. Благодаря тому, что среди христиан еще остались настоящие подвижники, чья жизнь пример для всех нас. Благодаря тому, что мы крещены «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа» и имеем возможность участвовать в Таинствах. Благодаря тому, что в Церкви несмотря ни на что все-таки жив еще дух Святоотеческого предания.

Ни в коем случае нельзя говорить, что дух навязчивого морализма и болезненной духовности импортированный на православную почву с Запада имел благоприятные последствия для нашего спасения.

Напротив, эти последствия носили негативный характер.

Приведу пример. Появившееся благодаря влиянию западного христианства представление о спасении и оправдании человека через его внешние дела способствует формированию чувства самооправдания и мешает христианину достигнуть очищения сердца от страстей. А без этого к нему не может прийти Благодать Святого Духа и, как следствие, он не может и спастись.

Подлинная Традиция нашей Церкви – это традиция переданная нам святителяем Григорием Паламой и преподобным Сергием Радонежским, коливадами[1] и преподобным Паисием Величковским, Великими оптинскими старцами и святителем Нектарием Эгинским.

Эта традиция – колыбель, в которой возрастает правильная духовная жизнь, а значит рождается наше спасение.
Поэтому если мы хотим не сбиться с правильного пути и в конце концов достигнуть спасения – мы должны стремиться любой ценой не потерять связи с Преданием нашей Православной Церкви.
________________________________________
[1] Подробнее о коливадах см.: http://www.agionoros.ru/docs/58.html


http://www.agionoros.ru/docs/309.html

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU