108 венцов с Небес ...


«НА РЕКАХ ВАВИЛОНСКИХ...» ИЛИ 108 ВЕНЦОВ С НЕБЕС




В губкоме шло экстренное заседание. Обсуждали директиву ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Выступал Иван Исаевич Садомский, первый секретарь губкома.

Слушали его внимательно, понимая всю значимость данного вопроса для укрепления власти большевиков в молодой Советской республике. Иван Исаевич был старый большевик-ленинец.

Годы подполья, ссылки и тюрем закалили характер этого несгибаемого революционера.

Говорил он жестко, короткими фразами, словно гвозди заколачивал:

- Партия требует от нас решительных действий. В идеологическом плане церковь - наш главный враг. В стране разруха.

В Поволжье голод. Мы должны воспользоваться этой благоприятной для нас ситуацией в борьбе с попами и монахами.

Их надо уничтожать под корень. Раз и навсегда. Беспощадно истребить всех во имя мировой революции. Изъятие ценностей должно вызвать сопротивление церковников.

Владимир Ильич требует этим незамедлительно воспользоваться, чтобы расстрелять как можно больше епископов, священников и монахов.

Другой возможности у нас может не быть. Мы должны обсудить план выполнения этой директивы в нашей губернии. Какие будут предложения? Товарищи, прошу говорить коротко и только по существу вопроса.

Слово взял член губкома Петр Евдокимович Свирников:

- Товарищи, хочу проинформировать вас, что настоятельница женского монастыря игуменья Евфросиния уже приходила к нам с предложением помочь голодающим Поволжья и передать для этого все ценности монастыря, за исключением утвари, используемой для Евхаристии, попросту говоря, обедни.

Она сказала, что в воскресенье в монастыре при всем народе отслужат молебен, и она сама снимет драгоценный оклад с Тихвинской иконы Божией Матери, чтобы передать его в фонд помощи голодающим, а народу объяснит, что икона и без оклада остается такой же чудотворной, так как в древности серебряных и золотых окладов на иконах вовсе не было.

После этого выступления поднялся невообразимый шум, многие повскакивали с мест.

Раздались крики:

- Вот стерва, что удумала, поднять авторитет церкви за счет помощи голодающим!

- Товарищи, - кричали другие, - да это же идеологический террор со стороны церковников!

- Прекратить шум, - рявкнул Садомский, - заседание губкома продолжается. Слово имеет председатель ГубЧК товарищ Твердиковский Лев Гаврилович.

- Никакого идеологического террора церковников мы не потерпим, - сказал Твердиковский. - На любой террор ответим беспощадным красным террором. В данной ситуации нужно нанести упреждающий удар.

В воскресенье мы войдем в собор и начнем изъятие церковных ценностей именно во время богослужения. Это должно спровоцировать стоящих в храме на оказание сопротивления.

За саботаж декретам Советской власти мы арестуем игуменью как организатора контрреволюционного мятежа, а затем проведем изъятие всех церковных ценностей.

Матушка Евфросиния в сопровождении двух сестер направлялась в монастырский собор к Божественной литургии. Казалось, что эта пожилая, чуть располневшая женщина, хозяйка большой обители в центре города, вышагивает важно и гордо, с презрительной гримасой на лице.

Но это было внешне обманчивое впечатление. На самом деле она с трудом передвигала ноги с распухшими от полиартрита суставами, поэтому при каждом шаге морщилась от боли, однако виду старалась не подавать. Даже идя на службу, она не могла отрешиться от тяжких дум.

Зверское убийство митрополита Киевского Владимира и доходившие слухи о разгоне монастырей и убийствах монахов и священников внушали опасения, что их скоро постигнет такая же участь.

Всю ночь она молилась перед иконой Тихвинской Божией Матери: «Да минет сия чаша нашу святую обитель». Только под утро задремала, и было ей во сне видение: ангелы Божии спускаются с неба на их монастырь, а в руках держат венцы.

Она стала считать ангелов. К ней подошел какой-то старец и сказал: «Не считай, матушка, все уже давно посчитано - здесь сто восемь венцов».

Проснувшись, она поняла, что всех сестер ждет мученическая кончина. «Нет, не всех, - вдруг встрепенулась игуменья, - ведь в обители вместе со мной сто девять насельниц, а венцов в видении было сто восемь. Значит, кто-то из сестер избегнет мученического конца».

- Да будет на все воля Божия, - сказала матушка игуменья и, осенив себя крестным знамением, вошла в собор.

На Великом входе во время пения Херувимской матушка игуменья заплакала. Хор сегодня пел особенно умилительно. Звонкие девичьи голоса уносились под своды огромного собора и ниспадали оттуда на стоящих в храме людей благотворными искрами, зажигающими сердца молитвой и покаянием. Хор запел: «Яко да Царя всех подымим».

В это время матушка игуменья услышала какой-то шум у входа в храм.

- Узнай, сестра, что там происходит, - обратилась она к монахине Феодоре, казначею монастыря.

Та вернулась бледная и дрожащим голосом поведала:

- Матушка настоятельница, там какие-то люди с оружием пытаются войти в собор, говорят, что будут изымать церковные ценности, а наши прихожане-мужики их не пускают, вот и шумят. Что благословите, матушка, делать?

В это время архидиакон на амвоне провозглашал: «Оглашенные, изыдите, елици оглашенные, изыдите…»

Матушка игуменья распрямилась, в глазах блеснул гнев:

- Слышишь, мать Феодора, что возглашает архидиакон? Неверные должны покинуть храм.

- Но они, матушка, по-моему, настроены решительно и не захотят выходить, - испуганно возразила Феодора.

- Я тоже настроена решительно: не захотят добром, благословляю вышибить их вон, а двери - на запор до конца литургии.

Через некоторое время в притворе собора поднялся еще более невообразимый шум, доносились звуки потасовки, потом раздался револьверный выстрел. Огромные металлические двери собора медленно, но уверенно стали сближаться между собой.

Лязгнул металлический засов, и крики, уже приглушенно, раздавались за стенами собора. Архидиакон провозгласил:

- Встанем добре, станем со страхом, вонмем, святое Возношение в мире приносите.

В храме сразу восстановилась благоговейная тишина. Начался Евхаристический канон. На запричастном матушка игуменья передала повеление, чтобы сегодня причащались все сестры монастыря.

- Как же так, матушка Евфросиния, ведь многие не готовились, - пыталась возразить монахиня Феодора.

- Все беру на себя, - коротко ответила настоятельница.

В конце службы в двери начали колотить прикладами винтовок.

- Может, принести динамиту и взорвать двери к ч…й матери? - предложил полупьяный матрос с огромным синяком под глазом и в бескозырке набекрень.

Но в это время двери собора открылись. В проеме стояла матушка настоятельница, а за ней толпились сестры монастыря. Лицо игуменьи выражало спокойствие, а чистые ясные глаза смотрели на стоящих у паперти красноармейцев с сожалением и печалью.

Но вот она сделала шаг, ударив своим игуменским посохом о каменные плиты собора, и взгляд ее уже выражал властность и уверенность. И все стоящие на паперти невольно расступились. Внизу ее ждал Твердиковский.

- Решением губкома за саботаж декретам советской власти и открытое вооруженное сопротивление ваш монастырь закрывается. Все его имущество передается в руки законной власти рабочих и крестьян. Зачинщиков сопротивления приказано арестовать.

Настоятельница, спокойно выслушав Твердиковского, сказала:

- Наше оружие - молитва да крест. Зачинщица всего - только я одна, больше никто не виноват.

- Разберемся, - коротко бросил Твердиковский. - Увести арестованную.

Матушка повернулась и поклонилась в пояс:

- Простите меня, что была строга с вами. Скоро увидимся. Бдите и молитесь, сестры мои.

Среди монахинь послышались всхлипы и причитания. Монахиня Феодора решительно вышла из толпы и тоже поклонилась сестрам:

- Простите и меня, я с матушкой игуменьей пойду.

Конвойные солдаты вопросительно глянули на Твердиковского: и эту, мол, тоже брать?

- Арестуйте ее, братцы, - закричал матрос с синяком, - это она всем руководила, когда нас выталкивали из собора, и, между прочим, мне самолично чем-то тяжелым двинула.
Уже когда монахинь вели к коляске, чтобы перевезти в тюрьму, матушка игуменья спросила:

- Чем это ты его, мать Феодора, двинула?

Та, засмущавшись, покраснела:

- Да так, что под рукой было.

- Что же у тебя под рукой было? - не унималась игуменья.

- Наша церковная печать, матушка, она же ох какая здоровущая да тяжелая.

- Значит, припечатала антихристу, - улыбнулась игуменья.

Конвойные с недоумением переглянулись, увидев, что монахини улыбаются.

После закрытия монастыря всех насельниц распустили. Но сестры не хотели уходить далеко и поселились рядом с обителью, на квартирах у благочестивых прихожан.

Все верили, что монастырь еще откроют и матушка игуменья тоже вернется.

И вскоре к своей радости они увидели на монастырских воротах объявление, которое гласило о том, что такого-то числа состоится собрание всех монахинь, желающих вновь нести послушание в монастыре.

В назначенный день собрались все, радостные и взволнованные. Не хватало только игуменьи и матушки казначея да еще одной молоденькой послушницы. Все насельницы собрались в трапезной. Вошел Твердиковский:

– Здравствуйте, гражданки монахини. Советская власть решила вернуть вам монастырь, но вы должны также нам помочь. Нужно выехать в одно село и поработать в поле на уборке урожая. Сами понимаете: гражданская война, работников на полях не хватает. Ну, словом, все ли вы согласны?

Сестры радостно загомонили:

– Согласны, конечно, согласны. Нам лишь бы монастырь вернуть да снова Богу служить.

– Ну вот и хорошо, – сказал Твердиковский. – Ближе к вечеру прибудут подводы, поедем на пристань, а там – на барже по реке к селу. Прошу никого не расходиться.

Когда сестры погрузились в трюм баржи, двери за ними сразу заперли красногвардейцы. В углу сестры заметили двух женщин.

Одна из них, лежа на соломе, стонала. Голова ее лежала на коленях рядом сидящей женщины.

– Кто вы? – спросила одна из монахинь.

– Я ваша игуменья, сестры мои.

Монахини с радостными криками кинулись к матушке настоятельнице.

– Тише, тише, сестры, мать Феодора умирает.

В это время баржа дрогнула и, увлекаемая буксиром, пошла вверх по течению реки.

Через прорехи в палубе взошедшая яркая луна осветила трюм.

Монахини увидели пустые глазницы игуменьи – она была слепа.

И тогда они зарыдали во весь голос.

– Прекратите, сестры, потакать врагу рода человеческого. Время сейчас не плакать, а молиться.

Повинуясь властному голосу игуменьи, сестры умолкли.

– Все ли здесь насельницы? – вопросила настоятельница.

– Все, кроме послушницы Валентины, она поехала в деревню навестить родственников и не знала ничего.

– Теперь ясно, – сказала игуменья, – кому недостало венца.

Вдруг одна монахиня вскрикнула, а за ней еще несколько сестер:

– Вода, здесь проходит вода, мы все потонем! Матушка игуменья, что нам делать? Нам страшно.

– Молитва прогонит страх, сестры мои, не бойтесь, с нами Христос. Сестра Иоанна, задавай тон, пропоем псалом «На реках вавилонских».

Над тихой гладью ночной реки разнеслись полные скорби и печали слова: «На реках вавилонских, тамо сидохом и плакохом…»

Когда закончился псалом, матушка повелела петь панихиду.

– По ком, матушка, панихиду? – вопрошали сестры, хотя уже знали ответ.

– По нам, дорогие мои, по нам. Мы с вами идем к нашему Жениху, а Он к нам идет в полуночи, чтоб привести нас туда, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная.

Горячая молитва полилась из уст монахинь. Холодная вода полилась во все щели и пробоины баржи. Все выше и звонче раздавались голоса сестер. Все выше и выше поднималась вода в трюме.

- Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас, – пели монахини уже не одни, а вместе с ангелами, возносящими их души на небеса к Богу.

...Баржа скрылась под водой, а двум испуганным рыбакам, ставшим невольными свидетелями мученической кончины сестер, все еще казалось, что над водной гладью реки раздается пение: «Вечная память, вечная память, вечная память…»



Православный источник

Комментарии (16)

Всего: 16 комментариев
     
0
Ад_познавательный фильм.mp4

     
1
Рождественская девочка

Рождественская девочка - красивый детский православный фильм из цикла Рождественские истории. Кинолента рассказывает о любви маленькой девочки к своей матери. Фильм снят при попечительстве Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Рекомендуем к просмотру всей семьей.


#3 | Георгий О. »» | 28.10.2012 14:35
  
1
Оценка статистики гонений на Русскую Православную Церковь(1917 - 1952 годы)(по данным на январь 2004 года)
Н.Е.Емельянов




1. Гонения на Русскую Православную Церковь в 20 веке.
В истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и всеохватывающих, долгих и непрерывных гонений, как в России в XX веке. В первые три века существования христианства гонения носили локальный характер и длились не более нескольких лет. Даже самое страшное гонение Диоклетиана и его преемников, начавшееся в 303 г., продолжалось всего 8 лет.
Гонения в России распространились по всей территории огромной страны, занимавшей 1/6 часть планеты; охватили все организации: учебные, хозяйственные, административные, научные; все слои общества и все возрасты: от детей, подвергнутых безбожному воспитанию и преследованиям за веру в детских садах и школах до глубоких стариков, вспомним расстрел в 1918 г. детей - царственных мучеников и расстрел в 1937 г. 81-го летнего свщнмч. митрополита Серафима (Чичагова), который по болезни уже не мог ходить. Более ста миллионов православных верующих России подверглись, все без исключения, разнообразным гонениям, при теснениям, дискриминации - от издевательств и увольнения с работы до расстрела. И это продолжалось более 70 лет с 1917 года до "перестрой ки" конца 1980-х годов.
Советская власть с первых дней своего существования поставила задачу - полное, с самой беспощадной жестокостью, уничтожение Православной Церкви. Эта установка лидеров большевиков ярко выражена в известном ленинском письме ("Членам Политбюро. Строго секретно") от 19 марта 1922 г.: "...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше" (Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, "Сибирский хронограф", 1997 г., стр.143).
Через два десятилетия деятельности по этому плану разрушение зримой структуры Церкви было близко к завершению. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея, причем и на них в НКВД были сфабрикованы "показания" для ареста, который мог произойти в любое время. Изменение государственной церковной политики и восстановление церковной жизни началось только во время Отечественной войны 1941-1945 гг. и было очевидным следствием общенародной трагедии. Однако и этот отказ от искоренения религии в кратчайшие сроки не означал прекращения преследования Церкви. Хотя и в меньших масштабах, чем прежде, аресты архиереев, священников и активных мирян продолжались и в послевоенный период. (см. Акты, За Христа пострадавшие). Массовое освобождение из лагерей и ссылок репрессированных священнослужителей и мирян произошло только в 1955-1957 годах. А в 1959 году началось новое страшное хрущевское гонение, во время которого было закрыто более половины из десяти тысяч церквей, действующих в 1953 г.
В статье делается попытка оценить по годам количество пострадавших за веру иерархов, клириков и мирян Русской Православной Церкви - жертвах большевистского режима с 1917 по 1952 годы. С одной стороны, это только оценка количества жертв, с другой стороны, представленные в статье материалы были рассмотрены Комиссией при Президенте Российской Федерации по реабилитации жертв политических репрессий и одобрены ею 20 декабря 1995 г. (см. [6]). В эту комиссию входили Главный прокурор России, руководители ФСБ, Министерства внутренних дел, Министерства юстиции и др. Следовательно, статистические данные, приводимые в статье, получили официальное подтверждение на самом высоком государственном уровне.

2. Компьютерная база данных о гонениях. Оценка статистики гонений проводилась на основе компьтерной базы данных. Систематический сбор материалов и разработка базы данных о гонениях на Русскую Православную Церковь начались в 1990 г. в информационной секции Братства во Имя Всемилостивого Спаса, которая была впоследствии преобразована в кафедру информатики Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Сразу после образования Института в 1992 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия "сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском Богословском Институте".
Сведения о гонениях постоянно собираются, обрабатываются, систематизируются и вводятся в базу данных, где к январю 2004 г. накоплено более 22000 биографических справок и около 3600 фотографий.
В этой работе, почти полностью выполненной энтузиастами в свободное от основной работы время, приняли участие с разной интенсивностью в течение 12 лет более 50 человек.
Биографические материалы располагаются в базе данных по единой схеме, состоящей из последовательно заполняемых блоков: имя, священный сан или наименование церковного служения, фотографии. Далее в хронологическом порядке следуют: дата и место рождения, сведения об образовании, рукоположении, постриге, сведения о работе, о местах служения и проживания, сведения об арестах, ссылках, пребывании в заключении, сведения о кончине, погребении и о всецерковной или местной канонизации (если она проведена). Как комментарии к каждому блоку, может даваться рассказ о тех или иных ярких эпизодах жизни или обстоятельствах кончины пострадавшего за веру, а иногда и развернутая статья о каком-либо выдающемся церковном деятеле.
Подобная структура размещения данных позволяет быстро получать информацию по самым разнообразным тематическим запросам (например, выявить всех пострадавших выпускников Московского государственного университета (см. газету "Татьянин День" NN 18,19,20 за 1998 г.), или, например, священников Воронежской епархии, расстрелянных в 1937 г.). Из базы данных регулярно выдаются справки по запросам различных организаций и частных лиц, информация в базе постоянно проверяется и пополняется. В 1996 г. был организован доступ к базе в международной компьютерной сети internet (адрес: http://www.pstbi.ru).
Результатом данной работы явилась подготовка издания биографического справочника "За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956". Настоящее издание представляет из себя два тома по 700 страниц в каждом с многочисленными фотографиями. Издание является уникальным как по объему (содержащим более 9.000 имен пострадавших), так и по содержанию, поскольку в немалой степени базируется на труднодоступных и малоизвестных материалах. При этом список источников приводится в конце каждой биографической статьи в книге (равно как и в компьютерной базе данных).

3. Источники информации
По благословению святейшего патриарха Алексия II в ПСТБИ был передан архив данных (около 2000 имен), собранный Синодальной Комиссией по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, работавшей под руководством Высокопреосвященного Владимира (Сабодана), тогда митрополита Ростовского и Новочеркасского.
Помимо материалов собранных Синодальной Комиссией, представляющих из себя, главным образом, письма родственников и очевидцев, непосредственно Институтом было получено более 1.000 писем. (Обращения с просьбой сообщить сведения о новомученниках были разосланы Институтом во все центральные газеты и журналы, более чем в 200 переферийных газет и во многие издательства; был проведен целый ряд радиопередач.) И хотя зачастую имеющаяся у родственников информация оказывалась достаточно скудной, в целом, присланные письма являются для нас одним из важнейших источников. Именно в них можно услышать поистине драгоценные живые голоса людей переживших те страшные времена. Ценность этих свидетельств особенно высока, так как самих свидетелей остается сейчас все меньше и меньше.
Главным же в количественном отношении источником явились ставшие сейчас доступными архивные документы: документы из Центрального Архива ФСБ РФ, ГА РФ, а также документы местных городских архивов и краеведческих музеев, других государственных и частных хранилищ. Здесь одно дело может принести сведения о десятках и сотнях пострадавших (так по Белозерскому делу N 95221/32149 от 02.10.1937 расстреляно ровно 100 человек). В некоторых областях нашлись даже общие списки осужденных по церковным делам, составленные в свое время исполнительными сотрудниками НКВД-МВД-КГБ. Там сразу многие сотни жерт. (Так по Тверской обл. - 409, по Саратовской - 921). К сожалению, как правило эти списки представляют из себя лишь скупые колонки дат: арестован, осужден, расстрелян.
Следующий источник, приобретающий все более важное значение - публикуемые печатные материалы. Здесь особенно хочется выделить вышедший уже в семи томах труд иеромонаха Дамаскина (Орловского) "Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия" и книгу "История Русской Церкви, 1917-1997" протоиерея Владислава Цыпина.
Помимо перечисленных источников в нашей работе также широко использовались неопубликованные рукописи; аудио- и видеозаписи; материалы, собранные сотрудниками Православного Свято-Тихоновского Богословского Института и присланные отдельными исследователями-энтузиастами.

Работа над базой данных и над книгой поставила вопрос об отборе лиц, которых можно считать пострадавшими за веру и Церковь. В базу данных включались сведения о представителях Русской Православной Церкви, осужденных по так называемым церковным делам (дела связанные с вскрытиями мощей, с изъятием церковных ценностей, дела о всевозможных мифических "контрреволюционных организациях церковников"). Учитывались также сведения о православных клириках, осужденных и по уголовным делам, фабрикация которых была одним из способов компрометации преданных Церкви людей. Значительное число людей было казнено и вовсе без всякого суда и следствия (особенно в годы гражданской войны). Единственной их "виной" была вера в Бога. В книгу были включены также сведения о лицах, добровольно отправившихся в ссылку вслед за своими духовными отцами, родными и близкими. Это - часто жены священников или духовные чада арестованных и сосланных духовников.

4. Оценка общего количества новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви в 20 веке
Трудно оценить общее количество пострадавших за Христа в годы советской власти. В дореволюционной России было около 100.000 монашествующих и более 110.000 человек белого духовенства. С учетом их семей к сословию духовенства относилось на рубеже веков 630.000 человек (см. Энциклопедический словарь "Россия", Брокгауз и Ефрон, С-Пб., 1898, с. 86). Гонениям подверглось подавляющее большинство священников и монахов, как служивших в церквях и монастырях России в канун революции, так посвященных в дальнейшем, вплоть до 1940-50-х годов. В брошюре "Крестный путь Церкви в России" (изд-во "Посев", 1988) говорится о 320000 пострадавших священнослужителях.
В 1937 г. секретарь ЦК ВКП(б) Г.М.Маленков писал Сталину о существовавших религиозных объединениях как о "широко разветвленной враждебной советской власти легальной организации в 600.000 человек по всему СССР". (Цит. по: Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви, 1917-1997, М., 1997, с.248). И это после 20 лет кровавого террора против Церкви! И хотя здесь Маленков ведет речь о "церковниках и сектан- тах", очевидно, что в бывшей преимущественно православной стране большая часть из этих 600.000, намеченных к скорейшему уничтожению людей, не сектанты, а православные, главным образом оставшиеся еще в живых священно- и церковнослужители и члены "двадцаток".
Таким образом, ясно, что счет пострадавшим шел на сотни тысяч: по разным оценкам, их было от 500.000 до миллиона православных людей, за Христа пострадавших. Мы располагаем данными о том, что более чем 400 архиереев подверглись репрессиям. Из них свыше 300 архипастырей были казнены или скончались в заключении. Но даже и эти огромные цифры потерь среди православного епископата далеко не являются исчерпывающими, и можно ожидать заметного увеличения этого списка. Несопоставимо труднее будет получить относительно полную картину гонений среди священников, диаконов и монахов. И практически неразрешимой задачей предстает сбор сведений о большей части пострадавших за Церковь мирян.
Сейчас у нас в базе данных около 22000 имен. Таким образом, можно говорить о том, что у нас собраны сведения приблизительно об 1/22 части пострадавших.

5. Построение графика репрессий (статистики гонений)
На графике репрессий (см. рис. 1) по одной оси откладываются годы от 1917 до 1951, по другой - количество респрессий по годам, фиксированные в базе данных, умноженные на коэффициент, равный отношению общего числа репрессий к числу репрессий, введенному в базу данных. Получаем график оценки общего числа репрессий по годам. (График представляет число репрессий: арестов и расстрелов, а не число репрессированных. Так, например, в лагерях в 1939 году находились сотни тысяч осужденных за веру, в частности, все арестованные и нерасстрелянные в 1937 и 38 годах. Как правило все, кто в 20-е и 30-е годы были арестованы по церковным делам, оставались лишенными в правах до 80-х годов. Например, С.И.Фудель, см. "Новая Европа" N?, скончался в 1977 г. можно сказать в "ссылке" за стокилометровым рубежом от Москвы, где родился и где жила семья сына.)
Коэффициент, на который нужно умножать фиксированное в базе данных число репрессий будет (может?) уточняться в процессе уточнения общего числа репрессий. Если общее число репрессированных за веру людей 500000 (как мы полагаем это нижняя оценка), то этот коэффициент равен (500000 : 22118) = 22.6, если 1000000 - 45.2. Мы при построении графика выбрали коэффициент 22.6, так, например, в 1922 году в базе данных есть сведения о 869 пострадавших (аресты, ссылки или расстрелы) и 46 казненных, поэтому на графике отложено 19639 (верхний график) - как оценка общего числа людей, подвергшихся репрессиям в 1922 году, и 1039 (нижний график) - оценка общего числа расстрелов в 1922 г.
Если бы у нас были сведения о всех пострадавших, мы смогли бы точно нарисовать по годам количество репрессий и изучить этот процесс. Мы имеем сведения только об ~1/22 части репрессий. Вопрос правомерности изучения процесса по этой выборке сводится к вопросу представительности (репрезентативности) , как говорят математики, этой выборки: насколько эта выборка равномерна и случайна. В виду разнообразия источников информации, эта выборка представляется достаточно представительной. (Есть математические методы проверки представительности вы- борки, на которых, видимо, здесь неуместно останавливаться, хотя они очень интересные и убедительные. Один из главных методов проверки - расчет статистики по разным эшелонам выборки. Такие расчеты производи- лись в 1995г. по трем тысячам имен, в конце 1996 по пяти тысячам имен, в 1998 по 10000, они дали качественно близкие результаты с нынешними по десяти тысячам имен, коэффициенты выбирались, соответственно равными 150, 100, 50).

6. Периоды гонений и связанные с ними государственные и церковные события
После октябрьского переворота 1917 г. и захвата власти большевики ни на один год не оставляют Церковь своим жестоким вниманием. Ниже приводятся периоды гонений и происходящие в это время основные государственные и церковные события.

Первая волна гонений (1917-1920 годы). Захват власти, массовые грабежи церквей, расстрелы священнослужителей.

07.11.17 - Октябрьский переворот, захват власти большевиками.
20.01.18 - Декрет Советской власти об отделении Церкви от государства - изъяты все капиталы, земли, здания (включая и храмы).
15.08.17 - 20.09.18 - Поместный Собор Православной Российской Церкви.
05.11.17 - избрание св. митрополита Тихона Патриархом Московским и Всея Руси.
01.02.18 - Послание св. Патриарха Тихона, анафематствующее всех, проливающих невинную кровь.
07.02.18 - расстрел священномученика Владимира, митр. Киевского.
16.07.18 - расстрел императора Николая II и царской семьи.
14.02.19 - Постановление наркомата юстиции о вскрытии мощей, что вызвало массовые сатанинские издевательства над святыми останками в 1919 г. и последующие годы.
1-ая волна гонений унесла в расстрелах более 15000 жизней только в 1918 -19 гг. (нижняя линия см. Рис.). Общее число репрессий около 20000 (верхняя линия). Почти все столкновения, все аресты заканчивались расстрелами.

Вторая волна гонений (1921-1923 годы). Изъятие церковных ценностей, под предлогом помощи голодающим Поволжья.
21.08.21 - образование св. Патриархом Тихоном Всероссийского комитета помощи голодающим, который был закрыт по распоряжению властей через неделю (27.08.21).
23.02.22 - декрет ВЦИК об изъятии Ц. ценностей, 19.03.22 - секретное письмо Ленина ("чем большее число духовенства мы расстреляем, тем лучше", и указание Троцкому (Бронштейну) тайно возглавить гонение).
09.05.22 - арест св. Патриарха Тихона
Июнь 1922 г. - "Суд" над свщмч.Вениамином, митрополитом Петроградским и расстрел его 13.08.22.
2-ая волна гонений - около 20000 репрессий, расстреляно около 1000 человек. Большевики изображают справедливость,
в отличие от самосудов 1918 года, устраивают показательные суды.

Гонения 1923-28 годов. Насаждение при поддержке ВЧК-ГПУ-ОГПУ обновленческого раскола для уничтожения Церкви изнутри.
Апрель 1923 г. - подготовка суда и расстрела св. Патриарха Тихона (см. переписку Политбюро с наркомом иностранных дел Г.В.Чичериным "о нерасстреле патриарха" и Записку в Политбюро Дзержинского от 21.04.23 (..."необходимо отложить процесс Тихона в связи с разгаром агитации за границей (дело Буткевича)", Архивы Кремля (с.269-273)).
29.04.23-09.05.23 - 1-й "собор" обновленцев.
16.06.23 - заявление св. Патриарха Тихона ("...я отныне Советской власти не враг").
25.06.23 - освобождение св. Патриарха Тихона.
07.04.25 - кончина св. Патриарха Тихона.
01.10.25 - 2-й "собор" обновленцев.
12.04.25 - свщмч. Петр, митрополит Крутицкий приступил к исполнению обязанностей патриаршего Местоблюстителя
10.12.25 - арест свщмч. Петра
29.07.27 - Послание (Декларация) заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия - попытка найти компромисс с безбожной властью ("Мы хотим... сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи.").

В 1923-1928 годы количество репрессий равно примерно трети репрессий 1922 года. Большевики не решаются провести запланированный на 11.04.23 суд и расстрел св. патриарха Тихона. Арестовываются и ссылаются многие епископы, борьба идет за каждый храм. Обновленцы вводят женатый епископат. Обновленческих епархий и храмов к 1925 г. становится, с поддержкой ОГПУ, почти столько же, сколько и православных, но все их церкви пусты - народ не ходит в храмы, где служат обновленцы. Давление ОГПУ на воспреемников св. Патриарха Тихона и всех священнослужителей "тихоновцев". В 1928 году, несмотря на Декларацию, гонение усиливается.

Третья волна гонений (1929-1931 годы). "Раскулачивание" и коллективизация.
Начало 1929 г. - письмо Кагановича: "церковь единственная легальная контрреволюционная сила".
08.03.29 - Постановление ВЦИК о религиозных объединениях.
02.02.30 - Интервью заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия: "...нет гонений на Церковь".
05.12.31 - Взорван в Москве кафедральный храм Христа Спасите- ля.
3-ья волна гонений в 3 раз сильнее 1922 года (около 60000 арестов и 5000 казней) в 1930 и 1931 годах.

Гонения 1932-36 годов. "Безбожная пятилетка", названная так по поставленной цели: уничтожение всех храмов и верующих.
05.12.36 - принятие Сталинской конституции
22.12.36 - Акт о переходе прав и обязанностей Местоблюстителя патриаршего престола к Заместителю патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию, так как советские власти объявили о кончине в тюрьме патриаршего местоблюстителя митрополита Петра, хотя он был жив.

Несмотря на гонения сравнимые по силе с 1922 годом, провал "Безбожной пятилетки" - в переписи населения 1937 года православным верующими назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 сельского, то есть более половины населения СССР.

Четвертая волна - 1937-38 годы. Страшные годы террора. Стремление уничтожить всех верующих (включая и обновленцев).
05.03.37 - завершение работы Пленума ЦК ВКП(б), санкционировавшего массовый террор.
10.10.37 - расстрел после восьмилетнего пребывания в одиночной камере патриаршего Местоблюстителя свщмч. Петра.
В 1937 году председатель Союза воинствующих безбожников Ем.Ярославскй (Губельман) заявил, что "в стране с монастырями покончено" (Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991, с.299).
4-ая волна гонений - примерно в 10 раз превышает по арестам гонение 1922 года (а по расстрелам в 80 раз). Расстрелян каждый второй (около 200000 репрессий и 100000 казней в 1937 - 38 гг.).
Гонения 1939 - 1952 годов. Вторая мировая война. Преследования священнолужителей в присоединенных Прибалтике и западных областях Украины и Белоруссии, а также в освобождаемых областях.
1939-1940 - Присоединение к СССР Прибалтики, западных областей Украины и Белоруссии, Северной Буковины и Бессарабии.
30.11.39 - Начало Советско-финской войны.
22.06.41 - Нападение Германии на СССР.
04.09.43 - встреча Сталина с патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием и митрополитами Алексием и Николаем.
08.09.43 - Архиерейский Собор и избрание Патриарха Сергия. 15.05.43 - кончина Патриарха Сергия.
31.01.45-02.02.45 - Поместный Собор Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Алексия I.
К 1939 г. закрыты все (их было в 1917 г. более 1000) монастыри и более 60000 храмов - служба совершалась только примерно в 100 храмах. Но победа безбожников была не долгой, в 1939 г. с присоединением Прибалтики и западных областей Украины и Белоруссии в СССР опять стало много православных монастырей и храмов.

1939-1940 гг. - гонения близки к 1922 году (1100 казней в год).
1941-1942 гг. - по казням сравнимы с 1922 годом (2800 казней).
1943-1946 гг. - число репрессий резко сокращается.
1947, 1949-1950 гг. - опять всплески репрессий (по докладу Абакумова "с 1.01.47 по 1.06.48 арестовано за активную подрывную деятельность 679 православных священников", см. [9]).

График заканчивается 1952 годом потому, что в 1953 - 1989 годы репрессии носили другой характер, расстрелов было мало, арестов сотни в год. В этот период производились массовые закрытия храмов, лишения священнослужителей государственной регистрации и тем самым и средств к существованию, увольнения верующих людей с работы и т.п. Эти гонения требуют специальных методов исследования.

7. Некоторые закономерности
А). В 1927 и 1930 годах заместитель патриаршего местоблюстителя Митрополит Сергий Страгородский пытается пойти на компромисс с большевистской властью, но эти шаги не приносят положительных результатов: гонения не ослабевают, а усиливаются.

Б). Чем объяснить, с точки зрения властей, провалы в гонениях 1934, 1936, конца 1938 и начала 1939?
В эти годы происходит замена шефов ОГПУ - НКВД!
Гонения явно ослабевают во время смены власти. Видимо, новые правители уничтожают аппарат предыдущих. И только это ослабляет гонения. Как только новый правитель набирает силы, гонения становятся еще более массовыми.

В). Каждому "пику гонений" соответствует конкретный комиссар внутренних дел.
1) Дзержинский (комиссар в 1917-26) - пик 1918 года и пик 1922 года (изъятие ценностей), тайным руководителем которого являлся Троцкий (Бронштейн).
2) Менжинский (1926-34) - пик 1930 года.
3) Ягода (Иегуда) (1934-36) - пик 1935 года.
4) Ежов (1936-38) - пик 1937 года.
5) Берия (1938-53) - пик 1941 года.
Конечно сами по себе комиссары внутренних дел это пешки в борьбе за власть. Так, например, пик 1935 года связан с убийством 1.12.34 Ки- рова.

Г). Любому человеку с техническим образованием график (рис. 1) с возрастающими амплитудами репрессий напоминает поведение самовозбуждающихся систем, которые, как правило, заканчивают свое существование саморазрушением. Война в 1941 остановила этот разрушительный процесс.

Д). Все страдания, которые испытывает русский народ, разделяет и Церковь:
- уничтожение дворянства и офицерства 1917-19 годы;
- уничтожение крестьянства (раскулачивание) 1929-32;
- уничтожение интеллигенции 1937-38.
Геноцид русского народа - это, в первую очередь, геноцид православия.

8. Заключение
Каждый (верующий или неверующий), кто знакомится с базой данных о новомучениках, не может остаться равнодушным.
Какое великое противостояние оказала Русская Православная Церковь Тоталитарному сатанинскому режиму, когда все силы ада обрушились на нее!
Тысячи простых сельских священников, над которыми кто только не иронизировал в России, оказались великими героями. Какие поразительные красивые и смиренные лица! С какой верой и верностью, с каким самопожертвованием прошли они свой жизненный путь.
2500 святых почитала Русская Православная Церковь в начале 20 века, из них русских святых - 450. Собранные в Институте сведения во многом еще не являются законченными материалами для канонизации. Не исключено, что в ряде случаев сама ее возможность окажется сомнительной. Однако несомненно то, что количество действительно святых мучеников и исповедников, которых дала Русская Церковь в ХХ веке, исчисляется десятками тысяч человек. К январю 2004 года 1420 новомучеников прославлены Русской Православной Церковью в лике святых мучеников и исповедников. Их число растет с каждым заседанием Священного Синода.
Таким образом, Русская Православная Церковь стала в основном Церковью Новомучеников Российских.
В конце II века христианским апологетом Тертуллианом были сказаны слова, ставшие крылатыми: "Кровь мучеников - семя христианства". Век ХХ обильно засеял этим семенем Русскую землю, наша задача - донести его до сердец человеческих, и оно принесет свой благодатный плод сторицею!

Литература
1. За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956: Биографический справочник. Кн.1. А-К // М., Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института. 1997. 704 стр.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943 гг./ Сост. М.Е.Губонин// М., Изд-во Право- славного Свято-Тихоновского Богословского института. 1994. 1064 стр.
3. База данных по новомученикам и исповедникам Русской Православной Цервки 20 века ( http://kuz1.pstbi.ccas.ru ).
4. Архивы Кремля. В 2-х кн./ Кн.1. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг.// М., Новосибирск. "Сибирский хронограф". 1997 г. 600 стр.
5. Прот. В.Цыпин. История Русской Церкви, 1917-1997/ История Русской Церкви. Книга девятая// М., 1997, 832 стр.
6. СПРАВКА. Репрессивная политика РКП(б)-ВКП(б)-КПСС по отношению к религии и Церкви. 1917-1980 гг. от 20.12.95 и ПРЕСС-РЕЛИЗ на пресс-конференции А.Н.Яковлева 25.11.95 (Архив Православного Свято-Тихоновского Богословского института).
     
0
ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ. Гонения на церковь в России (2012)

     
1
Восхождение _ фильм 1

     
2
Редкий фильм

Побеждайте зло добром 1/5

     
2
Редкий фильм

Побеждайте зло добром 2/5

     
2
Побеждайте зло добром 3/5

     
2
Побеждайте зло добром 4/5

     
1
Редкий фильм
Побеждайте зло добром 5/5



     
2
Покаяние.


#!
     
1
Варя Стрижак. Атака Мертвецов, или Русские Не Сдаются!

#!
     
1
РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ.АНДРЕЙ МАЕВИЧ НОВОЖИЛОВ, С Москвин


#!
     
1
Psalom 1


#!
     
0
psalom 50


     
0
ИГОРЬ НАДЖИЕВ. Клип "БОЖЕ, ХРАНИ РОССИЮ!"

#!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU