Что есть покаяние, а что таковым не является. Проповеди и поучения


Что есть покаяние, а что таковым не является.

Архимандрит Нектарий (Антонопулос)

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода: встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим: прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. (Лк. 15,17-20)

Отцы Церкви называют покаяние "вторым Крещением", "обновлением Крещения". Через Таинство Крещения мы входим в Церковь, вступаем на путь, ведущий к Царствию Божию.

Благодаря второму Крещению - покаянию - человек может слезами раскаяния омыться от греха, восстать от своего падения, исцелиться от ран и продолжить путь к Богу.

К сожалению, немногие знают, что есть покаяние, каков его глубочайший смысл, в чем нужно каяться.

Покаяние не является некой юридической процедурой, которая освобождает человека от ощущения вины. Это не формальная исповедь, которую человек зачастую позволяет себе перед великими праздниками.

Путь, пройденный блудным сыном, свидетельствует совсем об ином.

Само слово "покаяние" [1] означает кардинальное изменение человеческого существа, его возрождение, изменение образа мыслей, перемену жизни, отрицание греха всем сердцем.

Другими словами, мы должны осознать всем своим существом, что путь греха, по которому мы шли, ведет к погибели. Нам нужно понять, что мы оказались в каком-то болоте, далеко от родного дома.

Нам следует остановиться и сказать себе: "Куда мы идем?

Это же безумие!

У нашего Отца роскошный дворец, где все радует глаз, а мы сидим в трясине!" Мы должны найти в себе решимость вернуться в отцовский дом, в объятия Бога Отца и своих собратьев.

Для того, чтобы покаяние было истинным, нужно, чтобы оно совершилось на деле. Священномученик Косма Этолийский [2] говорит: "Даже если тебя простили все духовники, патриархи, архиереи и весь мир, ты все равно не будешь прощен, если не покаешься на деле".

То есть если мы не удалимся от греха и не изменим свою жизнь, наше покаяние не будет истинным. Оно даже не является покаянием в полном смысле слова.

Многие люди с готовностью подходят к духовнику, удрученные тяжестью психологических и других проблем. Они исповедуются со слезами и дают обещания, что больше не вернутся к греху, что изменят свою жизнь и т.д.

Но насколько глубоко такого рода покаяние?

Оно не должно ограничиваться взрывом эмоций. Требуется время, труд, навык в добродетели и борьба с грехом при содействии благодати Божией. При этом покаяние осуществляется подспудно, тайным образом, в душе человека.

Подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит... (Мк. 4,26-28).

Как мы уже сказали, покаяние невозможно без благодати Божией. Человек, пребывая во тьме греха, не понимая, насколько прекрасна жизнь в Боге, не может ощутить разницы между греховной жизнью мира и святой жизнью Церкви.

Только когда благодать Божия всеет в его сердце семя Божественной любви, он сможет увидеть свою духовную несостоятельность.

Солнечный свет, проникая в темную комнату, освещает все. Так и благодать Божия открывает нам опустошенность наших душ, обнажает наши страсти, наши грехи. Потому святые так усиленно просили Бога: "Даруй мне покаяние всецелое".

Истинное покаяние - безопасный путь, ведущий в Царствие Божие.

Если покаяние, то есть чувство раскаяния и неприятия греха, является как бы вступлением в Таинство, то исповедь, а именно исповедание грехов перед духовником, - это само Таинство.

Как по поводу покаяния, так и по поводу исповеди существуют некоторые заблуждения.

Например, многие считают, что исповедь - это нечто вроде беседы, в которой обсуждаются наши грехи. Какое, однако, отношение имеет это к Таинству Покаяния?

Если мы попытаемся проанализировать, что подвигает многих из нас к исповеди, то выяснится, что одни при этом стремятся получить некое облегчение от чувства вины; других гонит к священнику страх перед "наказанием" от Бога; третьи приходят не с целью, собственно, покаяться, а только для того, чтобы потом причаститься.

Однако все это имеет слишком отдаленное отношение, или вовсе не имеет, к исповеди и покаянию.

Исповедь, говоря иными словами, - это очищение души от яда. Если яд попадает в организм, то нет другого способа выжить, как очистить желудок. Так же и исповедь: мы должны изгнать из себя яд греха, иначе мы обречены.

Можно привести и другой образ. Подобно тому как больной человек показывает свои язвы врачу, описывает свою боль, беспокойство, ничего не скрывая, так же и мы поступаем на исповеди.

Мы обнажаем свою душу, открываем свои ссадины, ушибы, признаем поставленный нам диагноз. Если ничего этого не происходит, то мы уйдем, не имея шансов когда-либо исцелиться.

Язвы увеличатся, разложение и гниение будет прогрессировать, заражение основательно подорвет наше здоровье и приведет к смерти [1].

Из всего этого следует, что не Богу нужна наша исповедь, а мы нуждаемся в ней. Не нужно думать, что, исповедуясь, мы как бы оказываем некую услугу Богу. Все совсем не так, однако Он, как попечительный Отец, терпеливо, с неиссякаемой любовью ждет нашего обращения.

В этой связи стоит отметить, что если в западных христианских вероисповеданиях на исповеди, формальной и законнической, духовник и кающийся разделены друг от друга некоей ширмой, то в Православной Церкви исповедь осуществляется в непосредственном общении с духовенством, она возможна под духовным руководством, при личных контактах между духовным отцом и его чадами.

Надо сказать, что многие исповедуются по обстоятельствам, там, где найдут духовника, и всякий раз у разных священников.

Однако следует помнить, что здесь происходит то же самое, что и при телесных болезнях. Если каждый раз менять врача, то и лечение не может быть полноценным. Наш духовник - это единственный, кто знает "историю болезни", наши прежние прегрешения, особенности течения заболевания, - он один может нам эффективно помочь.

Другие люди приспособились, как говорят, иметь "две двери". У них есть постоянный духовник, но когда совершается что-то особо тяжкое, от стыда они избегают исповедоваться своему батюшке и идут к кому-то другому.

Такое поведение, конечно, является ребячеством и насмешкой над Таинством. Оно показывает, насколько мы далеки от истинного покаяния.

Итак, необходимо стремиться к тому, чтобы иметь одного духовника, тогда наш путь будет безопаснее. Конечно, бывают ситуации, когда приходится менять священника.

Но на это нужно решаться с большой осторожностью, рассудительностью, а главное, после внимательного исследования внутренних причин, побуждающих к подобной перемене.


Архимандрит Нектарий (Антонопулос). Возвращение. Покаяние и исповедь.

Примечания:
[1] "Покаяние" (греч.) - полное изменение существа. ^
[2] Сщмч. Косма (1714-1779; пам. 11/24 авг.) - один из духовных вождей Греции периода османского ига; родом из области Этолия, окончил Афонскую духовную семинарию, пострижен в монастыре Филофей. Будучи рукоположен во пресвитера, вел активную проповедническую деятельность, за которую принял мученическую кончину. В 1961 г. канонизирован Элладской Православной Церковью. ^
[3] Имеется в виду духовная смерть грешника, последствия которой на путях спасения могут иметь необратимый характер. ^



Источник: http://www.otechestvo.org.ua/main/20113/1113.htm



Митрополит Антоний Сурожский

Проповедь в неделю Крестопоклонную.



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Четыре раза в году празднуем мы, поклоняемся мы животворящему и страшному Кресту Господню.

Один раз - во время Страстной Седмицы, когда, читая Евангелия Страстей, мы видим, как возвышается перед нами святое Распятие, Крест, на котором умер Господь с тем, чтобы мы получили новую жизнь.

Второй раз празднуем мы день Воздвижения Креста Господня, когда мы вспоминаем о том, как Крест был найден и как люди, впервые после свыше трех столетий, могли видеть тот Крест, на котором умер Господь, прикоснуться ему, как святыне, облобызать его с трепетом и любовью.

Празднуем мы также и происхождение Честных Древ, когда этот же Крест, вернее, небольшая его частица, обносимая в зараженном смертной заразой Константинополе, вернула город к здравию, к жизни, к надежде, и обновила веру в Крест, в милость и любовь Господню.

И сегодня, в середине Поста, поклоняемся мы живоносному Господню Кресту.

Каждый из этих праздников несет на себе печать того времени или того смысла, с которым он совершается.

Мы с ужасом предстоим перед Распятием в Великий Четверг, мы с изумлением и благодарностью, ликующе совершаем Воздвижение и Происхождение Честных Древ.

С каким же чувством приступаем мы сегодня к поклонению Кресту Господню?

Это поклонение совершается на полпути между началом Поста и Страстной седмицей.

О чем говорит нам этот Крест?

Весь этот период времени говорит нам о том, как Божественная благодать, Божественная любовь, Божественная сила может претворить каждого из нас, освятить каждого из нас, каждому дать новую жизнь, вечную жизнь, как это случилось с тысячами и тысячами, миллионами людей до нас, святыми прославленными и святыми нам неизвестными.

Крест говорит нам теперь о безмерной, об изумительной любви Божией. Ведь Бог стал человеком и принял на Себя смерть по любви к нам, чтобы Его смертью мы были спасены от отчаяния греха и от отчаяния смерти.

Он все человеческое взял на Себя, кроме греха, и все понес на хрупких и могучих Своих человеческих плечах. Крест нам говорит о том, что мы Богом так любимы, что Господь готов умереть, только бы мы жили, только бы мы ожили от смерти греховной.

Будучи так любимыми, разве мы не можем в эти дни Поста, весны духовной, действительно радоваться и ликовать?

Мы можем, и поэтому вчера на каноне пелся - не с такою славою, как будет петься в пасхальную ночь, но с тихой, ликующей надеждой - пасхальный канон о Воскресении Господнем.

Это жизнь, это не смерть. Крест нам явлен сейчас как надежда, как уверенность в Божией любви и в Его победе, как уверенность в том, что мы так любимы, что все возможно, что мы можем надеяться на все. Как это дивно: знать, что мы Богу так дороги!

Но Крест нам говорит собой и евангельским чтением и о другом. Он говорит, что для того, чтобы жить этой жизнью, этой жизнью новой, этой жизнью вечной, Божией собственной жизнью, надо все пересмотреть.

В Евангелии есть слова, обращенные Христом к нам: "Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, да возьмет крест свой, и да грядет по Мне".

Если кто хочет идти за Мной в вечность, в торжество жизни, в царство любви, он должен последовать за Мной уже теперь, на земле.

А последовать за Христом, это значит вступить в новую жизнь, в жизнь, где Бог и мой ближний мне дороже собственной жизни, дороже себя самого.

Начинается это с того, что, поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я действительно от себя могу отвернуться, себя отвергнуть, отбросить, сказав себе: сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более прекрасные, чем я сам.

И сказав это, мы берем на себя постепенное умирание, постепенное отвержение себя. Отречение от себя значит, в последнем итоге, научиться любить, а любить, это значит себя забыть до конца, не существовать для себя.

Это и значит умереть для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой бездонна.

А крест, который мы должны нести, это любовь, забота о ближнем, тревога о нем, озабоченность о том, чтобы и в его жизни совершилась Божия воля, т.е. чтобы к нему тоже пришла вечная жизнь, вечная радость, ликование и торжество.

И еще об одном говорит нам Крест: о том, что все земные, обычные наши, привычные оценки ложны.

Во вчерашней службе читался отрывок, молитва, где говорится о том, что Христос был распят между двумя разбойниками.

Вы помните, как один из разбойников Его поносил, а другой, глядя на Его умирание, зная, кто умирает, т.е. невинный человек, как он Его тогда видел, обратился к Нему с мольбой о спасении.

Первый, видя, как человеческая неправда засудила на смерть невинного, отверг всякий человеческий суд, всякую ложную человеческую справедливость, и возмутился духом, взбунтовался до конца, и стал хулить и Самого Бога, Который такую неправду может допустить.

А другой, видя, что и Невинный погибает, понял, что он осужден справедливо, что если и невинный может погибнуть, то конечно, виновному достоит наказание и смерть.

И он обратился к этому Невинному, и молил его о милости и спасении; и это спасение, эту милость Бог ему обещал - и даровал.

Действительно, поистине, кающийся разбойник в тот же день оказался со своим Спасителем в раю.

Вот о чем нам говорит Крест, вот почему мы можем сегодня поклоняться этому Кресту на полпути к Пасхе не с израненной душой, не с ужасом, а с такой светлой надеждой.

Но, вместе с этим, почему мы должны последние недели Поста провести вдумчиво, пересмотреть жизнь еще раз, новый суд произнести над всеми ценностями нашими, над всеми наши оценками, и вступить в евангельский путь.

Чтобы, когда мы станем в Страстные дни перед ужасом крестных Страстей, мы могли вместе со Христом пройти этот путь, а не быть только зрителями, охваченными ужасом, и могли быть с Ним в ликовании победы и в ужасе поклонения такой непостижимой Божественной любви. Аминь!


Источник: http://www.pravmir.ru/article_933.html




Поучения Оптинских старцев.



Послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства

(прп.Макарий)

Не следует добиваться человеческой правды. ищи только правды Божьей (прп.Никон)


"Не нужно ворожиться, а лучше на волю Божью положиться". К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию

(прп.Амвросий)


Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни своей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это - единственный свет жизни нашей.

(прп.Никон)


Когда не имеете время много на молитву, довольствуйтесь тем, сколько имеете, а Бог примет ваше произволение; помните, что мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайтесь давать цену своей молитве: это дело Божие. а не наше.

(прп.Макарий)



Всеблагий Господь ничего от нас не требует, как только одного искреннего покояния, и через оное вводит покаявшихся в Царствие Свое Небесное и вечное, по сказанному в Евагелии: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф.3:2).

(прп.Амвросий)


Бывают времена горьки, тяжки и томны. Без этого нельзя обойтись. На чувственной войне многие бывают ранены и претерпевают болезни, кольми паче на сей духовной брани многи раны приемлем от духов злобы, а паче когда вознадеемся на свои силы и разум, то и побеждаемся, пока смиримся, познавши свою немощь.

(преп.Макарий)


Стоя в храме, не надобно исчислять свои недостатки и тем ум отвлекать от внимания чтения и пения. а просто считать себя грешною за все свои греховности и за рассеяние помыслов, сего и довольно.

(преп.Макарий)


Тщеславие игордость хотя и одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы так же любит.

(прп.Амвросий)


Для горделивых укорение - нож острый, а для смиренных - находка богатая.

(преп.Антоний)


А что томно бывает, то рассмотри совесть: нет ли какого нераскаянного грешка?

(преп. Анатолий)


Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

(прп.Амвросий)


Все терпи - будешь мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться - мир потеряешь. а с ним и спасение.

(прп.Анатолий)


Смех изгоняет страх Божий.

(преп.Амвросий)


Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно. с великим благоговением. Будем любить церковь и будем к ней усердны, она нам отрада и утешение в скорбях и радостях.

(преп.Иларион)


Да разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божии:Вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечитыя". Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, ане платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики

(прп.Анатолий)


Дарований никаких не ищи. а лучше старайся усвоить матерь дарований-смирение, -это прочнее

(прп.Амвросий)


Не верь тем слезам, кои текут прежде. нежели ты от всех грехов совершенно себя очистил.

(преп.Макарий)


Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств- все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства, перед нами множество шкатулок, а ключей нет. Были такие люди, которым открывалось это ....

(преп.Ваврсонофий)


Молитесь Матери Божьей. Она будет ходатайствовать за вас и в этой жизни, а по смерти поможет пройти мытарства и достигнуть Царствия Небесного.

(преп.Варсонофий)


Не прилагайте сердца к суете мирской. Особенно в во время молитвы оставляйте все помыслы о житейском. После молитвы, чтобы сохранить молитвенное, умиленное настроение души, необходимо молчание. Иногда даже простое, по-видимому, даже незначительное слово может нарушить и спугнуть, как птичку, из души нашей умиление.

(преп.Никон)


.Молитву Иисусову всеми силами старайся держать - она вся наша жизнь, вся краса, все утешение, что вначале она трудна - это всем известно, но после зато неоцененна, всерадостна, вселюбезна

( прп. Анатолий)


Лучше всегда каяться и смиряться, нежели отчаиваться; покоянием и смирением привлечете на себя благодать Божию и помощь Его.

(преп.Макарий)


Ошибаются ожидающие и ищущие удобств и спокойствия жизни, для спасения, необходимы скорби, лишения, трудности. Если жизнь так переменчива. скоропреходяща, зачем к ней прилепляться

( преп.Никон)


Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит через очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу; так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения Евангельских заповедей.

(преп. Амвросий)


Если скажешь про брата или сестру что-либо дурное, даже если это будет правда, то своей душе нанесешь неисцельную рану. Передавать о погрешностях другого можно только в том случае, когда в сердце твоем единственное намерение - польза души согрешившего.

(преп.Никон)


Не много таких людей, которые терпят скорби и гонения за одну благочестивую жизнь, по сказанному апостолом: «Все, хотящие благочестно жити, гоними будут» (2 Тим. 3:12). Все же остальные терпят скорби и болезни для очищения прежних грехов или для смирения горделивого мудрования и для получения спасения.

(прп.Амвросий)


Во всяком неприятном, скорбном случае или обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других, – что мы не умели поступить как следует и от этого вышла такая неприятность и скорбь, которой достойны мы попущением Божиим за наше нерадение, за наше возношение и за грехи прежние и новые.

(прп.Амвросий)


Благочестиво живущему человеку, ежели он не имеет скорбей, считается год за день, а если благочестивый человек переносит большие скорби, тогда вменяется ему день за год.

(прп.Амвросий)


Со спорливым характером едва ли можно ожидать, чтобы был толк. В духовной жизни нет ничего хуже и вреднее спорливости. На время она иногда и притаивается, а после опять обнаруживается в прежней силе.

(преп.Амвросий)

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Александр Борисович Калаушин »» | 22.03.2012 11:31
  
0
Первое сообщение принимаю полностью,но с добавлением от себя,грешного и временами очень грешного. Не сам придумал,а спросил у духовника о том всегда ли надо бежать к к священнику при совершении греха.Раньше я бегал при первой же возможности,т.к.сильно боялся Бога,боялся Его наказания.И после покаяния страх пропадал.Теперь,поговорив с духовником,так не поступаю.Что,например,делать,если нет священника,нет храма поблизости? Ведь молитвы составлены так,что мы каемся всегда,читая молитвы в любом месте Земли:и где нет храма,и где есть.И,если каемся искренне,то Господь нас слышит.И второе: у меня пропал страх Божий.Я перестал бояться своего любящего меня Отца.Да будет воля твоя,Господи! Простит,так простит.Накажет,так накажет. Прочитав Митрополита Иоанна Максимовича,я стал,узнавая волю Господа,выполнять её по большому счёту.В храме я служу сторожем и бываю там часто и сутками и исповедуюсь у священника в экстремальных случаях и перед причастием.
По второму сообщению есть одно замечание,если можно так сказать.
(((((((Начинается это с того, что, поняв драгоценность Бога и драгоценность моего ближнего, я действительно от себя могу отвернуться, себя отвергнуть, отбросить, сказав себе: сойди с моего пути, не о тебе моя забота, есть вещи более святые, более прекрасные, чем я сам.

И сказав это, мы берем на себя постепенное умирание, постепенное отвержение себя. Отречение от себя значит, в последнем итоге, научиться любить, а любить, это значит себя забыть до конца, не существовать для себя.

Это и значит умереть для того, чтобы жить уже иной жизнью, которой границ нет, глубина которой бездонна.)))) Ведь мы все,и Митрополит Сурожский,созданы по образу и подобию Бога.Как же можно отрекаться от образа,по которому мы созданы? Это кощунственно,но-это отречение от Бога. Умереть? Но ты не выполнил своего земного предназначения! Тебе что сказано было Отцом? Забыл или в порыве ревности не по разуму решил умереть,чтобы жить там...Рано! Надо здесь,на Земле,потрудиться и покаяться и, испрося помощи Божией,исправиться и более не грешить. Может,и скорее всего ,я неправильно понял слова Антония Сурожского и тогда да простит он меня. Но,что сказал,то я сказал.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites