Изображение козней антихриста и указание кого он прельстит.


ИЗОБРАЖЕНИЕ КОЗНЕЙ АНТИХРИСТА И УКАЗАНИЕ КОГО ОН ПРЕЛЬСТИТ.

Толкование св. Феофана Затворника Второго послания апостола Павла к Солунянам
«Тайна беззакония уже в действии...»

«Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2, 7).

Грех действовал уже в роде человеческом со времени преступления Адамова, и хотя он не совсем понятен и в своем происхождении и, особенно, в силе обольщения людей, но все уже испытали его и узнали, сколь великое он есть зло.

Посему надо полагать, что под словом «тайна беззакония», апостол дает понять нечто особенное.

Есть у сатаны свои глубины (Откр. 2, 24), свои скрытные замыслы и планы, все в духе сатанинском.

Пагубные действия его видны, а дальние его цели скрытны. Апостол как бы намекает: к чему доселе стремился сатана — видно было, обнаружилось уже. Что же теперь он замыслил, еще не видно.

Тайна в том, что замыслы его еще не открылись. Прежде он действовал так, теперь начал иначе, а как? Еще не видно.

Иначе же он начал действовать, потому что и Бог иначе воздействовал на род человеческий в Господе Иисусе Христе. До пришествия Христова он приноровился уже, как сбивать с пути людей, а теперь, видя, как отовсюду теснит его крест Христов, только начал свои противукозненности.

Если возьмем во внимание тайну благочестия, о которой говорит тот же апостол в другом месте, то по противоположности можем понять, и в чем тайна беззакония.

Тайна благочестия в воплощении Бога: «Бог явился во плоти», — то, что Иисус, глаголемый Христос, есть Бог Слово, принявший на Себя человеческое естество. Тайна беззакония, придуманная сатаной, будет ухищрение сатаны подрывать и извращать эту веру.

Для этого язычников держал он в их прелестях перед лицом христианства, представляя им Христа с самой уничиженной стороны, как распятого на кресте.

В сказаниях о мучениках это и было всегда первым возражением против веры и обличением верующих со стороны языческого разума.

А в тех, которые, видя во Христе не простого человека, обращались к Нему, он всячески покушался затмить и извратить тайну воплощения в Нем Бога Слова. Это и начал уже он производить в христианах иудействующих, в евионеях, докетах.

И после не остановился, но во всяком веке новую выдумывал кознь на прельщение верующих и ослабление, или извращения в них веры в Боговоплощение.

В настоящее время, на западе, бездна христоборцев, и все они как ни разны в частных воззрениях, сходятся в одном, — в неверии в воплощение Бога Слова во Христе Иисусе.

Это-то зло будет расти, и Сын Человеческий пришедши едва ли обрящет веру на земле. Вот какая тайна тогда откроется и придет в явь!..

Тайна беззакония, конечно, предполагает нравственное развращение, и его преобладание в последнее время представляется в Апокалипсисе под видом жены любодейцы великой, у которой на лбу надпись: тайна (Откр. 17, 5); но нравственная испорченность у христиан — снаружи, а внутри — неверие в Господа.

Порчей нравственной они приводятся к неверию; когда же неверие возобладает сердцем, тогда разлив безнравственности уже не имеет пределов.

Неверие есть движущая скрытная сила беззакония, тайна, в нем кроющаяся.

Так понимают тайну беззакония древние наши церковные толковники. Блаженный Феодорит пишет: «Думаю, что апостол означил сим породившиеся ереси; потому что ими дьявол доводит многих до отступления от истины.

Наименовал же их тайной беззакония, потому что в них сокрыта сеть беззакония. Потому-то и пришествие антихриста апостол назвал выше открытием. Ибо что всегда приготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и явно».

То же говорит и св. Дамаскин: «Тайной беззакония называет апостол учения еретиков и ложные их догматы. Ибо они предшествуют ему, пролагая ему путь и подготовляя время прельщения.

Ереси же изошли в мир от времен Апостольских. Подобное говорит и Иоанн Евангелист: как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, разумея еретиков».

Слова «тайна беззакония уже в действии» указывают, что кознь сатаны уже в действии, уже явились антихристы предшественники. Апостол хочет этим подать мысль: мог бы явиться и главный антихрист, но есть некто удерживающий его.

Кто?

Бог и Господь наш Иисус Христос.

Его воплощение еще не совершило своего дела. Спасительная сила Его начала только действовать со времени сошествия Св. Духа. Надо дать ей время всюду проникнуть и оживотворить всех способных принять животворное ее действие.

Когда она совершит свое дело, тогда и тому сыну погибели позволено будет выступить. Моменты сии сокрыты в советах Божьего промышления. Можно потому говорить, что эти-то советы Божьи и определения и удерживают явление антихриста.

Прежде сказал: «не допускает», здесь говорит: «не совершится», но подразумевает же одно и то же, только с двух сторон: там определение Божье, а здесь — Самого Бога и Господа, приводящего в исполнение Свое определение.

Слова: «пока не будет взят от среды», не означают: уничтожится, перестанет быть, а значат: «устранится, сойдет со сцены, прекратит свою сдерживающую деятельность».

Ныне — не во время только апостола, а во все время, «доколе можно говорить: «ныне».

Экумений пишет: «Итак, когда настанет предел Божьего определения, — и удерживающее ныне определение явится исполненным, тогда уже без всякой задержки откроется беззаконник». То же и Феофилакт: «Когда исполнится Божье определение, удерживающее ныне явление антихриста, и настанет определенное ему время, тогда он и откроется».

«И тогда откроется беззаконник...»

«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 8).

И тогда, т. е. когда, не станет удерживающего или он отстранится, сойдет со среды, явится, выступит на среду, родится и начнет действовать, беззаконник, никакого закона знать не хотящий, и действующие только по внушению губителя рода человеческого, в угоду своему развратному, злому и гордому нраву; он явится, как всемирный владыка, которому все поклонятся, как означено выше.

Как антихрист будет иметь успех? Посредством ложных знамений и обмана. Как ему поверят? Поверят лжи потому, что в самих нет истины и искреннего к ней отношения.

Что из этого будет?

Все, неверы и неправые примут суд, будут осуждены и наказаны, пойдут на пагубу. Вывод отсюда: радуйтесь, что приняли вы истину и содержите ее. Это одно избавит вас от козней антихриста, от увлечения вслед его, и от пагубных последствий того. Под Христом Господом вы в безопасном пристанище. Только держитесь.

«Того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения» (2 Фес. 2, 9-10).

Таков будет антихрист! Он явится во всеоружии ложных знамений и всякого обмана, в льстивых речах, выдуманных сказаниях, в хитрых сопоставлениях лиц и вещей.
Речь не о самом пришествии, а о том, каково оно будет.

Дело решенное — быть его пришествию таким, как оно здесь изображается. Так судил и соизволил всеправящий Бог.

«По действию сатаны» не пришествие его будет; ибо он явится на свет по общему закону происхождения людей, а вооружение его знамениями. Он будет действовать силой сатаны.

И в Апокалипсисе говорится, что змий (древний) даст ему силу свою и власть великую. Сатана на него направит всю силу свою, ибо конец и ему самому.

«Со всякою силою и знамениями и чудесами ложными»

Все это одно и то же — призрачные изумляющие дивности. Он будет подражать Господу и св. апостолам; только у них было все истинно и в видах истины, а у того все будет призрачно и ложно, и в видах лжи, чтобы дать ей ход.

В Апокалипсисе примерно обозначаются некоторые из этих дивностей: огонь низводит с неба на землю перед людьми, сделает икону звериную и даст ей дух, так что она говорить станет, и подобное.

Но все то будут магические дивности и фокусы. Св. Златоуст пишет: «Он обнаружит великую силу, но в этом ничего не будет истинного. В чудесах ложных, говорит, или обманчивых (кажущихся), или вводящих в обман.

Цель всего будет составлять обольщение. Апостол предрек это, чтоб не прельстились (имеющие жить) тогда».

Феодорит прибавляет: «Чудеса будут не истинные, а такие чудеса производят и обманывающие проворством рук, потому что показывают за золото, что вовсе не золото, и делают что-либо иное, что вскоре и обличается».

Экумений несколько определеннее: «Ложны знамения будут и потому, что он будет показывать их призрачно и глаза отводить, или потому, что через них он будет вводить в ложь, — так будет представлять вещи, что может прельстить и верующих».

«Со всяким неправедным обольщением погибающих»

Это другой вид его приемов — обманывание, завлечение в обман речами и разными уловками и хитростями. Пустит в ход всякого рода обольщения и словом и делом, — обольщение неправедное, одно выставляя, когда другое есть на деле.

Дивностями он произведет обаяние, а этими льстивостями расположит поверить лжи и отстать от истины. Он придет без шума, по пророку Даниилу, и лестью овладеет царством.

Как ни велики и ни разнообразны будут усилия и приемы антихриста к тому, чтобы прельщать и увлекать в свою ложь, успех он будет иметь, однако же, только в кругу тех, которые одного с ним духа, т. е. отпали от Бога и Господа, сердцем презирают Его заповеди, и, ведая, что путь их ведет в пагубу, не сходят с него, предавшись участи своей в нечаянии.

Как сам он — сын погибели, то и привлечь к себе успеет только погибающих. И погибающие эти погибнут не по определению Божьему, а потому, что возлюбили пагубный образ жизни и нрав.

Бог все употребляет к образумлению и обращению грешников, и когда уже ничем их взять нельзя, и не предвидится, чтобы можно было, тогда предает их в руки произволения своего.

И всякий в жизни своей встречает людей, которым что ни говори, они все свое, как остолбенелые и окаменелые. Во время проповеди своей св. апостолы повсюду встречали таких, и засвидетельствовали устами св. Павла, что слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.

«Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь.

Во время же антихриста, его юродство будет казаться погибающим мудростью, и его пагубное зловоние — благоуханием. Тут будет то же, что при холерных поветриях, которые захватывают только тех, у которых есть к ним предрасположение.

«За то, что они не приняли любви истины для своего спасения»

Вот почему они суть погибающие! Потому, что не приняли спасительной истины. Бог видел, что люди гибнут ниспадши в бездну греха и в пагубные узы рабства страстям и сеятелю их, дьяволу.

Для того послал Сына Своего Единородного, чтоб проложить им путь исходный, и указать его в вере в Него и в благодати, приемлемой по вере. Весть об этом всюду разнесли св. апостолы.

Принимавшие поступали в число спасаемых, не принимавшие — оставались в пагубе. Таковы они во время апостолов, таковы после их доселе, такими окажутся и в последние дни.

Всю эту массу видит Апостольское богопросвещенное око ума и дает им надпись: погибающие. У Солунян пред лицом были эти погибающие неверия ради.

Апостол говорит как бы: вот в этой области не принявших нашего спасительного слова он будет иметь успех, а не среди вас, уверовавших, и подобно вам имеющих уверовать.

Достойно замечания, что апостол словом своим обнимает не только тех, которые не приняли истины христианской, как бы слушать ее не хотели; но и тех, которые слышали ее, поняли, в чем дело, и не приняли ее, и даже тех, которые приняли умом, но не полюбили ее сердцем; обнимает не только неверов-нехристиан, но и христиан по имени, а не в сердце, которые равнодушны к исповедуемой ими вере и не ревнуют о том, чтоб быть послушными требованиям ее, стать тем, чем именуются, индифферентны к ней.

Ибо говорит: не приняли любви истины, не полюбили истины, нет ее у них на сердце, хоть и видят ее. Истину видят, а сердце держат на стороне, противной истине. Потому сами в себе суть ложь, и будучи таковы, полюбят ложь.

Существенная спасительная истина есть та, что Бог послал в мир Сына Своего Спасителя миру. Св. отцы потому слова: не приняли любви истины, толкуют так: не приняли Христа Господа.

Ибо Он есть и любовь беспредельная, и истина всесовершенная. Св. Златоуст пишет: «Любовью истины он называет Христа. Ибо Христос был и то и другое, и приходил ради того и другого по любви к нам и чтоб открыть истинное значение всего». То же Феодорит и все другие. Но это одно и то же.

Ибо надобно не только принять Евангелие, но и сочетаться с Господом, или в этом сочетании и состоит надлежащее принятие Евангельской истины. Только тот и извлекается из массы погибающих, кто прилепляется к Господу Иисусу Христу, становится един дух с Ним, прививается к Нему, как к единой истинной живой лозе.

«Пошлет им Бог действие заблуждения...»

«И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фес. 2, 11). Это страшное нравственное наказание Божье! Пошлет, — не так, что нарочно пошлет не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое.

Злой дух лести и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть еще такие, которые подают надежду обращения, еще не совсем предались ложным путям, еще думают иногда отстать ото лжи и стать на стороне истины — не пускает, чтобы не потерпели они от него насилия внутри; ибо он может колебать и твердых, а не только этих слабых.

Когда же наконец они совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтобы отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа лести, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдет в сердце их и там начнет оказывать действо лести, влечь ко лжи, — и привлечет.

Они воспримут ложь всем сердцем, и затем обнаружат ее и вовне, пристанут видимо к антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри.

Св. Златоуст пишет: «для чего, скажешь ты, Бог попустит быть всему этому?

Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит апостол: (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы». Феодорит прибавляет: «сие же: поедет им Бог действо лести, сказано апостолом вместо — попустит явиться лести, чтоб оказались любители лукавства.

Ибо не пошлет лесть сию Бог, но истребит ее словом уст Своих».

Экумений: послет — не так принимай, чтоб Бог послал, но так выражает обычно апостолу попущение от Бога».

Феофилакт: «Пошлет — вместо попустить ему прийти. Смотри, сначала они отвергли истину; и тогда оставил их Бог, и ложь овладела ими».

«Да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (2 Фес. 2, 12).

Да будут осуждены — праведно подвергнутся осуждению. Попустит Бог — раскроет их злой нравственно-религиозный строй, и они созреют для суда. Ложь самообличительна; и следующие лжи сами себя обличают.

Безответны они будут на суде, потому самому, что поверили очевидно пагубной лжи и не поверили очевидно спасительной истине. Все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

С греческого — все эти, неверовавшие и прочие, которые не приняли в сердце с живой верой Евангельской истины, и жизни своей, своих чувств и расположений не установили по ее требованию, а, напротив, лежали сердцем своим, благоволили ко всякой неправде и к неправым мудрованиям и к неправым нравам, находили удовольствие пребывать и погрязать в этих неправостях.

Очевиднейшим же обличением их будет то, что они поверят антихристу. Св. Златоуст пишет: «заграждены будут уста тех, которые осуждены на погибель.

Каким образом?

Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел; но он придет с той целью, чтобы изобличить их.

Для того, чтобы они тогда не сказали, что так как Христос (видимо, человек) назвал себя Богом, то по этой именно причине мы и не уверовали в Него; потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили: этот их предлог (к оправданию) отымет у них антихрист.

Ибо когда он придет, и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, — тогда заградятся уста их.

Ибо если ты не веруешь Христу, то тем более ты не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцом, а сей последний (будет говорить) совсем другое.

Посему-то Христос и говорит: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5, 43). Но мы, скажут, видели знамения? — И от Христа совершено было много великих чудес; поэтому скорее следовало уверовать в Него.

Кроме того, об антихристе много было предсказано: что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его (с помпой будет) по действу сатанину; тогда как, напротив, о Христе, — что Он есть Спаситель и принесет бесчисленные блага».

святит. Феофан Затворник, «Толкование Второго послания святого апостола Павла к Солунянам» (печатается в сокращении)


Архив

Как придет антихрист, теперь вы знаете, а вот как придет Спаситель.


СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

О втором пришествии Христовом
"Приидет Сын Человеческий во славе Своей" (Матф.25:31).

Возлюбленные братия!

Недавно мы созерцали Господа нашего Иисуса Христа родившимся в вертепе, обвитым пеленами, положенным в яслях, принявшим на Себя вместе с человечеством все немощи человеческие, кроме греха; недавно мы созерцали Его, гонимого Иродом, бежащего от меча убийц в Египет, возвращающегося в Иудею, недерзающего остановиться в ней, помещающегося на жительство в Назарет, бедном и малозначащем городе не славной Галилеи, приемлющего крещение наравне с нуждающимися в крещении, проповедующего покаяние и наступление Царства небесного.

Созерцали мы это недавно и готовимся к новому созерцанию, к новому, самому поразительному зрелищу.

Чтобы соделаться по возможности человеческой достойными этого зрелища, мы намереваемся заняться предочищением своих духовных очей – ума и сердца – подвигом поста.

Мы намереваемся утончить при посредстве постного подвига самую плоть нашу, чтобы эта завеса, которою занавешено духовное естество наше, не была излишне густа и непроницаема, не воспрепятствовала нам воззреть с должною чистотою, верою и умилением на распятого за нас Спасителя нашего, разрушившего на кресте стоявшую посреди преграду между нами и Богом (Ефес.2:14).

И еще ожидает нас страшное зрелище, событие самое грозное: второе пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа.

Первое пришествие мы можем созерцать в благочестивом воспоминании, второе представлено нашему воображению Словом Божиим в чертах самых живописных и сильных.

Эта живопись может спасительно потрясти наши души страхом Божиим, возбудить нас от глубокого нерадения о нашей вечной участи, как бы от сна непробудного, которым усыпила нас плотская жизнь наша. "Придет Сын Человеческий во славе Своей" (Матф.25:31).

Преисполнено глубокого постоянного смирения первое пришествие Господа нашего на землю и пребывание Его на ней. Все, уважаемое и высокоценимое миром, было оставлено Господом без внимания.

Не благоволил Он явиться в блеске и громе земной славы; не благоволил Он явиться окруженным пышностью и великолепием; не благоволил явиться среди шума празднеств и ликований.

Он пришел на землю, как в страну, в которую изгнаны преступники Божией заповеди; Он пребывал и действовал на ней, как в стране горестей, куда низвергнуты из высокого рая преступившие в раю Божию заповедь; Он пребывал и действовал на ней, как Искупитель погибших, делаясь участником всех бедствий, постигших преступное человечество.

И был Он как бы одним из нищих, попираемых человеками. И был Он странником, не имевшим где главу подклонить. И был Он гоним, осыпаем бесчестиями; и постоянно воздавал Он добром за зло: "Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Лук.9:56).

И окончил Он земное странствование Свое смертью мучительною и позорною, смертью уголовных преступников, смертью рабов, для которых и в самом образе смерти не было общего права с гражданами мира.

Таково было первое пришествие на землю Сына Божия. Будет в свое время и второе пришествие Его к нам: "придет Сын Человеческий" который вместе и Сын Божий, "во славе Своей".

Первое пришествие Его было пришествием Искупителя, подчинившегося всем немощам человеческим, подъявшего их на Себя для уничтожения их Собою; второе пришествие будет пришествием Судии для принятия отчета от человечества в поведении человечества относительно дарованного ему Богом божественного искупления.

"Придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним: и соберутся пред Ним все народы" (Мф.25:31-32).

При получении известия о предстоящем пришествии какого-либо земного начальника и судии, мы принимаем все меры, чтобы привести дела наши в должный порядок и заслужить одобрение: тем более должен нас озабочивать суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас.

Судия – страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не сокрыты от Него.

Оправдания не имеют места на суде Его: «не оправдается» пред Ним не только умерщвленный грехом, но и «всякий живущий» жизнью праведности (Пс.142:2). Ты «победишь», вопиет уже навстречу грядущему Судии вдохновенный Свыше Пророк, «когда, Ты будешь судить!» (Пс.50:6).

Обымет трепет всех человеков, когда они встанут пред лицо Судии, обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоящих им мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить вселенную.

Они воскликнут горам и утесам: "падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?" (Апок.6:16).

Они вострепещут и восславословят, хотя и поздно. Когда Творец прикрыл неприступную и невыносимую славу Свою покровом смирения: тогда только тварь могла свободно владеть мыслями и чувствованиями, свободно произносить слово и свободно располагать действиями.

Когда же Творец явится в славе Своей – свобода твари иссякнет пред величием славы Его, подобно тому, как эта свобода при каких-либо особенных обстоятельствах, оставаясь принадлежностью нашею, как бы уничтожается насилием обстоятельств.

Самые ожесточенные враги Господа, самый Синедрион, распявший Его и поклявшийся в ненависти к нему, воскликнет навстречу Судии славословием, что и Господь предрек ему: "Узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных" (Матф.26:64).

"Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядущий во имя Господне!" (Матф.23:39).

Вострепещут праведники от безмерной славы явившегося Судии, они воззрят на свои правды, и эти правды представятся им при свете Высшей Правды ветхими рубищами нищих: в правдах своих они не увидят залога к помилованию своему, – будут ожидать помилования от одной бесконечной Божией милости.

Самые Ангелы Божии придут в смятение и страх от открывшегося в величии Своем Бога (Лук.21:27), "Который весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца" (Иоан.5:23). Бесчувственная вещественная природа не выдержит взора Сына Божия: небо совьётся как свиток, всякая гора и всякий остров двинутся с мест своих (Апок.6:14).

На суде Христовом потребуется в оправдание милость, как деятельное выражение любви, и заслужит помилование одна милость, как опытное доказательство любви.

«Милости хочу, а не жертвы» (Матф.9:13), возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия.

Милость доставит оправдание возлюбившим ее, а отвергших ее предаст осуждению. Она с дерзновением предстанет пред Господом, и приведет пред Него всех питомцев своих.

Она приведет тех, которые совершали ее вещественно, которые насыщали алчущую братию, принимали в домы странников, одевали нагих, посещали болящих и заключенных в темнице. Приведет милость пред Христа тех, которые творили ее сокровенно в душах своих и миловали ближнего, охраняясь осуждать ближнего при его преткновениях, прощая ему оскорбления и обиды, воздавая ему за клятву благословением и за злодеяние благотворением.

Приведет милость пред Христа пастырей церковных, которые преподавали братии своей нетленную пищу – Слово Божие, которые обнаженных грехом одевали в ризы добродетелей, доставляли духовное врачевство болящим душами, и долготерпеливо посещали назиданиями своими заключенных в темницах неверия или мрачного заблуждения.

Приведет милость пред Христа смиренных иноков, которые стяжали таинственное и существенное познание живущего в себе Христа, взалкались блаженною алчбою евангельской правды, потщились облечь себя в преподобие и святыню, очистились от самых утонченных недугов человечества – житейских пристрастий, и тем достигли евангельской свободы.

Приведет милость пред Христа и тех, которые возмогли оказать милость лишь самим себе, посетив себя рассматриванием себя и освободив себя от нищеты, от болезни, от темницы греховной покаянием.

Покаяние для ожесточенного сердца – невозможно: надо, чтобы сердце смягчилось, исполнилось соболезнования и милости к своему бедственному состоянию греховности.

Когда обымется и преисполнится сердце милостию: тогда только оно делается способным к покаянию; тогда только, покинув осуждение ближних, оно может обратиться к самовоззрению, а, спасительно осудив себя, приложить к язвам своим врачевство покаяния.

Христос искупил всех человеков и каждого человека Собою. Человек, который окажется способным только для милости к самому себе, и сотворит эту милость, напитав Словом Божиим голодную душу свою, напоив ее ощущениями, исходящими из Святого Духа, отвлекши от гибельного странствования по различным видам греха, введши в дом благочестия и добродетели, одеяв ее добрыми делами, исцелив прежние согрешения исповеданием их и противоположною им деятельностию, изведши себя из темницы плотского мудрования и состояния в разум и состояние духовные – признан будет соделавшим все это Самому Господу Иисусу Христу.

Всех делателей своих милость приведет пред Христа и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство.

"Приидите, скажет Он им, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Матф.25:34-36,40).

Неизвестны день и час, в которые Сын Божий прекратит жизнь мира пришествием на суд; неизвестен день и час, в которые по повелению Сына Божия прекратится земная жизнь каждого из нас, и мы будем призваны к разлучению с телом, к отданию отчета в земной жизни, к тому частному суду, прежде общего суда, который ожидает человека после его смерти.

Возлюбленные братия!

Будем бодрствовать и приготовляться к Страшному суду, ожидающему нас на гранях вечности для невозвратного решения нашей участи навеки.

Будем приготовляться, запасаясь всеми добродетелями, особенно милостию, которая заключает в себе и увенчивает собою все добродетели, так как любовь – побудительная причина милости – есть "совокупность" христианского "совершенства" (Кол.3:14).

Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными! (Матф.5:44,48; Лук.6:32,36).

"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Матф.5:7); "суд без милости не оказавшему милости" (Иак.2:13). Аминь.

(Свт.Игнатий Брянчанинов, т.4, Поучение в неделю мясопустную, «О втором пришествии Христовом»).

Архив

Прошу вас помянуть в Ваших молитвах раба Божия Сергия.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites