О православных НЕверующих .




О православных НЕверующих




Очень много и подробно говорится у нас о чувствах верующих – настало время сказать немного и о другой категории, вполне сравнимой численно с ними.

Ее существование фиксируется любыми социологическими опросами, даже августовский номер «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) привел эти данные.

Оказывается, среди людей, называющих себя православными, лишь небольшая часть регулярно бывает в храме и приступает к таинствам, твердо при этом зная основные положения своей веры (цифры у разных социологов могут различаться, поэтому их не привожу).

Куда больше таких, кто заходит в храм от случая к случаю и в вере нетверд.

Но что самое интересное, есть еще весьма значительная (до трети от всех записавшихся в православие) категория людей: в Бога они не верят, в загробную жизнь тоже, но считают себя православными.

Четверть века назад таких не было вовсе.

Люди могли сказать: «я верующий, но в церковь не хожу» или «Бог у меня в душе».

Но чтобы неверующий и православный?

Нет, конечно, пекли блины на масленицу, красили яйца на Пасху, потому что это красивые народные обычаи.

Выпивали-закусывали на церковные праздники, детей иногда крестили.

Только православными себя не называли.

ЖМП рассматривает эту категорию в терминах «воцерковленности»: дескать, человек приходит в церковь постепенно, сначала он может лишь назваться православным, не имея даже осознанной веры.

Потом он постепенно эту веру обретает, а заодно воцерковляется: учится, как правильно поститься, молиться и какое слушать радио.

Примерно как в школе: первоклассник уже ученик, хотя еще ничего толком не знает.

Однако встает вот какой вопрос…

Число неверующих православных достаточно велико и при этом стабильно, хотя активно воцерковляют их вот уже четверть века буквально по всем каналам, не исключая радио и телевидения.

Ну не могут это быть всё новые первоклассники, тем более, теперь ведь даже малых детей приобщают к вере в семьях, воскресных школах, православных гимназиях…

Почему же многие взрослые так и остаются в первом классе вот уже который год?



Да просто не хотят многие из них воцерковляться.

Им достаточно «прицерковиться»: там, наверху, что-то такое, конечно, есть, и попы что-то особенное умеют, и вообще не по-людски это, если дитя не крещено, а бабушку не отпели.

Русские мы люди или нет, в конце концов, есть же у нас свои святыни!

Ну, и чтобы не болеть, чтобы удача была в делах – тоже помогает.

Недаром крестики и прочие атрибуты так популярны у людей самой рисковой профессии – бандитов.



В этом нет ничего такого уж особо православного, точно так же в любом народе обращаются к традиционным святыням и обрядам.

В последние месяцы мы еще раз убедились, что люди такого склада как раз бывают наиболее агрессивны в «защите поруганных святынь», и это вполне понятно.

Если человек всерьез относится к вере, он следует за Учителем, для него главное – самому жить по вере.

А если кому нужно лишь правильное святилище, в котором квалифицированные профессионалы будут исполнять для него положенные обряды, то он за свои святыни и убить может.

Зато такая паства очень удобна.

Она нетребовательна в главном и послушна во второстепенном, ей легко управлять, она абсолютно предсказуема.

А если она к тому же так удачно совпадает с «ядерным электоратом» правящей партии… можно попробовать на одну эту паству и опереться, а всех остальных, кто задает неудобные вопросы, пригласить на выход.

В истории мировых религий подобное происходило не раз, и среди нынешних православных немало есть сторонников именно такого решения.

Да, в конце концов, разве неверующие могут быть только среди паствы?

Всякий человек со временем меняется, и вот юноша, горевший пламенной верой, мужает, проходит через различные послушания и служения, привыкает подчиняться и повелевать, видеть выгоду и находить компромиссы…

Огонек веры наверняка еще горит в почтенном муже, которым этот юноша стал, но уже не он, а вполне земные расчеты определяют его слова и поступки.

Что поделать, такова жизнь.

И приход вокруг образуется соответственный.

Вера, по слову апостола, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1).

Она начинается с личного отклика на призыв «Брось всё и следуй за Мной», и никаких гарантий, как у Авраама или галилейских рыбаков.

А через какое-то время оглянешься – остались святыни да расписание богослужений, и главное — ничего тут не нарушить и не потревожить и потребовать у всех уважения к себе и своим святыням.

Ничего такого особо ожидаемого, ничего невидимого. Всё учтено, взвешено и измерено.

Еще вера – всегда очень личная.

Это святыни можно почитать примерно одинаково, будь то гвоздь с Голгофы, волос из бороды пророка, зуб Будды или перо Кетцалькоатля.

А вот если ты веришь в Того, Кто был на Голгофе, если ты принес присягу верности не гвоздю и не зубу, а Ему как Царю и Богу (в православном крещении именно так и делают), ты не можешь Его почитать, как Кетцалькоатля – человеческими жертвами.

Придется разбираться, чему учил и к чему призывал именно Он, и как можно последовать Его словам здесь и сейчас, даже если следовать придется на Голгофу.

А это уже совсем не так легко и удобно, как от врагов святыню защищать.

Только, воюя в мире земном по его правилам, много не навоюешь – кому принадлежат «все царства мира и слава их», Иисусу сразу диавол в пустыне показал (Мф 4:8).

Что называется, заранее предупредил.

Победа веры над неверием – это всегда торжество ожидаемого и невидимого, вопреки всем фактам и расчетам.

И, как правило, обращена она внутрь и вглубь, а не во внешний мир.

Видимые плоды тоже обязательно будут, но не сразу, их статистически не измеришь и не похвастаешься ими.

Просто однажды мир вокруг тебя станет немного иным.

Зато этого уже никто не разрушит и не отнимет.

Оглядываясь на происходящее вокруг, я прихожу к такому для себя выводу.

Православные неверующие – люди, у которых нет личной веры, или же эта вера настолько слаба, что не определяет ни слов их, ни поступков, и которые при этом считают себя православными – были, есть и будут, никуда от этого не деться.

Их будет достаточно много, чтобы именно по ним общество делало поспешные выводы о православии, чтобы именно на них опирались политики как на свой электорат.

Уходить из-за них из Церкви – очень глупо, но и подстраиваться под них тоже не стоит.

Воцерковленность и вера – разные понятия, они соотносятся примерно так же, как соблюдение правил приличия и любовь.

Одно не отменяет и не заменяет другого.

Пожалуй, за последние четверть века мы слишком успешно «воцерковляли» всё подряд, и теперь «воцерковленные» политиканство, некомпетентность, агрессия и многое иное, что стало слишком заметно окружающим, рушат репутацию Церкви, куда мы всё это натащили, слегка приукрасив привычными символами и тоненькой позолотой.

И кабы речь шла только о репутации… мы же верим, что решается тут судьба людей в вечности!

Да, мы верим.

Да, вера живет и действует в нас, но как поделиться с другими нашей уверенностью в невидимом, как показать им осуществление ожидаемого?

Не лучше ли объяснить им в сотый раз, что можно вкушать в нынешний пост и какой сегодня праздник?

Уверен, что говорить стоит все же о Боге и людях, и применять к себе самим и к нашим ближним (уж какие есть) то, что написано в одной древней Книге.

Если мы ее, конечно, читали…

Учитель, кстати, не говорил: «воцерковляйтесь», да и вообще не советовал заботиться о видимом и осязаемом.

Он сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).



20 августа, 2012 • Андрей Десницкий


http://www.pravmir.ru/o-pravoslavnyx-neveruyushhix/


http://apologet.spb.ru/ru/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C/67-%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B/1019-o-pravoslavnykh-neveruyushchikh

Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
#1 | Алексей »» | 21.08.2012 10:28
  
0
Если человек будет жить "сам по себе", то вера его в Истину может ослабнуть. Православная и Католическая Церковь нам всем передала то (включая протестантам, лютеранам и Свидетелям), что часто забывают "вспомнить" - веру в нашего Спасителя и Библию. Но положительные вклад в укрепление народа в вере в истину был так же со стороны Свидетелей, лютеран, баптистов и т.д.. Можно сказать, что в дело распространения веры в Истину все конфессии сделали положительный вклад. Вместо того, чтобы отвлекать народ Божий от всякой болтовни, лучше бы организовались и сами занялись просветительской деятельностью православных. Научили бы их евангелию. Сколько я хожу на собрания, не разу пока не услышал из уст священника, что блуд является грехом (я уже не говорю о том, что целоваться и обниматься до брака - тоже является грехом (блудом)). Вот есть так же неплохой сайт по апологетике
http://www.origins.org.ua/group_kat.php?id_kat=33
И кстате, Феофан затворник поощрял подобные начинания - учительство народа Библии. А то, что вы неправильным словцем повыгоняете овец из Дома Божьего указывая на явные недостатки пастырей - не есть хорошо. На них суд Божий - проклятие по Закону - "пастору, который пренебрежет стадом - да будет проклят и меч ему в правый глаз" - приближенно из Библии. Помилуй нас, Господи!
#2 | Алексей »» | 21.08.2012 10:39 | ответ на: #1 ( Алексей ) »»
  
0
Причем важно, чтобы именно своими устами приглашать православных "тогда" и "тогда" прийти на обучение. Хорошо бы при этом добиться благословения от священника. А еще лучше, чтоб сам священник поощрял приходить прихожан на обучение Слову Божьему и апологетике, приводя важные аргументы - ту же статистику. А то, воскресные школы есть - но не все даже "в курсе". Повесить "бумажку" на стене - тоже не достаточно. Лучше раздавать пригласительные прихожанам - такими делами мы больше засвидетельствуем, что это нужно. Я уже не говорю, что можно заниматься просветительством за пределами Церкви (на что тоже следует получить благословение). Свят! Свят! Свят! Бог Саваот!
#3 | Алексей »» | 21.08.2012 10:53 | ответ на: #2 ( Алексей ) »»
  
0
Причем, я думаю, что не следует много времени уделять сектантам - христианам, так как в общественный порядок они сеют только добро а не зло. Так, недовано некие православные объединились и не пускали адвентистов на собрание - столько было потрачено драгоценного времени в пустую! Ведь сейчас столько православных и "православных" нуждаются в том, чтобы им проповедовали и обращали от тьмы бесовского обольщения (блуд, веру во всякую ложь (включая атеизм)) к свету Истины Евангельской, православной! Нужно не тратить времени попусту, но действовать! Помилуй нас, Господи!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites