Убивать на войне – это подвиг?

16
19 августа 2014 в 20:44 67061 просмотр 70 комментариев


Убивать на войне – это подвиг?


Каждый человек, даже ребенок – знает, что защищать свое Отечество, пусть даже ценой убийства врага – это бесспорный подвиг.

Ка Православная Церковь относиться к убийству на войне? В связи с чем Православие считает, что убивать на войне — не греховно, а, наоборот, подвиг?

На данные вопросы отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

─ Заповедь «не убий» дана Господом через пророка Моисея на горе Синай, и впервые была записана в книгах Исход (20:15) и Второзаконие (5:17). Начнем с этих священных текстов. Закон, куда вошла эта заповедь, был установлен во 2-й месяц 2-го года после исхода из Египта. Бог вел еврейский народ в землю Обетованную — Ханаан, который был населен 7-ю народами. У них были свои цари и войска. Хочется спросить автора письма: как исполнить Божественный план, овладеть Обетованной землей и вместе с тем не убить ни одного воина? Господь помогал, но сражения предстояло вести израильтянам: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Вт.20:1).

Значит, надо попытаться понять какое значение вкладывается в Священном Писании в эту заповедь? Какова область ее применения? Если мы ознакомимся с Синайским законодательством, то обратим внимание и на такое установление: «Если [кто] застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не [вменится] ему» (Исх.22:2).

Убийство злоумышленника здесь является как мера защиты дома и живущих в нем от грабителя. Значит, оно допускается? За две главы до этого записано «не убий». Как согласовать? Ясно, что заповедь «не убий» запрещает человеку лишать жизни другого человека, руководствуясь личными мотивами. Никто, кроме Бога, не может дать жизнь человеку и никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Но защита своих граждан от насильников — не личный мотив. Всякую мысль о «противоречии» в Священном Писании надо сразу же отбросить как ложную и крайне опасную: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16). В апостольский век под Писанием понимался только корпус священных ветхозаветных книг. Канон Нового Завета еще не сформировался. Мы не должны подобно гностикам и представителям других еретических сект противопоставлять Ветхий и Новый Завет. К авторитету богодухновенных ветхозаветных книг обращался Спаситель: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Господь наш Иисус Христос не отменил данную через Моисея заповедь «не убий». Когда к Нему подошел богатый юноша, Он напомнил о ней (также как и о других, данных в Законе): «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй» (Мф.19:17–18). Новым явилось то, что Спаситель указал на состояние сердца как внутренний источник этого тяжкого греха (Мк.7:21).

Мы глубоко исказим смысл Нового Завета, если не увидим, что Господь Иисус Христос был непримирим к злу. Он лишь запрещает отвечать злом за зло, уподобляться ему. Этим Спаситель призывает к личному духовному подвигу: «не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39). Сам Спаситель дал нам высочайший пример, принеся Себя в Жертву за наши грехи. Но когда зло укореняется и является опасным для многих, оно не должно оставаться безнаказанным. Что Господь говорит о злых виноградарях?: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Мф.21:40–44). В другой притче Иисус Христос предостерегает злых людей от мысли о безнаказанности: «Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:48–51). Как видим, за злые дела предаст смерти. И у святых апостолов говорится о противостоянии злу силою: «Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:32); «[Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр.10:28–29).

Почему же нельзя воинам посылали иконы? Это не оружие. Святыни хранят верующих от зла духовного и телесного. Как священник знаю немало примеров.

Не хочется ничего упрощать. Необходимость уничтожения зла силой свидетельствует о том трагическом положении, в котором находятся сторонники добра в этом мире, который по слову святого апостола Иоанна Богослова весь «лежит во зле» (1Ин.5:19). Уже в ветхозаветное время пролитие чужой крови (даже на войне при защите избранного народа) делало человека временно нечистым. Господь не благоволил, чтобы Давид построил храм. Незадолго до смерти он сказал Соломону: «сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его» (1Пар.22:7–9). Святитель Василий Великий тем, кто в сражении (имеется ввиду защита христианского отечества) совершил убийство противника, предлагал 3 года воздерживаться от Св. Причастия (13-е правило). Нелегкая, но необходимая обязанность защищать людей. Что говорит об этом Новый Завет?: «[начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4).

Чтобы автору письма помочь освободиться от упрощенного взгляда и недопонимания духовных вопросов, приглашаю его поучаствовать в решении некоторых мучительных проблем. Позволю его спросить. Должно ли государство защищать своих людей (женщин, детей, больных и т. д.), святыни и вообще свою землю от всех желающих напасть и ограбить? Если да, то, как это реально сделать, не побеждая вооруженного агрессора? Нужно ли было защищать нашу страну от нацистов в последнюю войну? Как это сделать, не убивая вооруженных насильников? Можно ли молиться за своих соотечественников, защищающих свою землю? Моральные принципы должны быть не абстрактными и мечтательными, а конкретными и реализуемыми. Иначе мы повредим людям. Бог не дает не исполнимых законов. Давайте испытаем жизненность наших нравственных убеждений. Вот реальная ситуация. Образовалась многочисленная террористическая банда. На переговоры не идет, оружие складывать не хочет. Каждый день десятками гибнут невинные люди (в том числе и дети). Какое вы предлагаете решение, исходя всего того, что Вы сформулировали в своем письме? Наше бездействие (по малодушию или в силу ложно понятых принципов) делает нас косвенными соучастниками происходящих убийств беззащитных людей.

Буквализм в отношении заповедей (без понимания духа и смысла) очень опасен. Приведу пример. «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Этим предписанием Господь дал нам личную норму. Если мы будем абсолютизировать смысл этого стиха, то должны будем отменить всякий закон и суд в обществе. История дает не мало примеров, когда государственная власть бездействовала, и для общества наступал тяжелый и болезненный период всеобщего произвола. Трудно понять, как рождается совершенно нежизненный, утопический морализм. В 19 в. возник анархизм. П.Кропоткин и др. доказывали, что всякая государственная власть является злом, так как проявляет насилие над людьми, принуждая их соблюдать законы и постановления. В книжках их это выглядит порой даже привлекательно. Можно много привести примеров злоупотребления властью. Но почему же анархисты так избирательно и произвольно обращались с фактами истории, обходя те периоды в жизни народов, когда было безвластие. Каким несчастьем это время было для общества! Все мутное, греховное и злобное поднималось на поверхность и чинило насилие. Вспомним Смутное время в России в начале 17 в. Анархисты боролись вместе с другими силами против существующего государства и косвенно содействовали установлению в 1917 г. власти, которая насилием превзошла всех предшествующие и залила страну кровью.

Удивляет ссылка на Л.Толстого. Известно ли автору, за что он был отлучен от Церкви? За то, что отрицал все основные положения христианства: учение о Пресвятой Троице, Боговоплощение, Воскресение, загробную жизнь, будущий Суд. Он отвергал святые Таинства (в том числе и святую Евхаристию). Л.Толстой пытался не «донести до всех, что в Новом Завете», а переделать его, исключив из него чудеса, свидетельства о Божественности Иисуса Христа, все Послания св. апостола Павла и другое. Л.Толстой грубо отзывался о великом апостоле Павле, которого Господь называет «Мой избранный сосуд» (Деян.9:15). Вот, что он сам пишет в Предисловии к собственному варианту Евангелия: «я прошу читателя моего изложения Евангелия помнить то, что, если я не смотрю на Евангелия, как на священные книги, я еще менее смотрю на Евангелия, как на памятники истории религиозной литературы. Я понимаю и богословский, и исторический взгляд на Евангелия, но я смотрю на их иначе, и потому прошу читателя при чтении моего изложения не сбиться ни на церковный лад, ни на привычный в последнее время образованным людям исторический взгляд на Евангелия, которых я не имел. Я смотрю на христианство не как на исключительное божественное откровение, не как на историческое явление, — я смотрю на христианство, как на учение, дающее смысл жизни». Иисус Христос говорит о Божественном происхождении Своего учения: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня» (Ин.7:16). Л.Толстой же не признает Евангелия священными книгами. Разве можно предлагать в пример такого «истолкователя» Нового Завета.

Зло не имеет будущее. Вечным является только добро. В конце времен произойдет последняя великая битва. Господь Иисус Христос, явившись в силе и славе, уничтожит зло: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор.15:25–26).



Самоубийство или геройство? Военная история


Прошло уже 70 лет, как гремела Великая Отечественная Война на бескрайних и мирных просторах русских земель. Многие русские семьи, белорусские, украинские и семьи других народов хранят истории о подвигах своих дедов и прадедов. Истории, по своей сути, одинаковы: солдат, не жалея своей жизни, отважно сражался с противником! Но, есть и такие случаи, когда защитник своего Отечества взрывал себя вместе с фашистами. Быть может кто-то подумает, что это самоубийство, как подумал 70 лет назад А.И. Фарберов, чью боевую историю мы разместили ниже.

Давайте прочтем эту замечательную боевую историю, которая напомнит нам о былых тяжелых днях и пропитает нас тем удивительным духом, который объединил весь тогдашний советский народ…

“… Бой был короткий. Две наши машины сразу запылали. Наш танк обогнул их и, на полном ходу, шел к уже видневшейся за деревьями станции, когда что-то шарахнуло по броне, и вдруг вспыхнул огонь внутри в кабине.

Танк встал. Мы с Толей выволокли самого молодого из нас, Володю, из люка, на землю опустили и отбежали с ним метров на сорок. Смотрим-мертвый. Бывает, что сразу видно… И тут Толя кричит:

─ А где командир?

И верно, нету Юрия… А танк уже горит весь, полыхает. Толя перекрестился, бросил мне:

─ Прикрой! — и побежал назад.


Когда я подбежал к танку, он уже тащил Юрку вниз. Командир был жив, его просто сильно контузило и обожгло. Он почти ничего не видел. Но именно он, услыхав вдруг скрежет, … закричал:

─ Братцы, поезд! Прорывается!

Немецкий состав, груженный снарядами, ехал к линии фронта, чтобы пополнить боезапасы фашистов.

Вдруг Толя вскочил в горящий танк, и на всей быстрой скорости помчался

И, пока мы смотрели на едущий состав, вдруг мы услышали, как взревел и зарокотал наш танк, который на всей скорости помчался к железнодорожной линии.

Им управлял наш Толя!

Немцы, увидев несущийся на них огненный смерч, подняли беспорядочную стрельбу, но остановить Т-34 уже не смогли. Полыхая пламенем, танк на полном ходу врезался в передние вагоны немецкого состава. Помню, как лопнул воздух от адского грохота: это стали один за другим взрываться ящики со снарядами…

В медсанбате Юрка плакал, как мальчишка, и повторял хрипло кашляя..

─ Миша, слушай, а как-же Бог-то? Ему же, Тольке-то, нельзя было себя убивать. Раз он верующий! Что же теперь будет-то?!.

Спустя два года я приехал на Псковщину, в маленький Порхов. Я нашел небольшую церковь. Там бабушку Толи и самого Толю помнили. Тамошний старенький батюшка благословлял его перед уходом на фронт. Этому батюшке я честно, как на духу рассказал всю Толину историю и как он погиб. Батюшка задумался, перекрестился, покачал головой. И по полному чину отпел раба Божия Анатолия, за Отечество и веру православную убиенного. Геройски душу свою положившего за Отечество!”

Конечно, поступок Толи – самый, что ни на есть ─ геройский! И пусть вечно живет Толина самоотверженная любовь к своей Родине в наших сердцах!

Комментарии участника: Марина Маргарита (9)

Всего: 9 комментариеввсе комментарии ( 70 )
  
#23 | Марина Маргарита | 25.08.2014 12:38 | ответ на: #22 ( Марина ) »»
  
0
Вы ездите по зомбированной Украине и общаетесь с зомбированными людьми - клиника. Покатайтесь лучше по Новороссии, если получится.
Как все сектанты - лишены разума. По плодам узнаетесь.
  
#24 | Марина Маргарита | 25.08.2014 12:40 | ответ на: #22 ( Марина ) »»
  
1
Бога не приплетайте к своему беснованию.Это кощунство.
  
#26 | Марина Маргарита | 25.08.2014 13:40 | ответ на: #25 ( Aнна ) »»
  
4
"И рече Пресвятая:
— Сыне и Боже Мой! Наибольших пять болезней Тебе ради претерпела: первая — егда услышала от Симеона Пророка, еже имел еси убиен быти; вторая — егда, ищущи Тебе во Иерусалиме через три дня, Тя не видела есмь; третья — егда Тя поймана и связана от жидов услышала;..."
Афонские монахи телевизор не смотрят,в интернете не сидят, про Киселева не слышали, а вразумляются Духом Святым: всех, кто против Новороссии, предали анафеме. Представителей украинских властей, приехавших за "благословением", на порог не пускают. Сами этнические украинцы Пантелиимонова монастыря их взашей выталкивают.
Вы о каком "христианстве" тут толчете? Есть только одно Истинное Христианство - Православие, а остальное - от лукавого.
Что касается жыдов - это ненавистники Христа, с евреями ассоциации нет. Жыдами могут быть и славяне - достаточно хулить Господа.
Призываете к толерантности к врагам Христовым - участь ваша одна в озере огненном.
  
#27 | Марина Маргарита | 25.08.2014 16:35 | ответ на: #22 ( Марина ) »»
  
0
Марина, ну как нам относиться к вам :
http://maxpark.com/community/13/content/2941361
http://maxpark.com/community/13/content/2941404
  
#28 | Марина Маргарита | 25.08.2014 16:37 | ответ на: #25 ( Aнна ) »»
  
1
Анна,это про то, насколько вы "обработаны" вашими лживыми СМИ :
http://maxpark.com/community/13/content/2941361
http://maxpark.com/community/13/content/2941404
  
#36 | Марина Маргарита | 26.08.2014 10:26 | ответ на: #35 ( Галина ) »»
  
1
Галина, Вы так смешно пугаете нас Божьей Матерью, это что, по-вашему, ведьма, которая творит зло по вашей просьбе? Беснование сплошное.
А Вы действительно считаете Бандеру героем? Он ведь на дне ада за чудовищные сатаниниские злодеяния. К нему и отправитесь.
У власти в Киеве сатанисты, сектанты, хабадники - с хрюканием и воем тащат Руину в преисподнюю. Легализовали церковь сатаны, гей-парады, ложь, убийство людей Донбаса, разрушение церквей, убийства Православных священников. Господь истребит вас как тлю.
Еще хватает наглости поминать Имя Пречистой.
  
#37 | Марина Маргарита | 26.08.2014 10:29 | ответ на: #33 ( Галина ) »»
  
1
Галина, эта лже-история слеплена в ЦРУ для нагнетания русофобии . Вами же подотрутся, сначала уничтожив, а потом создав хазарский каганат с военными базами НАТО.
  
#38 | Марина Маргарита | 26.08.2014 10:41 | ответ на: #35 ( Галина ) »»
  
-3
Русские - это многочисленные угрофинские, германские и балтийские народы, принявшие Православие. Славянами мы не являемся. И слава Богу!!! Наши родственники - скандинавы, немцы, балты. РУСЬ - скандинавское слово! Варяги - финны.Поэтому вы никакого отношения к Руси не имеете.
У нас Ломоносов, Достоевский, Рахманинов...Миллионы талантливых, умных, порядочных ...
А у вас герой - садист бандера. Ни одного ученого, писателя, композитора, художника. Серийные маньяки Чикатило, Ткач, Сливко и все остальные - родом с западной украины. Порядочных среди вас не встречала, увы...
  
#39 | Марина Маргарита | 26.08.2014 10:54 | ответ на: #35 ( Галина ) »»
  
-3
С западной Украины на Россию выползла поганая большевистская зараза - все эти троцкие, ленины, кагановичи (кстати,это они УКРАли Новороссию), уничтожившие Веру, Царя и Отечество. Устроили геноцид русских, гулаги, голодомор. У вас эта богоборческая и революционная зараза в крови - постоянная буча, майданы, коктейли молотова...
Ваши Брежневы, Хрущевы (УКРал Крым), Горбачевы, матвиенки-сердюки, абрамовичи-дерипаски гнобят Россию, кровавая Гебня напичкана вами.
СТРАШНАЯ ОШИБКА ЦАРЕЙ БЫЛА - ПРИСОЕДИНЕНИЕ УКРАИНЫ. ЭТО СГУБИЛО РОССИЮ!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites