Агрессивная среда окаменевшего сознания.

Коллекция Вольдемара Джульсруда

КОЛЛЕКЦИЯ ВОЛЬДЕМАРА ДЖУЛЬСРУДА


Современная наука в качестве одного из основных критериев достоверности явления или феномена рассматривает его повторяемость. Если бы коллекция доктора Кабреры была единственной в своем роде, тогда ее уникальность могла бы работать против нее. Но в том то и дело, что подобные коллекции существуют в других местах. Речь идет о собраниях артефактов, которые полностью противоречат современным устоявшимся схемам развития человечества. Здесь я упомяну лишь некоторые из таких коллекций, одна из которых находится в "общем доступе", и это собрание можно увидеть собственными глазами в музее, не прилагая для этого особых исследовательских усилий.

Обе коллекции, о которых пойдет речь ниже, находятся также на американском континенте. Обе они, как и коллекция камней Ики, собраны одиночками-энтузиастами, потратившими на это свою жизнь. С коллекцией Кабреры их сближает и тот факт, что собраны они были также во 2-й половине ХХ века и вещи, их составляющие, также происходят с очень ограниченных территорий. Кроме того, эти коллекции, как и собрание доктора Кабреры, официально были объявлены современными подделками и не стали предметом изучения для специалистов по древней Америке.

Эта история началась летом 1943 года. Вольдемар Джульсруд (1875 - 1964) занимался торговлей скобяными изделиями в Акамбаро, небольшом городишке примерно в 300 км к северу-западу от Мехико в штате Гуанахуато. Сейчас население этого города составляет примерно 110 000 человек. Акамбаро расположен в плодородной долине р.Лерма, неподалеку от крупного озера Солис. Однажды ранним утром, совершая конную прогулку по склонам холма Эль Торо, Джульсруд увидел несколько обтесанных камней и фрагментов керамики, выступающих из почвы. Вольдемар Джульсруд был выходцем из Германии, перебравшимся в Мексику в конце XIX века. Он серьезно увлекался мексиканской археологией и еще в 1923 году работал в этой местности и вместе с падре Мартинесом раскапывал памятник культуры чупикауро в восьми милях от холма Эль Торо. Позже культуру чупикауро отнесли к так называемому формативному периоду и датировали временем примерно от 800/600 гг. до н.э. по 200 г. н.э.

Вольдемар Джульсруд прекрасно разбирался в мексиканских древностях и поэтому сразу понял, что находки на холме Эль Торо не могут быть отнесены ни к одной известной к тому времени культуре. Джульсруд начал собственные изыскания. Правда, не будучи профессиональным археологом, он поступил поначалу очень просто - нанял местного крестьянина по имени Одилон Тинахеро, пообещав ему платить по одному песо (тогда это равнялось примерно 21 американскому центу) за каждый целый артефакт. Поэтому Тинахеро был очень аккуратен при раскопках, а случайно разбитые предметы склеивал, прежде чем отнести их Джульсруду. Чуть позже к этому виду заработка присоединились другие местные крестьяне. Джульсруд стал платить за все находки от 1 до 3 песо в зависимости от размеров артефакта. Так начала формироваться коллекция Джульсруда, пополнение которой продолжили сначала сын Вольдемара Карлос Джульсруд, а потом и его внук, Карлос II.
В конце концов, коллекция Джульсруда составила несколько десятков тысяч артефактов. Точное их число сейчас уже установить не представляется возможным, так как Джульсруд, как и доктор Кабрера, не занимался паспортизацией или хотя бы простой описью своей коллекции. По одним данным, собрание Джульсруда составило около 33,5 тысяч артефактов, по другим - достигало 40 тысяч! В данном случае их точное число не столь принципиально, собрание в тридцать тысяч древних артефактов составило бы честь любому, даже столичному музею.

Другой вопрос - ни один столичный музей не взял бы такую коллекцию для своей экспозиции. В собрание Вольдемара Джульсруда входило несколько основных категорий артефактов. Наиболее многочисленными были статуэтки из различных сортов глины, выполненные в технике ручной лепки и обожженные методом открытого обжига. Вторая категория - многочисленная и разнообразная керамическая посуда. Третья - изделия из органических материалов - дерева и кости. Самым примечательным фактом было то, что во всей коллекции не было практически ни одного повторяющегося экземпляра скульптуры! Размеры фигурок варьировались от 2-3 сантиметров до 1 м в высоту и 1,5 м в длину. Кроме того, даже без лабораторных анализов, при визуальном исследовании бросается в глаза чрезвычайное разнообразие артефактов из собрания Джульсруда. Совершенно разные сорта глины, варьирующиеся по цвету, плотности, примесям. Разные степени обжига предметов, различные художественные техники изготовления. В коллекции есть примитивные фигурки, как будто вылепленные детьми. И есть настоящие шедевры, не уступающие лучшим образцам керамики древних культур Мексики. И все это, якобы, было сделано местными малограмотными крестьянами?

Кроме скульптурных изображений, в собрании присутствовали музыкальные инструменты, маски, курительные трубки, инструменты из обсидиана и даже нефрита. Вместе с артефактами при раскопках были обнаружены несколько человеческих черепов, кость мамонта и зубы лошади ледникового периода. При жизни Вольдемара Джульсруда вся его коллекция в упакованном виде занимала 12 комнат его дома.

Город Акамбаро с восточной стороны примыкает к двум холмам - Серро Эль Торо и Серро Эль Чиво. Последний с незапамятных времен и до сегодняшнего дня почитается местным населением как священный. В дни равноденствий на вершину холма поднимаются люди, чтобы встретить рассвет и вознести молитвы Солнцу. Холм Эль Торо крупнее и его склоны круче. Именно на нем и были обнаружены практически все предметы, составившие коллекцию Джульсруда. Более того, найдены они были на одном - западном склоне холма, который, кстати, обращен в сторону холма Эль Чиво. Все находки располагались в одной, наиболее пологой части склона холма и протянулись полосой длиной около километра и шириной около сотни метров. Поскольку это была нижняя пологая часть холма, ее с начала ХХ века начали застраивать жилыми домами а также использовать под сельскохозяйственные нужды. Этим, в первую очередь и объясняется, каким образом Вольдемар Джульсруд сумел примерно за 10 лет собрать столь огромную коллекцию.

Дело в том, что холм Эль Торо не является ни могильником, ни поселением. Характер этого памятника достаточно уникален. Вся нижняя часть холма была буквально испещрена ямами, в которых были закопаны различные вещи. Обычно такие ямы имели глубину от 80 см до 2 м, в каждой находилось от 10 до 40 различных предметов. Таким образом, крестьянин, занимавшийся добыванием предметов для Вольдемара Джульсруда, мог за один удачный день заработать 50 - 100 песо. Для того времени это были очень неплохие деньги. При учете того, что рытье ямы или траншеи является простейшим видом крестьянского труда, не требующего какой-либо квалификации. А вылепить, высушить и обжечь несколько десятков оригинальных, отличных друг от друга статуэток за один рабочий день …? Полагаю, что именно простота такого способа зарабатывания денег путем вскапывания склона холма и обусловила тот факт, что всего за каких-то пять лет Вольдемар Джульсруд сумел собрать столь огромную коллекцию.

Следует также отметить, что на холме Эль Торо не было обнаружено наземных конструкций, обозначавших эти "захоронения" древних артефактов. Также ничего не известно и о наличии древних до-испанских построек на вершине холма. Единственное предположение, которое приходит в голову, то, что холм Эль Торо на протяжении многих лет в древности почитался священным местом. И люди из разных мест приходили и оставляли здесь свои приношения в виде скульптурных изображений и предметов быта. Хотя существует и другая версия, которой, в частности, придерживался сам Джульсруд. Согласно этой гипотезе, все захоронения предметов на холме Эль Торо были сделаны практически единовременно в ранний период конкисты, с той целью, чтобы эти вещи не достались испанцам, которые их наверняка бы просто уничтожили.

Как уже говорилось, большую часть собрания Джульсруда составляют многочисленные антропоморфные статуэтки. Причем, в первую очередь бросается в глаза разнообразие антропологических типов, представленных в скульптурах коллекции Джульсруда. Большинство из них изображают американоидов. Но есть статуэтки, в чьих чертах угадываются кавказоидные или негроидные черты. Что это? Свидетельство того, что древние индейские скульпторы были знакомы с представителями других человеческих рас? Но современная американистика не хочет признавать возможности тесных контактов между древними культурами Старого и Нового Света. Равно как современные исследователи не хотят признавать того, что на территории современных США и Мексики проживали представители других, кроме монголоидной, рас. И это при том, что число находок костных остатков представителей других рас на этих территориях исчисляется десятками. Но официальная наука усиленно старается не заниматься их изучением, поэтому сведения об этих фактах ограничены краткими упоминаниями о самих находках, после чего, как правило, наступает гробовое молчание, лишь изредка нарушаемое голосами редких энтузиастов, которых не устраивает "прокрустово ложе" современной антропологии и которые пытаются продолжать исследования на свой страх и риск. Например, в 1982 году Рассел Берроуз обнаружил в штате Иллинойс пещеру, содержавшую собрание различных древних артефактов, в котором присутствовали каменные таблички с резными портретными изображениями египтян, финикийцев, римлян, нубийцев, а также камни с надписями, сделанными греческими и финикийскими буквами. Не удивительно, что находки Рассела Берроуза были объявлены фальсификацией (впрочем об этом позже).

Следует также отметить факт наличия в коллекции Джульсруда немногочисленных скульптур, относящихся к известным культурам Древней Мексики - майя, тольтеков, ацтеков. Но они единичны. А вот скульптур и образцов посуды местной культуры чупикауро значительно больше, более сотни, что, однако, не вызывает удивления. Правда, сегодня уже невозможно установить происхождение этих образцов: были ли они найдены на склонах холма Эль Торо или же это результат того, что местные крестьяне несли Вольдемару Джульсруду все древности, которые находили в окрестностях.

Еще одной отличительной чертой коллекции Вольдемара Джульсруда является наличие скульптур, изображающих людей в движении. Такой стиль изображений совершенно не характерен для древней Мезоамерики. В подавляющем большинстве известных археологических культур антропоморфные скульптуры статичны, показ человека в движении древние мексиканцы не использовали. А в собрании Джульсруда есть даже целые скульптурные группы, изображающие конкретные жанровые сценки: перенос тяжестей, парный танец, сражение человека с монстрами или динозаврами. Интересен и другой факт. В коллекции присутствуют достаточно многочисленные скульптуры, изображающие антропоморфных существ с хвостом и головой, увенчанной парой небольших рогов. Но ведь подобные изображения имеются и в иконографическом комплексе камней Ики. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Подобные изображения рогатых и хвостатых человекообразных существ известны во многих древних культурах как Старого, так и Нового Света.

Но в собрании Вольдемара Джульсруда находятся предметы гораздо более удивительные, что и стало "камнем преткновения" в деле признания его коллекции подлинной. Дело в том, что примерно 2 000 - 2 500 статуэток представляют собой изображения динозавров. Причем, разнообразие типов древних пресмыкающихся вызывает истинное изумление. Среди них есть легко узнаваемые и хорошо известные палеонтологической науке виды: брахиозавр, игуанодон, тиранозавр рекс, птеранодон, анкилозавр, плезиозавр и многие другие. Есть огромное число статуэток, которые современные палеонтологи идентифицировать просто не могут, как, например, крылатых драконов. Более того, таких изображений не идентифицированных древних ящеров в коллекции гораздо больше, чем известных науке видов. Это отличает две коллекции - Джульсруда и Кабреры. В иконографическом комплексе камней Ики большая часть изображений динозавров в определенной степени подчиняется шаблону. Среди мексиканских изображений древних ящеров тоже можно легко узнать отдельные виды. Но при этом каждая скульптура совершенно индивидуальна, видно, что фигуры выполнены разными мастерами. Более того, не отпускает ощущение, что изображения делались с натуры. Древние животные показаны в движении, на многих скульптурах тщательно проработаны детали. Например, у ящера, резко повернувшего голову в сторону, показаны сложенные "гармошкой" складки шкуры на шее. Другая скульптура изображает зауропода, который протянул длинную шею под брюхом и нюхает у себя под хвостом. Совершенно также удивительно, что некоторые динозавры изображены … улыбающимися. Такой антропоморфизм свидетельствует об определенном чувстве юмора древних мастеров.

Еще одна общая черта - скульптуры зауроподовых ящеров со спинными пластинами. Как уже упоминалось в начале книги, только в начале 90-х годов прошлого века палеонтологи обнаружили свидетельства образования таких кожных спинных образований у таких видов динозавров. А коллекция Вольдемара Джульсруда была сформирована почти за полвека до этого открытия. Что это: неуемная фантазия местных "фальсификаторов" или их гениальная прозорливость? Или, все-таки, веское свидетельство в пользу подлинности обеих коллекций.

Кроме того скульптуры мексиканских динозавров демонстрируют большое разнообразие этой части тела. Кожистые образования имеют различные формы. Есть треугольные и ромбовидные спинные пластины, есть пластины, загнутые вперед, а не назад. У многих скульптур изображены не пластины, а конические спинные шипы. Этих шипов может быть один ряд, а может и три. Есть скульптуры со спинными "парусами", характерными для многих известных видов древних ящеров. Некоторые фигуры имеют кожаные пластины не только на задней, но и на передней части шеи. У других на спине вместо пластин имеется длинная грива.

В собрании имеется целый ряд скульптур зауроподовых динозавров, стоящих на задних ногах. Опять-таки, только в конце ХХ века палеонтологи пришли к выводу, что эти древние гиганты без труда вставали на задние, более мощные ноги, и кормились таким образом молодыми побегами на верхушках деревьев. Что, неужели и такую возможность предвидели мексиканские "фальсификаторы", якобы фабриковавшие эти вещи в середине прошлого века?

Но самое важное то, что, как и в случае с коллекцией доктора Кабреры, собрание Джульсруда содержит значительное число изображений человека вместе с динозаврами разных видов. Иконография изображений наводит на единственную мысль, что люди и динозавры сосуществовали в теснейшем контакте. Причем, это сосуществование включало весь спектр взаимоотношений - от борьбы двух столь казалось бы несовместимых видов живых существ до изображений явного процесса доместикации динозавров человеком. В сценах борьбы, как правило, трудно определить конкретный вид динозавров. Они, скорее, напоминают мифологических драконов, хотя и изображенных очень детально. Люди, вступающие с ними в борьбу, часто показаны облаченными в шлемы и держащими в руках щиты или ножи. Кстати, в ряде композиций сцена сражения человека с ящером дополнена третьим персонажем, а именно, крупной змеей. Опять налицо прямая аналогия с иконографическим комплексом камней Ики.

Десятки скульптурных групп в коллекции Джульсруда изображают мелких или средних по размеру ящеров, используемых в качестве домашних животных. Например, есть композиции, на которых женщина кормит из большой круглой миски сразу нескольких небольших динозавров. Многие скульптуры демонстрируют заботливое, порой даже нежное, отношение человека к домашним динозаврам. К сожалению, после смерти Вольдемара Джульсруда многие вещи из его собрания были утрачены. Как правило, это были наиболее интересные по сюжету и выразительные с художественной точки зрения произведения.

В меньшем количестве в коллекции Джульсруда были представлены ныне вымершие млекопитающие: американский верблюд и лошадь ледникового периода, лама, носорог, саблезубый тигр, гигантская обезьяна плейстоценового периода и другие ископаемые животные. Такую же ситуацию мы наблюдаем и в собрании доктора Кабреры. Изображения этих вымерших животных в собрании Вольдемара Джульсруда единичны. Только вымершая лошадь представлена в нескольких экземплярах. Но поражает не только детальная проработка этих скульптур, вплоть до фактуры шерстяного покрова, но и замечательная динамика, выраженная в художественной пластике этих произведений. Что, как уже указывалось, совершенно не свойственно для керамики древних мексиканских культур.

Именно эти составляющие коллекции и послужили поводом для длительной истории замалчивания и дискредитации находок Вольдемара Джульсруда. Это и понятно, поскольку факт сосуществования и тесного взаимодействия человека и динозавра не просто опровергает линейный эволюционизм теории происхождения видов на Земле, но вступает в непримиримое противоречие со всей современной мировоззренческой парадигмой. А в 50-70 годы прошлого века для американской антропологии подобная мысль могла быть только опаснейшей ересью.

С самого начала своих исследований Вольдемар Джульсруд попытался привлечь внимание научной общественности к своим находкам, но уже в первые годы он столкнулся с тем, что его попытки начисто игнорировались. Даже публикация им в 1947 году на свои средства книги о коллекции не заставила академических ученых проявить к ней какой-либо интерес. Та же самая ситуация повторилась спустя двадцать лет и у доктора Кабреры.

Наконец, в 1950 году в Акамбаро приехал американский журналист Лоуэл Хармер. Он лично присутствовал на раскопках на холме Эль Торо и даже сфотографировал Джульсруда с только что выкопанными статуэтками динозавров (Джульсруд к этому времени уже лично занимался раскопками). Репортаж Хармера был опубликован в крупной газете "Лос Анджелес Таймс" в марте 1951 г. Вслед за ним лос-анджелесский журналист Уильям Рассел в журнале "Фэйт" опубликовал материал о раскопках Джульсруда с фотографиями процесса работ. В своей публикации Рассел указывал, что артефакты изымались с глубины 5-6 футов (1,5 м) и многие предметы были оплетены корнями растений, поэтому у Рассела не возникло никаких сомнений в подлинности находок. Эти публикации сыграли определенную роль в популяризации коллекции Джульсруда и пробили брешь в заговоре молчания академических ученых.

В 1952 году коллекцией заинтересовался профессиональный ученый Чарльз Дипесо. Предварительно ему были высланы образцы статуэток и, хотя лабораторные анализы не дали какой-либо вразумительной картины, Дипесо был изначально уверен в том, что это фальсификация. В июле 1952 года он лично приехал в Акамбаро, чтобы ознакомиться с коллекцией. Характер его действий по изучению данной проблемы позже был неоднократно повторен другими исследователями. По словам Вольдемара Джульсруда, Дипесо после знакомства с его коллекцией лично высказал свое восхищение открытием Джульсруда и высказал пожелание купить образцы для музея Фонда Америдов, в котором он работал. Однако, вернувшись в Соединенные Штаты, Дипесо опубликовал в 1953 году в ведущих антропологических изданиях - журналах "Американ Антиквити" и "Археолоджи" - несколько статей, в которых однозначно заявлял, что коллекция Джульсруда является фальсификацией. В частности, Дипесо констатировал, что ознакомившись с 32 000 предметами из коллекции, он пришел к выводу, что иконография артефактов, в особенности, изображения глаз и губ у статуэток, имеет современный характер. Заявление это было совершенно безосновательным. У многих антропоморфных скульптур в собрании Джульсруда глаза имеют вид так называемого "кофейного зерна". Так в американской антропологии называют технику изображения человеческого глаза во многих мексиканских культурах архаического и раннего классического периодов.

В связи с этим, примечателен тот факт, что на изучение 32 000 предметов (которые к приезду Дипесо уже были упакованы и складированы в доме Джульсруда) он потратил четыре часа. К примеру, мы, в течение трех посещений музея Вольдемара Джульсруда потратили десять рабочих дней на знакомство с коллекцией. За это время нам удалось осмотреть и сфотографировать около 5 000 экспонатов. И это при условии работы группы в составе, как минимум, из трех человек.

Кроме того, Дипесо, сославшись на информацию от некоего нелегального торговца мексиканскими древностями, утверждал, что вся коллекция была выполнена одной мексиканской семьей, жившей в Акамбаро, которая занималась производством этих поделок в зимние месяцы, когда не была вовлечена в сельскохозяйственные работы. А информацию о динозаврах фальсификаторы якобы почерпнули из фильмов, комиксов и книг из местной библиотеки. Все это просто противоречит здравому смыслу. Но схема действий представителя официальной науки совершенно аналогична той, которая была реализована полтора десятилетия спустя в отношении коллекции доктора Кабреры.

Кстати, главный тезис Дипесо о том, что подделки изготавливались местными крестьянами, был официально опровергнут мексиканскими властями еще в 1952 году. Франсиско Санчас, суперинтендант Национального Департамента ирригации и почв, заявил, что после четырех лет изучения вопросов археологической активности в районе Акамбаро и характера занятий местного населения он может однозначно констатировать отсутствие какого-либо керамического производства на этой территории. 23 июля 1952 года мэр города Акамбаро Хуан Карранса опубликовал официальное заявление, в котором говорилось, что по результатам специального исследования (!), проведенного в районе, выяснилось, что в Акамбаро нет ни одного человека, который бы занимался производством такого рода керамических изделий.

Все доводы Дипесо в пользу того, что коллекция Джульсруда является изощренной фальсификацией, легко опровергаются с точки зрения обычного здравого смысла. Во-первых, ни один скульптор не в состоянии за обозримый период времени выполнить работу по изготовлению более чем тридцати тысяч скульптур (отнюдь не мелких). Простой арифметический подсчет показывает, что за тридцать месяцев (зимний сезон здесь длится не более трех месяцев в году) данная семья должна была изготавливать минимум по 1 000 оригинальных скульптур ежемесячно! Не говоря уже о том, что эти скульптуры еще надо было закопать на приличную глубину. Во-вторых, даже если коллекция выполнена силами не одного человека, а некой мастерской, то в таком случае должны будут четко прослеживаться черты единого стиля в исполнении артефактов. Но вся коллекция не только не содержит ни единого дубликата, но керамические скульптуры выполнены из разных пород глины, в различных стилях и с различной степенью мастерства. В-третьих, было однозначно установлено, что керамика в коллекции Джульсруда обработана методом открытого обжига. Для ее производства потребовалось бы огромное количество древесины, которая в засушливом и отнюдь не лесистом районе Акамбаро всегда была дорогой. Кроме того, подобное масштабное производство с открытым обжигом керамики просто не могло бы остаться незамеченным.

Профессор факультета истории Высшей Школы в Акамбаро Рамон Ривера потратил месяц на полевые исследования в данном районе для выяснения вопроса о возможности местного производства коллекции Джульсруда. После многочисленных опросов населения Акамбаро и прилегающих к нему районов (Ривера особенно тщательно опрашивал стариков) профессор констатировал, что на протяжении последних ста лет в этой местности не было ничего похожего на масштабное керамическое производство в технике открытого обжига.

И, наконец, следует помнить, что Одилон Тинахеро, на протяжении нескольких лет пополнявший коллекцию Джульсруда, имел неполные четыре класса образования и с трудом мог читать и писать. Поэтому нет смысла говорить о возможности его глубоких познаний в области палеозоологии, равно как и бессмысленно говорить о том, что в 40-е годы прошлого века в небольшой мексиканской библиотеке можно было бы найти достаточно книг по данной тематике, да еще и на испанском языке.

К 1954 году критика коллекции Джульсруда, с подачи Дипесо, достигла максимума, и это привело к тому, что к коллекции были вынуждены проявить интерес официальные научные круги Мексики. В Акамбаро отправилась делегация ученых во главе с директором Департамента до-испанских памятников Национального Института Антропологии и Истории доктором Эдуардо Норкверой. Помимо него в состав группы входили еще три антрополога и историка. Эта официальная делегация сама выбрала конкретное место на склонах холма Эль Торо для проведения контрольных раскопок. Они состоялись в присутствии множества свидетелей из местных авторитетных граждан. После нескольких часов раскопок было найдено большое количество статуэток, аналогичных образцам из коллекции Джульсруда. По заявлению столичных археологов, осмотр найденных артефактов однозначно продемонстрировал их древность. Все члены группы поздравили Джульсруда с выдающимся открытием и двое из них пообещали опубликовать результаты своей поездки в научных журналах.

Однако, через три недели после возвращения в Мехико, доктор Норквера представил отчет о поездке, в котором утверждалось, что коллекция Джульсруда является фальсификацией, поскольку содержит статуэтки, изображающие динозавров. Т.е. был использован все тот же универсальный довод: "Этого не может быть, потому что не может быть никогда".

В 1955 году коллекцией заинтересовался тогда еще молодой американский ученый Чарльз Хэпгуд, бывший в то время профессором истории и антропологии Нью-Хэмпширского университета. Он приехал в Акамбаро и провел там несколько месяцев, занимаясь самостоятельными раскопками на памятнике. Хэпгуд договорился с местным шефом полиции майором Альтимарино, чей дом стоял на территории памятника. Было известно, что дом построили в 1930 году. Получив разрешение хозяина, Хэпгуд вскрыл пол в одной из жилых комнат дома и на глубине около 2 м обнаружил 43 статуэтки (правда, во фрагментах), аналогичных по стилистике коллекции Джульсруда. Сам майор Алтимарино предпринял трехмесячное исследование в окрестностях Акамбаро и опросил множество местных жителей на предмет возможности современного изготовления таких же изделий, как находившиеся в коллекции Джульсруда. В результате он убедился, что никто в окрестностях понятия не имеет ни о чем подобном.

В 1968 году (уже после длительной работы и публикации своей хорошо известной книги "Карты морских царей") Хэпгуд вернулся к проблеме Акамбаро. Он приехал туда в компании с известным писателем Эрлом Стенли Гарднером, который обладал не только глубокими познаниями в криминалистике, но также серьезно занимался и археологическими проблемами. Гарднер констатировал, что с точки зрения криминалистики, коллекция Джульсруда не может являться ни результатом деятельности одного лица, ни даже результатом фальсификации, выполненной группой лиц. По результатам своих исследований в Акамбаро Чарльз Хэпгуд на свои средства издал в 1972 году небольшую брошюру "Тайна Акамбаро".

В 1968 году метод радиокарбонного датирования был уже широко признан в мире, и Хэпгуд послал несколько образцов на анализ в Нью-Джерси в лабораторию изотопных исследований. Анализ образцов дал следующие результаты:

I-3842: 3590 +- 100 (1640 +- 100 г. до н.э.)
I-4015: 6480 +- 170 (4530 +- 170 г. до н.э.)
I-4031: 3060 + - 120 (1100 +-120 г. до н.э.)

При такой небольшой серии образцов разброс дат неизбежен, однако, все они оказались в диапазоне от трех до шести с половиной тысяч лет назад. В 1972 году другой американский исследователь, Артур Янг, передал две статуэтки в Музей Пенсильванского Университета на термолюминисцентный анализ. В результате статуэтки была отнесены примерно к 2 700 г. до н.э. Доктор Рэйни, проводивший исследования, написал А.Янгу: "После нескольких лет исследований здесь и в лаборатории Оксфорда у нас нет сомнений в надежности термолюминисцентного метода. Возможная погрешность составляет 5-10% относительно абсолютной датировки, но нам не стоит обращать внимание на подобные мелочи. Я должен также подчеркнуть, что мы были столь озабочены неожиданной древностью объектов, что Марк Ганн из нашей лаборатории проделал по 18 проб с каждой из фигурок. Соответственно, полученный результат весьма надежен. Как бы то ни было, наша лаборатория полагает, что именно указанная датировка наиболее соответствует материалу Джулсруда, даже если она и расходится с данными, полученными в Мехико".

Однако, когда через некоторое время доктор Рэйни узнал, что в состав коллекции входят статуэтки динозавров, он заявил, что полученные им результаты являются ошибочными вследствие искажения световых сигналов при анализе, и возраст образцов не превышает 30 лет. Как говорится, комментарии излишни.

Другой американский исследователь коллекции Джульсруда, Джон Тьерни передал два фрагмента керамики доктору Виктору Дж. Бортолету, директору Лаборатории ядерных археометрических исследований в Дейбрике. Предоставленные для анализа фрагменты были обнаружены в ходе раскопок, проведенных в 1956 году на холме Эль Торо, в присутствии самого Джульсруда. Экспертное заключение Виктора Бортолета гласило, что возраст образцов составлял приблизительно 2 000 лет. Тьерни, однако, не остановился на достигнутом и передал несколько образцов керамики, выполненных из различных сортов глины, экспертной группе из университета штата Огайо. В ее состав входили глава отдела керамического производства доктор Дж. О. Эверхарт, один из известнейших в то время мировых специалистов по археологической химии доктор Эрл Р. Кали и минеролог доктор Эрнест Дж. Элерс. Согласно их заключению объекты не могли быть изготовлены в настоящее время, всякая возможность какого-либо мошенничества или подделки совершенно исключалась! И вновь, когда члены группы были поставлены в известность о том, что имели дело с образцами из коллекции Джульсруда, заключение было отозвано.

Все эти исследования в лабораторных условиях проходили без участия самого Вольдемара Джульсруда. Дело в том, что еще в 1958 году его скобяной магазин был ограблен, а сам Джульсруд получил серьезную черепно-мозговую травму. Родственники перевезли его в соседний штат в г.Леон. Здесь Вольдемар Джульсруд и скончался в 1964 году. Таким образом после 1958 года его коллекция оставалась в старом доме в Акамбаро. Наследники Волдемара не продолжили его деятельность Скорее наоборот. К середине 80-х гг. из коллекции пропало сотни, если не тысячи вещей. Прежде всего, это были наиболее искусно выполненные скульптурные композиции и наиболее крупные скульптуры. Предполагается, что большинство вещей наследники Джульсруда либо подарили либо продали зажиточным мексиканцам для украшения интерьеров. На сегодняшний день в музее Джульсруда сохранилась лишь одна крупная скульптура, изображающая динозавра, и имеющая в длину 150 см.

Примерно в 1986 году один из внуков Вольдемара продал всю коллекцию деда американским представителям креацианизма. Американцы погрузили ящики с коллекцией в фуру и отправили ее в Штаты. Однако, на границе мексиканские таможенники фуру с коллекцией задержали, подвергли аресту и после недолгих разбирательств конфисковали. Таким образом, коллекция перестала быть частной собственностью семьи Джульсруда и была передана в собственность муниципальных властей г.Акамбаро. Следующие десять лет она бесхозной пролежала в здании местного муниципалитета.

В целом в 70-80-ые годы общественный интерес к коллекции Джульсруда постепенно утих, научная общественность продолжала игнорировать факт существования коллекции. Отдельные публикации в популярных изданиях (в том числе и на русском языке - в журнале "Техника-молодежи", № 10, 1971 год) воспроизводили версию о фальшивом характере коллекции, основываясь на тезисе о том, что человек не мог сосуществовать с динозаврами.

В конце 90-х годов ситуация изменилась. В 1997 году на телeканале NBC был показан цикл программ под названием "Таинственное происхождение человечества", в котором одна серия была посвящена коллекции Джульсруда (а вторая, кстати, была посвящена камням Ики). Авторы программы также придерживались версии о недавнем происхождении коллекции и даже отправили пару образцов на независимую экспертизу по методу С14. Антропоморфная статуэтка была датирована 4000 г. до н.э., а статуэтка динозавра - 1500 г. до н.э. Однако, авторы программы попросту заявили, что вторая дата является ошибочной.

В том же 1997 году японская корпорация "Нисси" спонсировала поездку съемочной группы в Акамбаро. Входивший в состав группы ученый, доктор Херрехон, заявил, что статуэтки, изображающие бронтозавров не соответствуют облику реально известных представителей этого класса, поскольку имеют ряд спинных пластин. Однако, как уже упоминалось выше, открытия палеонтолога Стефена Черкаса подтвердили наличие такой черты у представителей зауроподовых динозавров и произошло это за несколько лет до создания данного фильма. А консультант фильма мог просто и не знать о данном открытии.

В 1998 году муниципальные власти Акамбаро приняли решение о создании музея Вольдемара Джульсруда. Под его коллекцию был выделен достаточно большой двухэтажный дом на окраине города. За два года - с 1998 по 2000 была проведена инвентаризация коллекции. Целые скульптуры были пронумерованы, упакованы и складированы в ящики. После такого подсчета оказалось, что в коллекции сохранилось 20 100 (!) целых скульптур, которые занимают сегодня 222 пластиковых ящика. И, кроме того, оставшиеся примерно 20 - 25 тысяч фрагментов и обломанных скульптур без всякой нумерации просто навалили скопом, набив ими еще 80 ящиков.

Первая экспозиция для публики была открыта в 2000 году. Первоначально она была не очень большой. Но в течение последних девяти лет в здании музея был закончен ремонт и для экспозиции были выделены новые залы. Сейчас в открытом доступе находится 2 860 предметов. Еще примерно 3 000 экспонатов распакованы и лежат на полках музейного подвала. Остальная часть коллекции продолжает хранится в ящиках. И никто сегодня не представляет какие открытия еще ждут нас в этих закромах.

С проблемой Акамбаро связано еще несколько принципиально важных моментов. Американские исследователи загадок древнейшей истории Денис Свифт и Дон Паттон узнали от офицера федеральной полиции Эрнесто Маринеса историю о том, как в 1978 году он конфисковал партию археологических находок, выкопанную двумя охотниками за древностями на соседнем с Эль Торо холме Эль Чиво. Эта партия содержала 3 300 статуэток, аналогичных по стилю коллекции Джульсруда и среди них было 9 фигурок динозавров. Все находки были переданы доктору Луису Моро, тогдашнему мэру Акамбаро и помещены в ратушу. Оба "черных археолога" были осуждены на длительный срок и отправлены в федеральную тюрьму Мехико. Т.о. мексиканское правосудие, по сути дела, признало подлинное происхождение артефактов из Акамбаро.

Деннис Свифт общался также с доктором Антонию Хеннехоном, который лично проводил раскопки на холмах Эль Торо и Эль Чиво в 1950-55 гг. и также находил статуэтки динозавров. Доктор Хеннехон утверждал, что в 40-50 годы ХХ века о динозаврах в Мексике практически никто ничего не знал.

Более того, еще в 1945 году Карлос Переа, директор по археологии зоны Акамбаро при Национальном Музее Антропологии в Мехико заявил, что предметы коллекции Джульсруда не вызывают сомнений в их подлинности. Указывая на незаконный характер раскопок, произведенных Джульсрудом и местными крестьянами, он не мог при этом не признать подлинности сделанных находок. Карлос Переа также отмечал, что он лично исследовал многие артефакты, включая статуэтки динозавров, обнаруженные в различных участках его зоны ответственности. Он подтвердил также факт своего непосредственного присутствия на официальных раскопках, проводившихся Национальным Институтом Антропологии и Истории в 1954 году, во время которых было обнаружено большое количество образцов, включая статуэтки динозавров.

Доктор Деннис Свифт предоставил свидетельство доктора Антонио Виллиа Эрреджона, имевшего в Гвадалахаре и Акамбаро медицинскую практику, который лично проводил раскопки на холмах Эль Торо и Эль Чиво в 1950-1955 гг. и, по его словам, также находил статуэтки динозавров. Доктор Эрреджон рассказал Свифту о том, что Джульсруд с помощниками в 40-х годах предпринял колоссальную работу по очистке собранных предметов коллекции от грязи и налета. Это обстоятельство впоследствии послужило еще одним поводом для того, чтобы объявить коллекцию современной подделкой. Хотя мой личный опыт знакомства с собранием Джульсруда по фотографиям показывает, что далеко не все скульптуры были тщательно очищены от грунта. Это справедливо для тех вещей, которые сегодня выставлены в открытой экспозиции музея. Но среди фигурок, которые хранятся в ящиках в запаснике музея очень много экземпляров, покрытых тонким остаточным слоем грунта, из которого они были извлечены. Т.е. их очистка была проведена поверхностно. Более того, десятки скульптур имеют меловую патину, которая возникает под действием грунтовых вод на предметы, расположенные под землей.

И второй момент. Во время своих изысканий 1968 году Чарльз Хэпгуд исследовал и заново вскрыл один из старых раскопов, где обнаружил ряд плит, напоминающих уходящую внутрь склона лестницу. Один их местных жителей сказал ему, что на этом раскопе был ранее обнаружен тоннель, заполненный землей и ведущий в недра холма. Кроме того, существует информация, что один из местных жителей обнаружил в склоне Эль Торо пещеру, заполненную статуэтками и другими древними предметами. Эти данные послужили основанием для предположения о существовании в недрах холма Эль Торо целого "подземного города". И этот аспект также сближает коллекции Вольдемара Джульсруда и Хавьера Кабреры.

Американец Джон Тьерни, почти сорок лет изучавший материалы Акамбаро, уверен, что найденная Джульсрудом коллекция - лишь часть огромной "библиотеки", сопровождавшей древний некрополь. И действительно, принцип "комплектования" коллекции из Акамбаро повторяет тот, что мы видим на примере литотеки Ики. Самые разнообразные и противоречивые с точки зрения официальной науки вещи собраны вместе подобно разрозненным листам огромной энциклопедии.


ДАТИРОВКА СКУЛЬПТУР ИЗ АКАМБАРО


Коллекция скульптур, собранная Вольдемаром Джульсрудом и хранящаяся в мексиканском городе Акамбаро, является предметом активной междисциплинарной полемики историков, археологов, искусствоведов и представителей других областей знания в Интернете ("Яндекс" дает ссылку на более чем 1500 страниц сайтов, где обсуждается эта тема, а англоязычный "Googl" находит более 2600 страниц по имени Waldemar Julsrud).

Предмет полемики - подлинность коллекции, поскольку она содержит экспонаты, изображающие различные виды динозавров и композиции, в которых люди взаимодействуют с динозаврами.

Однако серьезных естественно-научных аргументов в поддержку версии о фальсификации до сих пор предъявлено не было - оценки делались и делаются на основании "несопоставимости" предметов коллекции известным историкам и археологам артефактам этого района мезоамерики, причем подавляющее большинство специалистов, участвующих в дискуссии, никогда не имело дела непосредственно с предметами коллекции.

В 2005г. тогдашний директор Музея Джульсруда Мигель Уэрта отправил 4 скульптуры динозавров на термолюминисцентный анализ в Лабораторию Термолюминисценции Института геофизики при Национальном Автономном Университете Мексики. Там были проведены исследования образцов и выданы соответствующие заключения. Я не буду приводить полный технический перевод, но лишь последние абзацы.

Интерпретация: На полученных термолюминисцентных кривых отметка ТД расположена чуть ниже 400?С. На данную позицию могло повлиять распространение рентгеновских лучей, поэтому следует заключить, что предмет был сделан и обожжен недавно.
Вывод: фальшивка.

Примечание: вследствие небольшого количества материала и недостатка других (химических) элементов, анализы на аутентичность, по определению, не позволяют проведение датирования методом термолюминисценции (ТЛ).

Вот так вот: по-простому, по-мексикански. Сначала делаем вывод о современном происхождении предмета, а потом расписываемся в несостоятельности исследований. Логика попросту отсутствует. Зато теперь любой скептик (если он владеет темой, конечно) может заявить, что лабораторные исследования "доказали" современное происхождение скульптур динозавров из Акамбаро…

Метод ТЛ широко применяется для датирования керамики и, по признаниям специалистов, достаточно надежен. Но. При отборе и перевозке образцов необходимо избегать различных воздействий солнечного света, чистки образцов, различного вида излучений. Все это влияет на электронно-дырочные переходы в атомах, и результат может быть ошибочен. А четыре скульптуры, отправленные на анализ в лабораторию ТЛ, были взяты из экспозиции музея (из витрин), в которых до этого простояли три года. Что уж тут говорить о чистоте экспертизы?

Недавно российские ученые отправили на лабораторную экспертизу четыре статуэтки из музея Вольдемара Джульсруда в Акамбаро. Эти образцы были привезены из мартовской экспедиции в Мексику. Одна из них проходила экспертизу на гипсовую патину в Музее минерологи РАН. В этот раз образцы были отправлены в Санкт-Петербург в изотопный центр при кафедре геологии и геоэкологии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена.

В первую очередь были проведены микроморфологические исследования четырех скульптур. Анализ этих образцов позволил сделать следующие выводы:

1.Керамические статуэтки были выполнены методом открытого обжига, т.е. обжигались на костре, а не в печи.
2.Каолинитовые глины, из которых были выполнены представленные образцы, имеют схожий состав, но, вероятнее всего, происходят из разных мест. Для окончательного вывода требуется спектральный анализ глин, взятых в различных местах Мексики. На текущий момент это для нас представляется несколько затруднительным.
3.Технология изготовления статуэток отличается в деталях (состав теста, применение отощителя, покрытие некоторых статуэток специальным составом для придания им черного цвета).

Т.е. главный вывод: изученные статуэтки изготавливались разными мастерами из разных мест. Таким образом, опровергается довод скептиков, предполагающих, что это современные поделки местных мистификаторов. В принципе это было и так известно. Но одно дело, когда подобные выводы делают энтузиасты или даже специалисты после визуального осмотра, и совсем другое дело, когда мы получаем официальное экспертное заключение на основе результатов лабораторных исследований в академическом научном учреждении.

Но основной целью для ученых являлось проведение радиоуглеродного анализа имеющихся образцов керамики из Акамбаро. К сожалению, здесь их постигла неудача. Для анализа была использована самая крупная скульптура динозавра. Ее длина была 17 см. Получившееся количество бензола (0,15 мл) оказалось совершенно недостаточным для проведения анализа (точнее говоря, после очистки и перегонки полученного бензола, не осталось ничего). Для радиоуглеродного исследования здесь требуются образцы в 2 - 2,5 раза больше. А таковых у нас нет. Т.е. данное исследование пришлося откласть до следующей поездки в Мексику, из которой ученые рассчитывают привезти необходимый материал.

Тем более значимой и интересной является информация экспедиции А.Склярова и А.Жукова, появившаяся в результате изучения коллекции на месте (в музее Вольдемара Джульсруда в Акамбаро 15 - 27 марта 2009 г., и последующего исследования некоторых из привезенных образцов методами полуколичественного электронно-зондового анализа с помощью ЭДС и по рентгеновской порошкограмме в лаборатории Минералогического музея им. А.Е.Ферсмана РАН. Метод электронно-зондового анализа является одной из разновидностей рентгено-флуоресцентного анализа и характеризуется особым способом возбуждения флуоресцентного излучения с помощью пучка электронов. Преимущества использования данного метода автор исследования характеризует так: "В данном контексте важно, что локальность метода электронного зонда весьма высока и как минимум на порядок-два выше, чем при возбуждении рентгеновскими лучами (даже у лучших на настоящее время приборов с рентгеновской капиллярной оптикой диаметр пятна на мишени больше 5 мкм)".

Одним из подвергнутых анализу образцов является фигурка неизвестного животного. Исследователь описывает его так: "Общий вид керамической фигурки (длина 18 см). На левой лапке, шее и голове видны белые выцветы".

В результате работы был сделан вывод: "Белые выцветы на поверхности керамических изделий представлены гипсом CaSO4*2H2O". Этот вывод обоснован комплексностью анализа - в дополнение к флуоресценции исследовалaсь и кристаллическая структура, поскольку "в данном случае, если опираться только на наличие в составе минерала серы и кальция (+ кислород и, возможно, легкие элементы: H, N, B, Li, C), то возможны 8 минералов (ангидрит, бассанит, баженовит, гипс, ханнебахит, оршаллит, рапидкрикит и витимит)".

Автор работы избегает обсуждения вопросов механизма и кинетики образования идентифицированного им минерала, однако представленная в работе информация по морфологии исследованных участков поверхности позволяет, как кажется, высказать обоснованные соображения об этом механизме, свидетельствующем об их естественном происхождении и, тем самым, аргументировать археологическую подлинность всей коллекции.

Обратимся к результатам анализа. Вот изображение участка выцвета во вторичных електронах (1):

А вот изображения этого же участка в линии Ка для кальция (рис. 2) и для серы (рис.3):
Как видно из сравнения рис. 2 и 3 области расположения кальция и серы (зелено-желтые участки) практически совпадают. И это согласуется со сделанным в работе выводом - указанные области заняты кристаллами гипса - CaSO4*2H2O. К сожалению, технические особенности проведения анализа не позволили определить кислород (как сообщил автор исследования, "в данной работе я использовал детектор с относительно толстым бериллиевым окном (8 мкм) и только поэтому на спектре отсутствуют (из-за поглощения в окне) линии с более низкой энергией, чем К-серия фтора"). Это, однако, ни в коей мере не подвергает сомнению главный вывод о минералогическом составе исследованного выцвета.

Дополнительным подтверждением сделанного вывода является и морфология структуры на рис. 4 - на нем указанные области имеют четко и однозначно связанные границы расположения.
Представляет интерес темная область на рис.2. и 3. - т.е. состав вещества, непосредственно контактирующего с гипсом и потому могущий оказывать существенное влияние на топохимический механизм процесса образования кристаллов дигидрата сульфата кальция.

Из рис. 2. и 3 видно, что темные области практически не содержат серы. Анализ в лучах линии Ка для железа дал следующий результат (рис. 5):

Как видно из рис. 5, темная область, выявленная на рис. 3 и 4 имеет практически ту же форму. Автор исследования интерпретирует это так: "В данном случае, эта картинка в сочетании с картинками по Al и Si, показывает, что субстрат, на котором выросли сферолиты гипса, состоит в основном (без учета легких элементов) из кремния и алюминия с небольшой примесью железа".

Кремний и алюминий - это основные элементы материала образца. А вот железо, вероятнее всего, появилось на поверхности в результате его контакта с каким-то минералом, содержавшимся в почве, в которой находился образец до его находки. Сам по себе факт возникновения такого "железного следа" явно диффузионной природы на поверхности алюмосиликата свидетельствует о длительности контакта образца с почвой.

Сказанное позволяет предположить, что именно это соединение железа участвовало в образовании морфологической картины отложения гипса.

Прежде, чем пытаться сформулировать гипотезу о природе этого соединения, укажем на то, что сама кристаллизация гипса на поверхности керамического изделия возможна только в случае, если в растворе, из которого кристаллизуется гипс, превышено произведение растворимости сульфата кальция. И характер отложения кристаллического гипса таков, что указанные условия выполняются только локально - в местах образования выцветов.

Это исключает искусственность получения выцветов путем погружения изделия в какой-то раствор - при такой технологии наблюдалась бы сплошная сульфатизация всей поверхности изделия или, по крайней мере, весьма плотная по количеству сферолитов на единице площади поверхности образца.

Для создания условий локальной пересыщенности раствора по сульфату кальция необходимо иметь какой-то источник, поставляющий в раствор ионы Ca+2 или SO4-2.
Источником ионов Ca+2 в естественных условиях является почвенная вода определенной жесткости. Было бы весьма интересным провести анализ почвенной воды на катион Ca+2, однако и в отсутствие экспериментальных данных можно вполне обоснованно считать, что в районе холма Эль-Торо нет аномалии жесткости и природная вода содержит около 3 - 5 мг.-экв. Ca+2 в литре.
Таким образом, необходимо определить химическую природу локального источника сульфат-аниона в области кристаллизации выцветов гипса.
Выше мы установили, что таким источником должно быть какое-то нерастворимое в почвенной воде соединение железа.
Как известно из специальных исследований реакции образования гипса в природных условиях, существует реакция, полностью удовлетворяющая рассматриваемым условиям. Это реакция окисления пирита FeS2 - природного минерала, содержащего сульфидную серу "при контакте пирита с пресной водой, содержащей кислород":
2FeS2 + 7О2 + 2Н2О = 2FeSO4 + 2Н2SO4
Реакция протекает очень медленно в насыщенной кислородом воде и процесс не останавливается на стадии, а продолжается двумя путями: растворение образующегося сульфата железа, окисления железа до степени окисления +3 и его гидролиз. Параллельно с этими процессами трансформации серы протекают и процессы кристаллизации гипса.
Разумеется, процесс не является конкретной химической реакцией. В ходе окисления и гидролиза образуется сложная смесь гидроксооксидов железа и железа и уравнение - только весьма грубый материальный баланс этих процессов.
Но в данном случае детальный механизм не даст дополнительной информации, поскольку и из баланса видно, что образующиеся соединения железа будут содержать легкие элементы, не определявшиеся в данном случае по изложенным выше причинам.
Совместное протекание процессов окисления и гидролиза порождает последовательный механизм, включающий в себя и диффузионные стадии (кислорода из раствора и продуктов диссоциации сульфата железа (II) в раствор), а также стадии топохимических преобразований осадков гидроксидов железа (II) и (III), зародышеобразования различных гидроксо-фаз и их рост. Стадия кристаллизации добавляет к этому процессы зародышеобразования сульфата кальция и топохимические превращения его в различные гидратные формы.

В целом же предложенный механизм генерации в локальных областях контакта керамического изделия с почвенными минералами и растворами полностью совпадает с данными анализа работы - избыточные сульфат анионы образуются только на границе контакта керамики с мелкими кристалликами пирита, являющегося распространенным компонентом почв вулканических регионов, к которым и относятся окрестности Акамбаро.

И изображение на рис. 2, 3 и 5 соответствует завершенной стадии процесса - почти вся сера (за исключением сверхмелких ее включений, видимых как некоторые отдельные светлые точки на рис. 3) перешла из сульфидной формы пирита в сульфатную форму гипса.

Важно отметить этот факт завершенности топохимической реакции в рассмотренной точке. Он свидетельствует о достаточно долгом времени, в течение которого существовали условия, благоприятствующие ее протеканию. Дополнительным аргументом в пользу естественного происхождения выцветов является форма кристаллов гипса (рис. 6). Вот как характеризуется она в работе "Вид выцветов на поверхности керамики в режиме SEI (сканирующий электронные микроскоп CamScan 4D с энергодисперсионным спектрометром Link ISIS. U=20 kV, I = 4 nA, образец напылен углеродом)… хорошо видны досчатого облика кристаллы гипса":

В то же время хорошо известна качественная реакция на ион Ca+2, используемая при техническом анализе проб на содержание мела: "На предметное стекло наносят 1 каплю сернокислой вытяжки пигмента, просушивают ее до появления белой каймы, затем под микроскопом рассматривают образование кристаллов гипса в виде четырехугольников, ромбов (при быстрой кристаллизации) и игольчатых кристаллов (при медленной кристаллизации).

Как видно из рис. 6, кристаллизация протекала в условиях большого пересыщения (о чем свидетельствует очень маленький размер и многочисленность кристаллов гипса - масштабная линейка в левом верхнем углу фотографии соответствует 20 мкм). Это однозначно свидетельствует о наличии локальных источников поступления в зону реакции избытка сульфат-ионов.

На фотографии видны и мелкие ромбические кристаллы, образовавшиеся в первые моменты после начала кристаллизации, и более крупные пластинчатые, выросшие в дальнейшем.

Возникновение пересыщения можно объяснить тем, что энергия активации зародышеобразования сульфата кальция достаточно велика.

Поэтому на первой стадии процесса кристаллизации возникает большое пересыщение, приводящее к образованию большого числа мелких ромбических кристаллов, а затем начинается гораздо более медленная стадия их роста из растворов равновесной концентрации.

Конкретное время, необходимое для протекания кристаллизации, действительно, как сказано в комментарии А.Склярова к работе, "очень сильно зависит от условий, в которых ранее находились эти изделия". И в каждом конкретном случае оно будет зависеть и от химического состава почвенных вод, и от режима их циркуляции в почве и от состава почвы в местах соприкосновения с изделием.

Более того, данные работы позволяют предположить, что, лимитирующей стадией всего процесса образования выцветов является не процесс кристаллизации гипса, а одна из диффузионных стадий. В частности, можно предположить, что это будет стадия растворения и последующей диффузии кислорода через толщу раствора и продуктов реакции окисления пирита, поскольку при малой растворимости (растворимость кислорода в почвенных растворах невелика и в сопоставимых единицах (мг.-экв/л) одного порядка с концентрацией ионов Ca+2), он расходуется в значительных количествах в процессах окисления и гидролиза.

Проведенный анализ приводит к заключению, что образование выцветов на поверхности керамических фигур коллекции Джульсруда является следствием сложных процессов превращения серы в почвах в среде минерализованных почвенных растворов, насыщаемых кислородом.

Хотя до проведения специальных исследований в Акамбаро это заключение не может дать оценку абсолютного значения времени образования выцветов, о нем с большой долей уверенности можно судить по имеющимся экспериментальным данным окисления почвенных пиритов с последующим гипсованием в аналогичных геологических условиях.

Такими данными являются приведенные в диссертации А.И.Вишняка результаты исследований Полдневского месторождения подземных вод Егоршинско-Каменской синклинали Восточно-Уральского прогиба, используемое для хозяйственно-питьевого водоснабжения города Богданович Свердловской области.

Кинетическая картина процесса окисления пирита под действием почвенных вод по данным А.И.Вишняка выглядит следующим образом: "Эксперименты продолжительностью около 13 месяцев (Nicholson, Gilham, Reardon, 1990) показали сильное уменьшение скорости окисления пирита со временем, связанное с образованием на его поверхности ингибирующей пленки представленной в основном лепидокрокитом (?-FeOOH). Коэффициент диффузии кислорода через пленку (D) оценен на уровне 2.6.10-11 м2/сут (на 6 порядков ниже коэффициента диффузии кислорода в воде). Огромное диффузионное сопротивление ингибирующей пленки приводит к тому, что уже через несколько недель интенсивность окисления пирита лимитируется преимущественно диффузионным переносом через пленку и практически не зависит от скорости реакции на поверхности пирита. Правомерность пренебрежения кинетикой реакции на поверхности пирита в условиях нейтральной среды подтверждается экспериментальными данными. Имеются опубликованные данные по экспериментальному окислению песчаных отложений Нидерландов (Hartog, Griffioen, 2002). Теоретическая кривая, пренебрегающая кинетикой реакции, полностью совпадает с результатами эксперимента при условии нулевой толщины пленки в начале опыта".

Из этой картины следует, что сделанный ранее на основании экспериментального изучения состава выцветов вывод о том, что пирит будет переходить в оксидно-гидроксидные формы железа подтверждается и конкретизируется - эти формы должны быть представлены в основном лепидокрокитом. Подтверждается и вывод о диффузионном контроле кинетики, причем оказывается, что именно диффузия кислорода через слой лепидокрокита оказывается самой медленной кинетической стадией. Из графика, представленного на рис 2. работы видно, что скорость процесса постоянно понижается, асимптотически приближаясь к нулю. В результате, по данным А.И.Вишняка, "установлено, что при складировании пиритсодержащих глинистых пород на поверхности земли за несколько месяцев может окислиться до 20% пирита, а для полного вымывания образовавшегося гипса инфильтрационным потоком потребуется несколько сотен лет".

Такую оценку - несколько сотен лет - и можно принять как нижнюю границу времени существования выцветов на поверхности образцов из Акамбаро, согласующуюся с экспериментальными данными по инструментальному анализу этих образцов (см. Примечание ниже).

Таким образом, вопрос о фальсификации коллекции Джульсруда можно считать закрытым, и следует сосредоточить внимание исследователей на содержательном объяснении состава этой коллекции.

В связи с этим необходимо иметь в виду и эвереттическую интерпретацию этого феномена как склейки некоторых ветвей альтерверса, высказанную в работе и поддержанную А.Жуковым и А.Скляровым, которые на настоящий момент являются наиболее квалифицированными и наиболее информированными исследователями этой исторической загадки.

Примечание:

Этот вывод настоящей работы не поддерживается автором проведенного анализа образцов: "Мне кажется, что сделать выводы о природе и времени образования выцветов гипса на керамике на основе имеющихся данных не представляется возможным". Главным аргументом при этом выдвигается возможность существования других, более быстрых механизмов образования выцветов, и необходимость более полного исследования почвенно-минералогического состава и гидрологического режима в Акамбаро. Но пока что можно сделать, простые выводы:

1. Данные образцы получены в музее Акамбаро (Мексика) для проведения независимого исследования подлинности коллекции Джульсруда. Беловатые "выделения" и "налет" достаточно часто встречаются в коллекции на самых различных статуэтках. Причем в целом ряде случаев подобная гипсовая патина и кристаллические образования присутствуют на местах слома.

2. Оценить время, за которое гипс мог отложиться на керамических изделиях, не представляется возможным, поскольку оно очень сильно зависит от условий, в которых ранее находились эти изделия.

3. В любом случае для образования подобных гипсовых отложений статуэтки должны были некое время находиться либо в растворе с соответствующими солями, либо в почве (гипс на склонах холма Эль-Торо, где были найдены статуэтки присутствует). Поэтому если бы статуэтки были современной поделкой, то их создатели должны были: а) иметь представления о соответствующих физико-химических процессах; б) сознательно предпринимать дополнительные меры для имитации древности изделий (выдерживать в солевом растворе или закапывать в землю). Причем делать это не только с целыми статуэтками, но и с преднамеренно для этого поврежденными.

Такое положение вещей вполне естественно - коллекция Джульсруда еще требует для своего изучения серьезных усилий специалистов разных областей. Важно, чтобы научное сообщество осознало это как можно скорее.

Материал взято из книги: "Таинственное происхождения человечества: Камни Ики - Загадка из Акамбаро". Сергей Низкохат, 2011 г.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU