Простые истины: зло, благо и свобода выбора между ними

επιγραφή -
"Сердечность нельзя оцифровать" -
/Михаил Николаевич Задорнов/



В поисках Истины



1. Цифровые средства массовой коммуникации

В первые два десятка лет третьего тысячелетия от Рождества Христова не утихают споры о важности или безсмысленности внедрения в массы новейших технологий. Люди зачастую уходят в крайности. От простейших выводов до высокоумных доказательств вреда или пользы современной техники. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Телевидение, интернет порталы, радиоканалы, смартфоны могут как помогать нам подниматься вверх, так и скатываться вниз. Это зависит напрямую от свободной воли человека, данной ему Творцом при сотворении. И если, к примеру, кто-то желает смотреть и читать ужастики, порно, зависать в игрухах сомнительного характера, то после не надо на зеркало пенять, что путь кривоват.

При помощи смартфона и почты в яндексе лично я, например, могу заказать в интернет-магазине ладан, масло лампадное, икону, свечи и многое другое. Будучи зарегистрированной во многих соцсетях у меня есть возможность общаться с родственниками и друзьями, проживающими достаточно далеко от меня. Еще каких-нибудь лет 20-30 назад это казалось нереальной фантастикой. Заплатив 350 руб. в месяц /столько стоит лично мой домашний вай-фай/ можно весь месяц до опупения общаться с кем вздумается. Многие цифровые интернет-порталы могут помочь как обогащению внутреннему, так и разрушению. Совокупность мира духа, души и тела следует искать ежедневно, ежечасно, ежеминутно. И если что-то этому вашему маленькому миру угрожает, то надо отпускать без сожалений. Так советуют старцы седые и мудрые. Ищите прежде всего Царства Божия, которое внутрь вас есть.

Дозировка информации льющейся со всех цифровых экранов и мониторов зависит напрямую от конкретного человека. Во все века святые отцы церкви настоятельно рекомендовали следить за своими помыслами, отсекая лишнее. Современная психология почти слово в слово повторяет то, что веками объясняла людям церковь.


Хлеб наш насущный даждь нам днесь



"Суетно всё, что выше потребности" - /Святитель Василий Великий/
[https://azbyka.ru/otechnik/prochee/sbornik-svyatootecheskie-sotnicy/11]


2. Все ли в этом мире от лукавого?

Увидев в первый раз двигающийся поезд, некоторые наши предки кричали, что это дъявольское изобретение. Спустя 150 лет мы ничтоже сумняшеся отправляемся в паломничества по святым местам на поездах, автобусах, самолетах. Мать Николая II Мария Фёдоровна отказывалась пользоваться электричеством, доказывая пользу и благолепие свеч. В современном мире посредством электроэнергии мы можем духовно обогащаться либо духовно и душевно деградировать - все зависит от направления движения мыслей конкретного индивидуума. Ножом можно хлеб порезать, а можно и человека убить. Люди, как дети малые, сами себя ранят потоками грязи, не желая признавать, что именно они выбирают для себя любимого конкретный путь. Путь саморазрушения или саморазвития. Многие молитвенники избегали фотоаппарата. Но как нас сейчас радуют фотографии Паисия Святогорца, Серафима Роуза, Николая гурьянова и пр., пр.!!!

Не возьму на себя ответственности заявлять от кого все новейшие изобретения. Но одно знаю точно - если что-то мне помогает молиться и развиваться духовно, то это движение к Богу, а не от Него.


фиаско индустриализации



"А для низкой жизни были числа" - /Николай Гумилёв: "Слово"/
Рассуждая о смыслах чисел мы невольно изучаем нумерологию, которая христианам неполезна. В противовес ей притчи Христа пронизаны глубокими смыслами. Размышляя над ними, мы находимся на пути к блаженству и Небесному Иерусалиму. Выбор за нами.


3. Чадушки в мире зарождающихся цифровых технологий


Давит груз ответственности :)



Прежде чем говорить о детях, надо понять что и кто их окружает с самого начала - с зачатия и до него. Далеко не секрет, что слова, которыми напитаны родители, предпочтения в музыке, изобразительных искусствах, пища и образ жизни в целом очень сильно влияют на ухудшение или улучшение генотипа их потомства. С самого рождения дитя живет в тех рамках, которые ставят ему окружающие его старшие люди. Сильно сквернословящие малыши не сами придумывают грязную брань. Эту отвратительную информацию они регулярно получают от внешнего, зачастую чуждого им, мира, не вполне отдавающих отчета своим действиям, взрослых. Так и происходит взаимосвязь поколений.

Тот, кто обязан следить за развитием маленьких душ и тел, либо перекладывает ответственность на других, либо вообще самоустраняется от этого, пуская на самотек (эдакий русский авось). Ни того, ни другого не должно присутствовать в развитии землян. К примеру, шоколад сам по себе очень полезен. В нем содержатся вещества питающие мозг человека. Но, если старший позволит младшему объедаться шоколадом, то сей неразумный поступок может привести к плачевным последствиям для здоровья.


На семейном празднике


Цифровые технологии очень хорошо помогают обучению наших детей. И нашему саморазвитию. Надо бы только не упустить дозировку, всегда помня о золотой середине, о равновесии в развитии души, ума, тела.



~~~
epilogos -


Желаю всем добра и мыслей светлых.
Пускай обиды прошлые уйдут.
От них вы избавляйтесь незаметно.
Простить и отпустить – нелёгкий труд.

Но каждым утром рано на рассвете
Попробуйте кого-нибудь простить.
За то, что солнце в небе ярко светит,
Начните жизнь свою благодарить.

Она ведь посылает вам уроки,
Чтоб стали вы отзывчивей, мудрей.
А слышит лишь обидные упрёки -
То денег нет, то верных нет друзей.

Вы жизнь свою за всё благодарите.
За то, что вы не знаете войны,
За то, что у компьютера сидите,
За то, что вы кому-нибудь нужны.

Представьте жизнь свою без опасений,
Без страхов, без упрёков и обид.
Освободитесь от пустых сомнений,
Увидите, что к счастью путь открыт.

Оставьте ваше прошлое в покое!
Оно ушло, обратно не вернуть.
Задумайтесь сегодня над судьбою
И начертите в мыслях светлый путь.

Весь мир под одного не перестроить,
Но можно перестроить мир внутри.
И лучше доверять, чем вечно спорить.
И лучше отыскать, чем не найти.

Вам жизнь даёт безценные советы.
Того, что есть, могло бы и не быть.
Представили? За каждый Лучик Света
Учитесь жизнь свою благодарить.

/Ирина Самарина-Лабиринт/
[https://stihi.ru/avtor/labirint1]



Ангелы



~~~
P. S.

Всегда, везде и во всем действует в первую очередь наша вольная воля. Свободу выбора, данную при сотворении, Всевышний никогда не отбирает. Он только помогает нам на выбранном нами же пути. Судьба каждого человека - это его собственное творение. Рамку и холст дают родители, а писать картину самому. И с помощью Божией либо без неё - не от Создателя зависит. Хотелось бы, чтобы все мы стали благими создателями нашего собственного будущего. А для этого, видимо, необходимо сораспяться Христу, что для любителей комфорта очень труднодостижимо. Легче верблюду пролезть сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное. Благой воли нам всем и помощи Творца на всех путях земных и посмертных. Впрочем, не как мы хотим, но как Он считает полезным, нужным, необходимым для нас. На всё Его Святая Воля. Да будет так.


/автор: Елена Логачёва/

Комментарии участника: Инна Ш. (17)

Всего: 17 комментариеввсе комментарии ( 74 )
#19 | Инна Ш. | 19.05.2020 09:12 | ответ на: #11 ( Андрей Рыбак ) »»
  
2
Отпасть от Бога могут все . И православные тоже. Как это случилось в1917 году. И гордиться не надо, а то может быть еще хуже. Почитайте Римлянам 11 глава. Толкование:
Рим.11:16. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.

"Начатком" и "корнем" называет патриархов, а "целым" и "ветвями" – тех из потомков их, которые уверовали. Итак, утешает неверующих евреев, говоря: и вы будете святы, если уверуете. Ибо необходимо, чтобы целое и ветви были подобны начатку, то есть то – начатку, а эти – корню. Если же вы не уподобились им, то это служит признаком великой порочности.
https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-poslanie-k-rimljanam-svjatogo-apostola-pavla/11
#21 | Инна Ш. | 19.05.2020 10:32 | ответ на: #20 ( Алексий Л.П. ) »»
  
1
Род Богородицы https://pravoslavie.ru/6977.html
#23 | Инна Ш. | 19.05.2020 11:19 | ответ на: #22 ( Феориев Х.Р. ) »»
  
0
Я имела ввиду, что о Нафане мы конкретно ничего не знаем. Был ли он святым? Я во всяком случае пока не нашла. Думаю, действительно увлекаться родословными не стоит. Для Бога нет ничего невозможного. Родители Богородицы святы и Слава Богу.
#31 | Инна Ш. | 20.05.2020 11:29
  
1
Иисус Христос как человек и Мессия- сын Давидов по обетованию. А как Плод Святого Духа -Он Сын Божий. Кстати, Мессия в Ветхом Завете назван Князем вечности, то есть тоже Сыном Божьим. Кто же еще может быть Князем вечности? Не смертный человек ведь?
#44 | Инна Ш. | 22.05.2020 14:17 | ответ на: #34 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Андрей :
Ему не интересно было обсуждать Свое человечество,

Почти что наоборот.

"29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.
30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.
31 И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. " Мк.гл 8


"13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.
20 Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. " Мф. гл 16


"
Сын Человеческий


Сын Человеческий (евр. бен-адам, арам. бар-енаш) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека (Пс.79:18). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом (Ис.51:12; Иов.25:6; Пс.10:4; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения (Пс.106:8; Притч.8:31; Пс.8:5).

В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями (Дан.7:1–8). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан.7:13-14).

Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях.

В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога (Пс.109:1) и шествующим с облаками небесными (Мк.14:61–62; см. Дан.7:13).

Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник.

Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих (Ис 52:13–53:12; Мк.8:31; Мф 17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев.

" ( текст - азбука ру)
#45 | Инна Ш. | 22.05.2020 14:26 | ответ на: #43 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
Патриаршество они ( коммунисты ) разрешили, только потом практически все священство уничтожили. И для чего разрешали ?
#47 | Инна Ш. | 22.05.2020 14:56 | ответ на: #46 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
Алексей, можно сказать, что патриаршество досталось нашей церкви дорогой ценою, кровью новомучеников. Но почему теперь так много людей воюет против Патриарха ? Что за феномен такой ? Или просто гордыня такая у людей на постсоветском пространстве? Или патриаршество Богу не угодно? Как вы думаете ?
#49 | Инна Ш. | 22.05.2020 15:44 | ответ на: #48 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
Да нет, особо говорить не хочется. Мне хочется, чтобы в школах ввели Закон Божий. Раньше был... при царской власти... А теперь почему- то не получается. Обидно.


Ноо.. Я верю в Промысел Божий. И что Патриарх Кирилл пришел к власти в соответствии с Божественным Промыслом. Хотя и есть много непонятных моментов. Увы.
#56 | Инна Ш. | 22.05.2020 20:21 | ответ на: #51 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
" ...ведь Церковь — Тело Христово ...".Христос — не Христос, если не может быть изображаем", подобным образом можно сказать и теперь: Христос — не Христос, если имеет нечистое тело"".
Все святые считали себя при жизни самыми грешными и нечистыми . Не согласна с этим утверждением. Только Бог может судить людей. Люди не имеют право считать себя святыми, чистыми только лишь за принадлежность к Православной церкви.
#60 | Инна Ш. | 23.05.2020 09:56 | ответ на: #59 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
Здесь нужно различать Церковь как Тело Христово (преимущественное значение слова "Церковь") и церковную организацию. Это вовсе не одно и то же. Принадлежность к церковной организации не означает пребывания в Теле Христовом. Всякий согрешающий верующий невидимо выпадает из Церкви в результате своего греха, и до тех пор, пока он искренно не покается в своём грехе, он пребывает вне Церкви. А в случае господства ереси в церковной организации (как сейчас), вся церковная организация целиком выпадает из Тела Христова; начиная с патриарха как ересеначальника и вплоть до каждого мирянина, продолжающего исповедовать своего впавшего в ересь предстоятеля как своего великого господина и отца, и таким образом продолжающего сохранять с ним единство.

Я думаю, что Бог посылает нам врагов, чтобы мы победили в себе грех осуждения и научились их любить. Христианская вера - это очень высокая планка. И молиться за врагов , чтобы победить гордыню и грех осуждения, нужно обязательно. Вопрос - вы молитесь за Патриарха ?? За протестантов ? За католиков ?

"Как осудить осуждение




Грех осуждения — один из самых коварных, вкрадчивых, незамечаемых и потому наиболее распространенных грехов. Он легко маскируется: осуждая, мы видим в этом проявление нашей собственной моральности, справедливости, а также ума, проницательности: «Я вижу, кто он есть, меня не проведешь». В отличие от грехов, совершаемых действием, грех словесного осуждения в большинстве случаев не несет непосредственно наблюдаемых практических последствий: сказал — и что? Можно считать, что не говорил. Что же до осуждения мысленного — это постоянная непроизвольная работа мозга, над которой мало кто из нас может рефлексировать, и хроническое воспаление нервов, которого тоже мало кто избегает. Многие из нас привыкли произносить на исповеди «грешу осуждением» как нечто дежурно-формальное — ясное дело, кто этим не грешит!

Однако мы должны задуматься: почему такое внимание уделяли этому греху святые отцы, учители Церкви? Что именно мы делаем, осуждая других? И как нам если не избавиться, то хотя бы начать бороться с этим злом в наших душах?

Об осуждении — очередная беседа с главным редактором нашего журнала игуменом Нектарием (Морозовым).

— Отец Нектарий, мы уже попытались здесь определить причины распространенности этого греха — а есть ли иные?

— Грех осуждения распространен, как и грех лжи, как и все грехи, которые мы совершаем исключительно словом. Эти грехи удобны, удобосовершаемы, потому что, в отличие от грехов, совершаемых делом, не требуют каких-то особых условий, обстоятельств — наш язык всегда при нас. Мне представляется, что есть две главные причины осуждения: во-первых, что бы мы сами о себе ни думали, ни говорили, мы на самом деле очень хорошо чувствуем свое несовершенство, понимаем, что не дотягиваем до того, чем хотели бы быть. Для неверующего это чувство собственного несовершенства лежит в одной плоскости, для верующего, воцерковленного человека — в другой: мы понимаем, что живем не так, как должны жить христиане, наша христианская совесть нас в этом обличает. И здесь есть два пути: или самоотверженно трудиться над собой, дабы достигнуть мира со своей совестью, либо осуждать других, чтобы на их фоне выглядеть хотя бы чуть-чуть получше; чтобы таким образом самоутвердиться за счет ближнего. Но тут вступает в действие тот духовный закон, о котором много писали святые отцы: глядя на грехи других, мы перестаем замечать собственные. А перестав замечать собственные грехи и недостатки, становимся особенно безжалостными к грехам и недостаткам других.

Почему святые были так сострадательны к немощам ближних? Не только потому, что в их сердцах жила Божественная любовь, но и потому, что они сами, на собственном опыте познали, как трудно победить грех в себе. Пройдя через эту страшную внутреннюю борьбу, они уже не могли осудить кого-то, кто упал: они понимали, что сами могли бы упасть или падали, может быть, в прошлом точно так же. Авва Агафон, когда видел человека согрешившего, всегда говорил себе: «Смотри, как он пал: ты так же падешь завтра. Но он, скорее всего, покается, а вот будет ли время на покаяние у тебя?».

Это одна причина осуждения, а другая — обилие совершенно реальных поводов для осуждения. Человек — существо падшее, поврежденное грехом, и примеров поведения, заслуживающего осуждения, всегда достаточно. Другой вопрос — заслуживающих чьего осуждения? Божественного осуждения — да. А мы — имеем ли мы право осуждать?

— Но как не осудить, когда сталкиваешься с низостью, подлостью, хамством, изуверской жестокостью?.. В таких случаях осуждение — это естественная самозащита человеческого существа.

— Вот именно — естественная. А чтобы быть христианином, нужно свое естество превозмочь. И жить неким сверхъестественным образом. У нас самих это не получится, но с Божией помощью все возможно.

— И справиться с осуждением тоже, конечно; но что для этого должны делать мы сами?

Прежде всего — не давать себе права кого-то судить, помнить, что суд принадлежит Богу. Это очень трудно на самом деле, каждый из нас знает, насколько это сложно — не давать себе права судить. Помнить евангельскую заповедь: не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Известен такой пример из патерика: монах, который считался самым нерадивым в монастыре, умирал в такой тишине сердечной, в таком мире с Богом, в такой радости, что братия пришла в недоумение: как же так, ведь ты совсем не подвижнически жил, почему ты так умираешь? Он ответил: да, я не очень хорошо жил, но я никогда не осуждал никого. Страх быть осужденным — это та преграда, которую можно поставить себе для того, чтобы не грешить осуждением.

Но лично мне близок тот способ борьбы с осуждением, о котором говорил преподобный Анатолий Оптинский. Он облекал его в такую краткую формулу: пожалей — и не осудишь. Как только начинаешь жалеть людей, желание их осуждать пропадает. Да, жалеть не всегда легко, но без этого нельзя жить по-христиански. Вы говорите о естественной самозащите человека от зла; да, мы страдаем от зла, от чужого греха, нам жалко самих себя, нам страшно, и мы хотим защититься. Но если мы христиане, мы должны понимать — в данном случае не столько мы, сколько тот, кто творит зло, несчастен. Ведь ему придется за это зло отвечать неким страшным, может быть, образом. Когда рождается эта подлинно христианская жалость к согрешающему человеку — пропадает желание осуждать. А для того, чтобы научиться жалеть, чтобы понудить свое сердце к этой жалости, надо молиться об этом человеке. Это давно известно: начинаешь молиться — и пропадает желание осуждать. Слова, которые, может быть, по-прежнему еще говоришь, не наполнены уже такой разрушительной силой, которой они были наполнены прежде, а потом ты вообще говорить их перестаешь. Но стоит забыть о молитве — и осуждение, погрузившееся уже вглубь, вновь вырывается на поверхность.

— А что еще нужно, кроме молитвы за врагов — чтобы агрессию, злость переплавить в жалость к ним? Может быть, видение собственной греховности?

— Другой оптинский старец, преподобный Амвросий, любивший облекать свои духовные уроки в полушутливую форму, говорил так: «Знай себя — и будет с тебя». В душе, в сердце каждого из нас — такой необъятный мир, мир, с которым нужно успеть разобраться за земную жизнь. Нам столько всего нужно успеть сделать с собою, и как часто мы не находим на это ни времени, ни сил. Но когда мы принимаемся за других людей, за разбор их грехов — время и силы почему-то находятся. Судить других — это лучший способ отвлечься от себя, от работы над собой, которая на самом деле должна быть самым главным нашим делом.

Читая о святых, часто думаешь: как же он, этот святой, жил в самом горниле искушений, в самой гуще людского греха, к тому же ему исповедовались сотни, тысячи людей, совершавших, может быть, страшные грехи — а он будто не замечал всего этого, жил так, словно этого нет? А он был занят тем, чтобы исправить, очистить от греха крохотную частицу этого мира — самого себя. И поэтому не был расположен заниматься грехами и немощами других людей. А молиться — да, молился о них и потому жалел. Для меня видимым образцом такой жизни всегда будет оставаться архимандрит Кирилл (Павлов) — человек, от которого услышать слово осуждения было практически невозможно. Он просто не оценивал никого никогда! Хотя у него исповедовалось огромное количество архиереев, духовенства, монашествующих, просто православных мирян. Он никого не судил, во-первых, потому что жалел, а во-вторых, потому что всегда был занят оплакиванием собственных грехов. Грехов, которые нам-то и заметны не были, но ему самому были заметны.

— Однако все мы вынуждены рассуждать об окружающих нас людях, судить о них, разбираться в них, наконец — это необходимо и в личной жизни (чтобы не наломать в ней дров, не сделать себя и близких своих несчастными), и на работе (чтобы, например, не доверить дело человеку, которому нельзя его доверять). Нам приходится говорить о чьих-то качествах вслух, обсуждать их — опять же, и на работе, и дома, от этого никуда не денешься. Где грань между необходимым и адекватным обсуждением — и осуждением человека?

— Святитель Василий Великий сформулировал замечательный принцип, определяющий, когда мы имеем право сказать о человеке что-то негативное и не впасть при этом в грех осуждения. Это возможно в трех случаях: во-первых, когда мы видим необходимость сказать ближнему нашему о его недостатке или грехе для его же блага, для того, чтобы ему помочь. Во-вторых, когда нужно сказать о его немощах кому-то, кто может его исправить. И в-третьих, когда нужно предупредить о его недостатках того, кто может от них пострадать. Когда мы говорим о приеме на работу, о назначении на должность или же о вступлении в брак — это подпадает под третий пункт данного «правила». Решая эти вопросы, мы думаем не только о себе, но и о деле и о других людях, о том, какой вред может им причинить наша ошибка в человеке. Но что касается работы — здесь особенно важно быть максимально объективным, беспристрастным, чтобы к нашей оценке человека не примешивались наши личные, эгоистические мотивы. Насколько мы можем здесь быть справедливыми? Насколько вообще может быть справедливым человек? Как говорил авва Дорофей, кривое прав`ило и прямое кривит. Всегда есть возможность ошибки. Но даже если мы максимально объективны и справедливы, даже если наше суждение о человеке совершенно правильно — у нас все равно остается масса возможностей согрешить. Например, мы можем говорить о человеке справедливо, но со страстью, с гневом. Мы можем быть совершенно правы, но в какой-то критической ситуации оказаться абсолютно немилосердными к виноватому человеку, и это тоже будет грехом. Практически не бывает так, чтобы мы высказали о человеке свое мнение — пусть непредвзятое, справедливое, объективное — и у нас не было бы нужды вернуться к этим нашим словам, когда мы придем в храм на исповедь.

Не могу не сказать еще раз об отце Кирилле. Когда ему задавали вопросы о конкретных людях (например, о сложных ситуациях, связанных с другими людьми) — он никогда не отвечал сразу, между вопросом и ответом всегда была дистанция. Отец Кирилл не просто обдумывал ответ, он молился, чтоб ответ был правильным, он давал себе время, чтоб утишились его собственные чувства, чтобы отвечать не из собственного душевного движения исходя, а именно по Божией воле. Есть пословица: «Слово — серебро, а молчание — золото». Но отец Кирилл на таких весах взвешивал свои слова о людях, что они исходили из молчания и оставались золотом. Вот если любой из нас попытается говорить о других исключительно так, с такой мерой ответственности — тогда его слово будет очищено от человеческих страстей, и он, может быть, не согрешит осуждением, немилосердием, гневом, тем, чем обычно мы в таких случаях согрешаем.

— А бывает ли праведный гнев?

— Пример праведного гнева дает нам Третья книга Царств, это гнев святого пророка Божия Илии. Однако мы видим: Господь — хотя Он и затворил по молитвам пророка небо и не было дождя — хотел иного: хотел, чтобы Его пророк научился любви. Милосердие и любовь Богу угоднее, чем праведный гнев. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Никогда не называй Бога справедливым, Он не справедлив, Он милостив». И мы, чувствуя подступивший гнев, должны вспоминать об этом. К сожалению, мы периодически встречаем людей — искренне верующих, православных, но убежденных, что Православие должно быть с кулаками. Эти люди ссылаются, как правило, на Иосифа Волоцкого, на его взгляды на борьбу с ересями, которые привели даже к казням еретиков на Руси (слава Богу, что это не вошло в систему, осталось лишь отдельно взятым эпизодом, ибо существовал противовес — точка зрения преподобного Нила Сорского), на святителя Николая, якобы ударившего по щеке еретика Ария (хотя исторически этот эпизод сомнителен), и, наконец, на Иоанна Златоуста, призывавшего заградить ударом уста богохульствующего. Но ведь все эти примеры являют собой исключение, а не правило. И если мы помним согласное учение святых отцов, помним Евангелие, мы знаем, что все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф. 26, 52). Если удар по щеке Ария действительно был нанесен, это было, возможно, проявлением ревности со стороны архиепископа Ликийских Мир — но откуда в современном человеке, усиленно призывающем «освятить руку ударом», такая уверенность — будто он обладает добродетелями святителя Николая? Откуда мы взяли, что для святителя Иоанна Златоуста это было нормой, а не исключением — «заграждать уста ударом»? Поэтому не надо нам «освящать руки» и заграждать чужие уста ударами. Не надо никого бить «за православную веру». За православную веру нужно бить только собственный грех. Это очень большой соблазн — направить гнев не на борьбу с самим собой, а на борьбу с другими. Если мы будем не с другими, а с собственным грехом бороться, мы разомкнем цепочку зла, ненависти, страха, не продолжим, а разомкнем. Господи, хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа (Лк. 9, 54–55).

— Может быть, можно сказать так: на праведный гнев имеет право только святой?

— Паисий Святогорец говорил: «Чем духовней человек, тем меньше у него прав». Это мы со своей точки зрения можем говорить о каких-то особых правах святого человека по отношению к другим, а сами святые никаких особых прав за собою не числили. Напротив, в житиях мы читаем, как святой, едва произнеся какое-то слово, осуждающее другого человека, тут же падал на колени и каялся в невольном грехе.

— Если ближний наш обижает нас, причиняет нам боль или какой-то ущерб — нужно ли сказать ему об этом, и если нужно, то как при этом не допустить его осуждения?

— Я не думаю, что в подобных ситуациях нужно терпеть молча. Потому что бессловесное, безропотное терпение скорбей, приносимых ближними, под силу только людям совершенной жизни. Если ближний причиняет нам боль — почему бы не предложить ему поговорить, разобраться, не спросить его, не считает ли он нас в чем-то неправыми, не обидели ли мы его чем-то сами? Когда оба человека благонамеренны — ситуация разрешится. Но если человек уязвляет нас сознательно и злонамеренно — здесь два пути: попытаться нейтрализовать его или, может быть, потерпеть, если это по силам. Если нет, выйти из-под удара — в этом никакого греха нет. Сам Спаситель заповедовал: Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой (Мф. 10, 23). Нам же для того, чтобы защититься от причиняемого человеком зла, нужно порой просто перестать перед ним открываться. Опустить забрало, дабы оно помешало ему нанести нам тот удар, который принесет зло — не только нашей, но и его душе.

— С грехом осуждения непосредственно связан грех лжи и клеветы. Меня поразило то, что авва Дорофей и другие духовные писатели использовали слово «ложь» в несколько ином значении, не в том, к которому привыкли мы. Для нас ложь — это предпринимаемый с какой-либо (когда-то даже и благой) целью сознательный обман. Для них — то, что мы очень редко за собою замечаем: безответственное произнесение, говорение неких слов, то ли соответствующих истине, то ли нет; произнося это в обычном потоке нашего празднословия, мы даже не задумываемся о том, соответствуют ли наши слова о других людях реальности. Злословие, сплетничанье, «перемывание косточек» — все из этой оперы. Как от этого отстать?

— Это вопрос о внимательности нашей жизни, о том, как мы внимаем себе. У внимательного человека пропадает склонность к легкомысленным, скоропалительным суждениям. Если человек живет не задумываясь, он переходит от одного смятения к другому. А смятение преподобный Исаак Сирин назвал колесницей диавола: на смятении, как на колеснице, враг въезжает в наши души и переворачивает в них все вверх дном. И перевернутый человек судит других по первому своему побуждению, не давая себе труда поразмыслить о справедливости своих суждений.

Мы часто начинаем судить других от собственной немощи — одолевает нас усталость от обид, от ударов, от боли, и мы срываемся и начинаем эти свои раны с кем-то обсуждать. Перетерпи какое-то время, не рассказывай никому о своей обиде — и, может быть, умрет в тебе осуждение. И наступит ослаба, отдохновение для души. Но мы не находим в себе сил потерпеть, и здесь срабатывает еще один духовный закон, о котором говорят святые отцы: осуждая, ты лишаешься помощи Божией, благодатного покрова. И практически всегда сам совершаешь тот грех, за который осуждал другого человека. Страх лишиться Божией помощи — это еще один наш помощник в преодолении греха осуждения. Замечательный старец Ефрем Катунакский служил Божественную литургию в течение всей своей жизни каждый день и каждый раз переживал ее как неповторимое радостное событие для себя и всего мира. Но как-то раз не почувствовал божественной радости — отчего же? «Приходил ко мне брат один, мы с ним обсудили поступки архиереев и кого-то осудили» — так он это объяснил. Он стал молиться, почувствовал, что Господь его прощает, и сказал себе: «Хочешь снова потерять Литургию — осуждай».

— Вы сказали уже об обилии поводов для осуждения. Как избежать сердечного гнева, наблюдая то, что происходит с нашим обществом, со страной, зная о колоссальной коррупции, наблюдая деморализацию общества, намеренное, в коммерческих целях, развращение молодежи? Это гражданская боль, гражданский протест, но ведь это и гнев тоже — мы им согрешаем?

— Чувство, о котором вы говорите, очень близко и понятно мне. И я ищу для себя ответ на этот вопрос. Причина нравственного состояния нашего общества — она ведь и в нас самих тоже. Но если бы мы принимали неправедную жизнь как нормальную, если бы нам сейчас было хорошо — у нас вообще не было бы никакого оправдания. Мы привыкли разделять историю нашей страны на две части: до катастрофы 1917 года (это как бы хорошая жизнь) и после — это наша жизнь, плохая. Но давайте зададим себе вопрос: а что, до революции религиозная жизнь народа — всего, сверху донизу — была идеальной? Народ сам отходил от живой веры, его никто не оттаскивал за руку. Значит, народ сам сделал выбор и получил то, что выбирал. И пример израильского народа говорит нам об этом: когда евреи предавали Бога Единого, они терпели бедствия, притеснения, оказывались в рабстве; когда они отвергли Сына Его, они рассеялись по миру. Представьте себе, если бы у нас была сейчас идеальная власть, она продуманно заботилась бы о народе, настало бы процветание… Мы стали бы от этого чище, праведнее, ближе к Богу? Нет. Но, если бы мы оказались настолько далеки от Бога в условиях хотя бы относительного благополучия — суд Его был бы суровее к нам. Господь, может быть, посылает нам все это, всю нашу жизнь для того, чтобы мы поняли наконец, что не надо надеяться «на князи, на сыны человеческия» — надеяться надо только на Него. Чтобы мы от этой мысли к Нему обратились и изменились к лучшему. Осуждает тот, кто считает, что достоин лучшей жизни, лучшего народа, лучшей власти, кто думает: со мной-то все в порядке, а вот они… Но на самом деле начинать надо с себя. Потому что ничего в этом мире не исправишь, пока не исправишь себя самого.

Журнал "Православие и современность", №23 (39), 2012 г. "

Специально выделила третий пункт по Василию Великому. . Может кого-то утешит. Из борцов против экуменизма.. ... но... над собой работать все же важнее.
#61 | Инна Ш. | 23.05.2020 10:03 | ответ на: #59 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
О зле в Церкви

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим

«Дорогой владыка, напишите, пожалуйста, еще на тему НЕправды в Церкви. И о том, что делать мирянам, когда примеры цинизма, лжи, лукавства они видят от тех, кто поставлен проповедовать Истину», – с такой просьбой обратилась ко мне одна из посетительниц сайта «Православие.Ru» в комментарии на мою статью «Правда без любви».




Хочу сразу оговориться: зла в Церкви нет, его в принципе не может быть в Церкви в силу ее святости. Всем доброжелателям и недоброжелателям, болезненно или же со злорадством воспринимающим сообщения о недостатках, грехах и пороках православных клириков и мирян, напомню филигранно отточенное определение святости Церкви, данное святителем Филаретом Московским в его «Пространном катехизисе»:

«266. ПОЧЕМУ ЦЕРКОВЬ МЫ НАЗЫВАЕМ СВЯТОЙ?

Церковь святая, потому что освящена Господом Иисусом Христом через Его страдания, Его учение, Его молитву и через Таинства.

“Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистить банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна” (Еф. 5: 25–27).

В молитве Богу Отцу о верующих Господь Иисус Христос сказал: “Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною” (Ин. 17: 17–19).

267. КАК ЦЕРКОВЬ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯТОЙ, ЕСЛИ В НЕЙ ЕСТЬ ГРЕШНИКИ?
Церковь святая, хотя в ней есть и согрешающие. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а нераскаянные грешники или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия как мертвые члены отсекаются от тела Церкви, и, таким образом, она и в этом случае сохраняется святой».

Вот ответ всем любителям отождествлять достоинство Церкви с недостойностью ее членов. Когда ругают Церковь в лице ее недостойных членов, никогда не попадают в цель: если согрешающий кается, то грехи и беззакония его уже прощены и судить его, кроме Бога, никто не может; а если покаяния нет – то он уже не член Церкви, хотя может именоваться православным и даже состоять в чине монашествующих или в сане священнослужителей вплоть до самых высоких степеней.

Как быть, сталкиваясь с нерадивым служителем Церкви? Ответ простой: не соблазняться!

Но вопрос остается открытым: что делать, когда сталкиваешься с вопиющей недостойностью того, кто по своему званию должен быть самым достойным? Ответ: не соблазняться! Скажете: это невозможно! Отвечу словами Христа-Спасителя: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26). Помните, по какому поводу сказал Христос Своим ученикам эти слова? – На их изумление строгостью приговора богатому юноше, исполнившему все заповеди, но отказавшемуся пожертвовать своим имением ради следования за Христом (см.: Мф. 19: 16–24). Думается мне, что в понимании этого непростого евангельского отрывка и кроется ответ на наш вопрос.




У евангелиста Марка есть одно важное дополнение, которое я выделю жирным шрифтом: «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10: 21). За этим «полюбил его» раскрывается одаренная природа богатого юноши, который был достоин стать одним из учеников Христа. Из уст Спасителя юноша услышал призыв к апостольскому служению: следуй за Мной! Но отказ юноши опечалил и его самого, и Божественного Учителя, и апостолов, в числе которых он мог быть. И на месте этого несостоявшегося апостола оказывается другой – Иуда Искариот.

Сколько у нас, в Православной Церкви, благочестивых мирян, которых Господь звал на служение Себе кого алтарником, кого певчим, кого иноком, а кого просто сторожем или уборщиком в храме, а они отказались? Сколько благоговейных диаконов, которые не хотят брать на себя ответственность священника за людские души? Сколько достойных пресвитеров среди монашествующих, которых Христос позвал на архипастырское апостольское служение, но они сочли себя недостойными столь высокого звания и отреклись от него? И всем им вовсе не надо было отказываться от богатства – а просто от привычной жизни. И после этого мы удивляемся и возмущаемся, что у нас в храмах работают злые тети и подозрительные дяди, поют за деньги неверующие певчие, служат неблагоговейные диаконы и грубые священники, а учат нас жадные и развратные епископы?!

И хотя проблема порочности наших пастырей, а особенно архипастырей специально сильно преувеличена, всё же нельзя полностью ее отрицать. Но всякий раз, когда мы, обмотав указательный палец ворованной фразой «не в осуждение, а в рассуждение», будем обличать очередного «провинившегося», перст Божий будет указывать на нас самих: а не ты ли тот богатый юноша, который отказался когда-то следовать за Мной, а теперь присвоил себе право судить того, кто занял место, предназначенное тебе?

Очень любимый и почитаемый мною святитель Филарет Московский еще в середине XIX века сокрушался, что в Москве половину священников нужно запретить в служении, но тогда служить будет некому. И такая проблема стоит перед каждым архиереем, который разрешает служить или не запрещает в служении клириков, совершивших канонические преступления, не позволяющие им более предстоять у Престола Божия. Когда хорошие, чистые, одаренные отказываются служить алтарю, на их место приходят иуды, чтобы питаться от алтаря. И Сам Христос терпел и покрывал Иуду, призывая его к покаянию. А на гневное предложение Ангелов вырвать плевелы на пшеничном поле отвечает: «Нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мф. 13: 24–30).



О, эти «проклятые вопросы»: «Что делать?» и «Кто виноват?»! – Виноваты мы сами! Интеллигентные, умные, тактичные, гнушаемся работой в церковной лавке и уборку храма, которую преподобный Серафим Саровский ставил выше всех дел человеческих, считаем ниже своего достоинства. Образованные, талантливые, чуткие, заботливые – свои дары скрываем в семейном кругу, боясь обнаружить их в служении Церкви. Нестяжательные, целомудренные, познавшие силу и сладость молитвы и украшенные богословскими знаниями – уступаем дорогу бездарным карьеристам, рвущимся к вершинам церковной иерархии. Если мы не на словах, а на деле хотим, чтобы наша Православная Церковь славилась добродетелями своих клириков, монахов и мирян, будем сами становиться достойными и ревностными клириками и монахами, благочестивыми, неравнодушными мирянами, для которых Церковь не злая мачеха, а родная Мать.

Епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим

27 октября 2015 г
#64 | Инна Ш. | 23.05.2020 17:21 | ответ на: #63 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
Не зря я писала, что не хочу говорить на эту тему. Бесконечное манипулирование цитатами уже надоедает. Как Бог рассудит так и будет. Пагубные ереси это те , что приводят к нарушению заповедей и отвержению Спасителя . То есть к сознательному отпадению от Христа. Все остальное мало значимо в последние времена. Имхо. Из вашего текста цитата
Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа,, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату (искажению истины), и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет" (2 Петр. 2, 1-3).
#66 | Инна Ш. | 23.05.2020 19:31 | ответ на: #65 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
Манипулирование это не махинации, конечно. Это использование нужных цитат с целью продвижения идеи. Экуменизм - это объединение христиан для участия в мировых проектах. В соответствии с Википедией и азбукой.ру. Другого определения экуменизма я не читала. Это совместный проект, скорее. Но.. раз признали РПЦЗ ересью, значит, так и есть. В соответствии с азбукой.ру- это больше объединение в благотворительных целях. Но.. против совместных богослужений с католиками и протестантами, конечно, надо протестовать. На большее нет у меня понимания. Извините. Для меня заблудшие христиане это все же неправильные христиане, потому что они верят во Иисуса Христа и любят Иисуса Христа. Сознательного богохульства у них нет. Не вижу. Поэтому Бог пусть их и судит. А не я.
Экуменизм https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fekumenizm
#68 | Инна Ш. | 26.05.2020 07:40 | ответ на: #67 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
Да, я с вами согласна в том, свою веру надо ценить, беречь и охранять от влияния иноверцев. Но.. Я не считаю, что нужно особо бояться совместных проектов людям с крепкой верой. Хотя и есть предостережение в Новом Завете не впрягаться в одно ярмо с неверными. Различие в вере не мешает ведь людям трудиться в одном коллективе? А уж с атеистами так мы вполне сроднились по воле судьбы, увы. А ведь по предсказаниям Зверь последнего времени будет говорить гордо и богохульно!!! И в первую очередь почему- то Ленин вспоминается.. Хотя на Западе уже официально зарегистрирована сатанинская церковь. И это пострашнее будет..

Ереси все же у меня ассоциируются больше с разномыслиями , заблуждениями и расколами, чем с богохульством. Может и ошибаюсь. Написано ведь, какое может общение у света с тьмой...Хотя в реальной жизни мы именно этим и грешим. Христиан ведь всего 4 процента. С праздником славянской письменности и культуры!
#70 | Инна Ш. | 26.05.2020 17:07 | ответ на: #69 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
Алексей, если экуменизм соборно признан ересью хотя бы РПЦЗ, то уже и нечего обсуждать. Значит, это ересь.Молитвы , таинства -врозь. Тем не менее проекты совместные могут быть разными. Какие - нибудь обители милосердия, хосписы, дома престарелых, больницы ... Да и вообще в светских компаниях работают люди разных вероисповеданий и очень часто даже атеисты в большинстве своем. Христианам велено быть мудрыми как змии и простыми как голуби.. И чем это не экуменизм в миниатюре в реальной жизни?Даже вы как водитель оказываете услуги за плату людям разного вероисповедания. Так ведь? В своем роде мини договор на оказание услуг всем православным и еретикам.
#72 | Инна Ш. | 26.05.2020 20:28 | ответ на: #71 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
Алексей, вера- это теория, и без практики, без дел -мертва. А на деле вам надо любить ближних, которые по вере хотя бы и самаряне, но в трудную минуту пришли к вам на помощь. Потому что это Бог их послал))
#74 | Инна Ш. | 26.05.2020 22:04 | ответ на: #73 ( Алексий Л.П. ) »»
  
0
Ну, если вы любите еретиков...и желаете обратить их к свету, ну тогда я молча преклоняюсь перед Богом, который Любовь))

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него.

Евангелие от Иоанна 3 глава
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites