Единство ума с Богом есть состояние, но в то же время и движение

прп Никита Стифат


Единство ума с Богом есть состояние, но в то же время и движение, поскольку совершенству нет предела. Преподобный Максим говорит в своих сочинениях о непрестанно движущемся стоянии и устойчивом движении. Человек, пребывая в Боге, постоянно движется. То же самое пишет преподобный Никита об уме: «...все умы обладают в этом Первом Уме и вечным стоянием, и бесконечным движением». Это относится не к нечистому уму, но к такому, который является чистым и прозрачным. Объединяясь с Первым Умом (Φιλοκαλία T.Г'. Σ332, κη᾿), ум становится благим и мудрым. «Благ и мудр по естеству один Бог; но бывает таковым по причастию и ум, если поревнует о том» (Преп. Фалассий. Добр. Т.3. С.299).

Комментарии (24)

Всего: 24 комментария
  
1
Когда человек заявляет, что он спасен лишь потому, что верит в Христа или потому, что крестился однажды в церкви христианской,
то это западнический подход к вере христианской.

Вера без дел мертва есть - сказано в Писании, даже если человек верит или крестился в христианской церкви

Тем более верить в свое полное и окончательное спасение не стоит по той причине, что это процесс продолжительный и продолжающийся в течение жизни, а не окончательное и одноразовое событие в момент таинства крещения.

Вера тоже необходима, но не достаточна для спасения, нужны труды и дела, ибо Царствие Божие усилием берется и приобретается. И не дается за красивые глазки.

Пуд соли придется съесть, потому что сталь закаляется огнем страданий и водой познания истины.

Огонь и вода не только закаляет сталь, но испытывает человека на прочность этой закалки.

Кроме огня и воды есть еще одно нелегкое, трудное и опасное испытание - медными трубами, т.е. славой, если человек успешно прошел все другие.
И далеко не все его выдерживают, хотя крестились и верили в Бога.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 11.01.2020 07:40 | ответ на: #1 ( Михаил Евгеньев ) »»
  
0
Держи ум в Отце и спасешься.
#3 | Михаил Евгеньев »» | 11.01.2020 08:58 | ответ на: #2 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Что и причащаться в этом случае не надо?
И в церковь ходить не обязательно?

А если не удержишь ум в Отце, тогда что?
И как его держать там, если это не камень и он норовит ускользнуть в сторону?
Ум - это внимание наше, а оно время от времени переключается на другие предметы.

Учиться надо, но кто научит кроме святых.
По книжкам учиться будем?
Но для этого молиться надо научиться правильно.
Потому что держать ум в Отце означает молиться непрерывно.
Вы научились?
Тогда и говорите чему и как нужно научиться, чтобы спастись
и как правильно держать ум в Отце.
если это и есть молитва непрестанная?
  
#4 | Андрей Рыбак »» | 11.01.2020 09:20 | ответ на: #3 ( Михаил Евгеньев ) »»
  
0
Если ум в Отце не держишь, то проку никакого нет от хождения в церковь и причащение зачастую идет в осуждение.
#5 | Инна Ш. »» | 11.01.2020 14:55
  
0
Сложная тема. Не до конца поняла. Непрестанная молитва, наверное, это не обязательно чтение молитв, а непрерывный мысленный диалог с Богом в любую минуту. То есть надо верить и надеяться, что каждую минуту Бог рядом с тобой. Во всех делах.Точнее даже, надо этого хотеть и желать. Иначе, как понять эти слова :
«Благ и мудр по естеству один Бог; но бывает таковым по причастию и ум, если поревнует о том» ?
#6 | Павел Феориев »» | 11.01.2020 15:30 | ответ на: #4 ( Андрей Рыбак ) »»
  
1
Благодать в познании Истины. Познал, поверил и в тебе благодати море. Что тут мудрить то или держи ум в Отце

Мудрости многая требуется в раскрытии, познании и в добродетели и в молитве.
Григорий Синаит описывает метод следующим образом: «С утра, сидя на седалище вышиною в одну пядь, изведи ум из головы к сердцу и держи его в нем согнись до боли и, сильно удручая грудь, плечи и шею, вздыхай непрестанно в уме и в душе: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»… Удерживай так же и дыхательное движение, потому что выдыхание, от сердца исходящее помрачает ум и рассеивает мысль»

Симеон Новый Богослов отвергает и научает по своему:

Когда кто сводит ум свой внутрь себя, отвлекая его от всего чувственного, хранит чувства свои, собирает все помыслы свои, чтоб не скитались по суетным вещам мира сего, – и то исследует помыслы свои, то вникает в слова читаемой молитвы, то возвращает назад помыслы свои, если они, быв пленены дьяволом, унеслись к чему суетному и худому, то с большим трудом и самопонуждением напрягается придти в себя самого, если был возобладан и побежден какой-либо страстью. Отличительная черта сего дела та, что оно происходит в голове: мысли с мыслями борются.

Имея такой подвиг и такую брань с самим собою, не может он мирствовать в себе никогда, и не находит времени заняться деланием добродетелей, чтоб получить и венец правды. Такой человек подобен ведущему брань с врагами своими ночью в темноте, который слышит голоса врагов своих и принимает удары от них, но не может ясно видеть, кто они такие, откуда пришли, как и для чего бьют его. Потому что сам он пребывает в голове, а помышления злые исходят из сердца. Он и не видит их, так как не внимает сердцу. Тьма, которая в уме его, и буря, какую имеет он в помыслах своих, причиняют ему сей ущерб (т.е. не дают ему видеть это), и нет ему возможности ускользать от врагов своих демонов, чтоб они не поражали его. Тщетно подъемлет он труд, несчастный, и даже совсем теряет мзду свою, если при этом, и сам не замечая того, возобладан бывает тщеславием, воображая, что надлежаще внимает себе. В гордости своей презирает он других и осуждает их, а себя самого хвалит, мечтая при сем, что достоин быть пастырем словесных овец и руководить других, – и походит он на слепца, который берется водить других слепцов.

Три вещи надлежит тебе соблюдать прежде всего другого: беспопечение о всем, даже благословном, а не только неблагословном и суетном, или иначе умертвиться всему, – совесть чистую во всем, так, чтоб она не обличала тебя решительно ни в чем, – и совершенное беспристрастие, чтоб помысел твой не клонился ни к какой мирской вещи. Стой вниманием внутри себя самого (не в голове, а в сердце) *). Там имей

Св. Иоанн Лествичник, уподобляя сии образы, как бы лествице некоей о четырех ступенях, говорит: "иные укрощают страсти, и смиряются; иные поют, т. е. молятся устами; иные упражняются в умной молитве; иные восходят в созерцание. Которые берутся восходить по сим ступеням, не начинают с верхних, чтоб нисходить к нижним, а от нижних идут к верхним, – ступают на первую, потом на вторую, далее на третью и, наконец, на четвертую. И вот таким образом может, кто желает, подняться от земли и взойти на небо: во-первых, нужно подвизаться умом и укротить страсти, во-вторых, упражняться в псалмопении, т. е. молиться устами, потому когда умалятся страсти, тогда достигнуть хождением пред Богом и молитвенным трудом, особенно хождением в церковь. Но помнить надо, что наш только труд, а само дело, т. е. сочетание ума с сердцем, есть дар благодати, подаемый, когда и как хочет Господь. Лучший пример – Максим Капсокаливит. молитва уже естественно доставляет удовольствие и сладость даже языку и вменяется в благоугодную пред Богом, в третьих, молится умно, – и в четвертых, восходить в созерцание. Первое свойственно новоначальным, второе – преуспевающим, третье подходящим к последним степеням преуспеяния, а четвертое – совершенным.
Итак, кто проходит все сие по чину, каждое в свое время, тот может, после того как очистится сердце его от страстей, всецело весь и вдаваться в псалмопение, и противоборствовать помыслам, и на небо воззревать чувственными очами или созерцать его очами души умственными, и молится чисто воистину, как подобает.

Впрочем воззревать на небо чувственными очами надо, сколько можно, реже, страха ради злых, в воздухе находящихся, демонов, которые потому и называются духами воздушными, многоразличные прелести производящими на воздухе, – и нам надлежит быть внимательными. Бог одного от нас требует, – того, чтоб сердце наше было очищаемо посредством внимания. А затем будет, по слову Апостола: "если корень свят, то явно святы и ветви и плод" (Рим. 11, 16). Если же кто не в таком порядке, как мы сказали, станет возводить очи свои и ум свой на небо, и воображать что-либо мысленное, то он увидит мечтания, что-нибудь ложное, а не истинное, по той причине, что сердце его не чисто. Так первый и второй образ внимания и молитвы, как мы не раз говорили, не приводят человека в преуспеяние. Почему, как желая построить дом, мы не кровлю прежде возлагаем, а после полагаем основание, потому что так нельзя, но прежде кладем основание, потом строим дом, и тогда уже возлагаем кровлю: так надлежит нам поступать и в отношении к духовному: прежде положим основание, т.е. станем хранить сердце и изгоним из него страсти, потом построим духовный дом, т.е. прогоним мятеж, воздвигаемый в нас злыми духами посредством внешних чувств и навыкнем пресекать сию брань, как можно скорее, и тогда же возложим и кровлю, т.е. совершенное отрешение от всего, чтоб всецело предаться Богу, – и тем закончим духовный дом свой во Христе Боге, Коему слава вовеки. Аминь.
  
#7 | Андрей Рыбак »» | 11.01.2020 15:35 | ответ на: #5 ( Инна Ш. ) »»
  
0
Так и есть. Всегда на связи с Отцом. Наш ум должен быть в Уме Отца. Отец и Есть Ум.
  
#8 | Андрей Рыбак »» | 11.01.2020 15:37 | ответ на: #6 ( Павел Феориев ) »»
  
0
В чем заминка?

Отец благодать подает. Из Ума исходит Дух Любви. Это и есть благодать, нетварные энергии...
#9 | Павел Феориев »» | 12.01.2020 06:41 | ответ на: #8 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Да нет заминок, пытаюсь донести, что надо раскрывать даже самый правильный слог.

Бог – это не душа и не ум, а поскольку сознание, мысль, воображение и представление у Него отсутствуют, то Он и не разум, и не мышление и ни уразуметь, ни определить Его – невозможно; Он ни число, ни мера, ни великое что-либо, ни малое, ни равенство, ни неравенство, ни подобие, ни неподобие; Он ни покоится, ни движется, ни дарует упокоение; не обладает могуществом и не является ни могуществом, ни светом; не обладает бытием и не является ни бытием, ни сущностью, ни вечностью, ни временем и объять Его мыслью – невозможно. Он ни знание, ни истина, ни царство, ни премудрость, ни единое, ни единство, ни божество, ни благость, ни дух – в том смысле как мы его представляем, ни сыновство, ни отцовство, ни вообще что-либо из того, что нами или другими (разумными) существами может быть познано. Он не есть ни что-либо не сущее, ни что-либо сущее, и ни сущее не может познать Его в Его бытии, ни Он не познает сущее и бытии сущего, поскольку для Него не существует ни слов, ни наименовании, ни знаний; Он ни тьма, ни свет, ни заблуждение, ни истина; по отношению к Нему совершенно невозможны ни положительные, ни отрицательные суждения, и когда мы что-либо отрицаем или утверждаем о Нем по аналогии с тем, что Им создано, мы, собственно, ничего не опровергаем и не определяем, поскольку совершенство единственной Причины всего сущего превосходит любое утверждение и любое отрицание, и, обобщая: превосходство над всем совокупностью сущего, Того, Кто запределен всему сущему, – беспредельно.
Св. Дионисий Ареопагит,

Как в непознанном держать ум?

Христа Единаго взыскуй и с Ним прибудеши во векы.
азъ эсмь двьри. мъною аще къто вънидеть съпасеть ся. и вънидеть и изидеть и пажить обрящеть. Ин 10,09.

14 азъ эсмь пастырь добрыи. и знаю моя и знають мя моя.
15 якоже знаэть мя отьць и азъ знаю отьца и доушу мою полагаю за овьця.
16 и ины овьця имамъ яже не суть от двора сего и ты ми подобаэть привести и гласъ мои оуслышять и будеть эдино стадо и эдинъ пастырь.
17 сего ради мя отьць любить яко азъ полагаю доушу мою да пакы прииму ю.
18 ни къто же възьметь эя от мене нъ азъ полагаю ю о себэ. область имамъ положити ю и область имамъ пакы прияти ю. сию заповэдь прияхъ от отьца моэго.
  
#10 | Андрей Рыбак »» | 12.01.2020 06:57 | ответ на: #9 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Просто. Как его держал Спаситель, так и ты держи.
#11 | Павел Феориев »» | 12.01.2020 09:42 | ответ на: #10 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
глагола эмоу iсоусь: азъ эсмь путь и истина и живот. ни къто же придеть къ отьцоу тойкъмо мъною. Ин 14,6

не придеть царьствиэ божиэ съ сумьнэниэмь.
21 ни рекуть: се сьде ли овъде. се бо царьствиэ божиэ вънутрьуду въ васъ эсть.
  
#12 | Андрей Рыбак »» | 12.01.2020 12:04 | ответ на: #11 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Аминь
#13 | Инна Ш. »» | 12.01.2020 12:27 | ответ на: #9 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Как в непознанном держать ум?

Если не интересоваться вопросом, то никогда не узнаешь на него ответ. А скорее всего все равно не узнаешь ответа на какой-нибудь вопрос, потому что путь познания бесконечен.

Дионисий Ареопагит
О Божественных именах.https://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areopagit/o-bozhestvennykh-imenakh/

......
А тогда, когда мы станем нетленными и бессмертными и сподобимся блаженнейшего свойственного Христу покоя и "всегда, – согласно Речению, – с Господом будем» (1Фес. 4, 17), тогда мы будем исполняться видимого богоявления в пречистых видениях, озаряющих нас светлейшим сиянием, как учеников во время того божественнейшего Преображения, бесстрастным и нематериальным умом причащаясь Его умственного светодаяния и превосходящего ум соединения, когда неведомым и блаженным образом – в божественнейшем подражании сверхнебесным умам – мы окажемся достижимы для пресветлых лучей, ибо, как говорит истина Речений, мы будем «равны ангелам» и «сынами Божиими, будучи сынами воскресения» (Лк. 20, 36).

Ныне же мы, насколько нам возможно, пользуемся, говоря о божественном, доступными нам символами, а от них по мере сил устремляемся опять же к простой и соединенной истине умственных созерцаний, и после всякого свойственного нам разумения боговидений, прекращаем умственную деятельность и достигаем, по мере возможности, сверхсущественного света, в котором все пределы всех разумов в высшей степени неизреченно предсуществуют, каковой свет ни помыслить, ни описать, ни каким-либо образом рассмотреть невозможно, поскольку он за пределами всего, сверхнепознаваем и сверхсущественно содержит в себе прежде осуществления границы всех осуществленных разумов и сил и всё вообще непостижимой для всего, пребывающей выше сверхнебесных умов, силой. Ведь если всякое познание связано с сущим и имеет в сущем предел, то находящееся за пределами сущности находится и за пределами всякого познания.
.....
#14 | Павел Феориев »» | 12.01.2020 17:07 | ответ на: #13 ( Инна Ш. ) »»
  
1
Если не интересоваться вопросом, то никогда не узнаешь на него ответ.

Узнать ответ мало, тут Эмпирические данные нужны, а они могут быть обманчивыми.
потому что сам сатана принимает вид Ангела света 2 Кор 11,14.
Если же отвергнуть опасения, положившись на свою самость, то:
Вам как строящей свою веру на ВЗ, то бишь на страхе Господнем,
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 1Ин 4,18.
ума переживания будут нуменозными.
Нумино́зность (лат. numen — божество, воля богов) — понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия.

Мне представляющему Бога как надсущную Величину, Благость, Любовь ко всему сущему.
да будете сынове отьца вашего иже эсть на небесехъ. яко слъньце своэ сияэть на зълыя и на благыя и дъждить на правьдьныя и нанеправьдьныя. Мф 5,45.
Этот опыт наверное будет трансцендентно-имманентным.
Но пока есть хоть малейшие изъяны в сердце и совести, поостерегусь.
Христа Iисуса ума совлекуся, тут явно всё.

Даже если оно есть, то это только ваше ощущение, того что оно есть, а если его нет, то вы ощущаете, что его нет, но именно это доказывает что оно есть, потому что если чего-то нет, значит оно где-то есть, но вы его в данный момент не ощущаете, а могли бы.

Солипсизьм, батенька, чистейшей воды солипсизьм В.И.Л.
#15 | Михаил Евгеньев »» | 13.01.2020 03:33 | ответ на: #14 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Мы здесь - в этой теме обсуждаем важнейший вопрос, главную и конечную цель человеческой жизни - соединения с Господом или стяжание Духа Святаго (по словам Серафима Саровского), иначе говоря - святость, что есть в конечном итоге совершенно одно и то же.

Для начала надо понять главную цель человеческой жизни, для чего он рожден и существует на белом свете,
а потом можно будет найти пути, которые ведут к достижению этой цели.

Цель я уже назвал, потому что она указана святыми отцами церкви христианской,
которую они хорошо знали и достигали.
Но современные люди забыли и теперь пытаются снова открыть эту тайну.

Остается задать вопрос: как можно достичь цели христианской и человеческой жизни,
если она многим не известна вообще и не понятна в принципе?

Только после постановки цели можно перейти к вопросу о способах ее достижения
и выборе наиболее правильных и эффективных.из них, т.е. к конкретному достижению и реализации этой цели.

Поэтому пока цель не известна, ее не возможно достичь.
Делаем вывод - пока мы пытаемся понять цель человеческой жизни, мы ее не достигаем и не можем этого сделать по причине ее непонятности..

Потому что только за пониманием цели и ее постановкой идет следующий этап - достижение и реализация цели.

Этап достижения цели в корне отличается от этапа понимания цели, потому что он требует уже эффективных действий,
а не только умственных усилий и поисков. Впереди ожидает множество ошибок при отсутствии собственного опыта и опытного наставника, который достиг этой цели и может научить другого.

Цена невежества в этом вопросе - напрасно прожитая жизнь и многие потерянные напрасно годы.

Таким образом, заявление автора темы о том, что цель человеческой жизни означает "содержать ум в Отце" - пустой звук,
потому что не содержит способов достижения этой цели и объяснение как это делать.

И что это означает в конечном итоге. Цель человеческой жизни - соединение с Отцом Небесным в Святом Духе, т.е. святость.
Можно ли добиться святости и спасения, погружая ум в Бога-Отца без посредства Его Сына - весьма сомнительно.
Потому что без Христа нет спасения человеку.

Но эти вопросы не возникают у некоторых людей, которые "вещают истину" на этом сайте.
  
#16 | Андрей Рыбак »» | 13.01.2020 04:47 | ответ на: #15 ( Михаил Евгеньев ) »»
  
0
Чтобы не впасть в осуждение пройди в раздел Любовь и Поиск Святой Руси и посмотри кто что тут вещает. И не повредись умом, от своего всезнайства. Господи помилуй, откуда же берутся такие скороспелки
#17 | Инна Ш. »» | 13.01.2020 05:47 | ответ на: #14 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Не знаю, почему вы решили, что я строю веру на ВЗ. Я прочитала Ветхий Завет, поняла его и увидела в нем Бога. Но и Новый Завет я читаю постоянно..

Страх Господень- это не совсем то, что есть страх человеческий, о котором говорится в Новом Завете. О подобном страхе есть и в Ветхом : (10 ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.
11 Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка.
12 Чем меньше надежды внутри, тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение.Премудрость Соломона 17 глава )


Страх Господень же иной :

Всякая мудрость – страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона. Сир.19,18

Страх Господень всё превосходит, и имеющий его с кем может быть сравнен? Сир.25,14

Богатство и сила возвышают сердце, но выше того – страх Господень: в страхе Господнем нет недостатка, и нет надобности искать при нём помощи; Сир.40,26–27

..страх Господень – как благословенный рай, и облекает его всякою славою. Сир.40,28

Если кто не удерживается тщательно в страхе Господнем, то скоро разорится дом его. Сир.27,3

..только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами. Втор.12,24

Богат ли кто и славен, или беден, похвала их – страх Господень. Сир.10,25

Почтенны вельможа, судья и властелин, но нет из них больше боящегося Господа. Сир.10,27

Страх Господень чист, пребывает вовек. Пс.18,10

Страх Господень – слава и честь, и веселие и венец радости. Сир.1,11

Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость и долгоденствие. Сир.1,12

Боящемуся Господа благо будет напоследок, и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви. Сир.1,13

Венец премудрости – страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; но то и другое – дары Бога, Который распространяет славу любящих Его. Сир.1,18

Корень премудрости – бояться Господа, а ветви её – долгоденствие. Сир.1,20

Страх Господень отгоняет грехи; не имеющий же страха не может оправдаться. Сир.1,21

В сокровищницах премудрости – притчи разума, грешнику же страх Господень ненавистен. Сир.1,25

Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст её тебе, ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему – вера и кротость. Сир.1,26–27

Не будь недоверчивым к страху пред Господом и не приступай к Нему с раздвоенным сердцем. Сир.1,28

Оставшиеся познают, что нет ничего лучше страха Господня и нет ничего сладостнее, как внимать заповедям Господним. Сир.23,36

Страх Господень ведёт к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. Притч.19,23

Нет страха Божия перед глазами их. Рим.3,18

Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдёшь познание о Боге. Притч. 2,2

Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Притч. 8,14

Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Пс. 110,10

Поэтому я трепещу пред лицем Его; размышляю – и страшусь Его. Иов.23,15

Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Притч.10,27

Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям. 2Кор.5,11

В страхе пред Господом – надежда твёрдая, и сынам Своим Он прибежище. Притч.14,26

Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение. Притч.15,33

Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога. Притч. 15,16

Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти. Притч.14,27



Изречения

Господи, всели в мя корень благих, Страх Твой в сердце мое

Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым.

1Петр. 2,17-21

Страх Божий есть начало добродетели… Умудрись положить в основание путешествия твоего страх Божий, и в немногие дни окажешься при вратах Царствия… Страх есть отеческий жезл, управляющий нами, доколе не достигнем духовного рая благ; когда достигнем туда, он оставляет нас и возвращается. Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всех блаженств…

Св. Исаак Сирский

Мы нуждаемся в смиренномудрии и страхе Божием столько же, сколько в дыхании… Начало и конец духовного пути – страх Господень.

Прп. Пимен Великий

Имей страх Божий и любовь к Богу и поступай со всеми по чистому свидетельству совести.

Св. Максим Исповедник

Как тает воск от лица огня (Пс. 67:3), так нечистый помысл от страха Божия.

Бл. Авва Фаласий

Дух страха Божия есть воздержание от злых дел.

Св. Максим Исповедник


Любовь к Богу и страх пред Богом

По трудам Свт. Игнатия (Брянчанинова) – Епископ Игнатий говорит, что многие люди, прочитав в Священном Писании, что любовь есть возвышенная добродетель (1Кор. 13:13) и что она – Бог (1Ин. 4:16), сразу же пытаются развить в своем сердце это чувство, любовью они начинают растворять свои молитвы, богомыслие и все свои действия. Но Бог отвращается от этой нечистой жертвы, она не угодна Ему. Бог приемлет от человека любовь не мечтательную, плотскую, оскверненную гордостию и сладострастием, а чистую, духовную, святую. Тщетно стремление человека служить Богу любовью, которая исходит из свойств падшего человека. Истинная любовь к Богу есть дар Божий. Изливается этот дар действием Святого Духа в души тех людей, которые омылись от греховной скверны и постоянством в подвиге очищения доказали свою способность к принятию этого великого дара. Преосвященный Игнатий пишет: «Он (Бог) Свят, и почивает в одних святых. Он независим: бесплодны усилия человека принять в себя Бога, когда нет еще благоволения Божия обитать в человеке, хотя человек – богозданный храм, сотворенный с тою целью, чтоб обитал в нем Бог (1Кор. 3:16). Этот храм находится в горестном запустении: прежде освящения он нуждается в обновлении». .....

Единственно правильный и безопасный путь к любви Божией епископ Игнатий, согласно учению святых отцов, видит в воспитании в своей душе страха пред Богом.

Чувство страха пред Богом нельзя понимать в грубом обманчивом понимании какого-то животного бессознательного страха. Нет! Чувство страха пред Богом есть одно из возвышенных чувств, которые доступны христианину. Епископ Игнатий свидетельствует, что только опыт открывает высоту этого чувствования. Он пишет: «Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, престает произносить слова, плодить мысли; благоговейным молчанием, превысшим слова, выражает сознание своего ничтожества и творит невыразимую молитву, рождающуюся от этого сознания». Чувство страха пред Богом, равное глубочайшему благоговению пред Ним, возникает у каждого христианина при размышлении о необъятном величии Существа Божия и при сознании своей ограниченности, немощи и греховности.

О стахе Божьем https://azbyka.ru/o-straxe-bozhiem


Насчет того, чтобы держать свой Ум в Отце, я согласна с Андреем, потому что именно это велел делать Христос, когда дал молитву Отче Наш. Вот с состоянием и движением пока не разбиралась. Потому что Бог с одной строны находится в покое и неизменности, с другой- всегда Творит все новое. Пока сомневаюсь. Но.. идеи есть- параллельные миры и разное понятие времени )).надо разбираться)) Интересно.

Про Солипсизм. Это скорее проблема атеизма и Ленина. Потому что «солипсизм — это безумие» (М. Гарднер)) и атеизм- тоже безумие. Утверждение, что ничто( точка абстрактная, например ) взорвалось нигде и так произошла вселенная-- это ли не безумие ?
#18 | Михаил Евгеньев »» | 13.01.2020 06:25 | ответ на: #16 ( Андрей Рыбак ) »»
  
0
Как известно, христианские добродетели, включая любовь, есть дары Святаго Духа и результаты Его действия в человеке.

Эту цель человеческий жизни (стяжание Духа Святаго) преподобный Серафим Саровский объяснил Мотовилову и всем нам.

Поэтому все претензии во всезнайстве предъявляйте ему.
если не довольны тем, что Серафима Саровского я привел в качестве свидетеля истины,
правильной постановки и понимания цели человеческой жизни.

Любовь не средство соединения с Господом, а результат этого соединения с Ним в Духе Святом,
т.е. плод действия Духа Святаго в человеке.
Как и все другие добродетели являются результатом духовного преображения человека с помощью Божьей, т.е. результатом действия свыше.

Препятствием к соединению с Господом является грех, который надо устранить
как и все другие недостатки, которые нас разделяют с Богом и с Духом Святым.

Прежде чем держать ум в Отце, надо еще немало сделать.

Святые Отцы говорят, что без причастия нечего и думать о спасении, не достигнуть соединения с Господом.
Кто не причащается, тот не спасется.

А для этого надо исповедоваться, иначе сильно пострадаешь и даже умрешь.

Первые христиане каждый день причащались.
А теперь люди частно не понимают как надо спасаться и что нужно делать для этого.
Годами в церковь ходят и толку мало.

Держи ум в Отце и все остальное приложится вам - так надо понимать ваше утверждение.

А почему не в Господе Иисусе Христе тогда, без Которого никакого спасения нет и не будет?

Святые отцы молились умной молитвой, обращаясь к Сыну - Господу Иисусу Христу и соединяясь с Ним в Духе Святом.
  
#19 | Андрей Рыбак »» | 13.01.2020 06:45 | ответ на: #18 ( Михаил Евгеньев ) »»
  
0
Ты уже прочитал предлагаемые разделы?
#20 | Павел Феориев »» | 13.01.2020 09:52 | ответ на: #17 ( Инна Ш. ) »»
  
0
Строите, ибо из ВЗ взят страх Господен. Боязнь того, что Господь накажет за прегрешения.
Это обще принятая доктрина, для более понятного обывателю взаимоотношения с Богом.
Мне же видится, что за прегрешения Господь оставляет и человек в страстях становится как бы самоосужден один на один с духами злобы поднебесными.

Чувство страха пред Богом есть одно из возвышенных чувств

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 1Ин 4,18

Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии. Рим 8,14

Авва, Отче! Да снизойдёт на нас Твой Святой Дух и очистит нас.(Маркион)
Авва, Отче! Да снизойдёт на нас Твой Святой Дух во очищение грехов. (Гр. Нисский)


Итак, кто не сподобился получить благодать Христову и познать ее умно присущею в душе своей, тот тщетно носит имя христианина; он одинаков с неверными. Он может думать, что избег от всякого зла и проходит всякую добродетель, но по истине лжец есть и притворщик. Пусть и трудится таковый, но тщетен труд его. Пусть роздал он все имение свое бедным, постится, совершает бдения, спит на голой земле, молитвы деет, вопия: Господи, помилуй! Но если он не носит в сердце убеждения, что благодать Божия, за веру подаемая, есть милость Божия, и не сию единую благодать прежде всего другого ищет получить; если у него и в мысли не было, что только ради получения сей благодати роздал он имение свое и всяким подвергает себя лишениям и злостраданиям; если не с тою целию подвизается он, чтоб или получить благодать в первый раз чрез Крещение, или, если имел ее и она отошла по причине греха его, возвратить ее опять чрез покаяние, исповедь и самоуничиженное житие, а подает милостыни, постится, совершает бдения, молитвы деет и прочее не с этою одною целию и не на сей один конец, но думает, что совершает славные добродетели и ценные сами по себе пред Богом добрые дела - то тщетно он утруждает и измождает себя.

Эта-то, о коей помянул я, цель и есть от начала мира сокровенное таинство христианства, явившееся в последние времена (Кол.1:26). Ее разумеет Павел, когда говорит о Боге, что Он всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1Тим.2:4). Ибо познание истины не что иное есть, как сия самая благодать. Она есть истина, которая Иисус Христом бысть, по Святому Евангелию (Ин.1:17). И невозможно христианину обрести милость у Бога, если не познает сей благодати. Ибо как Христос не мог творить знамений и чудес для неверов, так не может Он никого и из тех помиловать, которые, хотя веруют в Него, но не познали прежде, что благодать Христова, Им и чрез Него подаемая, она самая и есть милость и спасение. Никому невозможно другим образом спастись, если не получит Божественной благодати, имеющей обожить его, или соделать богом по благодати. Расположимся же, братие, и мы, на этот один конец делать все дела свои, то есть чтоб получить и познать Божию благодать и милость о Христе Иисусе, Господе нашем.
#21 | Инна Ш. »» | 13.01.2020 10:56 | ответ на: #20 ( Павел Феориев ) »»
  
0
Христиане соблюдают заповеди из любви к Богу и к ближнему. На любви основаны все законы и пророки . А не из страха перед Богом. Из страха огорчить Бога-Отца скорее. И потом все заповеди разумны, зачем их нарушать ? Соблюдать заповеди -еще и долг перед Богом. Нооо... Если вы по слабости духа не соблюдаете заповеди , разве вы не будете бояться наказания ? Ну не знаю, кто на такое способен. Все равно такой человек будет внутренне просить Бога о милости по отношению к нему. Зачем вообще тогда повторять в сердце (умная молитва ) "Господи, помилуй", если нет страха перед наказанием? Не надо бояться исповедывать Христа перед врагами Божьими. Вот именно о таком страхе говорится здесь "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. 1Ин 4,18" Хотя и не только о таком, потому что любой разумный человек всегда осознает себя недостаточно совершенным перед Богом. Хотя бы мыслию да грешит.


Свт. Лев Великий:

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Итак, не была другой истина, в которую надо было вникнуть, и не другим учение, которое следовало проповедовать, но надлежало, чтобы способность тех, кто обучался, увеличилась, и увеличилась твердость той любви, которая гонит всякий страх наружу и не боится ярости преследователей.

Прп. Авва Дорофей

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Святый Иоанн говорит в соборных посланиях своих: совершенна любы вон изгоняет страх. Что хочет сказать нам чрез сие святой (Апостол)? О какой любви говорит он нам, и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в Псалме: бойтеся Господа вси святии Его (Псал.33:10), и много других подобных изречений находим мы в божественных Писаниях. И так, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святый Иоанн говорит: совершенна любы вон изгоняет страх? Святый хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например: кто исполняет волю Божию по страху мук, тот, как мы сказали, еще новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святый называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковой боится Бога, и исполняет волю Божию уже не по (страху) наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений; но потому что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: совершенна любы вон изгоняет страх.

Однако невозможно достигнуть совершенного страха (иначе), как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий, можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда (находимся) в состоянии раба; или ища награды, исполняем повеления Божии, ради собственной пользы, и посему уподобляемся наемникам; или делаем добро ради самого добра, и (тогда) мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его, и уверен, что все имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: уже неси раб, но сын и наследник Божий Иисус Христом (Гал. 4:7). Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святый Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его. И Господь, сказав Аврааму, когда он привел для жертвоприношения Ему сына своего: ныне познах, яко боишися ты Бога (Быт. 22:12), сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо (иначе) как бы он сказал: ныне познах, когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, - оставил все свое, и переселился в чуждую землю, к народу служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх (всего) этого навел (на него Бог) такое страшное искушение - жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: ныне познах, яко боишися ты Бога. Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит (Апостол): любы вон изгоняет страх; ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сем состоит совершенный страх.


Блж. Августин

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

Он истинно говорит. Значит, если ты не хочешь иметь страх, прежде реши, обладаешь ли ты уже совершенной любовью, которая изгоняет страх. Если же страх исключается до достижения этого совершенства, то надмевает гордость, а не назидает любовь.


Еп. Михаил (Лузин)

в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви

В любви нет страха и проч.: все изречение этого стиха составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего стиха — совершенство любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова — дерзновение. Страх есть в этом смысле понятие, противоположное понятию дерзновения, так как страх заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви; страх и любовь — понятия несовместимые. Если любящий брата своего, пребывая в Боге, достигает такого совершенства любви, что имеет дерзновение пред Богом в день суда, то душе его не может быть причастен никакой страх, так как любовь изгоняет из души страх. Есть страх рабский, есть страх сыновний. Апостол говорит именно о страхе рабском, который противоположен любви; этот страх возбуждается ожиданием наказания, и потому он заключает в себе муку, или мучение. Этот страх исключается любовию, но ею отнюдь не исключается страх сыновний, или то безболезненное и приятное чувство бдительного внимания к себе и опасения, как бы не сделать чего неугодного Богу. Совершенная любовь освобождает душу от этого рабского страха и вселяет в нее мир и покой и надежду дерзновения, — это высшее состояние счастия человека на земле. — «Основываясь на словах Давида: бойтесь Господа, все святые Его (Пс. 33:10), иные спросят: как теперь Иоанн говорит, что совершенная любовь изгоняет страх? Неужели святые Божии так несовершенны в любви, что им заповедуется бояться? Отвечаем: страх — двоякого рода. Один — предначинательный, к которому примешивается мучение. Человек, совершивший худые дела, приступает к Богу с боязнию и приступает для того, чтобы не быть наказанным. Это — страх предначинательный. Другой страх — совершенный. Этот страх свободен от всякой боязни, почему и называется чистым и пребывающим в век века (Пс. 18:10). Что же это за страх и почему совершенный? — Потому, что имеющий его совершенно восхищен любовию и всячески старается о том, чтобы у него ничего не недоставало такого, что сильно любящий должен сделать для любимого» (Феофилакт). — В страхе есть мучение: неприятное, тягостное, болезненное чувство и мучительное; это как бы предвкушение будущего мучения грешника, тогда как любовь — предвкушение сладостного, светлого, райского состояния. — Боящийся несовершен в любви: кто боится Бога, как раб строгого господина, тот очевидно не имеет сыновней искренней любви и преданности Богу и очевидно несовершен в любви к Богу.
  
#22 | Брат Павлушка »» | 13.01.2020 11:13
  
5
+ Христос посреде нас!..

Здравствуй, Брат Андрей! Спаси Тебя Господи за интересную тему! Поздравляю Тебя, Брате, со Старым Новым годом (этим добрым, милым, а главное - ТРАДИЦИОННЫМ Праздником), и - с грядущим днем памяти одного из самых дорогих моему сердцу Угодников Божиих - Преподобного Батюшки Серафима! У меня есть стихотворение, посвященное этой Светоносной Личности. Не знаю, читал ли Ты его раньше. На всякий случай - размещаю его здесь:


БЛАГОДАТЬ МОЛЕНИЯ.

Научается миру духовному
Озаренная Светом душа,
И, ступая дорОгою ровною,
Может радостью путь орошать.

Светозарный и Светом очищенный -
Открывается Горнему дух,
И моленьем живет, вечной пищею,
Словно манной - из Любящих Рук.

Это - благость, столь редкая, дивная,
Что земле этот путь не открыт.
И стоИт пред великою нивою
Только тот, кто о Божьем горит.

Преподобне, предивный Подвижниче,
Серафимушко, днесь предстоишь.
Нас - молящих и ищущих - видящий,
Помоги нам постичь эту Тишь!

Преподобне, предстательствуй пламенно -
Да научимся верой гореть!
И - суровым путем Покаяния -
Припадать к Победившему смерть.

Серафимушко, добрый Учителю!..
Да услышим заветы Святых!
Сердце может стать Духу обителью,
Если вихрь суетствий затих.

Благодать, несказАнная, - сладостна!
Чистый пламень моленья вкусить!..
Пресвятая, всех радостей Радосте,
Сына, Бога, спасти нас проси!

ПАВЕЛ ВЕРБА.


+ Батюшка Серафимушка +
  
#23 | Андрей Рыбак »» | 13.01.2020 11:50 | ответ на: #22 ( Брат Павлушка ) »»
  
0
Спаси тебя Бог, Павел. С наступающими праздниками. Открыл тему с твоим стихотворением. моли Бога о нас батюшка Серафим!
  
#24 | Андрей Рыбак »» | 14.01.2020 06:14 | ответ на: #15 ( Михаил Евгеньев ) »»
  
0
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU