Сегодня, 12 декабря, Фёдору Конюхову исполнилось 67 лет. Свой день рождения он встречает на борту весельной лодки АКРОС в ревущих сороковых широтах Южного океан.
Перед стартом отец Федор просматривает всю лодку
Одиночный переход о. Федора Конюхова на весельной лодке вокруг света.
17 мес Подготовка экспедиции
~110 дней Продолжительность одного этапа
27 000 км Протяженность маршрута
2018 и 2020 годах Фёдор Конюхов планирует совершить одиночный переход на весельной лодке «АКРОС» вокруг света. Маршрут разбит на три этапа исходя из сезона в южном полушарии (летние месяцы): Ноябрь 2018 старт из Новой Зеландии (порт Dunedin) до мыса Горн (Чили); Декабрь 2019 — Чили (мыс Горн) — Австралия, мыс Люин. (WA, Albany); Декабрь 2020 — Австралия — Новая Зеландия.
За всю историю переходов на весельных лодках через океаны никому не удалось пересечь Южный океан и обогнуть мыс Горн на весельной лодке.
Циклоническое движение штормов в восточном направлении вокруг континента часто становится интенсивным из-за температурного контраста между льдом и открытым океаном. У океанской области от 40 градусов южной широты наблюдаются самые сильные средние ветры на Земле. Зимой океан замерзает до 65 градусов южной широты в Тихоокеанском секторе и 55 градусов южной широты в Атлантическом секторе, понижая поверхностные температуры значительно ниже 0 °C; в некоторых прибрежных пунктах постоянные сильные ветры оставляют береговую линию свободной ото льда в течение зимы.
Айсберги могут встречаться в любое время года по всему Южному океану. Некоторые из них способны достигать нескольких сотен метров; меньшие айсберги, их фрагменты и морской лед (обычно от 0,5 до 1 метра) также создают проблемы для судоходства. Встречающиеся айсберги имеют возраст 6-15 лет, что предполагает одновременное существование в водах океана более 200 тысяч айсбергов длиной от 500 метров до 180 км и шириной до нескольких десятков километров.
Морякам, широты от 40 до 60 градусов южной широты, от эпохи парусных судов, известны как «Ревущие сороковые» и «Неистовые пятидесятые» из-за плохой погоды, штормовых ветров и больших волн, образующихся из-за движения масс воздуха, которые, обтекая земной шар, не встречают себе препятствий в виде каких-либо заметных массивов суши. Плавучий лёд, особенно в период с мая по октябрь, делает эту область ещё более опасной, а отдаленность региона от населённых областей Земли делает поисковые и спасательные операции сложно организуемыми.
Выжить в таких условиях можно только на специально спроектированном судне. Для создания новой весельной лодки был приглашён британский дизайнер — Филипп Моррисон (Phil Morrison). Фил проектировал для Фёдора весельную лодку УРАЛАЗ, на которой он пересек Атлантический океан за рекордные 46 суток и лодку ТУРГОЯК, на которой он пересек Тихий океан от Чили до Австралии за 160 дней.
Фил предложил использовать проект и обводы лодки ТУРГОЯК, но доработать их с учетом особенностей перехода в Южном океане. Размер лодки остается без изменений — 9 метров. Носовая часть имеет «краш бокс» и разделена на два водонепроницаемых отсека, там будут храниться продукты на 300 дней и оборудование. Кокпит уменьшили до минимально возможных размеров, чтобы снизить риски для гребца быть смытым большой волной. Кормовой отсек увеличен на полметра (за счет кокпита) и имеет три водонепроницаемые переборки. В корме находится навигационная рубка (по правую сторону), камбуз (по левую сторону), далее отдельный отсек для отдыха. Отсек, где находится рулевое устройство, также отделен водонепроницаемой переборкой.
Фёдор Конюхов намерен стартовать из новозеландского порта Dunedin, расположенном восточном побережье Южного острова в ноябре 2018 года. После старта лодка возьмет курс на восток, юго-восток, через Тихий океан к мысу Горн. Это будет самый протяженный этап кругосветного маршрута.
Протяженность первого этапа, примерно, 6 тысяч морских миль. Протяженность всего маршрута — 16 тысяч морских миль или 27 тысяч километров. Федор Конюхов рассчитывает затрачивать на каждый этап, примерно, три летних месяца (декабрь-январь-февраль).
В 2007 году Федор Конюхов прошел этот маршрут под парусом на яхте «Алые Паруса». В тот раз ему потребовалось 102 дня. Плавание осуществлялось без заходов в порты.
Южный океан — условное название вод трёх океанов: Тихого, Атлантического, Индийского, окружающих Антарктиду и выделяемых как «пятый океан», не имеющий, однако, чётко очерченной островами и континентами северной границы.
Одиночный переход о. Федора Конюхова на весельной лодке вокруг света., 1
Одиночный переход о. Федора Конюхова на весельной лодке вокруг света., 2
Одиночный переход о. Федора Конюхова на весельной лодке вокруг света., 3
Одиночный переход о. Федора Конюхова на весельной лодке вокруг света., 2
Одиночный переход о. Федора Конюхова на весельной лодке вокруг света., 5
Одиночный переход о. Федора Конюхова на весельной лодке вокруг света., 6
Одиночный переход о. Федора Конюхова на весельной лодке вокруг света., 9
Одиночный переход о. Федора Конюхова на весельной лодке вокруг света., 10
Карта маршрута первого этапа экспедиции
На фото: Филипп Мориссон и Федор Конюхов обсуждают новый проект строительства весельной лодки.
fedorkonyukhov Сегодня завершился этап работ в Англии. Лодку закатили в контейнер и отправили в Новую Зеландию. Через 6 недель она должна прибыть в порт Dunedin откуда планирую стартовать во второй половине ноября. Курс на мыс Горн.
С Божьей помощью и по молитвам Святителя Николая дожил до 120 дня на борту весельной лодки в Южном океане. Холодина сегодня. Ветер зашел на южный, дует из Антарктиды. Лодку гонит на северо-восток, не могу идти по курсу. Валит снег. Такой нормальный, полноценный снег, ветер 30 узлов, лодка белая от снега.
Подогрев каюты включить не могу (теплый пол) . сейчас ночь и надо беречь электроэнергию до рассвета. Да и рассвет здесь условный. Сплошная облачность, небо тёмное. Все мокрое, спальник, одежда, просушить нет никакой возможности, да и уже не будет. Сейчас + 7 градусов, и с каждым днем будет холодать. Оставшиеся на корпусе лодки солнечные батареи обеспечивают электроэнергией только самое необходимое потребление. Включены только приборы и спутниковый телефон. Световой день становится короче, идет второй месяц осени, и мне нужно уходить на юг, в высокие широты, там еще короче световой день. Этот переворот с отрывом солнечных панелей случился очень некстати.
Из хороших новостей . разменял 1000 миль до мыса Горн. На бортовом компьютере теперь трехзначные цифры в графе ²distance to way point⌡, до мыса Горн 998 миль, надеюсь, доживу до двухзначных.
Сегодня 120-й день похода, и, по моим расчетам, я должен был финишировать как раз в районе этих дней. Когда задумывал проект и рассчитывал маршрут, то исходил из данных прошлых походов в Атлантике и Тихом океане. Статистика у меня такая: маршрут в Атлантике 2 900 миль за 46 дней = 63 мили в сутки. Тихий океан от Чили до Австралии 9 400 морских миль за 160 дней = 58 миль за сутки.
На Южный океан я закладывал 50 миль в сутки в среднем, при расстоянии от Новой Зеландии до мыса Горн . 6 000 миль. Выходило в районе 120 суток.
На сегодняшний день по лагу прошел 5 200 миль (9 350 км), значит, среднесуточные переходы . 43 мили. Причем уже очевидно, что самые скоростные переходы были в первые месяцы пути, летом погода благоприятствовала, я много работал на палубе, лодка еще не обросла.
Четыре месяца назад отправился от берегов Новой Зеландии, а еще тысяча миль до мыса Горн. Вроде уже и не так много, а, с другой стороны, это расстояние от Москвы до Челябинска! Не оправдались мои надежды на Южный океан, рассчитывал на продолжительные периоды западных ветров и циркумполярное течение, длинную, попутную волну. Я таким помню и знаю этот океан. С 1990 года здесь хожу. И, самое главное, я все это видел и испытывал, когда ходил на яхтах. Бывало западный ветер работал по две недели, галс не менял по пол месяца. В этом году все по-другому.
Надо прилагать все усилия, чтобы пробиваться на юг, на 57 градус, для безопасного прохождения острова Горн. Рассчитываю проходить 200 миль на восток и 1 градус на юг (60 миль). Так смогу выйти в пролив Дрейка, если не удастся набрать высоты, есть риск быть выброшенным на западное побережье Чили. Оно даже на карте страшно выглядит, все изрезано штормами и ветрами.
День 123
08 апреля 2019
По случаю большого праздника Благовещения, океан решил дать мне передышку. В воскресенье ветер стих до 10 узлов, но зыбь, конечно, большая, океанская. Небо чистое, воздух морозный. Красивый осенний день.
Пролетел альбатрос. Величественно, ни разу не взмахнув крылом, облетел вокруг лодки и ушел в сторону Южной Америки. Я, наконец, смог встать в кокпите в полный рост и распрямиться, а то все время ползком и на коленях. Встанешь в полный рост, удар волны — и ты за бортом, и страховочный пояс не поможет. Выбраться из воды обратно в лодку в полном снаряжении и яхтенных сапогах очень непросто. Я один раз в жизни выпадал за борт, в 1990 году, во время своего первого кругосветного плавания на яхте «Караана». Был пристёгнут, лодка шла 3-4 узла, я так и тащился вдоль борта пристегнутый, очень сложно выбираться из океана обратно на лодку, особенно если ты один и на тебе весь комплект экипировки для Южного океана.
Погода дала возможность привести лодку в порядок, я смог открыть все люки на проветривание. Внутри все отсырело и заплесневело, нет ни одной сухой вещи. Конденсат везде. Приборы, пока, работают, но и для них это тоже серьёзное испытание, тут настоящий парник.
Запустил опреснитель, пополнил запас пресной воды, в том числе и неприкосновенный запас, я иногда пользуюсь им, когда сильно штормит и приходиться брать воду из «н.з.».
По прогнозу ветер начнет усиливаться и через сутки ожидается шторм под 40 узлов, но хорошо что попутный, позволит пройти на юго-восток, по курсу. Сейчас, когда до мыса Горн меньше 950 миль, мне необходимо набирать высоты, желательно уже быть на 53 градусе южной широты. Впереди ощетинившееся побережье Южной Америки, мне безопаснее быть южнее, глубже, в проливе Дрейка, чем оказаться севернее. Лучше пройти больше миль и оказаться за мысом Горн в Южной Атлантике, чем на побережье Чили.
Через несколько часов на лодку ²АКРОС⌡ обрушится новый шторм. Направление ветра северо-западное, 40+ узлов, порывы 55 узлов. Фёдор предупрежден о надвигающейся непогоде. По прогнозу вся неделя будет штормовой. Сначала несколько суток ветер будет гнать лодку в сторону Антарктиды, затем развернется и будет дуть с юга, поднимая ²АКРОС⌡ на север.
В этих широтах северный ветер чуть менее опасный. Он несет с собой тёплый воздух, обычно непродолжительный и не успевает поднять большую волну. Самый опасный ветер с направления . запад-юго-запад. Этот ветер пришел от берегов Антарктиды, разогнался по всей длине Южного океана и с ним, чаще всего, приходят волны колоссальных размеров.
Впереди у Фёдора Конюхова очень сложная погода. Середина апреля . это аналог середины октября в северном полушарии. Световой день сокращается, холодные воды от Антарктиды с каждым днем поднимаются на север, а с ними дрейфуют айсберги.
Ветер с северо-западного перешел на западный, 30-35 узлов, порывы 45 узлов. По прогнозу небольшое затишье через сутки и затем новая волна штормовой погоды.
Голосовой связи с Фёдором не было в этот день, только текстовые сообщения через Bysky:
«Иду на ощупь, ветроуказателя нет, очень сложно контролировать лодку, ветер гуляет, боюсь допустить ошибку и поставить лодку бортом к волне, тогда переворот неизбежен. Ветер разогнал большую волну.
Ничего нельзя сделать, только терпеть и выживать. До берега 890 морских миль.
Газовую печь не включаю, ничего горячего не ел уже много часов, лодку сильно бросает и боюсь обвариться кипятком. Лучше быть голодным, чем получить ожоги горячей водой.
Когда-то мой учитель, японский путешественник-одиночка Наоми Уэмура, сказал: «Я иду в одиночные экспедиции, чтобы постичь предел человеческих возможностей». Свой предел возможностей я нашел в этой экспедиции и в этих широтах.
Наступил новый день, плотная облачность, сплошное одеяло, оставшиеся солнечные батареи не работают, им надо больше солнечного света. Приборы по минимуму: только карта, электронный компас и связь. Надеюсь ветер продует эту облачность и станет чуть светлее.
Перешел на 53 градус Южной широты. Новый рубеж для меня и лодки, так далеко на юг мы еще не забирались».
Видео с борта весельной лодки «ТУРГОЯК», отснятое Фёдором Конюховым во время перехода через Тихий океан из Чили в Австралию в 2014 году. Работа ветроуказателя. Аналогичный ветроуказатель стоял на борту лодки «АКРОС».
Штормовая погода в Южном океане продолжает держать Фёдора Конюхова и лодку «АКРОС» в напряжении.
Ветер сменил направление, но не силу. Вместо попутного зашел на юго-запад, дует из Антарктиды, лодку тащит на северо-восток. Согласно данным, получаемым в автоматическом режиме с буя отслеживания Iridium360, температура воздуха с + 8 градусов упала до + 4 градусов. Идет снег. Фёдор в СМС сообщениях подтверждает осадки в виде снега.
Штаб экспедиции в Москве в постоянном контакте с ВМФ Чили. Чилийские власти также внимательно следят за ситуацией в Южном океане и регулярно присылают прогнозы погоды для района, где сейчас находится лодка.
«METEOROLOGICAL APPRECIATION
AKROS (LOCATED IN 53°18´S/91°18´W)
THURSDAY, APRIL 11:
UNSTABLE, WIND NW/W 40/30 KNOTS, SEA STATE HIGH (6.0 TO 8.0 METERS) FROM NW/W.
FRIDAY, APRIL 12:
UNSTABLE, WIND W/SW 30/40 KNOTS GUSTY 50 KNOTS, SEA STATE VERY HIGH (8.0 TO 10.0 METERS) FROM W/SW.
SATURDAY, APRIL 13:
UNSTABLE, WIND SW/W 40/35 KNOTS, SEA STATE VERY HIGH TO HIGH (10.0 TO 7.0 METERS) FROM W/SW.
SUNDAY, APRIL 14:
UNSTABLE, WIND W/SW 35/30 KNOTS, SEA STATE HIGH TO VERY ROUGE (7.0 / 6.0 METERS) SW/W.»
Из прогноза видно, что пик шторма придётся на период с пятницы 12 апреля на субботу 13 апреля. Высота волн 8-10 метров, ветер запад – юг-запад 30-40 узлов, порывы 50 узлов.
Связь с Фёдором осуществляется посредством СМС сообщений через спутниковый терминал. Федор передает, что пока справляется и держит лодку под контролем.
Координаты лодки на 17:00 MSK. 53’16 южной широты и 90’36 западной долготы.
До мыса Горн 830 морских миль или 1 495 километров.
Сергей Животков
Подвиги Фёдора Конюхова окрыляют людей. Оказывается,что на нашей планете есть не только пробки и офисы с компьютерами,но есть и серьёзные шторма,бездна под ногами и над головой,океанская пустыня,киты,звёзды,направление и сила ветра,стихия,борьба за жизнь,общение с Богом,пространство для молитвы и сама молитва. Всё это сегодня,сейчас мы видим. Наверное у Конюхова есть "тревожная кнопка",он может попросить прислать за ним вертолёт,когда станет совсем худо,но он не будет этого делать,да и вряд ли успеет прилететь к нему такой вертолёт.
Если он погибнет,а это возможно (такие подвиги совершаются на грани жизни и смерти) он станет героем,если выплывет,станет и героем и святым,потому что Господь услышал его молитву,посмотрел на него и спас для следующих подвигов. Но без помощи Божией такой путь ему не пройти.
Если он погибнет, этот подвиг будет дерзостью перед Богом. Но и это величественно и прекрасно, как легенда об Икаре,которую помнит всё человечество.
Это один из последних людей,у которых такая сила духа. К Пасхе надо выплыть,это будет двойной праздник для нас.
Я не сомневаюсь,что он выживет и когда-нибудь станет нашим русским святым.
День 129
14 апреля 2019
Сообщение от Фёдора Конюхова:
«У меня все хорошо. Неделя выдалась тяжелой, океан потрепал сильно. Всю неделю через лодку проходил шторм за штормом, хотя, точнее сказать, это я пришел на их территорию. Здесь, за 1000 миль до пролива Дрейка, другой погоды уже не будет. Это и есть мыс Горн, а скала – это символическое место. Здесь всегда штормит, знаю по опыту прошлых походов. Разница только в интенсивности шторма и направлении ветра. На яхте ты идёшь со штормом, и за стуки проходишь 250-300 миль, а на весельной лодке шторм проходит через тебя.
Два дня напряженной погоды с направлением ветра северо-запад, потом ветер зашел на юго-запад, но ветровая волна еще идет c севера. Гигантские волны, ночью еще не так страшно, а днём смотришь в люк и мурашки по телу от такой картинки. Несколько раз лодка была на грани переворота, падала с вершины волны, я опасался, что собственным весом проломит борт. Ощущение, как будто с балкона сбросили. Треск и грохот.
Мой совет друзьям судостроителям из Rannoch Adventure. Надо проводить тест не только на возврат лодки после принудительного переворота на крышу, но и еще на прочность корпуса после падения с 5 метровой высоты. Когда мы тестировали корпус лодки «АКРОС» в Англии, над было поднять краном на стропах и сбросить её с пятиметровой высоты на воду, желательно в полной загрузке, а мы тогда аккуратненько тестировали.
В ночь с пятницы на субботу несколько раз лодка после падения с гребня оставалась на боку, и я думал: — неужели корпус треснул и внутрь поступает вода? Если вода наберется в один из отсеков, лодка уже не сможет встать на ровный киль. Положительная плавучесть сохранится за счет других отсеков, но продолжить поход уже не смогу.
Сейчас ветер утих до 25-28 узлов, волна еще большая, около 5 метров, но уже смог приготовить горячую еду. Вскипятил воду и заварил сублимированные продукты. У меня на борту питание новозеландской компании Radix Nutrition.
Конечно, 129 дней на сублиматах сложно, я добавляю в эти пакеты капсулы рыбьего жира, иногда ложку соевого соуса или острого соуса Тобаско. Хочется изменить вкус. В океане хочется кислого, соленого, острого. Любая острота вкуса.
В шторме все пять дней сухомятка, ел изюм, печенье, запивал холодной водой, ни чая, ни кофе приготовить невозможно. На старте у меня вес был 79 килограмм, даже не хочу загадывать сколько потерял веса, на берегу узнаю.
Перед штормом я открутил газовый баллон от печи и замотал его в защитную пленку, на случай если лодка перевернётся, чтобы газовый баллон не оторвался от печки, мне еще не хватало разлива газа в каюте. Тут и так дышать нечем.
В затяжном шторме тяжело дышать, всю задраено, даже вентиляционные люки. Волны проходят через всю лодку от кормы до носа. Когда уже совсем невмоготу, приоткрываю входной люк на проветривание, сижу в напряжении, боюсь прозевать момент прохождения очередной волны через лодку, в этот момент надо успеть закрыть люк, иначе его просто вырвет и внутрь каюты зальет сотни литров морской воды, это уже будет катастрофа. До тех пор, пока корпус лодки цел и внутрь не попал вода, есть шансы выжить и продолжать путь, но если вырвет люк, то здесь уже ничего не сделаешь. Да, в лодке есть 4 водонепроницаемых отсека, но если один из них будет затоплен, то самостоятельно я уже не смогу продолжить плавание.
Спасибо всем за ваши сообщения, слова поддержки, которые вы присылаете мне через мессенджер Bysky. Тем, кто пишет, что не верит, что я здесь в Южном океане: — Что я вам могу сказать? Этот поход потребовал от меня всего жизненного и духовного опыта. Всех моих навыков выживания, которые я накопил за 40 лет путешествий. Если бы вышел в этот путь молодым, не прошёл и половины маршрута. В этом походе физическая сила имеет второстепенное значение, какая физическая сила человека может противостоять Океану? Тут можно выжить только слившись с океаном, с потоком энергии волн и ветра. Карбоновое весло, толщиной в руку, ломает как спичку. Чуть зазеваешься, волна так крутанет лодку, что рукояткой весла ребро сломаешь или плечо вывернешь. Так что, друзья мои неверующие, простите меня, но я пошел в Южный океан не для того, чтобы развлекать вас. Я и сам с трудом верю, что уже 129 суток выжил в этих широтах. Дай Бог, преодолеть оставшиеся мили до мыса Горн и ступить на твердую землю.
Всем поклон.
52’41 южной широты и 89’06 западной долготы
До мыса Горн 787 морских миль
С момента старта прошел 9 888 км (5 495 морских миль
Царица Небесная Матушка, моление теплое и стена необоримая, милости источниче, едина вскоре предстательствующая, покров Свой расстели над отцом Феодором и умоли Сына Своего, Господа нашего, да избавит его от бед, поможет ему и сохранит его в трудном пути . Да освятит отец Феодор воды (очень опасного) пролива Дрейка и Мыс Горн. Господи, спаси и сохрани отца Феодора!
День 131. 10 000 километров с момента старта
16 апреля 2019
Сегодня большая круглая цифра – 10 000 километров по лагу с момента старта из новозеландского порта Данидин (Dunedin). Это расстояние через всю Россию от Санкт-Петербурга до Владивостока.
В регионе установился устойчивый и мощный антициклон с границами от 130-го градуса (центр океана) до 70-го градуса западной долготы (горный хребет Анды).
Антициклон — это лучше, чем циклон, но эта воронка качает холодный воздух из Антарктиды в сторону Чили. Фёдор находится в восточном крыле антициклона, ветер 25-30 узлов, погода относительно хорошая, но ветер с направления 230-250 и не дает продвигаться по курсу. Лодка идет курсом 60-65 градусов, а нужно 115, чтобы выйти в район мыса Горн.
Сейчас лодка «АКРОС» находится на широте западных ворот Магелланова пролива (вход в Магелланов пролив со стороны Тихого океана). Если идти по этой широте ровно на восток, то через 850 километров Фёдор Конюхов войдёт в Магелланов пролив, это конечно историческое достижение и означает первое пересечение Южного Тихого океана на весельной лодке, но стоит задача максимум — выйти в район мыса Горн. Для этого еще необходимо пройти 4 градуса (240 морских миль) на юг.
До конца недели продержится ветер с этого неудобного направления, следующая неделя обещает устойчивый северо-западный ветер, северный, поэтому шанс приблизиться к мысу Горн есть, но команда рассматривает все варианты по организации встречи.
Первый и основной вариант — выйти из порта Ушуая и двинуться на восток, затем на юго-запад в сторону мыса Горн. Ждать в подветренной стороне острова, под прикрытием острова Горн.
План Б – сразу идти проливом Бигель на запад в Тихий океан и ждать лодку Фёдора у западных берегов Чили. Это в том случае, если Фёдор не сможет пробиться в пролив Дрейка.
Штаб проекта зафрахтовал две экспедиционные яхты: Australis и Sarah W.Vorwerk для встречи и сопровождения лодки «АКРОС».
Владельцы этих яхт опытные моряки, за плечами каждого более десяти сезонов в Южном океане, походы в Антарктиду и на Южную Георгию и, конечно, к мысу Горн. Также в порту Ушуая находится российская яхта «Lady Mary», порт приписки – Москва! — на которой семья Клочковых совершает кругосветное плавание. Подробнее здесь.
Узнав о том, что их соотечественник Фёдор Конюхов движется в сторону мыса Горн на вёсельной лодке, они решили дождаться его прихода и планируют выйти в океан в составе организованной флотилии. Где еще встречаться российским путешественникам, как не в Ушуая – Fin del Mundo или Край света!
Сообщение от Фёдора Конюхова:
«Наконец-то удалось запустить опреснитель и закачать три канистры воды. Лодку бросает на волнах, опреснитель ревет, когда засасывает воздух. Трех канистр (по 5 литров) должно хватить на неделю, полюс у меня есть неприкосновенный запас, я иногда расходую на 10-20% в штормах, когда нет возможности запустить опреснитель. По моим оценкам неприкосновенного запаса уже должно хватить до берега, даже если из строя выйдет опреснитель, но мне нежелательно расходовать НЗ. Вода, которая лежит на дне лодки в канистрах, также выполняет функцию балласта, особенно в штормовую погоду, задавливает корму и удерживает лодку от переворота.
Океан шумит, накрапывает дождик, хоть и антициклон, а дождь здесь все время. На экране бортового компьютера (чартплотер) появилось побережье Чили! Ура! Для меня это большая радость, вот уже 100 дней я смотрю только на точку (лодка) и голубой экран. Новая Зеландия осталась на западе, за рамками экрана, а побережье Чили не появлялось на мониторе почти 100 дней. Сейчас я вижу побережье Чили, и с каждым днем оно приближается и вползает в экран бортового компьютера. Ветер юго-западный, холодный. Температура на улице +5. Жалко, что не могу запустить обогрев каюты, не хватает электропитания, оставшиеся солнечные батареи только-только поддерживают работу навигационных приборов. А здесь холодно, аккумуляторы стоят на дне лодки, вода в океане холодная. Обидно, что в аккумуляторном отсеке установлена специальная система подогрева аккумуляторных отсеков: металлическая пластина с нагревательными элементами по типу теплого пола. Расчет был на то, что теплая пластина служит прослойкой, подогревает аккумуляторы и повышает их КПД, но я не могу её использовать. Как только включаю, заряд аккумуляторов падает на глазах. Инженеры из компании Rannoch Adventure Майк Вуд и Гари Скрогс потратили много времени, разработали эту систему, а я не могу ей воспользоваться, сейчас, когда она очень нужна. Потеря части солнечных батарей сильно сказывается на энергобалансе, до переворота я не знал проблем с зарядкой, а сейчас все время мониторю индикаторы бортового питания, особенно ночью приходится экономить и в штормах. Вынужден отключить часть устройств, чтобы соблюдать положительный энергобаланс, в первую очередь экономлю на обогреве каюты, аккумуляторного отсека, свет не включаю, пользуюсь налобным фонариком, благо батареек достаточно.
Ну ничего, Слава Богу жив и здоров. За кормой остались 10 тысяч километров, до мыса Горн 1300 километров или 722 морские мили.
День 133
18 апреля 2019
Погода по прогнозу, ветер юго-западный, работает в этом направлении уже 4 дня. Я потерял полтора градуса по широте: с 53’30 унесло на 52 градус. А это полноценные градусы по 60 миль – тяжело будет наверстать, когда ветер зайдет на северо-западный.
Штаб рассказывал про «бабье лето» и антициклон на этой неделе. Я как-то не чувствую ни того, ни другого. Шквалы, снежная крупа, мокрый снег. Ветер с Антарктиды. Холод пронизывающий. Сейчас ночь, на мне комбинезон от компании Red Fox, в котором я летал вокруг света на воздушном шаре в 2016-м. На третьи сутки после старта газовая отопительная система вышла из строя, и я летел в неотапливаемой гондоле на высоте 10 километров почти неделю.
Комбинезон тогда выручал и сейчас выручает в Южном океане. Он, конечно, пропитался влагой, подмок, но тепло держит. Когда выхожу на палубу, поверх надеваю непромоканец. Выгляжу как космонавт, большой объем, тяжело выходить из люка. На палубе невозможно находиться без непромокаемого костюма, каждую минуту в кокпит залетает волна, брызги.
Также спасает спальный мешок от Red Fox с наполнителем shelter и мембранным водонепроницаемым чехлом. Это была моя просьба к коллегам из Санкт-Петербурга, сделать защитный чехол, который отводит влагу изнутри спального мешка, но не пропускает воду, которая капает с крыши каюты и со стенок. Система работает.
Каждый элемент экипировки и оборудования который мы разработали и внедрили на лодке сейчас помогает мне выжить в этих суровых условиях. Я всегда помню слова японского путешественника Наоми Уэмуры: «из каждой экспедиции можно вернуться, если её хорошо подготовить».
Получил сообщение от Александра Абрамова – директора клуба «Семь Вершин». Он и его команда начинают подготовку к восхождению на Эверест в этом сезоне. Обычно, перед вылетом группы в Гималаи, мы совершаем молебен в часовне Николая Чудотворца у меня в мастерской в Замоскворечье. В этом году не получилось проводить ребят лично, договорились, буду молиться за них здесь, в океане, а они за меня на горе. Я знаю, что ребят ждет на склонах. В 2012 году поднимался с ними на Эверест. Тогда было две наших группы, мне посчастливилось идти в первой: руководитель экспедиции Александр Абрамов – 4-е восхождение на Эверест (сейчас у Александра 9 восхождений на Эверест!), Сергей Ларин (врач) – 5-е восхождение, Иван Душарин – 3-е восхождение, Федор Конюхов – 2-е восхождение, Максим Шакиров – 2-е восхождение, Людмила Коробешко – 2-е восхождение, Азнор Хаджиев – 1-е восхождение, первый представитель Ингушетии на Эвересте. Поднялись на вершину Эвереста 19 мая 2012 в 6:15 утра. Рассвет встречали на вершине 8848. Мне тогда было 60 лет. Саша Абрамов не дал нам долго любоваться видами других восьмитысячников и погнал всех вниз, чтобы за световой день спуститься в безопасную зону.
В следующем году хочу приехать с командой «Семь Вершин» в базовый лагерь, поставить холст и написать картину – «Эверест со стороны Тибета». Ребята пойдут в горы, а я буду писать картину и смотреть на Гималаи.
Планов много, я соскучился по творчеству. Хочу начать работать над картиной – «Казнь Иоанна Крестителя» и писать её всю жизнь. Мне видится работа из трех полотен, триптих. Работать долго, напряженно, переписывать и жить этой картиной много лет.
Отливать бронзовую скульптуру Святителя Николая Чудотворца Мысгорновского для города Находки. Прошлым летом мы отлили 7-метровую скульптуру Святителя в мастерской Александра Рукавишникова и установили в Мурманске. В этом году планируем сделать для Находки.
Строить часовню преподобному Варлааму Керетскому в деревне в Тульской области. Это наш святой, особо почитаем у поморов. Я здесь ему молюсь – на борту иконка преподобного Варлаама Керетского.
Планов много, но главное – завершить это путешествие и добраться до берегов Южной Америки. До мыса Горн – 690 морских миль.
Судоходный трафик в Южном океане
19 апреля 2019
FAQ. Часто задают вопросы, почему Фёдор не видит коммерческие или пассажирские суда в этом переходе. Команда проекта ежедневно мониторит пространство Южного океана от Новой Зеландии до мыса Горн, с тем, чтобы уведомить Фёдора о приближающихся судах. Лодка из композитных материалов, не очень заметна на радарах больших судов, и мы заранее информируем Фёдора о том, что с кормы его нагоняет судно с таким-то MMSI номером.
За все время наблюдения за судоходным трафиком в Южном океане мы насчитали 10 судов, которые двигались тем же курсом, что и весельная лодка «АКРОС» — в сторону пролива Дрейка. Суда проходили в 200-400 милях от лодки и нам не было смысла беспокоить Фёдора, тем не менее набралась хорошая статистика оживленности судоходных трасс в Южном океане.
Для сравнения два скриншота от 19 апреля 2019 года с сайта Marine Traffic.
Атлантический океан. На этой карте легко можно насчитать 300 судов в открытом океане.
Южный Тихий океан. Ближе к побережью Чили наблюдается небольшая активность, но от 100 градуса западной долготы и дальше, в сторону Новой Зеландии, в коридоре 40 – 60 градусов южной широты – там пусто, и такую картинку мы наблюдаем на протяжении многих недель.
В прошлых походах Фёдору приходилось вступать в радиообмен с проходящими судами, информировать, что по борту от судна находится вёсельная лодка (ocean rowing boat) с ограниченной манёвренностью и ходом в 2 узла. Традиционно команды на судах принимают меры предосторожности, хотя бывают случаи, когда экипаж решает сблизиться с лодкой и повнимательнее рассмотреть необычное плавсредство, особенно в дневное время суток. Такие маневры заставляют Фёдора волноваться. Когда танкер под 300 метров по ватерлинии начинает сближаться, закрывать собой ветер, волну и даже солнце – становится страшно. Поэтому Фёдор не сильно расстраивается, что на этом отрезке от Новой Зеландии ему не встречались суда, но ближе к Южной Америке такие встречи будут, в том числе и с рыбацкими судами, которые сейчас активно ловят рыбу на границах шельфа.
День 137. У меня ночь, идет моросящий дождик. Океан начал шуметь по-другому, не так, как все эти дни, уже чувствуется течение. Я ощущаю, как лодку начинает засасывать в лейку пролива Дрейка. Ветер тоже развернулся на попутный. Держу курс на группу островов Диего-Рамирес. Это предвестники мыса Горн, находятся в 55 милях к юго-западу от мыса. Самая южная точка Чили и Южной Америки. Это моя маршрутная точка, откуда я планирую начать заходить в пролив Дрейка.
До Диего-Рамирес 550 миль.
Наступающая неделя очень важная, мне нужно пробиться на 54 градус южной широты. А к началу мая весь архипелаг Огненная Земля должен остаться у меня с севера.
У православных христиан идет заключительная неделя поста – Страстная неделя. Я думал, к Пасхе уже финиширую и буду встречать этот светлый праздник в храме на берегу, в окружении семьи и друзей, но океан решил меня придержать.
Вы в сообщениях спрашиваете, с какими искушениями приходится бороться в океане. Конечно, искушения есть, но их гораздо меньше, чем на берегу. Телевизора нет, радио нет, людей не видел вот уже 137 суток, так что с празднословием бороться удается.
Пост. В океане поститься легко: шторм пришел — и вот у тебя 3-4 дня сухоядение. Когда лежишь, пристегнутый ремнями безопасности в кормовой каюте и каждые 30 секунд поднимаешься на 8-метровую высоту и ждешь переворота, есть время, чтобы подумать, как ты прожил эти 67 лет. Говорят, океан смывает грехи. Я думаю по-другому: океан смывает с тебя все наносное, весь этот слой духовного нечувствия. Ты начинаешь вспоминать такие свои поступки из далекой юности, которые в обычной жизни, в городе, в том потоке информации, который мы принимаем на себя каждый день, нет шансов вспомнить. Чем дольше в океане тебя моет штормами, волнами, дождями, тем чувствительнее ты становишься к событиям прожитой жизни. Может поэтому я так долго иду к мысу Горн.
Ветер усилился до штормового, но попутный, чуть больше северного направления, чем нужно, но это ничего, мне необходимо спускаться на юг.
Вышел на широту западных ворот Магелланова пролива. До входа в Магелланов пролив всего 450 километров по прямой, так близко к земле я еще не был, не считая первой недели после старта. Вчера разошелся с судном, оно прошло у меня справа по борту курсом в пролив Дрейка. Сначала запищал эхоответчик (Active Echo), информирующий, что судно вошло в зону 8 миль (у меня радар обнаружения настроен на 8 миль, лодка низко сидит в воде, дальше 8 миль не берет). Я связался с судном, вахтенный офицер спросил: ²Вы .АКРОС.?⌡ Это хорошо, что они меня то же заметили. Так спокойнее.
Зачем нужны путешествия в 21 веке? Кому это нужно? Мне часто задают такой вопрос, в том числе и в этом переходе. Если так рассуждать, то возникает вопрос . зачем в 21 веке писать стихи? За всю историю человечества было написано миллион стихов, но каждый день рождаются новые стихотворения и поэмы. Так люди выражают себя, свои чувства к этому миру, к Богу, к любимым. Ко всему, что волнует человека.
Зачем писать картины? Тысячи картин написаны! Все мировые музеи завешаны шедеврами, но художники в каждой стране создают картины, потому что так они видят мир и так выражают свое отношение к нему. Иван Шишкин мастерски написал лес и природу . и что нам теперь успокоиться? Иван Айвазовский шедеврально написал море . и что нам теперь не дерзать в написании океанов и морей? Николай Рерих написал горы, но это не значит, что мы должны сложить руки. Да, Николай Константинович мощно поработал, но он жил в свое время, а мы смотрим на мир другими глазами.
На фото: картина Ф.Конюхова, масло, 2012г.
Тоже самое и в путешествиях. Даже если мы изучим все уголки нашей планеты, мы никогда не сможем изучить себя, человек всегда будет познавать себя и выражать свои чувства через искусство, науку, путешествия, исследования, музыку.
Господь создал Гималаи, океаны, пустыни, озера и реки. Кто-то путешествует семьёй на автомобиле через всю страну, кто-то идет к Южному полюсу на лыжах, кто-то сплавляется по рекам . это все пути познания. Есть путешествия более экстремальные, какие-то . менее, здесь все зависит от подготовки человека и его возможностей, но путешественники были, есть и будут.
Команда проекта, первая группа, прибыла в Буэнос-Айрес, Аргентина. В отряде 6 человек: Оскар Конюхов, Аркадий Конюхов (внук Фёдора Конюхова) и опытные путешественники, яхтсмены — Семен Деяк, Пётр Исаченко, Михаил Тарасов, Павел Богачёв.
Сегодня команда встречается с Послом Российской Федерации в Аргентине.
В воскресенье вечером группа вылетает в Ушуая, в порт, где будет базироваться экспедиционный штаб и откуда, в океан, выйдут три яхты для встречи Федора Конюхова.
Сообщение от Фёдора:
«80 градус западной долготы. Самый ответственный момент. Это уже кульминация. Берег рядом, но это опасный берег, там нет уютных гаваней и безопасных укрытий. Все порты находятся за мысом Горн, на востоке: Пуэрто Вильямс (Чили) и Ушуая (Аргентина).
Я часто вспоминаю нашего соотечественника Евгения Смургиса из Липецка, он на веслах прошел более 40 тысяч километров по всем великим рекам России, по северу нашей страны дошел на веслах до Лондона через Баренцево и Северное море! И это в 90-е годы. Его мечта была — пересечь Атлантический океан. Осенью 1993 года он вышел из Англии курсом на Кадис (Португалия), но попал в шторм у берегов Франции, в Бискайском заливе, и погиб. Шел он осенью, в ноябре. Сейчас в Южном океане тоже осень.
Так же я много раз пересматривал видео прибытия британского гребца Джима Шекдера к берегам Австралии. В 2001 году он прошел через Тихий океан из Перу в Австралию за 273 дня. Финишировал на австралийском острове North Stradbroke, и его подход был не идеальным.
Есть контакт!
26 апреля 2019
Самолет Чилийской морской авиации (подразделение Search and Rescue, Armada de Chile) обнаружил лодку «АКРОС» в 460 миля от мыса Горн в координатах 53’45 южной широты и 80’00 западной долготы. Самолет вылетел с военной базы Пунта Аренас (Чили).
Полет совершался в рамках патрулирования района Южного океана. Командование Armada de Chile в Пунта Аренас уведомило штаб Фёдора Конюхова о планируемом полете с целью обнаружения весельной лодки «АКРОС», сообщили время вылета и указали, что самолет выйдет в район через 2.5 часа. Попросили иметь наготове белый фальшфейер и зажечь его, когда Фёдор услышит звук приближающегося самолёта. Рация настроена на 16 канал. Полет осуществлялся на самолете Embraer 111.
Вот как описывает это событие сам Фёдор Конюхов:
«Прежде чем я услышал звук приближающегося самолёта, на борту сработал alarm – звуковое оповещение на эхоответчике. Я выбрался на палубу, услышал звук самолета, резко из-за облаков вынырнул самолет. Облачность низкая, моросящий дождь. С первого захода самолёт меня не заметил, прошел мимо. Как мы договорились, я зажег белый фальшфейер. Самолет на втором круге меня заметил, подвернул и стал заходить точно на меня и включил посадочно-рулежные фары.
Пилоты вызвали меня по рации на 16 канале. Мы поговорили несколько минут. Спросили о моем самочувствии, сколько продуктов, воды и сколько, по мои расчетам, мне потребуется времени, чтобы дойти до мыса Горн.
Самолет все это время делал круги вокруг лодки, удаляясь и возвращаясь, скорость большая, но вертолёт сюда не долетит, до мыса Горн 460 морских миль (828 километров).
В завершении самолет помахал крылом, и пилоты пожелали мне “safe trip” на пути к мысу Горн.
Спасибо Armada de Chile за такой визит. Это первые люди, которых я увидел с момента старта от берегов Новой Зеландии. 141 день я не видел ни кораблей, ни самолетов.
Пилоты — профессионалы, в такую погоду и так далеко вылетать в Южный океан. Огромное уважение вызывает такая работа»
С Праздником всех православных христиан! Слава Богу, что позволил нам дожить до этого дня.
Хотел я быть на берегу в этот день, но не смог добраться. До мыса Горн еще 400 морских миль по генеральному курсу (730 км). Когда я прошел первые 500 миль от Новой Зеландии, время пролетело незаметно, казалось, только вышел, а уже 500 миль за кормой. А сейчас эти 400 миль могут растянуться на две недели. А две недели в этих широтах и на вёсельной лодке звучат как вечность.
Неделя будет сложная, много южного ветра, он будет препятствовать продвижению по курсу и сносить лодку в сторону берега. Я сейчас на 54’25 южной широты и я доволен этими координатами, но жалко будет терять мили по широте, когда задует южный ветер. До земли всего 400 км, мне пока нельзя сближаться с берегом, надо всеми силами стараться оставаться мористее, не прижиматься к берегу.
Дожди не прекращаются. Моросящий дождь переходит в проливной, потом опять моросит. Сложно обнаружить границу между океаном и небом — все сплошная мокрота, как будто мокрое одеяло.
Буквально через пару часов ветер усилится до штормового и зайдет на южный, будет дуть из Антарктиды. Температура воздуха упадет на пару градусов, волна вырастет на пару метров.
Если говорит языком альпинистов, сейчас я на 8 500, а надо дойти до вершины Эвереста — 8848. Всего 350 метров по вертикали, но это самые сложные метры. Кто поднимался выше 8 тысяч метров, тот знает.
Оскар Конюхов в интервью "Областной газете" рассказывает как совершаются длительные переходы через океан, в чём их специфика, какие факторы необходимо учитывать.
Оскар Конюхов - про течения и специфику перехода через Южный океан.
Христос Воскресе! о. Феодор. Божией помощи Вам! Преподобный Варлаам Керетский, милостию Божией устрани ледяные заторы и айсберги с пути о. Феодора. Избави и сохрани его от всяких напастей и от потопления океанского невредимым сохрани.
До берега Чили по прямой . 300 км, до мыса Горн . 600 км.
Команда проекта в порту Ушуая провела брифинг с капитанами яхт, обсудили различные сценарии организации встречи Фёдора Конюхова у мыса Горн.
Как и планировали, план ²А⌡: подходим к мысу Горн с востока, будем ждать Фёдора в подветренной стороне острова Горн. План ²Б⌡: идти на запад, через Beagle Canal для встречи Фёдора севернее мыса Горн. Такой сценарий нежелателен, но его нельзя сбрасывать со счетов, как говорят . надейся на лучшее, готовься к худшему.
Как всегда, работа по организации встречи лодки или яхты в любом порту мира требует детальной проработки всех вопросов, особенно в таких удаленных местах, как порт Ушуая . самый южный город на планете. Заранее подаются все документы на капитана и лодку. Помимо стандартных процедур (иммиграция, таможня), прорабатываем варианты: где будет стоять лодка, как поднимать из воды, где храним, где моем, сушим, как грузим в контейнер и т.д. Уже активно занимаемся вопросами отправки лодки в Англию, на верфь Rannoch Adventure для организации ремонта и сервиса. Аргентинский плотник на месте делает кильблок, на котором лодка ²АКРОС⌡ поедет в 40-футовом контейнере в Европу. Кильблок делаем по аналогии с английской версией, благо чертежи у нас есть.
Это приятные хлопоты . встречать всегда веселее, чем провожать. И хотя Фёдору еще 10 дней до мыса Горн (плюс . минус), ему тоже радостно осознавать, что его команда и близкие люди находятся не в 15 тысячах километров, в Москве, а всего в 10 градусах на восток и в том же часовом поясе и погодных условиях.
А нам, прибывшим из европейской весны в субарктическую осень, на 55 градус, стало чуть более понятнее по ощущениям, что сейчас переживает Фёдор в Южном океане. Нет, никто из нас до конца не понимает, как он выжил все эти 145 дней в лодке, но этим утром мы пришли в яхт-клуб, а на палубах яхт лежит снег, температура 0 градусов, воздух морозный, при разговоре на улице . пар. Мы пришли из теплой гостиницы и после хорошего завтрака, а Фёдор эту ночь провёл в океане, в промерзшей, отсыревшей лодке.
Одно дело, когда команда в Москве и Фёдор звонит с другого конца света, . у тебя нет ощущения присутствия на месте, а здесь я стою на той же широте и могу прочувствовать, что там, в открытом океане мой отец пережил еще одну холодную ночь. У него сейчас такой же снег, пронизывающий ветер. Очень хочется, чтобы количество ночей в океане сократилось и мы через неделю встретили его у мыса Горн, и затем нашей дружной флотилией двинулись обратно в гостеприимный город Ушуая.
Подробнее об организации встречи и подходе к мысу Горн в этом видео ролике.
«Ветер зашел на южный, а сейчас даже юго-восточный, встречный. Сегодня, к сожалению, не получится продвинуться по курсу. Расстояние от лодки «АКРОС» до мыса Горн замерло на отметке в 300 миль и не сокращается. Заштилело, ветер 10 узлов, очень холодный, дует ровно из Антарктиды, но выглянуло солнышко, это очень своевременно, я последнюю неделю солнца не видел. Оставшиеся солнечные батареи заработали и пошел заряд в аккумуляторы. Аккумуляторы расположены на днище лодки, соответственно, холодная вода Южного океана их быстро разряжает. Углепластиковый корпус плохо изолирует аккумуляторный отсек от холода. Выключил все приборы, кроме электронной карты и AIS.
Солнца практически нет неделями, только рассеянный свет через тучи. Вода и воздух с каждым днем все холоднее и холоднее, половина солнечных панелей сорвало штормом. Как говорится — в начале пути было тяжело, а потом все тяжелее и тяжелее.
До шельфа 50 миль, у меня пока еще глубина 4 000 метров (согласно карте), но вода стала менять цвет, уже береговой цвет. Я ощущаю присутствие земли. 75 градус западной долготы проходит вдоль западного побережья Чили, и только в южных широтах, от Магелланова пролива, земля заворачивает на восток. Если бы я шел на 10 градусов севернее, сегодня был бы на берегу.
Жду захода ветра на запад-север-запад и начну спускаться в Пролив Дрейка. Надеюсь, с Божьей помощью и по молитвам Святителя Николая Чудотворца, я смогу пройти вдоль берега и меня не выбросит на скалы Огненной земли. Слишком близко я оказался от берега, а на юг выбраться не получилось. Мне бы сейчас быть на 55 градусе, но ничего не сделать, буду выкарабкиваться.
День 150. 250 миль до мыса Горн
04 мая 2019
Сообщение от Федора Конюхова:
«Вся неделя ожидается штормовой. Очень непростая обстановка, иду по краю континентального шельфа. Справа у меня глубины более 3000 метров, слева уже берег и там — 300 метров. Этой ночью накрыл первый шторм 35-40 узлов, через пару дней ожидаю второй шторм, более мощный и затяжной, 40-50 узлов. Волна по прогнозу на 7 мая под 10 метров и у меня мало места для маневра.
Ни о какой возможности спрятаться за островами и речи быть не может, волны в Южном океане идут со скоростью 50 километров в час при ветре в 40 узлов, я не смогу обрулить острова, океан выбросит лодку на скалы и размолотит в щепки за пару часов. Спасение только на открытой воде, мне необходимо во что бы то ни стало удержаться в океане. Контур земли мне помогает, волны и ветер давят в берег, но берег закручивается на восток, я пытаюсь обогнуть его по дуге.
Сегодня впервые пересек 55 градус южной широты. Можно с уверенностью сказать — на 55 градусе в Южном океане еще не ходила ни одна вёсельная лодка. Была попытка старта с Фолклендских островов на Австралию, но эти острова расположены на 52 градусе южной широты.
Вышел на траверз аргентинского порта Ушуая, самый южный город на планете, где сейчас находится моя команда, и, хотя мы на одной широте, мы в разных погодных системах и защищенная от ветра и океанских волн уютная гавань порта Ушуая еще очень далеко до меня.
Это сродни восхождению в Гималаях: находясь на высоте восемь тысяч метров, ты можешь видеть базовый лагерь, и вроде он рядом, но до него несколько дней хода по опасным склонам. Тоже самое и сейчас у меня, по карте все уже рядом, но мне нужно пройти еще минимум 1 градус на юг, в сторону Антарктиды, чтобы обогнуть группу островов Hermit, в состав которых входит остров Горн (Horn).
Я посчитал, что в своих экспедициях больше всего внимания уделял мысу Горн. Эта точка на карте меня притягивала больше всего. К Северному полюсу ходил 3 раза на лыжах, к Южному полюсу один раз, на Эверест поднимался 2 раза, а к мысу Горн (вокруг мыса Горн) ходил 5 раз на яхтах, и вот сейчас подхожу в шестой раз, на весельной лодке. Никогда у меня не было спокойного огибания, всегда шторма, вне зависимости от сезона, будь то летние или осенние месяцы, начиная с декабря и заканчивая апрелем, и только в мае еще не проходил. Так поздно еще не оказывался в проливе Дрейка. Да и не планировал, но Новая Зеландия не отпускала, ровно месяц ждали погодного окна для старта, мы прилетели в Данидин 4 ноября, а стартовать удалось только 6 декабря 2018.
Продолжаю держать курс на самые южные острова – Диего-Рамиреc. Сейчас до них ровно 200 морских миль. От Новой Зеландии по лагу прошел 11 100 км (6 165 морских миль). Среднесуточные переходы — 41 миля».