16 ноября, Мучеников Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Георгия в Лидде.

3 ноября по старому стилю / 16 ноября по новому стилю
четверг

Мчч. Акепсима епископа, Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV).
Обновление храма вмч. Георгия в Лидде (IV). Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320).
Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).
Сщмч. Николая Динариева пресвитера и мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косминкова, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Петриченко пресвитеров и Симеона Кречкова диакона (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева диакона (1942).


1 Сол., 271 зач., V, 1–8. Лк., 62 зач., XI, 47 – XII, 1.
Свв.: Еф., 233 зач., VI, 10–17. Лк., 106 зач., XXI, 12–19.

Тропарь мучеников, глас 4:
Мученицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего,/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мучеников, глас 2:

Боже́ственная, му́дре, непоро́чно тайноводи́л еси́,/ же́ртва прия́тна был еси́, богоблаже́нне,/ Христо́ву бо пил еси́ ча́шу сла́вно, свя́те Акепси́мо,/ со страда́льцы твои́ми,// моля́ся непреста́нно о всех нас.

Тропарь великомученика Георгия, глас 4:
Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих врач,/ правосла́вных побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак великомученика Георгия, глас 8:
К возбра́нному и ско́рому заступле́нию твое́му́ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в, от собла́зн вра́жиих/ воспева́ющим тя, и вся́ких бед, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.
********
Храм имеет совершенно особое значение для человека. Воцерковление людей сегодня происходит именно через храм, и разговоры о том, что «мне храм не нужен», уже почти не слышны, – все больше и больше людей понимают, насколько важны храмы Божии. Но храмов в нашем Отечестве пока не хватает. Кому-то со стороны кажется, что их и сейчас много, но на самом деле если сравнить с тем, что было уничтожено руками нашего народа, с теми тысячами и тысячами храмов, то мы с вами и до малой части того, что было уничтожено, не дошли. При всех наших строительных технологиях, при несоизмеримо бо’льших, чем в дореволюционное время, возможностях мы еще не дошли до уровня, который является минимальным для правильной организации приходской жизни.

Мученики Акепсим Персидский, епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон
Память святых мучеников епископа Акепсима, пресвитера Иосифа и диакона Аифала совершается в Православной Церкви 14 сентября и 16 ноября по новому стилю.
Жизненный путь святых мучеников протекал в шестом веке. Епископ Акепсим нес свое архипастырское служение в городе Наессоне, находившемся на территории Персии. Владыка заслужил любовь со стороны окормляемых им христиан своим благочестивым образом жизни и непрестанную деятельность на благо Церкви. Когда власть пришла в руки языческого правителя Сапора, христиане на территории Персии претерпевали сильные гонения. Не был исключением и святитель Акепсим, достигший к тому времени восьмидесятилетнего возраста. Старца схватили и доставили в город Арбелу для вынесения судебного приговора, решающее значение имел голос языческого жреца Ардаха, который поклонялся солнцу. Ардах стал упрашивать епископа, чтобы он совершил языческое жертвоприношение перед персидскими идолами. Святитель дал решительный отказ, за что претерпел сильные побои и отправлен под темничную стражу.
Пресвитер Иосиф и диакон Аифал на следующий день после осуждения святителя также были схвачены и доставлены на суд в то же место. Верные служители повторили слова своего наставника и пострадали от тяжелых пыток, после чего были заключены под стражу вместе с епископом Акепсимом. Пресвитеру Иосифу на момент его осуждения за христианское мировоззрение и служение Церкви было семьдесят лет. Мученики провели в тюрьме трехлетний период, на протяжении которого их неоднократно пытались лишить жизни через испытания отсутствием пищи и питья.
Царь Сапор, прибывший в город Арбелу, пожелал лично испытать веру святых мучеников: перед его взором предстали трое благочестивых служителей Церкви, которые к тому времени выглядели весьма изнуренно, а их тела были покрыты гнойными ранами. Царь обещал мученикам даровать свободу и возможность исцеления, если они исполнят его требование и поклоняться языческим божествам. Но твердость святых угодников в их уповании на милость Божию только укрепилась с годами, так как усмирив возмущение плоти, их душа освятилась силой благодати Божией. Вместо требуемого поклонения идолам святитель Акепсим, пресвитер Иосиф и диакон Акефал стали проповедовать христианское учение и опровергать идольские заблуждения. Тогда языческий правитель повелел обезглавить святителя, а пресвитера и диакона избить камнями. Приговор над святителем был исполнен.
Мученики епископ Акепсим, пресвитер Иосиф и диакон АифалМучение пресвитера Иосифа была долгой, так как на протяжении нескольких часов происходило избиение камнями святого мученика на глазах у многочисленных горожан. Специально вызванные стражники охраняли тело пресвитера, чтобы христианские верующие не имели возможности взять святые мощи для поклонения и погребения. После того, как прошло три ночи от момента мученической кончины святого пресвитера Иосифа и началась четвертая ночь, внезапно над городом стал бушевать ураган огромной силы, засверкали молнии, одна из которых смертельно поразила дежуривших стражников. Камни, покрывавшие тело мученика, были разбросаны сильными порывами ветра. После укрощения стихии тело угодника Божия не было обнаружено.
Место казни святого диакона Аифала находилось в селении Патриас, где он также принял мученическую кончину через побиение камнями. Местные христиане тайным образом взяли тело мученика и совершили над ним обряд христианского погребения. Через некоторое время на месте захоронения святого диакона Аифала выросло дивное дерево: кто вкушал плоды этого растения, незамедлительно получал исцеление даже от неизлечимого недуга.

16 ноября, Русская церковь вспоминает, обновление храма святого великомученика Георгия в Лидде.
Святой великомученик Георгий пострадал в жестокое гонение на церковь Римского императора Диоклитиана. Во время своих страданий, будучи заключен в темницу, святый Георгий просил темничного стража допустить к нему в темницу его слугу, и когда слуга был допущен к нему, то он упросил его перенести тело его по смерти в Палестину. Слуга в точ­ности исполнил просьбу своего господина. Взяв из тем­ницы обезглавленное тело великомученика, он с честью похоронил его в городе Рамле.

В царствование благочестивого императора Константина почитатели святого великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде. В этот храм ко времени его освящения были перенесены из Рамлы нетленные мощи святого великомученика. Событие это произошло 3-го ноября (16 н.ст.). Неизвестно, было ли уже и тогда установлено ежегодное празднование этого дня, – во всяком случае в месяцеслове Сирской церкви от 1030-го года 3-е ноября отмечается, как праздничный день.
Храм св.Георгия в Лидде

Впоследствии великолепный храм великомученика, составлявший одно из главных украшений города Лидды, пришел в большое запустение. Неповрежденными в нем остались только алтарь и сам гроб великомученика, где христиане продолжали отправлять свое богослужение. Внимание к этому храму со сто­роны православной Руси пробудилось во второй половине XIX века. Жертвы благотворителей и обильные средства, отпущенные Русским правительством, дали возможность Лидде вновь увидеть этот храм благоустроенным и преукрашенным. Освящение обновленного храма состоялось в 1872-м году в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Воспоминание об этом знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; в честь торжества на Руси построено много монастырей и церквей.

Преподобный Акепсим Антиохийский, Сирийский отшельник жил в цар­ство­ва­ние Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го. За­тво­рив­шись в ма­лой кел­лии, он про­жил в ней 60 лет, пе­ре­но­ся силь­ный жар и хо­лод, ни­ко­го не ви­дя, ни с кем не бе­се­дуя и толь­ко мо­лясь Бо­гу. Кел­лия его бы­ла вы­ко­па­на в зем­ле и бы­ла очень неудоб­на для оби­та­ния; пи­щею же ему слу­жи­ла че­че­ви­ца, сме­шан­ная с во­дою, да и то од­на­жды в неде­лю. Необ­хо­ди­мую для пи­тья во­ду он чер­пал из бли­жай­ше­го ис­точ­ни­ка но­чью, чтобы не быть кем-ли­бо ви­ди­мым. По­сле уси­лен­ных просьб он при­нял сан епи­ско­па и, со­тво­рив мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, в ми­ре пре­дал дух Гос­по­ду.

Мученики Севастийские Аттик, Агапий, Евдоксий, Катерий, Истукарий, Пактовий и Никтополион и дружина их
Му­че­ни­ки Се­ва­стий­ские Ат­тик, Ага­пий, Ев­док­сий, Ка­те­рий, Ис­ту­ка­рий, Пак­то­вий и Ник­то­по­ли­он, по­стра­дав­шие в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ли­ци­ния (по дру­гим ис­точ­ни­кам, в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Де­ция). Во­и­ны Ев­док­сий, Ат­тик и Ка­те­рий за про­по­ведь хри­сти­ан­ства пре­тер­пе­ли раз­лич­ные ис­тя­за­ния по при­ка­зу дук­са Мар­кел­ла и ар­хон­та Авк­са­на. За­тем они бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цу, где их би­че­ва­ли во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и вы­би­ли зу­бы. В это же вре­мя бы­ли схва­че­ны хри­сти­ане Ис­ту­ка­рий, Пак­то­вий и Ник­то­по­ли­он, ко­то­рых би­ли пал­ка­ми и под­верг­ли дру­гим пыт­кам, а за­тем со­жгли вме­сте с упо­мя­ну­ты­ми вы­ше во­и­на­ми.

Праведная Снандулия (Яздундокта) Персидская
Пер­сид­ская хри­сти­ан­ка Яз­дунд­ок­та жи­ла в сто­ли­це Кте­си­фоне. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, ко­гда бо­лее ста че­ло­век бы­ли аре­сто­ва­ны и по­сле по­лу­го­дич­но­го со­дер­жа­ния в тюрь­ме, каз­не­ны, ее не аре­сто­ва­ли. Аре­сто­вы­ва­ли свя­щен­ни­ков, диа­ко­нов, мо­на­хов и мо­на­хинь, а она бы­ла «все­го лишь» ми­рян­кой; царь Са­пор, та­ким об­ра­зом, про­явил боль­ший кле­ри­ка­лизм, чем хри­сти­ане. Яз­дунд­ок­та кор­ми­ла всех за­клю­чен­ных (то­гдаш­няя тюрь­ма преж­де все­го пы­та­ла лю­дей го­ло­дом). Узнав да­ту каз­ни, она на­ка­нуне ор­га­ни­зо­ва­ла пыш­ную тра­пе­зу и каж­до­му по­да­ри­ла празд­нич­ную бе­ло­снеж­ную одеж­ду. Но толь­ко на сле­ду­ю­щее утро она при­шла ра­но и ска­за­ла, что казнь со­сто­ит­ся се­го­дня, по­про­си­ла всех хра­нить вер­ность Бо­гу. Му­че­ни­ков обез­гла­ви­ли, и Яз­дунд­ок­та су­ме­ла в ту же ночь украсть те­ла и за­хо­ро­нить, спа­ся от над­ру­га­тельств.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU