18 января 2016 состоялся командный перелет через Альпы с севера на юг из Германии в Италию. Этого погодного окна мы ждали почти год. Нам нужен был устойчивый антициклон со слабым ветром у земли и хорошей скоростью на высоте 4000 - 5000 метров. Слабый ветер (или отсутствие ветра) нам был необходим для наполнения шаров водородом. А достаточно сильные ветра (40 км/ч) для того, чтобы перелететь Альпы и приземлится до захода солнца. Расчетное расстояние – 400 км.
Для полета использовались две оболочки объемом 1 000 м3. В этот раз мы стартовали из города Аугсбург (Бавария), что к западу от Мюнхена. Программа компьютерного моделирования давала нам три траектории полета. Мы решили придерживаться середины и постараться выйти на Венецию. Таков был наш план.
Запланировали полёт двумя шарами. Шар № 1: Бенджамин Эймерс, Матиас Ценге и Леонид Тюхтяев. Шар № 2: Вильгельм Эймерс, Фёдор Конюхов, Оскар Конюхов.
Для Фёдора Конюхова полет через Альпы - очередной этап подготовки перед полетом с Северного полюса до материка, запланированный на апрель 2016 и кругосветным полетом на шаре МОРТОН (запланирован на июнь 2016).
Как готовиться к кругосветному полету на комбинированном шаре типа Roziere объемом 15 500 м3? Комбинированный – значит используются горелки и газ легче воздуха – гелий. То есть это тепловой и газонаполненный шар в одной конструкции. Понятно, что нужно летать, но одних полетов в Подмосковье недостаточно. Поэтому Альпы нам были нужны. Высота 5000 метров, мороз (-25С°), использование кислорода для дыхания. Забегая вперед, отмечу, что это был очень полезный полет. Мы протестировали одежду и поняли, что на Северный полюс нужно вносить изменения в экипировку, также с кислородными баллонами и масками. Работа с приборами и средствами связи на морозе требует дополнительной тренировки.
Старт. Наполнение шаров началось в 2 часа утра. В этот раз принимающий клуб отвечал за наполнение шаров водородом (в обычной практике пилоты самостоятельно наполняют свои оболочки). Так что наша задача была выгрузить оболочки, корзины из прицепа и набрать в балластные мешки песка (сухого!). Опуская предстартовые нюансы, запуск нашего шара (Вилгелм Эймерц, Фёдор Конюхов, Оскар Конюхов) состоялся в 6:45 утра. Буквально через пару минут в воздух поднялся второй шар: Бенджамин Эймерс, Матиас Ценге и Леонид Тюхтяев), чуть позже взлетел еще один шар с немецкой командой, но они шли по свой программе и в итоге улетели в сторону озёра Гарда, где и приземлились.
Если сравнивать полеты на тепловых и газонаполненных шарах, то взлет на газонаполненном шаре очень динамичен. После того как отстегнули стропы мы буквально за несколько минут набрали высоту 3 тысячи метров, здесь не было нужного нам ветра, и отсыпав пару мешков песка уже через пару минут поднялись на высоту 4 тысячи метров над уровнем моря. Как и прогнозировалось шар оказался в устойчивом потоке ветра, дующего с севера на юг. Российский флаг заполоскало на пару секунд, затем он повис - это значит шар вошел в поток, нет вымпельного ветра, мы движется со скоростью ветра. Цифры на GPS нас радовали: скорость 46 км/ч, курс 180 (чистый юг). Еще поразила абсолютная тишина. Шум с земли уже не слышен, шума от работы горелок нет. Абсолютная тишина (не считая радиообмена в эфире).
Вильгельм поздравил нас с выходом на заданный эшелон полета и предложил выпить по этому поводу шампанского. У воздухоплавателей есть такая традиция (со времен праотцов) – выпивать бокал шампанского в полете. На термометре температура -22С°, нам шампанского не хочется, вместо этого выпили по кружке куриного супа из термоса. Наши друзья идут чуть западнее, в пределах видимости. И таким дружным тандемом, обмениваясь кроткими сообщениями по рации, мы двинулись в сторону Альп. Восходящее солнце красиво подсветили альпийские вершины впереди.
В какой-то момент я заметил, что второй шар пропал с нашего горизонта, сначала подумал, что они решили подняться выше нас, но затем увидел белую оболочку стремительно спускающуюся в долину. Вильгельм по рации связался со вторым шаром, сквозь шум шипящего клапана мы смогли услышать короткую историю событий: на высоте 4 600 метров парашютный клапан оболочки внезапно начал травить (выпускать газ), шар пошел вниз со скоростью 3 метра в секунду, команда сбрасывает балласт и пытается стабилизировать падение, перевести аварийное снижение в контролируемый спуск.
Вот такие новости после двух часов полета, а мы тем временем уходим все глубже в Альпы со скоростью 50 км/ч и неспособны помочь нашим друзьям. Приземлится мы не можем, под нами уже ледники и горы. Даже если сядем, между нами уже 15-20 км расстояние и пару горных хребтов. Наблюдаем в бинокль как аварийный шар пересёк долину, завис над склоном в предгорье Альп, затем перевалил через хребет и скрылся из нашего вида. В корзине тишина. Слушаем радио эфир и ждем новостей. Вильгельм сохранял спокойствие, хотя пилотом второго шара выступает его сын. Нам лишь он сказал, что там опытные пилоты и они справятся.
В конечном итоге так и вышло, пилоты смогли приземлится на одной из центральных улиц небольшого немецкого городка, минуя ЛЭП, открытую воду озера, сады, лесопосадку и городскую ратушу. Наши друзья на земле и в безопасности, к ним едет машина подбора, мы продолжаем полет на высоте около 5 тысяч метров, дышим кислородом.
Рассказывать про красоту Альп нет смысла и даже фотографии не передают этой величественной красоты. Хочется просто смотреть на гряды гор, ледники и запоминать эту картинку. Пилотов тянет на философские размышления.
Тут из строя выходит редуктор на одном из двух кислородных баллонов. Он начинает травить из всех отверстий. Приходится перекрыть кислород на этом баллоне. Теперь у нас один баллон на 3 человек с двумя отверстиями (выходами). Дышим по очереди. Снижаться нельзя, под нами пики высотою до 4 тысяч метров, которые надо проходить с запасом по высоте, плюс если снижаться, ветер тянет шар в обратную сторону, на север! Надо выдерживать эшелон в 4.5-5 тысяч метров еще какое-то время. Пока нам это удается.
Вот прошли Австрию. Впереди Доломитовые Альпы, Италия, мы хотим пройти над известным горнолыжным регионом Sella Ronda, но нас тащит в сторону озера Гарда, на юго-запад. В итоге пересекаем Доломиты в западной части и начинаем спуск. Чем ниже, тем сильнее ветер подкручивает на восток. Очевидно, что посадка будет в районе Падуя – Венеция.
Стартовали с 25 мешками балласта (песок), на посадку пошли с 17 мешками. Плавно спускаемся 5000-4000-3000 метров. Можно снять кислородные маски. Видно море и суда, стоящие на рейде у Венеции. В пределах видимости пролетают самолеты, заходя на посадку в аэропорт Марко Поло (Венеция). Наш транспондер работает исправно, диспетчера нас видят. Команда подбора отстала на пару часов (так как возвращалась в Германию подбирать второй шар), но нам нужно садится до заката. Время еще есть. Спокойно выбираем площадку, ветер у земли слабый, тянет на юг. Делаем stand-up landing на проселочную дорогу у реки. Из-за кустов выезжает полицейская машина (ловят беженцев). Проверка наших документов (паспорта, пилотские лицензии, документы на шар). Машины подбора еще нет, мы в окружении местных фермеров, их детей и двух полицейских. Оболочку не гасим, чтобы команде подбора было лучше нас видно, но мы уже на итальянской земле. Перелет 395 км за 9 часов 45 минут. Перелет завершен. Проект состоялся при поддержке фонда «Открытое Море».
Договорились слетать на двух шарах из Германии в Россию весной этого года. Протяженность маршрута 2000 километров. Старт в районе Дюссельдорфа, приземление в районе Пскова.
Российский путешественник и пилот Федор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло в рамках проекта "На рекорд с БИНБАНКом" предпримут попытку установить российский рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате объемом 3950 м3. Старт запланирован на 24 января 2016г., в воскресенье, в 7:00 утра с аэродрома "Сонино" (Тульская область, Заокский район).
Одно из условий установления рекорда продолжительности – сильный мороз и отсутствие ветра. Это позволит сэкономить топливо для нагрева оболочки воздушного шара и увеличить время нахождения в воздухе. На старте ожидается мороз -30 ⁰С, что по мнению пилотов даже больше, чем им требуется. Пилотам придется провести более 20 часов в небольшой корзине, практически без движения.
Напомним, в марте 2015 года в Костроме стартовал проект "На рекорд с БИНБАНКом". Была поставлена задача продержаться в воздухе на тепловом аэростате класса АХ-9 объемом 3950 кубических метров более 17 часов. Российский рекорд был побит: Федор Конюхов и Иван Меняло совершили посадку в Ивановской области, продержавшись в воздухе 19 часов 10 минут. На сегодняшний день это российский рекорд.
Генеральным партнёром проекта выступает БИНБАНК
Новый Toyota Hilux – официальный автомобиль проекта
DHL – официальный логистический партнер
Lenovo – официальный IT партнер проекта
Red Fox – официальный поставщик экипировки для пилотов
Дата и время определены. В воскресенье, в 8 утра (в официальном пресс-релизе в 7:00) с подмосковного аэродрома Сонино взлетит воздушный шар. На оболочке - надпись БИНБАНК. На борту воздушного судна будут находиться два пилота - известный путешественник Федор Конюхов, недавно получивший пилотское свидетельство, и спортсмен Иван Меняйло.
На фото прошлогодний полет Ивана и Федора, итогом которого стал новый рекорд России.
С момента отрыва гондолы пойдет время. И если удастся продержаться в воздухе больше 29 часов 14 минут, будет установлен новый Мировой рекорд. Чем более холодно будет, тем больше шансов этого достичь. Но тем сложнее будет пилотам провести этот полет максимально эффективно с точки зрения человеческих возможностей - у шара есть особенность, что в нем пилот находится относительно неподвижно. Что самое сложное, часть полета пройдет ночью. Поэтому выбрана ночь полнолуния, чтобы было максимально светло. Если будет ясно, то можно будет лететь на минимальной высоте, не поднимаясь за облака/туман, что даст самый экономичный расход газа (он увеличивается с подъемом на высоту).
Действующий рекорд в классе AX-09 в 1993 году установил американец Вильям Басси (William E. Bussey). Примечательно, что рекордный полет состоялся 25 января, а наша попытка - 24 января, но 23 года спустя.
Расчетное количество газа на 30 часов. Расчетное место посадки - Мордовия или Пензенская область. Гондола шара будет обвешана баллонами по кругу (как на фото прошлого года). По мере выработки они будут сбрасываться, а наземная команда будет их собирать. От прошлогодней попытки гондола значительно доработана.
За треком можно будет следить в реальном времени посредством спутникового inReach (ссылка будет позже опубликована). Через него в интернет можно будет отсылать СМС-очки на борт воздушного судна и подбадривать экипаж.
Освещать событие планирует телеканал Подмосковье 360 360TV. В дневное время будет задействован вертолет телеканала и их же тепловой шар. Шар канала поднимется в небо одновременно с шаром Федора и Ивана.
На вылет шара можно прилететь или приехать. Федор и Иван будут рады. Вопрос прилета согласован с гостеприимным руководством аэродрома Сонино - полоса и перрон очищены от снега и могут принять вертолеты и самолеты.
Уже ожидаются представители различных аэродромов центрального региона.
Аэронавигационная информация http://maps.aopa.ru/id/UUDC По наземному проезду информация тут http://www.kam-avia.ru/ N54.63162° E037.36753° f=126.55 МГц
Во время полета на борту будут перемещаться открытки т.н. балонной почты. Получить такую открытку можно, если зарегистрироваться по ссылке http://aopa.ru/index.php?id=110
Открытка будет погашена эксклюзивным штампом перелета, а также планируется что на ней оставят подписи Иван и Федор.
Этот полет один из этапов подготовки к одиночному кругосветному полету Федора Конюхова на шаре-розьере. На днях Федор совершил тренировочный полет на газовом шаре - подробности на его официальном сайте http://konyukhov.ru/news.html
Авиационное сопровождение полета, общение с представителями управления воздушного движения - AOPA Russia и Andrey Ivanov.
Автомобильный спонсор - Toyota Russia, компьютерный - Lenovo Russia, а транспортный DHL Россия и одежда от Red Fox.
Иван сам представляет аэроклуб Воздухоплавательный клуб Аэровальс и Федерация воздухоплавания России, являясь её вице-президентом.
Федор Конюхов и Иван Меняйло улучшили свой прошлогодний российский рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате, который составлял 19 часов 10 минут. Путешественники находятся в небе уже более 25 часов. Сейчас пролетают над Владимировской областью со скоростью 8-10 км/ч. Шар движется в сторону города Ковров на высоте 150-200 метров.
Настроение у пилотов хорошее, несмотря на начавшееся обледенение оболочки, Федор и Иван принимают попытку приблизиться к мировому рекорду, который установлен американским пилотом Уильямом Басси в январе 1993 года и составляет 29 часов 14 минут 35 секунд.
Ночь была сложная по температурному режиму, -30⁰С. Пилоты сутки не спят. На рассвете сбросили все оборудование, которое не требуется для дневного полета, а также два термоса и кое-какую экипировку, чтобы максимально облегчить корзину. Расход топлива - один баллон на час.
В настоящий момент борются с обледенением, сбивая лед с нижней части оболочки.
Команда подбора наблюдает их визуально и ведет по трэкеру, связь с пилотами регулярная, по рации.
Следить за полетом можно по трэкеру https://share.delorme.com/IvanMenyaylo
Так же Вы можете отправить СМС сообщение, чтобы поддержать пилотов. Для этого необходимо нажать кнопку Message.
Генеральным партнёром проекта выступает БИНБАНК
Новый Toyota Hilux – официальный автомобиль проекта
DHL – официальный логистический партнер
Lenovo – официальный IT партнер проекта
Red Fox – официальный поставщик экипировки для пилотов
Установлен новый мировой рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате
Российский путешественник и пилот Федор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло совершили посадку теплового аэростата "БИНБАНК" в деревне Шестуниха, Ивановской области. Установлен новый мировой рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате объемом 3950 м3, который составляет 32 часа 20 минут. Поздравляем пилотов и всех участников проекта "На рекорд с БИНБАНКОМ!"
Установлен новый мировой рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате
Российский путешественник и пилот Федор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло совершили посадку теплового аэростата "БИНБАНК" в деревне Шестуниха, Ивановской области. Установлен новый мировой рекорд продолжительности полета на тепловом аэростате объемом 3950 м3, который составляет 32 часа 20 минут. Поздравляем пилотов и всех участников проекта "На рекорд с БИНБАНКОМ!"
Фёдор Конюхов рассказал о новом рекорде (ВИДЕО)
Путешественник Фёдор Конюхов, который на этой неделе вместе с мастером спорта по воздухоплаванию Иваном Меняйло побил мировой рекорд по продолжительности полёта на тепловом аэростате, рассказал о том, как проходил полёт и что подвигло его пойти на это.
"Для меня мотив — это облететь вокруг света. А рекорд в воздухоплавании, конечно, хотелось, чтобы был за Россией. Да и прошлый рекорд задержался — 23 года. Нельзя, чтобы рекорд слишком долго тянулся, тогда нет развития. Надо, чтобы было развитие не только человека, но и технологий", — сказал Конюхов.
По его словам, такие экспедиции объединяют людей по всему миру.
"Когда я летел с Ваней на воздушном шаре, весь мир смотрел на воздухоплавателей. Все переживают", — отметил знаменитый путешественник.
Говоря о секретах, которые помогли им побить мировой рекорд, ранее принадлежащий американцу, Фёдор Конюхов рассказал, что для того, чтобы долго продержаться на воздушном шаре — нужен сильный мороз, а именно разность температур внутри и снаружи шара
"Если на улице -20⁰С — это помогает поднимать нагретый до 50⁰С, 60⁰С или 80⁰С изнутри шар. А если на улице будет +5⁰С, то шар надо нагревать до, например, 100⁰С. Допустим в Африке летать на воздушном шаре очень неэкономично. Чем холоднее, тем лучше, но если будет -40, то людям в корзине будет очень тяжело", — пояснил он.
Также, по его словам, необходим полный штиль и чтобы не было осадков:
"Потому что если будет идти снег и он будет налипать на шар — он будет таять, начнётся обледенение и будет увеличиваться вес".
Конюхов отметил, что установить мировой рекорд в прошлом году ему помешала слишком тёплая погода.
"Надо, чтобы ещё была Луна, полнолуние, чтобы ночью было светло. Потому что мы летим очень низко. Ведь чем выше, тем меньше кислорода, а если мало кислорода, то горелки плохо горят", — рассказал рекордсмен.
Он подчеркнул, что на самом деле внутри небольшой корзины воздушного шара очень много работы:
"Там нельзя расслабиться — ни поспать, ни даже поесть. Ты всё время в напряжении, даже поговорить не удаётся".
Так, один раз, по его словам, одна ошибка чуть было не стоила им рекорда уже в самом конце путешествия.
"Мы шли над деревьями, и я только задал какой-то вопрос Ване и тут же корзина ударила по ёлкам, а мы уже подходили к тому, чтобы побить рекорд. Ещё бы секунда, мы бы зацепились и упали", — рассказал Конюхов.
Рекорды Конюхова
В мае 2014 года россиянин также установил мировой рекорд, когда сумел в одиночку пересечь на вёсельной лодке Тихий океан без захода в порты и посторонней помощи менее чем за 160 суток. По его словам, в этом ему, в том числе, помогла лодка, сделанная из углепластика.
"Страх есть. Тех же китов боялся, акул, когда чистил лодку. Утонуть можно и на глубине 100 метров, но когда под тобой 10 тыс. метров — появляется ощущение, что ты и плавать не можешь", — сказал он.Напомним, 25 января путешественник Фёдор Конюхов и мастер спорта по воздухоплаванию Иван Меняйло побили мировой рекорд по продолжительности полёта на тепловом аэростате, пробыв в воздухе более 33 часов.
Предыдущий мировой рекорд был установлен 25 января 1993 года американским пилотом Уильямом Басси и продержался 23 года.