Псково-Печерская обитель




Псково-Печерская обитель



Фильм архим. Тихона (Шевкунова). Расширенная версия ТК Спас.
Этот фильм был снят в 1986 году в Псково-Печерском монастыре, когда были еще живы многие старцы, такие как архимандрит Серафим, архимандрит Феофан, схиархимандрит Александр, архимандрит Нафанаил, схиигумен Мелхиседек, архимандрит Иоанн.

Вы увидите уникальные кадры, запечатлевшие удивительных и великих подвижников, которым Господь судил прожить большую часть их жизни в годы гонений. Они смогли, по слову апостола Павла, подвизаясь добрым подвигом, сохранить сокровище веры и принести Богу совершенный духовный плод христианской жизни: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание». Апостол Павел добавляет именно о таких людях Божиих: «на таковых нет закона... — те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями».

Комментарии (4)

Всего: 4 комментария
#1 | Лидия Новикова »» | 23.09.2012 19:49
  
5

Схиигумен Мелхиседек


Монах, вернувшийся с того света

Я уже говорил вам о прекрасной книге архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».
Подвижники, совершающие свой подвиг тихо, тайно, скрытно от наших глаз;
Чудеса Божии в наши дни;
Промыслительная связь событий, направляемых несомненно любящей, Божьей, рукой...
Обо всем этом — книга отца Тихона.

Сегодня мне хочется привести еще один отрывок из этой книги.

Схиигумен Мелхиседек



Два года я ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь. Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам, поминают множество людей о здравии и о упокоении.
Моя череда приходилась на поздний вечер — с одиннадцати часов до полуночи. На смену мне приходил схиигумен Мелхиседек. Он продолжат чтение Псалтири до двух часов ночи.
Отец Мелхиседек был удивительный и таинственный подвижник. Кроме как на службах, его почти не было видно в монастыре. На братской трапезе он появлялся только по праздникам. Но и за столом сидел, склонив голову под схимническим куколем, и почти ни к чему не притрагивался.
Великая схима в Русской Церкви — это высшая степень отречения от мира. Принимая схимнический постриг, монах оставляет все прочие послушания кроме молитвы. Ему, как и при монашеском постриге, вновь меняют имя. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией, монахи-священники освобождаются ото всех обязанностей, кроме служения литургии и духовничества.
Отец Мелхиседек появлялся под сводами небольшого и слабо освященного Лазаревского храма где читали Неусыпаемую Псалтирь, всегда за минуту до того, как часы на монастырской колокольне должны были пробить двенадцать. У царских врат он медленно клал три земных поклона и ждал, когда я подойду. Преподав мне благословение, он знаком отсылал меня, чтобы в одиночестве приступить к молитве.
За целый год он не сказал мне ни слова. В древнем монашеском Патерике рассказывается: «Три монаха имели обыкновение ежегодно приходить к авве Антонию Великому. Двое из них вели с ним душеспасительные беседы, а третий всегда молчал и ни о чем не спрашивал. После долгого времени авва Антоний спросил у него: "Вот ты сколько времени ходишь сюда и почему никогда ни о чем не спрашиваешь?" Монах отвечал ему: "Для меня, отец, довольно и смотреть на тебя"». К тому времени я тоже понимал, как необычайно мне посчастливилось, что каждую ночь я могу хотя бы видеть этого подвижника.
Но все-таки однажды я набрался смелости и дерзнул нарушить привычный ритуал. Более того, когда отец Мелхиседек, как обычно, благословил меня у царских врат, я отважился задать вопрос, с которым очень хотели, но не решались обратиться к нему, наверное, все послушники и молодые монахи в монастыре.
История заключалась в следующем. Отец Meлхиседек до принятия великой схимы служил в монастыре как все священники, и звали его игумен Михаил. Он был искусным и усердным столяром. В храмах и в кельях у братии до сих пор сохранились кивоты, аналои, резные рамы для икон, стулья, шкафы, прочая мебель, сделанные его руками. Трудился он, к радости монастырского начальства, с раннего утра до ночи.
Однажды ему благословили выполнить для обители большую столярную работу. Несколько месяцев он трудился, почти не выходя из мастерской. а когда закончил, то почувствовал себя столь плохо, что, как рассказывают очевидцы, там же упал и — умер. На взволнованные крики свидетелей несчастья прибежали несколько монахов, среди которых был и отец Иоанн (Крестьянкин). Отец Михаил не подавал никаких признаков жизни. Все собравшиеся в печали склонились над ним. И вдруг отец Иоанн сказал:
— Нет, это не покойник. Он еще поживет! И стал молиться. Недвижимо лежащий монастырский столяр открыл глаза и ожил. Все сразу заметили, что он был чем-то потрясен до глубины души. Немного придя в себя, отец Михаил стал умолять, чтобы к нему позвали наместника. Когда тот наконец пришел, больной со слезами начал просить постричь его в великую схиму.
Говорят, услышав такое самочинное желание своего монаха, отец наместник, в свойственной ему отрезвляющей манере, велел больному не валять дурака, а поскорее выздоравливать и приступать к работе — раз уж помереть толком не смог. Но, как гласит то же монастырское предание, на следующее утро наместник сам, без всякого приглашения и в заметной растерянности, явился в келью отца Михаила и объявил ему, что в ближайшее время совершит над ним постриг в великую схиму.
Это было так не похоже на обычное поведение грозного отца Гавриила, что произвело на братию чуть ли не большее впечатление, чем воскресение умершего. По монастырю разнесся слух что наместнику ночью явился святой покровитель Псково-Печерского монастыря преподобный игумен Корнилий, которому в XVI веке Иван Грозный собственноручно отрубил голову, и сурово повелел наместнику немедленно исполнить просьбу вернувшегося с того света монаха.
Повторюсь, это всего лишь монастырское предание. Но, во всяком случае, вскоре над отцом Михаилом был совершен схимнический постриг и с тех пор он стал называться схиигуменом Мелхиседеком.

Отец наместник дал схимнику очень редкое имя в честь древнего и самого таинственного библейского пророка. По какой причине наместник назвал его именно так, тоже остается великой загадкой. Хотя бы потому, что сам отец Гавриил ни на постриге, ни во все оставшиеся годы так ни разу и не смог правильно выговорить это ветхозаветное имя. Как он ни старался, но коверкал его нещадно. Причем от этого у него всякий раз портилось настроение, и мы боялись попасть ему под горячую руку.
В монастыре знали, что в те минуты, когда отец Мелхиседек был мертв, ему открылось нечто такое, после чего он вновь восстал к жизни совершенно изменившимся человеком. Нескольким своим близким сподвижникам и духовным чадам отец Мелхиседек рассказывал, что он пережил тогда. Но даже отзвуки этого повествования были крайне необычными, и мне, и всем моим друзьям, конечно хотелось узнать тайну от самого отца Мелхиседек.
И вот той ночью, когда в Лазаревском храме я набрался смелости впервые обратиться к схимнику, то спросил именно об этом: что видел он там, откуда обычно никто не возвращается?
Выслушав мой вопрос, отец Мелхиседек долго стоял молча у царских врат, опустив голову. А я все больше замирал от страха, справедливо полагая, что дерзостно разрешил себе нечто совершенно непозволительное. Наконец схимник слабым от редкого употребления голосом начал говорить.
Он рассказал, что вдруг увидел себя посреди огромного зеленого поля. Он пошел по этому полю, не зная, куда, пока дорогу ему не преградил огромный ров. Там, среди грязи и комьев земли, он увидел множество церковных кивотов, аналоев, окладов для икон. Здесь же были и исковерканные столы, сломанные стулья, какие-то шкафы. Приглядевшись, монах с ужасом узнал вещи, сделанные его собственными руками. В трепете он стоял над этими плодами своей монастырской жизни. И вдруг почувствовал, что рядом с ним кто-то есть. Он поднял глаза и увидел Матерь Божию. Она тоже с грустью смотрела на эти многолетние труды инока.
Потом Она проговорила:
— Ты монах, мы ждали от тебя главного — покаяния и молитвы. А ты принес лишь это...
Видение исчезло. Умерший очнулся снова в монастыре.
После всего случившегося отец Мелхиседек полностью переменился. Главным делом его жизни стало то, о чем говорила ему Пресвятая Богородица, — покаяние и молитва. Плоды теперь уже духовных трудов не замедлили сказаться в его глубочайшем смирении, плаче о своих грехах, искренней любви ко всем, в полном самоотвержении и превышающих человеческие силы аскетических подвигах. А потом — и в замеченной многими прозорливости и в деятельной молитвенной помощи людям.
Видя, как он с совершенной отчужденностью от мира подвизается в невидимых и непостижимых для нас духовных битвах, мы, послушники, решались обращаться к нему лишь в самых исключительных случаях. К тому же его еще и побаивались: в монастыре знали, что отец Мелхиседек весьма строг как духовник. И он имел на это право. Его неукоснительная требовательность к чистоте души всякого христианина питалась лишь великой любовью к людям, глубоким знанием законов духовного мира и пониманием, насколько непримиримая борьба с грехом жизненно необходима для человека.
Этот схимник жил в своем, высшем, мире, где не терпят компромиссов. Но если уж отец Мелхиседек давал ответы, то они были совершенно необычны и сильны какой-то особой, самобытной силой.
Однажды в монастыре на меня обрушилась лавина незаслуженных и жестоких, как мне представлялось, испытаний. И тогда я решил пойти за советом к самому суровому монаху в обители — схиигумену Мелхиседеку.
В ответ на стук в дверь и на положенную молитву на порог кельи вышел отец Мелхиседек. Он в монашеской мантии и епитрахили — я застал его за совершением схимнического правила.
Я поведал ему о своих бедах и неразрешимых проблемах. Отец Мелхиседек выслушал все, неподвижно стоя передо мной, как всегда, понурив голову. А потом поднял на меня глаза и вдруг горько-горько зарыдал…
— Брат! — сказал он с невыразимой болью.— Что ты меня спрашиваешь? Я сам погибаю!
Старец-схиигумен, этот великий, святой жизни подвижник и аскет, стоял передо мной и плакал от неподдельного горя, что он воистину — худший и грешнейший человек на земле! А я с каждым мгновением все отчетливее и радостнее понимал, что множество моих проблем, вместе взятых, — не стоят ровно ничего! Более того, эти проблемы здесь же ощутимо для меня безвозвратно улетучивались из души. Спрашивать еще о чем-то или просить помощи у старца уже не было нужды. Он сделал для меня все, что мог. Я с благодарностью поклонился ему и ушел.
Все на нашей земле — простое и сложное, маленькие человеческие проблемы и нахождение великого пути к Богу, тайны нынешнего и будущего века — все разрешается лишь загадочным, непостижимо прекрасным и могущественным смирением. И даже если мы не понимаем его правды и смысла, если оказываемся к этому таинственному и всесильному смирению неспособными, оно само смиренно приоткрывается нам через тех удивительных людей, которые могут его вместить.

http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=702
#2 | Лидия Новикова »» | 23.09.2012 20:47
  
4
Молитвы Псково-Печерским святым


Молитва первая

О преподобнии отцы наши и великие чудотворцы: Корнилие, Марко, Ионо и мати Вассо! Смиренно припадающе к вам и коленопреклонше молящеся пред ракою мощей и пречистым образом вашим, просим: не отвратите лица вашего от молящихся с сердцем сокрушенным и смиренным, умолите Господа сил, да сохранит мирну страну нашу, обитель же сию да укрепит и всем, подвизающимся в ней, дарует спасение вечное. Помозите нам, угодницы Божии, создать храм благолепен в сердцах наших и украсить сей храм добродетельми, да жительствует в нем Господь! Оградите нас стеною молитв ваших от греховных стрел и искушений, да богоугодне зде на земли поживем и вечное Царство унаследим, хваляще Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки. Аминь!


Молитва вторая

О преподобнии и богоблаженнии отцы наши Никандре, Иоакиме, Онуфрие, Корнилие, Савво, Евфросиние, Серапионе, Илларионе, Марко, Ионо, Вассиане, Дорофее, Мартирие, Василие, Иоасафе, Досифее, Харитоне, Игнатие, Харалампие, Памфиле, Ниле, Феофиле, Иакове, Авраамие, Корнилие, Иоанне, преподобная мати наша Вассо и прочие чудотворцы Псковские! Приимите ныне нас, к вам усердно молящихся и припадающих ко святым иконам вашим, духом же на небесех предстоящий Святей Троице со Ангелы и преподобных отец лики, молитеся о нас, чадех ваших (имена), отцы, да избавимся всяких скорбей, болезней, бед и обстояний и благочестне поживем в настоящем житии, ходяще в заповедех и оправданиях Господних безпорочно. Испросите нам грехов прощение, телесем здравие и вечное спасение, яко да вашим предстательством спасаеми, славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Акафист Собору Святых Псково-Печерских

#3 | Анна Гор. »» | 24.09.2012 22:16
  
1
"Днесь вернии ликовствуют, память преподобных Псково-Печерских совершающе, днесь преподобные в чертозех Царя Славы молятся, поминающе наша немощи и печали, непрестанно просят даровать нам мир и велию милость".
Аминь.
#4 | Лидия Новикова »» | 28.09.2012 13:24
  
3
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЕ СТАРЦЫ

Старец Симеон (Желнин) (1869-1960)

Уже через два-три года после окончания войны Псково-Печерский монастырь становится

одним из самых посещаемых в России - к старцу Симеону со всех концов страны устремляются

сотни и тысячи паломников.

Известны множество случаев исцелений, случившихся по молитвам старца.

Паломники, десятками и сотнями приезжавшие в монастырь, знали, что по молитвам старца

уладятся дела, устроится судьба детей и родных, пройдут боли. Никто не уезжал от старца

неуспокоенным, без исповеди, без Причастия. По смирению старец Симеон говорил,

что он не провидец - но сохранилось множество воспоминаний, как старец рассказывал

о болезнях людей, которых он никогда не знал, как отвечал на письма, еще только идущие в обитель.

Старец предсказал, что наместник монастыря, отец Пимен, станет патриархом.

Тридцать лет прослужил старец в Успенском храме обители, и тридцать лет не прекращалась

молитва старца в храме и в келье.

Поучение старца Симеона

Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться о согрешающем,

дабы Господь исправил его, надо воздохнуть о ближнем, дабы вместе с тем воздохнуть и о себе.

Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние его неизвестно.

Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмем одно правило для себя:

осуждающим не верить; и другое: никогда не говорить худо об отсутствующих.

Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым, ибо добрый помышляет доброе, а злой злое.

Будем помнить старинные народные поговорки: "В чем кого осудишь - в том и сам побудешь";

"Знай себя - и будет с тебя". Краткий путь ко спасению - не осуждать. Вот путь - без поста,

без бдения и труда.


Старец Афиноген (в схиме Агапий); 1881-1979

До того, как стать духовником братии, старцу Афиногену довелось пройти крестный путь

страданий - в сталинских лагерях, в ссылке, в оккупации. Но, как писал сам старец, "и в тюрьме,

и в лагере - везде Господь охранял меня от смертных случаев".

В 1960 году старец Афиноген стал братским духовником, и, кроме этого, ему было назначено

послушание отчитки бесноватых. Сам старец Симеон перед смертью благословил старца

Афиногена на это послушание.

Последние годы старца были посвящены его духовным чадам и паломникам, стремившимся

в Псково-Печерский монастырь со всей страны. Невозможно передать все случаи исцелений,

которые произошли по молитвам старца.

Духовные чада знали о прозорливости старца, о том, что он всегда с ними, знает о каждом их шаге,

каждой мысли. Духовных чад старец исповедовал хотя и строго, но милостиво и обычно не назначал

никаких особых епитимий. Порой старец, вздыхая, говорил: "Вот пойду ко Господу. Он меня и спросит:

почему не давал епитимий? А я только и отвечу: уж очень я народ любил".

Из духовных наставлений старца Афиногена

На исповеди старец прежде всего требовал осознать два великих наших греха и каяться в них: первый -

это неблагодарность Богу за все, что Он дает нам, а второй - отсутствие истинного страха Божия,

благоговения перед Ним; а уж потом нужно было рассказывать о всех других грехах, из этих двух

проистекающих.

* * *

Ты живи проще - как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь.

Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай -будь как ребенок.

Он, хотя и разбил самый дорогой сосуд, все равно с плачем идет к отцу, а отец, видя свое дитя плачущее,

забывает тот дорогой сосуд. Он берет это дитя на руки, целует его, прижимает к себе и сам же уговаривает

свое дитя, чтобы оно не плакало. Так и Господь, хотя, бывает, что мы делаем и смертные грехи,

Он все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием.

* * *

Старец так говорил о пути в Царствие Небесное: "Надо постепенно туда идти, и тебе надо еще

потрудиться над собой. Кто бежит бегом туда, то его тащат назад. Он - пустой. Чего там такому делать?

А ты потихоньку - и дойдешь туда, только не спеши".

Потом говорит: "Сам Господь велит читать Псалтирь; ты это запомни хорошенько,

что мне Господь сказал, когда я был у Него на Тайной Вечери... Я ведь сейчас живу

только телом здесь, а как закрою глаза, то и предстою в небесном кругу.

У меня весь ум занят Господом... Я лежал у ног Спасителя; потом взял Он меня за руку и сказал:

"Я тебе все грехи простил". Еще Господь говорил мне: "Ты иди к себе и говори всем,

что сотворил тебе Господь. Ты любишь Отца, а Отец побит тебя; ты Ему сын, а Он твой Отец,

потому что ты исполняешь волю Его". И ты следи за собой, ни на кого не смотри и ни с кем

попусту не разговаривай".

* * *

Старец говорил: "Без Бога - ни до порога. Если все твои дела идут хорошо, гладко, значит,

Господь их благословил, и любое задуманное дело делается, а если какие препятствия будут в чем,

значит, верно, это против Божией воли; лучше и не крутись - все равно ничего не получится,

а подчинись воле Божией".

* * *

Когда старцу сказали, что нет ни милостыни, ни милости, старец ответил: "Кто даст тебе по шапке,

а ты поблагодари его - вот тебе и милостыня".

* * *

Когда старцу говорили, что не могут удержаться от обиды, от злопамятства, старец отвечал:

"В это время проси Господа - далеко-то ходить не надо: Дух Святый всегда здесь. Говори:

"Душе Святый, помоги мне удержаться от злопамятства"".

* * *

Я прошу: "Батюшка, помолись за меня, чтобы Господь дал мне любовь ко всем и смирение".

Старец отвечает: "Ты сама проси кротости; кроткие - это люди незлобивые".

Старец говорил, что до сорока лет можно и от себя чего прибавить в разговоре, если что хорошее,

а после сорока надо больше молчать.

* * *

Живи, не тужи, никого не бойся. Если кто поругает - смолчи; а если мимо идешь, когда кто кого

ругает или осуждает - ты не слушай.

* * *

Когда старцу жаловались на уныние, он отвечал: "Ты духом-то побудь в аду вот так и поживешь

еще, чтоб быть совершенной. Человеку для того и дал Господь душу и тело. Если человек

не смиряется, Господь наказывает его телесно. Если снова не смиряется, Господь еще больше

наказывает, и человек, видя свою беспомощность, покоряется воле Божией, начинает делать

добрые дела и кается, призывает Господа".


Старец Савва (1898-1980)

Когда в 1955 году старец Савва по указу Святейшего Патриарха Алексия I был переведен

в Псково-Печерский монастырь, туда со всех городов и селений устремились паломники,

знавшие его по Троице-Сергиевой Лавре, и духовные чада старца.

Старец нес особое послушание - он "отчитывал" бесноватых. Хотя характер старца был мягкий,

тихий, "отчитки" старец Савва всегда проводил твердо, сосредоточенно.

Духовные чада великого отца Саввы оставили множество свидетельств о чудесной помощи,

пришедшей от Господа по молитвам великого старца.

Из духовных наставлений старца Саввы

Каждое дело начинайте с молитвы. В молитвеннике есть особая молитва перед началом дела.

Всегда читайте ее и, получив Божие благословение, через эту молитву будете иметь успех в труде.

А после окончания дел не забывайте благодарить Господа. Без помощи Божией всуе будем

трудиться и мучить себя. Один монах поделился со мной своей скорбью:

"Батюшка, почему так бывает? Стараюсь делать все как лучше, а мною все недовольны".

- "А ты читаешь молитву перед началом всякого дела по молитвеннику?" - спрашиваю его.

"Нет, не читаю". - "А вот теперь читай и увидишь разницу", - говорю ему.

Этот монах потом благодарил меня за такое вразумление, он поражен был, как помогала

ему эта молитва.

* * *

Перед каждым своим действием руководитесь следующим христианским рассуждением:

задуманное дело не противно ли Богу, не обидно ли оно для ближнего моего? Если по

строгому исследованию совесть спокойна, то намерение свое приведете в исполнение.

* * *

Уныние, леность и нерадение - это три исполина, которыми связан весь род человеческий.

Поэтому и молимся мы каждый день Царице Небесной: "Отжени от мене, смиренного и

окаянного раба- Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение..."

* * *

Много старец говорил о домашнем кресте, как найти себе спасение дома, в обычной

домашней обстановке:

- Враг на нас, верующих, особенно сильно нападает нарушением мира.

Ревнующим о благочестии нередко приходится испытывать от своих домашних

сильное нерасположение и даже вражду за свое благочестие, хотя враждующие

и не показывают вида, что они за благочестие враждуют. Вот здесь-то и проявите

терпение. Не возмущайтесь, не отчаивайтесь, но припомните слова Спасителя:

"Врази человеку домашнии его" (Мф.10,36). А от недостатков исправляйтесь,

замечайте, в чем вас обвиняют окружающие, какие страсти они находят в вашем сердце,

потому что в домашнем быту все страсти свободно проглядывают, и родные хорошо

их знают - не то что вне дома, когда мы скрываем себя среди малознающих нас.

Смотрите на себя беспристрастно, испытывайте себя. Может быть, в самом деле у нас

тяжелый характер, может быть, грубо и жестоко обращаемся с близкими, может быть,

несправедливы бываем и прочее. Распространите свое сердце для общительности и

благочестивой снисходительности, расширьте свое сердце любовью и держитесь

благочестия твердо! Старайтесь быть кроткими, нераздражительными, не за все

выговаривайте - иное сносите, обходя молчанием. Когда чувствуете, что ваше обличение

может вызвать пожар, тогда на поступки ближнего смотрите сквозь пальцы и усиленно

молитесь за него, ибо любовь "вся уповает, вся терпит" (1Кор.13,7).
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU