Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это - ее цвет, это - венец духовных подвигов, плод безмолвия и богосозерцания. Оно органически связано с монашеским внутренним подвигом, имеющим цель достижения бесстрастия.
Благодатный старец своим личным опытом прошедший школу послушания, трезвения и умно-сердечной молитвы, и изучивший, благодаря этому, в совершенстве духовно-психические законы, и лично достигший бесстрастия, сам становится способным руководить новоначальных в "невидимой брани". Он должен проникать до самых глубин души человеческой, видеть самое зарождение зла, причины этого зарождения, установить точный диагноз болезни и указать точный способ лечения. Старец - искусный духовный врач. Он должен ясно видеть устроение своего ученика, характер его души и степень его духовного развития. Он должен непременно обладать даром рассуждения и "различения духов", т. к. ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться во ангела светла. Как достигший бесстрастия, старец обычно обладает и другими духовными дарами: прозорливостью, чудотворением и пророчеством.
Вот что говорил преп. Варсонофий Оптинский своему духовному чаду:
"Старцев называют прозорливцами, указывая тем, что они могут видеть будущее: да, великая благодать дается старчеству - это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У них, кроме физических очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, они видят ее духовными очами, даже видят причину возникновения такой мысли. И от них не сокрыто ничего. Ты живешь в Петербурге, и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь".
Настоящее духовное отношение духовных детей к своему старцу-наставнику отмечается следующими признаками:
1. Полная вера,
2. Искренность в слове и деле,
3. Не исполнять ни в чем своей воли, а всегда обо всем вопрошать старца,
4. Не прекословить и не спорить,
5. Совершенное и чистое исповедание грехов и тайн сердечных.
Искреннее повиновение старцу, по словам св. Отцов, есть самый верный путь для спасения души.
Старчество не есть иерархическая степень в Церкви, потому может быть присуще всякому, ибо "Дух дышит, идеже хощет". Старцем может быть монах без всяких духовных степеней, каким был вначале о. Варнава Гефсиманский, Зосима Верховский и др. Старцем может быть и епископ, например, Митрополит Филарет (Московский). Из иереев назовем св. Иоанна Кронштадтского. Наконец, старчествовать может и женщина, как, например, прозорливая блаженная Пелагия Ивановна, во Христе юродивая Дивеевская. Без ее совета ничего не делалось в монастыре.
Таким образом, старчество есть пророческое служение.
Святость жизни требовалась от пророка с первых времен Христианства: "Он должен иметь "нрав Господа". От нрава может быть признан лжепророк и истинный пророк" ("Учение двенадцати Апостолов" /Дидахи/ 2-го века).
Иван Михайлович Концевич в своей книге "Стяжание духа Святого на путях древней Руси" пишет: "В лже-старчестве воля одного человека порабощается воле другого". С ним связано чувство подавленности, уныния, или нездорового душевного пристрастия ученика к мнимому старцу. Напротив, истинное и благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, наполняет человека чувством радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а Божией воле, действующей через старца. В то время, как благодатный старец является проводником воли Божией, лже-старец заслоняет собою Бога (И. М. Концевич. "Стяжание Святого Духа на путях древней Руси", стр. 36).
Св. Василий Великий говорит, что если кто усердно поищет доброго учителя, то и непременно найдет. И преп. Симеон Новый Богослов учит: "Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя". И далее говорит: "Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно, и обирать бесполезные плоды своей воли".
Впрочем, если бы кто и по тщательном и усердном искании не мог обрести духовного наставника и руководителя в таковой нужде, преп. Паисий Величковский предлагает следующий совет: "Сам Бог и божественное чтение преподобных отец, общежительных наставников, Божиим Промыслом соблюденное и до наших дней, есть вам учитель и наставник, если внимаете им со страхом Божиим и благоговением". В течение веков старчество процветает местами, достигая вершины своего развития, потом ослабевает, приходит в упадок и даже совсем забывается, чтобы снова возродиться.
Так забыто оно было и в России ко времени преп. Паисия Величковского (18-й век). Своими подвигами, переводами святоотеческих книг и личным примером, он через своих учеников возродил старчество, которое и стало процветать в России в особенности в Оптиной Пустыни. Первые оптинские старцы Лев, Макарий, Моисей и Антоний, были близкими учениками и последователями учеников великого старца Паисия (И. М. Концевич. "Оптина Пустынь и ее время", стр. 9). Эта благодатная лоза неувядаемо цвела в течении 100 лет, переходя от отца к сыну в духе истинного послушания. (взято с сайта: http://www.russian-inok.org/books/optinskie.html)
Иеросхимонах Амвросий
Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)
Иеросхимонах Иларион
Иеросхимонах Иосиф
Иеросхимонах Лев
Иеросхимонах Макарий
Иеросхимонах Нектарий
иеросхимонахАнатолий (Потапов)
Копия Схиархимандрит Антоний
Схиархимандрит Варсонофий
Схиархимандрит Исаакий
Схиархимандрит Моисей
Схиархимандрит Никон
* * *
Молитва Оптинских старцев:
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех словах и делах моих - руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Человек не рождается христианином. Человек становится христианином благодаря окружающим его христианам.
У современных людей совсем сбились ориентиры в окружающем их социальном мире и разрушились ступени Духовной Иерархии в мире духовном. Отказавшись от признания Духовных Лидеров, и отказавшись от примеров их духовного восхождения и служения - нравственного, социального, государственного, идейного, идеологического и религиозного люди бредут, как тени к адское одиночество. Если из цепи – миряне, священники, духовники, Старцы, человек «вытаскивает» хотя бы одно звено, или разрушает отказом от его признания, он не может подняться через него выше.
Есть еще одна цепь духовного восхождения, цепь отвественности, которая только и является признаком уровня духовного восхождения. Если из цепи - я, семья, община, царство, Царство Небесное, вытаскивают хотя бы одно звено, вся цепь разрушается. Но сейчас разрушаются и разрушены все человеческие социальные звенья. И семья, и община и государство. И особенно - община.
Если уже во времена Христа, когда еще были сильны семейные и общинные родовые связи, была такая потеря здравого смысла, что народом был отвергнут Царь, которого ждали столетиями, то насколько человеческие связи разрушены сейчас. Если Иисусу Христу пришлось восстанавливать и вертикаль духовной иерархии через создание Апостольской Церкви-Общины и вертикаль духовного роста через Учение Христианства, то насколько люди исказили и потеряли основные ориентиры сейчас, когда уже почти над всем миром царит антихрист?!
Максим, спасибо за человечность. Редкая штука.
В "обилии" я с вами не совсем согласен. Людей много, а человеков мало. Человек любит Истину, даже и особенно, если она ему лично неудобна, широка, колка, не вмещается в его корман. А большинство Истину ненавидит, по той самой причине.
.Если столь армейское сравнение, то марш бросок со ступени разрозненных приходов к ступени начинающихся общин. А из общин созданных, дай БОГ в Общину Небесную.
Не Лот, а жена его была привязана к близким по крови в Садоме. И кажется за любовь пострадала. Но любовь та была эгоистической. Любовь к роду, не любовь к духовной семье-общине. Что и сказал Христос в ответ на знак, чт пришли родные.
Если Вы за общину - держитесь рядом. Будем прорываться вместе.
С БОГОМ.