Портреты Оптинских старцев


О СТАРЧЕСТВЕ

Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это - ее цвет, это - венец духовных подвигов, плод безмолвия и богосозерцания. Оно органически связано с монашеским внутренним подвигом, имеющим цель достижения бесстрастия.
Благодатный старец своим личным опытом прошедший школу послушания, трезвения и умно-сердечной молитвы, и изучивший, благодаря этому, в совершенстве духовно-психические законы, и лично достигший бесстрастия, сам становится способным руководить новоначальных в "невидимой брани". Он должен проникать до самых глубин души человеческой, видеть самое зарождение зла, причины этого зарождения, установить точный диагноз болезни и указать точный способ лечения. Старец - искусный духовный врач. Он должен ясно видеть устроение своего ученика, характер его души и степень его духовного развития. Он должен непременно обладать даром рассуждения и "различения духов", т. к. ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться во ангела светла. Как достигший бесстрастия, старец обычно обладает и другими духовными дарами: прозорливостью, чудотворением и пророчеством.
Вот что говорил преп. Варсонофий Оптинский своему духовному чаду:
"Старцев называют прозорливцами, указывая тем, что они могут видеть будущее: да, великая благодать дается старчеству - это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У них, кроме физических очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, они видят ее духовными очами, даже видят причину возникновения такой мысли. И от них не сокрыто ничего. Ты живешь в Петербурге, и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь".
Настоящее духовное отношение духовных детей к своему старцу-наставнику отмечается следующими признаками:
1. Полная вера,
2. Искренность в слове и деле,
3. Не исполнять ни в чем своей воли, а всегда обо всем вопрошать старца,
4. Не прекословить и не спорить,
5. Совершенное и чистое исповедание грехов и тайн сердечных.
Искреннее повиновение старцу, по словам св. Отцов, есть самый верный путь для спасения души.
Старчество не есть иерархическая степень в Церкви, потому может быть присуще всякому, ибо "Дух дышит, идеже хощет". Старцем может быть монах без всяких духовных степеней, каким был вначале о. Варнава Гефсиманский, Зосима Верховский и др. Старцем может быть и епископ, например, Митрополит Филарет (Московский). Из иереев назовем св. Иоанна Кронштадтского. Наконец, старчествовать может и женщина, как, например, прозорливая блаженная Пелагия Ивановна, во Христе юродивая Дивеевская. Без ее совета ничего не делалось в монастыре.
Таким образом, старчество есть пророческое служение.
Святость жизни требовалась от пророка с первых времен Христианства: "Он должен иметь "нрав Господа". От нрава может быть признан лжепророк и истинный пророк" ("Учение двенадцати Апостолов" /Дидахи/ 2-го века).
Иван Михайлович Концевич в своей книге "Стяжание духа Святого на путях древней Руси" пишет: "В лже-старчестве воля одного человека порабощается воле другого". С ним связано чувство подавленности, уныния, или нездорового душевного пристрастия ученика к мнимому старцу. Напротив, истинное и благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, наполняет человека чувством радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а Божией воле, действующей через старца. В то время, как благодатный старец является проводником воли Божией, лже-старец заслоняет собою Бога (И. М. Концевич. "Стяжание Святого Духа на путях древней Руси", стр. 36).
Св. Василий Великий говорит, что если кто усердно поищет доброго учителя, то и непременно найдет. И преп. Симеон Новый Богослов учит: "Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя". И далее говорит: "Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно, и обирать бесполезные плоды своей воли".
Впрочем, если бы кто и по тщательном и усердном искании не мог обрести духовного наставника и руководителя в таковой нужде, преп. Паисий Величковский предлагает следующий совет: "Сам Бог и божественное чтение преподобных отец, общежительных наставников, Божиим Промыслом соблюденное и до наших дней, есть вам учитель и наставник, если внимаете им со страхом Божиим и благоговением". В течение веков старчество процветает местами, достигая вершины своего развития, потом ослабевает, приходит в упадок и даже совсем забывается, чтобы снова возродиться.
Так забыто оно было и в России ко времени преп. Паисия Величковского (18-й век). Своими подвигами, переводами святоотеческих книг и личным примером, он через своих учеников возродил старчество, которое и стало процветать в России в особенности в Оптиной Пустыни. Первые оптинские старцы Лев, Макарий, Моисей и Антоний, были близкими учениками и последователями учеников великого старца Паисия (И. М. Концевич. "Оптина Пустынь и ее время", стр. 9). Эта благодатная лоза неувядаемо цвела в течении 100 лет, переходя от отца к сыну в духе истинного послушания.
(взято с сайта: http://www.russian-inok.org/books/optinskie.html)



Иеросхимонах Амвросий


Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)


Иеросхимонах Иларион


Иеросхимонах Иосиф


Иеросхимонах Лев


Иеросхимонах Макарий


Иеросхимонах Нектарий


иеросхимонахАнатолий (Потапов)


Копия Схиархимандрит Антоний


Схиархимандрит Варсонофий


Схиархимандрит Исаакий


Схиархимандрит Моисей


Схиархимандрит Никон


* * *


Молитва Оптинских старцев:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Во всех словах и делах моих - руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь.

Комментарии участника: Георгий О. (1)

Всего: 1 комментарийвсе комментарии ( 13 )
#7 | Георгий О. | 06.11.2011 17:11
  
1
Мир вам! С душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день... Совсем ветхих дней - не чтобы меня любили, но чтобы я любил, чтобы не мне давали, но я давал... Нам же сегодня по душе иное - не чтобы меня оскорбляли, но чтобы я оскорблял...

Если оскорбил человека и не попросил прощения, желательно принародно, - то и покаяние на кресте не состоится, не примется, - потому как человек пришиблен дурным нашим словом и добрые мысли его кувалда эта по ветру сеет, и не в силе он делать добро другим - а виноват Я! Без искреннего раскаяния зачем подходим к чаше, - люди обиженные нами тоже здесь, или где еще.. их стон Бог слышит, а наши скверные уди...


Так много об общинах - и как мало о том - кто я в этой общине, какое мое место, - неужели научился смиряться во благо других - или моя мысль по-прежнему точнее, важнее, правильнее... Электричество, фонарики, даже телефоны... А раз так, то сколько времени жить такой общине?
Откровение написано для людей своего времени - для нас это шифр... Помнится, " Кто ... лучше бы ему повесили жернов на шею..."

Важно и то, что мирским не следует примерять монашеские "одежки" - не по их росту скроено...

А, если довелось обидеть кого, Господи, кто устоит! - ЕМУ говорю - прости, брат, лукавый попутал...

Простите меня за косноязычие и дерзость.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU