Портреты Оптинских старцев


О СТАРЧЕСТВЕ

Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это - ее цвет, это - венец духовных подвигов, плод безмолвия и богосозерцания. Оно органически связано с монашеским внутренним подвигом, имеющим цель достижения бесстрастия.
Благодатный старец своим личным опытом прошедший школу послушания, трезвения и умно-сердечной молитвы, и изучивший, благодаря этому, в совершенстве духовно-психические законы, и лично достигший бесстрастия, сам становится способным руководить новоначальных в "невидимой брани". Он должен проникать до самых глубин души человеческой, видеть самое зарождение зла, причины этого зарождения, установить точный диагноз болезни и указать точный способ лечения. Старец - искусный духовный врач. Он должен ясно видеть устроение своего ученика, характер его души и степень его духовного развития. Он должен непременно обладать даром рассуждения и "различения духов", т. к. ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться во ангела светла. Как достигший бесстрастия, старец обычно обладает и другими духовными дарами: прозорливостью, чудотворением и пророчеством.
Вот что говорил преп. Варсонофий Оптинский своему духовному чаду:
"Старцев называют прозорливцами, указывая тем, что они могут видеть будущее: да, великая благодать дается старчеству - это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У них, кроме физических очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, они видят ее духовными очами, даже видят причину возникновения такой мысли. И от них не сокрыто ничего. Ты живешь в Петербурге, и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь".
Настоящее духовное отношение духовных детей к своему старцу-наставнику отмечается следующими признаками:
1. Полная вера,
2. Искренность в слове и деле,
3. Не исполнять ни в чем своей воли, а всегда обо всем вопрошать старца,
4. Не прекословить и не спорить,
5. Совершенное и чистое исповедание грехов и тайн сердечных.
Искреннее повиновение старцу, по словам св. Отцов, есть самый верный путь для спасения души.
Старчество не есть иерархическая степень в Церкви, потому может быть присуще всякому, ибо "Дух дышит, идеже хощет". Старцем может быть монах без всяких духовных степеней, каким был вначале о. Варнава Гефсиманский, Зосима Верховский и др. Старцем может быть и епископ, например, Митрополит Филарет (Московский). Из иереев назовем св. Иоанна Кронштадтского. Наконец, старчествовать может и женщина, как, например, прозорливая блаженная Пелагия Ивановна, во Христе юродивая Дивеевская. Без ее совета ничего не делалось в монастыре.
Таким образом, старчество есть пророческое служение.
Святость жизни требовалась от пророка с первых времен Христианства: "Он должен иметь "нрав Господа". От нрава может быть признан лжепророк и истинный пророк" ("Учение двенадцати Апостолов" /Дидахи/ 2-го века).
Иван Михайлович Концевич в своей книге "Стяжание духа Святого на путях древней Руси" пишет: "В лже-старчестве воля одного человека порабощается воле другого". С ним связано чувство подавленности, уныния, или нездорового душевного пристрастия ученика к мнимому старцу. Напротив, истинное и благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, наполняет человека чувством радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а Божией воле, действующей через старца. В то время, как благодатный старец является проводником воли Божией, лже-старец заслоняет собою Бога (И. М. Концевич. "Стяжание Святого Духа на путях древней Руси", стр. 36).
Св. Василий Великий говорит, что если кто усердно поищет доброго учителя, то и непременно найдет. И преп. Симеон Новый Богослов учит: "Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя". И далее говорит: "Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно, и обирать бесполезные плоды своей воли".
Впрочем, если бы кто и по тщательном и усердном искании не мог обрести духовного наставника и руководителя в таковой нужде, преп. Паисий Величковский предлагает следующий совет: "Сам Бог и божественное чтение преподобных отец, общежительных наставников, Божиим Промыслом соблюденное и до наших дней, есть вам учитель и наставник, если внимаете им со страхом Божиим и благоговением". В течение веков старчество процветает местами, достигая вершины своего развития, потом ослабевает, приходит в упадок и даже совсем забывается, чтобы снова возродиться.
Так забыто оно было и в России ко времени преп. Паисия Величковского (18-й век). Своими подвигами, переводами святоотеческих книг и личным примером, он через своих учеников возродил старчество, которое и стало процветать в России в особенности в Оптиной Пустыни. Первые оптинские старцы Лев, Макарий, Моисей и Антоний, были близкими учениками и последователями учеников великого старца Паисия (И. М. Концевич. "Оптина Пустынь и ее время", стр. 9). Эта благодатная лоза неувядаемо цвела в течении 100 лет, переходя от отца к сыну в духе истинного послушания.
(взято с сайта: http://www.russian-inok.org/books/optinskie.html)



Иеросхимонах Амвросий


Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)


Иеросхимонах Иларион


Иеросхимонах Иосиф


Иеросхимонах Лев


Иеросхимонах Макарий


Иеросхимонах Нектарий


иеросхимонахАнатолий (Потапов)


Копия Схиархимандрит Антоний


Схиархимандрит Варсонофий


Схиархимандрит Исаакий


Схиархимандрит Моисей


Схиархимандрит Никон


* * *


Молитва Оптинских старцев:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Во всех словах и делах моих - руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь.

Комментарии гостей (2)

Всего: 2 комментариявсе комментарии ( 13 )
#11 | Дмитрий »» | 19.11.2011 16:44
  
2
И сейчас есть старцы я уверен, просто как говорил Св.отец Амвросий они живут "Не на юру", хотя могут быть и в миру. Старцы скорее всего были и до Св. Антония Великого, потому как мы знаем, после вопроса Св. Антония к Богу, о том "Если подобные мне?", Бог ему показал Св. Павла Фивейского, который на тот момент был превосходнее Св. Антония. С того времени как Христос Воскрес, Он обещал, что не оставит нас. Если у кого есть больные вопросы и сомнения , а ответить на них не кому, пусть этот человек молится и постится, и Господь ему откроет.
#13 | Владимир »» | 09.06.2015 04:36
  
0
Святой Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым всё ясно объясняет о цели христианской жизни-Как о стяжании святаго духа!И Мотовилов его спрашивает!А почему все люди не становятся святыми!А Серафим отвечает-что им решимости не хватает!Так не пора ли всем кто причастен к вере уже проявить эту решимость и наконец встать на путь молитвы,покаяния,и искупления!И не пора ли прежде всего служителям показать пример СОБОРНОГО ПОКАЯНИЯ!ВЕДЬ СВЯТАЯ РУСЬ СЛАВИЛАСЬ СОБОРНОСТЬЮ И ТЕМИ ВЕЛИЧАЙШИМИ духовными ДАРАМИ СВЯТАГО ДУХА-СТАРЧЕСКИМИ ДАРАМИ!НОСИТЕЛЯМИ КОТОРЫХ И ЯВЛЯЮТСЯ ВСЕ ПРАВЕДНИКИ И СВЕТИЛЬНИКИ БОЖИИ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU