Портреты Оптинских старцев


О СТАРЧЕСТВЕ

Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это - ее цвет, это - венец духовных подвигов, плод безмолвия и богосозерцания. Оно органически связано с монашеским внутренним подвигом, имеющим цель достижения бесстрастия.
Благодатный старец своим личным опытом прошедший школу послушания, трезвения и умно-сердечной молитвы, и изучивший, благодаря этому, в совершенстве духовно-психические законы, и лично достигший бесстрастия, сам становится способным руководить новоначальных в "невидимой брани". Он должен проникать до самых глубин души человеческой, видеть самое зарождение зла, причины этого зарождения, установить точный диагноз болезни и указать точный способ лечения. Старец - искусный духовный врач. Он должен ясно видеть устроение своего ученика, характер его души и степень его духовного развития. Он должен непременно обладать даром рассуждения и "различения духов", т. к. ему все время приходится иметь дело со злом, стремящимся преобразиться во ангела светла. Как достигший бесстрастия, старец обычно обладает и другими духовными дарами: прозорливостью, чудотворением и пророчеством.
Вот что говорил преп. Варсонофий Оптинский своему духовному чаду:
"Старцев называют прозорливцами, указывая тем, что они могут видеть будущее: да, великая благодать дается старчеству - это дар рассуждения. Это есть наивеличайший дар, даваемый Богом человеку. У них, кроме физических очей, имеются еще очи духовные, перед которыми открывается душа человеческая. Прежде чем человек подумает, прежде чем возникла у него мысль, они видят ее духовными очами, даже видят причину возникновения такой мысли. И от них не сокрыто ничего. Ты живешь в Петербурге, и думаешь, что я не вижу тебя. Когда я захочу, я увижу все, что ты делаешь и думаешь".
Настоящее духовное отношение духовных детей к своему старцу-наставнику отмечается следующими признаками:
1. Полная вера,
2. Искренность в слове и деле,
3. Не исполнять ни в чем своей воли, а всегда обо всем вопрошать старца,
4. Не прекословить и не спорить,
5. Совершенное и чистое исповедание грехов и тайн сердечных.
Искреннее повиновение старцу, по словам св. Отцов, есть самый верный путь для спасения души.
Старчество не есть иерархическая степень в Церкви, потому может быть присуще всякому, ибо "Дух дышит, идеже хощет". Старцем может быть монах без всяких духовных степеней, каким был вначале о. Варнава Гефсиманский, Зосима Верховский и др. Старцем может быть и епископ, например, Митрополит Филарет (Московский). Из иереев назовем св. Иоанна Кронштадтского. Наконец, старчествовать может и женщина, как, например, прозорливая блаженная Пелагия Ивановна, во Христе юродивая Дивеевская. Без ее совета ничего не делалось в монастыре.
Таким образом, старчество есть пророческое служение.
Святость жизни требовалась от пророка с первых времен Христианства: "Он должен иметь "нрав Господа". От нрава может быть признан лжепророк и истинный пророк" ("Учение двенадцати Апостолов" /Дидахи/ 2-го века).
Иван Михайлович Концевич в своей книге "Стяжание духа Святого на путях древней Руси" пишет: "В лже-старчестве воля одного человека порабощается воле другого". С ним связано чувство подавленности, уныния, или нездорового душевного пристрастия ученика к мнимому старцу. Напротив, истинное и благодатное старчество, хотя и основано на полном послушании, наполняет человека чувством радости и свободы в Боге, так как он подчиняется не человеческой воле, а Божией воле, действующей через старца. В то время, как благодатный старец является проводником воли Божией, лже-старец заслоняет собою Бога (И. М. Концевич. "Стяжание Святого Духа на путях древней Руси", стр. 36).
Св. Василий Великий говорит, что если кто усердно поищет доброго учителя, то и непременно найдет. И преп. Симеон Новый Богослов учит: "Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который бы мог хорошо упасти тебя". И далее говорит: "Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно, и обирать бесполезные плоды своей воли".
Впрочем, если бы кто и по тщательном и усердном искании не мог обрести духовного наставника и руководителя в таковой нужде, преп. Паисий Величковский предлагает следующий совет: "Сам Бог и божественное чтение преподобных отец, общежительных наставников, Божиим Промыслом соблюденное и до наших дней, есть вам учитель и наставник, если внимаете им со страхом Божиим и благоговением". В течение веков старчество процветает местами, достигая вершины своего развития, потом ослабевает, приходит в упадок и даже совсем забывается, чтобы снова возродиться.
Так забыто оно было и в России ко времени преп. Паисия Величковского (18-й век). Своими подвигами, переводами святоотеческих книг и личным примером, он через своих учеников возродил старчество, которое и стало процветать в России в особенности в Оптиной Пустыни. Первые оптинские старцы Лев, Макарий, Моисей и Антоний, были близкими учениками и последователями учеников великого старца Паисия (И. М. Концевич. "Оптина Пустынь и ее время", стр. 9). Эта благодатная лоза неувядаемо цвела в течении 100 лет, переходя от отца к сыну в духе истинного послушания.
(взято с сайта: http://www.russian-inok.org/books/optinskie.html)



Иеросхимонах Амвросий


Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов)


Иеросхимонах Иларион


Иеросхимонах Иосиф


Иеросхимонах Лев


Иеросхимонах Макарий


Иеросхимонах Нектарий


иеросхимонахАнатолий (Потапов)


Копия Схиархимандрит Антоний


Схиархимандрит Варсонофий


Схиархимандрит Исаакий


Схиархимандрит Моисей


Схиархимандрит Никон


* * *


Молитва Оптинских старцев:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Во всех словах и делах моих - руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь.

Комментарии (13)

Всего: 13 комментариев
  
#1 | Сергий »» | 05.11.2011 22:40
  
0
Святитель Игнатий (Брянчанинов), проделавший огромную работу по изучению и осмыслению опыта пастырства и духовничества, считал, что старчество возможно было только в древности. Но и в древности таковых старцев, писал он, "всегда было ничтожное число", "в наше же время" [сер. XIX-го века] "богодухновенных наставников нет".

Что говорить о ХХ веке, а тем более ХХI.
  
#2 | Сергий »» | 05.11.2011 22:41
  
0
Душепагубное актерство
и печальнейшая комедия - старцы,
принимающие на себя вид древних старцев,
но не имеющие их духовных дарований.
свт. Игнатий Брянчанинов


- Есть ли в наше время старцы?
- Старики - есть. Старцев - не знаю.
архимандрит Кирилл Павлов
  
#3 | Сергей И. »» | 06.11.2011 11:22
  
0
"- Есть ли в наше время старцы?
- Старики - есть. Старцев - не знаю." Такие слова архимандрита Кирилла Павлова приводит некто Сергий. Зато знает Сергий, развенчивающий всевозможные чудеса наших времен. Но значит ли это, что этот Сергий должен быть для нас авторитетнее оптинских старцев, которых он, похоже, за старцев не признает? Не удивляйся, Максим, встречаются здесь и такие "громовержцы".
  
#4 | Сергий »» | 06.11.2011 12:31 | ответ на: #3 ( Сергей И. ) »»
  
0
А он и не удивляется. И чудеса я не развенчиваю. Просто церковь наша вовсе не для чудес предназначена.
О чём и сказал Господь.

39 Но он ответил им: "Нечестивое и безбожное поколение ищет чуда, но не будет ему дано иного, кроме чуда пророка Ионы.
Это ещё когда было, сейчас дела ещё хуже.

А чудес много и в наши дни. Вот одно из них.

В нашем городе случился пожар и при чём у знакомых людей, они и рассказали.
Загорелся соседний дом в частном секторе. А поскольку дом знакомых был близко к пожару, то и он должен был загореться.
Хозяйка выбежав на улицу стала молиться Богу о спасении дома от пожара.

Пожарник, который не мог близко подойти к её дому, вдруг ощутил прохладу, и устремился отстаивать дом, который уже дымился. Пламя с горящего дома почти достигало его, а он как ни в чём не бывало поливал крышу её дома и горящий дом. Она на время перестала творить молитву, и пожарник тут же почувствовав сильнейший жар спросил у неё, что она делала, для его прохлады, она сказала - молилась я. Тогда молись пока не потушим, сказал ей пожарник. Она вновь усердно стала молиться. Пожар был вскоре потушен и на удивление всех соседей, её дом совершенно не пострадал.

Так что, чудес много, нужно только их видеть. Они постоянно в мире, совершаются Господом. И это вовсе не прерогатива монахов, священников, и прочего церковного люда.
  
#5 | Максим Стефанович »» | 06.11.2011 12:59 | ответ на: #3 ( Сергей И. ) »»
  
1
Да я особо и не удивлён по одной простой причине. У каждого из нас своё восприятие мира, в том числе, и у Сергия. Посмотрите, как он живо откликается на всё, окружающее его. Можно только порадоваться такому интересу и желанию поучаствовать в жизни общества. Ну, вот так он считает! Что тут поделаешь. Наверное, это объясняется крайне высокой духовной планкой, которую Сергий примеряет к людям. У меня планочка пониже. Для меня, например, и Оптинские старцы - недосягаемая высота. Сергию так открыто, нам с вами - иначе. Переубеждать друг друга - труд и неблагодарный, и напрасный. Всё равно он никого не вразумит, а приведёт лишь к конфронтации. Если тех, кто считает Оптинских старцев настоящими старцами, будет больше тех, кто их таковыми не считает, то предмет спора исчезнет сам по себе. Я не претендую на роль адвоката монахов Оптиной Пустыни, хотя для меня они - пример истинного духовного величия. Я, например, даже краткое правило преподобного Серафима не всегда вычитываю и даже не представляю, какой силой духа и воли нужно обладать для того, чтобы всю свою жизнь подчинить служению Богу - ежедневному молитвенному предстоянию, поклонам, смирению, терпению, ежеминутному испытанию ума и веры. Это особенный тип людей, которые даны нам для того, чтобы многому у них поучиться. Я очень уважаю этих воинов Господа не случайно. Я прочёл практически все книги, написанные о них, их жития, воспоминания очевидцев. Много думал, примеряя на себя их образ жизни: я бы так смог? Увы, так бы я не смог. На том я и остановлюсь. А поместил я в раздел "фото" репродукции портретов старцев только затем, чтобы по-своему ещё раз прославить их духовный подвиг. Если же я стал предметом раздора и искушения, вы уже меня, Бога ради, простите. Спасибо, Сергей, за поддержку.
  
#6 | Сергей И. »» | 06.11.2011 13:26 | ответ на: #5 ( Максим Стефанович ) »»
  
0
Вы правы, Максим. Да и в возражению Сергию я погорячился. Наверное, слишком обидно ответил. Вот какое наблюдение мне интереснее. Когда-то решив изучить литературную классику, я читал отечественных и зарубежных писателей собраниями сочинений. С большим вниманием и интересом. Но прочитав всего несколько книг из жития старцев, я к литературной классике утратил прежний интерес. Вроде бы все высокохудожественно, отточено, умно, профессионально, а как-то уже не поражает воображение. В отличии от описания житий старцев, где за, казалось бы, совсем простыми словами открывается необыкновенная глубина мысли и духа.
#7 | Георгий О. »» | 06.11.2011 17:11
  
1
Мир вам! С душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день... Совсем ветхих дней - не чтобы меня любили, но чтобы я любил, чтобы не мне давали, но я давал... Нам же сегодня по душе иное - не чтобы меня оскорбляли, но чтобы я оскорблял...

Если оскорбил человека и не попросил прощения, желательно принародно, - то и покаяние на кресте не состоится, не примется, - потому как человек пришиблен дурным нашим словом и добрые мысли его кувалда эта по ветру сеет, и не в силе он делать добро другим - а виноват Я! Без искреннего раскаяния зачем подходим к чаше, - люди обиженные нами тоже здесь, или где еще.. их стон Бог слышит, а наши скверные уди...


Так много об общинах - и как мало о том - кто я в этой общине, какое мое место, - неужели научился смиряться во благо других - или моя мысль по-прежнему точнее, важнее, правильнее... Электричество, фонарики, даже телефоны... А раз так, то сколько времени жить такой общине?
Откровение написано для людей своего времени - для нас это шифр... Помнится, " Кто ... лучше бы ему повесили жернов на шею..."

Важно и то, что мирским не следует примерять монашеские "одежки" - не по их росту скроено...

А, если довелось обидеть кого, Господи, кто устоит! - ЕМУ говорю - прости, брат, лукавый попутал...

Простите меня за косноязычие и дерзость.
  
#8 | Фокин Сергей »» | 06.11.2011 20:24
  
0
Человек не рождается христианином. Человек становится христианином благодаря окружающим его христианам.
У современных людей совсем сбились ориентиры в окружающем их социальном мире и разрушились ступени Духовной Иерархии в мире духовном. Отказавшись от признания Духовных Лидеров, и отказавшись от примеров их духовного восхождения и служения - нравственного, социального, государственного, идейного, идеологического и религиозного люди бредут, как тени к адское одиночество. Если из цепи – миряне, священники, духовники, Старцы, человек «вытаскивает» хотя бы одно звено, или разрушает отказом от его признания, он не может подняться через него выше.

Есть еще одна цепь духовного восхождения, цепь отвественности, которая только и является признаком уровня духовного восхождения. Если из цепи - я, семья, община, царство, Царство Небесное, вытаскивают хотя бы одно звено, вся цепь разрушается. Но сейчас разрушаются и разрушены все человеческие социальные звенья. И семья, и община и государство. И особенно - община.

Если уже во времена Христа, когда еще были сильны семейные и общинные родовые связи, была такая потеря здравого смысла, что народом был отвергнут Царь, которого ждали столетиями, то насколько человеческие связи разрушены сейчас. Если Иисусу Христу пришлось восстанавливать и вертикаль духовной иерархии через создание Апостольской Церкви-Общины и вертикаль духовного роста через Учение Христианства, то насколько люди исказили и потеряли основные ориентиры сейчас, когда уже почти над всем миром царит антихрист?!
  
#9 | Максим Стефанович »» | 06.11.2011 21:03 | ответ на: #8 ( Фокин Сергей ) »»
  
0
Всё правильно, Сергей, говорите. Я сейчас работаю над книгой "Да будет воля Твоя". В ней я стараюсь изложить все свои не столько размышления прихожанина - мы все умные - а наблюдения за православной общиной. Причём, я стараюсь быть максимально объективным. Это будет честная и очень неудобная книга для тех, кто считает, что нам сегодняшним не в чем каяться, всё-то у нас благополучно как в душе, так и в приходах. Только в них не может быть всё благополучно, если благополучия нет внутри человека. То, что удар пришёлся именно по православной общине, тут я не могу с вами не согласиться - так и есть. Но сдаваться нельзя. Всё время вспоминается Лот: оглянулся и стал соляным столпом. О чём-то посожалел человек в жизни, от чего-то не отстал, не отвратился, остались у него какие-то ниточки, связывающие его с грешной жизнью - будет соляным столпом. Православная община никуда не денется - будет мучиться, болеть, но жить общим будет. У нас ведь с вами есть что-то общее, по крайней мере, мне так показалось. Таких, как я и вы, на этом ресурсе много. И все мы представители православной общины. Да - разрозненной, да - частично виртуальной, но всё-таки общины. И каждый хочет мира и счастья. Значит, надо друг дружке помогать, как только получится: делом - делом, советом - значит, советом. Нам не всё равно, что делается с Россией и Православием, значит, какие-то добрые плоды в нас появятся обязательно. Мне, например, очень интересно поучиться у своих единомышленников чему-то полезному, сравнить свои взгляды с их взглядами. Каждый каждого подтягивает, как на марш-броске, а жизнь - это самый долгий и самый стремительный марш-бросок. Вот только куда?
  
#10 | Фокин Сергей »» | 06.11.2011 21:29 | ответ на: #9 ( Максим Стефанович ) »»
  
0
Максим, спасибо за человечность. Редкая штука.
В "обилии" я с вами не совсем согласен. Людей много, а человеков мало. Человек любит Истину, даже и особенно, если она ему лично неудобна, широка, колка, не вмещается в его корман. А большинство Истину ненавидит, по той самой причине.
.Если столь армейское сравнение, то марш бросок со ступени разрозненных приходов к ступени начинающихся общин. А из общин созданных, дай БОГ в Общину Небесную.
Не Лот, а жена его была привязана к близким по крови в Садоме. И кажется за любовь пострадала. Но любовь та была эгоистической. Любовь к роду, не любовь к духовной семье-общине. Что и сказал Христос в ответ на знак, чт пришли родные.
Если Вы за общину - держитесь рядом. Будем прорываться вместе.
С БОГОМ.
#11 | Дмитрий »» | 19.11.2011 16:44
  
2
И сейчас есть старцы я уверен, просто как говорил Св.отец Амвросий они живут "Не на юру", хотя могут быть и в миру. Старцы скорее всего были и до Св. Антония Великого, потому как мы знаем, после вопроса Св. Антония к Богу, о том "Если подобные мне?", Бог ему показал Св. Павла Фивейского, который на тот момент был превосходнее Св. Антония. С того времени как Христос Воскрес, Он обещал, что не оставит нас. Если у кого есть больные вопросы и сомнения , а ответить на них не кому, пусть этот человек молится и постится, и Господь ему откроет.
  
#12 | Максим Стефанович »» | 13.01.2012 10:48 | ответ на: #11 ( Дмитрий ) »»
  
0
Хочется верить в сказанное вами. Только ждать ответа от Господа иногда приходится всю жизнь...
Спасибо за комментарий.
#13 | Владимир »» | 09.06.2015 04:36
  
0
Святой Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым всё ясно объясняет о цели христианской жизни-Как о стяжании святаго духа!И Мотовилов его спрашивает!А почему все люди не становятся святыми!А Серафим отвечает-что им решимости не хватает!Так не пора ли всем кто причастен к вере уже проявить эту решимость и наконец встать на путь молитвы,покаяния,и искупления!И не пора ли прежде всего служителям показать пример СОБОРНОГО ПОКАЯНИЯ!ВЕДЬ СВЯТАЯ РУСЬ СЛАВИЛАСЬ СОБОРНОСТЬЮ И ТЕМИ ВЕЛИЧАЙШИМИ духовными ДАРАМИ СВЯТАГО ДУХА-СТАРЧЕСКИМИ ДАРАМИ!НОСИТЕЛЯМИ КОТОРЫХ И ЯВЛЯЮТСЯ ВСЕ ПРАВЕДНИКИ И СВЕТИЛЬНИКИ БОЖИИ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА!
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2025, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU