Благодать же, чтобы сказать яснее, - это малый или большой дар беспредельного божественного богатораздаяния, которое Он, как благой, распределяет от [Своей] беспредельной благости. И снова принимая то, что мы отдаем Ему для благодарения, то есть познание Бога, от которого проистекают удивление, любовь, служение, песнь, славословие, - все это принимая, Благой Податель снова нам воздает от Своих -- Своя, "Твоя от Твоих".
От Своего богатства Он наделяет, и мы, нищие, и слепые, и хромые от Него обогащаемся, и само это богатство в Нем пребывает, без недостатка и без избытка. О величие невообразимое! Всех обогащает! Тысячи тысяч, тьмы и тьмы обогатились и стали святыми, и само богатство остается в Боге.
Поэтому, во-первых, знай, чадо мое, что всякое благо имеет начало от Бога. Помысл не становится благим, если он не от Бога, и злым, если он не от диавола. Так вот, что ты хорошее ни подумаешь, ни скажешь, ни сделаешь, - все это от Божьего дара. "Всяк дар совершен, свыше есть нисходяй". Все - от дара Божьего, нашего собственного не имеем ничего.
Так вот, всякий, кто желает и просит получить благодать, чтобы Бог дал ему дар, должен, во-первых, хорошо познать свое собственное существо -- "познай самого себя". И это -- действительно истина. Ибо у каждой вещи есть начало, и если не узнаешь начала, не окажется тебе в конце и добра.
Итак, и начало и истина - это познать, что ты ничто, ноль, и из ничего произошло все. Рече и быша, повеле и создашася*. Сказал и стала земля, и, взяв глину, создал человека: без души, без ума - простого глиняного человека. Это -- само твое собственное существо. Это все мы. Земля и месиво.
* Пс. 148,5. -- Ред.
Это первый урок для того, кто хочет получить [благодать], но так, чтобы благодать осталась навсегда рядом с ним. От этого он приобретает познание, а из него рождается смирение. Не праздными словами смиреннословствуя, но на твердом основании он говорит истину: я земля, я глина, я месиво. Это наша первая мать.
Так вот, по земле ходят и по тебе, как по земле, должны ходить. Ты месиво, ты ничего не стоишь, туда-сюда тебя бросают, из тебя строят. Из одного в другое тебя переделывают как бесполезное вещество. Итак, в тебя вдохнул Творец и дал тебе дух жизни. И вот сразу ты стал разумным человеком. Ты говоришь, трудишься, пишешь, учишь: стал машиной Божией. Однако не забывай, что корень твой - земля. И если возьмет дух Тот, Который тебе его дал, ты опять пойдешь на
чурбаны. Поэтому "помни последняя твоя и не согрешишь вовек"**.
** См:. "Во всех словесех твоих поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши* (Сир. 7, 39). -- Ред.