Дар Небесам. Протоиерей Михаил Дудко
На протяжении Священной Истории Ветхого Завета, а также в описаниях житий святых было много случаев посвящения родителями своего потомства Богу. Дело это совершенно естественное для людей благочестивых, более того, каждый верующий в известном смысле отдает свое дитя в руки Господа, научая его молитвам, жизни по заповедям, вообще различению того, что в христианском смысле хорошо, и что плохо.
Самый известный случай посвящения ребенка Богу - вручение в Его руки Пречистой Девы Марии Ее родителями Иоакимом и Анной. В каноне утрени праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы говорится, как Иоаким и Анна долго были бездетны. Уже в глубокой старости Бог даровал им великую радость и через Ангела известил их о предстоящем рождении ребенка. В надлежащий срок праведная Анна родила дочь, назвав ее Марией. Родители дали обет посвятить Ее Богу, и когда Марии исполнилось три года, праведные Иоаким и Анна привели Ее в храм, чтобы исполнить свое обещание.
Дева Мария, услышав о том, что Ей предстоит жить при Иерусалимском храме, с радостью восприняла это известие. Праведная Анна пригласила знакомых и родных, девушек родного города Богородицы - Назарета. Все пошли в Иерусалим. Это была целая процессия с пением псалмов, зажженными свечами, в праздничных облачениях. Среди прочих путешественниками пелся псалом, в котором пророк Давид говорил о приведении Пречистой в Чертог Царя и о шествии вместе с Ней девиц и Ее близких.
По преданию, в Храме Марию встретил первосвященник Захария, отец Иоанна Предтечи со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Согласно Священному Преданию, когда «Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей Своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении».
Согласно тому же преданию, Захария, по внушению свыше, ввел Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвой.
Церковное предание гласит, что во время пребывания в Иерусалимском храме Дева Мария воспитывалась вместе с другими девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и молилась. Святой Григорий Никомидийский утверждал, что «Она пребывала в общении с Ангелами. Это и Захария узнал; ибо когда он, по обычаю священническому, был в алтаре, то увидел, что кто-то необычайного вида беседует с Девою и подает Ей пищу. Это был явившийся Ангел».
Блаженный Иероним Стридонский рассказывает, что Дева Мария с утра до третьего часа дня проводила время в молитве, затем до девятого часа занималась рукоделием, а потом вновь молилась, пока Ей не являлся Ангел с пищей.
Через десять лет по внушению Божию Захария выбрал праведного Иосифа, как мужа-хранителя Ее девства. Богородица осталась Девой и после Рождества Спасителя, потому что рождение это было чудесным.
Так посвящение Иоакимом и Анной ребенка Господу стало в Промысле Божием великим даром Земли - Небесам, тем, что в Ее лице человечество привнесло в дело спасения мира.
Посвящение детей Богу - лучшее, что могут сделать родители. Недаром в истории Церкви мы находим не один пример такого посвящения.
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий. Он родился приблизительно в 280 году в городе Патаре Ликийской области, был единственным сыном благочестивых Феофана и Ноны, плодом их молитв с обещанием посвятить ребенка Богу. Удивительно, но первым чудом будущего святителя стало исцеление его собственной матери, которая после родов сразу выздоровела от болезни.
С детских лет святитель Николай преуспевал в изучении Божественного Писания; днем он не выходил из храма, а ночью молился и читал книги, созидая в себе достойное жилище Святого Духа. Про него говорили, что, служа Господу, юноша горел духом, а опытностью в вопросах веры был подобен старцу, его дальнейшая жизнь полна чудес, которые по молитвам святителя Бог совершает и поныне.
Пример из русской истории - архиепископ Новгородский Евфимий II, который жил в XV веке. Он родился в Новгороде в семье священника Михея и Анны, которые долгое время не имели детей и пообещали посвятить своего ребенка Богу. В 15 лет юноша принял монашеский постриг в Николо-Вяжищском монастыре.
В конце 1429 года был избран в епископы Новгородские. За время своего архиерейства Евфимий много усилий приложил к строительству и восстановлению храмов, особенно после крупных пожаров 1431-го и 1442-го годов. Особо заботился о переписке церковных книг.
Один из самых известных русских святых - преподобный Сергий Радонежский. Он родился у благочестивых родителей - ростовского боярина Кирилла и его жены Марии. Рождение младенца предварило чудо: во время Литургии в храме младенец Варфоломей (будущий Сергий) трижды прокричал в утробе матери, прославляя тайну Святой Троицы.
Память об обещании посвятить младенца Богу со временем, видимо, ослабела, и стремление отрока к монашескому житию встретило противодействие родителей. Мать просила его ослабить пост, в котором он проявлял особое рвение в очень раннем возрасте, указывая, что грехи, искупаемые строгим подвигом, еще не могли быть им совершены. Позже родители уговаривают Варфоломея отложить мысль о монашестве, жениться, но он остается тверд в своем стремлении к иноческому житию и все-таки исполняет родительский обет даже вопреки их желанию.
Впоследствии родители преподобного сами удалились от мира и канонизированы в чине преподобных, исправив таким образом временное отступление от данного обета.
Как видно из приведенных примеров, посвящение Богу чаще всего означало жизнь монашескую, безбрачную. Но в более широком смысле посвященная Богу жизнь оказывается жизнью настоящего христианина любого звания и пола.
«Там, где дело идет о проявлениях души, - пишет святитель Иоанн Златоуст, - не может служить препятствием ни пол, ни возраст, ни житейское отличие, и ничто другое», и далее, говоря о служении Богу, подчеркивает: «Поэтому прошу всех вас посвящать на это служение сыновей и дочерей своих с самого раннего возраста, и заготовлять для них богатство, свойственное этой жизни, не закапывая в землю золота и не собирая серебро, но слагая в душе их кротость, целомудрие, скромность и все другие добродетели. Таких свойств требует это служение. И если это богатство мы соберем и для себя и для детей, то и в настоящей жизни насладимся великим счастием, и в будущей услышим тот блаженный голос, которым Христос прославляет всех исповедавших Его».
Посвятив все в нашей жизни, в том числе и детей своих, служению Богу, мы ничего не теряем, а напротив, приобретем, как приобрели богатство Господне сонмы праведников, сделавших все в своей жизни даром Всевышнему.
Православный женский журнал «Славянка»