1-е Коринфянам 2:14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.
Иов 32:8 Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение.
Лука 24:45 Тогда (Христос) отверз им ум к уразумению Писаний.
Разве из Ев. от Луки не понятно
Лука 24:45 Тогда (Христос) отверз им ум к уразумению Писаний.
Авраама Самуиловича просмотрел ещё вчера, пока вы ждали ссылку, просто скопировав предложение в поисковик. Ведь не суть важно кто как называет тот или иной представляемый орган (сущность)мозга,главное личное разумение в познании восприятий и процессов следующих один за другим в результате духовного возрастания.
Вот несколько удачных мыслей
перевод ума из головы в сердце в умной молитве не следует смешивать с восточной концентрацией – на сердечной чакре анахате: последняя изначально образна, в то время, как концентрация в умном делании духовная, без образов
сердце глубже и онтологичнее головного сознания и непонятно для него; для обозначения этого качества сердца его иногда сравнивают с подсознанием: "Глубина и интимность сердечных процессов и является причиною того, что эти процессы подсознательны и потому недоступны научному исследованию. Отношение сердца к голове, такое же, как подсознания с сознанию. Подсознание обширнее сознания, дает ему материал, и в такой же мере является "подкладкою и основою" для сознания, в какой сердце является для головы. Сердечное подсознание не вмещается в головном сознании и только фрагменты подсознания доходят до сознания, и то при постоянном контроле головного ума.
"Триада тела выражается в трех психофизиологических средах животного организма: лимфе, крови и нервной системе" (Позов. Т. 1. 1965, с.109). Представьте себе тело человека, состоящее, по позовски, только из лимфы, крови и нервной системы (без мышц, костей, кожи, внутренних органов и т. д.) – такое не увидишь даже в современных фильмах-ужасах.
"Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем свое по образу Божию создание. Ум – Отец, слово – Сын, Дух Святый – дух, как учат примерно богоносные Отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице, о едином в трех лицах Боге..." (Григорий Синаит. 1900, с.186).
Теперь приведем это же место в цитировании Позова: "В человеке есть ум, слово и дух (пневма), и ни ум не бывает слова, ни слово без пневма, но всегда суть и друг в друге и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством пневма. По сему примеру человек носит в себе слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем (в духе) свое по образу Божию создание. Ум – Отец, слово – Сын, Дух Святый – пневма, как учат богоносные Отцы о едином в трех лицах Боге" (Позов. Т. 1. 1965, с.32).
Не однозначная его оценка.Вот например http://www.xpa-spb.ru/articles/i-Pozov.html
«Ум есть орган мудрости, а логос (разум) — орган знания. Ум, двигаясь, ищет причину существ, а логос отмечает только качества.»
Максим Исповедник
А есть ли другое значение слова ЛОГОС?
Логос в Энциклопедическом словаре: Логос - (греч. logos) - одно из основных понятий древнегреческой философии;одновременно ""слово"" (""предложение"", ""высказывание"", ""речь"") и ""смысл""(""понятие"", ""суждение"", ""основание""). Введено Гераклитом: логос как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная перво стихии огня. В стоицизме - эфирно-огненная душа космоса и совокупность формообразующих потенций (""семенные логосы""), от которых в инертной материи ""зачинаются"" вещи. В христианстве логос отождествлен со 2-м лицом Троицы. ЛОГОС (греч. λόγος – речь, слово, высказывание, понятие, основание, мера) – понятие античной философии и христианского богословия, где оно обозначает разумный принцип, управляющий миром, и Бога-Сына, второе лицо Троицы. Как философское понятие появляется у Гераклита, хотя толкование его остается в высшей степени спорным, вплоть до отрицания за логосом какого-либо смысла, кроме общеупотребительного (слово, высказывание). Из тех немногих фрагментов, где говорится о логосе, мы узнаем, что люди не понимают вечносущий всеобщий логос, по которому все свершается..."
Так является ли ЛОГОС органом зрения, как указано в данной статье? Единство взглядов и мнений на существующую реальность бытия.
С чего начинается распад любого сообщества? С возникновения РАЗНЫХ МНЕНИЙ на РЕАЛЬНОСТЬ, возникающее при осознании осознаваемого. Чем больше количество разных мнений, тем глубже РАЗЪЕДИНЕНИЕ. Соответственно и наоборот. Это циклический процесс, которому следует всё во Вселенной, в том числе планеты и люди. Он существовал всегда и всегда будет существовать. Типовой пример это наличие многопартийной системы, т.е. существование разных групп людей, различающиеся своими мнениями на окружающую Реальность.
Это то же самое различение, что и между философией и наукой. Философия, то есть мудрость, познаёт первопричины, основания вещей, исходя из охвата мира в целом, Бытия, а наука, то есть разум, познаёт только частные законы этого мира.
Заметил, при правке текста, что святых отцов читать радостно, а всех прочих философов скучно и утомительно. Впрочем, доведу до конца правку, чтобы было проще отделить мух от котлет.
Епископ Маркелл с целью опровержения арианства предложил различать Логос и Бога-Сына таким образом, что в Троице Логос является Логосом, а воплотившись в Христе он становится Богом-Сыном[38].
Формула единения
В 433 году для примирения александрийской и антиохийской церквей была заключена Антиохийская уния с так называемой формулой единения. Хотя не все епископы поддержали её, отношения между двумя Церквями улучшились. Формула единения гласила, что Христос «единосущен Отцу по Божеству и единосущен нам по человечеству, ибо совершилось соединение двух естеств»[43]. При этом постановлялось, что Мария является матерью не человека, а воплотившегося Бога-Сына, Логоса, воссоединившегося с человечеством (греч. λόγος ἔνσαρκος): «Сообразно с этой мыслию о неслиянном единении (природ) мы исповедуем Святую Деву — Богородицей, и это потому, что воплотился и вочеловечился Бог-Логос и от её зачатия соединил с Собой воспринятый от Неё храм»[44]".
А что сказал автор на эту тему? Ум не есть разум? И подтвердил это своё мнение цитатой моего любимого Максима Исповедника. Ум это способность к познанию,способность к принятию правильных решений решений в жизни. А разум - само знание,полученное мозгом из вне,в том числе и от Бога. Логос,Слово,Иисус Христос получил и ум, и знания от Бога-Отца и был послан Им на Землю для вразумления людей через иудеев,больше и раньше других знающих о Божьих Заповедях,заключенных ими с Богом через Пророка Моисея. Так я думаю.
Христос - Вочеловечившийся во времени, Превечный Божеством Своим, Собезначальный Отцу И Святому Духу, Божественный Логос - Премудрость Божия, Объемлющая состав Всего Существующего.
Им сотворено всё то, что начало быть. Потому, Христос ни у кого не "учился", Сам Научая Всему Тому, Что Свято и Истинно, всякую Боголюбивую Душу.
Единосущная и Нераздельная Живоначальная Пресущественная Троица
Троицу Единосущную И Нераздельную
Христос - Единого Существа Со Отцом Безначальным И Духом Святым: Три Несравнимых ни с кем Лица - Едино Существо, в Дивном Превечном Троическом Совете. Потому, Всё То, Что Принадлежит Отцу, Равно Принадлежит Сыну Единородному И Духу Святому.
Едино Божество, Едино Вечное Царство И Господство.
А.Рыбак: "Заметил, при правке текста, что святых отцов читать радостно, а всех прочих философов скучно и утомительно".
Лосев: Из «Диалектики мифа»: Вроде, как неплохо читается. Я, не в коем случае, не оппонирую теме.
«Мало кто понимает реальность предметов чувства. Думают, что если я имею какое-нибудь чувство к предмету, напр., люблю этот цветок, то цветок и есть предмет моей любви. Цветок сам по себе и цветок любимый хотя и являются одной и единственной вещью, но это — совершенно разные смысловые моменты вещи. Любящий видит совершенно иное, чем нелюбящий».
Из вступления к собранию сочинений Платона:
«Когда Платон захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал ее ни больше, ни меньше, как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. В своем знании любящий как бы вступает в брак с тем, что он знает, и от этого брака возникает прекраснейшее потомство, которое именуется у людей науками и искусствами. Любящий всегда гениален, так как он открывает в предмете своей любви то, что скрыто от всякого нелюбящего. Обыватель над ним смеется. Но это свидетельствует только о бездарности обывателя»
Из книги „Страсть к диалектике»:
«В любимом всегда имеется для любящего такая тайна, которая неисчерпаема. Любить — это и значит видеть в любимом тайну, которую другие, нелюбящие, не видят. Эти нелюбящие часто даже смеются над любящим, который, как в этих случаях думают, избрал для себя недостойный предмет любви. Но любящий непобедим, потому что он видит, а нелюбящие всегда победимы, потому что они ничего не видят в том, что для любящего является любимым. Любовь есть ощущение родства с любимым. Любящий и любимый всегда один другому родственны, всегда дышат одним воздухом, и этот воздух — их общая родина
Св. В.Великий «Мы можем использовать античную философию только вырвав у нее ее жало»
А.Дугин: "Платон – создатель базовой топики философии.
Философия, в свою очередь, есть топика богословия, науки и политики. В основе богословия, науки и политики лежит Платон.
«Лежит в основе» не значит, что «Платоном все исчерпывается»: это значит, что «с него все начинается».
Всякий, впервые вступающий в контакт с наукой, религией, политикой, философией, социологией, начинает именно с Платона.
Платон – краеугольный камень всего гуманитарного знания.
Не уделив ему должного внимания, мы никогда не станем полноценными участниками научной Все
ленной. Тот, кто не знает и не понимает Платона, не может знать и понимать ничего вообще".
По отношению к человеку, по Аристотелю, человек – животное обладающее логосом.
По отношению к животному – логос обладает животными. Так, например, бобры и пчелы и пауки «обладают» потрясающими инженерными способностями.
Человек – всегда над логосом.
Животное – всегда под логосом.
Это так надо. Но если человек отказывается от своего царственного назначения, то логос наказывает человека жестким подчинением себе. Тогда уже человек перестает быть человеком, а становится функцией-инженером: пауком, пчелой, и бобром.
Человек – это только тот, кто философ (от Софии Премудрости).
Философ – тот, кто стремится от горизонтального к вертикальному существованию по траектории логоса.
Логос – жесткая «вещь».
Логос в чистом виде есть функция, порядок и иерархия.
Логос – есть «воля к власти», которая организует вокруг себя космическое вращение и подчиняет себе всех, кто попадает в его орбиту.
Тех, кто близко приблизился к логосу, он обжигает своим величием, и одаривает миссией, а тех, кто в низу, и кого не интересует небо, кто копошится в земном, феноменальном, он «давит своим сапогом».
Логос – это жесткая вертикаль, вокруг которой строится иерархия имманентного мира.
Логос – трудная «вещь».
Складывается впечатление (для меня), что логос, как божественный принцип, как бы нейтрален по отношению к своему Творцу.
Отсюда взаимодействие человека с логосом, имеет двоякий характер, и может привести человека, как к цели, так и к симулякру цели. Привести, как ко Христу, так и к Антихристу.
Получается, что нам христианам, необходимо стать обладателем логоса, не только в Аристотелевском, но и в христианском смысле. Что я имею в виду.
Всякий человек стремящийся подняться по вертикали логоса способен стать человеком-философом.
Но задача нас христиан стать не просто философом, а царем-философом (от Софии Премудрости).
Первый отличается от второго тем, что становится обладателем внутренне присущего логосу качества – «воли к власти».
Второй от первого – тем, что, не желая власти, принимает и взваливает ее на себя, как бремя для спасения людей, собирая и отдавая при этом всю славу Богу.
Таким образом, перед христианином стоит задача:
Первое – обнаружить логос, его онтологическую вертикаль и выбраться из платоновской пещеры, по-современному – из матрицы.
Второе – поставить себя в правильное к ней (к вертикали) отношение.
Чтобы, двигаясь по вертикали, от тьмы к свету, обнаружить результат собственной работы – преображение личного логоса, как «воли к власти» к соборному логосу – Логосу Слово.