Большая часть жителей Прикамья не подозревает, что на севере Пермской области, в Красновишерском районе, в верховьях реки Язьва — притока Вишеры — живет особый народ со своим языком. Народ очень древний и не утративший самосознания. Ареал его обитания легко найти по карте: от места впадения Язьвы в Вишеру вверх по течению — и вот она, Верх–Язьва, главная усадьба, а вокруг нее — Семина, Антипина, Паршакова и другие коми–язьвинские деревни, плотно сбившиеся в своеобразную агломерацию. А вокруг — десятки и сотни километров сплошной тайги без дорог и селений.
Несмотря на 400 лет изоляции, окруженные со всех сторон русскими поселенцами исконные жители этих мест — коми–язьвинцы — по–прежнему говорят на своем языке, и сегодня полноценных носителей коми–язьвинского языка насчитывается не менее 2 тыс.
Это народ с долгой и трудной историей самоидентификации. До революции они подвергались преследованиям как приверженцы старообрядчества и долгое время находились в значительной изоляции. В разные времена их причисляли к пермякам, зырянам, русским.
В научной литературе доказывается, что предками коми-язьвинцев является одна из обособленных коми этнических групп, занимавшая земли в низовьях Колвы, Вишеры и по берегам Камы от впадения в нее р. Пильвы на севере и до р. Яйвы на юге. Но эта группа исчезла, ассимилировалась с русским населением, пришедшим в Пермь Великую в конце XV–XVI вв. из Северо-Двинского бассейна.
Основным историческим центром становления коми-язьвинцев было междуречье Вишеры, Язьвы, Глухой Вильвы и Боровицы. Обособленность этой территории объясняется в значительной мере природными условиями. Она удалена на восток от транзитного водного пути по рекам Вишере и Колве и с трех сторон окружена горами.
В результате общения русских и предков коми-язьвинцев происходило
сокращение этнической территории последних. Уже в начале XVII в. коми-язьвинцы представляли собой лишь остатки большой этнической группы, которая в низовьях р. Язьвы в значительной степени была ассимилирована русскими, а часть ее отодвинута в верховья реки.
Впервые земля коми-язьвинцев выступает в письменных источниках
в 1579 г. Московский писец Иван Яхонтов назвал деревни Язва1, Нймзя
и починок Орефин2. Деревни располагались на границе нижнего и среднего течения р. Язьвы, а починок Орефин в верховьях реки – на той территории, которая и в наше время заселена коми-язьвинцами.
В очередной переписи населения Чердынского уезда 1624 г. по р. Язьва
названо 10 населенных пунктов, располагавшихся между прежними ее границами – деревней Язва, которую следует соотносить с нынешней д. Нижняя Язьва, и починком Орефин, записанным уже в новом статусе – «деревня, что был починок Арефин на речке Язве». Деревня Арефина сохраняется до нашего времени. Во всех 10 населенных пунктах в 1624 г. насчитывалось 56 дворов.
Административно верх-язьвинские поселения входили в состав погоста
Губдор. В XVII в. происходит значительное увеличение численности населения на верхней Язьве как за счет внутренних ресурсов, так и в результате миграции родственного населения по языку и происхождению, еще остававшегося на древней этнической территории.
Так, в д. Антипина и д. Арефина переписью 1678 г. учтены «немзенцы» – выходцы из д. Немзя. По переписи 1678 г. на территории погоста Губдор проживало 630 человек мужского пола в 178 дворах, из которых коми-язьвинцам принадлежало 109 дворов. Они находились в 1 погосте, 7 деревнях и 6 починках. По-прежнему самыми населенными оставались д. Немзя на ключе (37 дворов), д. Язва на рекена Язве (24 двора), д. Арефина (11 дворов). Починок Бычков, появившийся к 1624 г. и имевший тогда один двор, увеличился к 1678 г. до 4 дворов.
Важно заметить, что в переписи 1678 г. в погосте Губдор отмечается еще
один «погост, что была деревня нижняя верх Язва на реке на Язве»
с 13 дворами. Можно предположить, что в погосте храм был освящен во имя Рождества Христова, потому как среди жителей назван «рождественский поп Антон». Этот погост – будущее с. Верх-Язьва с Христорождественским храмом, сначала деревянным, затем каменным. Жители имели фамилии Собянин, Кичигин, Ваньков, Мещуров, Кагилев, которые распространены здесь и в наше время. Кстати, в «деревне Язва на реке Язва», ставшей впоследствии д. Нижняя Язьва, в XVII в. распространенной была фамилия Яборов. Таковой она оставалась и в XX в.
В 1678 г. впервые записывается д. Антипина с 6 дворами. Владельцы
4 домов имели фамилию «Паршековы», которые «поселились из Арефины деревни» в 1663–1668 гг.7 В д. Арефиной в 1678 г. из 11 домохозяев 10 имели фамилию «Паршековы». Впоследствии некоторые Паршаковы переселились из д. Арефиной на берег р. Язьвы и положили начало д. Паршаковой, существующей, как и д. Арефина, в наше время. Впервые д. Паршакова упоминается в 1681 г. в челобитной крестьянина «Лаврушки Бычина из Бычиной деревни», направленной в Чердынскую приказную избу по случаю «избиения его брата».
Возможно, раньше, но доподлинно известно, что в XVII–XVIII вв. на
территории коми-язьвинцев проживали вогулы (современное название народа – манси). Челобитная 1681 г. содержит сведения о 6 семьях, которые «живут де … ныне в Губдорском стане в Паршеках… а пришли де они с Вишеры для кормления». В челобитную эти сведения попали в связи с тем, что вогулы избили возле своих юрт местных жителей, находившихся в «Паршакове деревне», «спрашивая покупных лошадей неведомо каких». Путешественники XVIII в. отмечали, что вогулы «живут по вершинам р. Язьвы до Помяненного камня, а от него до Писаного камня». Это дает повод говорить, что верховья р. Язьвы являлись вогульскими охотничьими угодьями.
О связях коми-язьвинцев с вогулами вспоминали старожилы верх-язьвинских деревень еще в 1990-е гг., указывая, например, на их старинные стойбища возле д. Антипиной, а также на географические термины – р. Вогульская (левый приток Язьвы), поле Шамандор между деревнями Нижнее Бычино и Гилево (у коми-язьвинцев дор – место, край, а шаман – человек, исполняющий обряды), на второе название д. Кислая – Яранинская (коми-язьвинцы и русские называли вогулов яранами).
В XVIII в. продолжалось расселение коми-язьвинцев по верховьям Язьвы
при одновременном увеличении их численности. Перемещение населения из ранее обжитых мест обуславливалось двумя факторами: расширением важнейших занятий – охоты и земледелия – с целью улучшения жизненных условий, что было возможным только на более богатых угодьях, и стремлением крестьян получить свободу для сохранения своей старообрядческой веры.
Старообрядцев, особенно крепких в вере, побуждало к переселению стремление не «обмирщиться» и не попасть в сети антихриста.
Старообрядцами стали жители всех деревень и починков, расположенных по р. Язьве выше с. Верх-Язьва. На остальной территории господствующим оставалось официальное православие. Кстати, такая конфессиональная обособленность населения сохраняется до нашего времени.
Следует отметить, что миграции крестьян и освоение новых земель происходили в свободных условиях: земельный простор, отсутствие опеки со стороны местной волостной общины и преследований официальной православной церкви.
Крестьяне-старообрядцы основали на правом берегу Язьвы деревни: Суиб (произносили и как Сюиб), в 1939 г. переименована в д. Ванькова12, Симанова, Егорова, Ванина, Коновалова, Павловка, Ветлянка, Семина, Федотова, Макарова, Панова, Микулина – и на левом берегу деревни: Сысоева, Аксенова, Абрамова, Нефедова.
В глухой местности, на значительном отдалении от р. Язьва на рубеже
XVIII–XIX вв. возникла д. Пудьва, которая быстро превратилась в важнейший центр старообрядчества, окруженный многочисленными скитами, разбросаными по лесам. Старообрядческие поселения сосредотачивались вокруг трех деревень: Паршакова, Антипина, Суиб (Ванькова).
Православное население в своем расселение группировалось вокруг двух центров – с. Верх-Язьва с приходским Христорождественским храмом и д. Нижняя Бычина. К волостному центру, с. Верх-Язьва, тяготело 15 поселений, значительная часть которых находилась по р. Шудья – правому притоку Язьвы, поскольку здесь были хорошие угодья для хозяйствования. Наблюдалась закономерность: православные крестьяне в силу своих религиозных убеждений не стремились селиться со старообрядцами в одних деревнях и тем более переселяться на жительство в верховья р. Язьва. При этом каких-либо несогласий и раздоров между православными и старообрядцами не происходило.
Полевые и письменные материалы позволяют составить генеалогическую цепочку, восстанавливающую историю возникновения многих поселений. Так, в д. Ванина первым «появился Ваня-старичок из д. Антипиной, а потом приехали к нему три племянника – Федор, Андрей и Мирон Ивановичи, а в Антипиной остался еще брат». В д. Егорова «все были Антипины, первым приехал Амос с сыном Егором из д. Антипиной, от Егора пошел большой род и деревню назвали его именем».
Х. Е. Антипина, 1924 г. р., запомнила, что на месте ее родной д. Павлова,
что была в 6 км. от д. Ванькова, «сначала ёлки валили, корчевали, а потом дома строили. Деревню основали две семьи из Антипиной и пять из Ваньковой. Мой отец приехал из Ваньковой. Уехали туда за год до моего рождения».
Дальнейшие пути расселения коми-язьвинцев подкрепим данными официальной статистики. В 1834 г. существовало 20 населенных пунктов. В них проживало 262 семьи, в которых числилось 1720 чел. – 830 мужчин и при них 890 женщин. По отношению к общей численности населения старообрядцы составляли 32,2 % (553 чел.).
В 1897 г. в Верх-Язьвинской волости насчитывалось 54 населенных пункта, в которых было 665 дворов. Типология поселений предстает в таком виде: 7 1 село, 32 деревни, 21 выселок. Выселки являлись недавно образованными поселениями. Из обустроенных деревень выезжали крестьяне в таежные места, где вырубали лес, строили усадьбы, заводили пашни. В 54 поселениях проживало 3 803 чел. – 1882 мужчин и 1921 женщина. Все они были записаны «пермяками», то есть коми-язьвинцами. При этом не следует забывать, что часть «пермяков»
проживала вместе с русскими в своей старинной д. Немзе, относящейся к Губдорской волости. В 1897 г. здесь насчитывалось 42 двора и 268 жителей.
В верховьях р. Язьвы самыми крайними деревнями были Коновалова
и Пудьва, основанные выходцами из деревень Арефиной, Антипиной, Паршаковой. Весьма показательно, что впоследствии выше этих деревень постоянных поселений не возникало...
/Георгий Чагин, профессор ПНГИУ, историк/
Путешествие в край староверов на реке Язьва.