По записям проповедей дьякона Джима Карпетнера в церкви Св.Архистратига Михаила, г. Неварк
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь. Слава Господу нашему Иисусу Христу!
В сегодняшнем чтении из Евангелия мы видим как в очередной раз Иисус обличает фарисеев и первосвященников Израиля, рассказывая притчу о злых виноградарях. Он повествует историю о хозяине, который насадил виноградник, и передал заботиться о нём виноградарям. Хозяин виноградника подготовил всё необходимое для успешной работы: посадил виноград, обнёс его оградой для защиты от воров и диких животных, выкопал пресс для отжима винограда и построил башню для его последующего хранения и переработки в вино. Виноградари только должны были выполнять шаг за шагом всю технологическую цепочку и получать конечный продукт – вино. Но вместо того, чтобы выполнять свою работу, они стали замышлять – как бы завладеть виноградником. Они жестоко обошлись и убили всех слуг, которые были посланы хозяином и которые напоминали им о выполнении их работы. В конце концов, они закончили тем, что убили сына хозяина, надеясь на присвоение виноградника. Однако в результате своих действий чего же они могли ожидать от хозяина? Конечно же наказания: “злодеев предаст злой смерти”, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут добросовестно ухаживать за ним, и отдавать “ему плоды во времена свои”.
Слушая эту притчу, фарисеи и иудейские руководители прекрасно понимали о чём и о ком говорил Иисус. Они настолько ясно узнавали себя в этой притче, что желали схватить Иисуса немедленно, но побоялись народа, потому что люди Его почитали за Пророка. Давайте посмотрим, что же было очевидного в этой истории. Священное Писание и предания говорят нам о том, что хозяин виноградника есть Господь, виноградник – дети Израиля, которых Господь призвал как избранный народ иудейский. Ограда вокруг виноградника – закон Моисея, данный народу израильскому для послушания и выражения любви к Богу, и защиты от дьявольского влияния всех языческих народов, окружающих их. Виноградари – первосвященники Израиля, цари и духовные лидеры, которые, предполагалось, должны были обеспечивать производство плодов Божиих народом Израиля. Но они не исполнили своего предназначения, и более того, вводили людей в заблуждение и грех, удаляющий народ Израиля от Бога. Слуги хозяина – Святые Пророки, которых Господь посылал Израилю снова и снова. Они призывали людей Израиля вернуться на Божий путь и напоминали им об их ответственности. Но каждый раз Пророки преследовались, подвергались жестоким оскорблениям, и заканчивали жизнь как мученики. Сын хозяина – Мессия, Спаситель, явившийся во плоти Сын Божий. Он принес весть о прощении и примирении между Богом и людьми, но Его преднамеренно вывели из Иерусалима и предали смерти через распятие на кресте те, которых Он пришёл спасти. В этой притче содержится вся история отношений Бога с избранным Им народом: вместо ожидаемого стремления к воссоединению с Богом, избранный народ постоянно восставал и удалялся от Него в своих делах. Но ещё эта история содержит и предсказание: народ может потерять своё избранное отношение с Богом из-за своих прегрешений, и тогда Господь заключит союз с другими людьми, которые будут выполнять Его заповеди и следовать Ему.
Вскоре, после смерти Иисуса, Воскресения Его и Вознесения, пророчество этой притчи исполнилось в точности. Пришли римские войска, разрушили Иерусалим и стёрли ветхозаветный Израиль с карты земли, а выжившие иудеи были рассеяны по всему миру. Но до того, как это случилось, Царство Божие было передано от Израиля к духовным Божиим людям, составляющим Его Божию Церковь. Новые духовные чада Божии не состоят только из одной нации или одной расы, евреев или неевреев, мужчин или женщин, молодых или пожилых, бедных или богатых – каждый может присоединиться к новым Божьим людям, и стать частью Божьего Царства – Его Церкви. Господь уже сделал за нас всю неподъёмную тяжёлую работу: за наши грехи Он принёс в жертву Своего возлюбленного Сына единородного, Иисуса Христа; послал Дух Святый в мир, призывающий всех к Нему; дал Священное Писание и Предания всех Святых людей Церкви, которые учат как угождать и следовать Ему. Всё, что от нас требуется – принять покаяние, верить Господу, и вести христианскую жизнь, дающую плод Божий. Да, братья и сёстры, подобно тому как ветхозаветный Израиль призывался производить плоды, угодные Богу, так и мы, принадлежащие к новому “Израилю” должны приносить плоды Божии сейчас, в настоящее время.
Так что же это за плоды, достойные Царства Божия, которые мы можем принести? Разумно разделить их на внутренние и внешние. В Послании к Галатам Святого Апостола Павла мы можем прочесть о внутренних плодах как плодах духа: “любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями”. Да, мы должны произвести эти плоды, братья и сёстры. Мы обязаны пропалывать виноградник своей души от греховных помыслов прелюбодеяния, блуда, нечистоты, непотребства, идолослужения, волшебства, вражды, ссоры, гордости, зависти, гнева, распри, разногласия, ересей, ненависти, убийства, и всего того, что неугодно Богу, и производить плоды Святого Духа. Господь желает этого от нас. Внешний же плод, согласно Писанию, состоит из добрых дел и проповеди благой вести (Евангелие). Как говорил Иисус, что “всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые”. Он также сказал: “Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое”. То есть, стяжая плод духовный внутри себя, мы становимся способны произвести внешние плоды, угодные Богу. Мы сможем накормить голодного, дать воду жаждущему, приютить бездомного, одеть нуждающегося, посетить болящего или осуждённого, рассказать другим о нашем Спасителе, Иисусе Христе своими словами и своей жизнью. То, кем мы являемся внутри, отражается на наших внешних поступках. Чем больше мы работаем над своим истинным состоянием духа, принося внутренние плоды, тем скорее мы становимся способны производить добрые дела для окружающих – что, конечно, зависит от Господа внутри нас, без участия которого человек не может выполнять дела Божии, но с Ним – для нас всё возможно.
Итак, Господь ожидал духовных плодов достойных Царствия Божия от людей ветхозаветного Израиля. Но из-за своей непокорности и противодействия Богу они не были способны исполнить Божий завет. Таким образом, Царство Божие было отнято от иудеев и передано к уверовавшим народам, Новозаветному “Израилю”, Божией Церкви. Давайте извлечём урок из их ошибок, и постараемся достичь успеха там, где они потерпели неудачу. Дай нам Господи произвести плоды Царствия Божия, как внутренние, в помыслах, так и внешние, в словах и делах угождая Богу. Дай нам на пути стремления к Божиим делам искать и призывать в помощь Господа нашего Иисуса Христа, ведь “невозможное человекам” становится возможно человеку в союзе с Богом.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.