"Благими намерениями проложена дорога в ад", гласит странное утверждение. Кто его первым запустил в пространство сказать трудно, но оно не сходит с уст и его можно услышать от кого угодно.
Вроде бы это утверждение принято почти безусловно, однако, оно ложно.
Ложь в нем сокрыта в том, что благотворение подменяется искаженным благом в своем основании.
Давайте представим ситуацию. Человек с чистым сердцем имеет намерение помочь ближнему, или даже врагу в какой то затруднительной ситуации. Помогает и получает тот или иной ответ на свою помощь. Ответ может быть всяким, до самого неожиданного и даже неприятного. Но. Ведёт ли этот поступок благо сотворившего в ад?
Очевидно, что в данной ситуации нет. Человек искренне помог, может быть даже просил Бога подсобить и здесь уж точно дело верное. Это шаг к Вечности, а не в преисподнюю.
Таким образом, утверждение, что путь в ад идет через благие намерения ложно. В ад ведут худые намерения это точно, но не благие, да еще и совершаемые с Божией помощью.
Ситуация, которая заводит в ад, это такое намерение, где нет Любви Христовой. Если Любовь Христа не призывается на благотворение, то дорога идет кривыми путями и в ад. С Любовью, всякое благое намерение, ведет по пути в Царство Небесное.
Иоанн 14:6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Ну да. Во главе стоит любовь с её делами. Ибо только тогда она будет любовью, а не декларацией, если будет иметь плоды - дела'. Согласно Апостолу Иакову, брату Господню.
В общем то это можно сказать одно и тоже, с небольшой разницей. Лукавые намерения, но не исполненные, тоже в ад не приводят.
Хотел убить, но не убил, убийства нет, а значит и наказания.
Хотел сделать хорошее, но не сделал, пошёл и сделал плохое - путь в ад.
Хотел сделать плохое, но не сделал, пошёл и сделал хорошее, путь в рай.
Я думаю, что именно так и имеется ввиду - сами намерения ничего не значат. Лишь бы не оказаться бесплодным, от чего и предостерегают нас слова писаний.
Когда мне приходиться читать материалы, которые посвящены проблемам веры, я обычно вспоминаю стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий».
«У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку».
Тот неизвестный прихожанин храма, который положил в протянутую руку нищего вместо куска хлеба камень, возможно, в храме вел себя вполне прилично, соблюдая каноны веры, но, выйдя храма, он позабыл о том, что «вера без дел мертва есть».
Однажды мне встретился отрывок из проповеди католикоса Мкртича I (Хримян Айрик)
Хримян Айрик сравнил голую веру с деревом, которое сгнило внутри, но снаружи еще имеет кору и зеленые ветви. «Вы должны знать, - сказал Айрик, - что только в деле вера остаётся жива, и мы по делам должны судить и о вере человека, и о том, насколько он - истинный христианин. Вера для верующего продолжается только до могилы, а память о добрых делах его и после смерти остается на свете».