Библия глазами соцреалиста


Как сенсационным выглядит само обращение художника-депутата, лауреата и академика к текстам Священного Писания.

Имя Коржева четко ассоциируется с образами коммунистов, «опаленных войной» ветеранов, скорбящих матерей и пышнотелых натурщиц.

Никто и не вспоминает, что еще в 1980-е годы Гелий Михайлович работал над несвойственной ему сюрреалистической серией «Мутанты (Тюрлики)», которую отважилась показать в Москве в 1993-м лишь радикальная галерея «Риджина».

И в те же 80-е он пишет Дон Кихота – не иллюстрации к роману Сервантеса, а метафорические свидетельства своей потерянности в преддверии нового «перестроечного» мира.

Именно свидетельством социального отчаяния, усугубленного личной трагедией, уходом из жизни родителей, объясняется рождение замысла библейской серии.

Замысла, который Коржев вынашивал почти десять лет, отойдя от общественной деятельности, распустив учеников и уединившись в мастерской.

«Библия глазами соцреалиста» – итог послушания успешного художника, разочаровавшегося в смысле своего искусства и прожитой жизни. Личный Апокалипсис и действо очищения.

Живопись безнадежности и надежды. Путь к Вере человека невоцерковленного и знающего, что уже поздно что-то менять в своих убеждениях. О чем и свидетельствует само название серии – «Библия глазами соцреалиста».

От своего брутального реализма материалист Коржев не отступает и в библейском цикле, особенно когда вырисовывает телеса согрешившей Евы, Страсти Христовы и мертвое тело Спасителя.

Гвозди и молоток на Голгофе он изображает с той же страстью, как и серп с молотом на бесчисленных коммунистических натюрмортах. Но в этих – вольных или невольных – рифмах есть угадываемый смысл.

Попытка если не обрести, так хотя бы нащупать путь, который связал бы воедино социалистическое прошлое, неопределенное настоящее, и то мерцающее будущее, которого столь чаял художник, но, увы, так и не дождался...

И неслучайно одним из главных сюжетов, варьирующихся в эскизах и воплотившемся в центральной картине цикла, становится исцеление слепого: «Иисус сказал ему: прозри! Вера твоя спасла тебя... И весь народ, видя это, воздал хвалу Богу». Эта хвала есть и в книге отзывов выставки Гелия Коржева.

ОСЕНЬ ПРАРОДИТЕЛЕЙ 1998-1999 г.
Холст, масло. 180x240, Собственность автора.

ЛИШЕННЫЕ РАЯ1998 г.
Холст, масло. 130x160, Собственность автора.


ИУДА1987-1993 г.
Холст, масло. 240x110, Собственность автора

АДАМ АЛЕКСЕЕВИЧ И ЕВА ПЕТРОВНА1997-1998 г.
Холст, масло. 170x120, Собственность автора.

ЧРЕВОУГОДНИК 1990 г.
Холст, масло. 60x64, Собственность автора

ИСКУШЕНИЕ1985-1990 г.
Холст, масло. 100x140, Собственность автора.

В ТЕНИ КРЕСТА1995-1996 г.
Холст, масло. 90x140, Собственность автора.

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites