Оска́р Кло́д Моне́ - французский живописец, один из основателей импрессионизма.

"Главная дорожка через сад в Живерни". 1902г.

Дебюсси Клод "Греза"

Клод Оскар Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже.
Но юность он провел в Гавре, где его отец в компании со своим шурином владел бакалейной лавкой. Клод проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. По натуре он был недисциплинирован, и школа всегда казалась ему тюрьмой. Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей и используя их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере. В этой забаве он вскоре достиг совершенства. В пятнадцать лет он был известен всему Гавру как карикатурист.

Однажды Клод познакомился с пейзажистом Эженом Буденом. Владелец лавки воспользовался случаем и представил ему Моне как молодого человека, у которого такой большой талант к карикатуре. «Буден тотчас же подошел ко мне, - вспоминал Моне, - похвалил меня своим мягким голосом и сказал: «Я всегда с удовольствием смотрю на ваши рисунки; это забавно, легко, умно. Вы талантливы - это видно с первого взгляда, но, я надеюсь, вы не остановитесь на этом. Все это очень хорошо для начала, но скоро вам надоест карикатура. Занимайтесь, учитесь видеть, писать и рисовать, делайте пейзажи. Море и небо, животные, люди и деревья так красивы именно в том виде, в каком их создала природа, со всеми их качествами, в их подлинном бытии, такие, как они есть, окруженные воздухом и светом».

Клод не мог найти лучшего учителя, потому что Буден не был ни доктринером, ни теоретиком. Все, что он знал, он изучил своими глазами и сердцем, доверяясь им с неподдельной наивностью. Именно работа бок о бок с этим замечательным художником, по признанию Моне, открыла ему глаза на красоту природы: «Я не забыл, что вы были первым, кто научил меня видеть и понимать», - писал Моне Будену уже в 1892 году.

Клод Моне "Пиния в Антибе".

Увлечение живописью заставляет молодого художника отправиться в Париж. В первый год своего пребывания там (с мая 1859-го до середины 1860 года) Моне жадно впитывает новые впечатления, которые в избытке предоставляет столица: на выставках Салона он знакомится с работами К. Коро и барбизонцев, недолгое время посещает Академию Сюисса. Здесь же у него появляются новые друзья, среди них - Камиль Писсарро.

В 1860 году Моне был призван на военную службу в роту горных егерей, расквартированную в Алжире. Однако спустя два года он серьезно заболел, и родителям пришлось внести за него деньги, чтобы освободить сына от воинской повинности.
В 1862 году Моне возвращается в Париж и начинает заниматься в студии Ш. Глейра. В это время его товарищами по искусству становятся Ренуар, Сислей и Базиль.

Клод Моне "Прогулка к утесу Пурвиле".

Его ранние живописные работы - «Уголок Ателье» (1861) и «Охотничьи трофеи» (1862) - позволяют говорить о несомненном колористическом даровании живописца, о его умении скомпоновать картину и об увлечении иллюзионистическими эффектами. Позднее Клод создает несколько видов «Улицы де ла Баволь в Онфлере» (1864).

В 1865 году, когда родители перестали помогать Моне, он снимает студию вместе с Ренуаром и Базилем. В том же году Моне начинает работу над композицией «Завтрак на траве», картину большого формата - полотно более шести метров в ширину. Природа и пробивающийся сквозь зеленую листву солнечный свет, фокусирующийся на белом пятне скатерти, а также прозрачные голубоватые тени здесь гораздо важнее всего остального.

Клод Моне. "Паруса в Аржантейле"

Две марины художника («Мыс де ла Эв во время отлива» и «Устье Сены близ Онфлера») приняты в Салон 1865 года и привлекают внимание критиков, защищавших реализм.
Судьба еще раз улыбнулась художнику в 1865 году. Клод познакомился с семнадцатилетней Камиллой-Леонией Донсье, дочерью состоятельного буржуа. История их любви была положена в основу сюжета романа Золя «Творчество». До поры до времени Моне скрывает от родных существование Камиллы.
Очаровательная жена часто служила моделью для художника. Ее черты угадываются во всех четырех женских фигурах, которые Моне изобразил на своей знаменитой картине «Женщины в саду». Портрет Камиллы - «Женщина в зеленом платье» - очень нравился Золя.

Положение Моне было критическим. Он не мог расплатиться с кредиторами и нуждался настолько, что вынужден был соскабливать красочный слой со своих старых картин, чтобы на тех же холстах продолжать работу.

Родители были согласны приютить его в доме тетки в Сент-Адрессе, но требовали разрыва с Камиллой. Не найдя другого выхода, Моне уезжает, временно оставляя жену, у которой вскоре должен был родиться ребенок, почти без средств.

Он работает над морскими пейзажами, а затем возвращается в Париж, где всю зиму бедствует в нетопленном жилище, без копейки денег. В конце концов его вообще выставляют на улицу, и он перебирается с семьей в деревню. Художник был близок к самоубийству. Лишь неожиданная помощь одного из покровителей в Гавре позволила ему временно устроиться с семьей в Фекане и продолжать работу.

В 1867 году Моне писал картину «Женщины в саду». Рассказ И. Тайандье проливает свет на метод работы художника: «На картине были изображены четыре женщины в легких платьях под сенью деревьев. Появился Курбе. Моне, ничего не делая, неподвижно сидит перед своим полотном. «Что вы делаете? Разве нельзя работать, вместо того чтобы без толку сидеть здесь? Вам еще осталось так много написать».

Клод Моне. "Дама с зонтиком"

Моне в ответ покачал головой: «Не могу. Жду солнца». И действительно, солнце скрылось за облаком, и световые рефлексы погасли. Все сделалось серым, как в хмурый день. Платье одной из женщин погрузилось в тень, а вторая женщина с зонтиком в руках и вовсе исчезла. Надо было ждать солнца, чтобы точно увидеть контуры. Позднее Берта Моризо в одном разговоре скажет о Моне: «Перед его картиной я всегда знаю, с какой стороны держать свой зонтик». И в самом деле, в его произведениях по направлению теней, по тысяче других деталей можно видеть, откуда падает свет, узнать, где находится солнце и какое это время дня».

Картину «Женщина в саду», на которую возлагал надежды художник, жестоко раскритиковало жюри Салона 1867 года. Моне не раз прерывает работу, не имея денег для покупки красок. 9 августа 1869 года он писал своему другу художнику Базилю: «Ренуар приносит нам из дому хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Неделя без хлеба, без огня в очаге, без света - это ужасно».

Жюри Салона беспощадно отвергает все его картины в 1869 и 1870 годах. В июне 1870 года Моне покидает Францию в связи с начавшейся франко-прусской войной. Он вернулся на родину в конце 1871 года, побывав в Англии и Голландии. Моне поселяется в Аржентее, маленьком городке на Сене, в двадцати милях от Парижа.

Клод Моне "Терраса в Сент-Адрессе". Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Один из ранних шедевров Моне, эта картина представляет собой не только художественную, но и биографическую ценность.
Она написана в тот период, когда страдающий от нужды художник был вынужден оставить Париж (и свою беременную возлюбленную) и вернуться в отцовский дом в Сент-Адрессе, пригороде Гавра.
Две фигуры, сидящие в креслах, - это отец Моне и, вероятно, тетка. Перед ними стоит кузина художника с неизвестным. В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четка прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ художника более позднего периода.
В картине цветы и свет соединяются с первой темой Моне – водой. Эта картина возникла, вероятно, в том же году, что и Цветущий сад в Сент-Адрессе.
Кисть Моне здесь не столь свободна, как в парижских работах: фигуры, терраса и море производят впечатление странной застылости и схематизма, но в изображении солнечного света картина превосходит “Женщин в саду”. Впервые Моне написал цветные тени и передал цветы посредством свободно брошенных, светящихся пятен чистой краски.

Два основных его мотива в Аржентее - парусные лодки, скользящие по реке, и виды железнодорожного моста через Сену: «Регата в Аржентее при пасмурном небе», «Лодка мастерская в Аржентее», «Мост в Аржентее» и «Лодки в Аржентее» (несколько вариантов), «Регата в Аржентее при пасмурном небе».

В 1873 году Моне создает свой шедевр - пейзаж «Бульвар Капуцинок в Париже», который по праву можно назвать одним из лучших городских пейзажей прошлого столетия. Картина словно соткана из небольших пастозных, свободно положенных мазков, воссоздающих впечатление движущихся по бульвару экипажей и прохожих, легкого ветра, плывущих в небе облаков, струящихся лучей солнца, все обволакивающей воздушной дымки. Освещенная солнцем левая сторона бульвара выдержана в светлых, золотистых тонах, а правая, тенистая - написана в холодных, серебристо-серых. Мазки яркой красной и синей красок звучат насыщенно. Композиционное решение картины таково, что здания и фигуры на балконе справа срезаны краями холста, и это как бы делает зрителя участником происходящего.

Клод Моне. "Впечатление. Восходящее солнце".

Моне разработал оригинальную технику: он использовал яркие, чистые и смелые мелкие раздельные мазки. Они отражали непосредственное восприятие автора. Таков его пейзаж, считающийся программным, «Впечатление. Восходящее солнце» (1872). Эта картина и дала название всему движению импрессионизма (impression - впечатление).

На первой выставке импрессионистов в 1874 году кроме «Впечатления» Моне выставляет еще одиннадцать картин. Как известно, художников подвергли остракизму.
В 1876-1877 годах Моне выполнил первую серию картин, изображающих вокзал Сен-Лазар при различной погоде, позже он напишет знаменитые серии со стогами сена, двадцать картин посвящены Руанскому собору.

Кдод Моне. "Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень".

В начале 1878 года семейство Моне покидает Аржентей и отправляется на жительство в Ветейль, также городок на Сене. В марте у Камиллы родился сын Мишель-Жак. Но силы к ней уже не вернулись, вскоре она умирает.

В 1881 году Моне познакомился с Алисой Ошеде, вдовой коллекционера живописи и поклонника его таланта Эрнеста Ошеде. В июле 1892 года Алиса станет второй женой художника. Но снова Моне переживет свою супругу, которая скончается в 1911 году.

Клод Моне. "Стога. Конец лета".

С 1883 года жизнь и творчество Моне тесно связаны с селением Живерни в Нормандии, где художник почти постоянно жил до конца своей жизни в доме с великолепным садом. Живерни служило для художника источником вдохновения. Здесь возникли две известные серии картин Моне «Стога сена» и «Кувшинки».
После распада в 1886 году движения импрессионистов художник стал выставляться один. Моне начинает работать рельефным мазком, передающим трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков: «Скалы в Этрета» (1886); «Луга в Живерни» (1888), «Поле маков» (1880-е годы).

Клод Моне "Девушки в лодке"

В 1884-1901 годах Моне много путешествовал: на юг Франции, в итальянскую Ривьеру, в Венецию, Лондон и Норвегию, и каждый раз привозит серии холстов, на которых почти всегда изображал поверхность воды в разнообразных видах.

В начале 1920-х у Моне развивается катаракта, из-за чего ему пришлось перенести две операции. Художник скончался 5 декабря 1926 г. в Живерни и был похоронен на местном церковном кладбище.

В честь Моне назван кратер на Меркурии.

С 1883 года Моне живет в своем доме в Живерни. Он пишет любимые уголки сада, мостики, пруды, цветники, «началу лета 1909 года Моне закончил серию «Кувшинки», состоящую из сорока восьми полотен.


Живописный сад Клода Моне

Живописная деревушка Живерни находится всего в 80 км к северу от Парижа.
В 1883 году после долгих и неудачных попыток найти постоянное жилье именно сюда приехал и обосновался со своей семьей художник Клод Моне. Это место так очаровало его, что несмотря на крайне сложное финансовое положение, он решился на покупку гектара земли.
Это приобретение перевернуло всю его жизнь.
В Живерни он провел свои лучшие годы, здесь им были написаны самые значимые полотна.

Но это не просто очаровательная французская деревушка. Сюда совершают паломничество сотни тысяч туристов со всего мира, сотни тысяч людей, которые неравнодушны к прекрасному.

И приезжают туда отнюдь не затем, чтобы полюбоваться на самую обширную коллекцию его картин, как можно было бы подумать. Любители прекрасного едут туда, чтобы увидеть главного натурщика Моне, увидеть его картины вживую - увидеть его сад.

Клод Моне как никто другой придавал значение свету, его оттенкам и игре теней, и как никто другой боготворил природу. Он купил простой крестьянский домик в Живерни в 1883 г. Там должна была жить его многочисленная семья - жена Алиса, ее дети от первого брака и их общие дети.
Это было непривычно - городской житель в деревне. Но постепенно все привыкли. Крестьяне стали уважать его за то, что он не гнушался ежедневной работы, а Моне и не нужно было привыкать, он попал в объятия своей музы.
Поначалу дом и окружающая его земля занимали не больше 1 га. Но через 10 лет, когда финансовые дела Моне пошли хорошо, он докупил еще участок, который от старого отделяла железная дорога.
Железная дорога через некоторое время перестала существовать, но ее место заняла автомобильная магистраль. Так что сад Моне так и остался разделенным на 2 части.
То, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты. Он засадил все разнообразными видами цветов и растений. Вряд-ли найдется много садов, которые смогут спорить с садом Клода Моне по количеству видов растений.
Однажды ему прислали огромный каталог цветочных семян - чтобы он выбрал и заказал нужные. Он быстро пролистал каталог и заказал ВСЕ СЕМЕНА.
Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, подсолнухи, гладиолусы, астры - сад Моне - это буйство красок практически круглый год.
Но особенное внимание и трепет у посетителей вызывает вторая часть сада, за автомобильной магистралью. Это, так называемый, водный сад. Попасть туда можно через тоннель. Там Моне создал сказку - такую, как он видел. Создал свой мир.

Он осушил болотистую местность, сформировал пруды и каналы, умело направив в них воду реки Эпт.

Клод Моне " Клумба с ирисами в саду "

Берега пруда украсили разнообразные растения - малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, который просто не смогут не узнать любитель творчества художника. И главное Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда...

Клод Моне. "Пруд с лилиями"

Да, в Живерни можно увидеть знаменитые кувшинки. Не в музее на полотне, а на глади пруда. И можно в какой-то момент растеряться и почувствовать себя внутри картины художника. Сад для Моне стал его музой и его основным занятием.

Про кувшинки Клод Моне писал так : "Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели".
«Понадобилось какое-то время, чтобы я смог понять, что собой представляют мои кувшинки. Я их высаживал и растил просто ради удовольствия, без всякой мысли, что буду писать к них картины… Восприятие живой природы приходит к нам не сразу» (Клод Моне).
В 1899 году художник начинает писать цикл картин «Кувшинки». Сентиментальный и душевный пруд на картине, усыпанный яркими кувшинками, с тонким мостиком в японском стиле. Красиво и очень трогательно. Глядя на работу, возникает непреодолимое желание самому окунуться в светлую грусть и восхищение даруемое чудным видом. (Далита Лазло.)

Да и любой согласится - создавать такую красоту своими руками - великое счастья, а иметь возможность передать ее на полотне - великий дар. Естественно, что любимый сад стал неиссякаемым источником сюжетов для его полотен, а начиная с 1908 года — едва ли не единственным. Художник уже никуда не выезжал, и мог пристально вглядываться в изобразительные мотивы своего сада.

Излюбленная манера Моне работать сериями позволяла ему не оставить без внимания малейшие нюансы цвета, света – благо каждому оттенку состояния натуры можно было посвятить отдельный холст. Японский мостик? - 18 вариантов. Водоем с белыми кувшинками? - 13 картин. Водяные лилии? - 48 полотен. И список этот можно долго продолжать...

В 1916 г., когда ему было уже 76 лет, справа от главного дома он построил просторную студию, которая получила название «Студия водяных лилий». Здесь художник реализовал свой последний грандиозный замысел – создал панели с изображением водяных лилий.

Панель с изображением водяных лилий, образовавшие круговую панораму около 70 м в окружности

Эти картины он передал в дар Франции, и они были размещены в специально построенном павильоне в Оранжери , который находится на краю сада Тюильри, там, где он выходит на Пляс Конкорд. Если смотреть на него сверху, то он похож на восьмёрку.

В двух овальных залах, соединённых перемычкой, развешены картины, изображающие пруд в Живерни: шесть или восемь полотен. В сущности, это одна картина, передающая недоступные обычному взгляду изменения натуры по ходу дня. Искусствоведы утверждают, что живопись здесь достигла такого совершенства, что стёрла грань между реализмом и абстрактным искусством.

Клод Моне просто остановил мгновенье, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.

Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом .

Жорж Клемансо написал: "Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи.
Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни".

Клод Моне "Водяные лилии (облака)"

В результате Моне посвятил любимым сюжетам чуть ли не тридцать лет своей долгой жизни (он скончался в Живерни в 1926 году в возрасте 86 лет). После смерти в 1926 г. художника, за домом ухаживала его дочь Бланш. Но во время Второй Мировой войны он пришел в запустение.

Эдуард Мане "Семья Моне в саду"

Позже в 1966 г., сын Моне передал имение Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада. Сейчас Живерни посещает больше полумиллиона человек в год...

Живописный сад


http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=812
http://www.mishanita.ru/2012/05/28/15231/

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Анна Гор. »» | 14.11.2012 16:44
  
3
Оска́р Кло́д Моне́ (фр. Oscar-Claude Monet, 14 ноября 1840, Париж — 5 декабря 1926, Живерни) — французский живописец, один из основателей импрессионизма. Автопортрет. 1886г.

Живопись Клода Моне в сопровождении музыки Фредерика Шопена

Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites