«Главное – чтобы мы духовно бодрствовали»

9
4 января 2014 в 18:04 2694 просмотра
«Главное – чтобы мы духовно бодрствовали»


Предлагаем к прочтению окончание беседы на тему цифровой идентификации и использования современных технологий со священником Георгием Правдолюбовым. Начало см. здесь. «Архиереи и священники должны встать на защиту паствы»http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_1214_2/topic_8397/
– Батюшка, какой образ жизни Вы советуете вести мирянам в наше время?
– Стараться не смотреть телевизор, может быть только изредка, если какие-то важные новости. В моем доме нет телевизора. Тот иеромонах, о котором я упоминал в начале беседы, мой первый духовник, еще в 90-е годы как-то пришел к нам в гости. Мы тогда жили в квартире, и у нас был телевизор – хороший, современный, с пультом управления. А батюшка вошел и говорит: «О, а что это у вас такое? Телевизор? А ну-ка, матушка (уже тогда мою супругу так называл, хотя я еще не был священником), накрывай его!» Накрыли, он перекрестил – и все, мы его полгода не смотрели. А потом я вынес его и в канаву выбросил. И это милость Божия, что с того времени мы не смотрим телевизор.
– А откуда узнаете новости?
– У меня есть небольшой радиоприемник, который ловит «Первый канал». Я не то что увлекаюсь прослушиванием новостей, но отслеживаю: что они говорят, как они лукавят, как обрабатывают народные массы, сознание людей, что влагают в умы. Кроме того, я получаю «Русский вестник» – прекрасную газету, издаваемую по благословению ныне почившего старца отца Николая Гурьянова. Читаю «Православный Крест», вашу газету замечательную, и мои прихожане ее выписывают… Т. е. я слежу за происходящим в мире, за тем, что уже, как писал Сергей Нилус, «близ есть, при дверех». Вот она, рядышком – тайна беззакония. И она в действии, только не все это понимают. Ведь как рассуждают плотским умом: «А, все это ерунда, мы еще поживем…» Нет, так нельзя. Надо читать Святых Отцов, анализировать, размышлять духовно. И эти размышления не должны приводить к какому-то унынию, отчаянию, наоборот – подвигать к покаянию, приближать к Богу. Значит, как сказано в Евангелии, приходят времена нашего избавления.
– Как Вы относитесь к такому средству коммуникации, как интернет? Как определить, с какого момента использование современных технологий становится душепагубным?
– Здесь я рассуждаю так: надо, чтобы у человека не было пристрастия к технике и чтобы работа с ней приносила духовную пользу. Если священник пользуется интернетом – то это должно быть не просто так, ради развлечения, чтобы в «веселушки» играть, переписываться с прихожанками в вольном духе о погоде, ради удовлетворения праздного любопытства смотреть разные сайты… Нет, надо использовать это орудие во благо. Если переписываешься – переписывайся в Духе Божием. Допустим, спрашивают: «Батюшка, выскажите свое мнение». А ты напиши не свое, а мнение Святых Отцов, как положено по канонам. Тогда, конечно, интернетом можно пользоваться во спасение душ, своей и ближних – прихожан и всех тех, кто зайдет на твой сайт, прочитает где-то то, что ты написал.
У меня интернета нет, он мне не нужен. Но если священник служит в большом городе или ведет активную деятельность, то, думаю, вполне допустимо применять компьютерную технику и другие современные устройства и средства связи как оружие – не по своим бить, а по врагу. Как, например, было в войну? Когда наши солдаты брали немецкий трофей, они направляли его против немцев, били по ним из их же орудия. Так и здесь надо: вражьи средства использовать против врага, а не обольщать, не искушать народ Божий.
Я всегда говорю сам себе и собратьям-священникам: не надо льстить народу, не надо обманывать его. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что в час смерти духовные чада будут проклинать своих духовных отцов за то, что те не были к ним строги («…Изъявляющий мнимое человеколюбие и снисхождение бывает причиною того, что они проклинают его при кончине своей, как человека, который обманул, а не воспользовал их» (см.: Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица, возводящая на небо. Слово особое к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец. 14, 4. – Примеч. ред.). А в чем заключается эта необходимая строгость? Порой люди и священство путают строгость со злобой и любовь с человекоугодием. А вы посмотрите, как Господь был долготерпелив, смирен, кроток с грешниками, блудниками, мытарями, с какой любовью Он к ним относился! Но они каялись. А как Он обличал книжников и фарисеев? С гневом! Но это была не злоба, а гнев праведный, Божий гнев. Кто-то может ошибочно подумать, что Господь поступал не по любви. Нет, Он просто знал их лукавые, лицемерные сердца и называл их «порождениями ехидны», т. е. змеи. А сейчас попробуй обличи так кого-нибудь – да вы что, убьют! Но если Господь так поступал – интересно, а мы как должны? Господь говорит: Раб не больше господина своего (Ин. 15, 20). Господь и обличал, и запрещал, а у нас, современных пастырей, какая-то странная «любовь», потакающая грехам, – лукавая, бесовская…
– Отдельная проблема – воспитание детей в условиях современного мира. Некоторые родители стараются лишний раз не показывать своим чадам мультфильмы. А другие убеждены в необходимости научить ребенка самостоятельно пользоваться компьютером. Что Вы думаете по этому поводу?
– В моем приходе есть один 13-летний мальчик-школьник, который садится за компьютер только ради учебных целей. Родители следят, чтобы он не пользовался интернетом безцельно, не читал и не смотрел того, что ему не нужно. Хотя и тут подстерегает опасность. Представьте: ребенок делает домашнее задание, зашел что-то почитать, чтобы написать реферат, а тут на экране появляется обнаженная женщина, непристойная реклама… Поэтому я советую детям, особенно в отроческом возрасте, избегать обращаться к интернету или делать это крайне редко, и лучше вместе с мамой или папой.
Когда ребенок растет, развивается, главное, чтобы бес не завлек его в свои сети. И, если родители под предлогом, что он должен учиться, осваивать все, разрешат ему пользоваться интернетом безконтрольно, это чревато печальными последствиями. Взрослый православный человек, если где-то что-то и поймает взглядом, – он имеет волю не принять помысел, не допустить грех в душу, он покается, посокрушается, и Господь его простит. А когда человек еще маленький, он не умеет так сопротивляться злу, может не раскаяться в грехе, побояться рассказать о нем на Исповеди. А этот забытый, утаенный грех породит другие, они будут копиться, копиться в душе, множиться, развиваться, и потом может случиться беда – годик-другой, и ребенок согрешит смертным грехом. Я это знаю из своего пастырского опыта, из рассказов прихожан. Потому в этом вопросе нужна крайняя осторожность. Детки после Великой Отечественной войны часто играли с найденными боеприпасами, и в результате многие остались инвалидами, без рук, без ног, или вообще погибли, и это страшно, это больно. Но это смерть или травма физическая, а духовная – еще страшнее… Я порой смотрю, родители относятся к детям бездумно: «А, пускай смотрит, пускай играет, пускай зайдет, он должен знать…» Но это значит, что вы отдали свое чадо врагу на погубление. Нельзя так, ни в коем случае!
– Отец Георгий, благодарю Вас за содержательную и душеполезную беседу! Что Вы можете в заключение сказать или пожелать читателям нашей газеты?
– Сейчас всем нам необходимо быть очень внимательными. Дальше будет еще сложнее, но я знаю одно: если человек молится от сердца, с покаянным чувством, Господь и Матерь Божия его не оставят, поверьте. Если он даже где-то согрешит, упадет – покается, поплачет, встанет, и Господь простит, к нему вернется благодать, он не заснет сном губительной безпечности. Отец Николай Гурьянов часто говорил своим посетителям: «А вы не спите, не спите!» Люди порой недоумевали: «Как это – не спать? Спать-то надо…» А он говорил о духовном сне. Поэтому, главное – чтобы мы духовно бодрствовали! Не надо бояться всех грядущих событий, надо молиться: «Господи, помоги, укрепи нас, чтобы нам выстоять в это время!» Но запомните: без благодати Божией вынести всего этого невозможно. И если у нас не будет самоотвержения, жертвенности, отваги, мужества – мы не выдержим. А нас сейчас учат толерантности. Какая толерантность? К чему, ко злу?! Со злом надо бороться! Зло, которое кто-то причиняет лично нам, – оскорбляет, обижает – это да, надо потерпеть, смириться, сказать: «Слава Тебе, Господи!» Но зло по отношению к Матери-Церкви, к нашим прихожанам мы, пастыри, обязаны обличать, бороться с ним, противостоять. Если у нас будет твердость: «Нет, я не принимаю! Помоги мне, Господи!», Господь поможет, даст силы. А некоторые так говорят: «Ну, когда эти карты начнут выдавать, тогда и посмотрим, еще же не пришло такое время…» Нет, так думать неправильно. Надо уже сейчас определиться, иметь внутреннюю решимость, уповать на Господа.
Не надо смотреть, кто что скажет; пускай говорят, что хотят. Если ты служишь, молишься, читаешь Священное Писание и творения Святых Отцов и твоя совесть чиста – что еще нужно? Чтобы наша гордыня, тщеславие тешились что ли? «Что обо мне подумает архиерей?» Да пускай думает, что угодно, главное, чтобы я Богу служил. Есть совесть, она человеку подскажет, правильно он поступает или нет.
Беседовала Анастасия Державина
Источник: газета «Православный Крест», № 1 (97) (от 1 января 2014 года)

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites