Форосская церковь жемчужина и визитная карточка Южного берега Крыма


Форосская церковь — жемчужина и визитная карточка Южного берега Крыма, горный уголок, где встречаются Небесные и Земные силы, где кажется, будто Бог ступает своей лёгкой воздушной ступнёй, или прикасается горящей алмазами, прозрачной ладонью к творениям своим…


Высоко над Форосом на красной скале на высоте 427 м над уровнем моря стоит церковь Воскресения. Возведена она была в 1892 году в Византийском стиле на деньги чайного магната Кузнецова, имевшего чайные плантации на Цейлоне, по проекту академика Чагина. Построена она в память о событиях 1888 года на станции Борки, где потерпел крушение поезд царской семьи. Александр III и его близкие остались невредимы, и в честь этого события по всей России шли благодарственные молебны и возводились церкви.

Предполагают, что со стороны Кузнецова эта церковь была своего рода откупными, так как разведение и продажа чая считалась монополией царской семьи.
Фрески, украшавшие церковь, были написаны академиками Маковским и Корзухиным, мозаичные работы принадлежат руке итальянского мастера Антонио Сальвиатти из Винченсы. К сожалению, ни росписи, ни мозаика не сохранились.


В 30-ые годы с церкви были сняты кресты и колокола. Отреставрированна и заново освящена она только в 1990 году.
Прогуливаясь по аллеям парка, по улицам поселка гости и жители Фороса непременно обращают внимание на уникальное строение — Форосскую церковь, сооружённую на выступающем горном утесе. Храму присвоен статус памятника архитектуры конца XIX века.
Смотришь на церковь с Байдарских ворот или снизу, с нового шоссе Ялта-Севастополь, и диву даешься. Перед тобой расцветает золотая роза на многоцветных фонах скал, леса и неба.

Форосская церковь, поднявшаяся к небесам на одинокой отвесной Красной скале на высоте 400 метров над уровнем моря, имеет настолько романтичный вид, что невольно рождает у зрителя массу вопросов и предположений. Первые из них — кто и зачем возводил этот храм вдали от селения, да ещё и на такой высоте? На этот счет существует множество легенд. Одна из них рассказывает о том, как однажды взбесившиеся кони понесли с горного перевала коляску, в которой находилась юная дочь богатого купца. Кони неслись к пропасти, и прекрасная девушка уже мысленно прощалась с жизнью. Но… бывают чудеса!.. Кони внезапно остановились на краю скалистого обрыва. После стремительного спуска они словно замерли перед красотой, открывшейся перед ними. И тогда купец в честь спасения дочери-красавицы велел построить храм Воскресения. Однако, легенды-легендами, а архивные документы рассказывают о другом…


Освоение земель Фороса началось в начале 50-х годов XIX века после того, как Ялту и Севастополь соединила шоссейная дорога, построенная военными строителями. В честь завершения её строительства на перевале сооружается портал — ворота, названные Байдарскими по названию долины с одноименным селом.
Земли царских чиновников вблизи Фороса стали быстро раскупать и застраивать. В начале 90-х годов XIX столетия по просьбе православных близлежащих селений «чайный магнат», имевший чайные плантации на Цейлоне, А. Г. Кузнецов (бывший владелец форосского имения) заказал проект церкви известному академику архитектуры Николаю Михайловичу Чагину.

Церковь посвящалась чудесным событиям, произошедшим 17 октября 1888 года на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги: там, во время крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург, спасся государь-император Александр III и его семья. Поезд сошел с рельсов, но император не пострадал. Потрясенный известием об этом происшествии, крупнейший российский торговец чаем и фарфорозаводчик Александр Кузнецов испросил высочайшей милости построить в честь спасения императора церковь в Форосе. Ее часто посещала царская семья.

Церковь построена в 1892 году в византийском стиле крестово-купольного храма. В IV в. Крест стал христианской эмблемой, а форма креста была заложена в основу культовых зданий. Храмы строили в плане прямоугольного очертания, в которое вписан крест. Над средокрестием сооружался купол.
Византийские зодчие пользовались приемом, когда купол опирался не на наружные стены, а на расположенное внутри здания кольцо колонн и столбов, над которым ставился барабан. Подкупольное пространство расширялось за счет добавления обхода за этим кольцом. Купол прорезался окнами по периметру его основания и был залит дневным светом. Купольная глава, увенчивающая храм, придавала ему пирамидальную и высотную композицию, являлась основой яркой выразительности облика строительного сооружения.

Богослужение проводилось в центре здания, под куполом, символизирующим небесный свод. Алтарь располагался в восточной апсиде, как на сцене, вход с западной стороны.

Основным строительным материалом был обожженный кирпич – плинфа, — невысокие, почти плоские прямоугольники. Кладка велась на известковом растворе с добавлением кирпичной крошки, попеременно чередовались ряды красного кирпича и желтого камня.
В византийских храмах внутренний интерьер был богатый, даже роскошный, создавая соответствующую религиозную атмосферу. Величью храма способствовала многоцветная мраморная облицовка, мозаики по золотому фону, фресковые росписи, декоративные каменные мотивы.

Собор выстроен в византийском стиле, но с применением многочисленных куполов по типу русских деревянных храмов, благодаря чему Форосская церковь напоминает московские церкви конца XVIII века.
Форосский храм — поучительный пример талантливого размещения небольшого, но своеобразного по силуэту сооружения, поставленного на постамент скалы как бы для всеобщего обозрения. Скромный по размерам храм кажется действительно вознесенным на подоблачную высоту. Вблизи он не производит большого потрясающего впечатления, которое зритель ощущает с нижних точек обозрения.

Зодчий удачно акцентирует внимание на центральном входе храма, как бы приглашает войти в него, где среди множества живописных картин видное место занимало полотно А. И. Корзухина с изображением Христа Спасителя. В интерьере храма имелись также другие картины — «Благовещение», «Тайная вечеря», «Моление о чаше». Над росписью интерьеров храма работали такие мастера кисти, как К. Е. Маковский, написавший «Рождество Христово», «Воскресение», «Божья матерь», Н. Е. Сверчков и другие. К сожалению, росписи не сохранились.
Для исполнения мозаичных работ приглашалась творческая группа мастерской знаменитого итальянца из Венеции А. Сальвиатти.

Сооружение храма стоило хозяину Фороса более 150 тысяч рублей.
Конечно, богатый и деловой человек А. Т. Кузнецов, постройкой храма на скале в благодарность небесам за благополучный для царской семьи исход железнодорожной катастрофы, выразил верноподданнические чувства, но потом в качестве рекламы поместил её изображение на «своей» продукции – жестяных коробочках с чаем.
Предполагают также, что со стороны А. Т. Кузнецова эта церковь могла бы быть своего рода «откупными», так как разведение и продажа чая считались монополией царской семьи.

До 1917 года при храме работала школа грамоты, затем церковноприходская школа. Первым настоятелем церкви был отец Павел Ундольский.
В 1924 году церковь обезглавили. С куполов были убраны позолоченные кресты, колокола отправлены на переплавку. Известные шедевры, написанные художниками на библейские темы, заменены на агитплакаты революционного содержания. Варварски уничтожалась на стенах изумительная, цвета золота, мозаика.
Здание использовалось сначала как склад, затем здесь был ресторан, куда, как уверяют старожилы, однажды зашел проезжавший мимо Никита Хрущёв. Потом сооружение было заброшено. От костра, разведенного туристами, пропали практически все росписи.

В 1981 году Киевским управлением реставрации и живописи («Укрреставрация») впервые было проведено комплексное обследование состояния кровли, живописи, остатков внутреннего убранства. На тот момент церковь стояла без окон, без дверей, без куполов. Местные жители рассказывают, что во времена правления Горбачёва, когда под Форосом строилась госдача, было намерение вообще взорвать церковь, для того чтобы она то ли не отвлекала, то ли, напротив, не привлекала внимания.


С 1987 года бригада специалистов Севастопольского участка «Укрреставрации» под руководством Евгения Ивановича Бартана начала выполнять реставрационные работы. После выполнения первой очереди реставрационных работ церковь вернули верующим. Настоятелем прихода стал иеромонах отец Петр (1966-1997).
Возобновили реставрацию в начале 90-х годов ХХ века: службы велись одновременно с восстановительными работами.

В последующие годы Форосская церковь стала настоящим символом возрождения. Она привлекала к себе не только паломников со всей страны, но и тех, кто с наступлением перемен потянулся к религиозной «экзотике». Именно здесь хотели благословиться, получить отпущение грехов, креститься, жениться состоятельные люди из Москвы, Днепропетровска, Донецка, Киева.

22 апреля 2004 года во время посещения Форосской церкви бывший президент Украины Леонид Кучма дал поручение относительно её восстановления на уровне лучших храмов Украины.
С 1 июня по 28 июля 2004 года здесь велись ремонтно-реставрационные работы. В частности, был обновлен внешний вид фасадов, отремонтирован мозаичный пол, полностью заменены витражи, система отопления и электрообеспечения, проведены работы по внутренней росписи и позолоте интерьеров храма, выполнена реставрация и восстановлено каменное ограждение вокруг территории церкви.

4 августа 2004 года церковь Воскресения Христова была открыта, в церемонии её открытия принимал участие бывший президент Украины Леонид Кучма. Он также принял участие в первом богослужении в новом храме, которое провел митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.
Бывший глава государства подарил Форосской церкви икону Божьей Матери, отметив при этом, что это подарок «в честь возвращения храму первозданного вида».
В настоящий момент церковь является действующей и открытой для посещения. У входа в церковь висит мраморная табличка, сообщающая туристам, что деньги на восстановление храма пожертвовал Леонид Кучма.

Перед храмом выполнена видовая площадка (400 м над уровнем моря), с которой одним взглядом охватываются морские просторы и побережье: восхитительная панорама курорта Форос, раскинувшегося внизу у моря между мысами Чехова и Николая у живописной бухты Тихая, куда ведет шестикилометровый спуск. Вид такой, что захватывает дух и горло сжимается от желания петь или просто закричать!

Верующие, увидев храм из проезжающих автобусов, крестятся, гости курорта удивленно рассматривают и задают вопросы, но никто при встрече с форосским чудом не остается равнодушным.

Боже мой, как славно и чудно побывать в горном уголке, где встречаются Небесные и Земные силы, где Бог ступает своей легкой воздушной ступней, или прикасается горящей алмазами, прозрачной ладонью к творениям своим…

Ялта, Фороская церковь, Байдары


http://www.tavrika.ru/history/foros_c.htm

Комментарии (16)

Всего: 16 комментариев
  
#1 | Ирина славянка »» | 01.04.2012 21:11
  
9
Петр (Посаднев),архимандрит.Дата рождения: 05.03. 1966 г. 20 век. Дата смерти: 20.08. 1997 г. 20 век.
С 1969 года жил в Севастополе. К вере пришел самостоятельно. В 14 лет отказался от вступления в комсомол. Вскоре принимает крещение, посещает храм, поет в хоре.
Еще школьником познакомился с архимандритом Кириллом из города Владимира.
В сентябре 1984 г., когда уже служил иподиаконом во Владимирской епархии, призван в армию. Через год, после досрочного возвращения из армии (в связи с гипертонической болезнью), в г. Владимире пострижен архимандритом Кириллом в монашество.
3 января 1986 г. архиепископ Владимирский Серапион рукоположил его во иеродиакона Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира. Затем о. Петр служит иеродиаконом в Благовещенском соборе г. Мурома.
В 1990 г., уже иеромонахом назначается настоятелем Форосской церкви Воскресения Христова.
Зверски убит на Преображение Господне в 1997 г. (в ночь с 19 на 20 августа).
Убийцы искали деньги, которые по их мнению должны были быть у о. Петра на новый резной иконостас. Но денег не оказалось и убийцы зверски пытали о. Петра.
Отпевание совершил 23 августа в Покровском соборе г. Севастополя архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь.
  
#2 | Ирина славянка »» | 01.04.2012 21:16
  
7
Подвиг архимандрита Петра. Храм Воскресения Христова

Все, кому доводилось проезжать из Севастополь по старинной вьющейся серпантином дороге, видели Форосскую церковь, одиноко стоящую на Красной скале. Воскресенская церковь была построена в 1892 г. на пожертвования московского купца Кузнецова в честь чудесного спасения Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе. Судьба храма, как и двух его настоятелей, была трагична. Первого, о. Павла Ундольского, репрессировали в 1920 г. Второй, о. Петр, в миру Виталий Посаднев, восстановивший храм из руин, был злодейски убит 7 лет назад. Целых 70 лет, с 1920 по 1990 г., храм находился в запустении и забвении. Сразу после войны в церкви был устроен ресторан, позже церковь приспособили под склад. В последние годы хозяйничали в ней дикие туристы да ветер, сердито завывавший в дырявом куполе. Такой застал Форосскую церковь 24-летний отец Петр, когда получил Воскресенский приход. Восстановление Форосской церкви было тайной мечтой его детства.

Виталий крестился в 9 классе в день своего рождения без согласия матери.

- Пришёл в церковь в красной футболке, - вспоминает Надежда Тимофеевна, его крёстная, - а я спрашиваю, что ж ты, Виталик, красную майку надел? В белой надо креститься. Он ответил, что это его любимая майка. Вот так и вышло. Видно уже тогда Господь ему знак мученический подавал.

Через год Виталий уговорил креститься и свою маму. Валентина Александровна хоть и крестилась, но по-настоящему воцерковлённой не была. Уступила сыну, уж очень он просил. Думала, со временем эта "блажь" пройдёт сама собой. "Блажь" не прошла. После выпускных экзаменов сын заявил, что собирается уехать во Владимир и поступить в иподиаконы Свято-Успенского кафедрального собора, куда его пригласил отдыхавший в Севастополе архимандрит Кирилл из Владимирской епархии. Дома разразился скандал.

- В ту ночь я почти не спала, - рассказывает мать. - До сих пор не могу сказать, сон это был или явь... Вдруг в ночи через открытую балконную дверь хлынул столб света. И некто в белых одеждах приказал: "Смотри и помни!" Видение тотчас исчезло. И я увидела внутренним взором больничную палату, койки с младенцами и Виталика с капельницами, подключёнными к крохотным ручкам. Увидела себя и услышала свой голос: "Господи, спаси его, и пусть он тебе всю жизнь служит!" Позже мне принесли икону Вознесения Христова. На ней Господь в столбе света и весь в белом. Это была икона Форосского храма. Я узнала на ней "неведомого пришельца". До той ночи, когда мне явился Христос, я начисто всё забыла - как лежала с маленьким Виталиком в Симферопольской областной больнице, просила помощи у Господа. На следующий день я молча помогла сыну собраться в дорогу и ни слова не сказала о видении. Он так и не узнал, что должен был умереть во младенчестве и что я сама дала обет посвятить его Богу и Господь даровал ему жизнь...

Во Владимире Виталий пробыл недолго, той же осенью его призвали в армию. Служил он в Архангельском военном округе и ежедневно писал матери письма, - будто знал, что впереди у неё будет много свободного времени, чтобы перечитывать их.

После армии Виталий принял постриг с именем Петра, в честь святителя Петра Московского, был рукоположен в иродиаконы и назначен в Свято-Благовещенский собор в городе Муроме. Одновременно он поступил в Московскую духовную семинарию. В Муроме отец Петр участвовал в первом большом церковном деле - возвращении мощей Муромских святых благоверных князя Петра и княгини Февронии из музея в храм Божий. В Муроме у отца Петра всё складывалось хорошо: и по службе в соборе, и отношения с прихожанами. Но он никогда не забывал другой храм: поруганный, брошенный людьми, одиноко стоящий на утёсе. Осенью 1989 г он подал прошение архиепископу Владимирскому и Суздальскому о переводе в другую епархию.

В Крымской епархии после рукоположения в иеромонахи ему предложили на выбор возглавить либо Покровский, либо Владимирский храмы. Оба они пребывали в отчаянном состоянии запустения. Отец Петр выбрал ещё более трудную для священнического служения Форосскую Воскресенскую церковь, стоящую высоко в горах, вдали от людей.

Первым его помощником по восстановлению Воскресенской церкви стал отчим Вячеслав Васильевич. Накануне Троицы сели они в машину и поехали искать прихожан, чтобы сообщить, что открывается церковь, и пригласить на службу. Подмели полы, вынесли мусор и, как могли, приготовили полуразрушенную церковь к светлому празднику Троицы. Утром приехали верующие из Севастополя, пришли жители ближних сёл Меласса, Форосса, Орлиного. Все поздравляли друг друга.

Вскоре после этого события у молодого священника появились помощники из числа прихожан, потихоньку начиналась реставрация храма. Настоятелю помогали московские духовные чада и отчим, который продал свой дом в Донецкой области и отдал деньги на восстановление церкви. Возрождённый храм на Красной скале притягивал верующих. Доброту и духовную проницательность отца Петра отмечали многие. И детскую чистоту. Отца Петра любили. Росли ряды его паствы. На храм жертвовали совсем незнакомые люди. Церковь хорошела на глазах: сияли золотом купола и кресты, оделись в разноцветные витражи окна. На Красную скалу зачастили туристы.

Восстановление Воскресенской церкви, длившееся почти семь лет, подходило к завершению. Оставалось установить последнее украшение - резной дубовый иконостас, воссозданный по старинным чертежам. "Вот установлю иконостас, а меня уберут. Сюда придут другие, я чувствую это", - не однажды говорил в кругу друзей отец Петр. "Да куда ж ты денешься?" - удивлялись друзья.

Как ни торопился отец Петр, но к празднику Преображения Господня новый иконостас установить не успели. Литургия была отслужена в притворе храма, куда вынесли престол. Прихожане собрались во дворе. У входа в храм стоял облитый солнечным светом отец Петр. Солнечный батюшка. Таким все его и запомнили. Это была последняя служба отца Петра, получившего к тому времени звание архимандрита.

В ночь на 20 августа 1997 г. архимандрит Петр был злодейски убит в своей келье. Мучения его были страшными. Отец Петр прожил короткую жизнь - 31 год.

Убийц нашли быстро. Ими оказались беглый солдат Юрий Неумывако и четырежды судимый Картамышев. Ялтинский суд отстаивал версию убийства "с целью ограбления" - мол, преступники знали, что священник должен был рассчитаться за иконостас. Увы! Денег убийцы не нашли. Иконостас был подарен московскими духовными чадами священника. Об этом убийстве, нестыковке в следствии и прочих сюрпризах крымской Фемиды писали многие крымские газеты. Мы же оставим криминальную хронику. Эти строки, посвящённые памяти архимандрита Петра, о другом.

О добре и зле, о том, что поединок добра и зла происходит ежесекундно в сердце каждого человека, ибо он и есть то поле битвы, где сражаются ангелы и демоны.

Первой на место преступления приехала симеизская милиция. Вместе с вещественными доказательствами стражи порядка прихватили кое-что из личных вещей отца Петра и приличную сумму, принадлежащую реставраторам, которые помогали восстанавливать Форосский храм.

Когда, наконец, было закончено следствие, судья при личной встрече поцеловал руку мужественной женщины Валентины Александровны Посадневой и сказал, что ещё не пришло время знать всю правду. В чём правда? Она в том, что отца Петра, а вскоре и других духовных лиц, убрали сторонники церковного раскола. Картамышев и Неумывако были простыми исполнителями. Операция эта задумывалась давно и, очевидно, наверху прошла утечка информации. Отца Петра любили и постарались предупредить. Есть доказательства, что у него хранились протоколы тайной киевской конференции о готовящемся расколе Русской Православной Церкви. В середине 1990-х годов этот вопрос стоял очень остро. Крымский писатель Марк Агатов назвал это убийство заказным и чисто политическим.

После смерти отца Петра было ещё три убийства. Монах Олимпий верно служил Господу. Жил в вагончике при храме. Роковой ночью он вышел во двор, чтобы выключить подсветку храма, и увидел людей в форме спецназа. Он испугался и убежал в лес. Впоследствии он признался, что одного убийцу узнал в лицо, но скажет его имя только в Верховном суде. Олимпий исчез бесследно за две недели до заседания Верховного суда. Тело его нашли в Мекензиевых горах. Опознать труп можно было только по золотому крестику, подаренному отцом Петром. Таких, сделанных на заказ, было всего несколько.

С момента убийства архимандрита Петра прошло семь лет. За это время Форосская церковь превратилась, как любят говорить гиды, в жемчужину и визитную карточку Южного берега Крыма. У входа в церковь висит мраморная табличка, сообщающая туристам, что деньги на восстановление храма пожертвовал Леонид Кучма. И ни слова о двух злодейски убитых настоятелях храма. У Валентины Александровны хранится фотография семьи Павла Ухтомского. Этим летом её привезли паломники с Урала. Никто из этой многодетной семьи не умер своей смертью. Всех поглотила тьма богоборчества.

Однажды в золотой летний день, стоявший над Севастополем, Валентине Александровне позвонили по телефону. Звонивший представился и предложил видеозапись о том, как убивали её сына. Мол, на кассете вы узнаете одного из убийц. Мать тихо положила трубку. А через несколько дней по севастопольскому радио передали, что в Камышовой бухте обезоружен бандит, и назвали фамилию обладателя кассеты. Очевидно, там наверху снова произошла утечка информации. Разборки продолжались.

Третьего настоятеля Форосской церкви зовут отец Евгений. Его прислали сюда из Львова незадолго до трагической смерти архимандрита Петра. Во дворе церкви - магазин, который бойко торгует крымскими винами, рядом - ресторан. Приход стал очень доходным местом.

Как ни пытались прихожане похоронить погибшего священника во дворе церкви, это не удалось. Запретили сверху. "Мы будем любить его всю жизнь и добьёмся перезахоронения", - сказала мне на прощанье крёстная Надежда Тимофеевна.

Архимандрита Петра похоронили на кладбище, в пяти километрах от Севастополя. На его могиле всегда много цветов. В день рождения 5 марта, в день памяти 20 августа и в дни ангела 5 января и 6 сентября у его могилы собираются прихожане Воскресенского храма, которых он собрал в единую православную семью, приезжают паломники из Молдавии, монахи с Афона и православные люди со всех концов огромной матушки России.

Одним архимандрит Петр помог при жизни; другие едут, чтобы помолиться крымскому новомученику. Едут за светом, за правдой, за помощью. На его могиле было много случаев исцеления от пьянства и наркомании.

Стоя на краешке Форосского утёса, откуда, кажется, весь Божий м!р виден, как на ладони, я думала о том, что всё проходит, остаётся лишь память, которая держится на народной любви. Её невозможно отменить ничьими судами, очернить клеветой, убить. Так было на заре христианства, когда первые подвижники своею жизнью исповедовали веру, так происходит и в нынешний век. Всё сиюминутное, жадное, тщеславное в конечном итоге будет отсеяно, а новые мученики за веру будут прославлены Церковью.(Любовь Николаевна ЖУРАВЛЁВА)
#3 | Лидия Новикова »» | 01.04.2012 21:19
  
6
Со святыми упокой, Господи, убиенного раба Твоего архимандрита Петра!
  
#4 | Ирина славянка »» | 01.04.2012 21:30
  
8
Почему убивают священников? Чтобы разобраться с основными причинами этого явления, нам придется вспомнить о тех случаях, которые стали известны. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/676.htm
В завершении хочется попросить помянуть в молитвах убиенных в недавнее время пастырей и служителей нашей Церкви:

архимандрита Германа
архимандрита Петра
игумена Ионы
игумена Лазаря
игумена Серафима
протоиерея Бориса
протоиерея Петра
протоиерея Михаила
протоиерея Александра
иеромонаха Василия
иеромонаха Григория
иеромонаха Нила
иеромонаха Александра
иеромонаха Александра
иеромонаха Симеона
иеромонаха Нестора
иеромонаха Исайи
иерея Андрея
иерея Анатолия
иерея Игоря
иерея Мануила
иерея Георгия
иерея Петра
инока Трофима
инока Ферапонта
Ксении
Давида
Анны
Анастасии
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/676.htm
  
#5 | Ирина славянка »» | 01.04.2012 21:34
  
5
Памяти архимандрита Петра http://youtu.be/4Dv_lQrFEBI
  
#6 | Ирина славянка »» | 01.04.2012 21:46
  
6
Пасха Христова в Форосе. Матвей Славко,http://www.ruskline.ru/monitoring_smi/2011/04/20/pasha_hristova_v_forose/
На нее хоть сверху смотришь, со скал, хоть снизу, от моря, дух все равно захватывает. Место для церкви Воскресения Христова выбрано гениально - она глядит в небеса, словно перст указующий, как и подобает храму.

Церковь, которой в следующем году исполнится 120 лет, стоит близ Байдарских ворот, на вершине Красной скалы (Кильяская, 402 м над уровнем моря), на Южном берегу Крыма, у края почти вертикального обрыва, возвышаясь над курортным поселком Форос, название которого произошло от греческого слова «дань», «пошлина».
...
О периоде Великой Отечественной войны вспоминают такой яркий эпизод. Наш погранотряд удерживал на перевале противника, рвавшегося к Севастополю. Церковь Воскресения Христова превратилась в нашу крепость, став и наблюдательным пунктом, и оборонительным сооружением. Стояли насмерть. Лишь пяти героям-пограничникам удалось под покровом ночи уйти в лес к партизанам. Символично, что народная память хранит и такой факт: командир погранзаставы Александр Степанович Терлецкий стал комиссаром Балаклавского партизанского отряда, который действовал в районе Байдарской долины. В один из боевых выходов партизаны попали в засаду. Раненный осколком мины, А. С. Терлецкий был взят в плен как неизвестный, и только позже предатель из села Скели выдал его фашистам. Герой принял мученическую смерть от врага в виду храма. Известно, что во время оккупации люди приходили в разрушенную церковь помолиться. А вот безбожная власть брала свое: после войны в храме снова открылся ресторан. В 1980 году стараниями доброхотов Фороса храм был объявлен памятником архитектуры XIX в. В 1987 году началась внешняя реставрация. Жители поселков Форос, Орлиное и Мухалатка на общем сходе решили, что храм необходимо вернуть верующим, и в 1990 году Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви Московского Патриархата. 3 июня, в канун праздника Святой Троицы, был отслужен первый за многие годы молебен с водосвятием и снова освящен храм. Возглавил приход молодой иеромонах Петр (Виталий Леонидович Посаднев). Фрески в форосской Воскресенской церкви сохранились лишь фрагментарно, кое-где высоко под куполом. Бригада реставраторов поставила новые медные купола и колокола, золоченые кресты, завершила внутреннюю роспись алтаря и купола храма, окна снова украсились витражами. Был поднят на звонницу и 200-пудовый колокол 1862 года, сохранявшийся на маяке мыса Сарыч и подаренный храму Черноморским флотом. Церковный благовест слышен теперь во многих береговых поселках.
...
Новый иконостас для церкви, заказанный у черкасских мастеров, прибыл 18 августа 1997 года, в канун праздника Преображения Господня. Но в ночь на отдание Праздника 31-летний архимандрит Петр в прицерковной келье, где проживал, был убит двумя грабителями, которые надеялись получить деньги, собранные на иконостас. Теперь рядом с иконостасом висит поминание: «Иконостас сей был сооружен в благоугодную память о подвижнических трудах настоятеля храма архимандрита Петра, злодейски убитого 20 августа 1997 года». Как видим, целая череда мученических кончин в истории храма свидетельствует о присутствии в этом месте Духа Святого. Воскресенская церковь пережила в новейшие времена три реставрации, но специалисты сочли их неудачными. Четвертая - была осуществлена в 2004 году. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы сохранившиеся снаружи росписи, создана мозаика на фасаде.
..
Композиции в кругах «Преображение Христово» и «Покрова Богородицы» исполнены Александром Сергеевичем Пигаревым, образы евангелистов и мозаика «Воскресение Христово» на фасаде алтарной апсиды, а также 5 живописных полотен - «Богоматерь», «Николай Чудотворец», «Моление о чаше», «Св. Лука» и «Воскресение Христово» - в алтаре церкви созданы художником Анной Ивановной Петровой. Оба мастера принадлежат к живописной петербургской школе, как и авторы изначальной росписи. Орнаменты церкви воссозданы выпускниками Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша. И сегодня, несмотря на то что форосский храм Воскресения Христова находится не в населенном пункте, а на высокой скале, в месте вроде бы малодоступном, он не пустует, по вечерам красиво подсвечен прожекторами, и на смотровой площадке возле него всегда есть люди, любующиеся красотой и величием как самого храма, так и окружающей его удивительной природы.
#7 | Лидия Новикова »» | 01.04.2012 22:24 | ответ на: #6 ( Ирина славянка ) »»
  
5
Ирина,спаси вас Господи!
#8 | Анна Гор. »» | 02.04.2012 00:36
  
5
Вечная Память, Царствие Небесное всем Христовым воинам, убиенным священнослужителям.
Упокой, Господи, их души и дай им небесный покой.
#9 | Анна Гор. »» | 03.04.2012 08:09
  
5
Смотришь на церковь с Байдарских ворот или снизу, с нового шоссе Ялта-Севастополь, и диву даешься.


Перед тобой расцветает золотая роза на многоцветных фонах скал, леса и неба.
Будто Бог протянул руку, очерченную алмазным сиянием, касаясь любимого места – античной Тавриды, и тут же засветилась драгоценная роза-церковь с зелеными декоративными побегами и светло-синими кубиками, и сверкающими над ними золотым бутоном купола.
Будто византийская мозаика.
В сегменте неба и гор просвечивает окрашенная в нежные розовые, зеленоватые и голубые тона ладонь Творца с синими прожилками.
А рядом Ангелы витают в голубых хитонах, на ногах – красные сапожки.
Крылья выложены из желтых, зеленых, синих мозаичных кубиков с оттенками густой небесной глубины и прозрачности.
Даже Божественный лик виден в мягком овале струящихся облаков – в нежности линий губ, в классически правильном носе.
Все черты возвышенной одухотворенности и любви к Крыму, особенно сосредоточены в синих глазах, устремленных сюда и любующихся полуостровом, где золотым маяком для небесных сил искрится под солнцем и дождями роза-риза – Форосская церковь.
#10 | Лидия Новикова »» | 04.04.2012 11:55 | ответ на: #9 ( Анна Гор. ) »»
  
6
Анна, благодарю! Люблю Крым! Там так хорошо и красиво! я исходила весь Крым почти,
запомнился аналогичный храм построенный тоже на вершине горы - Храм архистратига Михаила

Ласточкино гнездо


Церковь Архистратига Божия Михаила у скал Ореанды


#11 | Михаил »» | 11.04.2012 00:34 | ответ на: #3 ( Лидия Новикова ) »»
  
6
Знал о.Петра..И при земной жизни был святым человеком Божиим и ныне на Небе молится пред престолом Владыке за нас.
Священномучениче Петре и мучениче (иже с ним) Олимпие молите Бога о нас!
#12 | Лидия Еве. »» | 11.04.2012 00:46 | ответ на: #11 ( Михаил ) »»
  
6
Священномучениче Петре молите Бога о нас!

«Дорога в очах Господних смерть святых Его!»

(Пс. 115, 6)
#13 | Татьяна »» | 15.06.2012 22:52
  
5
Очень хочу попасть в эту церковь из Ялты. Как лучше это сделать?
  
#14 | Андрей Рыбак »» | 15.06.2012 23:15 | ответ на: #13 ( Татьяна ) »»
  
5
Едите в сторону Севастополя. Перед левым поворотом на Форос делаете правый на Байдарские ворота, на серпантин. И недалеко от Байдар, будет на склоне стоять церковь. Ее не проедите. Она стоит прямо на дороге.
#15 | Лидия Новикова »» | 16.01.2013 19:58
  
2

Форосская церковь. 10. 2008 г.
#16 | Максим »» | 14.08.2014 06:30
  
0
Ничего не покупайте в церковной лавке этой церкви. Под видом и по цене серебренной цепочки продали что-то из неизвестного металла. На третий день ношения цепочка почернела, а на шее появилось раздражение.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites