Святогорец Никон
Диавол в нашем уме
Люди больше думают, чем дышат. Пока мы набираем воздух, могут появиться тысячи мыслей, но мы не задумываемся об этом. Не отдаем себе отчета, что наши мысли формируют наш характер, облик нашей личности, создают нашу идентичность и являются тем, что мы есть, до такой степени, что один американский философ сказал: «Вы-то, что вы думаете».
Вся наша жизнь — результат наших мыслей. С их помощью, например, мы можем изменить наше будущее. Оно ведь не является данностью, нигде не записано — мы решаем, каким оно будет.
Нашими мыслями мы можем даже заставить Бога изменить Свое решение о нашем будущем. Как бы невероятно и сумасбродно это ни звучало, таково учение Священного Писания. Видим это, например, в истории пророка Ионы и Ниневии.
Большой город погряз в грехе и Бог решил уничтожить его народ: «Ниневия будет разрушена». Он принял такое решение и это должно было стать будущим Ниневии. Но пророк Иона начал проповедовать покаяние, жители Ниневии покаялись и Бог изменил Свое решение. «И Бог раскаялся» — говорится буквально в Священном Писании. И все люди спаслись. Вот что может сделать перемена в наших мыслях!
Но давайте делать разницу: мысль одно, а помысел — другое. Часто их отождествляют. Говорят — пришла мне одна мысль, имею помысел. Они как будто одно и тоже, но помысел — это настоятельная мысль, не мимоходная. Это мысль, которая приходит, уходит, возвращается, беспокоит нас. Это мы называем помыслом. Сила этих помыслов очень влияет не только на нашу настоящую и будущую жизнь, но и на наше тело.
Я был в одном монастыре, где один отец ни в какую не ел кунжутное масло, но халва ему нравилась. Он ел ее с большим удовольствием. Другой отец сказал ему:
— Как это ты не переносишь кунжутное масло, а любишь халву?
— А какая связь между халвой и кунжутным маслом?
— Да ведь халва делается из кунжутного масла!
Услышав это, любителя халвы стошнило. Вот как мысль воздействует на тело!
Один очень хороший психиатр в Афинах, духовное чадо известного архимандрита, лечил одну даму со страшными психологическими проблемами. Он достал ей какие-то редкие, дорогие и дефицитные лекарства из Голландии. И объяснял ей: «Будь осторожна. Принимай точно по моей схеме эти таблетки. Вопрос не в деньгах, их просто трудно найти».
Она была ему благодарна за его участливое отношение и заботу. Принимала таблетки точно по его указаниям, выздоровела, прославила Бога и стала благодарить врача, который ее вылечил, потому что болезнь мучила ее целых 10 лет. Но в чем было дело? А дело было в том, что эти таблетки были... обычными конфетами. Понимаете, что может сделать мысль? Видите, как мысль воздействует на тело? К сожалению, не всегда положительно, как в этом случае.
Расскажу и о другом невероятном, но истинном случае. Могу даже назвавать имя врача, который поведал мне следующее:
«Один мой родственник пошел к женщине, которая гадала на кристаллах. Эта женщина пользовалась большой известностью, так как многим предсказывала события, которые впоследствии сбывались. Она сказала ему, что у него проблемы с сердцем и в следующее полнолуние он умрет.
Мой родственник был здоровым, счастливым и жизнерадостным человеком. И все же он сильно доверял этой женщине, пользовавшейся большой славой. Он принял ее внушение, ужаснулся. Эта мысль засела в его мозгу. Он рассказал об этом другим людям, распорядился наследством, написал завещание. И это страшное внушение осуществилось, так как он полностью поверил ему. Он умер, будучи совсем здоровым».
Такова сила помыслов и в хорошем, и в дурном.
Есть три вида помыслов. Первые — наши собственные помыслы, наши собственные мысли, те, которые производит человеческий мозг. Вторые помыслы — те, которые посылает нам диавол. Мы говорим «пришла в голову одна мысль», но не представляем, насколько буквально верно это во многих случаях. Действительно, мысль пришла, действительно, кто-то ее привел.
Диавол — это дух, и как дух может сеять мысли в нашей голове. Так что есть наши собственные мысли, которые мы сами создаем, есть мысли, которые нам внушил диавол, и мысли, которые нам посылает благой Бог. Как же различать их, чтобы заниматься только нашими мыслями и теми, которые посылает нам Бог, и отвергать мысли диавола?
Как разграничить эти помыслы? Нельзя это сделать. Мы никоим образом не можем отличить, какие мысли наши, какие посланы нам Богом и какие — диаволом. Нужны упражнения, нужна большая борьба. Отцы Церкви говорят, что благодатный дар различения помыслов является величайшей добродетелью.
В таком случае, как же принять Божьи помыслы, чтобы жить, и отбросить злые, чтобы не погубить себя? В принципе нужно принимать добрые помыслы и отбрасывать злые.
Как будто просто, но это не совсем так, потому что сразу появляются две проблемы.
Во-первых, как встречать и отбрасывать злые помыслы, и, во-вторых, если диавол посылает «благой» помысел, то как узнать, что он от диавола?
Все мы знаем, что время, когда диавол появлялся с рогами, прошло. Сейчас он эволюционировал, умеет прикрываться, появляется в обличье харизматического человека, убедительного политика, церковного человека, который привлекает своими проповедями.
Как же понять в каких случаях, что позади скрывается диавол? Когда помысел дурной, мы его отвергаем, но когда приходит «хорошая» мысль, как понять, что она от диавола? Что делать? И в Священном Писании говорится: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч. 16:25)
Есть дороги, по которым идешь и тебе хорошо, но в конце тебя ожидает смерть. Как понять это, чтобы не пойти по этому «хорошему» пути, который приведет нас к смерти? Рассмотрим вкратце развитие дурного помысла. Оно очень просто.
Каждый помысел имеет определенное развитие. Например, мы проходим мимо публичного дома и приходит мысль: «Войду-ка я внутрь». Или видим кошелек и думаем: «Возьму его». Эта стадия мысли, помысла называется прилогом. Он нападает на нас, атакует нас. Ты отбрасываешь эту мысль, говоришь «Нет, не войду», или «Не возьму чужой кошелек». Помысел опять настаивает: «Войди, посмотри, может быть там будет какая-нибудь красотка», «Кошелек выглядит раздутым, наверное в нем много денег».
Снова прогоняешь эти мысли, говоришь «Нет», но помысл возвращается. Это прилог. Перед Богом мы не несем ответственности за эти дурные помыслы. Перед Богом мы невинны. Помысел приходит, мы его прогоняем, он опять приходит — мы снова его прогоняем.
Вторая стадия — борьба. Боремся с помыслом. За прилог мы не отвечаем, за борьбу не только не отвечаем, но и будем увенчаны за нее Богом. Получим вознаграждение от Бога, так как боремся, прогоняем помысел. Это часто болезненно для нас, потому что нам хочется сделать то, к чему нас подталкивает наше желание, но из-за любви к Христу не делаем этого. Мы получим награду от Бога. Через эту борьбу мы спасемся.
Но если мысленно начнем обсуждать этот помысел и говорить:
«Ладно, войду, посмотрю, может быть увижу какую-нибудь красотку. Ничего делать не буду, просто посмотрю и выйду». Или: «Возьму кошелек и подам милостыню. Денег внутри достаточно, сделаю добро и себе оставлю». Это стадия называется сочетанием.
Внимание! Отсюда начинается наше провинение. Греха еще нет, просто начинается провинение — мы пытаемся оправдать ситуацию. Началом греха станет тот миг, когда мы скажем:
— Войду!
Миг, когда скажем:
— Возьму кошелек и положу себе в карман.
История закончилась. Мы виноваты перед Богом.
Неважно, войдем ли мы в самом деле в публичный дом или возьмем кошелек. Это уже зависит от внешних факторов. Может быть, кто-то нас увидит, нам станет стыдно и мы не войдем туда. Это неважно — зло поселилось в нашем уме. Это четыре стадии развития помысла — прилог, борьба, сочетание и согласие.
Все дело в согласии. Нет такого зла, на которое бы мы предварительно не согласились. Очень мало злых поступков, преступлений, грехов, которые мы совершаем по невниманию, по рассеянности, поскольку диавол нашел нас в момент, когда мы невнимательны. В большинстве случаев мы внутренне согласились на зло.
Поэтому, пока зло не совершится в нас, оно никогда не выйдет из нас наружу. Это имел в виду Христос, когда сказал, что «каждый, кто посмотрел на женщину с желанием, уже прелюбодействовал с ней в своем сердце». Поэтому Дух Божий говорит в Писании: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (Ин. 3:15). Тот, кто ненавидит своего брата, убивает его в своем сердце. Он будет судим как убийца. И отцы Церкви говорят об убийственной силе ненависти.
Когда ненавидишь кого то, когда завидуешь кому то, ты в себе уже его убиваешь. Это потенциальное убийство. Поэтому Христос говорит, что надо сперва помыть чашу изнутри, чтобы она была чиста и снаружи. В противном случае, говорит Он, вы будете как могилы, которые снаружи блестят от мрамора, а внутри — черви, кости и паутина.
Поэтому мы придаем такое значение помыслам. Мы описали четыре стадии помысла. Поговорим и о четырех способах отразить его. Их можно развить и систематизировать. Один простой способ — отбросить его еще в самом начале. Мы не должны оставить его, чтобы он пустил в нас корни. Как только появляется помысел, мы сразу же его прогоняем, если видно, что он дурной. Вот, скажем, ты знаешь, что к тебе пришел убийца, чтобы погубить тебя, и стучит в садовую дверь. Если ты ему не откроешь, ты в безопасности, он далеко. Если же оставишь его пройти через садовую дверь и он начнет стучать в двери дома, значит он приблизился к тебе.
Теперь, чтобы его прогнать, тебе уже нужно будет выгнать его со двора. Если же откроешь ему дверь дома, он поднимется наверх и начнет стучать в дверь комнаты, где ты находишься. И будет гораздо труднее вытолкнуть его наружу. Если же откроешь ему и дверь комнаты и начнешь бороться с ним, то будет еще труднее.
То же и с болезнью. Врач тебе говорит:
— Твоя болезнь в начальной стадии. Возьми вот эти таблетки. Необходимо небольшое лечение!
Если проявишь терпение, вылечишься. Не проявишь — болезнь разовьется, надо будет принимать больше таблеток, больше антибиотиков. Не сделаешь и этого? Дойдешь до операции. Неизвестно, останешься ли жив. Поэтому немедленно, с самого начала нужно прогонять злой помысел. Если мы знаем, что он злой, то не имеем оправдания. Мы не должны думать о дурных вещах, принимать дурные помыслы и мысли.
Да, но остается вопрос, как это сделать.
Надо упражняться. Так же, как учимся всему — упражнениями, настоятельностью, шаг за шагом. Надо научиться внимательности, нерассеянности. Кто-то нашептывает нам. Что он сказал нам сейчас? Будем внимательны! Наш ум отвлекается? Вернем его назад! Там, где наше тело, там должен быть и наш ум. Тело не должно быть в одном месте, мы — в другом, а наш ум — в третьем.
Был один коммунист, фанатик. Правые убили его мать, отца, изнасиловали его девятилетнюю сестренку, потом зарезали ее и его братьев. Его мечта была убить хотя бы одного жандарма или полицейского, а затем можно и умереть.
Человеческие судьбы изменчивы. Он поверил в Бога. Стал монахом и поселился на Святой Горе.
Тело-то поселилось, а ум?
— Где мы сегодня, сынок? — спрашивал его старец.
— Ах, отец, мы были с Лениным и Крупской, и проповедовали идеи коммунизма.
Старец смеялся.
— Говори молитву, сынок: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», чтобы собраться умом.
Через неделю:
— Что нового, сынок? О чем думаем?
— О Греции, отец. В Греции не должны были происходить такие вещи, на этом собрании левых должны были быть приняты другие решения.
Старец смеется. Чрез некоторое время:
— Как идут дела, сынок?
— Дошли до Уранополиса, отец.
— Что нового, сынок?
— Ах, отец, Епистасия не поступила правильно, приняв это решение.
Его ум уже добрался до Святой Горы.
— Монастыри должны жить иначе! — он решал уже тамошние вопросы.
Через некоторое время:
— Как дела, сынок?
— Обходим скит, отец.
Мы не можем внезапно вернуть ум на его место. Надо это делать потихоньку.
Если мы всю жизнь постоянно позволяем своему уму отвлекаться, это превращается в привычку. Когда приходит пора молитвы или необходимо сделать какое-нибудь духовное усилие, прочитать что-то и усвоить прочитанное, нужно быть внимательным. Ум не может сосредоточиться, если целый день мы собирали щебень и мусор.
Поэтому постепенно, еще с утра, нужно держать свой ум на месте. Где я? Здесь. Что делаю? Выполняю эту работу. Важно, что притягиваешь свой ум сюда и в настоящее время. Упражняешься и это становится привычкой.
Да, но о чем думать? Ум не может оставаться праздным. Он должен думать. Мы не можем постоянно думать вот об этом листе бумаги. Что делать? Очень просто: не будем заполнять свой ум тысячами вещей.
Ум не может оставаться неподвижным, не может быть в покое. Он должен работать. Есть одна индийская поговорка о том, как думать только о хороших вещах: «Если в комнату поместить слона, то не будет места ни для чего другого». Гипербола, но очень характерная. Церковные отцы говорят: «Исследуй хорошо, чтобы не исследовать плохо».
Думай хорошо, чтобы не думать плохо. Смотри хорошо, чтобы не смотреть плохо. Слушай хорошо, чтобы не слушать плохо. Ум не может оставаться неподвижным. Он ищет пищи, ищет работы. Предоставь ему хорошую пищу, чтобы не осталось место для плохой. В одной из молитв, которую мы читаем перед св. Причастием, говорится: «Похорони через благие помыслы мои лукавые намерения».
Через благие помыслы похороним помыслы лукавого, выбросим их, не оставим внутри себя.
Первый способ — резкое отбрасывание дурных помыслов еще с самого начала. Второй — не давать им места. Третий — избегать причин, которые их порождают.
Видите ли, мы не можем говорить, что не будем думать о блудных, плотских вещах, а с другой стороны смотреть порнографические фильмы, смотреть телевидение в часы, когда мы знаем, что увидим. Нужно избегать причин, которые порождают дурные помыслы, которые овладевают нами и которые мы хотим прогнать.
Не можем говорить, что не имеем дурных помыслов, когда слушаем вульгарные песни. Они прилепляются к нашему уму. Нужно избегать мест, которые являются причиной зла. В Писании рассказывается о Содоме и Гоморре. Бог не просто приказал Лоту уйти из Содома и Гоморры. Он сказал ему: «Подальше отсюда! Поднимись высоко в горы! Даже не в окрестности города! Чтобы спастись!»
Один наркоман пришел к старцу Паисию.
Старец сказал:
— Что мне делать с тобой? Ты как тот, кто хочет отказаться от курения, но вертится возле павильонов, продающих сигареты. Не купит раз, не купит два, но на третий раз купит. Ты должен сторониться мест, которые порождают зло в тебе, а не только быть внимательным к помыслам.
Отцы говорят: «Беги и спасайся!». Когда я был студентом, мы решили пойти посмотреть один неприличный фильм. Я сказал моему другу:
— Ты пойдешь?
Он ответил:
— А Христос бы пошел?
— Что ты сказал?
— Когда я хочу пойти куда-нибудь, спрашиваю себя — Христос пошел бы туда? Если моя совесть согласится, тогда иду.
Я оцепенел. Он нашел способ избегать мест, в которых были западни.
Все просто: надо выучить некоторые вещи, запомнить их и применить на деле. Это третий способ: избегать причин.
Видите ли, проблема состоит в том, что мы «хотим» и «не можем». Хотим изгнать немедленно злой помысел и не можем. Хотим избегать мест, которые доведут нас до падения, но не можем. Хотим думать о добрых вещах, но не можем.
Святой апостол Павел сказал: «Все могу». Как это он мог все? Человеческий ум может обладать столетним опытом, не более, потому что мы умираем. Диавол обладает тысячелетним опытом. Как же мы справимся? Как справился святой апостол Павел? «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13), когда Сам Христос мне дает силы.
Сам Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Ничего не можем сделать без Его помощи. В тот миг, когда мы отправляемся к исповеднику, мы уже отсекаем ноги диавола. Священник читает разрешительную молитву? Диавол исчезает. Мы не можем смириться просто так. Смирение перед самим собой — бессмысленно. Мы должны смириться перед другим человеком ради Христовой любви, ради сохранения Христовой заповеди.
Мы уже говорили, что прошло время, когда диавол являлся с рогами и хвостом. Сейчас он приходит в виде хорошей идеи, в виде здорового помысла. Поэтому придерживайтесь того, что я сказал: избавляйтесь от злых помыслов, изгоняя их, избегая их причин и прибегая к Таинствам Церкви.
Что делать, однако, если приходит «добрый» помысел от диавола? Как это понять? Братья мои, есть много видов демонов и два вида диавольского овладевания нами. Диавол овладевает нами двумя способами.
Существуют грубые демоны: демон чревоугодия, блуда, сребролюбия. То, что мы чувствуем, не всегда естественно. В соседнем монастыре был один отец, который внезапно начал есть, есть, есть. Съедал по десять буханок хлеба в день. Он не был толстым. Куда же уходили эти десять буханок в день?
Отцы начали читать над ним заклинательные молитвы. Через неделю он пришел в себя и начал насыщаться двумя кусками хлеба в день, а не десятью буханками. Можно говорить много на эту тему. Демон блудства, демон гнева, демон чревоугодия — грубые демоны.
Но существуют и другие демоны — князья, начальники. Плохо тому, кто попадет в их руки, ничто его не избавит. Если Сам Бог не сотворит чуда, такой человек никак не сможет избавиться. Такие демоны — демоны гордости, ереси, прелести. Прельщенный даст содрать с себя кожу, но не даст содрать с себя прелесть.
Я уже сказал, что существуют два вида демонического овладевания. При первом диавол захватывает твой ум, властвует в твоих мыслях и ты принимаешь всякий помысел, который приходит. Так обычно происходит с великими умами, одаренными людьми, ибо они впадают в большую гордость.
Диавол властвует полностью в их уме и они принимают все свои мысли за истинные и здравые. Самое страшное — что они этого не понимают. Все вокруг понимают, что этот человек не идет к добру. Такова изобретательность диавола, лукавство диавола. Но он не мудр. Если бы был мудрым, то покаялся бы и спасся. Это только лукавство.
Святой Ефрем Сирин сказал: «Как хитер враг! Он не связывает меня оковами, которые я ненавижу, он надевает на меня оковы, которые мне нравятся и я радуюсь, что закован».
Быть побежденным, быть порабощенным и даже радоваться! Таково лукавство диавола, когда он приходит как харизма, как добродетель, облаченный в одежды свободы. «Я свободен делать то, что хочу!»
Поэтому я сказал вам, что, если Бог не сотворит какого-то чуда, человек, демонизированный таким образом, человек, чьим умом овладел диавол, никогда не сможет понять это и избавиться. Знаю одного писателя, который это понял и нечего не мог поделать.
Диавол убедил его, что он станет новым мессией человечества, спасет человечество.
И такой умнейший человек поверил в это. Дошло до того, что он написал одному архимандриту в Америке: «Сын грома! Давай приготовимся, надо любой ценой основать церкви в различных местах. Нас только трое, но это неважно». Горстка людей — этот архимандрит и еще кто-то — должны были основать свою церковь.
Неважно, что нас только трое. У Христа было двенадцать. Христос был слабее, Он нуждался в большей помощи. Мне достаточно вас двоих». «Ты создай орден в Америке, а я создам по одной церкви в Берлине и Польше. Начнутся апостольские путешествия, борьба, мученичество. Через два года надо будет созвать Вселенский собор».
Понимаете? Три столетия должны были пройти, чтобы собрался первый Вселенский собор, то есть чтобы собрались епископы со всей земли для решения о первой ереси христианства. Но религия этого несчастного умника была настолько «выше» Христовой, его философия — настолько глубокой, что уже через три года ее могли бы исказить. Его желание собрать через три года вселенский собор означает, что в течение трех лет его проповедь распространится по всей вселенной, по всему миру будут основаны церкви, везде будут его священники, епископы, митрополиты, которые за три года так исказят его учение, что придется созвать вселенский собор.
Скажете, что он был не в себе? Что он был безумцем? Нет, это был один из умнейших людей, которых знает Греция и весь мир. Как же он дошел до такого падения? Это явление отцы Церкви и особенно пустынники называют пленением. Диавол пленяет твой ум. И тогда ты ничего не можешь поделать — он делает с тобой, что хочет.
Поэтому мы не должны оставаться наедине со своими взглядами и помыслами. Надо их обсуждать и искать совета. Не пытаться силой заставить других людей принять наши взгляды. А слушать других, научиться уступать, принимать советы.
Будем ходить на исповедь. Будем делиться с нашим исповедником и научимся слушать его советы. В Писании сказано, что человек, который никого не спрашивает, враг самому себе. Ему не нужно больше врагов. Достаточно никого не спрашивать и будешь иметь врага, который тебя уничтожит.
Диавол не боится ни нашего ума, ни наших знаний. У него их больше. Он не боится даже наших добродетелей. У него их больше. Только одной добродетели у него нет и она его убивает, а нас спасает. Что это за добродетель?
...Однажды, достигнув чего то, я гордо пошел к своему старцу. Он, увидев меня, сразу понял, что я поскользнулся, и не дождавшись моих слов, сказал:
— Почему мы так гордимся, сынок? Какими делами гордимся? Тем, что постимся, мало едим? диавол постится больше нас, никогда не ест. Тем, что не спим ночью, что мало спим? диавол бодрствует больше нашего, никогда не спит. Тем, что воздерживаемся? что сохраняем девственность? диавол девственнее нас: даже если он захочет блудствовать, то не сможет — у него нет тела.
Я не поверил своим ушам. Какими бы добродетелями мы не обладали, диавол тоже обладает ими. Какие бы добродетели мы ни приобрели, тех добродетелей, которые диавол имел, когда был архангелом, мы не приобретем никогда. И все они были утрачены. Почему? Потому что ему недоставало одной добродетели. Мы должны стараться приобрести эту добродетель, чтобы спастись.
Диавол одолевает нас не только грехами. Он одолевает нас добродетелями больше, чем грехами. Грехи мы видим, можем их избежать, но за добродетели боремся, чтобы их приобрести.
Один святой сказал: «Хочешь поститься? Диавол тебе помогает. Хочешь подать милостыню? Диавол тебе помогает. Строить храмы? Диавол тебе помогает. Почему? Потому что знает, что если добьемся всего этого, то можем возгордиться и все погубить». Мы должны обладать той добродетелью, которой у него нет. Быть смиренными! Именно так поступал Христос. Что сказано в Писании? «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:78). Мы должны стать смиренными, научиться иметь смиренный дух.
Мы должны обладать смиренномудрием, а не просто говорить смиренно. Обладать смиренным духом, смиренной мыслью означает не считать, что другие ниже нас, и не считать себя слишком важными. Видим, что в нас есть что-то доброе? Скажем: «Бог мне дал его».
Имеем благодатные дары? «Бог их мне даровал». Делаем что-то? «С Божьей помощью». Все будем отдавать Богу, потому что только благодаря Ему достигаем чего-то. Так сохраним наше смирение и не впадем в гордость.
В мою келью однажды пришел один человек и сказал:
— Слышь, старец, ты, что ли, тут все и вся?
— Что ты имеешь в виду?
— Да так. Говорю твоему послушнику, что еда очень хорошая. А он: «Старец, старец». Что бы хорошего я ни сказал, он все время повторяет: «Старец, старец».
Что ж, послушник ухватил смысл. Сделал что-то хорошее? «Сделал по молитвам моего старца; с Божьей помощью сделал это».
И мы будем поступать так. Что бы мы ни делали, будем иметь смиренный дух. Особенно на деле будем смиренными, когда нужно. Например, когда видим, что складывается напряженная ситуация. Ссоримся с кем-то? Уступим ему. Если нет ничего серьезного, уступи, пусть другой человек будет прав.
Будь внимателен к душе другого. Но не уступай его диаволу — здесь нужно внимание. Одно дело, если ты смиренен, а другое, если трус и не борешься. Быть смиренным — это одно, а быть ничтожеством — другое. Когда видишь, что уступаешь, уступаешь, уступаешь, а другой пользуется этим и садится тебе на шею, то тогда встань на ноги и поставь его на место.
Это не означает, что ты не смиренен. Но наша уступчивость может стать причиной греховности другого. Есть случаи, когда мы уступаем и смиренны из-за любви к другому, но есть и случаи, когда надо твердо стоять на своем, поставить другого на его место. Но и тогда мы смиренны. Здесь надо быть внимательными.
Сам Христос дает нам пример. Он поучал нас не только словами, но и Своей жизнью. Когда Его арестовали, били, мучили, перед распятием на Кресте один солдат подошел и ударил Его.
Что говорит Сам Христос? Если тебя ударят по одной щеке, подставь другую! Солдат ударил Его один раз. Подставил Он Себя для другого удара? Нет! Почему? Ведь если тебя ударят по одной щеке, надо подставить другую? Он, однако, не подставил, а сказал солдату: «Если Я сделал тебе что-то плохое, докажи это. Иначе почему ты Меня бьешь?»
Что Он хотел показать нам этим? Именно то, о чем мы говорим. Можно ли не принять пощечину, если принял Крест? От пощечины ли Ему стало больно? Он принял гвозди, принял копье, принял такую мученическеую смерть, чтобы показать нам именно это: одно дело быть смиренным, а другое — трусливым. Давайте будем иметь это в виду.
Будем смиренными, но одновременно будем уметь и подвизаться.
Возвратимся снова к силе мыслей. Не надо забывать о том, что случилось с диаволом. Пророк Исаия сказал, что диавол стал таковым из-за своих мыслей. Он подумал: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13—14)
Падение диавола совершилось еще до сотворения мира. Бог еще не сотворил человека, диавол никого не убил. Кого убить, когда никто не существует? Люди не существовали. Он не обманул никого, не осмеял никого — мир еще не был сотворен.
Сперва был сотворен духовный мир и совершилось падение Люцифера, а уже после этого был создан материальный мир. Следовательно, Люцифер стал диаволом в силу своей мысли. Какую же силу имеют мысли!
Напротив скита, в котором я живу, на высокой вершине виднеется одна келлия, в которой раньше жил один духовный исповедник. Я вам прочитаю кое-что очень впечатляющее о том, что произошло в этой келлии. Исповедника звали отец Савва. Среди многих, которых он исповедовал, был и один дьякон из Румынии.
Этот дьякон был еще молодым, когда прибыл на Святую Гору. Он жил в безмолвии в пустыне неподалеку от скита Св. Анны (это было довольно давно).
— Батюшка, — сказал однажды опечаленный дьякон, — не забудь помянуть завтра на Литургии мою мать, которой исполнилось три дня (то есть она умерла три дня тому назад).
Не показывая своей тревоги, отец Савва спросил:
— Скажи, сын мой, завтра исполнится три дня со дня смерти твоей матери, то есть она умерла позавчера. Умерла в Румынии. Как же ты за эти два дня узнал о ее смерти?
Наступило молчание. Там не было телефона. У нас в скиту нет электричества и телефонов.
— Как я узнал? — начал робко говорить дьякон. — Да вот, сказали мне...
— Кто сказал?
— Мой ангел-хранитель.
— Твой ангел хранитель. Ты видел своего ангела?
— Удостоился его видеть. И не один раз. Уже два года он является мне и сопутствует моим молитвам. Вместе читаем Акафист Пресвятой Богородице, совершаем поклоны, ведем духовные беседы.
Эти «два года» очень огорчили отца Савву:
— И почему, сын мой, ты столько времени ничего не говорил мне?
— Ангел сказал, что в этом нет необходимости.
— Дитя мое, ты уверен, что тот, кто тебе является, ангел Божий? Уверен?
— Совершенно уверен, батюшка. Мы вместе молимся, совершаем каждый день тысячу поклонов, говорим о будущей жизни, о рае.
Это мой ангел-хранитель.
Дьякон выглядел непоколебимым в своей уверенности. Откровенным его сделало лишь доверие к своему богоозаренному духовному отцу. Как может демон укреплять кого-нибудь в его молитвах? Ведь он воюет с молящимися. В конце концов они согласились испытать ангела-хранителя.
— Попроси его, как только он придет, сказать «Богородице Дево», — сказал отец Савва, — и пусть совершит крестное знамение!
Однако все было не так просто. Когда целых два года диавол держит тебя в прелести, прельщает твои глаза и уши, то ты воображаешь, что слышишь «Богородице, Дево» и думаешь, что видишь, как он творит крестное знамение.
При следующем посещении дьякон с известным удовлетворением сказал духовному отцу:
— Батюшка, все так, как я тебе сказал. Это ангел Божий, мой ангел-хранитель. И «Богородице Дево» сказал, и крестное знамение сотворил!
Кстати, я упустил сказать вам, что святые и ангелы знают, о чем мы думаем. Но диавол не имеет тех качеств, о которых мы думаем, что имеет. Давайте не приписывать ему качеств, которых он не имеет. Он имеет ужасные недостатки, ужасные минусы. Один из них — он не знает, о чем мы думаем. О других недостатках мы не будем сейчас говорить.
Ангелы знают, о чем мы думаем. Святые, не только те, которые на небе, но и те, которые между нами, в тот момент, когда увидят нас, уже знают, о чем мы думаем. Диавол этого не знает.
Диавол просто оставляет нам свою мысль. Он не знает, приняли ли мы ее. Если видит, что мы меняем свою программу, то понимает, что мы ее приняли. Если видит, что наш пульс ускоряется, что мы начинаем менять свои планы, то понимает, что мы ее приняли.
Он не знает, о чем мы думаем. Это один из его больших недостатков. О других скажем в другой раз.
Отец Савва сказал дьякону:
— Вот что мы сделаем. Вот сейчас я подумаю о чем-то и ничего не скажу вслух, мои мысли останутся при мне. Ты вечером попроси ангела, чтобы он тебе сказал, о чем я подумал. Если он скажет, то без сомнения это ангел Божий, и тогда приходи меня известить.
Дьякон вернулся в свою хижину. У него была какая-то тревога, какое-то неприятное предчувствие. В то же время он восхищался хорошей идеей своего духовного отца.
Как только ночью явился ангел, он попросил его решить проблему. Трудно уловимое смущение отразилось на светлом лице ангела. Очевидно, он был растерян.
— Но почему ты, возвышенный человек, интересуешься помыслами какого-то попа? Не лучше ли, если этим вечером я покажу тебе ад, рай, славу Владычицы Богородицы?
Дьякон, уже испытывая известные подозрения, продолжал настаивать:
— Я проявляю послушание к моему духовному наставнику. Скажи мне, о чем он помыслил?
Ангел опять попытался увести разговор в другую сторону.
Однако дьякон продолжал настаивать на своем. Эти искусственные уловки не произвели на него хорошего впечатления.
— Скажи мне, о чем подумал мой духовный наставник? Вопрос легкий! Почему не отвечаешь? Не знаешь, что ли?
— Берегись, дьякон, своим поведением ты рискуешь потерять мою благосклонность!
— Я прошу тебя о чем-то простом. В конце концов ты знаешь, о чем подумал мой духовный наставник, или нет?
В этот момент светлая маска пала. Перед дьяконом открылся ужасный образ, из звериных уст которого послышались слова:
— Ты умрешь, ничтожный! Завтра в этот час мы тебя сожжем в аду! Завтра в этот час!
И дьякон остался сам. Он чувствовал себя развалиной. Вся сладость видений этих двух лет не могла сравниться с той ужасной горечью, которую он испытывал сейчас.
Если бы его не поддерживали издалека молитвы старца, который не спал и молился за него, он бы умер. Прошло много времени, прежде чем он смог прийти в себя и встать на ноги.
Он уже не мог оставаться в своей хижине. Нигде не чувствовал себя в безопасности, кроме как у своего духовного наставника. Всю дорогу в его ушах звучала угроза: «Завтра в этот час!». Ужас пронизывал его мозг.
Кое-как добрался он до келлии Воскресения. Там вцепился в рясу своего старца и не выпускал ее ни на миг. «Не бойся, дитя мое, успокойся», — говорил ему старец.
— Как мне не бояться, когда час приближается! Приближается час, когда они меня схватят! Христе мой, спаси меня!
Действительно, в указанный час лукавые духи яростно напали на него.
Он в ужасе и безнадежности кричал:
— Спаси меня, отец, погибаю! Берут меня! Спаси меня!
Отец Савва стал на колени и, исполненный болью и слезами, стал молиться Господу, чтобы Он сжалился над Своим рабом и прогнал лукавых духов. Его молитва была услышана. Измученный дьякон спасся из пасти льва.
Со временем и под попечительством отца Саввы дьякон успокоился. Его духовная жизнь сложилась благоприятно, позднее он был рукоположен в священники и всегда отличался благочестием. И все же годы, в течение которых он был в прелести, оставили неприятный след. Диавол приобрел права на него.
Дал бы он ему задаром столь сладкие видения и образы? Поэтому в течение всей последующей жизни он подвергался раздражающим искушениям. Проницательные отцы видели в них остаток его двухлетнего его соработничества с ангелом, который не был ангелом.
Братья, благой Бог дал нам все для нашего спасения. Диавол имеет сегодня в своем распоряжении столько оружия, сколько у него никогда не было. Но и христиане впервые имеют столько оружия для обороны, сколько у них никогда не было. Никогда раньше христианин не имел в своем распоряжении христианские радиостанции. Никогда не распространялось столько христианских и духовных книг (не богословских), которые приносят пользу в каждодневной жизни.
Никогда мы не имели на вооружении стольких вещей. Не было столько кассет, чтобы человек мог слушать что-то духовное, получить совет. Диавол вооружил своих, а благой Бог вооружил своих. У нас есть все, чтобы спастись. И самое главное — мы имеем Таинства Церкви.
Не отделяйтесь от своего прихода. Не отделяйтесь от епитрахили священника. Со всем тем, что мы имеем, у нас нет оправдания, если мы отправимся в ад. Только наша лень приведет нас в ад, ничто другое. Один отец сказал, что со всем, что мы имеем, легче попасть в рай, чем в ад. Нужно больше потрудиться, чтобы попасть в ад, в рай попасть легче.
Все зависит от нашего ума. Диавол имеет столько силы, сколько мы ему даем. Почему с одними он может делать что угодно, а с другими нет? Почему мудрецы вроде того, о котором я рассказал выше, могут говорить такие глупости, что весь мир над ними смеется, а они не понимают и говорят: «Хотим основать церкви, хотим Вселенские соборы»?
И все смеются, а они не понимают.
Один старец со Святой Горы сказал: «В горнице собрались апостолы и приняли Пресвятого Духа». В Священном Писании говорится, что после Вознесения Христова апостолы собрались в одной горнице. Горница — это самая высокая часть дома. «В той духовной горнице, которая называется умом (ум находится в самой высокой части тела), мы принимаем благодать Святого Духа подобно апостолам, которые, собравшись в самой высокой части дома, приняли Духа Святого».
От ума зависят жизнь и смерть, рай и ад, это отправная точка нашего движения вверх или вниз. Давайте сделаем свой ум священной мастерской. Давайте творить молитву Пресвятой Богородице после Святого Причастия: «Пресвятая Владычица, свет моей помраченной души... призови меня, когда будут пленяемы мои помыслы».
Святой апостол Павел сказал: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8). А мы скажем вместе с Псалмопевцем: «Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:14).
Аминь! Молитесь!
Журнал “Светъ”, № 3/2011