Трифонов день. Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии, мч. Корива. Прп. Павла Латрийского. Прп. Трифона Печенгского




Сщмч. Елевферия, матери его мц. Анфии и мч. Корива епарха (II). Прп. Павла Латрийского (955).

Мч. Елевферия (305–311). Прп. Парда отшельника (VI). Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского (VIII). Прп. Трифона Печенгского, Кольского (1583). Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929); сщмчч. Александра, Василия, Викторина пресвитеров (1937). Собор Кольских святых. Собор Крымских святых.

Евр., 312 зач., V, 11 – VI, 8. Мк., 36 зач., VIII, 30-34.

Сегодняшний день называют - ТРИФОНОВ ДЕНЬ.( Не путать с Болгарским)


Пословица - Трифон в рукавицах зари.


День рыбный.






28 ДЕКАБРЯ - ПАМЯТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕЛЕВФЕРИЯ, МАТЕРИ ЕГО МУЧЕНИЦЫ АНФИИ И МУЧЕНИКА КОРИВА ЕПАРХА.



28.12.06

В житиях святых есть много примеров, доказывающих, что христианам часто было безопаснее жить среди самых диких и кровожадных зверей, нежели среди язычников. Так, когда священномученик Елевферий, ныне прославляемый Церковью, живший в конце I века, чудесно освободился от рук мучителей, то он удалился в пустынное место и поселился среди логовищ диких зверей и жил со зверями, как с овцами. Львы и медведи окружали его, ласкались к нему и служили ему. Когда же царские охотники донесли об этом царю, то он послал воинов взять Елевферия, но звери растерзали посланных. Однако святой запретил им бросаться на людей, и сам пошел к царю. Его присудили отдать на съедение зверям. Выпустили на него сперва львицу, потом льва, но они не нанесли святому ни малейшего вреда и лизали ноги его. Раздраженные язычники отсекли ему голову.



Этот случай проявления власти человека над животными указывает нам на царственную власть невинных людей – наших прародителей – над всеми земными животными. Угодники Божии, святостью жизни восстановляющие в себе первобытную невинность, тем самым приобретают и господство над зверями, которые в них узнают своего царя и повинуются ему.
Случаев полного повиновения святым людям, и именно святым, зверей можно указать много. Укажем только на некоторые.
Праведный Ной столь долгое время был окружен в ковчеге целым царством животных и не потерпел никакой опасности ни от одного из них.
Святой мученик Неофит, с раннего детства отличавшийся необыкновенным благочестием, – раз в юности, пришедши к горе Олимпу, вошел там в одну пещеру, где встретил его огромный лев. Неофит сказал льву: «Выйди отсюда и найди себе другую пещеру, а в этой мне велел жить Господь». И лев тотчас из пещеры удалился. В другой раз, когда Неофит был отдан мучителем Декием на растерзание зверям, тогда выпустили на него сначала медведя: зверь, приблизившись к святому, посмотрел на него и сейчас же ушел от него. Затем пустили отличавшуюся необычайною лютостью медведицу: и та, поласкавшись у ног святого, отошла в свое логовище. Вывели наконец свирепого льва: и он также только ласкался к святому и лизал ноги его и не сделал ему никакого зла. Но это пример не единственный.
Преподобный Сергий Радонежский и благочестивый Серафим Саровский из своих рук кормили диких медведей, приходивших к ним из лесу.
Отсюда ясно, что человек не безусловно потерял власть над животными и может возвратить ее. Через что же? Очевидно, чрез обращение к тому состоянию, в каком был и первый человек до грехопадения, чрез обращение к чистоте, правде, благочестию. Чем удерживал Адам власть над животными, живя в раю? Конечно, чистотою души своей, своим пребыванием в правде и истине. Изменил последним – лишился и власти. А из этого понятно, что, возврати человек чистоту души, будь верен истине, возвратится и власть.
В лице святых, правдою, преподобием и истиною восстановляющих в себе образ Божий и тем при-ближающихся к состоянию невинности, мы имеем, во-первых, несомненное доказательство того, что вера и благочестие служат для нас самым могущественным средством к отвращению бедствий, причиняемых нам действием враждебных нам сил и существ природы. Подлинно мы и должны смотреть на эти бедствия, как на Божии казни за наши беззакония и противление Богу. Потому, если желаем, чтобы Господь отвратил от нас гнев Свой и ниспослал Свое небесное благословение на наши поля, сады, стада и умножил плоды трудов наших, мы должны более всего думать о благоугождении Богу своею верой и благочестной жизнью. Псалмопавец говорит, что «Бог превращает реки в пустыню и источники вод – в сушу, землю плодоносную – в солончатую за нечестие живущих на ней» (Пс. 106, 33-34). Как же нам не бояться греха, столь гибельно отражающегося на нашем земном благосостоянии, а тем более ведущего нас к вечной гибели?
Но, вспоминая об утраченной чрез грехопадение наших прародителей власти над природою, мы не можем, во-вторых, в то же время не ощущать благодарного чувства к милосердому Богу при мысли о неиз-реченном снисхождении Его к нам, грешным. Лишив человека за грех царственного владычества над тварями, Господь не изъял из его власти многих полезных животных, из которых и доселе одни с покорностью несут на себе тяжкое бремя труда, потребного при возделывании земли, при перенесении тяжестей и при других домашних работах, другие дают человеку многоразличные средства к удовлетворению его насущных потребностей, доставляя мясо, молоко, масло, мед, шелк, шерсть и другие необходимые жизненные предметы. Но истинно ли мы ценим дары Божии, ниспосылаемые нам свыше для нашего благополучия и довольства?
Бережем ли созданий Божиих, отданных нам на службу, обращаемся ли мы с ними разумно, кротко, сострадательно? К сожалению, некоторые неразумные и жестоковыйные люди, по необузданности и своекорыстию, весьма часто жестоко поступают с полезными им тварями. К чему ведет это злоупотребление властью над отданными человеку в услужение полезными животными? Жестоким обращением с животными человек оскорбляет благость Творца, Который, как сказано в Писании, человека и скотов хранит (Пс. 35, 7), произращает для них траву, не оставляет даже птенцов врановых, взывающих к Нему (Пс. 103, 14, 146, 9).
Итак, возлюбленные во Христе братия, пользуясь по милости Создателя властью над многими созданиями Божиими, будем видеть в служении их промыслительную благость Божию к роду человеческому и будем сострадательны к животным, благодаря за них милосердого к нам Господа и помня, что сказано: блажен иже и скоты милует.
Протоиерей Григорий ДЬЯЧЕНКО



Пресс-служба ИА Новороссия/Единое Отечество


Мученица Анфия Римская


Святая мученица Анфия была крещена св. апостолом Павлом и воспитывала сына Елевферия в строгом благочестии. Когда он стал приходить в возраст, св. Анфия посвятила его Богу. В 15 лет св. Елевферия рукоположили во диакона, а в 18 — во пресвитера. Когда же ему исполнилось 20 лет, он был назначен епископом Иллирика. Во время гонения на христиан св. Елевферий был схвачен и подвергнут жестоким мучениям: его положили на раскаленный одр, но он был чудесным образом охлажден; тогда святого положили на раскаленную сковородку и поджигали ее на сильном огне, но огонь претворился в росу. Городской епарх Корив посоветовал царю новое мучение: разжечь медную печь и ввергнуть в нее св. Елевферия. Но когда святой перед мучением молился, то, слушая слова молитвы, сердце епарха Корива внезапно воспламенилось ревностью о Христе, и он совершенно изменился, став обличать царя в жестокости и идолопоклонстве. Разгневанный царь повелел бросить в ту самую печь св. мученика Корива, но он остался в ней невредим, тогда ему отсекли голову. Св. мученик Елевферий был заключен и томим голодом, но Господь питал его ангельской пищей. Среди последующих мучений св. мученик Елевферий был восхищен Ангелом из рук мучителей и возведен на пустынную гору, где стал жить с дикими зверями как бы с овцами. Царь, узнав об этом, послал воинов схватить его, но святой просветил их учением Христовым и крестил, а с ними и других — до пятисот человек уверовавших. В Риме он был осужден на съедение зверям, но когда те не тронули его, был усечен мечом. Мать его, св. мученица Анфия, обняла мертвое тело сына, ликуя и благодаря Бога, что приятая от нее кровь излилась за Христа, а затем и сама была усечена мечом.






Память преподобного Павла Латрского

15 декабря по ст.ст. / 28 декабря по н.ст.



В изложении святителя Димитрия Ростовского

Преподобный Павел Латрский происходил из города Элея1 от благородных родителей. В раннем возрасте лишившись отца своего, он воспитывался в обители святого Стефана во Фригии2. Затем, похоронив в непродолжительном времени и мать, он, будучи еще отроком, посвятил себя всецело на служения Богу в одном монастыре, находившемся на горе Латре недалеко от Милета. Умерщвляя плоть свою, святой подвижник никогда не ложился на постель или рогожину, а склонившись на дерево или камень, предавался непродолжительному сну. Часто, для преодоления сна, он вешал два больших камня на спину и ходил до утрени вокруг монастыря, или, удалившись на берег протекавшего неподалеку ручья, под тенью дерева предавался слёзной молитве и богомыслию. Не довольствуясь и сими подвигами, чтобы всецело предаться Христу, преподобный Павел удалился на безмолвие в пещеру; потом вошел на высокую гору и поселился на ней. Один пастух, случайно обретший преподобного в его уединении, доставлял ему пищу. Преуспевая в духовном совершенстве, Павел стяжал от Бога дар прозревать в мир невидимый и творил чудеса. Слава о дивных подвигах и святом житии преподобного привлекла к нему многих подвижников, которые, поселившись у подошвы скалы, устроили монастырь. Император Константин Порфирородный3 часто писал к нему, прося его молитв и советов; Петр, царь Болгарский, и папа Римский4 почитали его за Богоугодную жизнь. Тяготясь, что безмолвие его нарушается многочисленными посетителями, преподобный Павел дважды удалялся на остров Самос5, где им была основана лавра и восстановлены три монастыря, разоренные Агарянами. По вторичном возвращении в Латр, он предсказал час своей кончины. Потом сошел с горы и, благословив братию, с миром предал дух свой Господу6.





Тропарь, глас 4:

Яко безплотных единовсельника, и всем преподобным сообщника, всеславне Павле, поем тя, и молим тя: молися всегда о нас, яко да обрящем милость.

Кондак, глас 8:

От юности, мудре, яже паче смысла вожделел еси мужески, мирский мятеж оставил еси, и был еси божественнаго ради жительства Троицы жилище, и просветил еси верою приступающыя тебе. Тем зовем: радуйся Павле пребогате.

________________________________________________________________________

1 Элей - город в Мизии - северо-западной области Малой Азии близ Пергама.

2 Фригия - большая область Малой Азии, обнимавшая первоначально всю среднюю часть западной половины полуострова, кроме того позднее причислявшийся к Мизии южный берег Пропонтиды (Мраморного моря) до Геллеспонта (Дарданеллы).

3 Константин VII Порфирородный - Византийский император, царствовал с 912 по 959 г.

4 Здесь разумеется папа Агапит II, занимавший Римскую кафедру с 946 по 955 г.

5 Самос - один из главных островов Эгейского моря (Архипелага), вблизи западного берега Малой Азии.

6 Преподобный Павел Латрский скончался 16-го декабря, 956 года.

Жития святых в изложении Дмитрия Ростовского



Память преподобного Парда Отшельника

Память 15 декабря (по ст.ст.)

Святой Пард1 был родом римлянин и в юности своей занимался извозным промыслом. Однажды он отправился со своими верблюдами в Иерихон и там устроился при гостинице. И вот в одно время, попущением Божиим, по действу врага рода человеческого, по недосмотру Парда, попал под ноги верблюдам, малый отрок: он был раздавлен ими и умер. Это несчастие сильно опечалило Парда и он, удалившись на гору Арион, постригся там в монахи и постоянно сокрушался, с рыданием повторяя:

- Я погубил отрока и должен быть осужден, как убийца.

Недалеко от того места, где жил Пард, в долине обитал лев, и святой отец ходил в его логовище, толкал зверя рогаткою, чтобы. тот, рассвирепев, растерзал его. Но лев не причинял ему никакого вреда. Тогда старец, видя, что не достигает своей цели, решил лечь спать на том пути, по которому лев ходил к реке на водопой, надеясь, что зверь. проходя и увидя его, растерзает, и, таким образом, пострадав здесь, он избавится от мучения в будущем веке за убийство отрока. Как решил поступить святой, так и сделал: лег на пути, сняв с себя одежду и положив ее подле себя. И вот лев, проходя тою тропою, перескочил, как бы человек, через святого, молча и не прикоснувшись к нему. Тогда уразумел старец, что Господь простил ему грех тот и возвратился в свое местожительство на горе и оставался там во все годы последующей жизни своей и до самой смерти своей всегда и всем являл собою образец мужа благонравного.

________________________________________________________________________

1 Преподобный Пард подвизался в VI веке, в Палестине.








Житие святого Стефана Исповедника, архиепископа Сурожского

Преподобный отец наш Стефан родился в Каппадокии Великой - от христианских родителей, которые воспитали его в добром наказании. С детского возраста он отличался благонравием, удаляясь от обычных детских забав. Семи лет родители отдали его для обучения грамоте; он оказался способным к учению, и в скором времени хорошо навык в Божественном Писании. Когда же ему исполнилось пятнадцать лет, он удалился из своего отечества и пришел в Царьград, желая там докончить свое образование. Сие было при царе Феодосии Адрамитене1 и св. патриархе Германе2. Там св. Стефан продолжал усердно учиться и, обучившись философским наукам, превзошел мудростью многих - даже самих учителей, - так что все удивлялись его премудрости.
Услышав о Стефане, св. Герман, патриарх цареградский, призвал его и, благословив, спросил, из какой он страны. Стефан всё рассказал ему о себе. Полюбив его благонравие, премудрость и смирение, патриарх оставил Стефана жить у себя. Несколько лет прожил блаженный Стефан у патриарха, служа святой Церкви и живя в воздержании и чистой совести. Потом он, тайно от всех, ушел из Царьграда и, придя в некоторый монастырь, принял там иноческое пострижение и подвизался в добродетелях. Затем, возжелав безмолвнейшего жития, удалился из монастыря и, найдя уединенное и никому неизвестное место, прожил там довольно времени, работая Богу в посте и молитвах.
В то время преставился епископ, который был в городе Суроже3, и вот жители Сурожа пришли в Царьград к святейшему патриарху Герману, прося для Сурожа епископа. И когда происходило рассуждение о поставлении епископа, явилось несогласие, так как одни желали одного, другие - другого. Сурожане же просили царя и святейшего патриарха дать им епископа, могущего хорошо управлять церковью, "ибо, - говорили они, - умножились ереси в городе нашем".
Однажды, когда святой Герман ночью стоял на молитве, явился ему Ангел Господень и сказал:
- Завтра пошли в то пустынное место, где живет избранник Божий Стефан: его поставь епископом для Сурожа, ибо он хорошо может пасти Христово стадо и привести еретиков к истинной вере. Я же и к нему послан от Бога, с повелением, чтобы он ни в чем не ослушался тебя.
- О, господин, - сказал патриарх, - как я узнаю место, где живет избранник Божий Стефан?
Тогда Ангел, взяв одного из слуг патриарха, показал ему местопребывание святого, а слуга, возвратившись, поведал сие патриарху.
К святому же Стефану, который в то время в скрытом месте своем молился Богу, явился тот же Ангел Господень в белой одежде, - и убоялся св. Стефан и в трепете пал от страха на землю.
Взяв святого за руку, Ангел успокоил его, сказав:
- Я - Ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога.
Затем, преподав ему мир, Ангел возшел на небо.
На другой день патриарх послал со слугою двух пресвитеров - за святым Стефаном, и те с великою честью привели его к патриарху.
С радостью встретил патриарх св. Стефана, и посвятив, поставил его архиепископом Сурожа и отпустил на корабле в порученную ему епархию.
Прибыв в город Сурож и вступив на архиепископский престол, св. Стефан стал поучать людей от Божественного Писания и в продолжении пяти лет крестил весь город Сурож и все его окрестности.
В то время в Царьграде воцарился Лев Исаврянин и воздвиг иконоборство4, будучи научен сему двумя евреями. Сначала он повелел святые иконы ставить высоко, говоря:
- Кто чист, пусть целует их.
Потом повелел поднимать иконы на воздух, поясняя, что не следует пригвождать иконы к стене. И многое другое предпринимал окаянный против почитания св. икон. Святой патриарх Герман много увещевал его, чтобы он оставил свое злое начинание, беседуя о сем на основании священных книг5. Придя в ярость от увещаний, иконоборец открыто проявил яд свой, который дотоле скрывал в сердце своем, и усиленно начал изгонять святые иконы, хулить их и бесчестить.
Затем Лев разослал по всему городу и по многим окрестным местам указы, чтобы все так же поступали со святыми иконами, и говорил:
- Если кто будет мне противиться, того я буду мучить различными муками и предам смерти.
В царствующем граде тогда можно было видеть различные мучения православных христиан. Патриарха же Германа злочестивый царь послал в заточение, а вместо него поставил патриархом Анастасия, родом Сириянина, который был единомышленником с ним в его ереси.
Затем царь и патриарх отправили послов своих в Сурож к св. архиепископу Стефану с злочестивым повелением не поклоняться иконам и кресту. Святой Стефан отвечал послам:
- Да не будет сего; не допущу я людей своих отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха.
Ночью он пришел к послам на корабль и вместе с ними прибыл в Царьград.
Облачившись в одежды своего святительского сана, св. Стефан предстал пред царем. Царь спросил его:
- Кто ты?
Святой же отвечал:
- Я - архиепископ Сурожский Стефан.
И сказал царь:
- Видишь ли собор сей, восседающий со мною в великой чести? Они пожгли и порубили иконы: и ты послушай меня, и будешь в такой же великой чести с нами.
Святой Стефан отвечал:
- Да не будет сего. Хотя бы ты меня и сжег, или рассек на части, или какими-нибудь другими муками замучил, - за иконы и за Крест Господень всё готов претерпеть.
Затем святой сказал царю:
- Мы в книгах нашли некоторое пророчество, что в Царьграде явится злочестивый царь, иконоборец, сжигающий святые иконы. Но да не сотворит сего Бог в твое царствование!
- А нашли ли вы имя царя того? - спросил царь.
- Имя его - Коноп, - отвечал Стефан. И сказал царь:
- Справедливо, Стефан, ты нашел мое имя, ибо отец и мать назвали меня Конопом.
И сказал Стефан:
- О, царь! Да не совершится сие в твое царствование. Если же ты совершишь сие, то будешь предтечею антихриста!
Услышав сие от святого, окаянный царь железною перчаткою избил его лицо, уста и зубы, восклицая:
- Как смел ты назвать меня предтечею антихриста?
И повелел царь схватить Стефана за волосы и за бороду, бить, влачить по земле и ввергнуть в темницу. Влекомый мучителями, святой воссылал благодарения Богу, и был ввергнут в темницу, где находились и иные святители. Затем царь снова повелел привести к себе Стефана.
- "Как дерзнул меня назвать так Сурожский епископ! - говорил он. - С побоями притащите его сюда".
Святой предстал пред царем с семью епископами. Держа в руках своих икону Господа, Богородицы и Иоанна Предтечи, царь сказал святому:
- Почему ты назвал меня предтечею антихриста?
Святой отвечал:
- Потому, что ты творишь дела его; я уже сказал это и опять повторяю тебе то же.
Тогда царь плюнул на икону, стал топтать ее и сказал Стефану:
- Сделай и ты тоже самое с сей иконой.
Святой же, прослезившись, сказал:
- Враг Божий, недостойный царства! Как не ослепли твои безумные очи и не отсохли беззаконные твои руки? Да отымет вскоре Бог царство твое и да прекратит жизнь твою.
Услышав сие, царь во гневе повелел бить святого Стефана. Потом привязали его к хвосту коня и повлекли в темницу; святой же воздавал благодарения Богу. Все заключенные в темнице молили Бога, и, по молитве святых, вскоре умер нечестивый царь и воцарился сын его Константин Копроним. Супруга его, слыша о добродетелях и чудесах святого Стефана, просила мужа своего - царя Константина - отпустить святого на престол свой. В то же время родился у царя сын, и святой Стефан крестил его. Наградив Стефана дарами, царь с великою честью отпустил его к пастве своей. Снова получил добрый пастырь престол свой и продолжительное время добре пас порученное ему стадо Христово. Затем, провидя свое к Богу отшествие, поставил он вместо себя архиепископом для Сурожа клирика своего Филарета и преставился к Богу в жизнь вечную, месяца декабря в 15-й день6.
Был в Суроже один человек, по имени Ефрем, - слепой от чрева матери своей, которому святой Стефан помогал пищею, питьем и одеждою. Услышав о смерти своего благодетеля, он заплакал, говоря:
- Кто теперь будет заботиться обо мне? Ведите меня, дабы я мог облобызать святые ноги его.
И когда он был приведен к телу преставившегося святого Стефана, с плачем и рыданием припал к ногам его - и тотчас прозрел. Сим чудом известил Бог об угоднике Своем, что он причтен со святыми к лику чудотворцев и исповедников. Святое же тело его святителями и всем Сурожским народом со многими слезами было с честью предано погребению, во славу всеми славимого и превозносимого Бога, во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:
Яко святитель со безплотными единожитель быв, священномучениче Стефане: восприем бо крест яко оружие, и став крепко сопротив иконоукорителя и духоборцев, не покланяющихся пречистому образу Христа Бога нашего, и отсекл еси всяку ересь лукавых. Того ради прием мучения венец, избавил еси град твой Сурож от всякия неприязни. И ныне молим тя святе, да избавиши нас от всяких злых искушений, и бед, и вечныя муки.

Кондак, глас 3:
Вышняго силою священне укрепився, царева низложил еси иконоборная шатания. Днесь Сурожу и нам верным предлежат слава и богатство, святыя твоя мощи: ихже свыше дароносят ангельстии чинове, песньми и пением славословят тя, великий священный Стефане.

________________________________________________________________________
1 Феодосий III Адрамитен - Византийский император с 715 по 716 г.
2 Св. Герман был патриархом Константинопольским с 715 по 730 год. Память его празднуется 12-го мая
3 Сурож, или Сугдея - древний греческий город на южном берегу Крыма, ныне Судак - поселок Таврической губернии.
4 Византийский император Лев, род коего происходил из Малоазиатской области Исаврии, царствовал с 717 по 741 г. Против иконопочитания он выступил особенно в 726 году. Это вызвало народное восстание против него.
5 При этом патриарх Герман отказался подписать повеления императора против иконопочитания, говоря, что не может вводить что-нибудь новое в делах веры без вселенского собора.
6 Св. Стефан скончался около половины VIII века.


Преподобный Трифон Печенгский, Кольский, просветитель лопарей

В миру его звали Митрофан, родился в 1495 г. в Новгородской губернии. С ранних лет преподобный Трифон был «изряден постник, кроток, милостив». Услышав однажды голос, повелевавший ему идти «в землю пустынную, жаждущую, где никто еще не ходил», Трифон отравляется с проповедью Христа к язычникам-лопарям, о жизни которых знал из рассказов рыбопромышленников. Придя на Кольский полуостров, на реку Печенгу, к лопарям, преподобный изучил их язык и обычаи и стал проповедовать им веру Христову. Много лет ревностно трудился преподобный, терпя лишения, гонения и побои, но даже под страхом смерти не отступил от апостольского служения. Постепенно мудрым и кротким словом его многие язычники обратились ко Христу. В 1532 г. святой построил храм и основал при нем монастырь во имя Святой Троицы. Много трудностей перенес преподобный при устройстве обители в дикой стране. Однажды преподобный, замесив тесто, вышел из своей кельи. В это время туда зашел большой медведь и, опрокинув квашню, стал есть приготовленное тесто. Именем Божиим запретив зверю двигаться и наказав его, святой отпустил зверя. С тех пор ни медведи, ни волки не нападали на монастырское стадо оленей. Такую силу Господь дает своим угодникам, что даже и дикие звери повинуются им, как некогда повиновались праотцу нашему Адаму. В другой раз преподобный купил для монастырских нужд в г. Коле ручные жернова. Путь предстоял долгий и утомительный: до Печенгского монастыря было около 150 верст. Всю дорогу святой сам нес жернова, а на просьбу учеников передать им свою ношу, ответил: «Лучше мне повесить себе на шею мельничный камень, чем смущать братию своею праздностью». Показывая пример смирения, преподобный уклонился от игуменства, поставив настоятелем своего ученика. В годы неурожая святой с несколькими братиями ходил в Новгородские земли, прося подаяния и отправляя собранное в монастырь. Достигнув старости, преподобный мирно почил о Господе 15 декабря 1583 г. в возрасте 88 лет. Но и после своего отшествия ко Господу он не покидает всех молящихся ему. Часто дивный заступник и на суше, и на море оказывает скорую помощь призывающим его.


Память о преподобном ТРИФОНЕ Кольском


Уроженец Новгородских владений, сын священника, Трифон, в крещении Митрофан, призван был Господом на особенный подвиг, на подвиг проповедника веры диким Лопарям.
С юных лет благочестивый, он кроме того, что любил посещать храм Божий, читал и пел там, - по временам удалялся в уединение, чтобы беседовать с своею душою и Господом. Звание отца священника наводило его на мысль посвятить себя проповеди о св. вере язычникам; но он был призван к тому и особенною волею Божиею. Раз, когда он молился в уединенном месте, услышал он голос: «не здесь твое место, тебя ждет земля необитаемая и жаждущая». Повинуясь небесному званию, отправился он в Кольский присуд, на р. Печенгу, к диким Лопарям. Страна дальнего севера входила прежде в состав Новгородских владений, а потом перешла под державу вел. князя России. Русские и в начале ХVI в. бывали здесь только временными гостями, являлись для рыбных и звериных промыслов; рыбный промысел манил к св. Носу многих. Недаром говорят поныне: «где рыба ни ходит, а св. Носа не минует». - Но между Лопарями для Русских только в Коле была часовня, а церквей нигде не было. Длинная и широкая полоса по р. Печенге была занята более кочующими, чем оседло живущими Лопарями. Это было поле обширное для деятельности проповедника, полного ревностью к истине Христовой и к спасению людей.
Первые сношения с Лопарями завязал Митрофан под видом дел торговли. Потом он говорил с ними о их верованиях и об одной небесной вере. Лопари обожали не только духов, но даже гадов и ночных нетопырей, поклонялись камням. Проповедник Евангелия говорил им, что один есть истинный Бог, один Творец земли и неба, один Отец всех племен и народов, один Спаситель всех потомков первозданного человека. Он показывал детям природы, как близок к ним Отец Небесный, посылая им пищу и одежду, и как грубо-ошибочно обожание идолов и духов, из которых первые не видят и не слышат, а другие - не более, как слуги Божии, мятежные или покорные, но творение одного Творца вселенной. - Тяжелы подвиги, какие надлежало совершать проповеднику Лопарей. Не легко ум отупелый от неподвижности привычек, загрубелый от копоти суеверий и страстей, навесть на стези света и истины. Еще труднее заставить сердце разорвать связь с привычными заблуждениями, с нажитыми привязанностями, с застарелыми пристрастиями. - А вот еще против проповедника истины восстают жаркие друзья лжи, для которых служение заблуждению выгодное ремесло, - при нем они живут в довольстве и пользуются известностью, без него же они - ничтожество. Кебуны восстали на Митрофана сперва с гордою надеждою оспорить его, потом с ярою злобою, готовою убить и растерзать непобедимого проповедника новых мыслей и дел. Не раз они не только осыпали его бранью, но били жестоко и таскали за волосы. «Ступай прочь отселе, говорили ему кебуны, - иначе ждет тебя злая смерть»; не раз собирались они и убить его; но Господь хранил раба Своего. Святой ревнитель небесной истины с кротостью переносил брань и побои, и когда свирепела злоба, удалялся в горы, а потом опять выходил на проповедь. Как ни много в нас худого, - душа наша создана Господом для истины, и сердце ищет вечного покоя. И между Лопарями были такие, которые не оставались глухи для проповеди о вечной истине и вечном покое. - Когда Митрофан на время оставлял упорных произволу их дикой злобы, - оставаясь с своею совестью, они начали видеть свою виновность и нравственное превосходство христианского проповедника; его любовь к ним, его терпение и незлобие, его самоотречение для проповедуемой истины поражали сердца их, и они начали воздыхать о покое, ненаходимом в своей вере. Когда проповедник снова являлся к дикарям и одни из них, волнуемые слепою злобою, кричали - убьем его, другие говорили: он ни в чем не виноват пред нами, напротив он желает нам добра; за что же убивать его? Таким образом сперва немного было таких, которые принимали к сердцу слова проповедника истины, потом число их становилось значительнее.
Блаж. Митрофан и для торговых сношений, которыми он начал свою связь с Лопарями, должен был сколько-нибудь знать Финский язык и, конечно, он узнал разговорный язык дикарей от других, вступавших в торговые связи с Лопарями. Но проповеднику веры надлежало знать гораздо более Финский язык, чем торговцу. На помощь ему Господь послал усердного и способного деятеля, иеродиакона Феодорита; это было в 1529 г., когда северный пустынник уже провел более 5 лет «в прегорчайшей пустыне». Феодорит прежде того 15 лет прожил на Соловецком острове; там, при частых сношениях с Лопарями, легко было даровитому Феодориту научиться языку Лопарей. Потому не трудно было ему перевести «некоторые молитвы с Славянского языка на язык Лопарей». А это было самою важною услугою для Печенжского проповедника.




После долгих трудов и скорбей проповедника значительное число Лопарей, живущих у р. Печенги. уверовали в Господа Иисуса. Блаж. Митрофан не крестил их, потому что не был облечен в сан священства и даже не был еще иноком. Он отправился в Новгород испросить у архиепископа Макария грамоту на построение храма. Из Новгорода привел он с собою и плотников, которые более для Господа, чем за деньги, решились идти с ним в дальнюю и дикую страну. При построении храма блаженный за три версты носил на плечах своих бревна и лес. - Построенный храм долго оставался не освященным: из Новгорода не присылали священника. - Митрофан отправился в Колу, тогда еще малолюдное местечко, и нашел там иеромонаха Илию, который освятил храм, крестил обученных вере Лопарей и постриг в монашество самого проповедника, с именем Трифона. Это было не прежде 1532 г. Так надобно положить по соображении жития Трифона с летописью. Последняя говорит, что зимою в Филиппов пост 7040 - 1531 г. «прибыли в Великий Новгород Лопландцы с Мурманского (Норвежского моря) с р. Колы и Тутоломи (с р. Туломи, соединяющейся с р. Колою пред впадением в море) и просили государева архиепископа Макария дать им антиминсы и священников, чтобы освятить церкви Божии и их просветить св. крещением. Боголюбивый архиепископ Макарий послал священников и диакона, и они освятили церкви Благовещения Богородицы и святителя Николая в Филиппов пост и их самих крестили в великом числе, даже Лопарей за святым Носом».
Блаженный Трифон, воспользовавшись услугами Кольского иеромонаха для окрещения Печенжских Лопарей, стал устроять на устье р. Печенги обитель Св. Троицы. - Теперь у него были два труда - труд распространения Евангелия и труд устроения обители. Что бы продолжать дело Евангельской проповеди, надлежало путешествовать. А что это значило в той стране? Жилища Лопарей разбросаны по местам болотистым, пересеченным горами и скалами; ни сел, ни деревень нет, а только уединенные шалаши. - Каково же было, не встретив готовности сердец в одном жилье, идти по тундрам и горам, чтобы встретить подобный прием в другом шалаше? Подвижник Божий терпеливо трудился. Когда из тех, которые открыли вере христианской глубины души своей, нашлись готовые посвятить жизнь свою служению Господу, - это облегчило труды проповедника веры. Лопари, наученные Трифоном живому благочестию, с живым одушевлением передавали другим семена благочестия, и целый дикий край получил совсем новый вид. Вместе начала укрепляться и обитель Трифона. «Благодатию Божиею, писал современник, блаж. Максим Грек, многие иноверные обратились в православную и благочестивую веру христианскую… Прежде того жили они как звери в пустынях непроходимых, в пещерах и расселинах, не имея ни храма, ни нужного для жизни; питались животными, зверями, птицами, морскими рыбами, и что кто ловил, тем торговал… Православие распространилось до Варяжского города Варгава, где живет капитан или князь. И здесь ныне благоволением Отца, изволением Сына и действием Св. Духа устроен честный монастырь и собралось большое братство иноков. Это в 60 верстах от того Варяжского города, на р. Печенге, близ моря». По житию Трифона, крещенные Лопари до того полюбили св. веру, что одни приносили в пользу обители плоды торговли своей - деньги, другие отдавали земли, озера и приморские угодья. Последнее видим и по царской грамоте, где записаны «земли, воды, угодья и промыслы, что дала в дом живоначальной Троицы новокрещенная Лопь».
В глубоком севере сеять хлеб почти нельзя, его надобно доставать из более теплого края. «Печенжский монастырь стоит на украине, у студеного моря; пашни около монастыря нет, земля каменистая, стужа великая, во все лето снег сходит на короткое время», так писали Печенжсие иноки столетием позже Трифона. Потому-то блаж. Трифону, отечески любившему собранную им обитель, не раз приходилось отправляться в Новгород, чтобы там собрать хлеба для своей обители. С таким намерением был он в Новгороде в 1551 г.
Рассадник благочестия и новой веры, насажденный в стране дикой, нужно было оградить защитою гражданской власти. Блаж. Трифон не принимал на себя звания игумена обители своей, звание игумена предоставил он другому; но он был отцом, насадителем и попечителем своей обители. Потому отправился он в Москву к царю с опытным иноком. В Москве полезен был Трифону прежний сожитель его в Лапландской пустыни, а теперь архимандрит Феодорит; последний в это время пользовался вниманием царя, так что отправлен был вскоре с особенными поручениями на Восток. Друг пустыни и сотрудник по проповеди Лапландской, конечно, говорил в Москве боярам и духовным об усердном проповеднике Трифоне. Трифон и его спутник представили царю просьбу обители, когда с царевичем Феодором шел он в храм. Добрый царевич вышел из храма в придел, как бы по случаю, снял с себя верхнюю одежду и, послав ее Трифону, велел сказать: «царевич, посылая одежду, желает, чтобы милостыня его предупредила царскую; пусть преподобный употребит ее на церковную одежду». - По возвращении из храма, царь советовался с боярами о просьбе Трифона. Не трудно было видеть, после беглого взгляда на дела блаж. Трифона, что к проповеднику Лопарей не следует относить слов царя, которые незадолго пред тем предлагались собору: «старец поставит келью в лесу или срубит и церковь, но пойдет по миру с иконою просить на сооружение, а у царя просить земли и руги, а что соберет, то пропьет». Царь наделил блаж. Трифона как церковною утварью, так и угодьями. Царская грамота от 1 ноября 1556 г. говорит: «по просьбе сыновей моих царевичей Иоанна и Феодора Иоанновичей, пожаловали мы Печенского монастыря, что у холодного моря, у Мурманской границы, обители Св. Троицы игумена Гурия с братиею и кто бы там ни был игуменом с братиею, в замен руги, молебных и панихидных денег, по их скудости, на пропитание в вотчину, морскими губами (заливами) Матоцкою, Лицкою и Урскою, также губами Печенскою, Пазренскою и Навденскою, в море всеми рыбными ловлями и выметом морским, когда из моря выкинет кита или моржа или иного зверя, со всем морским берегом и его островами, с реками и речками, с пашнями и лесами, с лесными озерками и звериными ловлями, с Лопарями, какие только приписаны теперь или будут приписаны к Матоцкой и Печенской губам, со всеми угодьями заливов и с царскими денежными сборами и волостными кормами, чтобы тем монастырь мог обстроиваться и питаться. Боярам нашим Новгородским и Двинским приказным людям Усть-Кольской волости, всем приморским жителям, Карельским детям и Лопарям и всякому другому не вступаться в ту отчину, в реки, тони, рыбные ловли и угодья».
Блаж. Трифон, возвратясь в свою обитель с царскими дарами и грамотою, принес ей радость и мир. Рыбными ловлями и другими угодьями она теперь обеспечена в существовании. - Первым делом его после благодарности Господу было объявить царскую грамоту местным начальникам и старшинам. Надобно было обрадовать и новокрещенных детей своих. Средствами, привезенными из Москвы, блаж. Трифон построил для них на устье р. Паза (Паэса) храм св. Бориса и Глеба.
С 1557 г. во всем северном краю был сильный продолжительный голод. Несколько лет сряду мороз убивал посевы. Это вызвало блаж. Трифона на новые, тяжкие труды для обители. Взяв с собою несколько братьев, он ходил по Новгородскому краю из одного поселения в другое, испрашивая у Боголюбивых подаяния. Все, что получал, отсылал он на содержание братии. Так кормил он духовных детей своих целые 8 лет.
С юных лет возлюбив Господа, перенесши столько трудов и скорбей для Него в летах зрелости преподобный боялся быть неверным Ему в старости и продолжал подвизаться для Него до гроба. - Раз купил он в Коле ручные жернова и положил их себе на плечи, чтобы несть в свою обитель. Ученики просили его не мучить себя такою ношею. «Братья! сказал старец, тяжелое бремя лежит на потомках Адама, с рождения до самой смерти: к чему веселиться? Нет! Трифон! лучше повесить камень на шею твою, нежели соблазнять братию праздностью». И 158 верст от Колы до Печенской обители, дорогою то болотною, то гористою, нес он жернова на себе; мало и того, он при таком труде мало вкушал пищи.
Такими подвигами преподобный достиг великой крепости духовной. Раз медведь вошел в его келью, опрокинул квашню и начал есть тесто. Преподобный, придя к келье, сказал медведю: «Иисус Христос, Сын Божий, мой Бог, повелевает тебе выйти из кельи и стоять смирно». Медведь вышел и стал у ног преподобного. Взяв палку, преподобный наказал виновного медведя и, сказав, чтобы вперед не смел беспокоить обители, отпустил его. С того времени, прибавляет инок обители, медведи никогда не делали вреда ни оленям, ни другим животным обители.
В последние годы жизни своей преподобный часто удалялся в пустыньку, где, построив храм Успения Богоматери, проводил время в уединенной молитве.
Пред кончиною своею блаж. Трифон был тяжко болен. Наконец, близкий к смерти, сказал он братьям: «заповедую вам, погребите меня у церкви Успения Богородицы в пустыньке, куда отходил я на молчание». Глубокой старости достиг он, если почил в 1583 г.; тогда он прожил на Печенге почти 60 лет. - Он был ростом не велик, но крепок, несколько сгорблен и плешив, с длинною, седою бородою. Так говорят о нем по уцелевшей древней иконе его и по видениям!
После кончины его царь Феодор Иванович осаждал крепкий город в Ливонской стране. Осажденные Немцы, на рассвете, направили пушки свои на царский шатер, когда царь еще спал. Ему явился благолепный старец в иноческой одежде и сказал: «встань, государь, и выйди из шатра, иначе будешь убит». - Кто ты такой? спросил царь. Явившийся отвечал: «я тот Трифон, которому ты подал свою одежду, чтобы твоя милостыня предварила другие, - Господь Бог мой послал меня к тебе». Пробудившийся царь едва успел выйти из шатра, как ядро из города ударило в кровать царскую. Благочестивый Феодор возблагодарил Господа за чудное спасение свое. Он послал в обитель Печенгскую найти блажен. Трифона, но получил ответ о его кончине. Царь оказал потом милости обители. «Сказание» не определяет ни года, ни города, когда и где случилось дивное событие с царем. Но без сомнения это было под Нарвою, в феврале 1590 г. Царь Феодор был здесь с войском; Шведы упорно защищали Нарву, но она была взята.
В то же время (1590 г.) Шведы на севере опустошали поселения Русских. За неделю пред праздником Рождества Христова, говорит «сказание», они сожгли храм Успения Богородицы, где почивали мощи преподобного под спудом. Здесь замучили они праведного инока Иону. - Потом скрылись в засаде. В самый праздник, во время литургии, ворвались они в обитель Св. Троицы и, с зверскою жестокостью, начали умерщвлять иноков и послушников; одних рассекли пополам, другим отрубили руки и ноги. Иных вдоль рассекли. - Игумена Гурия и иеродиаконов мучили различно, кололи оружием, жгли на огне, допытываясь от них, где монастырская казна. - Страдальцы не сказали им о казне и разъяренные Шведы изрубили их в куски. Ограбив, что могли найти, предали они огню храмы и все здания обители. - Всех иноков погублено в обители 51 человек; послушников и рабочих - до 65 человек; остались целы только те, которых не было в обители. После того, по воле ц. Феодора монастырь, для безопасности, основался в г. Коле у Благовещенской церкви. После пожара 1619 г. он построен у города за р. Колою, но до 1675 г. два раза и здесь разоряли его Шведы.
Мощи преподобного остаются под спудом, на месте погребения их, в Печенжском Лопарском погосте, в Сретенской церкви, приписанной к Кольскому собору.
Иноки, перейдя в Колу, сохраняли такой устав: если кому из иеромонахов случалось быть вблизи прежнего места обители, непременно пел панихиду над гробом блаженного основателя обители. - Иеромонах Иона, быв здесь, не только не выполнил устава, но еще сидел на могиле старца Ионы, замученного Шведами. Когда он отъехал на несколько верст от места покоя блаж. Трифона, внезапно вся половина тела его поражена была параличом. Глубоко почувствовав свои согрешения и исповедав их пред братией, он стал молить преподобного простить его. - На четвертую ночь явились ему двое святолепных мужей, один в иноческой одежде, другой в священнической. Последний говорил: «начальник и отец мой, святой Трифон! прикоснись к больному, чтобы был он здоров». - «Ты, отец Иона, почтен саном пресвитера, отвечал Трифон, на твоей гробнице сидел он: ты и должен исцелить». Нет, возразил Иона, ты - первоначальник в этой стране и мой учитель, а я только ученик. Преподобный сказал: «если называешь меня учителем, должен ты исполнить мою волю». - Тогда Иона осенил крестным знамением пораженные части больного и сказал: «во имя Святой Троицы, молитвами препод. Трифона, будь здоров и не нарушай пределов, положенных отцами». Больной, проснувшись, почувствовал себя здоровым и увидел луч света, последовавший за отходящими святыми.
О блаж. Ионе сохранилось предание, что он был священником церкви св. Николая в г. Коле и в мире назывался Иоанном. Потеря любимого дитяти так поразила его, что он ушел в обитель блаж. Трифона и стал учеником его; он такую имел любовь к учителю своему, что после его смерти поселился при скитском храме Успения Богоматери, чтобы каждый день совершать литургию за покой усопшего. Здесь мученически убитый Шведами, положен он близ учителя своего.
Иноку Иоасафу, ослепшему от тяжкой головной боли, явился преп. Трифон и, коснувшись очам его, сказал: «во имя Св. Троицы будь здоров и прозри, но сохраняй монашество по обету». «Исцелился я и прозрел явлением преп. отца нашего Трифона!» кричал в восторге прозревший, и собравшиеся на голос его иноки прославили Господа.
Не раз преп. Трифон являлся во время бури на море и спасал погибавших.
Таков преп. Трифон, благодатию Св. Троицы!


Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (1929); сщмчч. Александра, Василия, Викторина пресвитеров (1937).




Святые Собора Кольских святых со днями памяти и годами кончины

день соборной памяти 15/28 декабря


Преподобный Трифон Печенгский (†1583 г.), 15/28 декабря.
Преподобный Феодорит Кольский († 1571 г.), 17/30 августа.
Преподобный Варлаам Керетский (†1599 г.), 6/19 ноября.
Преподобный Евфимий Карельский (†1435 г.), 18 апреля/1 мая.
Преподобномученик Иона и Герман Печенгские (†1589 г.), 2/15 декабря.
Преподобномученик игумен Гурий иже с ним убиенные 116 мучеников Печенгских (1589 г.), 9/22 декабря.
Преподобные Астерий, Авксентий и Тарасий Кашкаранские (XVI - XVII век), в соборную память15/28 декабря.
Преподобномученик Моисей (Кожин) (†1931), 25августа/7 сентября.
Преподобномученик Феодор (Абросимов) (†1940), 1/14 октября.






Собор Кольских святых
[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Собор Кольских святых
Тип праздник Русской православной церкви
Дата 28 декабря (15 декабря по Юлианскому календарю)
Празднование богослужения
Собо́р Ко́льских святы́х — праздник Русской православной церкви в честь святых, связанных с исторической территорией Кольского уезда (не совпадает с современной территорией Кольского района)[1].
Установлен с 2003 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в день памяти преподобного Трифона Печенгского, 28 декабря (15 декабря по Юлианскому календарю).
В список кольских святых входят:
Преподобный Трифон Печенгский (XVI век).
Преподобный Феодорит Кольский (XVI век).
Преподобный Варлаам Керетский (XVI век).
Священномученик Иона Печенгский (XVI век).
Преподобномученик Герман Печенгский (XVI век).
Братия Трифоновского монастыря, убиенная в 1589 году:
священномученик Гурий Печенгский;
священномученик Пахомий Печенгский;
священномученик Иосиф Печенгский;
преподобномученики Феодосии, Макарий, Геннадий, Онуфрий, Филофей, Онисим, Иов, Сампсон, Серапион, Георгий, Иустин, Савва, Спиридон, Савватий, Кирилл, Симеон, Александр, Каллистрат, Феофил, Амвросий, Герман, Даниил, Феогност, Моисей, Феодорит, Валериан, Герасим, Авраамий, Дорофей, Лонгин Ефрем, Феодосии, Паисий, Григорий, Филимон;
мученики (убиенные трудники, вкладчики и паломники монастыря) Никифор, Евсей, Прохор, Савва, Антоний, Иоаким, Конон, Евсевий, Иоанн. Орест, Иоанн, Артемий, Евграф, Феодор, Никита, Никита, Никита, Игнатий, Феодор, Димитрий, Родион, Гавриил, Константин, Константин, Иоанн, Лука, Леонтий, Феодот, Фома, Гавриил, Дементий, Артемий, Стефан, Андрей, Парфений, Никифор, Анания, Стефан, Емилиан, Филипп, Корнилий, Иоанн, Иоанн, Даниил, Стефан, Фока, Никита, Архипп, Гавриил, Иоанн, Акилина и Евфимия и иные — всего 116 мучеников Печенгских.
Преподобные Астерий (Аксий) (XV век), Авксентий (XVI век) и Тарасий Кашкаранские (XVII век).
Священномученик Моисей (Кожин) (XX век, новомученик). Преподобномученик Феодор (Абросимов) (XX век, новомученик).



АГАФОДОР сщмч. Херсонесский (пам. 7 марта) - см. Херсонесские священномученики
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)
ВАРФОЛОМЕЙ (Ратных; 1894 - 1938), прмч. (пам. 28 янв., 19 нояб.- в Соборе Крымских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером.
ВАСИЛИЙ Василий, сщмч., еп. Херсонесский (пам. 7 марта) - см. Херсонесские священномученики
ЕВГЕНИЙ Евгений , сщмч. Херсонесский (пам. 7 марта) - см. в ст. Херсонесские священномученики.
ЕЛПИДИЙ Елпидий, сщмч., еп. Херсонесский (пам. 7 марта) - см. в ст. Херсонесские священномученики
ЕФЕРИЙ Еферий, сщмч., еп. Херсонесский (пам. 7 марта) - см. в ст. Херсонесские священномученики
ЕФРЕМ Ефрем , сщмч. (пам. 7 марта), еп. Херсонесский - см. в ст. Херсонесские священномученики
ИОАНН прп. (пам. 19 мая, 26 июня, 15 дек.- в Соборе Крымских святых)
ИОАНН Александрович Блюмович (1888-1938), свящ., сщмч. (пам. 31 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Крымских святых)
ИОАНН Павлович Перебаскин (1862-1918), мч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Костромских святых)



До Рождества и Нового года - рукой подать. Радости всем душевной, веры крепкой и любви.





Комментарии (3)

Всего: 3 комментария
  
#1 | Андрей Рыбак »» | 27.12.2011 20:57
  
2
Спаси тебя Бог, Георгий.

Таких подробных календарей я еще не встречал.

Спасибо за картины в конце темы.
  
#2 | Андрей Рыбак »» | 27.12.2011 21:04
  
2
Вот и музыка к последним картинкам -

Фредерик Франсуа Шопен - Ноктюрн ми-бемоль мажор соч. 9 №2

#3 | Марина »» | 27.12.2011 22:09
  
2
Спаси Бог, Георгий.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites