9-е февраля Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438). Новосщмч. Петра (Зверева), еп. Воронежского (1929).



9-е февраля 2013г.
(27.01.2013 г. по ст.с.)

суббота 36-ой седмицы по Пятидесятнице.
Глас 2-й.


Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста (438).
Прп. Петра Египетского.
Новомч. Димитрия Константинопольского (1784) ( Греч. ).
Прп. Тита воина, монаха Киево-Печерского.
Новосщмч. Петра (Зверева), еп. Воронежского (1929).
Св.Девоты, девы, мученицы Корсиканской ( Кельт. и Брит.).
Св.Наталана, епископа Абердинширского ( Кельт. и Брит.).
Св.Наталя, игумена Ирландского( Кельт. и Брит.).



Утр. – Ин., 35 зач. (от полу́), X, 1–9. Лит. – Свт.: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16. Ряд.: 1 Кор., 156 зач., XIV, 20–25. Мф., 104 зач., XXV, 1–13.

Трапеза

Поста нет.


Богослужебные указания

Суббота. Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста.

Совершается полиелейная служба свт. Иоанна Златоуста.

На великой вечерне «Блажен муж» — 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й — 8 (первые две стихиры — дважды). «Слава» — святителя, глас тот же: «Не подоба́ше тебе́, Златоу́сте...», «И ныне» — догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная...».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя — 3.

На стиховне стихиры святителя, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» — святителя, глас 6-й: «Преподо́бне треблаже́нне...», «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Богоро́дице, Ты еси лоза́...» (см. Часослов, Богородичен 3-го часа).

По Трисвятом — тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся па́че смы́сла...».




Москва (55°45'N, 37°38'E) UTC +4

Дата:9 Февраля 2013

Начало сумерек: 08:28
Восход Солнца: 09:08
Высшая точка: 13:44
Заход Солнца: 18:21
Окончание сумерек: 19:00
Долгота дня: 09:13
Восход Луны: 08:07
Заход Луны: 17:41


Источник: http://redday.ru/sun/?d=13&m=1&y=2013&city=225
© Redday.ru






ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
Дни памяти: Январь 27, Январь 30 (3 свт.), Сентябрь 14, Ноябрь 13


Иоанн Златоуст - великий вселенский учитель и иерарх, скончался в 407 году в городе Команы на пути к месту ссылки, осужденный по проискам императрицы Евдоксии за смелое обличение пороков, царивших в Константинополе. Перенесение его честных мощей из Коман в Константинополь совершилось в 438 году, через 30 лет после смерти святителя, при сыне Евдоксии императоре Феодосии II (408 - 450).
Святитель Иоанн Златоуст пользовался горячей любовью и глубоким уважением народа, и скорбь о его безвременной кончине жила в сердцах христиан. Ученик святителя Иоанна, святой Прокл, Патриарх Константинопольский (434 - 447), совершая Богослужение в храме Святой Софии, произнес проповедь, в которой, прославляя святителя Иоанна, говорил: "О Иоанн! Жизнь твоя многотрудна, но смерть славна, гроб твой блажен и воздаяние обильно по благодати и милосердию Господа нашего Иисуса Христа. О благодать, препобеждающая пределы, место и время! Место препобедила любовь, предел уничтожила незабвенная память, и местом не ограничились чудеса святителя". Присутствовавшие в храме, глубоко тронутые словом святителя Прокла, не дали даже ему окончить проповедь и стали единодушно умолять Патриарха ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святителя Иоанна были перенесены в Константинополь. Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины. Патриарх открыл гроб: тело святителя Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя была перенесена в церковь святых Апостолов. Народ воскликнул: "Приими престол твой, отче!" Тогда Патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: "Мир всем".
В IX веке на праздник в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста написаны церковные песнопения.




ЖИТИЯ СВЯТЫХ
по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Перенесение мощей святого отца нашего Иоанна Златоустого,


Память 27 января (по ст.ст.)


После того как прошло тридцать и даже более лет со времени кончины1 великого вселенского учителя, святого Иоанна Златоустого, в городе Команах2, - святейший Прокл, бывший некогда учеником его, а затем заместителем, его престола3, совершая летом, в память его, богослужение в Великой Константинопольской церкви, произнес слово к народу, прославляя угодника Божьего многими похвалами.

"Никто не может, - говорил он, - восхвалить святого Иоанна по достоинству, - разве только другой бы такой же Иоанн ныне явился. Подобно переполненной водами реке, память его, слагающаяся из воспоминания его бесчисленных трудов, подвигов и наставлений, напаяет души верных. В нем сияют лучи благодати Божьей, в которых одному с ясностью является солнце Божества, другому представляется очищение православия от ересей, иному показывается гибель идолов, для иного обнаруживается лживость заблуждений, иной видит утверждение веры и исправление нравов, для иного блистают небесные венцы. О, архиерей, память которого подобна исполненному благоуханий воздуху! О, имя Иоанново, соответствующее делам! О прозвание Златоустым, явственно показывающее, каким он был в проповеди слова Божьего! О, язык, высший небес! О, учитель, распространяющий евангельские громы! Это - Иоанн, подобный Иоанну Предтече Господнему, проповедовавшему покаяние. Тот был проповедник, этот - богогласная труба. Тот был непоколебим, этот непобедим. Тот - девственник, этот - защитник чистоты. Тот крестил в пустыне, этот в городе расстилал мысленные сети. Тот обличал прелюбодея, этот грозно обличал хищников. Тот был брошен в темницу, этот заточен в изгнании. Тот был усечен мечом, этот желал принять такую же смерть за истину. Много у него было подвигов на земле; много венцов уготовано ему на небе. Иоанн ныне взывает вместе со святым апостолом Павлом: я - Христово благоухание (2Кор.2:15), ибо я все места очистил от заблуждений, как бы от зловония: в Ефесе я устранил обманы Мида, во Фригии матерь ложных богов я сделал бесчадною, в Кесарии я разорил народные блудилища, в Сирии я упразднил богопротивные сонмища, в Персии я посеял семя благочестия. Повсюду я насадил корни православной веры; весь мир посредством своего учения я просветил познанием Бога. Составляя книги, я всюду распространил сети спасения. С Иоанном Богословом я богословствовал о Слове Отчем. Вместе с рыбарями я бросил в мир мрежи православия. - О, Иоанн! Жизнь твоя по истине была исполнена скорби, но смерть твоя почетна, гроб твой славен, награда твоя велика!"

Когда беседовал так Святой Прокл в церкви, народ, горевший любовью к святому Иоанну Златоустому, не мог дождаться конца беседы, но громким голосом все, точно одними устами, взывали к святейшему Проклу, прося его поторопиться возвращением святых мощей Иоанна из Коман в Константинополь. Громкие клики раздавались в церкви так долго, что патриарх не мог окончить своей беседы. Тотчас после отпуска церковного, святейший Прокл отправился к царю Феодосию4, сыну Аркадия, внуку Феодосия Великого, и просил его о перенесении честных мощей Иоанна Златоустого, говоря:

- Возврати, царь, евангельски родившего тебя святым крещением и святительскими руками внесшего тебя в церковь, как некогда старец Симеон Господа. Церковь взывает к тебе: красота моя поблекла, уста закрылись, великолепие омрачилось. Дикий вепрь растерзал пастырей Златоустовых овец, и кровожадные звери уничтожили плоды уст моих.
Зависть осквернила святыню служителя моего; как в лесной дубраве секирами, отсекли его от меня и заключили его в гробе молчания. Друзья еретиков говорили между собою: заградим уста, говорившие многое против нас. Посрамим его речи, ибо никто уже не сможет так учить и никто уже не возразит нам. Доколе, царь, будет враг поносить меня ради Златоустого? Возврати мне того, который был подобием Жениха моего Христа. Даруй мне, своей матери, твоего духовного отца. Хотя и отстранила его от меня твоя плотская мать, но ты не следуй ее немилостивому сердцу и дурному намерению, а поревнуй святыне духа, без которой никто не увидит Господа. Прошла слава Евдоксии5, а Церковь всегда пребывает. Я - твоя мать на вечные времена. Дай мне возможность повсеместно распространять радость возвращением Златоустого, и ты будешь иметь во мне ходатаицу о тебе пред Богом. Приобрети душу Златоустого в качестве молитвенницы о тебе. Будь сыном правды, утверждаемым отеческою молитвою!
Так, сказав многое от лица Церкви, он склонил царя к согласию. Были посланы в Команы почетнейшие мужи с серебряною ракою, чтобы перенести святые мощи Иоанна Златоустого с великим почетом. Когда они прибыли туда и показали царское послание команскому епископу и всему народу, наступила великая скорбь между людьми, печаль и рыдание по поводу лишения такого Великого сокровища. Народ не хотел отдавать святых мощей. Много рассуждали по этому поводу; однако, не могли противиться царскому повелению. Когда же посланные царем люди хотели взять из гроба святые мощи, они тотчас стали тяжелее камня и всякой другой тяжести, так что, при всех усилиях, невозможно было сдвинуть их с места. Посланные много потрудились, но ничего не достигли. Поняв из этого, что святой не соизволяет, чтобы его мощи были взяты оттуда, они тотчас письменно известили об этом царя. Царь, посоветовавшись с святейшим патриархом и другими святыми мужами, понял свою ошибку, - именно, что он не с молением, а с повелением послал взять из Коман мощи святого Иоанна. Он задумал написать к нему послание, как бы к живому, прося прощения за свое дерзновение и умоляя его, чтобы он соизволил возвратиться на свой престол и утешить свое стадо. Он написал своею рукою следующее:
"Вселенскому учителю и духовному моему отцу, святому Иоанну Златоустому, Феодосий царь: твое честное тело, честнейший отец, признав как бы бездушным, подобно телам прочих умерших, я повелел немедленно перенести к нам, но не получил желаемого по причине моего недостоинства. Ныне же к тебе, как к живому, посылаю сию мою собственноручную просьбу и с верою прошу прощения мне и людям твоим. Прости мне дерзновенно предпринятое начинание, покрыв его глубиною твоей мудрости. Ты, учивший всех покаянию, прости кающегося. Как детям, любящим отца, возврати нам отца и обрадуй пришествием твоим любящих тебя. Помимо великой нужды, усердно умоляю тебя придти к нам, а не повелеваю. Не посрами меня вторично, честнейший отец! Даруй себя желающим тебя видеть: возвратись с миром к себе, и свои примут тебя с любовью".
Написав это послание, царь отдал его скороходам и повелел, открыв гроб святого, положить его на груди святого и затем совершить всенощное бдение. Когда присланное царем в Команы царское письмо было положено на груди святого Иоанна и когда, затем, по совершении всенощного бдения, царские мужи коснулись честных мощей, Святой тотчас отдался им: он стал так же естественно легок, как и был. Присланные обрадовались и, взяв из гроба честные мощи, положили их в царскую раку. Там находился один убогий человек, имевший от укушения змеи хромую ногу и живший при церквах, прося милостыни. Он взял небольшой покров от гроба святого и отер им свою ногу. Тотчас нога его стала крепка, как и другая, и он стал ходить, прославляя Бога. Весь народ собрался со свечами для поклонения честным мощам святого и проводил их, при перенесении, с обильными слезами и рыданиями. Царские люди отправились в путь и, прошедши беспрепятственно большое расстояние, достигли Халкидонской пристани6. На встречу святым мощам вышли царь со всем синклитом, патриарх с клиром и бесчисленное множество народа, севшего на корабли. Был приготовлен особый царский корабль для принятия честных мощей Иоанна, в который и была поставлена рака с мощами. Когда возвращались в Константинополь, поднялась внезапно, по Божьему попущению, буря на море. Все корабли были разбросаны туда и сюда; корабль же, на котором была рака с мощами святого, лишившись руля, носился сам по себе, невидимо управляемый не человеческою рукою, а Божьей силою. Он пристал к берегу в том месте, где находился виноградник вдовицы, за который Святой Иоанн Златоустый претерпел столько бедствий и самое изгнание. Так он и по смерти явил ревность по правде и изобличил неправедно причиненную обиду. Тотчас море затихло, корабли сошлись в одно место неповрежденными, и никто не пострадал от морского волнения.
Когда рака с мощами была перенесена с корабля на берег, поднялся весь город и вышел со свечами, кадилами и песнопениями. Клирики, взяв раку, внесли ее первоначально в церковь святого апостола Фомы, а затем в церковь Ирины, иначе называемую церковью мира Христова. Здесь царь и патриарх открыли раку и нашли тело святого Иоанна подобным виноградной лозе, цветущим красотою и нетлением и издающим великое благоухание. Царь, сняв свою багряницу, простер ее над мощами, а затем, припав на перси святого, со слезами говорил:

- Прости, отче, прегрешение, причиненное тебе завистью. Не считай меня сообщником греха моей матери и не допусти, чтобы я страдал от оскомины за родительскую невоздержность. Хотя я и сын твоей гонительницы, однако, я неповинен в причиненном тебе бедствии. Прости ей согрешение, чтобы и я был свободен от упрека, тяготеющего на ней. Преклоняю свой сан к ногам твоим и всю мою власть подчиняю твоему молению. Прости оскорбившую тебя безрассудным насилием, ибо она раскаялась в сделанном тебе и просит прощения, обращаясь к тебе со смирением моими устами так: помяни, отче, твое учительное слово о непамятозлобии и сам забудь мою злобу. Я хочу восстать от падения, но подай мне руку, ты, говоривший: если кто пал однажды, встань и спасешься. Я не могу перенести твоего недовольства мною; даже гроб мой сотрясается, сокрушая мои кости. Боюсь я и вечной казни и того, чтобы не быть устраненною от стояния одесную на страшном суде Христовом. Многих спас ты своими поучениями; да не буду я одна лишена того же спасения. Не оставь меня, зовущей тебе в след, но отомсти за меня врагу моему - дьяволу, ибо это он научил меня оскорбить тебя, как некогда научил Еву согрешить Богу. Не гневайся на меня, незлобивый; непамятозлобствовавший в жизни тленной, не памятозлобствуй и в нетленной. если я, живя временною жизнью, причинила тебе зло, то ты, живя вечною жизнью, будь полезен душе моей. Миновала моя слава, и ничто мне не помогло; помоги же мне ты, отче, во славе своей, которую ты принял от Бога, и прежде чем я буду осуждена на страшном суде Христовом, прости меня безответную.
Говоря эти слова от лица своей матери, царь не переставал плакать, но орошал слезами тело святого, и лобызал его со страхом. Также и святейший Прокл, с любовью лобызая тело святого, взывал:

- Радуйся, христолюбивый отче, сладчайший учитель! Я твое чадо, воспитавшееся от твоего духовного млека. Как ты был прежде меня пастырем, так и ныне ты пастырь: мои овцы суть твои; на твоей пажити доселе питается твое стадо и, стремясь к тебе, не желает следовать другим пастырям. Яви же нам лице твое, и снова заставь услышать голос твой.
Весь народ стремился хотя прикоснуться только к честной раки святого и не отходил от нее день и ночь. На утро мощи святого были возложены на царскую колесницу и отвезены с великою честью и славою в великую соборную церковь святых Апостолов. Когда рака была внесена внутрь и поставлена на патриаршем престоле, весь народ восклицал как бы едиными устами:

- Прими престол свой, отче!

Тогда патриарх Прокл, а с ним и многие достойнейшие мужи увидели, что Святой Иоанн, раздвинул свои мертвые уста, как бы живой, произнес архиепископское благо желание:

- Мир Всем!

Во время совершения святой литургии, много чудесных исцелений было подаваемо от святых Златоустовых мощей болящим, а равно и гроб царицы Евдоксии остановился от своего долговременного сотрясения. Пресвитеры положили святое тело Иоанна в алтаре под жертвенником, с весельем и радостью прославляя Христа Бога, с Отцом и Святым Духом превозносимого во веки. Аминь.

Тропарь, глас 2:

Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сника, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак, глас 1:

Возвеселися таинственно честная церковь, возвращением честных твоих мощей, и сия сокрывши яко злато многоценное, поющым тя неоскудно подавает молитвами твоими исцелений благодать, Иоанне Златоусте.

________________________________________________________________________

1 Святой Иоанн Златоустый скончался в 407 году, около 60 лет от роду. Архиепископом Константинопольским он был шесть с половиною лет, в заточении провел три года и три месяца. (Ради праздника Воздвижения Креста Господня, Церковь совершает память святого Иоанна Златоустого не в 14-й День сентября, когда святитель преставился, но в и3-й День ноября Кроме сего, память Златоустого чествуется еще 30-го января вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом (См о сем под 30-м числом сего месяца).
2 Команы - город в провинции Понт, на северо-востоке Малой Азии, ныне на этого города - одни развалины.
3 С 437 по 445 г. - Память его празднуется Церковью 20-го ноября.
4 Император Феодосий II Младший царствовал с 408 по 450 год.
5 Евдоксия, - жена императора Аркадия; она особенно сильно враждовала против Иоанна Златоустого и ненавидела его за его обличительные речи. Ее старанием и происками Святой Иоанн был лишен архиепископского престола и заточен в Команы.
6 Халкидон находился против Константинополя, на Азиатском берегу Босфора.








АКАФИСТ ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦУ НАШЕМУ ИОАННУ, АРХИЕПИСКОПУ КОНСТАНТИНА ГРАДА, ЗЛАТОУСТОМУ

27 января/9 февраля - перенесение мощей (438);
30 января/12 февраля - собор трех вселенских учителей и святителей;
14/27 сентября - преставление (407);
13/26 ноября - день памяти.



Кондак 1
Возбранный вождю Церкве Христовы, златословесный учителю Иоанне! От юности добродетельми украсився, добре потрудился еси, и за Имя Христово гонение претерпев, во изгнании житие скончал еси: сего ради на небесех сугубо прославлен еси, мудрый чина Церковнаго устроителю. Темже и мы умиленне чтим тя зовуще: Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Икос 1

Ангельский образ нося, во плоти аки безплотен пожил еси, Иоанне: во спасение бо братий многия труды подъемля, делы добрыми Отца Небеснаго прославил еси. Темже ти глаголем: Радуйся, Церкве Православныя украшение; Радуйся, родителей именитых чадо благословенное. Радуйся, еще во отрочестве от матере твоея любовию ко слову Божию напоенный; Радуйся, от юности разум игу Христову покоривый. Радуйся, Богови усердно послуживый; Радуйся, вселенныя учителю. Радуйся, христиан всех времен в молитвах наставниче; Радуйся, жития иноческаго в Цареграде обновителю. Радуйся, готфов и скифов просветителю; Радуйся, богоукрепленный правды ревнителю. Радуйся, вшедый в радость Господа твоего; Радуйся, усердный о нас предстателю. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 2

Видя Христос родителей твоих Секунда и Анфусы житие чистое, благоволи я прославити, и тя, Иоанне, има во утешение дарова; да вернии, добродетели твоя поминающе, превозносят чету праведную, тя израстившую, и, той ревнующе, поют Богови: Аллилуиа.

Икос 2

Разум учением умудривый, сердцем же во благочестии от младости воспитанный, радость и утешение был еси, Иоанне, матери твоей, егда супруга своего и дщере лишися. Темже приносим тебе хвалы сицевыя: Радуйся, отроком звездо благонравия; Радуйся, ангела хранителя увеселение. Радуйся, яко того николиже опечалил еси; Радуйся, присных любимиче. Радуйся, во учении преспевавый и тем мудрецы мира сего удививый; Радуйся, яко, еще ученик сый, Анфимиа богохульника посрамил и вразумил еси. Радуйся, угнетенных слезы горькия в судех узревый; Радуйся, от творящих беззакония уклонивыйся. Радуйся, пути незлобия спасительнаго взыскавый; Радуйся, по успении матере в пустыню заключивыйся. Радуйся, тамо за родители преставльшияся Богови усердно моливыйся; Радуйся, яко тии днесь, со Владычицею и святыми ликующе, от земнородных величаются и хвалятся. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 3

Силы, во еже словом и делом Христу работати стяжал еси, Иоанне, аки тезоименный ти Предтеча, в пустыни. Тамо бо, постом страсти плотския умертвив, молитвою дух окрилил еси и, яко воин, противу князя власти воздушныя во вся оружия Божия облеклся еси, со упованием поя Богу крепкому: Аллилуиа.

Икос 3

Имея власяницу и пояс усмен о чреслех, Крестителя Христова ревнителю, былием питался еси, Иоанне, в пустыни, из неяже, яко муж силы исполнь, изшел еси. Темже вопием ти: Радуйся, воздержанием Илии Пророку уподобивыйся; Радуйся, нищеты Христовы подражателю. Радуйся, целомудрием неможение телесе укрепивый; Радуйся, богомыслием уныние отгнавый. Радуйся, памятию всеведения Божия сердце непорочно соблюдый; Радуйся, бдением козни бесовския посрамивый. Радуйся, искушения сам победивый и иныя последи томужде научивый; Радуйся, в делании духовнем подвизающихся мудрый укрепителю. Радуйся, друга твоего Феодора от падения греховнаго удержавый; Радуйся, друга твоего епископа Василия во служении утвердивый. Радуйся, от мира изгнанным пристанища тихаго указателю; Радуйся, иноческаго жития защитниче. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 4

Бурю искушений новую победил еси, Иоанне, в пещере един вселився; болезни же ради из пустыни изшед во Антиохию, от святаго Мелетиа во диакона поставлен был еси и попечению о неимущих ревностно предался еси. Еже видяще, вернии радостно пояху Богови: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав от верных о тебе речи хвалебныя, святый Флавиан по достоянию благодать священства низведе на тя, Иоанне. Темже людие антиохийстии веселяхуся и, труды твоя праведно чтуще, тако тя величаху: Радуйся, о себе попечение всякое отвергий; Радуйся, убогим покрове. Радуйся, теплое сирым прибежище; Радуйся, скорбей утолителю. Радуйся, о людских невежествиих печальниче; Радуйся, девственнаго жития сладкогласный ублажателю. Радуйся, многи иудеи просветивый; Радуйся, искавшия спасения правым учением оглашавый. Радуйся, житием твоим сего учения не посрамивый; Радуйся, благочестия светильниче. Радуйся, Апостолом единонравниче; Радуйся, яко праведно дадеся ти жребий пастырскаго о душах попечения. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 5

Боготочною кровию от вечныя смерти искупленныя соблюдая, егда сан священства приял еси, Иоанне, дело благовестника трезвяся добре сотворил еси, обличая, запрещая, умоляя со всяким долготерпением и учением и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя нестроения во граде, скорбя же о сем, покоя не познал еси, Иоанне, неверныя бо благовестием оглашал еси, верныя же таинствы церковными освящая и тайнам веры уча, достойно стяжал еси имя Златая уста, слышав от всех сицевая: Радуйся, пастырю добрый; Радуйся, святым крещением многа чада Церкви Христове породивый. Радуйся, помазанием мира печать дара Духа Святаго тем даровавый; Радуйся, святейшия трапезы предстоятелю умиленный. Радуйся, пищею нетления чада твоя питавый; Радуйся, покаянием сердец очистителю. Радуйся, супружеств о Господе сочетателю; Радуйся, елеа помазанием целителю. Радуйся, слова Божия неложный истолкователю; Радуйся, ересей мощный обличителю. Радуйся, глубокий кладязю истиннаго богословия; Радуйся, яко притяжал еси паствы сердца, любве к тебе исполненная. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 6

Проповедник покаяния наипаче явился еси, Иоанне, егда людие антиохийстии, царя подобие низвергше, гневу того достойно подпадоша. Божиим бо милосердием утешая, ко исправлению жития словесы твоими влекл еси вся, во еже сердцем чистым пети Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия Антиохия радостию, егда по словеси твоему беззакония своя оплакавши, царево прощение получи. Обаче скорбию омрачися вскоре, с тобою разлучаема: во архиепископа бо Царюграду призван был еси, Иоанне. Темже тебе вопием: Радуйся, аки Исаиа, скорбьми града отеческого поболевый; Радуйся, аки Иеремиа, злонравие людское оплакавый. Радуйся, аки Иезекииль, беззаконники ко обращению призывавый; Радуйся, молние, гордыню низложившая. Радуйся, громе, беззаконно жившия устрашивый; Радуйся, корыстолюбия обличителю. Радуйся, пагубу тщеславия показавый; Радуйся, студнаго еллинскаго многобожия посрамителю. Радуйся, смятенных сердец умирителю; Радуйся, споспешниче епископу Флавиану, старцу праведному. Радуйся, со пустынножители царския приставники на милость преклонивый; Радуйся, Ионе, Ниневию спасшему, равный. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 7

Хотя церковь Цареградскую, аки невесту Христову, достойно украсити, во благолепие вся привел еси, Иоанне. Всенощными бо бдении от сборищ арианских верныя отвратил еси и чин Божественныя литургии мудре устроил еси яко благовонное миро, источив молитвы, имиже назидающеся, о тебе Богови поем: Аллилуиа.

Икос 7

Новое знамение милости Божия бысть о тебе, святителю: молитвами бо твоими вернии всех времен, Богови беседующе, во спасение умудряются. Приими убо от нас сицевыя хвалы: Радуйся, аки Давид, словесы молитвенными Церковь Божию обогативый; Радуйся, аки брат Божий Иаков, чин Божественныя литургии написавый. Радуйся, в томже Великому Василию подражавый; Радуйся, Духа Святаго приятелище. Радуйся, тобою бо Дух Святый написа словеса спасительная; Радуйся, яко молитвами твоими, от сна воставше, Отца благодарим. Радуйся, яко твоими словесы, ко сну грядуще, от Духа Святаго прегрешений оставления просим; Радуйся, яко усты твоими Сына Божия умоляем, да не в суд причастие Божественных Тайн приимем. Радуйся, рабе Божий, уничиженныя на вечерю Христову глашаяй; Радуйся, проповедниче Распятаго на кресте за мирский живот и спасение. Радуйся, яко в слово твое, аки в ризы позлащены, тайны веры одеяшася; Радуйся, песнотворче и вития дивный. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 8

Странник во юдоли земней быв, смирения, воздержания и чистоты образ показал еси, Иоанне, житием во царствующем граде: тамо бо обители иноческия обновил и создал еси, и уставы жития монашескаго дал еси девам непорочным; от нихже, аки фимиам благовонный, вознесеся Богови песнь великая: Аллилуиа.

Икос 8

Всею душею Христови работая, человеком угождати не восхотел еси, Иоанне. Именитым бо вечери устрояти престав, убогим трапезы умножил еси, странноприимницы же и безмездныя врачебницы недужным создав, научил еси пети тебе: Радуйся, Николаа, святителя Мирликийскаго, соревнователю; Радуйся, стяжавый смирением высокая. Радуйся, приобретый нищетою богатая; Радуйся, сими добродетельми иноком образ бывый. Радуйся, гладных питателю; Радуйся, аки Авраам, странныя приимавый. Радуйся, безприютных сирот приятелище; Радуйся, безпомощных старцев и стариц попечителю. Радуйся, избытки своя неимущим расточивый; Радуйся, яко коемуждо в горестех, аки ангел утешитель, являлся еси. Радуйся, руки богатых на благодеяния отверзавый; Радуйся, яко о глубине милосердия твоего Мати Божия возрадовася. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 9

Всяк язык спасти хотя, проповедники Евангелия ко скифом, праотцем нашим, послал еси Иоанне, из Константина града, в немже храм во имя Апостола Павла создал еси готфом, да и тии, ересь ариеву отвергше, православными усты поют Богови: Аллилуиа.

Икос 9

Витии православия к неверным послав, к церквам верных, во Асии сущим, сам подвиглся еси, Иоанне, и тыя посещая, нерадивыя обличая, усердныя же похваляя, вся смотрительне устроил еси. Темже тя славим: Радуйся, православия светило; Радуйся, пастырю добрый, о заблуждших овцах попекийся. Радуйся, яко в земли скифстей днесь имя твое прославляется; Радуйся, яко во имя твое церкви Божия зде воздвизаются. Радуйся, служения апостольскаго причастниче; Радуйся, по словеси Апостола Петра стадо Божие пасый. Радуйся, не нуждею, но волею и по Бозе сие посещавый; Радуйся, мздоимства твердый искоренителю. Радуйся, правил церковных нелицеприятный блюстителю; Радуйся, ленивыя рабы праведно изгнавый. Радуйся, яко во благое трудившиися от тебе похвалишася и укрепишася; Радуйся, Церкве испытанный управителю. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 10

Спасению паствы твоея служити не престал еси Иоанне, от Асии в Царьград возвратився. Егда же царицы и именитых злонравное житие обличати безбоязненне начал еси, скорби многи приял еси; тобою бо обличаемии, не могуще абие яве заградити праведная уста твоя, тайно ковы деяху, во еже погубити тя, чисте Богови взывающа: Аллилуиа.

Икос 10

Стена невинно гонимым иноком явился еси, Иоанне: сего ради яве обнажися злоба велия, юже врази на тя имеяху. Льстивый бо Феофил со царицею нечестиво на соборищи оболга и низложи тя, не помянув трудов твоих во благо отечествия. Мы же сия благодарне воспоминаем, глаголюще: Радуйся, дивную любовь ко отечеству земному показавый; Радуйся, Царяграда от варварского нашествия свободителю. Радуйся, Гаины, грознаго вождя готфскаго, укротителю; Радуйся, милостей древних, церкви царьми дарованных, охранителю. Радуйся, Евтропию властному убежище церковное отъяти не попускавый; Радуйся, последи в сем убежищи тогожде Евтропия гонима спасый. Радуйся, ограждения ради Нитрийских иноков неправды соборища беззаконнаго кротце претерпевый; Радуйся, яко слово Писания: "Любы долготерпит",- на тебе оправдася. Радуйся, ополчатися за тя присным воспретивый; Радуйся, меча противу врагов неподъемый. Радуйся, властем повинувыйся и сего ради волею в руки воинов нощию предавыйся; Радуйся, из отечествия правды ради изгнанный. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 11

Пением радостным изменися вскоре плачь паствы твоея, доблий страдальче: во изгнание бо влекому ти, внезапу гром возгреме, молния возблиста и, ветром шумящим, земля поколебася. Яже видящи и трепещущи, царица раскаяся и честне тя возврати, смиренно вопиющи Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светлую православия свещу, сугубо царица возненавиде тя вскоре, егда обличил еси ю, подобие свое близ храма поставльшую: сего ради, сторицею осужденный, в Кукузе, веси дальней и малей, заточен был еси, Иоанне. Приими убо от нас сицевыя хвалы: Радуйся, по словеси Иеремиину от юности ярем Божий подъемый; Радуйся, по глаголу Христову, руку делания на рало духовное возложивый. Радуйся, до конца вспять не отвративыйся; Радуйся, противу царицы злонравныя возгремевый. Радуйся, тою, аки Креститель Иродиадою, возненавиденный; Радуйся, от убийц незримо ангелом спасенный. Радуйся, в дому твоем любовию паствы твоея хранимый; Радуйся, клевретами неправедных судей уничиженный. Радуйся, в заточение со смирением безропотно шедый; Радуйся, верными оплаканный. Радуйся, за Господа распятаго изъязвленный и заушенный; Радуйся, яко мученицы со Предтечею на небесех о терпении твоем ликоваху. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 12

Благодать Божия и во изгнании соблюдаше тя, Иоанне, тамо бо, аки Павел святый во узах, финикияном и персом Евангелие возвещал еси, посланьми верныя утешая. И тако упасл еси Церковь даже до дне, воньже златая уста твоя изрекоша словеса последняя: слава Богу за вся! Душа же твоя на небеса пренесена бысть святыми ангелы, победне вопиющими: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще радостно, вернии пренесоша святыя мощи твоя, Иоанне, в Царьград, отнюдуже слава твоя пройде до последних земли и обыде всю вселенную, учащи всех пети тебе сице: Радуйся, странниче, во отечествие небесное вшедый; Радуйся, всех церквей молитвами напутствованный. Радуйся, на пути в Пифиунт дальний в Команех течение скончавый; Радуйся, яко кончину ти предрече священномученик Василиск. Радуйся, от сего услышавый: "Брате, заутра купно обрящемся"; Радуйся, Святых Тайн приятием к восхождению в рай укрепивыйся. Радуйся, яко душа твоя от многотруднаго телесе тихо разлучися; Радуйся, яко тление не прикоснуся костем твоим. Радуйся, яко на сих во храмех жертва безкровная днесь возносится; Радуйся, небесных высот обитателю, светом невечерним осиянный. Радуйся, яко со святыми Василием Великим и Григорием Богословом явлься, восхваляти тя купно со онеми вся научил еси; Радуйся, славо Церкве вселенския. Радуйся, святителю великий Иоанне Златоусте.

Кондак 13

О святителю великий Иоанне Златоусте! Призри с небесных высот на ны, долу поверженныя, и прием сие от любве нашея приносимое ти хваление, умоли Господа Бога, да излиет на ны благодать Свою, немощная врачующую, сущия во православии укрепит, отпадшия же от Церкве паки в лоно тоя приведет, благоутробием Своим оскудевающая восполняя, и всех сподобит с тобою и всеми святыми пети Ему во веки: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)





МОЛИТВА ПЕРВАЯ

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком - послушания образ, юным - целомудрия светило, мужем - трудолюбия наставник, старым - незлобия учитель, иноком - воздержания правило, молящимся - вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим - ума просветитель, витиям доброглаголивым - слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим - милосердия звезда, начальствующим - правления мудраго образ, правды ревнителем - дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым - терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси, и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими, отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


МОЛИТВА ВТОРАЯ

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси, сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Мы же, грешнии (имена), по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку злобу, недоброжелательство, гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Тропарь, глас 8

Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим.


Кондак, глас 6

От небес приял еси Божественную благодать и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко божественная являя. Величание Величаем тя, святителю отче Иоанне, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.










ПРЕПОДОБНЫЙ ПЕТР ЕГИПЕТСКИЙ

Память 27 января (по ст.ст.)



Петр Египетский (+ ок. 400), преподобный, ученик преподобного Лота, скончался мирно около 400 года.






НОВОСВЯЩЕННОМУЧЕНИК ДМИТРИЙ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Память 27 января (по ст.ст.)



Димитрий Галатский (+ 1784), мученик, пострадал от турок в 1784 году.






ПРЕПОДОБНЫЙ ТИТ ВОИН

— Преподобный печерский; в житиях о нем рассказывается, что в молодости он был воином и во время одного похода опасно ранен в голову. Несколько оправившись от полученной раны, Т. пришел в Киевский Печерский монастырь и принят был в число иноков. Т. изображается в Житиях святых как строгий отшельник, ведший постоянную и упорную борьбу с плотью, часто подвергавшийся искушениям дьявола, но стойко выдерживавший их; о нем говорится, что еще при жизни он получил отпущение грехов. Время его жизни неизвестно. Мощи Т. почивают в пещере препод. Антония в Киевском Печерском монастыре; память его чтится 28 августа; служба общая.
Евгений Болховитинов, "писание Киево-Печерской лавры", Киев 1826, стр. 89. — Д. И. Протопопов, "Жития святых", Москва 1885, август, стр. 433—434. — Сергий, "Полный месяцеслов Востока", СПб. 1875—76, т. II, ч. І, стр. 226. — "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Эфррна. 1-е изд. полут. 65, стр. 259. — Амвросий, "История российской иерархии", Москва 1807—1815, т. I, стр. 814. — "Киевская Старина", 1886, № 8, стр. 630.







НОВОСВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЕТР(ЗВЕРЕВ), ЕПИСКОП ВОРОНЕЖСКИЙ

Память 27 января (по ст.ст.)




Архиепископ Петр (Зверев Василий Константинович) родился 18 февраля 1878 года в Москве в семье священника, служившего настоятелем храма Александра Невского при доме Московского генерал-губернатора, а затем в Сергиевом храме Чудова монастыря в Кремле. Василий был третьим из четырех детей в семье. В 1895 году Василий окончил гимназию и три года учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1899 году он поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1902 году со степенью кандидата богословия за диссертацию “Экзегетический анализ первых двух глав послания апостола Павла к Евреям”. В 1900 году Василий Зверев принял монашество с именем Петра и был рукоположен во иеромонаха.

В 1902 году иеромонах Петр назначен преподавателем Орловской духовной семинарии, в 1903 году переведен священником Владимирской церкви при Московском епархиальном доме и одновременно определен епархиальным миссионером. В 1907 году Петр стал инспектором Новгородской духовной семинарии. В 1909 году он назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Белеве Тульской епархии. 8 августа 1910 года преосвященным Парфением (Левицким; †1921) он возведен в сан архимандрита. Монастырь находился недалеко от знаменитой Оптиной пустыни. И настоятель мог постоянно общаться с оптинскими старцами.

В октябре 1916 года Святейший Синод распорядился направить архимандрита Петра в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского; †1935) для миссионерской службы в Северо-Американской епархии. Однако поездка не состоялась и в конце того же года Петр уехал проповедником на фронт, где пробыл до Февральской революции 1917 года. В 1917 году Петр был переведен настоятелем Тверского Успенского Желтикова монастыря. В первые же месяцы после Октябрьского переворота ему пришлось столкнуться с карательными органами: в декабре тверская губчека взяла его в качестве заложника. Пока судьба была к нему милостивой: пребывание в тюремной камере оказалось кратковременным.

14 февраля 1919 года Петр удостоился сана викарного епископа Балахнинского Нижегородской епархии. Его хиротонию в Москве проводил сам Святейший Патриарх Тихон (Белавин; †1925; святитель-исповедник). В Нижнем Новгороде епископ жил в Печерском монастыре на берегу Волги. В мае 1921 года последовал новый арест по обвинению в разжигании религиозного фанатизма. Епископа Петра отправили сначала в Москву, оттуда в Петроград. 4 января 1922 года он был освобожден по заступничеству верующих.

В январе 1922 года Петр был назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии. В городе он поселился в хорошо ему знакомом Успенском монастыре. В отсутствие правящего архиерея, архиепископа Серафима (Александрова; †1937), Петр возглавлял епархию. 31 марта 1922 года он обратился к пастве к призывом жертвовать на нужды голодающих в Поволжье и распорядился передавать из храмов все ценные вещи, кроме предметов, необходимых для священнослужения. Сам он все время служил как простой священник. Летом 1922 года епископ Петр осудил возникшее обновленческое движение. 24 ноября 1922 года он был арестован и выслан в Туркестан на два года, местом его пребывания определили город Перовск.
В 1924 году епископа Петра освободили, в конце года он прибыл в Москву, есть упоминание о том, что какое-то время он управлял Московской епархией. 16 июля 1925 года Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Крутицким Петром (Полянским; †1937; впоследствии прославленным как священномученик) он был послан в Воронеж в помощь престарелому митрополиту Владимиру (Шимковичу) в качестве викария. Епископ Петр служил в Троицкой церкви на Терновой поляне и в Преображенском церкви Покровского Девичьего монастыря. Его богослужения собирали большое число верующих, с любовью и почитанием относившихся к владыке. 23 ноября 1925 года Петр был вызван в Москву и покинул Воронеж.

10 января 1926 года преосвященный приехал на похороны митрополита Владимира (Шимковича). Погребение митрополита переросло в собрание верующих, которые пожелали видеть на воронежской кафедре епископа Петра. Выбор был утвержден в январе 1926 года Местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским; †1944; впоследствии – Патриарх Московский и всея Руси), который возвел Петра в сан архиепископа.

Человек твердых религиозных убеждений и моральных устоев, владыка Петр был прекрасным оратором и проповедником. Его истовые богослужения в церкви Алексеевского Акатова мужского монастыря собирали множество верующих. Высокий авторитет архиепископа Петра привел к тому, что в том же 1926 году начался массовый отход верующих от «обновленчества» и возврат приходов в лоно патриаршей церкви. В этой миссии владыке сослуживал, увещевал священников-обновленцев и принимал их покаяния о. Иоанн Андреевский (1875–1961), позднее ушедший в Катакомбную Церковь. Предвидя крах своих надежд на внутрицерковный раскол, власти предпринимают ответные меры. Уже в конце января 1926 года владыку Петра вызывают в милицию и расспрашивают о взаимоотношениях с различными группами верующих. Его почитатели создают группу из 10–12 человек для охраны владыки днем и ночью (он жил в частном доме, недалеко от монастыря), пытаются устроить манифестацию в защиту его от административного произвола, добиваются встречи с представителем облисполкома Шаровым и начальником местного ГПУ Шевелевым с требованием “не беспокоить нашего архиепископа”. При очередной попытке в августе допросить архиерея за ним следом пришло около трехсот верующих. Как свидетельствовал в своем рапорте милиционер Пустовалов, четверо из сопровождающих вторглись в его кабинет. Попытки арестовать “зачинщиков” натолкнулись на яростное сопротивление женщин. Толпу рассеял прибывший конный резерв милиции. В последующие дни дом владыки стал местом паломничества паствы. 16 и 17 октября 1926 года, во время вызовов Петра в ГПУ, его вновь сопровождали верующие, из толпы слышались крики: “по колено в крови будем, а епископа не дадим”. “Зверев в ГПУ держался вызывающе, говорил, что чекисты идут против народа, волнуют его и раздражают, и что с ними и говорить не будет: пускай они (чекисты) вывертываются как хотят перед разгневанным народом”. При выезде Петра по требованию властей в Москву на вокзале его провожало столь огромное скопление верующих, что “для предотвращения беспорядков” была задействована не только вся милиция, но и милицейская школа.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения советской охранки, стала телеграмма в адрес 15-й партконференции, подписанная от имени верующих девятью рабочими. В ней говорилось: “Через местное воронежское ГПУ Тучков требует выезда в Москву единственного избранного народом, нашего православного архиепископа Петра (Зверева). Православные Воронежской губернии – 99% исключительно рабочих и крестьян. Вызов архиепископа волнует верующих рабочих, особенно вследствие распространяемых обновленцами слухов о высылке нашего архиепископа. Для предотвращения волнения верующих рабочих и народа запросите Тучкова о причинах вызова архиепископа…” Надежда на то, что политическое руководство прислушается к мнению рабочих, была тщетной.


14 ноября 1926 года на “широкой беспартийной конференции рабочих” был разыгран спектакль осуждения авторов письма. Местная газета тут же разразилась статьей под красноречивым заголовком: “Царский слуга архиепископ Петр (Зверев) пытался спровоцировать воронежских рабочих. Широкая конференция рабочих требует расследования провокаторской деятельности Петра (Зверева)”. На следующий день ГПУ, воодушевленное такой “подсказкой”, арестовало архиепископа Петра без санкции прокурора. Вскоре взяли наиболее активных его приверженцев.

Допросы владыки Петра вел сотрудник секретно-политического отдела А.В. Казанский. Петру ставились в вину распространение контрреволюционных слухов, имеющих целью вызвать недоверие к советской власти и дискредитировать ее, и настраивание верующих против власти. Задавались вопросы и об отношении архиепископа к покойному Патриарху Тихону и митрополиту Сергию: первого не знал, со вторым переписывался, но позицию его не поддерживал. Упоминал владыка Петр о том, что мысли митрополита Сергия о легализации Церкви и ее мирному сожительству с государством разделяли митрополиты Иосиф (Петровых; †1937) и Серафим (Чичагов; †1937), епископы Рязанский Борис (Соколов; †1928) и Рыльский Павлин (Крошечкин; †1937; в 2000 году канонизирован как священномученик). Сам же он в своей деятельности руководствовался советами старца Нектария из Оптиной пустыни.

Одновременно с владыкой Петром в тюремной камере оказались еще десять человек, среди которых был настоятель Алексеевского монастыря, архимандрит Иннокентий (Беда Иннокентий Пантелеймонович, 1882–1928). Архиепископ был давно знаком с архимандритом Иннокентием и, переехав в Воронеж, пригласил его в мае 1926 года из Москвы. Теперь им предстояло вместе терпеть лишения. Остальные арестованные были прихожанами, известными своей близостью к главе епархии, названные в материалах следствия “черносотенцами”. Служившие вместе с архиепископом в храме Покровского женского монастыря архимандрит Нектарий (Венедиктов) и протоиерей Иоанн Вениаминов тоже лишились свободы, но дело их рассматривалось изолированно от общего.

Автором телеграммы признал себя токарь Отроженских железнодорожных мастерских Василий Сироштан, состоявший в 1919–1921 годах в ВКП(б) и “вычищенный” за религиозные убеждения, он был отнесен к числу основных виновников воронежского переполоха.

7 марта 1927 года следствие завершилось, архиепископ своей вины ни в чем не признал. 13 марта 1927 года Особое совещание при коллегии ОГПУ заочно вынесло приговор. Служащий почтово-телеграфной конторы П.Т. Атаманов, архимандрит Иннокентий (Беда), служащий коммунтреста И.М. Немахов и маляр железнодорожных мастерских С.А. Цыков (“бывший слушатель Московской художественной школы, бывший политссыльный”) получили по три года лагерей; послушницы Покровского девичьего монастыря Мария Барченко и домохозяйка Анна Буданова высланы на три года в Среднюю Азию; пекарь Г.И. Пушкин отправлен на три года в Казахстан. Еще трем обвиняемым приговор вынесен позже: 22 марта 1927 года В.Е. Сироштан получил пять лет лишения свободы, а архиепископ Петр и Д.К. Москалев, заместитель директора железнодорожного политехникума, – по десять лет.

П.Т. Атаманов, С.А. Цыков, архимандрит Иннокентий и архиепископ Петр отбывали срок на Соловецких островах. Участь первых двух неизвестна. Архимандрит Иннокентий, “спутник и сотрудник Петра Воронежского”, скончался в канун Рождества Христова, 6 января 1928 года, это видно из официальной справки, присланной с Соловков и подшитой в следственное дело. Архиепископ Петр отбывал наказание вместе с архиепископом Курским Назарием (Кирилловым; †1928), архиепископом Прокопием (Титовым; †1937; в 2000 году канонизирован как священномученик) и епископом Печерским Григорием (Козловым; †1937). Он исполнял обязанности счетовода на продовольственном складе, где для пресечения воровства состояло только православное духовенство. У него была возможность служить в уцелевшей церкви Онуфрия Великого.

О последних днях жизни владыки Петра вспоминает его соузник Олег Волков: “Участь ксендзов (отправленных в штрафной изолятор на Заяцких островах. – А.А.) разделил тогда и Петр, епископ Воронежский. То была месть человеку, поднявшемуся над суетой преследований и унижений. Неуязвимый из-за высоты нравственного своего облика, он и с метлой в руках, в роли дворника или сторожа, внушал благоговейное уважение. Перед ним тушевались сами вохровцы, натасканные на грубую наглость и издевку над заключенными. При встрече они не только уступали ему дорогу, но и не удерживались от приветствия. На что он отвечал как всегда: поднимал руку и осенял еле очерченным крестным знамением. Если ему случалось проходить мимо большого начальства, оно, завидев его издали, отворачивалось, будто не замечая православного епископа – ничтожного “зека”… Начальники в зеркально начищенных сапогах и ловко сидящих френчах принимали независимые позы: они пасовали перед достойным спокойствием архиепископа. Оно их принижало. И брала досада на собственное малодушие, заставлявшее отводить глаза…

Преосвященный Петр медленно шествовал мимо, легко опираясь на посох и не склоняя головы. И на фоне древних монастырских стен это выглядело пророческим видением: уходящая фигура пастыря, словно покидающего землю, на которой утвердилось торжествующее насилие…

Епископа Петра схватили особенно грубо, словно сопротивляющегося преступника. И отправили на те же Зайчики…”

Архиепископ Петр (Зверев) мученически скончался в Анзерском скиту на Соловках 7 февраля 1929 года. Его мощи обретены во время раскопок 17 июня 1999 года.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Петр (Зверев) канонизирован как священномученик.

Источники и литература

ЦДНИ ВО, ф. 9353, оп. 2, д. 19568. Т. 1–2.

Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1968. Машинопись. С. 745–746.

Акиньшин А. “Виновным себя ни в чем не признаю” // Встреча: Культурно-просветительная работа. 1992. № 10–12. С. 34–37.




СВЯТАЯ ДЕВОТА, ДЕВА, МУЧЕНИЦА

Память 27 января (по ст.ст.)

Святая Девота (Sainte Dévote) родилась в городе Мариана (Корсика) (Mariana, Corse). Она была умучена там же во времена гонений Диоклетиана и Максимиана. Иногда её отождествляют с другой корсиканской святой по имени Иулия (Julia of Corsica), которую на латыни именовали ''Deo devota'' ("посвящённая Богу"). Предание о житии святой Девоты похоже на предания о житии других святых из тех краёв - святой Репараты и святого Тропезия.

По преданию святая Девота родилась в Мариане, Корсика, около 283 года. Юная дева решила посвятить себя Богу. По приказу префекта по имени Варвар (Barbarus) она была брошена в тюрьму и мучима за её веру. Её уста были сокрушены, её тело таскали по камням и колючей ежевике.

Святая Девота была умучена в Мариане - её четвертовали или забили камнями. После кончины святой губернатор приказал сжечь её тело, дабы оно не стало объектом почитания. Однако оно было спасено от пламени христианами. Тело святой было помещено в корабль, отправлявшийся в Римскую Африку. Грациан (Gratianus, Graziano), правивший кораблём, Бенедикт (Benedict, Benenato), священник, и Апполинарий, его диакон верили, что там тело святой будет достойно погребено. Однако шторм настиг корабль, и голубка, вылетев из уст святой, повела его в то место, где нынче располагается Ле Гомат (Les Gaumates), часть княжества Монако, где уже тогда стояла часовня святого Георгия. Её истерзанное тело было найдено рыбаками. В честь святой в Монако была построена часовня, существующая по сей день. Ко дня памяти святой, 27 января, вокруг неё расцветают цветы.

Часовня Святой Девоты Часовня святой Девоты впервые упоминается около 1070 года, как принадлежащая монастыря Сен-Понс (Saint- Pons). Эта часовня много раз перестраивалась и расширялась.

Сообщалось о многочисленных чудесах, имевших место у могилы святой. Во время нашествия мавров мощи святой Девоты были перенесены для безопасности в монастырь Симьез (Cimiez). Впоследствии они вернулись в Монако, в храм, воздвигнутый много позднее Антонио I, принцем Монако (Antonio I of Monaco). В 1070 году Антиноп (Antinope), капитан корабля из Флоренции, попытался украсть мощи святой Девоты. По преданию, поднявшийся ужасный ветер не позволил ему покинуть город с мощами. Арестовав его, Уго Гримальди (Ugo Grimaldi) приказал отрезать ему уши и нос. Корабль Антинопа был сожжён на берегу Монако.

В XVI веке к святой Девоте обращались с молитвами во время нашествий генуэзцев и пизанцев. Считается, что независимость Монако была сохранена исключительно благодаря её небесному заступничеству. Конец бубонной чумы в тех краях в 1631 году также связывают с заступничеством святой Девоты, равно как и с изгнанием испанцев в ночь на 17 ноября 1641 года. Галера, захваченная у испанцев, получила новое имя "Девота".

Распространение почитания святой Девоты В XVII веке часть мощей святой Девоты была доставлена из Монако в иезуитский храм святого Игнатия на остров Корсика. Между 1727 и 1751 годами предпринимались попытки добиться официального признания Ватиканом покровительства святой Девоты над Корсикой. Был получен отказ, но распространение её почитания продолжалось. Паскаль Паоли организовал в 1757 году недолго просуществовавший ''Орден святой Девоты'' во времена борьбы за независимость Корсики.

В 1820 году первый епископ Корсики провозгласил святых Девоту и Иулию святыми покровительницами острова. В 1893 году на Корсике была воздвигнута церковь в её честь. Её почитание было официально подтверждено в 1984 году епископом Аяччо. Новый ''Римский Мартиролог'' поминает святую Девоту 27 января с описанием: "В Мариане, на острове Корсика, в память о святой Девоте, деве и мученице".

Атрибуты святой - пальма, корона из роз, голубка, лодка, герб Монако, усопшая дева в лодке с голубкой, летящей впереди неё.

Святая Девота почитается как покровительница Корсики, Монако, Дома Гримальди (House of Grimaldi), Марианы, моряков.

Использованные материалы:

Monaco Revue video of Saint Devote celebrations 2008

http://saintedevotemonaco.com/en





СВЯТОЙ НАТАЛАН, ЕПИСКОП АБЕРДИНШИРСКИЙ

Память 27 января (по ст.ст.)

Имя св. Нафалана содержат древние ирландские мартирологи, такие, как мартиролог Энга (Aengus). Абердинский бревиарий сообщает, что Святой Наталан (Nathalan), иначе Нахлан (Nachlan), или Наухлан(Nauchlan) родился в аристократической семье в начале VII века на восточном побережье Шотландии. У семьи были большие владения, которые он раздал беднякам, прежде чем стать отшельником. Наталан решил показать свою преданность Богу, проведя свою жизнь в обработке земли, "которое приближает к Божественному созерцанию".

Сельское хозяйство служило ему как вид покаяния. В итоге, он выращивал достаточно овощей, чтобы даже в голод накормить. Во время своего паломничества в Рим Нафалан был поставлен во епископа Папой Римским за свою святость и знание Писаний. Он занял резиденцию на Туллихте, что в нынешней епархии Абердин, где построил церковь, но он, как и ранее, продолжал использовать все свои доходы для оказания помощи бедным. Он продолжал зарабатывать себе на жизнь рукоделием, в то время как жил в строгости и проповедовал Евангелие.

Он сохранил Шотландию от пелагиевой ереси. Он проживал в Туллихте (Tullicht), находящемся в настоящее время в Абердинской епархии, епископом которой он стал. Он построил храмы в Туллихте, Ботелиме (Bothelim) и Хилле, иначе и Колле (Colle) . Св. Наталан отошёл ко Господу в конце VII века и был похоронен в церкви в Туллихте.

Его житие содержит элемент сказочности и чем-то напоминает жития некоторых других святых из этой части мира, - но с некоторыми отличиями. По преданию, когда внезапная буря помешала Нафалану собирать урожай, он возроптал против Бога. Когда св. Нафалан понял, что сделал, он заковал свои руки и ноги и швырнул ключ в реку Ди (Dee). Он дал обет, что его руки не будут свободны, пока он не совершит паломничество в Рим. После своего прибытия в Вечный город, он встретил мальчика, который предложил ему рыбу на продажу. Он купил его и изъял ключ из живота рыбы. Говорят, что когда Папа услышал об этом чуде, он решил поставить его епископом.

Многие чудеса были явлены на его гробнице в Туллихте, где его мощи сохранялись до Реформации. Следует отметить, что Абердинская кафедра тогда еще не была создана и что она была основана в Муртлаке (Murthlac) св. Бином (память 26 октября) в начале XI века и перенесена в Абердин её четвертым епископом Нектаном.

Использованные материалы:

http://groups.yahoo.com/group/celt-saints/message/3291

http://en.wikipedia.org/wiki/St._Nathalan



СВЯТОЙ НАТАЛЬ, ИГУМЕН ИРЛАНДСКИЙ

Память 27 января (по ст.ст.)

Св. Наталь (Natalis) основал монашество в Северной Ирландии и был учеником и соработником св. Колумбы (память 9 июня). Он основал монастыри Силл (Cill), Нэйл (Naile) и Даунхинис (Daunhinis). Эти святые места до сих пор остаются местом паломничества.

Использованные материалы:

http://groups.yahoo.com/group/celt-saints/message/3309

http://www.ank.in.ua/sviatsy.php?dtoday=9&mtoday=02&mtodaystr=%F4%E5%E2%F0%E0%EB%FC&fz=sviatsy/s02_09_07.php&ViewMonth=02#view

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU