Мудрое слово Святителя Тихона Задонского.. Сети, раскинутые на пути.




Сети, раскинутые на пути


Духовные поучения свт.Тихона Задонского.




Видим, что люди в тех местах, в которых птицы и звери ходят, тайно раскидывают сети, чтобы их уловить.

Так сатана, христиане, раскидывает нам сети свои и старается нас уловить в них.

Мы при святом крещении, благодатию Божиею, взошли на путь спасительный, и этим путем стараемся прийти к небесному нашему Отечеству, для которого Создателем нашим мы созданы, и, падшие, искуплены, и словом Божиим позваны, и банею пакибытия обновлены.

На этом нашем пути многоразличные сети раскидывает враг наш, чтобы нас в свою погибель уловить.

Это его дело и забота. Сети его пагубные – это:


1) Многоразличные ереси, расколы и суеверия. О, как много душ христианских этими сетями ловил и ловит хитрый и лукавый враг. Об этом прошедшие века свидетельствуют, и ныне это с сожалением и воздыханием видим!

Он только и старается в сетях ереси, и раскола, и суеверия запутать человека и через это многих других соблазнить, уловить и причинить вред. Ересь как моровая язва, которая, в одном человеке начавшись, многих заражает. Ересь – мнение и учение, Богу и святому слову Его противное, и происходит от незнания и неразумения Священного Писания.

Потому мы, чтобы в этих сетях лукавого не запутаться, должны неуклонно держаться святого Божиего слова. Божие слово – правило веры нашей, как святой пророк говорит: «Светильник ногам моим закон Твой, и свет стезям моим» (Пс.118:105). Святое Писание истолковали и изъяснили богоносные отцы и учителя церковные.

Полезно для уразумения его и их книги прочитывать. Итак, держись, христианин, Божиего слова, да не запутаешься в сетях ереси, и раскола, и суеверия. А когда услышишь от человека слово, противное Божиему слову, такого, как зараженного моровой язвой, берегись. Дух неприязненный от злого запаха познается.

Слово человеческое – свидетель сердца человеческого и духа, в нем живущего. От этих сетей вражьих предостерегает нас Божие слово. «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин 4:1). И еще: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф.7:15-16).

2) Простирает сети любви мира сего, гордости и суеты его. Представляет всякой душе христианской честь, славу, богатство и роскошь мира этого и шепчет в уши, как хорошо и приятно быть в чести, от всех почитание и поклонение иметь, быть всеми прославляемым и хвалимым, жить в богатстве, в богатом и красивом доме, иметь многих слуг, одеваться в шелковую и пригожую одежду, проезжаться в карете цугом, знаться со знатными и прославленными людьми, ставить каждый день богатую трапезу и веселиться, и приезжающих гостей веселить, и прочее.

Так шепча, замышляет лукавый дух, чтобы бедный человек в таких суетных мыслях запутался, и не помышлял о должности и звании своем христианском, и забыл бы, что он искуплен, и позван, и обновлен к вечной жизни.

О, сколь многих христиан уловляют в эти сети, особенно в нынешнее время! Христианин, отвечай злому духу так: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны этим» (1Тим.6:7–8). От этих сетей предостерегает нас слово Божие.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин 2:15–17). И еще: «О горнем помышляйте, а не о земном (Кол 3:2). Не можете Богу служить и мамоне» (Мф.4:24). «Отврати очи мои, Господи, еже не видети суеты, в пути Твоем живи мя. Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой» (Пс.118:37–38).

3) Раскидывает сети свои нам враг, когда ко всякому греху нас прельщает, и тем, как сетью, поймать и запутать старается. О, сколь многие люди этими пагубными его сетями уловляются и в них запутываются!

Злобники и убийцы этими сетями пойманы им. Прелюбодеи, блудники и все любители нечистоты пойманы им. Воры, хищники, грабители и лихоимцы пойманы им; пьяницы и сластолюбцы пойманы им.

Сквернословы и кощунники пойманы им. Ссорящиеся и друг друга угрызающие пойманы им. Родителям и властям противящиеся пойманы им. Клеветники, хульники и кощунники пойманы им. Лживые, прелестники и обманщики пойманы им. Чародеи и их к себе призывающие пойманы им.

В праздности живущие, даром коварно чужой хлеб поедающие пойманы им, и прочие беззаконнующие и творящие неправду пойманы им.

От этих сетей предостерегает нас Божие слово: «Придите, чада, послушайте меня: страху Господню научу вас. Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов. Уклонись от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему» (Пс.33:12–14). И еще: Да «отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа. Возмездие за грех – смерть» (2Тим 2:19;Рим 6:23, и во прочих премногих местах).

Для предосторожности нашей написано в Святом Писании и о казнях, бывших за грехи. Для этого они и показаны нам – да опасаемся делать то, что делали беззаконники, и были казнены. Берегись, христианин, греха всякого. Дьявольская сеть – грех. Берегись сети, да не попадешь и не увязнешь в сети.

4) Раскидывает нам диавол сети свои, когда нам влагает злые мысли: неверие, сомнение всякие; хулы на имя Божие, отчаяние, и прочее. Это и подобное чувствуют на себе души благочестивые и против него сражающиеся.

От этих сетей предостерегает нас Божие слово: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1Петр 5:8–9). Христианин! Берегись этих сетей вражьих. Сколько раз чувствуешь такую злую мысль, столько раз раскидывает на тебя враг сеть свою и хочет тебя уловить. Мерзкий дух от смердящего запаха познаем.

5) Видим, что он, когда сам не может уловить человека, посылает к нему злых людей, служителей своих, через которых, как настоящее свое орудие, старается уловить его.

Отсюда видим много прелестников, хитрецов, обманщиков, которые притворяются добрыми и стараются вкрасться в сердце благочестивое и войти в дружество с ним, но внутри – волки в овечьих шкурах и тайное орудие дьявольское. Через таких служителей своих дьявол старается уловить благочестивую душу и в сетях своих запутать.

Такие волки опаснее, чем сам дьявол. Но познаются они по плодам своим, ибо сколько ни хитрят и ни скрывают себя, однако яд свой, внутри их кроющийся, показывают. Таковых людей берегись, христианин! Сказало нам Спасителем нашим: «По плодам их узнаете их» (Мф.7:16).

6) Раскидывает сети свои на нас дьявол, когда восстанавливает на нас гонение, злобу, ненависть, посмеяние и насмешки от людей. Отсюда-то и бывает, что благочестивые души много страдают от любящих мир сей и слышат клевету, на языках и устах человеческих носимую, о таких грехах, каких на себе не знают.

Это кознь и хитрость дьявольская, чтобы человек благочестивый, таких клевет и ненависти людской не стерпев, совратился с доброго пути. Так на древних христиан ложные и тяжкие клеветы хитростью дьявольской вымышляли идолопоклонники, чтобы они, христианское благочестие оставив, к нечестию их обратились.

Так же злохитрый дух и ныне действует через ложных христиан. Христианин! От этих сетей предостерегает нас Христос Господь и укрепляет нас на пути Своем, говоря: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). И еще: «претерпевший до конца спасется» (Мф.24:13).

7) Тайные и очень скрытые сети его – когда он под видом добра зло и под видом добродетели порок, как яд, под медом скрытый, представляет нам. Так он учит мужа жену свою и жену мужа своего оставлять под видом воздержания, но тем замышляет лукавый дух ввергнуть их в ров прелюбодеяния.

Много этого зла на свете. Влагает человеку в сердце от некоторой пищи воздерживаться, ибо от всей невозможно, но тем замышляет то, чтобы он создание Божие порочил, и в высокоумие пришел, и других, за то, что едят, презирал и уничтожал. Много в мире и этого зла. «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1Тим 4:4–5).

Учит человека из дома выходить и других посещать под видом любви, но тем хочет его удалить от молитвы, полезного размышления и дел, свойственных званию его, и ввергнуть в праздность, празднословие, оклеветание и осуждение и прочее зло. И бывает, что человек уже в дом возвратится не тот, который из дома вышел. Нет ничего полезнее человеку, чем дома и уединения держаться.

Учит человека чести искать, под видом служения обществу: «Будешь-де, в чести будучи, обществу служить», – но тем замышляет развратить его, и в безчисленное зло ввергнуть, и многими соблазнами его повредить. Хорошо обществу служить, но плохо неправду делать и «мамоне служить» (Мф.6:24). Скоро показывают себя таковые служители.

Воистину многие бы святыми были, когда бы в чести не были. Честь для неразумного, как меч, которым он и себя, и других убивает. Надо прежде научиться управлять собой, а потом уже и другими. Влагает в сердце человеку враг собирать богатство ради подаяния милостыни: «Будешь-де тем снабжать убогих, и от этого немалую пользу иметь», – но тем замышляет укоренить в сердце его сребролюбие и ко всякой неправде привести.

Отсюда бывает, что многие щедро другим дают, но у других отнимают. Многие господа к нищим и убогим щедры бывают, но для своим крестьян скупы и их в нищету и убожество приводят. Полезно милостыню давать, но пагубно других обижать. Какая это милостыня – у одного отнимать, а другому давать! Не милостыня, а безчеловечие это.

Первейшая христианская милость есть – не обидеть. Делает и то враг, что под видом угощения ради любви учит человека обеды и пиршества устраивать, и к ним созывать приятелей своих, и угощать их. Но тем замышляет к пьянству, безчинству, роскоши и расточению имения и прочему злу привести хозяина и других.

Отсюда видим, как много таких любовных, но для душ вредных угощений умножилось. Хорошо отворять двери дома своего, и принимать гостей, и угощать их, но – всех без разбору, и не имеющих, что поесть, странников, притом благообразно и без всякого безчиния.

Такое страннолюбие – христианская добродетель. Но худо прихотям своим угождать, и пьянствовать, и имение на прихоти тратить, и прочее зло, которое на банкетах и пиршествах бывает, делать. Многие на банкеты и пиршества довольно издерживают, но нищим и убогим ничего не дают.

Многие богатых и прославленных на обеды к себе зовут, но для бедных, не имеющих пропитания, двери затворяют. К этому супостат приводит человека под видом любовного угощения. Эти и прочие многоразличные сети раскидывает враг на пути, которым христиане идут к вечной жизни.

8) От этих и прочих сетей вражьих никакой человек сам собою не может избавиться. Что ж нам, христиане, делать, чтобы в сети вражьи не попасть? Святой пророк своим примером указывает на средство, которым от сетей его избавляемся, и говорит: «Возвел я очи мои в горы, откуда придет помощь моя.

Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Но далее говорит и предостерегает нас: Не давай споткнуться ноге твоей: не воздремлет Хранящий тебя. Вот не воздремлет и не уснет Хранящий Израиля. Господь сохранит тебя; Господь – покров твой с правой руки твоей. Днем солнце не обожжет тебя, и луна ночью.

Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою Господь. Господь будет охранять вход твой и исход твой отныне и до века» (Пс.120:1–8). Вот средство спасительное – помощь Божия. Все наше старание и труд без помощи Божией безполезно и суетно (См. Ин 15:5). Нужна нам всегдашняя и усердная молитва, чтобы помог нам Господь в таком важном деле.

Знает Он Сам, что нужна нам помощь Его, но хочет, чтобы мы просили, искали и стучали в двери милосердия Его (См. Мф.7:7). 9) Когда израильтяне вышли из Египта и прошли сквозь Чермное море, и шли пустыней в землю обетованную, то хотя святой Моисей вождем их был и преемником его Иисус Навин, однако Сам Господь невидимо присутствовал там, и вел их, и врагов их, противящихся им, поражал, и так ввел их в землю обетованную, как поет Ему пророк: «Боже, ушами нашими мы слышали и отцы наши возвестили нам о деле, какое Ты соделал во дни их, во дни древние: рука Твоя истребила народы, а их Ты насадил; поразил народы и изгнал их; ибо они не мечом своим приобрели землю и не мышца их спасла их, но десница Твоя и мышца Твоя, и свет лица Твоего, ибо Ты благоволил к ним» (Пс.43:2–4).

Мы через святое Крещение избавились от рабства дьяволу, и путем жизни этой, как пустыней, идем в небесное наше Отечество, для которого Кровью Христовою искуплены мы. Но дьявол со своими злокозненными сетями, мир – с соблазнами, плоть – со страстями и похотями противятся нам, и чинят нам преграды, и не допускают нас до того.

Однако мы своего дела да не оставим, а далее и далее путем нашим да пойдем. Ибо Тот же Господь Иисус Христос и с нами невидимо присутствует, по неложному Своему обещанию: «И вот, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:20).

И Он ведет нас и приведет к небесному Отечеству, если только верой и любовью, смирением и кротостью последуем за Ним. «Верен Обещавший» (Евр.10:23). Дает, что обещал. «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей», – говорит Господь (Ин 10:27–28).

Христиане! Будем только овцами Христовыми и отдадим себя и всю жизнь нашу во всесильные Христовы руки.

Тогда непременно будем в небесной ограде и на пажити вечной жизни. И хотя много искушений, бед и напастей в мире этом претерпим, однако ж в вечном покое будем.

И на нас исполнится псаломническое слово: «Ты испытал нас, Боже, огнем очистил нас, как огнем очищается серебро, ввел нас в сеть, положил скорби на хребет наш, посадил человека на головы наши.

Прошли мы через огонь и воду, и вывел нас в покой» (Пс.65:10–12). Подумаем и о том, что написал апостол: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8:18). Добрая надежда и воздаяние облегчают всякий труд, подвиг, болезнь и печаль.



Свт.Тихон Задонский «Сокровище духовное, от мира собираемое»

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU