Еще раз о вероотступничестве

Еще раз о вероотступничестве

Иерей Алексий Мороз об опасности
размывания понятий «ересь» и «еретик» …


В последнее время происходит размывание понятий «ересь» и «еретик». «Что есть ересь? Кого следует считать еретиком? Являются ли католики еретиками?» - на эти и другие вопросы отвечает в интервью «Русской народной линии» известный православный богослов, председатель Собора православной интеллигенции иерей Алексий Мороз.
о. Алексий Мороз
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Ересь - это человеческое мудрование, внесенное в Божественное учение». То есть это есть искажение Истины человеческим умом. Мы знаем, что постановления Вселенских Соборов и Символ веры приняты не человеческим разумом, а Духом Святым. Преамбула определений Вселенских Соборов: «Изволилось Духу Святому и нам...». Это Божественная Правда, которая через своих светильников была сообщена всему церковному люду.

Незыблемы постулаты веры, которые невозможно изменить, потому что это есть Истина в последней инстанции, открытая нам Богом. И когда в эту Истину человеческий разум пытается внести какие-то свои изменения - это великий грех, потому что искажается учение Божие, и к Божественной Истине примешивается ложь, обман, т.е. нечто от лукавого, то, что может исказить всю духовную и материальную жизнь людей, которые приняли эту ложь. Об этом также пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), что один ложный принятый помысел искажает всю умственную деятельность, скоро усваивается нашим сердечным чувством и может исказить всё наше восприятие мира и действительности и погубить нас, уведя с правильного пути ко спасению.

Невозможно ничего ни убавить, ни прибавить от того, что сказано в Символе веры. Православное догматическое богословие уже много веков руководствуется правилом о том, что нельзя ничего изменять из того, что содержало догматическое учение ранее, можно только сохранять и излагать более современным языком то, что всегда было в Церкви. Это всегда соблюдалось.

Мы видим, что сейчас идет нападение на догматическое православное вероучение, попытки размыть и внести некую толерантность в него. Людей, которые держатся святоотеческого учения, часто называют ортодоксами, консерваторами, и всё это с пренебрежительным оттенком, говорят о том, что сейчас другое время и надо приспосабливаться к реалиям. Такими разговорами пытаются внести мирскую ложь в Божественную Истину. И здесь происходит страшное. Ложь, усвоенная человеческой мыслью, приводит к искажению духовной жизни, потере благодати и к погибели.

К сожалению, мы сейчас видим много таких еретиков и в нашей православной Церкви. Они пытаются исказить православное учение, примкнув к католикам. Они уже говорят о том, что это такая же церковь, как наша, немного другие обряды, другие представления, а в целом то же самое, и в ней есть благодать Божия, а католики вовсе не еретики, и с ними надо чуть ли не объединяться. Сейчас видно в церковной политике установку чуть ли не на единение с Католической церковью. Но это величайшая ложь и заблуждение. Все наши святые отцы, такие как Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов), Амвросий Оптинский, Иоанн Кронштадтский и другие, называли латинян еретиками и их учение еретическим. Они говорили о том, что Католическая церковь после разделения не дала ни одного святого миру.

Все святые, которые были признаны католиками после 1054 года, по сути, являлись людьми, находившимися в глубочайшей прелести. Что это значит? То, что они демонические воздействия принимали за Божественное и воспаленные психические переживания, своё воображение принимали за воздействие Духа Святаго. Так появление стигматов принимали за проявление святости, но известно, что определенные психофизиологические упражнения приводят к такому явлению. Кроме того, демоническая сила всегда способствует, чтобы человек жил с разгоряченной кровью, воображением, фантазией. Первым в мире фантазером был как раз дьявол. Область фантазии, вымысла принадлежит ему. Дьявол вообразил себе, что он равен Богу. Этому же следуют и так называемые святые Католической церкви. Игнатий Лойола, основатель Ордена иезуитов, говорил, что может одной силой своей мысли вознестись в рай, а через секунду опуститься в ад. Он вообразил себе рай, вообразил ад и решил, что он обрел высочайшие духовные дары. Чем опасны такие якобы святые? Тем, что святой человек является образцом для подражания, на их примере учатся, как достигать духовных высот. А если идеал является порочным и ведет к погибели, тогда последователи идут ложным путем и гибнут. Это страшно в духовном плане. Поэтому, когда наши прогрессивные православные богословы говорят о том, что нам есть чему учиться у католиков, что надо объединяться, это опасно.

Недавно по радио «Град Петров» вообще заявили, что нам надо учиться у других религий. Чему учиться? Религия - это связь человека с Богом. Это полное безумие, которое противоречит словам Христа «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Ин. 14:6). Это всё перечеркивается нашими современными богословами-суесловами. Они берут на себя великий грех, мало того, что сами заблуждаются, так ещё вводят в заблуждение доверчивых людей, вещая от именно Православной Церкви с использованием СМИ.

Современному православному человеку надо очень четко держаться святоотеческого предания и ни в коем случае не отступать от него. Мы живем в мире обмана, в мире подлога, в мире эрзаца. Эрзацкультура в эпоху постмодерна, которую стремятся привить и нашей Православной Церкви, растворив её, уничтожив ту жемчужину, которая в ней есть - духовную жизнь и связь с Богом через Его Сына. Главный упор делается на то, чтобы лишить нас силы. В пророчествах древних отцов сказано, что в последние времена будут строить церкви с золотыми куполами, но благодати в них не будет. Действительно, если принять ложное учение, если соединиться с Католической церковью, это приведет к духовной гибели людей. Мы ничего не имеем против рядовых католиков, среди них много честных и порядочных людей, но мы имеем слова святых отцов: «Люби грешника, но ненавидь грехи». Мы принимаем их как людей, но отвергаем их ложное учение и сострадаем им за их заблуждения. Мы должны показать им эти заблуждения, показать путь ко спасению, а не идти по пути соглашательства и якобы соединения. Внешнее соединение никому ничего не даст, кроме разрушения внутреннего, того, что есть в нашей Православной Церкви, и мы потеряем те остатки духовности, которые ещё есть. Нам надо держаться ортодоксальной, святоотеческой, аскетичной Православной веры, ни на шаг не отступать от неё.
Митрополит Иларион (Алфеев): Мы отказались от классификации католиков в качестве еретиков
26/12/13

На пути к церковной евроинтеграции...

23 декабря 2013 года митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) выступил перед сотрудниками научного центра Института всеобщей истории РАН. Темой выступления стали межхристианские отношения.

Обратившись, в частности, к теме православно-католического диалога, митрополит Иларион напомнил, что препятствиями к сближению после раскола в 1054 году продолжают оставаться вопрос о филиокве, то есть исхождении Святого Духа, догмат о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, учение о примате Папы. До XIX столетия Русская Православная Церковь и Римско-Католическая Церковь считали друг друга еретическими, что в том числе подразумевает отсутствие богослужебного общения. «В XIX веке и особенно в XX веке мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств при отсутствии общения в Таинствах», − констатировал митрополит Иларион.

«Если раньше о православных говорили как о схизматиках и еретиках, отделенных от Церкви, а о Православной Церкви − как еретическом сообществе, в котором нет действительных Таинств, то Второй Ватиканский собор предложил совершенно иные формулировки. Православные Церкви стали рассматривать как обладающие апостольским преемством иерархий и действительными Таинствами, но не находящиеся в общении с Римом», − пояснил митрополит Иларион, отметив, что это естественным образом изменило и отношение к католикам в среде православных.

В ходе своего выступления митрополит Иларион сделал ещё одно весьма примечательное заявление, что вступление православных в диалог с католиками «означало мораторий на использование термина “ересь”, “еретик” в отношении Католической Церкви. Мы взаимно отказались от классификации друг друга в качестве еретиков» (https://mospat.ru/ru/2013/12/23/news96201/).

Итак, митрополит Иларион (Алфеев) преподнес прекрасный «креативный» подарок к католическому Рождеству: Его высокопреосвященство сообщил, что Католическая церковь более не рассматривается как еретическая и с восторгом напомнил, что на Втором Ватиканском соборе нас больше не обзывали еретиками и даже признали право на жизнь.

Вероятно во имя будущего «евроатлантического выбора» нашего богословского образования был наложен мораторий на употребление «неполиткорректных» слов «ересь», «еретик», дабы не обидеть еретиков и выстраивать с ними толерантные теологические диалоги и взаимоотношения. Можно предположить, что следующим этапом «церковной евроинтеграции» будет мораторий на ещё более неполиткорректные слова «грех», «грешник»…

У многих верных чад Русской Церкви возникает вопрос: кто же эти загадочные «мы», от имени которых Его высокопреосвященство накладывает сомнительные «моратории» на многовековую святоотеческую терминологию? Вселенская Православная Церковь? ОВЦС? Или сам ревностный радетель «церковной евроинтеграции» митрополит Иларион?

Верным способом познания воли Божией является изучение Священного Предания Церкви, т.е. Священного Писания, деяний церковных Соборов и суждений святых разных времен и народов. Если по какому-либо вопросу церковной жизни имеется согласное мнение святых, то такое согласное их суждение является суждением Духа Святого, обитающего в этих святых, и признается учением Божественным, учением Церкви. О латинстве как ереси существует согласное суждение святых отцов Православной Церкви (см. http://www.blagogon.ru/biblio/71/).


Из Окружного Послания Восточных Патриархов 1848 г.:

«Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви – беззаконие».

Подписано четырьмя Восточными Патриархами – Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и членами их Синодов.

(Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С. 206-207)
http://www.blagogon.ru/news/286/
http://ruskline.ru/news_rl/2013/12/28/ewe_raz_o_verootstupnichestve/

Комментарии (7)

Всего: 7 комментариев
#1 | Серафима »» | 12.01.2014 15:09
  
0
Папа и православные студенты


Вчера 50 православных учащихся папских учебных заведений Рима встретились с папой Франциском в Клементинском зале папского Апостольского дворца. Папа принял их совместно с членами Комитета культурного сотрудничества с Православными и «восточными» Церквами по случаю 50-летней годовщины основания этой организации.

Комитет был учрежден по инициативе папы Павла VI 27 июля 1964 г. и действует в рамках папского Совета по содействию христианскому единству. Комитет участвует в различных экуменических инициативах и распределяет стипендии на обучение в католических учебных заведениях студентам, принадлежащим к Православным Поместным Церквам, а также монофизитам.

За прошедшие полвека католической обработке в Риме подверглись сотни православных, среди которых нынешний Патриарх Константинопольский Варфоломей I. Ныне 50 стипендиатов Комитета обучается в Риме (они-то и пришли на аудиенцию к Папе), а еще пятеро – в Католическом Институте в Париже.

Папа обратился с приветственным словом к председателю папского Совета по содействию христианскому единству кардиналу Курту Коху, под чьим непосредственным руководством действует названный Комитет, и к его председателю прелату Йоханну Бонни, а также к участвующим в аудиенции православным студентам.

Франциск заявил собравшимся:

Путь примирения и обновленного братства между Церквами, который был ярко отмечен исторической встречей Папы Павла VI и Вселенского Патриарха Афинагора, нуждался в подтверждении опытом дружеского общения и обмена свидетельствами их верных. Этот опыт рождается из взаимного познания друг друга представителями разных Церквей, а в первую очередь – молодыми людьми, готовящимися к принятию священного служения. Я особым образом приветствую вас, дорогие православные студенты, заканчивающие изучение богословия в Риме. Ваше пребывание среди нас важно для развития диалога между Церквами уже сегодня, а прежде всего – завтра. Я благодарю Бога за возможность встретиться с вами и хочу вам сказать, что Епископ Рима любит вас. Я желаю всем вам радости в познавании жизни Церкви и города Рима, обогащающего духовно и культурно, дабы вы могли ощущать себя здесь не гостями, а братьями среди братьев. Со своей стороны, я уверен, что своим присутствием вы обогащаете сообщества учебных заведений, которые вы посещаете.http://antimodern.wordpress.com/2014/01/12/students/#more-18731
#2 | Владимир Веселов »» | 18.01.2014 20:20
  
-4
Когда Иисус воскрес. То его враги, перечислять их не буду, Евангелие читали знаете. Взяли все свои книги, и то на что молились, погрузили на космический корабль, и на Марс улетели, ДА???
#3 | Николай »» | 29.01.2014 00:03
  
0
Как ни прискорбно видеть любимую страну, захваченную последователями сергианской ереси, все же не могу не согласться в отношении к экуменизму. После 2го Ватикана большинство католиков соблазнились экуменизмом и готовы брататься со всеми подряд. Заявить о том, что так называемое "православие" - ересь становится преступлением, прозелитизмом, мешающим диалогу. Те, кто так считают, гонимы своей собственной Церквью в угоду протестантам, иудеям и мусульманам. На нас смотрят как на умолишенных с глупыми улыбками на лицах. "Братья" важнее, чем сыновья Церкви.
И хотя я понимаю, что большая часть "православных" фундаменталистов скорее согласится с Лютером, чем признает свою неправоту насчет латинства и признает решения 17 Вселенского Собора, а не будет выдумывать бесконечные оправдания своих заблуждений вроде "паписты слишком рациональны, а разумом ничего нельзя осмылить, поэтому нам плевать на логику и здравый смысл". Мало в Истории доказательств того, что сергианская ересь губительна? Византия - рухнула, Москва - рухнула, а Рим стоит. Легитимность тех жалких остатков, что называют себя приемниками той, дореволюционной церкви под большим вопросом. Да и уже со времен Петра главой в церкви в России был... император. О какой преемственности веры тут можно говорить. Но Богоматерь любит Россию, русские - ее избранный народ. Она просила лишь посвятить Россию Ее Непорочному Седцу, тогда не было бы II мировой войны и Россия, а за ней и мир обратились бы к истинной вере. Но 5, пять(!) Святейших Отцов не могут справиться с задачей произнести пятиминутную молитву. Видимо некогда - надо побрататься с очередным муфтием и вообще братья обидяться.
P.S. Никон изменил в Символе веры "несть конца" на "не будет конца". И это отнюдь не переложение современным языком - определение ариан "лишь" на одну "йоту" отличалось. Последователи этой постреформенной церкви явно не имеют права заявлять о "неизменном Символе веры".
  
#4 | Троицкий Рувим »» | 29.01.2014 02:35 | ответ на: #3 ( Николай ) »»
  
0
В Очах Господних всякий человек Верующий Во Христа Иисуса и Надеющийся на Него – Православный Христианин. Далее Господь Добавил: Все инославные верят почему-то Моисею больше, чем Христу. Когда я вознамерился только помолиться о католиках, Отчий Голос тотчас Остановил меня: Ты не Молись Мне о католиках. Ты Молись о Том, чтобы они Вошли Дверью Святой Моей Церкви. Когда же я хотел помянуть в Молитве всех других, именующих себя христианами, Отец Небесный Сказал: А зачем Мне инакомыслящие?!
http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/user_746_4/topic_2702/
#5 | Владимир Веселов »» | 29.01.2014 10:09 | ответ на: #4 ( Троицкий Рувим ) »»
  
0
Разумный разумное сеет, неразумный неразумное сеет.
#6 | светлана »» | 29.01.2014 21:27 | ответ на: #5 ( Владимир Веселов ) »»
  
2
Вот и пойми,Вас.Разумно не разумный:)
#7 | Наталья »» | 18.11.2014 23:55
  
1
В храме Санкт-Петербургской Духовной академии вновь совершена неуставная литургия апостола Иакова
17/11/14

По сообщению сайта Санкт-Петербургской Духовной академии 5 ноября 2014 года, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков) совершил Божественную литургию по чину апостола Иакова, брата Господня.
Как сказано в сообщении пресс-службы СПбПДА, «литургия апостола Иакова несколько отличается от чинопоследований поздних Литургий византийского типа – святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. За Литургией апостола Иакова Священное Писание, в том числе чтение из ветхого Завета, читается в центре храма лицом к народу, а причащение прихожан совершается отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми, как это было принято до V века. В первые годы христианства не было устоявшегося образца для совершения богослужения. В каждой христианской общине Литургия совершалась со своими особенностями. Постепенно опыт совершения молитвословий закреплялся, складывался богослужебный чин. Таким образом, образовывались, “выкристаллизовывались” чинопоследования литургий, которые носили имена апостолов. Например, антиохийская Литургия 12 апостолов, Литургия апостола Марка и Литургия апостола Иакова.

В 70-80-е годы XX века в Санкт-Петербургской духовной академии подобная практика служения литургии апостола Иакова возникла по инициативе митрополита Никодима (Ротова). Долгое время литургия апостола Иакова была неотъемлемой частью богослужебной жизни духовной академии Северной столицы, однако в 90-е годы совершение этой литургии прекратилось. Впервые после многолетнего перерыва, 5 ноября 2010 года, в академическом храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, литургию по чину апостола Иакова, брата Господня, совершил епископ Гатчинский Амвросий. С тех пор традиция ежегодного служения этой Литургии в стенах СПбПДА не прекращалась».


От редакции: Русская Православная Церковь совершает богослужения согласно действующему богослужебному уставу, изложенному в Типиконе, в котором строго расписано, какие литургии в какие дни должны совершаться. Совершение литургии апостола Иакова Типиконом не предусмотрено. Тот факт, что практика совершения неуставной литургии апостола Иакова возникла по инициативе маститого митрополита-модерниста Никодима (Ротова), ещё не дает оснований для повторения подобных литургических новаций и является дерзким нарушением церковного устава и проявлением церковного модернизма. Целью подобных богослужебных обновленческих экспериментов на наш взгляд является закрепление в сознании верующих возможности вариативности уставных предписаний и изменяемости богослужебных традиций, а тем самым – церковного предания. Под лозунгом «возврата к практике Древней Церкви» в стенах Санкт-Петербургской Духовной академии предлагается либеральная ревизия и реформация богослужебных традиций Русской Церкви. Напомним, что призывы к возврату практики Древней Церкви всегда были на знаменах всех протестантских движений (Лютер и др.), а в последнее время и обновленцев.http://www.blagogon.ru/news/333/
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites