Русская Православная Церковь ежедневно возносит молитвы о всех прежде почивших отцах и братиях наших. Но есть дни, когда надлежит особо помянуть всех от века благочестно скончавшихся, и особенно воинов, на поле брани убиенных.
С XIV века православные совершают поминовение по усопшим в субботу накануне 8 ноября - дня памяти святого Димитрия Солунского.
Впервые эта панихида была совершена в присутствии князя Дмитрия Донского в Троицком монастыре 20 октября 1380 г. преподобным
Сергием Радонежским в честь и память воинов, убиенных на Куликовом поле.
Прп.Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву.
«Ударила слава к железным воротам, к Риму и к Кафе по морю, и к Тырнову, и оттуда к Царьграду на похвалу: Русь великая одолела Мамая на поле Куликовом», - говорят летописи о победе в Куликовской битве.
Значение этой великой победы поистине огромно. Именно битва на Куликовом поле стала первым в истории ярким проявлением единства русских людей, осознания ими своей духовной и национальной общности.
Эта дата считается долгожданным началом освобождения русского народа от монголо-татарского ига. Но велика была и цена, заплаченная за эту победу. Более кровопролитной битвы история того времени не знала. Разные историки склоняются к различным цифрам потерь, но очевидно одно: потери Русского войска были более 100 тысяч человек, огромное по тем временам число.
Димитриевская родительская суббота.
Великий князь распорядился хоронить тела убитых русских здесь же на поле, а чтобы русские люди не забыли великого подвига предков, по благословению преподобного Сергия, князь Димитрий Иоаннович Донской постановил поминать всех погибших на Куликовом поле в субботу, предшествующую дню памяти святого Димитрия Солунского, своего небесного покровителя.
Память о павших воинах особенно трепетно почиталась на Руси. Весьма показательно, что в XVII веке при государственной монополии на производство алкоголя, помимо крестин и свадеб, крестьянам только четыре раза в год дозволялось самим варить пиво, брагу и мед для домашнего питья: в Великий день (Пасху), на масленицу, на Рождество Христово и Димитриевскую субботу. Так этот день был особенно выделен в народной жизни наряду с Великими праздниками.
Со временем память о павших в Куликовской битве переросла в поминовение всех воинов, в разное время сложивших голову за Отечество.
В начале ХХ века это почитание было закреплено законодательно.
Державной Волею Государя Императора Николая II 22-го августа 1903 г. приказано было в войсковых частях и заведениях Военного Ведомства, имеющих священников, совершать в Димитриевскую субботу панихиды по усопшим воинам, «за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положившим».
В Димитриевскую субботу вся русская военная сила жила одним чувством: она славила и вспоминала тех, кто отдал на алтарь любви к Отечеству драгоценный дар Божий - свою жизнь. Ни пространство, ни время не могут изгладить память о тех, кто «душу положил за други своя».
Бог не есть Бог мертвых, Он Бог живых, и у Бога все живы. Мы верим, что те, кто отсюда, из временной жизни, уходит - к Богу уходит. Древние христиане смерть называли Днем рождения в жизнь вечную, и Святая Церковь смерть называет успением, преставлением, исходом, выражая мысль, что человек из этой временной жизни просто переходит в другую - вечную жизнь.
Не у каждого из умерших была возможность принять церковное напутствие через исповедь и приобщение Святых Христовых Тайн.
Сколько людей убито на поле брани, пропало без вести, утонуло в воде, сгорело в огне, погибло от холода и голода, хищных зверей и злых людей.
Многих из них некому вспомнить, некому возопить к Господу об их участи. Нет человека, который, живя на земле, не согрешил, и они согрешали.
Потому Церковь от имени усопших обращается к нам, живущим, с просьбой помочь им, помянуть ради Царствия Небесного.
живая связь
Имена их часто неизвестны, но Богу ведомы. И просим мы человеколюбивого Бога: «приими их, как лучшую часть, что отдали Тебе, и пошли им вечную жизнь без печали и скорби в радости бессмертной».
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.
Церковное поминовение в родительскую субботу
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.
Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).
Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон - панихидный столик - кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.
Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и
благодетелях.
Необходимо помнить
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.