О детских потребностях и возрастных нормах

дети

О детских потребностях и возрастных нормах

Одна из самых вредоносных формул в воспитании звучит так: «Если ребенка сразу (не) приучишь, то так будет всегда». Не нужно приучать к рукам.

Нужно сразу приучать к аккуратности. Не нужно приучать спать с мамой. Нужно сразу приучать оформлять письменные работы правильно. И т. д., и т. п. Такой подход подразумевает взгляд на ребенка как на банку с крышкой, куда что засунешь, так оно там и останется. При всей очевидной вроде бы абсурдности этот взгляд обладает прямо-таки магнетическим действием, буквально гипнотизируя взрослых.

«Ну как же так? Так и оставить? Но ведь тогда он будет ВСЕГДА (сосать палец, рыдать в магазине игрушек, забывать сделать уроки, играть в компьютер, любить Диму Билана – нужное подчеркнуть)! Нужно же что-то делать!». А-а-а, мы все умрем! Я обычно говорю: «Слушайте, это вообще интересный ход мысли. Предлагаю не переводить ребенка за руку через дорогу. Надо сразу приучать! А то что же, так и будет ВСЕГДА только с нами ходить?» Замешательство. «Нет, так нельзя, это другое». Чем другое, а? Вот ребенок боится спать один. Ну, мы-то конечно знаем, что скелет под кроватью, которого он боится – нереален, в отличие от машин на дорогах. Но для него-то реален! Гораздо более чем, потому что скелета, такого страшного, он почти прямо видит, и почти прямо слышит, как тот скребет своими костями об пол. А машина – чего ее бояться? Едет и едет. Яркая, красивая.

Как, интересно, дети объясняют себе, почему от одних опасностей взрослые готовы их оберегать и даже с чрезмерным рвением, а другим спокойно отдает на растерзание, да еще и стыдит, что ты боишься? Какая у них на эту тему версия в голове? Хотелось бы узнать. Или вот начальная школа. Ну, зачем в первом классе уделяется столько внимания оформлению? «Чтобы сразу приучить, а то…». ОК, давайте приучим сразу интегралы решать? Почему-то мысль о том, что семилетний ребенок не может решать интегралы, очевидна. А мысль о том, что он НЕ МОЖЕТ просто в силу возрастных особенностей, упомнить все эти алгоритмы: четыре клеточки сюда, а если на последней строке, то не начинаем, а если не поместилось, то вот так. И все это надо делать одновременно с собственно письмом и думаньем!

Такой чудесный возраст – с 7 до 10! Такой творческий, богатый, такой страстный интерес к тому, как устроен мир, такая способность к неожиданным обобщениям, ассоциациям, такая синтетичность восприятия любого предмета! Видеть мир не как набор научных дисциплин, а весь, как живой единый организм, думать о бабочках, о звездах, о составе грязи под ногтями, об ураганах, о викингах, об атомах, о том, почему люди смеются – с интервалом в пять секунд, а то и вовсе одновременно. Не просто думать – ЧУВСТВОВАТЬ про это, пропускать через всего себя. Эти невероятные упорство и самоотдача в занятии тем, что интересно! Часами, с упоением, забыв обо всем, футбол ли это, конструктор, рисование, фантазирование – у кого что! Придумываются игры, рождаются свои Швамбрании и Терабитии, все эти клады, тайны, шифры. Стремительное развитие всех мыслительных функций, как цветок в ускоренной съемке разворачивается из бутона. Растет (должна расти, по крайней мере) уверенность в себе, самостоятельность, способность действовать в неожиданных, меняющихся обстоятельствах. Тяга к приключениям, к новому опыту. Зарождение дружбы, уже не детской, а настоящей, которая может быть на всю жизнь.

Идеальный мир ребенка этого возраста показан в мультиках «Земля до начала времен». Своя компания друзей, свобода, настоящие приключения, но где-то рядом есть мудрые и сильные взрослые, которые, если что, придут на помощь, а вечером уложат спать. И больше от них ничего не нужно.

А теперь подумаем, но что тратятся эти годы. Четыре клеточки вниз, две строки пропустить. О чем ты думаешь, Петров? Ты опять витаешь в облаках на уроке? ЧЕТЫРЕ клеточки, что тут не понятно? Еще раз, закрепляем. Повторим. Перепиши два раза. Напиши три строчки этого слова. Не шепчитесь. Не разговаривайте. На перемене не бегайте. Почему у тебя такой бардак в портфеле? Неужели трудно аккуратно заполнить дневник? Хватит играть, нам некогда, пора на английский. Мы не можем позвать в гости Владика, ты не успеешь позаниматься музыкой. Ты не пойдешь гулять, пока не будут сделаны уроки.

ВСЕ поперек задач возраста, ВСЕ вопреки природе ребенка. Тоска смертная.

Программа разделена на предметы, на темы, на блоки. Все раздроблено, один урок закончен, другой начат, одна тема, потом другая, связи никакой. Ребенок приходит в конце первого класса со слезами: «Задача не получается!» Проверяю – все верно, на одной полке 9 книг, на другой 15, ответ 24. Ребенок, уже в голос рыдая: «Ответ не может быть 24, потому что – внимание! – мы еще не выходим за пределы двух десятков! Я неправильно решила, пойду еще думать». Убиться об стену. Час отчаянных усилий на то, чтобы ребенок все-таки сделал вывод, что верить надо себе, своему разуму, а не непонятным рамкам, которые сами же составитель учебника по невнимательности нарушили. А если б не пришла?

Зачем вытаптывать все, что в это время бурно растет, и старательно возделывать то, что расти еще не должно и не может? Почему нельзя ПРОСТО ПОДОЖДАТЬ? Вот 10-11 лет. Синтетичность мышления уступает место аналитичности. Просыпается страсть к коллекционированию, систематизации, классификации, наведению порядка, интерес к деталям, внимание не к связям, а к различиям и противопоставлениям. Так давайте! Вот сейчас давайте и объясним про четыре клеточки, и про аккуратное ведение дневника – пойдет как по маслу. Раз, два – и все всё поняли.

В результате ребенок, к которому относилась как к объекту применения воспитательных усилий, к подростковому возрасту нередко и становится объектом, почти неодушевленным предметом, который «ничего не хочет». Лежит на диване и щелкает пультом. Это бывает у детей, выросших в казенном доме, которым все время указывали, что им делать и когда, и, как ни странно, у детей родителей, которые «посвятили им жизнь» и всегда «знали, как надо». Потому что все, чего ребенок когда-либо хотел, было «не то и не так», а все, чего, по мнению взрослых, ему следовало хотеть, и иногда он даже делал вил, ничего не давало его уму и сердцу, это ведь они хотели, а не он. Ну, и отхотели все. И самих взрослых все это делает глубоко несчастными, они убиваются из-за двоек и троек, из-за неаккуратного дневника, а потом – из-за того, что «ему ничего не интересно», и «он не желает ходить в школу».

Людмила Петрановская

http://kovalevo.org/materialy/stati/item/89-o-detskikh-potrebnostyakh-i-normakh

Комментарии (1)

Всего: 1 комментарий
#1 | Ирина Петрова »» | 06.07.2013 09:04
  
8
Если ли бы не было дисциплины,был бы хаос.

Родители должны сознавать свою ответственность. - Отец и мать должны быть первыми учителями своих детей1.

Отцам и матерям необходимо сознавать свою ответственность. Мир полон ловушек, расставленных для молодежи. Жизнь ради эгоистичных и чувственных наслаждений привлекает множество людей. Они не в состоянии различить скрытые опасности и ужасный конец пути, который кажется им дорогой к счастью. Потакание аппетитам и страстям заставляет их впустую растрачивать энергию, и миллионы юношей и девушек гибнут для этой жизни и для жизни вечной. Родителям следует помнить, что их детям придется столкнуться со множеством искушений. Еще до рождения ребенка следует начинать подготовку, которая позволит успешно бороться со злом2.

Чтобы родители могли понять, как лучше всего воспитывать детей для счастливой, полезной жизни здесь и для более высокого служения и более великой радости в будущем, им необходимо больше, чем человеческая мудрость3.

Воспитание детей - важная часть Божьего плана. - Воспитание детей представляет собой важную часть Божьего замысла, являющего силу христианства. На родителях покоится торжественная обязанность так воспитать своих детей, чтобы они, выйдя в мир, делали добро, а не зло людям, с которыми будут общаться4.

Не следует легкомысленно относиться к воспитанию детей и ни в коем случае нельзя пренебрегать [22] им. Родителям следует много времени уделять тщательному изучению законов, управляющих нашим организмом. Главной целью должно стать приобретение знаний о том, как правильно воспитывать детей, чтобы в их здоровом теле был здоровый дух...

Многие люди, называющие себя последователями Христа, к сожалению, пренебрегают своими семейными обязанностями. Они не сознают важности того, что Бог доверил в руки родителей формирование у их детей характера, позволяющего им стать морально стойкими и воспротивиться многим искушениям, улавливающим молодежь в западню5.

Необходимость сотрудничества с Богом. - Христос не просил Своего Отца взять Его учеников из мира, но хотел сохранить их в мире от зла, сохранить от уступки искушениям, которые будут подстерегать их со всех сторон. Такую же молитву за своих детей должны возносить отцы и матери. Но как они поступят? Будут умолять Бога, а потом позволят своим детям поступать, как им заблагорассудится? Бог не сможет сохранить детей от зла, если родители не будут с Ним сотрудничать. Родители должны приняться за свой труд бодро и смело, исполняя его с неустанным рвением6.

Если родители настроены никогда не прекращать воспитание и обучение детей для Бога, если они будут с верой совершать свой труд, сотрудничая с Ним, ревностно молясь и прилагая собственные усилия, они успешно приведут детей к Спасителю7.

Отношение библейской супружеской пары к своим обязанностям. - Небесный ангел пришел научить Захарию и Елисавету так воспитывать и обучать их дитя, чтобы они трудились вместе с Богом и готовили вестника, которому предстояло провозгласить [23] пришествие Христа. Как родители, они добросовестно трудились совместно с Богом и формировали у Иоайна такой характер, который позволил бы ему со знанием дела выполнить данное Богом поручение.

Иоанн был сыном старости, ребенком, рожденным чудесным образом, и родители могли рассуждать, что коль скоро он должен выполнить особую миссию для Господа, то Господь Сам позаботится о нем. Но родители не пошли по этому пути. Они переехали в уединенную сельскую местность, где их сыну не грозили искушения городской жизни и не было соблазна ослушаться родительских советов и наставлений. Захария и Елисавета внесли свой вклад в развитие характера ребенка, чтобы всесторонне приготовить его к выполнению предназначенной Богом задачи... Они свято выполнили свои обязанности8.

Относитесь к детям, как к сокровищу, вверенному вашему попечению. - Родителям следует смотреть на детей как на вверенных их попечению Богом, чтобы воспитать их для небесной семьи. Воспитывайте детей в страхе Божьем и Его любви, ибо "начало мудрости - страх Господень"9.

Родители, верные Богу, представят Его в семейной жизни. Они будут смотреть на воспитание детей как на священный труд, доверенный им Всевышним10.

Родители, подготовленные к роли учителей-христиан. - Работа родителей, имеющая большое значение, находится в сильном пренебрежении. Родители, пробудитесь от вашей духовной спячки и осознайте, что первый свой урок ребенок получает от вас. Вы должны научить ваших малюток познавать Христа. Это нужно сделать до того, как сатана посеет в их сердцах свои семена. Христос призывает к Себе детей, и их следует вести к Нему, [24] воспитывать в них привычки прилежания, чистоты и порядка. Христос желает, чтобы именно этому они были научены11.

Грех будет лежать у дверей тех родителей, которые не одумаются и не станут мудрыми, верными христианскими наставниками12.

Между родителями должно существовать единство. - Мужу и жене следует тесно сотрудничать в воспитании детей. Они должны быть очень мягкими и осторожными в своих словах, дабы не открыть дверь искушениям, через которую войдет сатана, жаждущий одерживать победу за победой. Им необходимо быть добрыми и вежливыми друг к другу, хранить взаимное уважение. Каждый должен помогать другому создавать в доме приятную, благотворную атмосферу. Родители не должны спорить в присутствии детей. Им необходимо всегда сохранять христианское достоинство13.

Особый наставник детей. - В воспитании детей матери отводится исключительное положение. Хотя на отца возложено управление домом и другие важные обязанности, мать посредством постоянного общения с детьми, особенно в их юные годы, всегда должна оставаться их особым наставником и другом14.

Воспитание больше, чем простое наставление. - Родители должны усвоить урок безусловного подчинения голосу Бога, звучащему со страниц Его Слова. Когда они научатся этому, тогда смогут словом и делом научить детей уважению и повиновению. Данную задачу необходимо выполнить в семье. Выполняющие ее сами возвысятся духовно, сознавая, что они должны возвысить детей. Такое воспитание означает намного больше, чем простое наставление15.

Непродуманная работа недопустима. - Непродуманная [25] работа в семье не примется всерьез на суде. Родители-христиане должны сочетать в жизни веру и дела. Авраам заповедал своему дому после себя "ходить путем Господним", точно так же и его потомки должны были передать эту заповедь. Данного эталона должны придерживаться все родители. Всякий другой путь ведет не в град Божий, а в ряды губителя16.

Пусть родители анализируют свою работу. - Будут ли родители анализировать свою работу по воспитанию и обучению детей и проверять, полностью ли они исполнили свой долг, ожидая с надеждой и верой, что их дети будут венцом радости в

день Господа Иисуса? Трудились ли они для благополучия своих детей так, чтобы Иисус, глядя с неба, смог посредством дара Своего Духа освятить их усилия? Родители, ваша задача - приготовить ваших детей к тому, чтобы они были максимально полезными в этой жизни и разделили славу мира грядущего17.



. Когда начинать обучение ребенка

Обучение начинается с младенческого возраста. - Слово "обучение" означает больше, чем учебный курс в школе или колледже. Обучение начинается с младенческого возраста, когда ребенок находится на руках матери. Мать, развивая и формируя характер своих детей, одновременно обучает их1.

Родители посылают детей в школу, полагая, что дают им образование. Но образование - более широкое понятие, чем многие представляют себе. Оно включает весь процесс обучения с младенчества до детства, с детства до юности, от юности до зрелости. Как только ребенок начинает мыслить самостоятельно, начинается его образование2.

Начинайте, когда ум восприимчив более всего. - Воспитывать и обучать ребенка следует с младенческих лет, когда его ум более всего восприимчив и преподанные уроки запоминаются легче всего3.

В сущности, дети должны обучаться в домашней школе с колыбели до зрелости. И как в любой хорошо организованной школе учителя сами накапливают важные знания, так и мать, основной учитель в доме, должна в первую очередь приобретать наиболее ценные жизненные уроки4. Родители обязаны произносить верные слова... Каждый день родители должны брать в школе Христа уроки у Того, Кто любит их. Тогда рассказ о [27] Божьей вечной любви будет повторяться в домашней школе детям. Следовательно, еще до того, как разовьется детский разум, дети смогут перенимать правильный настрой от своих родителей5.

Воспитывайте детей в младенческом возрасте. - Все родители должны воспитывать детей с их младенческого возраста. На воспитание детей нужно обратить особое внимание, так как их спасение зависит в основном от воспитания, данного им в детстве. Родители и опекуны сами должны поддерживать чистоту сердца и жизни, если они желают, чтобы их дети выросли чистыми. Являясь отцами и матерями, мы сами должны воспитывать и дисциплинировать себя. Являясь же учителями в своем доме, мы можем воспитывать наших детей, готовя их к нетленному наследию6.

Сделайте правильное начало. - Ваши дети - Божья собственность, купленная дорогою ценою. Будьте осторожны, отцы и матери, относитесь к ним с Христовой любовью7.

Молодежь необходимо правильно и благоразумно воспитывать, потому что плохие привычки, сформированные в детстве и юности, часто остаются у человека на всю оставшуюся жизнь. Пусть Бог поможет нам увидеть, насколько необходимо правильное начало8.

Важность воспитания первого ребенка. - Первого ребенка следует воспитывать с особой тщательностью, потому что ему предстоит воспитывать остальных. На развитие детей сильное влияние оказывают окружающие. Если с ними общаются шумные и громогласные люди, то и дети вырастут шумными и почти невыносимыми9.

Растение наглядно изображает воспитание ребенка. - Последовательное развитие растения из семени - лучшая наглядная иллюстрация в обучении ребенка. "Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мк. 4:28). Тот, Кто рассказал [28] эту притчу, сотворил крошечное семя, вложил в него жизненные свойства и предписал законы, управляющие его ростом. Смысл этой притчи был реальностью в Его собственной жизни. Владыка небес, Царь славы, родился ребенком в Вифлееме и, будучи беспомощным младенцем, был предоставлен заботам матери. В детстве Он рос обыкновенным ребенком, слушался Своих родителей и с готовностью исполнял их поручения. Но шли годы, и, развиваясь умственно, Он постоянно возрастал в благоговении и познании истины10.

Родители должны научиться руководить. - Родители редко трудятся так, как должно...

Отцы и матери, научились ли вы искусству руководства, стараясь мудро формировать волю и нрав своих детей? Учите молодую поросль обвиваться вокруг Бога и крепко держаться за Него. Недостаточно, если вы просто говорите: "Сделай то" или "Сделай это", а сами полностью игнорируете и забываете свои требования; тогда и дети не думают их исполнять. Научите вашего ребенка охотно повиноваться вашему повелению. Научите молодую поросль держаться за Иисуса... Научите детей просить у Господа помощи в малых делах, а также мудрости, чтобы они видели свои малые обязанности, были полезными в доме. Если вы не воспитаете детей, то это сделает сатана, подстерегающий любую возможность посеять в детское сердце семена сорняков1.

Исполняйте свой долг спокойно и с любовью. - Моя сестра, разве Бог не доверил тебе обязанности матери?.. Тебе необходимо усвоить правильные методы и проявлять чуткость при воспитании твоих малышей, чтобы они не сошли с пути Господнего. Тебе нужно постоянно стремиться к более высокой культуре ума и души, чтобы обучать и воспитывать твоих детей спокойно, с любящим сердцем, прививать им чистые стремления и развивать в них любовь ко всему честному, чистому и святому. Как смиренное дитя Божье учись в школе Христа, стремись постоянно развивать свои способности, [32] чтобы словом и личным примером совершать самое лучшее, самое серьезное служение в доме2.

Влияние спокойного, мягкого обращения. - Немногие представляют себе, как много значит мягкое, но решительное обращение даже при уходе за младенцем. Нетерпеливая, раздражительная мать или няня делают раздражительным и ребенка, за которым они ухаживают, а мягкое обращение успокаивает нервы малыша3.

Теории необходимо испытывать. - Изучение книг окажется малополезным занятием, если приобретенные знания не будут воплощаться в практическую жизнь. И все же даже самые ценные советы окружающих нельзя принимать бездумно, без разбора. Они не могут одинаково подходить к тем особым обстоятельствам, в которых оказывается каждая мать, и к каждому ребенку с особенностями его характера и темперамента. Пусть мать внимательно изучает опыт других родителей, замечает разницу между своими и их методами и тщательно испытывает все, что кажется по-настоящему ценным4.

Методы, применявшиеся в древние времена. - Еще в древности добросовестные израильтяне много внимания уделяли воспитанию детей. Господь дал повеление, чтобы дети уже в младенческом возрасте узнали о Его благости и Его величии, как это особым образом явлено в Его законе и в истории Израиля. Через пение, молитву и уроки Священного Писания, понятные детскому уму, отцы и матери должны были научить своих детей, что Закон Божий - это выражение Его характера и что образ Божий отразится, когда они примут в сердце принципы Его закона. В школе и дома знания передавались устно, но молодежь училась читать еврейские писания, юноши и девушки изучали пергаментные свитки Ветхого Завета5. [33]

Учите с любовью и добротой. - Отцам и матерям следует обучать детей с любовью и добротой. Они должны показать, что, являясь родителями, они держат бразды правления в своих руках, а не дети управляют ими. От детей требуется послушание, и родителям нужно научить их этому6.

Неугомонный дух естественно порождает склонность к проказам. Если для энергичного ума не найти достойного занятия, он будет прислушиваться к внушениям сатаны. Дети нуждаются в наставлении, в том, чтобы их вели по безопасному пути, берегли от порока, убеждали с добротой и поощряли в добрых делах7.

Отцы и матери, на вас возложена серьезная обязанность. Вечное спасение ваших детей зависит от вашего образа действий. Как вы будете воспитывать своих детей, чтобы добиться успеха? Не бранью, ибо ничего хорошего из этого не получится. Разговаривайте со своими детьми, относясь с уважением к их личности. Обращайтесь с ними с добротой, нежностью и любовью. Подскажите детям, что конкретно Бог ожидает от них. Скажите, что Бог хочет видеть их образованными людьми, готовыми трудиться для Него. Выполнив свою роль, вы можете доверить Господу сделать Его работу8.

Находите время убеждать своих детей. - Каж-дая мать должна находить время убеждать своих детей исправлять их ошибки и терпеливо направлять их на правильный путь9.

Вносите разнообразие в методы воспитания. - Воспитанию молодежи следует уделять самое серьезное внимание. Вносите разнообразие в методы воспитания, чтобы оживить у молодых людей высшие и благородные силы их души... Немногие понимают самые насущные нужды молодых и умеют направлять [34] развитие их интеллекта, мыслей и чувств10.

Преподайте свои первые уроки на свежем воздухе. - Матери, дайте малышам возможность играть на свежем воздухе. Пусть они слушают пение птиц и учатся любить Бога, явленного в Его прекрасных делах. Учите малышей простым урокам из книги природы и окружающей их жизни. По мере развития детского ума можно добавлять уроки из книг, которые прочно закрепятся в памяти детей11.

Детям и молодежи полезно заниматься обработкой почвы. Этот труд приводит их в прямое соприкосновение с природой и Богом природы. Чтобы сделать такую работу доступной детям, по мере возможности рядом с нашими школами должны быть большие цветники и значительные участки для обработки почвы.

Воспитание на лоне природы соответствует наставлениям, данным Богом относительно воспитания молодежи...

Это будет особенно полезно для нервных детей, которых утомляет обучение по книгам и которые с трудом запоминают преподанные им уроки. Изучение природы вернет таким детям здоровье и счастье. В их сознании прочно закрепятся полученные впечатления, ибо они будут ассоциироваться с предметами, постоянно находящимися перед их глазами12.

Сделайте уроки краткими и интересными. - Если родители будут добросовестными в исполнении своих обязанностей и кропотливо, заповедь на заповедь, правило на правило сделают свои уроки короткими и интересными, уча детей не только словом, но и личным примером, Господь поможет им и сделает их успешными наставниками13.

Говорите просто, короткими высказываниями. - Наставники детей не должны быть занудами. Короткие высказывания по существу произведут [35] хороший эффект и окажут доброе влияние. Если необходимо сказать многое, не говорите все сразу, но сделайте это постепенно, по частям. Несколько интересных выступлений, разделенных между собой временными интервалами, принесут больше пользы, чем одна длинная, монотонная речь. Затянутые выступления - это непосильное бремя для неокрепших детских умов. Пространные речи вызовут у них отвращение даже к духовным наставлениям, подобно тому как переедание обременяет желудок, снижает аппетит и даже внушает отвращение к пище. Умы детей могут пресытиться слишком Длинными выступлениями14.

Поощряйте самостоятельное мышление. - Хотя дети и молодежь черпают знания от учителей и из учебников, дайте им возможность самостоятельно усваивать уроки и делать для себя выводы. Во время практических занятий по садоводству спросите детей, чему они научились, ухаживая за растениями. Когда они любуются прекрасным пейзажем, поинтересуйтесь у них: почему Бог наделил поля и леса такими приятными и разнообразными оттенками? Почему в природе нет сплошного темно-коричневого цвета? Когда дети собирают цветы, попросите их задуматься, почему Он сохранил для нас красоту цветов Едема. Научите их всюду в природе замечать доказательства Божьей заботы о нас и то, насколько чудесно все предусмотрено для нашей пользы и нашего счастья15.

Управляйте активностью детей. - Родители не должны сдерживать активность детей. Однако им необходимо понять, насколько важно вести и направлять детей по верному пути. Активные детские порывы напоминают неухоженные виноградные лозы, которые цепляются за каждый пень и куст и крепятся усиками на низких местах. Если не прикрепить лозы, как полагается, их сила будет потрачена напрасно, без всякой цели. То же происходит [36] с детьми. Их активность следует направлять в правильное русло. Дайте их рукам и умам такое занятие, которое поможет им возрасти физически и духовно16.

Учите уроку полезности в раннем возрасте. - Урок полезности следует преподавать ребенку с самых ранних лет. Как только физические силы и способность мыслить достаточно развились, ему следует вменить определенные обязанности, которые он будет выполнять по дому. Его следует ободрять и поддерживать в попытках помочь отцу и матери, поощрять отказываться от вредных прихотей и уметь владеть собой, думать прежде о счастье и удобстве других, а не о своем собственном, искать возможность помочь братьям, сестрам и товарищам по играм и проявлять доброту к престарелым, больным и несчастным. Чем полнее дух истинного служения охватывает семью, тем активнее он развивается в жизни детей. Они будут учиться находить радость в служении и самопожертвовании ради блага близких17.

Родители, помогите своим детям исполнить волю Бога через добросовестное отношение к обязанностям, возлагаемым на них как на членов семьи. Благодаря этому дети приобретут ценнейший опыт. Они научатся не сосредоточивать мысли на себе, не потакать своим желаниям и не развлекать себя. Терпеливо учите их выполнять отведенную им роль в семейных обязанностях18.

Формируйте характер детей, постоянно ухаживая за ними. - Родители, обучая детей, используйте уроки, которые Бог преподал нам в природе! Как вы будете выращивать гвоздики, розы или лилии? Спросите садовника, как он добивается, чтобы каждый стебель и каждый лист росли и радовали глаз, и он скажет вам, что этого нельзя добиться [37] грубой силой, потому что так можно поломать нежные стебельки. Нужно все время ухаживать за растениями. Садовник удобряет почву, защищает ростки от яростных порывов ветра и от палящего солнца, а Бог делает так, что растение развивается и расцветает во всей красоте. В обращении со своими детьми подражайте садовнику. Нежными прикосновениями, служением любви стремитесь развивать в них характер Христа19.

Будьте внимательны к мелочам. - Какую большую ошибку допускают родители в воспитании детей, когда балуют их, потакают и потворствуют их прихотям! Дети вырастают эгоистичными и ни к чему не годными. Им недостает энергии для решения жизненных мелочей. Они не обучены закаливать свой характер через исполнение повседневных обязанностей, какими бы скучными они ни казались...

Но никто не сможет сделать великую и важную работу до тех пор, пока не научится исполнять маловажные и скучные обязанности. Характер фор-мируется поэтапно, и человек постепенно приспосабливается прикладывать усилия и затрачивать энергию сообразно с поставленной задачей20.

Талантливые дети требуют особого внимания. - В сознании наших детей следует запечатлеть мысль, что они не свои, чтобы идти, куда им заблагорассудится, одеваться и поступать, как им вздумается... Если они привлекательны и имеют редкие дарования от природы, их воспитанию следует уделять особенное внимание, чтобы их дарования не обратились в проклятие, чтобы, неверно используя свои таланты, они не потеряли способность трезво оценивать эту жизнь и через лесть, суетность и желание похвастаться не лишились лучшей жизни21.

Воздерживайтесь от чрезмерного внимания и лести. - Не уделяйте детям чрезмерного внимания. Пусть они учатся занимать самих себя. Не вы- [38] ставляйте их перед гостями как необыкновенно умных и одаренных, но сделайте детство своих детей по возможности более скромным. Одна из причин, согласно которой так много детей нахальны, дерзки и нетерпеливы, заключается в том, что им уделялось слишком много внимания и похвалы, а их умные, меткие высказывания повторялись в их присутствии. Остерегайтесь как несправедливого осуждения, так и чрезмерной лести и похвалы. Сатана очень быстро сеет семена в юных сердцах, и вы не должны помогать ему в этой работе22.

Читайте вашим детям. - Отцы и матери, используйте наши книги и другие публикации, чтобы получить помощь в воспитании детей. Уделите время чтению вашим детям... Образуйте кружок домашнего чтения, когда каждый член семьи должен отложить каждодневные заботы и участвовать в изучении наставлений. Вечернее семейное чтение особенно полезно для молодежи, привыкшей читать низкопробную литературу23.

Обучайте, а не приказывайте. - Родителям поручено великое дело воспитания и обучения их детей для будущей, вечной жизни. Многие отцы и матери, видимо, полагают, что если они накормят, оденут детей и дадут им образование, соответствующее образцу этого мира, то выполнят весь свой долг. Они слишком заняты делами или развлечениями, чтобы считать воспитание своих детей делом всей жизни. Они не стремятся воспитывать детей таким образом, чтобы те использовали свои таланты для славы их Искупителя. Соломон не говорил: "Скажи юноше при начале пути его: он не уклонится от него, когда состареет". Но им сказаны следующие слова: "Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет"24.

[39] Воспитание самообладания. - Никакая работа, совершаемая человеком, не требует такого внимания и искусства, как правильное обучение и воспитание детей и молодежи. Никакое влияние не может сравниться по силе с влиянием, оказываемым на нас в ранние годы... У человеческой природы три составляющих, и воспитание, которое Соломон считал обязательным, подразумевает правильное развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей. Чтобы правильно совершить эту работу, родителям и учителям надо самим понять путь, по которому должен идти ребенок. Здесь необходимо не только знание, полученное из книг, или школьное образование. Для этого требуется воздержание, братская доброта, благочестие, исполнение нашего долга перед собой, перед нашими ближними и перед Богом.

Принцип обучения детей должен отличаться от принципа дрессировки неразумных животных. У животного вырабатывается привычка подчиняться своему хозяину, а дитя необходимо научить контролировать себя. Волю следует приучить повиноваться велениям разума и совести. Если ребенок воспитывается так, что, подобно животному, лишается своей воли, то его личность растворяется в личности его учителя. Это немудрое воспитание, оно оказывает разрушительное действие. Детям, воспитанным подобным образом, будет недоставать твердости и решительности. Они не наставлены поступать, исходя из принципа; силы их разума не укреплены опытом. Насколько это возможно, каждому ребенку следует привить уверенность в себе. Приводя в действие свои способности, он узнает, где он сильнее и чего ему недостает. Мудрый наставник обратит особое внимание на развитие более слабых черт, чтобы у ребенка сформировался уравновешенный, гармоничный характер25.
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2024, создание портала - Vinchi Group & MySites
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU