Условием проявления лика души является Божественное просвещение.
Когда ум принимает Божественное просвещение, он как истинное око души, исследует и видит всю ее глубину. Следовательно, только при условии такого просвещения ума можно увидеть и удостовериться в том, что мы написали до сих пор о виде лица души. Это относится и к глубинам души вообще.
Преподобный Макарий Египетский, сей глубокий исследователь души, в своей седьмой беседе задает вопросы об этих предметах и сам же дает на них ответы. Давайте прочтем внимательно его поучение: "Есть ощущение, есть видение и есть озарение. И кто имеет озарение, тот выше имеющего ощущение. У него озарен ум;; а сие значит то, что получил он некоторое преимущество пред имеющим ощущение, ибо сознал в себе некую несомненность видений. Но иное есть откровение, когда душе бывают открыты дела великие и Божии тайны.
Вопрос. Видит ли кто душу при помощи откровения и Божия света?
Ответ. Как телесные очи видят солнце, так и озаренные Божиим светом видят образ души; но немногие христиане достигают этого видения.
Вопрос. Душа имеет ли зрак?
Ответ. Имеет образ и зрак, уподобляющийся ангелу. Ибо, как ангелы имеют образ и зрак и как внешний человек имеет образ, так и внутренний имеет образ, подобно ангелу, и зрак, подобный внешнему человеку.
Вопрос. Иное ли что есть ум, а иное душа?
Ответ. Как телесных членов много и все называются одним человеком, так и у души много членов: ум, совесть, воля, помыслы осуждающие и оправдывающие; но все это связано в один помысел, все это члены только души, а душа одна; и это внутренний человек. Но как внешние очи издали видят терния, и стремнины и пропасти, так ум, по быстроте своего зрения, предусматривает козни и наветы сопротивной силы и будучи как бы душевным оком, предохраняет душу"
Мой старец Ефрем, находясь в монастыре святого Филофея, описал такое состояние души во время ночного бдения у себя в келии. Все, что он пишет, в точности согласуется со словами преподобного Макария: "Я с большим рвением читал молитву. Однако постепенно у меня зародилось ощущение своей души. Не знаю, каким образом, но я почувствовал и увидел умным взором свою душу. Личико ее невинное, ангельское; взор таков, что нельзя объяснить словами. От этого чувства рождаются столь сладостные и покойные слезы! Вслед за своей душой я почувствовал и ангелов небесных. Я ощущал их ангельскую красоту, высшую всякого ума и понятия, слышал гимны, которые они вечно воспевают в честь Бога. Чувствовал я и вечность этого состояния, несмотря на сокрытие божественного естества среди нетварного Света, превосходящего всякий свет (25.07.1980)
Вывод. Если мы постигнем Божественную красоту, которой Бог украсил образ нашей души, то постигнем и отвратительную личину, которую создает в нас грех.
Старец Маркелл, ученик Иосифа Исихаста. Святая гора Афон.
Видела светящийся лик в центре головы живого человека. Взгляд добрый-добрый. Предполагаю, может это была его душа, либо ангел. Есть ли еще такая информация?