На лукавых жен. Храни же глаза свои.




НА ЛУКАВЫХ ЖЕН

Слово поучительное прп.Ефрема Сирина.




Нет зверя подобно жене лукавой и нескромной на язык.

Что страшнее льва между четвероногими, или лютее змия между пресмыкающимися?

Однако же ничего не значат они в сравнении с лукавою женой.

А что лев и змий уступают ей в злобе, свидетельствует о том и Премудрый, говоря: лучше жити со львом и змием, неже жити с женою лукавою (Сир.25:18).

Львы не осмелились коснуться Даниила во рве, а Иезавель предала смерти Навуфея.

Кит сохранил Иону во чреве, а Далида, остригши волосы у Сампсона, предала его иноплеменникам.

Драконы, аспиды и змеи трепетали Иоанна в пустыне, а Иродиада обезглавила его во время вечери.

Враны питали Илию на горе, а Иезавель за низведение дождя гнала его, ища смерти: и убоявшись,

Илия бежал в пустыню, простиравшуюся на сорок дней пути, и изнемогши духом, просил себе смерти, говоря: Господи Боже, довлеет ныне, возьми от мене душу мою, яко несмь аз лучший отец моих (1Цар.19:4).

Увы, Пророк убоялся жены!

Кто устами своими держал дождь в целой вселенной, кто словом низводил огонь с неба, и молитвою воскресил мертвого, и тот убоялся жены.

Никакое зло не сравнится с лукавою женой; слово мое подтверждает и Премудрый, говоря: несть главы, паче главы змиины, и нет злобы выше злобы женской (Сир.25:17.1).

О, какое это зло, и самое острое оружие диавольское!

Ибо чрез жену в начале развратил диавол Адама в раю, чрез жену заключил Иосифа в темницу, чрез жену побудил Давида к коварному убийству Урии, чрез жену премудрейшего Соломона довел до преступления, чрез жену гнал Илию, чрез жену ослепил Сампсона, и усекнул Предтечу Христова.

Чрез жену всех доводит до падения, всех бесчестит, всех убивает, всех позорит, всем досаждает; потому что жена безстыдная никого не щадит, ни иерея ни стыдится, ни Пророка не уважает, ни седины не чтит.

О, какое всякого зла злейшее зло – лукавая жена!

Если только лукава она, то богата уже злобой; а ежели есть у нее и богатство в содействие ее лукавству, то она – сугубое зло, нестерпимое животное, неисцельная болезнь, неукротимый зверь.

Знаю, что аспиды, если их приласкают, делаются кроткими, и львы и барсы, привыкнув к человеку, бывают смирны, но лукавая и бесстыдная жена, если оскорбляют ее, бесится, если ласкают, превозносится.

Если муж у нее начальник, ночь и день, подстрекая его своими словами, поощряет его к беззаконному убийству, как Иродиада Ирода.

Если муж у нее бедный, побуждает его к гневу и ссорам.

А если она вдова, сама без помощи других безчестит и чернит всякого, потому что не обуздывает языка Божиим страхом, не смотрит на будущий суд, не возводить взоров к Богу, не умеет хранить законов дружбы.

Жене лукавой ничего не стоить собственного мужа своего отдать на смерть.

Ибо и праведного Иова собственная его жена отдавала на смерть, говоря: рцы глагол некий ко Господу, и умри (Иов.2:9).

Какое лукавое произволение!

Какая нечестивая мысль!

У мужа внутренность как на угольях горит от множества гнойных прыщей, и вся плоть кипит червями, но она не преклонилась к жалости, видя, что муж ежеминутно стенает и мучится, что раны его непрерывно открыты; не смягчилась, не пришла в сострадание, смотря на то, что одевавшийся прежде в царскую багряницу, теперь на гноище сидит нагой и гнойный; не вспомнила о дружбе и близости с ним князей, о том, сколько сама чрез него возвеличена и прославлена, но говорит: рцы глагол некий ко Господу, и умри.

Какая женская милость!

Какое болезнетворное мягчительное средство!

Какая супружняя дружба!

Не достаточно было для него временной болезни; она готовила ему и вечное мучение за хулу.

Хочешь ли видеть подобную ей в этом лукавстве жену?

Посмотри на Далиду, как она, остригши и связав своего мужа, предала иноплеменникам часть самой себя, своего сожителя, которого лелеяла, лобызала, пред которым лицемерила, что любит его больше самой себя, которого действительно вчера любила, а сегодня обманула, вчера лелеяла любовью, а сегодня своим обманом предала погребению.

И верно не был он красив?

Но кто прекраснее того, кто на голове носил седмь кудрей во образ седмилучной благодати?

И верно не был он мужествен?

Но кто мужественнее того, кто один на пути поразил страшного льва и одною ослиною челюстью низложил тысячу иноплеменников?

Но при этом он столько был и свят, что однажды при недостатке воды, томясь жаждою, помолился, и из мертвой челюсти, которая была у него в руке, истекла вода, и он утолил ею жажду.

И такого святого, такого прекрасного, такого мужественного низложила собственная жена его, и связав, как врага, предала иноплеменникам, а они, ослепив, сделали из него посмешище.

И кому ни львы, ни иноплеменники не в силах были противустать, того низложила собственная жена его.

Как же могла она это сделать?

– Воспользовавшись добротою мужа; потому что ночью, лестью похитив у него тайну его силы и обнажив, предала на смерть.

Посему-то Пророк повелевает нам: от сожительницы твоея хранися, еже сказати ей что (Мих.7:5).

Скажи же мне, какой зверь поступал когда так с подобным себе другого пола?

Какая змея захочет погубить своего сожителя?

Какая львица предаст на смерть мужа своего?

Так истинно, что нет злобы выше злобы женской.

Итак, кто имеет у себя лукавую жену, тот пусть знает, что в ней получил он воздаяние за свои беззакония.

Премудрый говорит, что лукавая жена дана будет мужу грешному.

Сказано: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова в сердце своем (Мф.5:28).

Подлинно, страшное предостережение, и много нужно трезвенности.

Если хочешь избежать такой страсти и этого зверя, послушай, что говорит Приточник: Очи твои право да зрят, и вежди твои да помавают праведная (Притч.4:26); да не победит тя доброта похоти, ниже уловлен буди ея очима: ниже да совосхитишися веждами ея. Жена бо мужа честную душу уловляет (6:25.26).

Ныне убо, сыне, послушай мене: да не уклонится в пути ея сердце твое, и да не прельстишися в стезях ея.

Многих бо уязвивши низверже, и безчисленни суть, ихже убила есть (7:24.25.26).

Да не устремляется на нее око твое, но беги прочь, и не медли.

Посему, когда увидишь женщину благоразумную, которая блистает красотою, имеет светлый взор, сияющие ланиты, и какую-то искусственную выразительность в лице, и она распаляет твой помысл, и усиливает в тебе вожделение, размысли, что приводящее тебя в удивление – земля, что воспламеняющее тебя – пепел; и душа твоя перестанет неистовствовать.

Приникни помыслом на кожу лица ее, и тогда увидишь всю малоценность благообразия, потому что ничего не найдешь, кроме костей, жил и зловония.

Представь также, что она стареет, изменяется, умирает, и весь этот цвет опал.

Рассуди, чему дивишься, и устыдись, а устыдившись, принеси покаяние.



Из творений прп. Ефрема Сирина




[B]ХРАНИ ЖЕ ГЛАЗА СВОИ


Наставления преп. Никодима Святогорца.
[/B]

Согласно святому Василию Великому, глаза – это две бестелесные руки, которыми душа ощущает находящееся на расстоянии.

Итак, необходимо пресечь воззрение глаз на красоту телесную, приводящую душу к неподобающей страсти, как тому учит Соломон: «Очи твои право да зрят, и вежди твои да помавают праведная» (Притч.4:25).

Услышь и то, что говорит Иов: «Завет положих очима моима, да не помышлю на девицу» (Иов.31: 1).

К соблюдению зрения приложи все свое внимание, поскольку это чувство подобно вору: скоро захватывает ум, так что во мгновение ока от страстного взгляда запечатлевается в памяти образ кумира, им услаждается душа и его вожделевает сердце, – и человек грешит, как сказал о том Господь: «...всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердцы своем» (Мф.5:28).

Потому-то и Соломон заповедует нам хранить глаза: «Сыне, да не победит тя доброты похоть, ниже уловлен буди твоима очима» (Притч.6:25).

Если же проберется этот вор и уловит тебя, то подвизайся, чтобы кумир Афродиты, то есть мерзкое похотение, не запечатлелся в душе твоей.

Как?

Через призывание Бога: ведь согласно псалмопевцу, Господне есть спасение (Пс.3:9); или обращением твоего внимания к духовному образу, чтобы образ образом и воображение воображением победить.

Если же сатана не перестанет беспокоить тебя тем кумиром, который запечатлелся в твоем воображении, то святой Иоанн Златоуст и преподобная Синклитикия советуют тебе прибегнуть к следующему средству: вынь мысленно у этого кумира глаза, сними с него кожу, отсеки губы – и тогда ты увидишь, что оставшееся настолько ужасно, что человек не может смотреть на это без отвращения и содрогания, потому как это есть не что иное, как окровавленное мясо и кости.

Блюди же тщательно глаза твои, поскольку идолы зрения глубже, чем идолы, возникающие от действия других чувств, запечатлеваются в памяти, что мы и по опыту знаем: образы, запечатленные в воображении от других чувств, легче изглаживаются, а образы зрительные остаются в течение продолжительного времени, так что и со многими трудами мы не в состоянии бываем от них избавиться: если мы бодрствуем, они не перестают нападать на нас, а если спим, являются нам в сновидениях, и так мы с ними вместе и стареем, вместе и умираем.

Внемли себе, и если возможно, то не встречайся и не разговаривай с теми, кто может вовлечь тебя в мысленную брань.

Если тебе необходимо говорить с женщинами, то опусти долу глаза твои или вообще закрой их и повторяй мысленно слова псалмопевца: «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» (Пс.15:8).

А к этому пусть будет с тобой еще один или два брата, чтобы не дать врагу свободы.

Однажды авва Исидор отправился в Александрию, чтобы повидаться с патриархом Феофилом, а когда он вернулся, собрались отцы скита и спросили:

«Как мир, авва? Что делают люди?»

А он ответил: «Я не видел человеческого лица, кроме лица патриарха, ибо принудил себя не смотреть на людей».

И все подивились его воздержанию (из Отечника).

Из этого примера ты можешь понять, как опасно оставить блуждать глаза свои.

Потому и святой Симеон Новый Богослов учит не смотреть не только на женщин и молодых, но и на старцев.

Итак, блюди глаза свои, прося Господа вместе с Сирахом: «Господи Отче и Боже живота моего, не даждь возношения очима моима и вожделение отврати от мене»(Сир.23:4).

И, конечно же, блюдись, чтобы не смотреть на те лица, к которым раньше закралось похотение в сердце твое, поскольку, глядя на них, ты бываешь борим от диавола вдвойне: и изнутри – страстью от прежде воспринятого вожделения, и снаружи – от настоящего лицезрения.

Храни же глаза свои, поскольку через них входят во множестве разбойники и овладевают душой твоей.

Ведь если бы наши праотцы хранили глаза свои, то не были бы изгнаны из рая; если бы хранили глаза свои содомляне и не увидели двух Ангелов, то не были бы уничтожены; если бы Давид не увидел купающуюся Вирсавию, то не впал бы в двойное беззаконие: прелюбодеяние и убийство, так что, наученный печальным опытом, молил Господа отвратить его глаза от тщетной красоты: «Отврати очи мои еже не видети суеты» (Пс.118:37).

К чему многословить?

Всеми признана та истина, что от воззрения рождается похотение и наоборот: где не было воззрения, там и не возникнет похотения, как о том пишет Сирах: «Блуд женский в возвышении очес» (Сир.26:11).

Потому-то глаз и окружен веками, чтобы, как девица, скрываться от посторонних во внутренних покоях.

О том хорошо сказал святой Иоанн Лествичник:

«Всеми силами будем убегать, чтобы не видеть, не слышать о том плоде, которого мы обещались никогда не вкушать, ибо удивляюсь, если мы считаем себя крепчайшими пророка Давида» (Слово15:64).



Прп.Никодим Святогорец «О хранении чувств»

Комментарии

Комментарии не найдены ...
Добавлять комментарии могут только
зарегистрированные пользователи!
 
Имя или номер: Пароль:
Регистрация » Забыли пароль?
© LogoSlovo.ru 2000 - 2020, создание портала - Vinchi Group & MySites